Самый таинственный и близкий святой

Из повести о путешествиях в Миры Ликийские и Барград. Ко дню памяти

0
1907
Время на чтение 39 минут

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА

Наверное, каждый из нас может вспомнить, когда в первый раз в храме (а может и вне) особенным образом коснулось сердца какое-то невидимое озарение, благодатная волна, неизъяснимо сладостное ощущение, которое мгновенно изменяет тебя всего... Со мной это произошло, в Питере, когда я в церковь не ходил, и хоть крестили еще в раннем детстве, веры осознанной не имел.

И как-то забрел, один, гуляя августовским деньком, между вступительными экзаменами, в Никольский Морской Собор (еще не знал, что он так называется), поставил свечу. Тогда и - запечатлелось как в кадре - перед иконой Николая Чудотворца вдруг неожиданно растаяло сердце...

Это было в первый месяц пребывания в Питере, тогда еще Ленинграде, после дембеля ютились мы втроем в маленькой служебной комнатушке у друга и земляка моего сослуживца Миши Морозова, рядом с Мариинским театром. Приехали мы поступать в ЛГУ, я на журфак, Мишка на философский, удачно попав на перелом сроков службы от 3 до 2 лет: как первоклассным ефрейторам-ракетчикам нам дали возможность, отработав на бетоне дембельскую долю, уехать в июне и успеть подать документы в университет...

Нечто схожее с моим питерским эпизодом произошло через много лет, с коллегой Антониной Л., которая организовала первую городскую газету в 1990 г. и руководила ею, предоставив и мне с самого начала возможность беспрепятственно публиковать материалы по «пропаганде», как выражался другой коллега, «православия и Бога», поначалу не понимая прежним, партийным менталитетом, как это вообще возможно, но потом ничего, привык.

Однажды она пришла в наш первый кафедральный храм Сошествия Духа Святого на Апостолов (кажется, помянуть кого-то, вообще-то в церковь тогда не ходила), и вот слева, у большой иконы Николая Чудотворца (а канун рядом), вдруг растаяло сердце и полились сами слезы... Тоня мне об этом как-то рассказала, а я порадовался.

Так что Чудотворец Николай ежедневно и беспрестанно по всему миру приводит людей ко Христу. Самыми разными способами.

Вспоминаю и Баку, где в соборе Рождества Пресвятой Богородицы к иконе Николая Чудотворца, под сенью, слева от солеи, постоянно приходят азербайджанские девушки и женщины, часто с детьми, они горячо молятся Святителю, и верят, что он поможет... Как и Богородица, в образе «Достойно есть», тоже под сенью, справа от солеи. В этом соборе, у Матери Божией, когда-то еще младенцем меня крестили, это дорогое для меня место.

«Микола - бурхан»,кстати, был включён калмыками-буддистами в пантеон духов-хозяев Каспийского моря и особо почитался как покровитель рыбаков... Другой буддийский народ России - буряты - отождествлял Николая Чудотворца с божеством долголетия и процветания Белым Старцем.«Все без исключения тункинские монголо-буряты, как шаманисты, так и ламаисты, питают глубочайшее почтение к этому (Николаю) Святителю и называют его по-русски на свой лад: „батюша Михола", или же по-монгольски „Саган - Убукгун" (вики). Подобное отношение к Николаю Чудотворцу, как мы знаем - у многих народов мира.

***

А мое воспоминание о первой встрече с Чудотворцем, как ни парадоксально, всегда рядом по времени с кадром шашлычной, неподалеку, на Садовой, у моста, которую мы тогда иногда посещали, и было там хорошо и весело, и уютно, дым коромыслом, звон и звяк пивных кружек с «ершом», беззаботность и расслабляющее благоденствие, в котором, казалось, пребывала тогда вся страна, щедро (уж в столицах точно) питаемая из «египетских котлов» социалистического жизнеустройства... До поры - мы еще не ведали - до времени.

ОБОЙДИ ТЫ РУССКИЙ КРАЙ...

«Говорит Господь с престола,

Отворив окно за рай:

«О мой верный раб Микола,

Обойди ты русский край.

Защити там в чёрных бедах

Скорбью вытерзанный люд.

Помолись с ним о победах

И за нищий их уют...»

Сергей ЕСЕНИН.

***

Во многих семьях хранятся предания о явлениях Николая Угодника людям. И в магаданских в том числе. Слушательница воскресной православной школы (для взрослых) Вера Голенкова поведала историю, рассказанную ей матерью, Наталией.

Дело было еще до войны, до коллективизации, в одной из деревень Татарии. У Натальи была подруга Анна, у которой муж сильно пил. У них не так давно родился ребенок, было ему на то время одиннадцать месяцев. Анна очень страдала от супруга, пропивающего все деньги, и когда тот однажды уехал в город, на рынок, и пришло известие, что он загулял там и спустил все последнее, Анна с отчаяния взяла веревку и решила повеситься. Подошла к поветью, вдруг рядом старичок благообразный появился и говорит: «Раба Божия Анна, очнись, что ты делаешь, у тебя ребенок плачет». И исчез. Анна осталась жива, а потом, попав в церковь, в райцентре, узнала на иконе спасителя «старичка» - это был Николай Угодник...

В одном магаданском доме хранился небольшой металлический образок св. Николая. Вот что рассказывала о нем Татьяна Лисачкина, работавшая юристом в Водоканале: «Эта икона у нас с 1942 года. Дедушка с бабушкой были москвичи, работали на военном заводе, который эвакуировали в Куйбышев (Самару). Приехали, карточная система, голодно, к тому же и обворовали. Стали менять вещи на продукты. Маме было тогда 13 лет, вчерашняя пионерка. Как-то дед, ее отец отравился пшеном с рынка, и мама, бабушка моя, послала Аллу за город, в деревню, чтобы добыть продукты. Хоть и недалеко, одна остановка, но добиралась на поезде, другого транспорта не было. А от станции к деревне пешком через степь...

Заходит она в первый дом, предлагает вещи, в обмен на крупу и масло. «У нас нет, детка, спроси у шабров». Алла не знала, кто такие «шабры», так с расспросами дошла до околицы, где одна старушка объяснила, что «шабры» - это значит соседи, и дала ей продуктов.

Дело уже клонилось к вечеру, бабушка вручила Алле образок Николая Чудотворца и сказала: «Иди, молись, и не бойся». Молиться научила так: «Господи, Никола Милостивый, спаси и помилуй меня, Ангелы, Сыны Божии, молите Бога за меня». Взяла в одну руку иконку Николы, в другую сумку, вышла за село, направилась к станции.

Уже смеркается, страшновато девчушке, дорога через степь, никого нет. И вдруг видит Алла - прямо на нее бежит стая собак, каких-то странных, больших, облезших. Перепугалась, застыла, глаза закрыла, только молитву горячо шепчет: «Господи, Никола Милостивый, спаси!..». Подбежала первая собака, обнюхала, отбежала, ногу задрала... За ней вторая, третья - как по команде. Ситуация курьезная, но тринадцатилетней девчонке в степи было страшно и жутко.

Когда открыла она глаза, собак уже не было. Поспешила дальше, и вдруг из-за бугорочка как бы поднимается человек в солдатской шинели. «Девочка, куда ты бежишь?». Алла сказала. «А ты волков не видела?»... «Каких волков? - спрашивает Алла. - Собаки какие-то большие были...». Посмотрел на нее мужчина задумчиво, головой покачал. «Петь умеешь?» - «Да». - «Запевай!». Взял он ее за руку, и быстро-быстро к станции, там на поезд, до самого дома довел, на удивление бабке и деду...

Их уже нет на этом свете, и мамы Аллы нет, а иконку Святителя Николая и молитву бережно хранит семья Татьяны. Верят, что сам тогда явился на помощь Угодник Божий... Не единожды чувствовали в доме Лисачкиных попечительство и скорую помощь Чудотворца, по молитве к нему.

Знаменательно, что именно в Самаре (где они осели) произошел удивительный случай, «стояние Зои», и Татьяна помнила глухие разговоры старших о том.

Писали о происшествии и газеты (в духе времени, естественно), как выразился один из представителей власти - «они все это подгадали к областной партконференции». Ну кто б сомневался...В Самарском госархиве (бывший архив обкома КПСС) хранится неправленая стенограмма этой 13-й (вот уж действительно подгадали!) Куйбышевской областной партийной конференции, которая состоялась 20 января 1956 года. Здесь можно прочитать, как тогдашний первый секретарь обкома КПСС Михаил Тимофеевич Ефремов охарактеризовал приключившееся ЧП: «В городе Куйбышеве широко распространены слухи о происшедшем якобы чуде на Чкаловской улице. Записок по этому поводу пришло штук двадцать. Да, произошло такое чудо - позорное для нас, коммунистов, руководителей партийных органов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела, и пошло, начал собираться народ потому, что неумно поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил здесь руку. Тут же выставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза. Мало оказалось нашей милиции, так как народ все прибывал, выставили конную милицию, а народ, раз так - все туда. Некоторые додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления...».

В общем, милиция оказалась во всем виновата, впрочем, «и еще кто-то».

***

Надя Линникова, учительница и художница (она сейчас в Питере), очень живая, энергичная натура, постоянно молилась Николаю Чудотворцу, в школу ли шагает или на пленэр (она и фотографировала). И вот пошла она как-то на китайский рынок (а выручал он нас в 90-е еще как), была непогода, сильный ветер, но что-то ей приспичило купить. А рынок как раз начали выводить из состояния дикости, покрывали навесы листовым оцинкованным железом. Из-за стихии работы не велись, заходит Надя на территорию, сильнейший порыв ветра, и с крыши недоделанного навеса срывается металлический лист, и прямо на нашу Надю!.. Она шла, молилась как всегда, успела охнуть - Николай, помоги! - лист мгновенно скрутился в воронку и упал прямо у ее ног. Рассек бы пополам, как ножом! - говорит она. Такую б красавицу потеряли, говорю я, она смеется.

***

В 1997 году Татьяна Лисачкина, узнав, что можно побывать на родине великого святого, съездила по путевке в Турцию. Тогда, двадцать лет назад, она была одной из первых северянок, побывавших в Мирах Ликийских, вернувшись, рассказала нам о путешествии на воскресной школе...

Таня переехала со временем в Питер, там и скончалась несколько лет назад, Царство ей Небесное, молитвами святого Николая. Образок его хранят дочь Оксана и внуки рода Лисачкиных.

ЗДЕСЬ ОН РОДИЛСЯ, МОЛИЛСЯ И СТРАДАЛ

Сам я попал в Турцию в первый раз, можно сказать случайно, хотя ничего, как известно, случайно не происходит.

Был я в северном отпуске в Москве, оставалось еще время, дочь посоветовала: слетай в Турцию, тебе понравится. Это был 2011 год. Я так и сделал, сразу взял горящую путевку в ближайшем турбюро, куда есть - и попал в Бодрум, на запад, побережье не Средиземного, но Эгейского моря. Вылет послезавтра, вечером узнал, по Интернету, что там автобусные экскурсии в Эфес и Иераполис - Паммукале, где принял кончину апостол Филипп после проповеди Евангелия с апостолами Варфоломеем и Иоанном Богословом и сестрой Мариамной... Это был подарок!

Я уже писал об этой поездке, но тогда же, неожиданно «распечатав» для себя Турцию, вернувшись в Москву, отложил все другие дела, взял еще одну путевку, теперь уже в Анталию - оттуда были экскурсии в Миры Ликийские, ныне Демре.

И вскоре вторично оказался на земле древней Византийской империи, скрытно таящейся в подпочве нынешней Турции. Отель у Бодрума именовался «Акация», теперь же, в окрестностях Кемера - «Ларисса»... Уже через пару дней автобус мчал нас по экскурсионному маршруту Кекова - Демре - Миры.

Не буду здесь описывать красот Кековы - полузатопленного острова, тянущегося параллельно побережью, на котором находился город Симена. Жак- Ив Кусто снимал здесь один из фильмов своей подводной Одиссеи... В изумительно-прозрачных изумрудных водах мы видели останки жилищ и храмов, а на склонах, крутых и пологих - пасущихся коз, среди зарослей, укрывающих следы древних, разрушенных землетрясениями построек...На некоторых стенах - выбитые в камне кресты...

После Кековы, наконец, автобус следует к долгожданной цели - в Демре, Миры Ликийские. Ныне это небольшой городок... Выходим из автоковчега - впереди виднеется скульптурный памятник Святителю Николаю, где он изображен с детьми, в стиле турецко-туристического реализма... Первым делом группу подводят к «Иконному Центру церкви Святого Николая» (это по договоренности с компанией, которая обеспечивает тур, в обязательном порядке, также, как в завершение экскурсии, уже под вечер - остановка на винзаводе, с дегустациями и затовариванием). В обширном магазине чего только нет, красота, но цены, конечно, кусаются... Как оказалось в дальнейшем, какие-то иконочки можно было купить подешевле на открытых лавках по пути или возле церкви. Но это уж кому как по карману.

Так выглядит сегодня храм.

Как всегда, воображаемая, «книжная» картинка представляемого храма (места, святилища, как и в нынешнем Иерусалиме), сразу осыпается при виде реалий, являющихся после многовековых изменений - разрушений первоначальных объектов, их перестроек. Время, будто во мгновенье совершая свой многовековой бег, открывает нам сегодняшний «артефакт» совсем не в древне-евангельском формате, увы. (Кстати, уместно было бы перед поездками, особенно на Святую землю, предупреждать и подготавливать к

этому людей, впервые ступающих на нее).

В 2000 г. Южный округ Москвы подарил Демре памятник св. Николаю работы скульптора Григория Потоцкого. В течение нескольких лет он украшал одну из центральных площадей города. Однако в 2005 г. местные власти распорядились демонтировать русский памятник св. Николаю, а на его место водрузили пластиковую статую Санта-Клауса...В декабре 2008 года пластиковая фигура исчезла, а на ее месте появился новый памятник Николаю Чудотворцу работы турецкого скульптора. Что касается памятника Григория Потоцкого, то его установили непосредственно перед входом в базилику св. Николая, где он пребывает до настоящего времени, встречая и благословляя всех, кто приходит к нему.

Храм, где гробница Святителя, находится как бы в небольшой низине, чтобы пройти, предъявляем билетик-ваучер (красивый, на память), и вот - сама церковь, с виду будто перестроена - недостроена, в металлических конструкциях. Поворот налево, и вот статуя Святого - здравствуй, отче Николае, благослови!

Уже потом будем возле нее фотографироваться, а пока экскурсовод приглашает пройти по небольшому металлическому трапу вовнутрь... Сразу поражают отчасти сохранившиеся древние фрески...Но главное - здесь дух самого Николая Чудотворца, здесь невидимые, но реальные его следы, запечатленные в вечности.

Примерно к 300-му году Святитель стал архиепископом, как полагают историки, когда начались гонения Диоклетиана, он был заключен в тюрьму в 302 году, его, как и всех гонимых наших братьев, принуждали к отречению от Христа, подвергали истязаниям и пыткам... Во узах он пробыл десять лет или более, и лишь в 311 (или 313) году снова вернулся на кафедру, где и оставался до конца земной жизни.

Эти сведения приводят в своей книге известный исследователь, историк, писатель-агиограф А.В.Бугаевский и архимандрит Владимир (Зорин), («Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Великий Чудотворец: его жизнь, подвиги и чудотворения, изложенные по древним греческим, латинским и славянским рукописям». М.2001).

К ней мы еще обратимся, также как к аналогичному исследованию диакона Дионисия Куприченкова «История мощей святителя Николая Мирликийского», в котором также предпринята основательная попытка систематизировать и рассмотреть в хронологическом порядке сведения о перенесении мощей, описанные в средневековых хрониках, в сопоставлении с археологическими данными и обстоятельствами исторических перемен того времени в Ликии, Бари и Венеции.

***


Мира при служении архиепископа Николая была центром Ликийской области в Малой Азии, которая возникла за несколько веков до Р.Х. как колония во время великой греческой колонизации. Потому население было преимущественно греческим. Как мы знаем, территория Малой Азии, где ныне располагается Турция, была просвещена светом Евангелия апостолами Христовыми, его непосредственными учениками. Об этом повествуют «Деяния святых апостолов».

А рассказывая о последнем, невольном путешествии в 60 г. апостола Павла во узах на суд к кесарю, Лука пишет, что они, после первой остановки в Сидоне, «приплыли в Кипр по причине противных ветров», и - «переплыв море против Киликии и Памфилии, прибыли в Миры Ликийские. Там сотник нашел Александрийский корабль, плывущий в Италию, и посадил нас на него» (Деян., 27, 5-6).

Остатки Андреатической пристани, гавани Мир Ликийских в устье реки Андрокос, сохранились доныне. В одном турецком справочнике (для наших туристов) говорится, что на лувийском языке (на нем говорили и жители Трои) Андриаке означало «Богиня Мать» или «Мужчина Богини Матери» (но в этой книжке ошибка на ошибке).

Император Адриан, который правил империей со 117 по 138 г., приезжал в Анталию, здесь была его зимняя резиденция. В Андриаке, рядом со средним входом в зернохранилище сохранились высеченные в камне портреты Адриана и его жены Сабины... Кроме того, что он известен как путешественник и строитель, он был, как ныне говорят, нетрадиционной ориентации. Его «возлюбленного», юношу Антиноя после загадочной смерти (утонул или утопили тогдашние «гомофобы») по приказу императора причислили к богам, было изготовлено множество его статуй и изображений, до сегодняшнего времени их насчитывается порядка пяти тысяч (!), гораздо более, чем других знаменитых и гораздо более выдающихся римлян.

Мало того, придворные астрономы присвоили имя Антиноя одному из созвездий, оно упоминалось вплоть до XIX века, но ныне, слава Богу, отменено, а то бы висело над нами!.. (Кстати, утонул Антиной в Египте после пребывания в Палестине, где Адриан решил на месте Иерусалима, еще лежавшего в развалинах с 70 года, построить новый город под названием Элия Капитолина, а на месте разрушенного храма Соломона воздвигнуть храм Юпитера Капитолийского. Языческие храмы были затем поставлены на местах распятия и погребения Христа).

Именно Адриан был инициатором мученической, садистской казни христианок, святых девочек Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

***

«Археологические раскопки в Ликии,- сообщает А.В.Бугаевский,- предпринятые в XIX-XX вв., хорошо согласуются с географическими, топографическими и другими сведениями, содержащимися в древнейших житийных памятниках... Сохранились не только храм, построенный свт. Николаем Мирликийским, но и место встречи святого со стратилатами - Плакома, площадь в андриакском порту, покрытая плитами. На ней в древности был расположен рынок, остатки которого видны и в наше время. Ныне гавань Андриаки заболочена и порт давно прекратил свое существование, но значительные объемы многих зданий прекрасно сохранились. Среди них огромное зернохранилище («гранарий»), построенное при императоре Адриане, каменные цистерны, акведук, несколько храмов и целый ряд портовых и других построек. По предположению историка А.Ю. Виноградова, именно в это зернохранилище был капитанами выгружен хлеб в «Деянии о хлебовозах» (когда в голодающую Ликию по молитве св. Николая привезли неожиданно пшеницу - С.Р.)... Хорошо сохранились и остатки зданий древней Патары...Весьма интересны археологические находки, подтверждающие повествование архим. Михаила в древнейшем тексте жития свт. Николая о храме Артемиды, который превосходил всех их [другие)... Большая надпись на камне из Родиаполиса (ок. сер. II в. по Р.Х.) так восхваляет ликийского мецената Опрамоаса: «В городе Миры, разрушенном землетрясением [141 г. по Р.Х.], он воздвиг святилище Элевтеры, [то есть Артемиды], самое прекрасное и большое в Ликии, а также устроил празднество и игры в честь богини и самодержца. Святилище Артемиды часто изображалось на ликийских монетах времен императора Гордиана III (238-244) в виде дистильного или тетрастильного храма».

***

Святитель Андрей Критский говорил, в похвальном слове: «Величаю тебя, митрополия Ликийская, ты стяжала пастыря чадолюбивого, ты приняла на голову свою дорогой и нетленный венец. Кто это? Николай, в нуждах предстающий с небесными утешениями, неукоснительный защитник в обидах, великий в чудесах и страшный в явлениях, спасающий невинных от погибели, разрушающий сновидениями неправедные предприятия. Блажен ты из городов, Миры! Ты вмещаешь в недрах столь великого благодетеля. «Приидите, пойдем светом» его (Ис.2,5),и «поживем в сени его» (Плач.4,20)».

Он писал это в VIII веке, когда Миры уже регулярно подвергались разбойным нападениям с моря, разграблялись и постепенно приходили в упадок.

В 792 году халиф Гарун Аль-Рашид (легендарно облагороженный персонаж «1001 ночи») отправил своего начальника флота Хумейда сначала на разграбление острова Родос, а потом в Миры, именно с целью разорить, осквернить гробницу Святителя Николая, которого почитали христиане. Однако ничего у него не получилось - была взломана, по преданию, другая гробница, находившаяся рядом. А когда святотатцы отплыли от берега, на море поднялась сильная буря, потопившая почти все суда, на которых они прибыли в Миры.

Семь с половиной веков мощи святителя Николая хранились под спудом в Сионском храме в Мирах, прославленные от Господа благодатным истечением целебного мира. В XI веке, который стал переломным для Церкви, Византийская империя пришла в состояние упадка... Это было время опустошительных набегов турок-сельджуков на греческие владения в Малой Азии. При этих нашествиях жестоко истреблялось местное население, разрушались христианские святыни.

Византийский хронист писал, к примеру, о времени Михаила Парапинака (1071-1078): «При этом императоре весь мир, земной и морской, был захвачен нечестивыми варварами, разрушен и лишился населения, ибо все христиане были ими убиты, и все дома и деревни Востока с их церквями были разорены, полностью разрушены и превращены в ничто».

В 1077 г. на отторгнутых от Византии землях захватчики образовали в Анталии Конийский (Иконийский) или Сельджукский султанат. (Лишь в 1190 г. во время Третьего крестового похода, который возглавлял император Фридрих Барбаросса, город был освобожден, но не надолго). В Иконии, напомним, проповедовал во время первого и второго путешествий апостол Павел, здесь была образована одна из древнейших христианских общин, это родина святых мучениц Феклы и Параскевы-Пятницы.

1087 ГОД: БАРИЙЦЫ ПРИБЫВАЮТ В МИРЫ

«В XI в.,- пишет о. Дионисий Куприченков, цитируя свидетельства из различных источников, - об­ста­нов­ка в Ви­зан­тий­ской им­пе­рии бы­ла небла­го­при­ят­на для хри­сти­ан. Ви­зан­тий­ский пре­стол по­сле смер­ти Ва­си­лия II (1025 г.) за­ни­ма­ли сла­бые, ча­сто сме­няв­ши­е­ся им­пе­ра­то­ры; как раз в это вре­мя во­сточ­ной им­пе­рии ста­ли гро­зить се­рьёз­ные опас­но­сти...

Это вы­нуж­да­ет хри­сти­ан, жи­те­лей Мир, пе­ре­се­лять­ся в бо­лее без­опас­ное ме­сто, на­хо­дя­ще­е­ся в трех ки­ло­мет­рах от ста­рых Мир. В са­мом же хра­ме оста­ют­ся слу­жить толь­ко несколь­ко мо­на­хов. В 1086 г. свя­ти­тель Ни­ко­лай «явил­ся в ви­де­нии трем че­ло­ве­кам, при­ка­зы­вая им объ­явить жи­те­лям го­ро­да Ми­ры, ко­то­рые, бо­ясь ту­рок, ушли от­сю­да на го­ру, чтобы они воз­вра­ти­лись жить и сте­речь го­род, или зна­ли, что он пе­ре­се­лит­ся в дру­гое ме­сто». Од­на­ко жи­те­ли не вня­ли пре­ду­пре­жде­нию сво­е­го Ве­ли­ко­го покровителя...

1087 г. в го­ро­де Бар, свя­ти­тель Ни­ко­лай явил­ся во сне чест­но­му и бла­го­го­вей­но­му свя­щен­ни­ку и ве­лел:­ «Иди и ска­жи лю­дям и все­му со­бо­ру цер­ков­но­му, чтобы они по­шли и взя­ли ме­ня из Мир и по­ло­жи­ли в го­ро­де этом, ибо не мо­гу там пре­бы­вать на ме­сте пу­стом. Бо­гу так угод­но». Ска­зав это, «свя­ти­тель стал неви­дим». Утром в церк­ви свя­щен­ник по­ве­дал кли­ру и на­ро­ду о сво­ем ви­де­нии. Все быв­шие в церк­ви, услы­шав о ви­де­нии их пас­ты­ря, ра­дост­но вос­клик­ну­ли: «Гос­подь по­слал те­перь Свою ми­лость на лю­дей и го­род наш, ибо удо­сто­ил нас при­нять мо­щи Его свя­то­го Угод­ни­ка Ни­ко­лая».

Для ис­пол­не­ния во­ли Чу­до­твор­ца «...ита­льян­цы спеш­но и тай­но под­го­то­ви­ли це­лую мор­скую экс­пе­ди­цию».

Ба­ряне от­пра­ви­лись за дра­го­цен­ны­ми мо­ща­ми на трех су­дах. Име­на участ­ни­ков экс­пе­ди­ции за­пи­са­ны на пер­га­мен­те, ко­то­рый хра­нит­ся в со­кро­вищ­ни­це Ни­коль­ской ба­зи­ли­ки Ба­ри. Опа­са­ясь, что кто-ни­будь дру­гой смо­жет их опе­ре­дить, ба­рий­цы преду­смот­ри­тель­но ре­ши­ли скрыть цель сво­е­го пу­те­ше­ствия под ви­дом тор­гов­ли зер­ном и для это­го на­гру­зи­ли свои ко­раб­ли пше­ни­цей.

Пер­вым де­лом ка­ра­ван из трех су­дов на­пра­вил­ся в Ми­ры в Ли­кии. Ба­рий­цы по­сла­ли в раз­вед­ку мат­ро­са под ви­дом па­лом­ни­ка, ко­то­рый со­об­щил, что «в кре­по­сти, где на­хо­дит­ся ба­зи­ли­ка свя­то­го, нема­ло ту­рок; умер на­чаль­ник гар­ни­зо­на, и со­бра­лись хо­ро­нить его». Ба­рий­цы сра­зу на­пра­ви­ли свои ко­раб­ли в порт Свя­то­го Си­мео­на в Ан­тио­хии, где узна­ли, что ве­не­ци­ан­цы на­прав­ля­ют­ся в Ми­ры с це­лью за­брать те­ло св. Ни­ко­лая. На­де­ясь опе­ре­дить их, ба­ряне ре­ши­ли немед­лен­но за­вер­шить своё пред­при­я­тие.

11 ап­ре­ля 1087 г. со­рок семь ба­рян, хо­ро­шо во­ору­жив­шись, от­пра­ви­лись в храм Свя­то­го Си­о­на, где на­хо­ди­лись мо­щи свт. Ни­ко­лая. До­брав­шись до церк­ви и спря­тав ору­жие, они «со сми­ре­ни­ем» во­шли в храм, в ко­то­ром на­хо­ди­лось чет­ве­ро без­за­щит­ных сто­ро­жей-мо­на­хов. Од­ни из ба­рий­цев об­ра­ти­лись с прось­бой к мо­на­хам о вы­де­ле­нии им ча­сти ми­ра (ман­ны) от мо­щей свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, дру­гие ста­ли мо­лить­ся, изо­бра­жая па­лом­ни­ков. В кон­це кон­цов пу­те­ше­ствен­ни­ки от­кры­ли мо­на­хам свой план - пе­ре­не­сти мо­щи чу­до­твор­ца в Апу­лию. Воз­мож­но, спер­ва мо­на­хи не вос­при­ня­ли на­ме­ре­ние по­слан­ни­ков из Ба­ри все­рьез. Они ска­за­ли, что Свя­той ни­ко­му ни­ко­гда не поз­во­лял пе­ре­но­сить его остан­ки в дру­гое ме­сто; да­же им­пе­ра­то­ру Ва­си­лию Ма­ке­до­ня­ни­ну при­шлось от­ка­зать­ся «от на­ме­ре­ния пе­ре­не­сти в Кон­стан­ти­но­поль». «Свя­тый ис­по­вед­ник Бо­жий не по­пустит вам взять его», - от­го­ва­ри­ва­лись мо­на­хи.

Ба­рий­ский пре­сви­тер по име­ни Луп дер­жал в ру­ках стек­лян­ный со­суд, ко­то­рый мо­на­хи хра­ма на­пол­ни­ли ми­ром от мо­щей. Он ре­шил при­нять уча­стие в пе­ре­го­во­рах со сто­ро­жа­ми и по­ста­вил фла­кон на верх невы­со­кой ко­лон­ны у ал­та­ря. Во вре­мя спо­ра отец Луп по неосто­рож­но­сти за­дел со­суд, и тот с «ве­ли­ким трес­ком» упал на мра­мор­ный пол, но не раз­бил­ся. При­шель­цы уви­де­ли в этом зна­ме­нии бла­го­при­ят­ный знак вы­ра­же­ния во­ли Бо­га и свя­то­го Угод­ни­ка, яко­бы свя­ти­тель ска­зал им: «Вот мо­ги­ла, в ко­то­рой я ле­жу, возь­ми­те мое те­ло и иди­те к лю­дям в Ба­ри, ко­то­рым я бу­ду по­кро­ви­тель­ство­вать и за­щи­щать».

Ба­рий­цы ре­ши­ли сме­нить так­ти­ку уго­во­ров, ре­шив, что «доб­рый об­ман ни­ко­му не вре­дит». Они со­лга­ли мо­на­хам, за­явив: «Вы долж­ны знать, что, ко­гда па­па из Ри­ма при­шел к нам в го­род Ба­ри, в со­про­вож­де­нии мно­гих ар­хи­епи­ско­пов, со сви­той свя­щен­но­слу­жи­те­лей и ми­рян, он сам по­слал нас в эти зем­ли пе­ре­не­сти свя­щен­ное те­ло. Он сде­лал все это, по­то­му что свя­ти­тель Бо­жий явил­ся ему во сне и про­сил, чтобы пе­ре­вез­ли его в на­ши зем­ли».

Ко­гда апу­лий­цы до­ста­ли из-под сво­их пла­щей ору­жие, мо­на­хи осо­зна­ли всю се­рьез­ность на­ме­ре­ний го­стей. Один из мо­на­хов стал мед­лен­но от­сту­пать к две­рям, же­лая опо­ве­стить жи­те­лей Мир о про­ис­хо­дя­щем, но ба­рий­цы за­ра­нее за­бло­ки­ро­ва­ли вы­хо­ды из церк­ви.

Сто­ро­жа свя­за­ли, и некто по име­ни Мат­фей (воз­мож­но, ли­дер), при­ста­вил нож к гор­лу мо­на­ха, угро­жая смер­тью, ес­ли тот не ука­жет ме­сто­на­хож­де­ния мо­щей. Мо­нах от­ве­чал ему: «Ско­рее умрем, неже­ли да­дим взять свя­то­го». Дру­гой сто­рож, же­лая из­ба­вить со­бра­та от смер­ти и по­ни­мая, что со­про­тив­ле­ние бес­по­лез­но, ска­зал: «Сын мой, по­че­му ты неспра­вед­ли­во на­пал на на­ше­го бра­та?.. Мно­гие пы­та­лись за­вла­деть мо­ща­ми, но не смог­ли. По всей ви­ди­мо­сти, при­шло вре­мя ис­пол­не­ния обе­ща­ния, ко­то­рое дал свя­ти­тель год на­зад».

Услы­шав это, ита­льян­цы по­про­си­ли рас­ска­зать им о ви­де­нии свя­то­го Ни­ко­лая, быв­ше­го в 1086 г. трем жи­те­лям Мир. Ба­рий­цы рас­це­ни­ли это как еще од­но ос­но­ва­ние для пе­ре­но­са остан­ков Ве­ли­ко­го свя­то­го к се­бе на ро­ди­ну. Слу­жи­тель хра­ма ука­зал Мат­фею от­вер­стие в по­лу, из ко­то­ро­го мо­на­хи из­вле­ка­ли «ки­сточ­кой свя­тую вла­гу». Ба­рий­цы по­ня­ли, что это то ме­сто, где на­хо­дят­ся мо­щи свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. Мат­фей спря­тал свое ору­жие и, взяв же­лез­ный лом, стал бить в мра­мор­ный пол...».

***

Есть свидетельства в древнейших документах - и их подробно анализирует о. Дионисий Куприченков, что святитель Николай был похоронен рядом с церковью Св. Сиона, в которой служил. Дату смерти о. Дионисий указывает, ссылаясь на А. В. Бугаевского и архим. Владимира (Зорина) - 19 декабря 335 г. На погребение его «собрались епископы Ликийской страны со всем клиром» и народ из разных городов». (Обычай погребать в храмах возник уже после кончины Святителя, в конце IV - нач. V в.в., и был узаконен после Карфагенского собора в 419 г.) Потом над мощами была воздвигнута часовня - мартирий, разрушенная во время сильного землетрясения 529 г.

А в IX в., когда император Василий I Македонянин, ратовавший за восстановление почитания икон и мощей святых, захотел перенести мощи мирликийского пастыря в Константинополь - он был остановлен неведомой силой, при этом «сильно разозлился» (вероятно, восприняв это как умаление его царского достоинства) и повелел запечатать мощи в саркофаге под пол часовни, придела церкви Св. Сиона - чтобы никто не смог их забрать...

Соответственно, и барийцы извлекли их не из саркофага, который ныне в Демре, а выведав, под угрозами, где они на самом деле хранятся, взломали пол и там только под плитой обнаружили саркофаг с мощами...(Позже оставшаяся, примерно пятая часть мощей была обретена венецианцами, причем принесены они были в Венецию только в 1101 году, после возвращения из Первого Крестового похода).

***

«Бы­ло ре­ше­но,- продолжает о. Дионисий,- что бес­цен­ный груз на борт возь­мет ко­ман­да, в ко­то­рой со­сто­ял Мат­фей. Ка­пи­тан вы­бран­но­го суд­на и его ко­ман­да по­кля­лись, что они обес­пе­чат пол­ную со­хран­ность мо­щей Свя­то­го Ни­ко­лая и не бу­дут пред­при­ни­мать ка­ких-ли­бо дей­ствий «без об­ще­го ре­ше­ния всех участ­ни­ков» экс­пе­ди­ции». (Всего их было 62 - С.Р.).

«Как ска­за­но в Тро­иц­ком спис­ке жи­тия, отмечает Куприченков, два мо­на­ха из хра­ма оста­лись в Ми­рах, а двое под­ня­лись на борт «и идо­ста с мо­щь­ми свя­та­го Ни­ко­лы и по­и­до­ша в Бар град».

Как толь­ко ита­льян­цы «раз­ме­сти­ли мо­щи с ве­ли­ким бла­го­го­ве­ни­ем в очень ма­лень­ком де­ре­вян­ном ящи­ке» и на­ча­ли от­да­лять­ся от бе­ре­га, они уви­де­ли бе­гу­щих к бе­ре­гу мо­ря жи­те­лей Мир, ко­то­рые ры­да­ли и бро­са­лись в мо­ре, хва­та­лись за вес­ла с кри­ка­ми: «От­дай­те от­ца на­ше­го и гос­по­ди­на на­ше­го!». Ба­рий­цы пы­та­лись «успо­ко­ить» мест­ных жи­те­лей тем, что им остал­ся гроб, пол­ный свя­той вла­ги от мо­щей свя­ти­те­ля, и чу­до­твор­ная ико­на свя­то­го Ни­ко­лая. «Те­перь во­ля его уй­ти от­сю­да, чтобы и дру­гия ча­сти ми­ра про­све­щать». Жи­те­ли Мир вер­ну­лись в ограб­лен­ный храм и об­на­ру­жи­ли, что неко­то­рая часть оста­ва­лась по­гру­жен­ной в ми­ро. Опа­са­ясь но­вых на­па­де­ний и гра­бе­жей, они при­ня­ли ре­ше­ние сно­ва со­крыть свя­тые остан­ки под пол, что и бы­ло вы­пол­не­но».

Да, мирликийские христиане, для которых это событие было драматическим, с плачем и скорбью провожали уплывавшие в далекую Италию мощи Святителя... О том, сколь велика эта святыня, барийцы еще раз убедились на обратном пути, когда вынужденно причалили из-за штормящего моря на ночлег близ Патар - города, примерно в семидесяти километрах от Мир, где явился на свет Божий Николай.

Они три дня не смогли сдвинуться с места, пока пять человек, похитивших частицы святых мощей, не возвратили их (после того, как всю команду обязали клясться на Евангелии).

Что тут сказать?.. Промыслом Божиим, мощи не могли оставаться в Бари (учитывая неизбежное мусульманское завоевание территории), а вот «механика» исполнения воли Божией грешными людьми - это уж по нашим, часто отнюдь не святым и не благочестивым наклонностям и представлениям...

***

Слабеющая год от го­да в по­ли­ти­че­ском и во­ен­ном плане Ви­зан­тия несла потери не только в Малой Азии. Еще незадолго до рассматриваемых событий юг Италии, Апулия со столицей в Бари находились в юрисдикции Константинопольских Патриархов, т.е. в ойкумене Православия.

О.Дионисий пишет: «С 1016 г. юж­ная часть Ита­лии, при­над­ле­жа­щая Во­сточ­ной Рим­ской им­пе­рии, ста­ла под­вер­гать­ся нор­манн­ским на­бе­гам: «В 1027 г. с со­гла­сия им­пе­ра­то­ра Ко­нра­да II бы­ло ос­но­ва­но пер­вое нор­манн­ское по­се­ле­ние». А в 1071 г. гер­цог Ро­берт Гю­ис­кар за­кон­чил за­хват юж­но­и­та­льян­ских об­ла­стей, «за­во­е­вав по­след­нюю ви­зан­тий­скую кре­пость - Ба­ри», что при­ве­ло к по­те­ре вли­я­ния го­ро­да в ре­ги­оне как сто­ли­цы ви­зан­тий­ской про­вин­ции в Юж­ной Ита­лии. В свя­зи со сме­ной по­ли­ти­че­ско­го управ­ле­ния епи­скоп Ба­ри Ан­дрей пе­ре­хо­дит от Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха под юрис­дик­цию Рим­ско­го па­пы».

***

Отмечает о. Дионисий и такое немаловажное обстоятельство, проливающее свет на мировоззрение и нравы тогдашних западных христиан: «В Ев­ро­пе к кон­цу XI в. уси­ли­лись при­зы­вы на борь­бу с невер­ны­ми. Рас­ска­зы воз­вра­щав­ших­ся пи­ли­гри­мов вы­зы­ва­ли в ре­ли­ги­оз­но на­стро­ен­ных мас­сах за­пад­ных хри­сти­ан силь­ное него­до­ва­ние про­тив сель­д­жу­ков и со­жа­ле­ние об уча­сти го­ро­да Ми­ры. На За­па­де по­ни­ма­ли, что хри­сти­ан­ские свя­ты­ни в Ви­зан­тии об­ре­че­ны на по­ру­га­ние и уни­что­же­ние. По­это­му ев­ро­пей­цы, осо­бен­но по­сле рас­ко­ла 1054 г., во вре­мя пу­те­ше­ствий на Во­сток счи­та­ли нор­маль­ным по­хи­тить свя­ты­ню и вы­вез­ти её к се­бе на ро­ди­ну. Стрем­ле­ние к за­хва­ту как мож­но боль­ше­го ко­ли­че­ства ре­лик­вий бы­ло не толь­ко ре­ли­ги­оз­ным рве­ни­ем, но и по­ли­ти­че­ским рас­че­том. В Сред­не­ве­ко­вье счи­та­лось пре­стиж­но иметь в род­ном го­ро­де мо­щи мно­же­ства свя­тых, ко­то­рые та­ким об­ра­зом ста­но­ви­лись по­кро­ви­те­ля­ми го­ро­да. Они обе­ре­га­ли граж­дан и бы­ли гор­до­стью го­су­дар­ства. Ни­кто не об­ра­щал вни­ма­ние на то, ка­ким об­ра­зом мо­щи при­об­ре­те­ны, глав­ное - ими вла­деть, а свя­той бу­дет по­кро­ви­тель­ство­вать то­му, ко­му они при­над­ле­жат» (выд. мной - С.Р.).

НЕ ОСТАВИЛ МИРЫ ДУХОМ...

Вот уже почти тысячу лет Миры, нынешний город Демре находится под властью турок. Большая часть древних Мир занесена песком и илом Средиземного моря и реки Мирос (и церковь еще в XIX в. едва виднелась), поверх заносов ныне стоят постройки.

Сегодня Церковь святителя Николая Чудотворца, как разъясняет Е.Старшов в книге «Православные святыни юга Турции», представляет комплекс, который состоит как бы из трех частей. Первая - это раскопки древнего храма Артемиды, который был отчасти разобран, отчасти перестроен при возведении христианской церкви... А рядом - руины, относящиеся к IV-V векам, которые и являются останками той церкви, где служил и был погребен великий святитель. Сохранились стены храма, остатки росписей и мозаик...

Рядом с этими руинами - более поздняя постройка, ориентировочно VIII века. Ее восстанавливали император Константин Мономах в ХI в., а в более позднее время - русские цари Николай I и Александр II. Но всякий раз, по причинам сложных отношений с мусульманской Турцией, возражений местного греческого епископата, перипетиями международной обстановки эти работы прерывались и не были довершены...

Для нас, пилигримов, паломников (под видом туристов) важно, что сохранился саркофаг, несущий следы событий тех времен, с выломанной стенкой (она прикрыта оргстеклом). При всех спорных вопросах, именно к нему сегодня приезжают паломники, и конечно же, Николай Чудотворец, духом пребывающий в этом родном своем пространстве, подает по старанию, трудам, по любви и по вере людей благодатную помощь (как везде и повсюду) - и через эту гробницу, и через молитву от сердца, произнесенную в любом месте древних полуразвалин... Как говорится в каноне Святителю - «Отечество свое, Миры Ликийские, не оставль духом, во премирный град Барский преславно телесем пренесесе, архиерею Николае...».

Вот к этому саркофагу мы все, после обзорной экскурсии по храму, и устремляемся. Как всегда в подобных поездках, гид оставляет минимум времени побыть наедине со святынями - через полчаса сбор у автобуса, до которого быстрым шагом идти еще несколько минут.

Ну, как есть, первым делом, надо выстоять очередь и приложиться к саркофагу. Во - вторых - оставить при этом Николаю записку-прошение, без этого никак (а щель народ всегда найдет!). Хотя ведь понимаешь, что он и без записок все знает и слышит. И все же, и все же...аз, грешный, выпрашиваю листочек из блокнота у соседки, начинаю писать на колонне, больше негде, но как назло, ручка шариковая скользит как по промасленой бумаге, хотя она нормальная и шершавая - не пишется!.. Господи, помилуй, Николай, помогай! - время-то бежит. Наконец что-то изобразилось, но только отчасти, как бы недопроявленно (там проявится!), а очередь к саркофагу подходит, скорей туда!

И уже, приложившись к саркофагу и шепча молитву-прошение, чувствуешь будто - конечно, Святитель слышит. Это мгновение дается, кажется, всем, кто обращается с мало-мальскою верою, я это видел по женщинам, которые были рядом. Поэтому после Мир появляются свидетельства, подобные этому:

«Николай Угодник помог!!! Когда мне было 35 лет, решила я забеременеть вторым ребенком, со здоровьем никогда проблем не было, и думала, что проще, месяц, два, и будет у меня лялька. Не тут - то было, в течении года беременность не наступала, проверилась сама, проверила мужа, сказали это возраст уже не подходящий. В 2012 году мы полетели в Турцию, в город Демре, в храм, где служил Николай Угодник при жизни. Там мы помолились и просили Николая Угодника послать нам ребенка. А я пообещала, если родится мальчик, назову его Николай. И вот не прошло и года, как я забеременела. На тот момент мне было уже 38 лет, и будучи беременной, забыла о своем обещании. Когда Малыш был еще у меня в животе, я дала ему совсем другое имя. А родила его 19 декабря! На Николу зимнего, и врач просто уговаривал меня назвать сына Николаем! Вспомнила о своем обещании! Теперь растет у меня маленький Николушка!!! Ксения».

***

Пройдясь еще по храму после этого (так хотелось бы постоять, помолиться близ престола, да и вообще побродить здесь и рядом, но увы, регламент экскурсии неумолим), поспешил к нашему пронумерованному автобусу... По пути - несколько лавочек на открытом воздуха - здесь иконы, статуэтки св. Николая, и на христианский, и на турецкий лад, Ноэль Баба, мешочки с землей из церкви с изображением Деда Мороза.

(Напомним, что обычай отождествлять св. Николая с Дедом Морозом появился в средневековой Европе. Первоначально именно от имени Николая, в воспоминание помощи его трем девицам, которых он спас от нищеты и поругания, дарились в Европе подарки детям в день почитания святителя по церковному календарю - 6/19 декабря. Однако в период Реформации, выступавшей против почитания святых, в Германии и сопредельных странах святой Николай был заменён в качестве персонажа, вручающего подарки, на Младенца Христа, а день вручения подарков был перенесён на период рождественских ярмарок, то есть 24 декабря. В период контрреформации образ Святого Николая вернулся в обиход, однако он уже прочно ассоциировался с рождественскими праздниками, где стал выступать в качестве дарителя подарков. При этом, если в Англии в XVII веке возник образ абстрактного «отца Рождества», то в Голландии подарки детям доныне продолжает дарить Синтерклаас, то есть святой Николай. В Северной Америке Синтерклаас превратился в Санта-Клауса (в Новом Амстердаме, основанном голландцами в 1650-х годах, будущем Нью-Йорке) - образ, который окончательно оторвался от своего историко-церковного прототипа, оброс новыми деталями и коммерциализировался).

***

Далее мы отправляемся к исторической части Мир, к уникальным гробницам в скалах, единственным в своем роде. В них некогда покоились останки жителей процветавшего союзного Родосского государства, в которое входила и Ликия (V в. до Р.Х.)...

Без сомнения, эти гробницы видел и обозревал архиепископ Николай...и наверняка говорил, как ложны языческие верования в загробную жизнь, когда рядом с умершим укладывались те вещи, с которыми он привычно жил, дабы они служили ему в загробном мире... В обязательном порядке - монета в рот, плата за услугу (как сейчас повсюду, даже в школе), - чтобы Харон перевез через реку Стикс из жизни земной в иную. И еще медовая лепешка в руку, для трехглавого пса Цербера, охраняющего вход в царство мертвых.

Впрочем, одно бесспорно и положительно, что не было атеистов тогда, и язычники знали, что по ту сторону жизнь человека продолжается, только вот как? Ведь и христианин уходит в мир иной с богатствами, но эти «сокровища» невещественны...

Гробницы высечены в скалах, друг над другом, как многоэтажный дом для мертвых. Чем выше гробница, тем состоятельней был покойник. Так же и по площади - есть однокомнатные, а есть из нескольких помещений. К верхним поднимались по выбитым в камне лестницам...На некоторых сохранились изображения (воины... мужчина с тремя сыновьями), а на одной гробнице надпись: «Москос любит Филисту, дочь Демитроса».

Помяни их, Господи, ради чистой их любви...

Сейчас гробницы совершенно пусты, только закопченные стены и потолки, еще, наверное, со времен грабителей. Я зашел в две - три пещеры, это особенная, на ощущение, пустота, и она не нейтральная, а «отрицательная», будто томящая душу.

Только капелька любви, оставшаяся в надписи, согрела сердце.

Такую же пустоту я однажды ощутил, когда был на Крымском побережье в 1996 г. перед поездкой в Иерусалим, с дочерью в доме отдыха. Однажды на какой-то экскурсии, мы попали в древний языческий храм. Большой и пустой, какая-то особая, никчемная пустота этого объемного пространства - зачем, для чего!? Эта пустота языческого космоса, инфернальная, лишенная благодатного присутствия Духа...

Здесь же, рядом с мирскими гробницами - хорошо сохранившийся древний театр, вмещавший до десяти тысяч зрителей. При подходе к нему - фрагмент фронтона с изображением масок. Акустика удивительная - наверху хорошо слышно, о чем говорят туристы внизу, на сцене. Это благодаря полукруглой форме греческого амфитеатра. Он был отстроен, также как и город, после землетрясения 141 года. Помогал в этом финансами нам уже знакомый Опраомас из Родиаполиса - об этом извещает надпись, расположенная на входе в театр. Достойный, наверное, был гражданин, пример для олигархов.

29 рядов, сиденья из камня, плюс шесть верхних, на стене за ними - имена зрителей, которым принадлежат места. Можно представить, сколько поколений, тысяч и тысяч людей приходили сюда, с семьями и друзьями, ведь театры были центрами городской жизни, здесь не только шли представления, различные форумы и зрелища, бои гладиаторов - в этих театрах казнили христиан, выпуская на них зверей...

Сейчас над этими сквозящими напластованиями веков, времен, эпох, с выбитыми в камне письменами висит немая пустота.

***

Второй раз побывал я у Святителя в Мирах в позапозапрошлом 2015 году, взяв короткую, семидневную путевку в один из кемерских отелей, чтобы специально съездить к Николаю... На этот раз в качестве экскурсовода был мужчина, молодой, крепкий турок Махмуд (имя изменено, чтоб не вычислили).

Когда мы отправились, он рассказал о себе - работал на стройке в России, потом учился, по-русски изъяснялся вполне сносно. Мне понравилось, как он говорил о грядущем визите нашем к Николаю Чудотворцу - с благоговением и почтением. Сам он мусульманин. Он напомнил, что женщины в храме должны был с покрытыми головами, и нельзя туда входить в шортах, это нехорошо. Нельзя громко разговаривать, кричать, смеяться. «Николай все слышит!» - сказал Махмуд убежденно.

Он, видать, насмотрелся на наших и иностранных экскурсанток, и вдохновенно продолжал, что женщина должна быть целомудренной и скромной, «не наглой», уточнил он, это нехорошо.

Наши дамы, только что живо обсуждавшие красоты цветущих помидорных плантаций, которые, по множеству их вокруг, были предыдущей темой Махмуда (проезжали город помидоров, Кумлуджу), притихнув (и притухнув), слушали душеполезные наставления турка-мусульманина Махмуда, а я с грустью думал, что вот такой-то живой веры, убежденности нам многим не хватает...

Потом Махмуд добавил, иллюстрируя мысль о последствиях неблагоговейного отношения к святыням, что один их экскурсовод, тоже мусульманин, даже лишился дара речи, онемел у саркофага Святителя. Почему? - наверное, что-то не так говорил людям о Николае...

Тут уж я онемел, и когда мы приехали, специально подошел к Махмуду, уточнил, оказалось, что этот самый онемевший не мог говорить не день, не два, а где-то больше пяти лет (!), и только потом вернулся к нему дар речи, и он написал за это время книгу о святом Николае, который, наверное, являлся ему, скоро должен ее издать. Это было, напомню, в 2015-м, три года назад, так что возможно, книга эта необычная уже появилась.

Я же поведал тогда Махмуду, пользуясь случаем, о том, что произошло некогда в Самаре с девушкой Зоей, когда она кощунственно начала танцевать с иконой Чудотворца, не дождавшись своего ухажера по имени Николай...Он солидарно поцокал языком, покивал.

НЕОЖИДАННОЕ ПРИГЛАШЕНИЕ

Да, воля Божия может извещаться и воплощаться и через язычников, и через ослицу Валаамову, и через врагов Христовых. Напомним, что обретение и перенесение проходило в формах, вызывающих неоднозначную оценку. В турецкой книжке, которую я упоминал, авторы пишут ревниво (и без оглядки на историю), повествуя о храме в Мирах: «...Толпы людей напоминают об останках Святого Николая, вывезенных грабителями в Бари. Подумайте, где должны покоиться останки Святого? Воровство - это грех, признанный всеми религиями. Отчего же останки Святого Николая не возвращаются на родину. Это невозможно понять...».

Наше путешествие в Бари началось неожиданно, отнюдь не с благочестивых мечтаний и планов (мы и думать об этом не думали) - но как бы с некоторого недовольства по другому поводу ... В ноябре 2014 года (кажется, 10 числа), после текущего заседания оргкомитета по проведению очередных региональных Рождественских чтений, мы по традиции устроили чаепитие, и за оным, не в первый раз начали ворчать - не все, в основном журналисты, в силу профессиональной неуспокоенности - на то, какая неудобная дата выбрана для Чтений, 19 декабря, в день памяти великого и самого любимого и почитаемого нашим народом святого - Николая Чудотворца, Николая Угодника! Оно, с одной стороны, Чтения как бы под его покровительством, но с другой - мы не сможем побывать в этот день на главном богослужении Церкви - Божественной литургии, помолиться ему «лицом к лицу»! Мы все - и священники, и сотни участников... То-есть праздник, в его главной ипостаси, как бы проходит мимо. Говорили об этом епархиальному начальству, ведь вполне можно на неделю раньше провести Чтения, но увы, что-то не складывалось...

Что ж - коль решено, и архиерей благословил нынче на эти дни, принимаем со смирением, роптать нельзя, буди на все воля Божия. И таким образом, поворчав, посетовав и повздыхав (епископ был в отъезде), мы, закончив чаепитие, разошлись - кто еще на работу, а кто по домам. Исполнять со смирением все положенное и порученное. Ибо, как известно, смиренным подается благодать, а не бодающимся...

Через день раздался звонок на работе. Звонила боевая подруга и коллега Людмила Ловцова, гендиректор (уже 25 лет) православного телеканала «Охотский ряд», который сама и организовала когда-то. Она в то время была советником правящего архиерея (а я числился сопредседателем информационно-издательского совета при епархии).

- У меня новость, ты крепко сидишь на стуле?.. Только что позвонил Владыка из Москвы и сказал, что Патриарх благословил группу из нашей епархии на поездку в Бари, на праздник Николая Чудотворца, вот так, поздравляю!.. Поездка бесплатная, благотворительная, только до Москвы дорога за нами!

Вдох - выдох:

- ... А кто поедет?

- Он сам сформирует группу, всех понемногу, но сказал, что ты тоже.

- Ну...спасибо! И тебе подарок на день рождения! (Люда появилась на свет 19 декабря).

Мы, сознавая, конечно, свое недостоинство и убожество, восприняли это однозначно как чудо. Будто сам Николай, услышав наши стенания, воздыхания и ворчания, сделал всем нам такой подарок - побывать в день его праздника на литургии в самом Бари, рядом с ним! Это было невероятно!..

Ну а потом, как положено, надо было предпринять определенные труды, чтобы оправдать это доверие. Чтения переносились на неделю раньше (вместо 19-20 декабря на 12-13), надо было ускорить подготовку всей работы, менять кой-какие документы, переинформировать народ и гостей, и т.д. и т.п. Но все эти хлопоты совершались уже под знаком будущей радости.

Тогдашние наши XV Чтения были, как и все в РПЦ (в Москве они прошли 15 января 2015 г.), посвящены 1025-летию Крещения Руси: «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». С докладом на эту тему выступил один из приглашенных епископом неожиданных гостей - диакон Корсунской епархии РПЦ МП Августин Соколовский, доктор богословия, преподаватель догматического и сравнительного богословия Фрибургского университета (Швейцария). В чтениях наших приняли также участие писатель, известный проповедник и миссионер протоиерей Андрей Ткачев («Нравственные ценности в эпоху глобализации»), Ирина Яковлевна Медведева, директор института демографической безопасности, писатель, публицист, драматург («Неучтенный фактор национальной безопасности»), писатель Виктор Николаев, лауреат Большой литературной премии России, автор известной книги «Живый в помощи (записки афганца)» («Мораль. Нравственность. Современность»).

Напомню: в декабре 2014 года сохранялась тяжелая обстановка в Новороссии, на Донбассе, повсюду продолжались бои... Они тоже были проверкой и подтверждением абсолютной правоты и истинности цивилизационного выбора России. Вся страна дышала тогда этим, день начинался с фронтовых сводок, как там Донецк, как там наши?..

***

Как выяснилось по приезду Архиерея, нашей епархии обозначили группу в 25 человек. В нее вошли несколько священников и церковнослужителей, представители приходских храмов (документы, визы готовились в срочном порядке, успевали только те, у кого уже имелись загранпаспорта), среди них - и преподаватели Университета, учителя, было предложено ехать и некоторым первым лицам из власти, но возможность нашел только тогдашний мэр областного центра Сергей Абрамов (ныне руководитель Областной Думы), и поездку эту он вспоминает, как все мы, с благодарностью... Всего же в паломническом туре 17-20 декабря приняло участие более двухсот человек духовенства и мирян трех епархий РПЦ...

Продолжение

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Рыжов
Самый сложный вопрос – русский. Без русских никуда. Но куда – с русскими?
Актуальное обозрение. Часть третья. «Нам нужна глубинная деколонизация нашего сознания»
19.02.2024
Как выбирали Патриарха
К 15-летию Поместного Собора РПЦ 27-28 января 2009 года
28.01.2024
Рождество в Вифлееме
Воспоминания о паломничестве. Часть 2
10.01.2024
Рождество в Вифлееме
Воспоминания о паломничестве. Часть 1
08.01.2024
Все статьи Станислав Рыжов
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35