Русский святой в судьбе французского генерала

Преподобный Савва Сторожевский и генерал Евгений Богарне

Александр Сергеевич Пушкин 
0
7968
Время на чтение 9 минут

Преподобный Савва Сторожевский (ум. (3)16 декабря 1407) - Звенигородский чудотворец, один из наиболее известных русских святых. Он прославился как исцелитель, прозорливец, «покровитель царей» и «защитник Москве», «всем грешным прибежище»; был одним из первых учеников и сподвижников преподобного Сергия Радонежского. Наиболее известным источником сведений о Савве Сторожевском явилось его самое первое Житие, написанное в XVI веке агиографом Маркеллом Хутынским (по прозвению Безбородый). А.С. Пушкин краткое Житие игумена Саввы перевел на современный русский язык.

О детстве и ранней юности преподобного Саввы сведений до нас не дошло: неизвестно, в каком году и где он родился, кто были его родители. Из его Жития явствует, что Савва очень молодым пришел в обитель преподобного Сергия, принял от него иноческий постриг и большую часть своей жизни провел в Троицком монастыре. Вместе с преподобным Сергием он трудился над созданием этой обители.

Под руководством богоносного наставника инок Савва научился послушанию, смирению, строгому воздержанию и целомудрию. Он любил безмолвие, вёл аскетический образ жизни: время проводил в непрестанном бдении, питался только растительной пищей, носил грубую одежду. Инок Савва всем казался простецом, хотя мудростью превосходил многих, мнящих себя мудрыми. Он прежде всех приходил на Божественную службу в церковь и после всех из нее выходил. Часто горько плакал, сокрушаясь о своих грехах, чем удивлял иноков обители. Подвижническая жизнь преподобного Саввы снискала ему всеобщую любовь и уважение, и он был поставлен во пресвитера и назначен преподобным Сергием духовником братии монастыря. Наставления преподобного Саввы были настолько назидательны, что и иноки, и миряне открывали ему свои души.

После кончины преподобного Сергия (1392г.) братия Троицкого монастыря умолили Савву принять игуменский жезл. В течение 6 лет (по 1398г.) преподобный Савва пас порученное ему духовное стадо. Во время игуменства святой Савва молитвою извел источник воды за северной стеной монастыря.

Он был духовным отцом вдовы Великого Московского князя Димитрия Донского Евдокии (в монашестве Евфросинии) и их второго сына князя Георгия (Юрия) Звенигородского, которого святой Савва в 1395 году благословил на поход в Волжскую Булгарию: «Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою, помогая тебе! Врагов своих одолеешь и благодатию Христовою здрав возвратишься в свое отечество». Этот трехмесячный поход завершился полной победой русских (было взято 14 городов) и принес князю средства для строительства храмов и монастыря. В 1398 году он пригласил своего духовного наставника переехать к нему в удел, и святой Савва оставил Троицкую обитель и пришел в Звенигород, принеся с собой икону Смоленской Божией Матери. Он поселился в пустынном месте на горе, называемой «Сторо́жи», которая являлась оборонительным укреплением Московского княжества. Это место он избрал для будущей обители. Здесь в 1398 году святой Савва устроил келью и жил в уединении, терпя холод и зной. Добрая слава о житии Звенигородского монаха разнеслась далеко окрест, и слухи об иноческих подвигах привлекли к нему многих, искавших спасения. Он с отеческой любовью принимал их, научая иноческому послушанию и смирению. Князь Димитрий дал преподобному необходимые средства для сооружения храма. Сначала св. Савва воздвиг деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В это время полным ходом шло строительство каменного храма на Городке в Звенигородском Кремле, для росписи которого был приглашен молодой живописец Андрей Рублев. По благословению Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена в 1918 году на Городке, включая знаменитый «Спас Звенигородский» («Русский Спас»; ныне хранится в Третьяковской галерее). Предположительно, старец Савва благословил преподобного Андрея Рублева на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора.

Датой основания монастыря считается 1398 год, когда вокруг преподобного Саввы собралось довольно братии, и он устроил для них общежитие. Князь Юрий богато одарил обитель Саввы и построил вместо деревянной церкви каменную. Постепенно монастырь расширялся и приобретал известность. Так возникла чу́дная и великая обитель - Звенигородский Рождественский (Саввино-Сторожевский) монастырь. Несмотря на преклонные годы, преподобный Савва много потрудился при устройстве обители. Он выполнял все необходимые работы: сам черпал в реке воду, носил ее на своих плечах на высокую гору, подавая пример другим не лениться. Стремясь к уединению, преподобный Савва ушел в пустынное место для молитвенного общения с Господом, где в версте от монастыря выкопал себе пещеру, в которой подолгу со слезами молился и предавался Богомыслию. За высокую добродетельную жизнь Господу было угодно прославить преподобного даром прозорливости.

Память о месте его молитвенных подвигов сохранялась веками. В 1860 - начале 1870-х годов над пещерою была возведена церковь во имя преподобного Саввы Сторожевского, а рядом с ней построен ансамбль монастырского скита. Жизнь в Саввинском скиту основывалась на правилах строгого общежительного устава, ведение которого было связано с именем митрополита Московского Филарета (Дроздова).

Скончался святой Савва в глубокой старости 3 (16) декабря 1407 года. Незадолго до смерти он заболел и, созвав братию, наставлял их жить в любви и дружбе, хранить телесную чистоту и непрестанно пребывать в посте и молитвах. После сего преподобный поставил над ними игуменом одного из своих учеников. Преподав всем мир, святой Савва предал душу свою в руки Божии. Весть о преставлении святого угодника быстро разнеслась по окрестностям, и все жители Звенигорода с великой любовью собрались на погребение почившего святого. Он был похоронен в созданной им церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Несколько раз преподобный Савва являлся насельникам обители, молитвенно обращавшимся к нему за помощью. Так, однажды преподобный Савва явился во сне игумену Сторожевской обители Дионисию, который был иконописцем. После этого видения игумен Дионисий написал первую икону святого Саввы и поместил ее над ракой преподобного. В настоящее время местонахождение иконы неизвестно.

Празднование преподобному Савве было установлено в 1547 году на Церковном Соборе по инициативе монастырской братии и митрополита Макария. Память совершается 3 декабря. Своего расцвета обитель Саввы Сторожевского достигла при царе Алексее Михайловиче, который особо почитал этого святого. 16 января (1 февраля) 1652 года по его инициативе состоялось первое обретение мощей игумена. Мощи святого Саввы были вынуты из земли нетленными и положены в новую дубовую гробницу.

17 марта (30 - новому стилю) 1919 года мощи св. Саввы в Звенигородской обители были вскрыты и изъяты VIII отделом Народного комиссариата юстиции РСФСР, а сама обитель была закрыта. До начала 1930-х годов мощи преподобного Саввы пребывали на Лубянке, затем тайно хранились в семье М.М. Успенского, сотрудника Государственного исторического музея и члена Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области. Успенский завещал своим наследникам вернуть их Церкви, которые в 1995 году передали святые останки в московский Свято-Данилов монастырь. Через три года, 23 августа 1998 года торжественным крестным ходом от самой Москвы до Звенигорода их перенесли в родную обитель - в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где они хранятся в настоящее время. Честные мощи преподобного Саввы доныне источают многие и различные исцеления всем, с верою к ним притекающим.

С именем преподобного Саввы Сторожевского связано много чудес. Об одном из них мы и поведем рассказ. Случилось оно в дни захвата французами Москвы в 1812 году. Французский генерал Евгений Богарне с двадцатитысячным отрядом занял Звенигород и поселился в Сторожевской обители.

Кто же такой этот Евгений (в французском произношении Эжен) Богарне, с которым произошло чудо в занятом им монастыре? Он пасынок Наполеона, вице-король Италии и крупный военачальник. Его отец, молодой офицер Александр Богарне, в конце XVIII века взял в жены креолку Жозефину, которая в 1781 году родила ему сына. Ребенок получил имя Эжен Богарне. Политическая и военная карьера Александра внезапно закончилась: он был убит в 1794 году. Его сыну на тот момент было 13 лет. Будучи еще юношей, Евгений поступил на службу в армию. В 1796 году вдова Жозефина Богарне вышла замуж за мало кому известного в то время генерала Бонапарта, который принял детей Жозефины как своих родных.

В 16 лет Евгений стал адъютантом Бонапарта. С первых шагов на боевом поприще он показал мужество и отвагу. Вместе с Бонапартом участвовал в Итальянском походе 1796-97 г., в Египетской экспедиции 1798-1801 годов и других наполеоновских войнах. Когда осенью 1799 года Наполеон вернулся во Францию из египетского похода, Евгений получил чин капитана конных егерей. Во время итальянской кампании 1800 года Евгений Богарне за проявленное мужество в одном из сражений в 18 лет был произведен в полковники. По этому поводу Наполеон сказал: «Евгений стремительно идет к бессмертию: он покрыл себя славой во всех сражениях».

Евгений содействовал Бонапарту в государственном перевороте 18 брюмера 1799 года, в результате которого во Франции было создано новое правительство во главе с Наполеоном. Затем Наполеон стал пожизненным первым консулом и, наконец, в 1804 году он объявил себя императором Франции, а Евгений стал именоваться принцем. Он всюду сопровождал своего отчима, который ценил пасынка за его благородство, открытость, преданность и военные таланты.

В 1804 году, когда Евгению было лишь 22 года, он стал бригадным генералом; в 1805 году Наполеон I провозгласил его вице-королем Италии, а в 1806 официально усыновил. 26 января 1806 года Евгений Богарне женился на принцессе Августе-Амалии, дочери баварского короля Максимилиана-Августа. В кампании 1812 года итальянские войска под руководством Евгения воевали, естественно, на стороне Наполеона.

Итак, продолжим рассказ о пребывании генерала Богарне в Саввино-Сторожевском монастыре. Евгений проспал весь день, а к вечеру проснулся и вдруг увидел, как в келью вошел благообразный старец в черной монашеской одежде. Посмотрев на принца, монах тихим голосом сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь, а особенно уносить что-нибудь из церкви. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым. И знай, что твои потомки будут служить России». Сказав это, монах тут же исчез. Евгений был потрясен видением: сон был почти явью. Обо всем случившемся он тут же записал в своем дневнике.

Евгений послушался совета русского старца и утром отдал приказ не трогать имущество обители. В соборной церкви он увидел икону с ликом преподобного Саввы Сторожевского, в котором узнал своего ночного гостя. Принц поклонился мощам святого, опечатал храм и приставил 30 человек стражи, строго наказав ей пускать внутрь только монахов. Все ценности, похищенные за ночь, по приказу генерала были возвращены монастырю. Этот благородный поступок Богарне вызывает тем большее уважение, если принять во внимание тот факт, что в то же самое время сотни православных храмов были разорены французами, а в главном храме Московского Кремля, Успенском соборе, ими была устроена конюшня.

Богарне исполнил волю святого Саввы: монастырь мало пострадал, и преподобный, в свою очередь, сдержал свое обещание. Евгений, действительно, остался жив и невредим, ни разу не был ранен в сражениях в то время, как почти все маршалы Наполеона погибли или были казнены. Ней и Мюрат были расстреляны, Бертье кончил жизнь самоубийством; Бессьер был убит под Люценом; маршал Дюрон также убит в сражении. Мортье, взрывавший во время отступления из Москвы Кремль, сам был в Париже взорван бомбой, предназначавшейся королю Людовику Филиппу. Жюно умер в сумасшествии. Маршал Понятовский утонул, будучи раненым; маршал Ожеро умер от мучительной болезни легких.

После падения Наполеона новая французская власть ценила и уважала генерала Богарне, а русский император Александр I проникся к нему такой симпатией, что одно время склонялся к мысли посадить его на императорский трон Франции. Но тот отказался от всех почестей и дожил свой век тихо и спокойно в Мюнхене, получив от своего тестя, короля Максимилиана Иосифа, титул принца Лейхтенбергского. Имел 6 детей. Умер Евгений Богарне 21 февраля 1824 года и был похоронен в мюнхенской церкви святого Михаила, неподалеку от раки с мощами святых целителей Космы и Дамиана.

Евгений Богарне всю жизнь свято чтил память святого Саввы за то, что по его молитвам Бог сохранил ему жизнь. Вскоре после наполеоновской кампании под Парижем появилась часовня Преподобного Саввы, и он стал одним из немногих русских святых, известных и почитаемых во Франции. Своего сына Максимилиана Евгений воспитал в почтении к русскому святому и к самой России.

В 1839 году Максимилиан, герцог Лихтенбергский, приехал в Россию на празднование годовщины Бородинской битвы. Когда прошел военный парад на Бородинском поле, Максимилиан к немалому удивлению российской стороны попросил отвезти его в подмосковный Звенигород, в монастырь преподобного Саввы Сторожевского. Исполняя волю покойного отца, вместе с императорской семьей он посетил Саввино-Сторожевскую обитель и поклонился мощам преподобного. Вскоре юноша Максимилиан женился на дочери русского императора Николая I, великой княжне Марии. Мария Николаевна вышла замуж по любви. Со своим избранником она познакомилась в 1837 году, когда он приехал в Санкт-Петербург на кавалерийские маневры. Год спустя, во время его второго приезда, молодые люди поняли, что не могут жить друг без друга. Николай I дал согласие на брак своей дочери при условии, что супруги будут жить в России, а не за границей. Свадьба состоялась 2 июля 1839 года и проходила по двум обрядам: православному и католическому (Максимилиан был католиком). После свадьбы молодожены вновь посетили Сторожевскую обитель и поклонились мощам святого. Максимилиан переехал на постоянное жительство в Россию. Его семья поселилась в Санкт-Петербурге на Невском проспекте, во дворце, который Николай I выстроил для любимой дочери. В браке родились семеро детей. Максимилиан был президентом Академии художеств, заведующим Горным институтом, проводил научные изыскания в области гальванопластики, учредил в Санкт-Петербурге гальванопластический завод, больницу, завел в тамбовском поместье образцовое хозяйство. Большое участие он принимал и в постройке первых в России железных дорог. Максимилиан умер в 35 лет от туберкулеза. Его потомки жили во дворце на Невском проспекте до самого Октябрьского переворота, во время которого герцоги Лейхтенбергскиие, к счастью, находились в Париже. Так сбылось предсказание святого Саввы Сторожевского о том, что потомки Евгения Богарне будут служить России.

В 1995 году в Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей из Франции приехала 80-летняя православная монахиня Елисавета, представительница рода Богарне. По её словам, семейное предание гласило, что Максимилиан перешел в Православие.

В настоящее время все потомки Богарне имеют русские имена и исповедуют Православие. Они считают преподобного Савву Сторожевского своим небесным покровителем. Когда создается новая семья, она получает копию иконы преподобного, некогда подаренной монастырем Евгению Богарне.

Ныне по посещаемости паломниками монастырь стоит на третьем месте в России после Троице-Сергиевой лавры и Серафимо-Дивеевской обители. В настоящее время настоятелем Савино-Сторожевского монастыря является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Тоболова
Все статьи Мария Тоболова
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Андрей Х.
18.04.2024 18:59
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 18:49
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:58
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:51
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
18.04.2024 16:45
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от боеприпас
18.04.2024 16:34
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от архетипика
18.04.2024 16:16