itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

К вопросу о деятельности русской эмиграции по секретным архивам Управления государственной безопасности Югославии

Доклад на международном семинаре «Сербско-русское содружество: 20-40-е годы ХХ века и современность»

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
749
Время на чтение 14 минут

Работа выполнена в рамках проекта № 18-011-00554А «Русская философия эмиграции в Королевстве Югославия и её взаимодействие с философскими идеями русской эмиграции Китая и Японии в 20-40-х годах ХХ в.».

Доклад прозвучал на международном семинаре «Сербско-русское содружество: 20-40-е годы ХХ века и современность», проходившем 25-26 мая 2018 в рамках Программы Дней Славянской писменности и культуры в МГПУ.

Фото Сергея Савина.

Впервые доступ к секретным архивам Управления государственной безопасности Югославии (УДБЕ) получил Тома Миленкович, выдающийся сербский учёный, умерший в мае 2018 г. Он написал книгу, в которую вошли эти материалы. Но работа вышла маленьким тиражом и осталась почти никому не известной. В конце прошлого года и начале нынешнего секретные материалы были обнародованы, но с такими комментариями, с которыми я не вполне могу согласиться. В любом случае интересно увидеть события тех лет посторонним взглядом. В Сербии недавно сняли фильм про белую эмиграцию «Тени над Балканами», который, может быть, скоро выйдет и на наших экранах. Там также русские беженцы представлены отнюдь не в светлых тонах. Но даже в этом фильме показано, что с бароном Врангелем сербы разговаривали только по-русски, потому что очень его уважали. Материалы, которые попали мне в руки, чрезвычайно интересные. Описанные там события занимательнее многих романов: оказалось, что жизнь может во много раз превосходить творческий вымысел писателей.

На основании данных из секретных архивов можно утверждать, что через тайную деятельность лидеры русской эмиграции в Королевстве Югославия влияли на внутреннюю и внешнюю политику страны, а также на международные отношения того периода. Секретные данные были собраны в 1955 г., они писались самими белыми эмигрантами, поэтому могли быть и не вполне объективными. Но несомненно, что в этих документах представлено множество ранее неизвестных данных о внутреннем устройстве белой эмиграции, её военной структуре, источниках финансирования, отношениях с королём Александром I Карагеоргиевичем, о действиях Русской зарубежной церкви и, наконец, о сети международных связей белой эмиграции по всей Европе.

В книге «Славянский вопрос и сербско-русское содружество в 20-40-х годах ХХ века в Королевстве Югославия» я пыталась обосновать мысль о крепком духовном единстве русских на чужбине. В частности, говорилось о том, что решением проблемы сохранения национальной идентичности и исторической памяти в условиях эмиграции стали церемонии памяти, выразившиеся в праздновании знаменательных дат, подчёркивающих величие России. Самым большим праздником стал День крещения Руси князем Владимиром. В эмигрантских газетах писалось: для того, чтобы преодолеть все тяготы беженской жизни, необходимо осознать себя духовными детьми князя Владимира. Тогда все невзгоды отступят на второй план перед осознанием величия возложенной на эмигрантов миссии.

День русской славы стал манифестацией соборного единения и славян, и многих других народов под сенью Владимирского креста. День св. Владимира ежегодно праздновался не только в Белграде, но и в Загребе при участии владыки митрополита Досифея, в Битоле под покровительством владыки епископа Николая Охридского, а также в городах Западной Европы, в Болгарии, в Карпатской Руси, в Америке и на Дальнем Востоке благодаря заботам владыки епископа Иоанна (Максимовича).

Программа в Шанхае была особенно обширной, как и Харбине. В книге об этом много говорится. Важно то, что обо всех событиях, происходивших в День русской славы в Китае, можно было без труда узнать из однодневной газеты в Белграде.

Однако документы из секретного архива свидетельствуют о том, что невозможно рассматривать духовную и интеллектуальную жизнь русского мира за рубежом вне политического контекста. И здесь есть одна тонкость: развитие политической мысли продолжалось в духе традиции, заложенной ещё Ю.Ф. Самариным. В основе политической философии находились прежде всего проблемы духовного измерения политики, её высшего смысла и назначения. Ещё в работе «Европа и душа России» Вальтер Шубарт указывал, что «русские непроизвольно связывают политические проблемы с последними вопросами человеческого бытия». Думаю, что взаимосвязь духовной, интеллектуальной и политической жизни - важная специфичная черта эмигрантского периода русского зарубежья. Это мой основной тезис в настоящее время.

Приведу только несколько примеров.

Фото Сергея Савина.Начинаются секретные рукописи с описания прибытия штаба генерала Врангеля в составе 120 человек в Югославию в июне 1921 г. Часть штаба разместили в Сремских Карловцах, остальные - в Крушевце и Крагуевце. Помощником генерала Врангеля во внешнеполитических делах стал философ Пётр Струве. По мнению Струве, Врангель имел «большой резерв оппортунизма, а также и часть авантюризма». Эти особенности, как считал философ, могут быть негативными в мирное время, но необходимы лидеру в гражданской войне.

В секретных материалах о Врангеле говорится так: «В гражданской войне Врангель сражался за царя, но после эмиграции не был ярым монархистом, а напротив, поддерживал либеральные идеи и связи с либеральными политиками. Втайне увлекался бонапартистскими идеями, вынашивая мечту, что когда-нибудь сможет установить в России военную диктатуру под сенью некого формального царя». Отмечалось, что у него был неоспоримый авторитет.

Именно Врангель стоял у истоков Русского Обще-Воинского Союза (РОВС), который, по сути, стал главным политическим органом русской эмиграции, изначально в Югославии, здесь было размещено больше всего членов этой организации. IV отделение РОВС в Югославии насчитывало 25 тыс. членов. Первым начальником его был генерал Эдуард Эк до 1933 г. Это отделение поддерживало постоянную связь с военным министерством Югославии.

Русский Обще-Воинский Союз стал единственной организацией, объединивший все остальные, в то время как попытки других оказались неуспешными. В него вошли представители всех белоэмигрантских союзов: группы генералов Миллера, Юденича и Краснова. В 1934 г. в РОВС состояло 400 тыс. членов по всему миру, из них 206 тыс. - в Европе, 25 тыс. - в Америке и 175 тыс. - на Дальнем Востоке. Вероятно, это стало возможно потому, что Врангель вывел самую большую армию из России и смог привести её, не растеряв по дороге, в Европу, которая в тот момент была центром политической жизни всего мира. Кроме того, большое значение имел и неоспоримый авторитет Врангеля.

Главной идеей РОВС было возвращение в Россию силой оружия и свержение Советской власти. Был провозглашён девиз: «Всё для Отечества - и ничего для себя». Требовалась безграничная преданность православной вере и русскому духу.

Официальным выразителем так называемой белогвардейской военной идеологии РОВС выступил профессор университета Иван Александрович Ильин, работавший в Берлине. Он опубликовал книгу «О сопротивлении злу силой», посвящённую белому движению. Затем можно назвать имя бывшего доцента и публициста поручика Владимира Даватза, служившего в армии Врангеля. В документах сообщалось, что он был дальним родственником барону. Даватз написал много книг о генерале и до 1931 г. был главным редактором белогвардейской газеты «Новое время», выходившей в Белграде. На помощь идеологии приходила мистика. РОВС был провозглашён «рыцарским орденом» Александра Невского. Идеологи борьбы уповали на то, что Россия снова воспрянет и станет опираться на тысячелетние национальные традиции и историю. Пропагандировали офицерскую этику, основанную на беспрекословном подчинении, авторитете старших по званию. РОВС вёл активную пропагандистскую деятельность, контролировал все печатные издания, выпускаемые организациями, находящимися в его ведении, опутывал своей сетью всю общественную жизнь беженцев. Особое внимание уделялось газетам «Русский голос» и «Новое время». Главной темой пропаганды было то, что в Союз входят подлинные патриоты гражданской войны, среди которых особенно выделялись Общество галлиполийцев и Общество первоборцев.

РОВС предпринимал энергичные меры по профессиональному военному обучению офицеров, которое включало и интеллектуальную составляющую. С этой целью в 1927 г. был создан в Париже Русский военно-научный институт, руководство над которым взял на себя выдающийся учёный старой школы Н.Н. Головин. Он же из Парижа руководил и Русскими военно-научными курсами, которые были открыты в Белграде в 1931 г. Эти курсы, согласно документам, были позднее преобразованы в Школу военных корреспондентов. Головин был настолько образованным человеком, что был назначен после революции белогвардейцами военным атташе в Лондон, где служил личным секретарём У. Черчилля по русским вопросам.

Фото Сергея Савина.В 1938 г. весь русский мир за рубежом отмечал 950-летие Крещения Руси. Это был период особого духовного подъёма. Именно в 1938 г. РОВС провёл политический семинар для белогвардейцев (VI отделение РОВС в Праге и IV отделение РОВС в Белграде), в котором приняли участие крупнейшие философы русского зарубежья. Он должен был повысить уровень политических знаний среди офицеров и помочь им разобраться в бурной политической жизни того периода. Руководил семинаром Х. Белоусов.

Основным докладчиком по отделению права и экономики стал Евгений Спекторский, по историческому отделению - профессор Георгий Острогорский и Пётр Струве. Последний прочитал две лекции: «Характерные моменты и значение русской истории» и «Причины русской катастрофы».

Струве был основным докладчиком и на политическом отделении. Он прочитал лекцию «Государства с парламентско-демократическим правлением». На политическом отделении прочитал лекцию и известный востоковед Сергей Фёдорович Олденбург - «Политическая система в Финляндии, Польше, Румынии, Венгрии, Югославии, Болгарии и Японии».

В документах подробно говорится об исчезновении генерала Кутепова. Безусловно, что инициатором похищения было Главное разведывательное управление (ГРУ). Но осуществили его Мустафа Голубич и Мария Туцакович.

Особое значение придавалось Русской православной церкви за границей (РПЦЗ). «Русское рассеяние ознакомило с православием все концы мира, ибо русская беженская масса в значительной своей части бессознательно... [являлась] проповедницей православия», - писал Иоанн Шанхайский. Белая эмиграция расселилась в 31 стране мира, тем самым увеличив число приверженцев Русской православной церкви в её заграничных приходах.

Но само существование русской церковной власти в Югославии, так называемой Карловацкой церкви, называлось в документах каноническим абсурдом. Она была самостоятельной и независимой от сербского патриарха, а по сути, равноправной ему властью и в каком-то смысле более могущественной. Такое существование могло получить правовую основу только с согласия самого сербского патриарха.

На основании секретных архивов УДБЕ известно, что русский Архиерейский синод в Карловцах во главе с митрополитом Антонием в действительности был основан по указу Архиерейского синода Сербской православной церкви и с благословения Сербского патриарха. Он никогда не получал от Всероссийской церкви никакой власти и никаких полномочий. От власти над всей русской церковью в каноническом смысле у митрополита Антония и других русских архиереев были только «сан» и «честь», но не власть. Но Иоанн Шанхайский признавал деятельность Карловацкой церкви вполне оправданной, указывая, что «безбожная власть» в России губительно влияет на всех людей, в том числе и пастырей, которые ей повинуются.

В секретных материалах подчёркивалось, что с 1920 по 1936 г. митрополит Киевский Антоний был центральной фигурой не только религиозной, но и политической жизни всех русских эмигрантов. У митрополита были политические амбиции, он хотел играть главную роль и на этом поле. Митрополит Антоний много раз призывал к восстанию население различных окраин России, благословляя любое оружие и любые методы борьбы с большевиками. Он весь был пронизан духом борьбы. Митрополит был главным публицистом и душой монархического «Царского вестника». Он состоял членом правления монархического общества за границей, так называемого Высшего монархического центра. Митрополит Антоний самовольно подчинял часть Русской православной церкви монархистам, не только признавал их призывы, но и лично участвовал в различных группах, которые поддерживали того или иного претендента на царский престол. В последние годы жизни он открыто говорил, что поддерживает кандидатуру короля Югославии Александра Карагеоргиевича на русский престол.

Но вершиной секретных документов, с моей точки зрения, стала информация о генерале Антоне Васильевиче Туркуле. В комментариях говорилось о том, что до сих пор до конца не известно, каким был этот генерал - «красным и белым».

Начну по порядку.

После похищения генерала Кутепова в 1930 г. в Белграде был основан белогвардейский Национальный трудовой союз нового поколения (НТС), который вошёл в РОВС. Основал его Клаудио Вос, белогвардейский и британский, а в действительности советский тайный агент. ГРУ через Туркула содействовало вхождению НТС в так называемый Интермариум, организацию, чью сердцевину составляли активисты белогвардейского движения. К середине 30-х годов Интермариум вырос в мистическую секретную организацию. Он основывался на объединении всех народов Междуморья, попавших под ярмо коммунизма. За этой организацией стояли Ватикан, Французский генеральный штаб, а также британский премьер-министр Уинстон Черчиль. После 1945 г. деятельность Интермариума оживил Шарль де Голль. Интересно, что председателем этой организации в послевоенное время был югослав, министр югославского правительства в изгнании, католик Миха Крек.

Генерал Туркул проник не только в международную сеть Интермариума, но и в информационную службу Ватикана. Но еще в 30-е годы ХХ в. Туркул закинул свои сети в Японию, о чем стало известно американской разведке только в 50-е годы. Они сделали ошибочный вывод, что Туркул - это агент, который работает на японцев в России, организует русскую фашистскую партию в Японии, хорошо владеет японским. Пока британская разведка была уверена, что контролирует работу Национального трудового союза нового поколения, Туркул за спиной у Лондона продал в 1936 г. эту организацию японцам. Деньги за эту операцию ему переводили через нью-йоркский банк вплоть до нападения японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 г. НТС после 1936 г. подчинялся уже не РОВС, а Японскому генеральному штабу, который планировал через эту организацию контролировать не только деятельность белогвардейцев, но и процессы, идущие в СССР. В действительности, говорилось в документах, всё было наоборот: советская служба ГРУ через Туркула и НТС держала под контролем Японию.

В преддверии Второй мировой войны в 1938 г. Туркул продал «японскую» сеть НТС Германии, используя в качестве посредника лучшего немецкого шпиона - Макса Клата. Сообщалось, что Макс Клат был доверенным лицом Туркула, связанного с сетью, которую он создал в Японии в 1936 г. Речь шла о так называемом «Красном оркестре», в который входил и Рихард Зорге. В «Красный оркестр» входил и серб - Бранко Вукелич, журналист, который издавал белградскую «Политику» в Токио. Позднее, как сообщалось, Ватикан создал «Черный оркестр». Так как Туркул глубоко проник в информационную сеть Ватикана, «Чёрный оркестр» вскоре заиграл под дудку «Красного».

При этом у Туркула был незыблемый авторитет в кругу белой эмиграции и за её пределами. Известно, что Вальтер Шелленберг, шеф нацистской разведывательной сети, снабдил Туркула специальным радиотехническим передатчиком, оснащённым системой, которую не могли перехватить со стороны. Таким образом, Туркул мог свободно посылать из Ватикана сообщения напрямую в Москву.

В настоящее время мне ясно одно: русская эмиграция - чрезвычайно сложный и неоднозначный феномен. Об этом, как мне представляется, наиболее точно написал Иоанн Шанхайский, один из самых ярких святителей русского зарубежья.

Беженство - это крест, который нужно достойно нести. Святитель отмечал, что в громадном большинстве люди влачат тяжёлую жизнь, полную душевных переживаний и материальных невзгод. Они чувствуют горечь лишений даже в «братской... Югославии» и всюду вынуждены приспосабливаться к чужим обычаям, «питаясь крохами, падающими от трапезы приютивших их». По мнению святителя, участь, постигшая русский народ, неслучайна, потому что он «весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно клятвопреступление и цареубийство». Иоанн Шанхайский подводил свою паству к мысли о том, что «в грехе цареубийства повинны не одни лишь физические исполнители, а и весь народ, ликовавший по случаю свержения царя», поэтому и возрождение России возможно лишь после покаяния в содеянных преступлениях.

Святитель отмечал, что наряду с высочайшим духовным подъёмом, жертвенностью в среде эмигрантов было и нравственное падение («О духовном состоянии русской эмиграции» (Белград, 1938)). Он указывал, что значительная часть выехавших за границу русских принадлежала к тому интеллигентскому классу, который жил идеями Запада. Они исполняли требования и обряды православной церкви постольку, поскольку это не мешало их больше европейскому, чем русскому укладу жизни. «Охваченная жаждой власти интеллигенция довела до крушения императорскую Россию». Но, «даже «очутившись» за границей, «горделивый ум не мог согласиться с тем, что он до сих пор стоял на ложном пути».

Иоанн Шанхайский осуждал новые религиозно-философские учения, которые губительно воздействуют на духовную жизнь русского мира. Из них он особенно выделял «софианство». Оно, по его мнению, в наибольшей степени выражает психологию интеллигенции и основано на признании самоценности человека. Хотя это учение принимают совсем немногие, но духовно ему близка большая часть интеллигенции. Софианство есть почитание человека, который является не смиренным рабом Божьим, а сам есть маленький Бог. Владыка метко характеризует так называемых «культурных людей»: чувство тонкой гордости характерно для многих из них, они выше всего ставят свои умозаключения и стремятся стать вождями. От этого русское общество за рубежом разделилось на бесчисленное множество группировок и партий.

Владыка подчёркивал, что «многие» в своём ожесточении против Бога «нисколько не уступают гонителям веры в нашей Родине и образом своих мыслей совершенно сроднились с ними». Другие совершенно сломлены и опустились «почти до бессловесных». Третьи проникнуты себялюбием и «глухи к страданиям своих соотечественников». Ещё одна категория - это люди с «совершенно опустошённой душой», которые «внутренне отрешились от своего отечества». Они не имеют «никакого сдерживающего закона», способны «на всякого рода преступления». «К русским стали относиться с меньшим доверием, и ради таковых имя наше хулимо во языцех».

Владыка с горечью прорицал, что «в будущем зарубежье даст многих сознательных работников против Православной России, которые будут стремиться её окатоличить или насадить разные секты, как и таких, которые, оставаясь внешне православными и русскими, будут тайно работать против России». А значительная часть тех, кто воспитывается в иностранных школах, «окажутся вероотступниками и предателями Родины». «Да и что даст и вообще зарубежье для будущего при господствующем в нём разложении? Не сделается ли оно источником новой духовной заразы, когда вернёмся на Родину? (выделено мной - С.С.)».

При этом Иоанн Шанхайский не переставал верить в то, что высокий подъём жизненной энергии некоторых эмигрантов, их умение смиряться и терпеть приведут русский мир к спасению. «...Найдутся ещё те десять праведников, ради которых Господь готов был пощадить Содом и Гоморру», - любил он повторять. Именно они, как ему казалось, укажут путь русскому зарубежью.

Получилось так, что философская часть сборника «Славянский вопрос и сербско-русское содружество в 20-40-х годах ХХ века в Королевстве Югославия» посвящена людям, которых школа беженской жизни нравственно переродила и возвысила, кто сохранил благородство души, без ропота перенося испытания. Именно про них писал тот же владыка Иоанн: «Ныне в бесчестии своём славнее, чем во времена славы..., а души их подобно золоту, очищенному огнём, очистились в огне страданий и горят, как лампады».

В заключение хочу сказать, что презентация сербско-русского сборника состоялась 5 февраля 2018 г. в Русском Доме в Белграде. Приветствие участникам передал протоиерей Виталий Тарасьев, настоятель Церкви Святой Троицы (Русской церкви) в Белграде и потомок русских эмигрантов. Он же дал благословение на работу и публикацию книги в Москве.

Фото - Сергей Савин

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Скороходова
Все статьи Светлана Скороходова
Бывший СССР
«Такого маршала я не знаю!»
Как Хрущёв пытался стать Маршалом Советского Союза
28.03.2024
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
День памяти первого летчика-космонавта Юрия Гагарина
Сегодня, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, мы вспоминаем русского героя Ивана Сусанина, генерал-майора П.Г.Жукова, ученого Н.А.Оболонского, композитора Б.А.Мокроусова, Героев Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи и И.И.Гуляева
27.03.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21