За время, прошедшее со времени принятия Стратегии государственной национальной политики, удалось обеспечить устойчивость и стабильность нашей огромной многонациональной страны, но эта устойчивость, как отмечалось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 2018 года - «основа, но не гарантия дальнейшего развития». Для этого стране необходим «решительный прорыв». И такой «решительный прорыв» в сфере национальной политики определен, возможен и необходим.
Этот «прорыв» был обозначен В.В.Путиным еще 17 августа 2015 года на встрече с представителями национально-культурных организаций Крыма, во время которой было заявлено о необходимости «защищать права всех», независимо от того, кто это: русские, украинцы, крымские татары или представители иных этносов. Именно это положение - «защищать права всех», а не только, «коренных малочисленных народов» и «национальных меньшинств» и составляет основное содержание такого «прорыва». Он решает целый комплекс застоявшихся проблем, но главное - позволяет ликвидировать искусственно созданное противопоставление наделенного особыми правами «национального меньшинства» - неопределенному «национальному большинству», «гармонизирует» их в единое, без исключения многонациональное сообщество.
Сегодняшняя, фактическая, концептуальная основа национальной политики: «Защитим меньшинства - построим демократию», давно изжила себя, причем повсеместно, в том числе и за рубежом, стала тормозом социально-экономического и общественно-политического развития страны. Строить процветающее многонациональное государство возможно только союзом всех народов, как и собиралось наше государство. Союз российских народов требует безусловного учета интересов всех народов, без чего их «сбережение» и развитие невозможно, как и сохранение государства в целом.
Роль русского народа в таком «прорыве», в этот, поворотный период современной истории России исключительно велика, решающая. Доказывать свою способность к развитию, к обновлению, осваивать земли, строить города, покорять космос, совершать грандиозные открытия, выполнять роль «скреп», российской, евразийской цивилизации без русского народа невозможно. Все это требует тщательного анализа современного состояния, прежде всего государственно - правового положения русского народа, с учетом возможного внесения соответствующих изменений и дополнений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
За нашу многовековую историю мы, сохранили, в целом историческую преемственность в отношении национальных меньшинств, но дважды за 20 век пресекали историческую преемственность в отношении русского народа. И как всегда, потребовалась, очередная «величайшая геополитическая катастрофа», чтобы фундаментальное значение русского народа в современной России стало осознаваться, в первую очередь самими русскими. Несмотря на многочисленные и содержательные оценки Президента РФ В.В.Путина о роли и месте русского народа в России, не удается, в полной мере, создать прочную государственно-правовую базу жизнедеятельности русского народа, без которой, он, образно, продолжает проживать «на общественных началах», в «полусобранном» состоянии. Все это особенно актуально в современных условиях мировой тотальной русофобии, в которой главный идейно - политический удар сегодня наносится именно по русскому народу, его единству, подрыву его возможности выполнять свою геополитическую роль по сплочению многонациональной российской общности.
В данных предложениях содержатся только основные, позволяющие выйти на качественно новый уровень российской национальной политики, совершить «прорыв», о необходимости которого неоднократно говорил Президент России.
Первое. Пункт 5. Основными вопросами государственной национальной политики Российской Федерации, требующими особого внимания государственных и муниципальных органов, по-прежнему являются:
а) сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности;
б) обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств;
в) обеспечение прав национального большинства;
д) поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, обеспечение поддержки их деятельности по сохранению и развитию родного языка и культуры, укреплению связей с Россией;
Второе. Пункт 12. Особое, все возрастающее значение в современной национальной политике играют вопросы цивилизационного развития и идентичности, которые во все большей степени влияют на нашу внешнюю и внутреннюю политику, что, как представляется, требует отдельного положения в Стратегии.
Пункт 12. Российское государство всегда выступало как «государство - цивилизация», являясь, в то же время, фундаментом более широкой, - евразийской цивилизации, которая не упраздняет ничьей национальной идентичности и не умаляет ничьего национального достоинства, но создана совместным трудом народов, осознающих свою историческую общность и совместно проживающих на самом большом континенте мира - Евразии. Любое ослабление системообразующих связей евразийской цивилизации неизбежно обернется для России ростом внутренних и внешних угроз, повышением перед их лицом уязвимости государства, общества, граждан.
Третье. Пункт14. Добавить: «Вместе с тем в сфере межнациональных отношений имеются нерешенные проблемы, вызванные как глубокими общественными преобразованиями при формировании в современной России свободного открытого общества и рыночной экономики, так и некоторыми просчетами в государственной национальной политике Российской Федерации. Сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма, русофобии».
Четвертое. Пункт17. Целями государственной национальной политики Российской Федерации являются:
а) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
б) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;
в) «Гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений, отношений национального большинства и национальных меньшинств вне зависимости от их численности и религиозной принадлежности».
Пятое. Пункт19. Основными принципами государственной национальной политики Российской Федерации являются:
з) обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов (малочисленных этнических общностей), включая поддержку их экономического, социального и культурного развития, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни;
и) обеспечение прав национальных меньшинств;
к) обеспечение прав национального большинства;
к) содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также обеспечение поддержки их деятельности по сохранению и развитию родного языка и культуры, укреплению связей с Россией;
Шестое. Пункт 20. Приоритетными направлениями государственной национальной политики Российской Федерации являются:
а) совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
б) обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений, отношений национального большинства и национальных меньшинств вне зависимости от их численности и религиозной принадлежности.
к) обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, использования русского языка как родного языка, государственного языка и языка межнационального общения Российской Федерации;
Седьмое. Пункт 21. Задачи в сфере государственной национальной политики Российской Федерации:
а) задачи по совершенствованию государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации:
совершенствование законодательства Российской Федерации в части, касающейся:
регулирования вопросов, связанных с созданием условий для укрепления государственного единства, формирования общероссийского гражданского самосознания, этнокультурного развития народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, национального меньшинства и большинства, развития межнационального (межэтнического) и межрелигиозного диалога и предупреждения конфликтов, для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
в) задачи по обеспечению межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений:
формирование в обществе обстановки нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, русофобии, направленных на подрыв общественно-политической стабильности, национального мира и согласия;
е): «задачи государственной национальной политики Российской Федерации в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения заключаются в формировании у детей и молодежи общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны, в воспитании культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России, на всех этапах образовательного процесса путем:». Далее в статье идет перечень таких мер.
После абзаца:
- повышения роли гуманитарного направления в процессе образования, разработки учебных программ по изучению многовекового опыта взаимодействия народов России посредством ознакомления с историческими документами о знаковых событиях, раскрывающих истоки общероссийского единства и солидарности;
включить:
- совершенствования учебно-методической деятельности по развитию системы воспитания и образования в сфере межнациональных отношений по линии: «семья - детский сад - школа - вуз».
з) задачи по формированию системы социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов:
после абзаца;
- формирование гибкой системы расселения, учитывающей многообразие региональных и этнокультурных укладов жизни населения и ряд других,
добавить следующие абзацы:
- оптимизация привлечения иностранной рабочей силы и создание экономических условий для снижения зависимости экономики регионов от иностранной рабочей силы,
- формирование условий, препятствующих созданию в регионах различного рода национальных территориальных образований (этнических анклавов), изменению сложившегося национального состава на местах,
- развитие демографического потенциала регионов за счет стимулирования рождаемости и сохранения в них межнационального баланса и пропаганда традиционных семейных ценностей как духовно-нравственного фундамента демографической политики,
- содействие расширению взаимодействия на межрегиональном уровне и в рамках федеральных округов по разрешению наиболее актуальных для них проблем межнациональных отношений и разработки программ национально-культурного развития
и) задачи по информационному обеспечению реализации государственной национальной политики Российской Федерации:
после абзаца:
осуществление органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием институтов гражданского общества и журналистского сообщества мониторинга публикаций печатных и электронных средств массовой информации по вопросам реализации государственной национальной политики Российской Федерации, а также проведение регулярных семинаров для журналистов по повышению их квалификации в этой сфере;
- разработать комплекс мер по созданию системы контрпропаганды в целях противодействия информационно - пропагандистским кампаниям по использованию национального фактора в антироссийской пропаганде,
- особое внимание уделить разработке единого для всех документов стратегического планирования понятийно-категориального аппарата и терминологического словаря и его использование в сфере национальной политики,
л) задачи в области международного сотрудничества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации:
- продвижение за рубеж образа России, как одного из немногих в мире исторически успешных многонациональных государств, не знавших за свою тысячелетнюю историю межрелигиозных и межнациональных войн,
- обеспечение защиты прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, на основе двусторонних договоров и соглашений, в рамках интеграционных объединений с участием России, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации;
- реализация мер, направленных на противодействие проявлениям неонацизма, современных форм расизма, расовой и национальной дискриминации, ксенофобии и русофобии, а также попыткам фальсификации истории в целях нагнетания конфронтации и реваншизма в мировой политике, ревизии характера и итогов Второй мировой войны, умаления подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов;
- использование ресурса общественной дипломатии путем вовлечения институтов гражданского общества в решение задач международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства налаживания межцивилизационного диалога, обеспечения взаимопонимания между народами;
- особое внимание уделить разработке комплекса мер по взаимодействию в сфере национальной политики в рамках Евразийского экономического союза и Таможенного союза, Союзного государства России с Белоруссией, имеющих общее с Россией экономическое пространство.
Это, как представляется, только основные, требующие неотложного принятия предложения, в части, касающейся русского народа, в то время, как формирование всего комплекса государственно - правового положения русского народа еще предстоит.Сегодня, мы не имеем права пропустить исторический шанс внесения изменений и дополнений в действующую Стратегию государственной национальной политики в части, касающейся русского народа с целью формирования единого, без исключений, многонационального союза народов России, совершить свой «прорыв» в сфере национальной политики.
Игорь Круговых, председатель Координационного Совета русских национально-культурных организаций