Ко дню памяти святителя Игнатия (Брянчанинова) (1807- 30 апреля /13 мая 1867) мы публикуем (в сокращении) одно из его писем к брату, занимающемуся умною молитвою (от 12 октября 1847 г.)
Публикация (приближенная к современной орфографии) подготовлена специально для Русской Народной Линии (по изд.: Святитель Игнатий (Брянчанинов). Письма. Т.VII - М.:Правило веры , 1993.- С.125-137 [Репринт]) Название - РНЛ.
+ + +
Письмо LXXXVIII
К брату, занимающемуся умною молитвою
Первое письмо твое от 7 сентября я получил. Уже много было написано в ответ на него в письме моем от 5-го. И потому я положил себе дождаться ответа и тогда на два твои письма отвечать вместе - что Бог вложит в мое недостойное сердце <...>
Получив твое письмо, я прочитал его; спустя несколько часов прочитал еще раз и, когда сердце мое отделило шум слов и выражений от голоса души, взял перо, обмакиваю его, больше, кажется, в сердце, чем в чернила, - отвечаю тебе. <...>
Знай: Бог управляет миром, у Него нет неправды. Но правда Его отличается от правды человеческой. Бог отверг правду человеческую, и она - грех, беззаконие, падение. Бог установил Свою всесвятую правду, правду Креста - Ею отверзает нам небо. Ему благоугодно, чтоб мы входили в Царство Небесное многими скорбями. Образ исполнения этой правды Бог подал Собою: Он, вочеловечившись единою из поклоняемых Ипостасей Своих, подчинил Себя всем разнородным уничижениям и оскорблениям. Святейшее лицо Его подверглось заушениям и заплеваниям, не отвратил Он от них лица Своего. Он вменился с беззаконными; в числе их, вместе с ними, осужден на поносную, торговую казнь, предан ей; какими же людьми? - гнуснейшими злодеями и лицемерами. Все мы безответны пред этою всевысшею Правдою;- или должны ей последовать, или к нам отнесутся слова: «Иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, - несть Мене достоин»... «Иже несть со Мною, на Мя есть» (Мф. 10,38; 12,30).
Против правды Христовой, которая - Его Крест, вооружается правда испорченного естества нашего. Бунтуют против креста плоть и кровь наши. Крест призывает плоть к распятию, требует пролития крови, а им надо сохраниться, усилиться, властвовать, наслаждаться. Путь к кресту - весь из бед, поношений, лишений; они не хотят идти по этому пути; они - горды, они хотят процветать, величаться. Понимаешь ли, что плоть и кровь - горды? - Всмотрись на украшенную плоть, на обильную кровь - как они напыщенны и надменны! - Не без причины заповеданы нам нищета и пост! <...>
Ты веришь Спасителю? - Ты веришь словам Его? - Он сказал: «Вам и власи главнии вси изочтени суть» (Мф. 10,30); так бдителен, заботлив до мелочной подробности Промысл о нас всеблагого Бога нашего! Бог, столько о нас заботящийся, имеющий на счету все волосы наши, смотрит: первомученика Стефана побивают камнями - и не препятствует убийству. - Зрит: апостолы умирают ежедневно, страдают непрестанно, оканчивают земное течение свое насильственною смертию. - Взирает: и тысячи, и тысячи тысяч мучеников претерпевают отсечение, строгание, ломание членов, продолжительное заключение в смрадных и душных темницах, убийственные работы в рудокопнях, сожигание на кострах, замерзание в озере, потопление в водах. - Он смотрит: иноки совершают невидимое мученичество в борьбе с плотию и кровию, с духами нечистыми, с людьми - любителями мира, с безчисленными лишениями телесными и душевными. На все это Он, человеколюбец и всемогущий, взирает. От всех скорбей Он мог бы избавить избранных Своих, но не делает этого; - возвещает рабам Своим: «В терпении вашем стяжите души ваши» (Лк. 21,19)... «Претерпевый до конца, той спасется» (Мф. 24,13). «Кто ж поколеблется, о том не благоволит душа Моя» (Евр. 10,38).
Просили сыны Зеведеевы у Господа престолов славы, Господь даровал им «чашу Свою». Чаша Христова - дар Христов, подаемый Им любимым Его, избранным Его. Чаша Христова - условие, залог вечного блаженства Чаша Христова - страдания. Посему познается, говорит святой Исаак Сирский, «особенный Промысл Божий над человеком, когда этому человеку пошлются непрестанные скорби». В заключение употреблю слова святого апостола Петра: «Темже и страждущии по воле Божей, яко верну Зиждителю, да предадят души своя во благотворении» (1 Петр. 4,19). <...>
С помыслами никогда не должно рассуждать. Может, враг представит много логического, неопровержимого, склонит наш ум к принятию лукавых, убийственных помыслов, замаскированных личиною добродетели и благочестия. Пробным камнем помыслов для тебя да будет твое сердце. Как бы ни благовиден был помысл, но если отнимает «мир» у сердца, тонко приводит к нарушению «любви с ближними», - он вражеский. Не спорь с ним, не рассуждай; - а то уловит и заставит вкусить от запрещенного древа; вооружайся скорее против него, гони его прочь от себя оружиями духовними: «Славословием Бога», - «Благодарением Бога», - «Преданием себя Его воле»,- «укорением и осуждением себя», - «молитвою». Превосходное оружие при сильной брани: прийти во свою келлию, повергнуться на минуту пред Богом с прошением Его помощи и преданием себя Его воле. При сильной брани это повторяется несколько раз в день - и очень помогает.
Наблюдал ли ты за умом твоим? Изучал ли - какое его свойство? - У тебя ум не аналитический, который все разбирает по частям, анатомирует и после этой работы выводит свое заключение. Большая часть умов человеческих имеет свойства анализа и по этому свойству способна хитрить, ловко устраивать дела свои, строить козни. Твой ум без работы видит, обнимает предметы. Этот ум - для духовного видения. - Вот еще что заметь в нем: он с свободою, наслаждением может пасть в прах пред величием Божества; но, чтоб смириться пред ближним, ему нужен труд над собою. Почему? - Потому что он по естеству своему имеет презрение ко всему подлому, пошлому, мелочному; - неспособен к изгибам и изворотам. Видя эти недостатки в ближнем, он презирает ближнего вместе с его недостатками. Ум твой, наставленный Евангелием, тогда смирится пред каждым ближним, когда увидит в каждом ближнем Христа. Все крестившиеся во Христа облечены во Христа. Чем бы и как бы они ни оскверняли себя, риза Христова до суда Христова, - на них. Необходимо признать себя хуже всех человеков - этого требует святое смирение. Апостол не просто сказал, что он первый из грешников; - был убежден в этом. И нам надо убедить себя: здесь предлежит работа и труд. Бог да дарует и мне и тебе совершить его. - По причине ума твоего, по причине его отдельного устройства от большей части других умов тебе придется понести и, вероятно, несешь уже некоторые скорби. Редкий поймет ум твой. Видя его сметливость и бойкость, кто поймет, кто поверит, что он прост! Большая часть будет признавать тебя хитрым, с замыслами, подозревать тебя, придумывать на тебя и за тебя. Это неизбежно: аналитические умы не могут предположить даже существование ума без анализа, смотрящего просто и ясно. Видя силу ума, они приписывают ее высшей степени анализа, признают глубокую, утонченную, обдуманную хитрость в том, кто никогда не думает - глядит с проницательною простотою на все, подлежащее взорам человеческим... Извини ближних. Мы все немощны. Исполнение закона Христова и состоит в том, чтоб носить великодушно, любовно и смиренно тяготы друг друга.
Доволен я, что ты мало читал книг религиозных: лучше скрижали неписанные, нежели исписанные безтолково. Неужели мне придется писать на твоих? - Если так, пусть будут начертаны на них не мертвые слова человеческие, но живые - Духа. Видя твою доверенность ко мне, присваиваю себе право присылать тебе, по возможности моей, книги святых отцов, какие сочту для тебя полезными. Это «мое», «свое» даю тебе: таково было мое поведение; я напитывал себя и доселе напитываю исключительно чтением Святых Отцев Восточной Церкви, тщательно хранясь, по их же святому совету, от книг, содержащих в себе лжеучение, которое содержат в себе все книги, написанные вне спасительного лона единой истинной Церкви. Прими «мое»; когда Бог возвестил тебе желать его. Не читай никаких инославных сочинителей: у них Дух Святый заменен кровию необузданною, пламенною; они могут завлечь в пропасть - и завлекают туда многих. Духа Святаго нет у них; у них свой дух, - мрачный, льстивый дух ереси темной и гордой. Упоминаемое тобою «действие», произведенное в тебе чтением описания, - какое впечатление имели на Иоанна Богослова и мироносиц отдаленные звуки молотов, ударявших в гвозди при распятии Спасителя, было «кровяное». Пойми: потрясены были нервы. Таковые действия отвергаются в духовном подвиге, называются «прелестными», то есть происходящими от самообольщения и приводящими к нему: - потому что они не от благодати Божией, а собственное состояние человеческое, свойственное естеству нашему падшему, до которого дойдено напряжением воображения и чувствительности. Неопытные в духовной жизни приписывают такие состояния свои действию благодати; от сего является мнение о себе; усвоившееся мнение есть самообольщение или прелесть. Поэтому должно держать себя в состоянии ровности, тишины, спокойствия, нищеты духа, удаляясь тщательно от всех состояний, производимых разгорячением крови и нерв. - Не ударяй себя ни в грудь, ни в голову для исторжения слез: такие слезы - от потрясения нервов, кровяные, не просвещающие ума, не смягчающие сердца. Ожидай с покорностию слезы от Бога. Какой-то святой, невидимый перст, - какой-то тончайший помысл смирения коснется сердца - и придет слеза тихая, слеза чистая, изменит душу, не изменит лица; от нее не покраснеют глаза - кроткое спокойствие пролиется в выражение лица, соделает его Ангело-подобным. <...>
Христос с тобою.
12 окт. 1847 г.