itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Духовные аспекты национальной безопасности России»

Всероссийская научно-практическая конференция (Челябинск, 17.04.2018)

Бывший СССР  Секты 
0
678
Время на чтение 8 минут

17 апреля 2018 года в Челябинске прошла всероссийская научно-практическая конференция «Духовные аспекты национальной безопасности России», в которой приняли участие известные религиоведы страны. Среди слушателей конференции были сотрудники администраций районов Челябинской области. Работу конференции модерировал заместитель начальника управления - начальник отдела по реализации национальной политики Управления общественных связей Правительства Челябинской области Илья Аносов.

Приветственное обращение от имени губернатора Челябинской области Бориса Дубровского к участникам конференции зачитал вице-губернатор - руководитель Аппарата губернатора и Правительства Челябинской области Евгений Голицын.

Одним из первых с докладом «Ваххабизм на территории Южного Урала: история распространения, степень влияния на мусульман, опыт противодействия» выступил эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов. Он подробно остановился на причинах распространения этой идеологии в регионе. Во-первых, как считает Сулейманов, чрезмерная доверчивость иностранным проповедникам и религиозная малограмотность еще вчерашних советских граждан, выросших в условиях государственного атеизма, привели к тому, что в 1990-е годы не было возможности у коренных мусульман региона отличить ваххабизм от традиционного ислама. Во-вторых, потеря контроля со стороны государства за религиозной сферой в 1990-е годы и отсутствие в органах власти специалистов, различающих разные течения ислама, способствовали распространению ваххабизма. В-третьих, возвращение из зарубежных мусульманских стран отучившегося там духовенства, которое превращалось в проводников иностранных форм ислама, в том числе и ваххабизма. В-четвертых, приезд в потоке трудовой миграции из Центральной Азии религиозных фундаменталистов, которые привнесли в среду местных мусульман нетрадиционные для них течения ислама. В-пятых, проблема исламского неофитства среди этнически русских, некоторые из которых принимают именно радикальные формы ислама. В-шестых, распространение идеологии ваххабизма в среде тюремного спецконтингента: попадая в места лишения свободы, фундаменталисты приступают к вербовке в свои ряды новых сторонников из числа остальной массы заключенных. В-седьмых, наличие канала вербовщиков, умеющих уговаривать и убеждать местных мусульман в необходимости поехать воевать в Афганистан или в Сирию на стороне боевиков. Наконец, в-восьмых, эта организационный раскол мусульманской уммы на Южном Урале (в Челябинской области хоть большинство мечетей находится в юрисдикции Центрального духовного управления мусульман, однако имеются общины, входящие в Духовное управление мусульман Азиатской части России и Совет муфтиев России), что позволяет ваххабитам без проблем обосновываться в альтернативных муфтиятах региона.

Заместитель руководителя Аппарата губернатора Челябинской области Алексей Фартыгин задал вопрос Раису Сулейманову о том, что конкретно он бы посоветовал приглашенным на конференцию чиновникам районных администраций области делать, чтобы проблема ваххабизма в их районах не получила развития. Эксперт порекомендовал регулярно приглашать духовенство на различные планерки, чтобы быть в курсе того, что происходит в мусульманских общинах на их территории районов. В случаи ротации кадров духовенства поддерживать все-таки коренное мусульманское население, стараться не допускать замены на приезжее духовенство из Центральной Азии. Также стоит обратить внимание на ситуацию с неофитами.

Затем на конференции выступил председатель Отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с казачеством протоиерей Димитрий Василенков. Темой его выступления стала проблема современного неоязычества. Вначале он активно цитировал исторические источники, касаемые язычников, чтобы разоблачить представление о язычестве как о чуть ли не мирной и гуманной религии, что стараются обосновать неоязычники сегодня. Священник подчеркнул, что для неоязычников характерен культ силы. Он привел примеры создания неоязычниками националистических объединений, а также случаи нападения родноверами на православные храмы. К слову, в декабре 2016 года одного неоязычника в Челябинске приговорили к двум годам лишения свободы именно за поджог забора строящегося православного храма. У о. Димитрия, по его словам, был опыт общения с теми неоязычниками, которые уехали воевать на Донбасс за ДНР или ЛНР. Несмотря на то, что они борются на стороне Новороссии, тем не менее они не скрывают своего неприязненного отношения к Кремлю и его политическому курсу. «Среди российских неоязычников много оппозиционно настроенных к существующему политическому режиму молодых людей», - отметил православный священник, добавив, что современное неоязычество, культивируя среди молодежи воинских дух, расширяет число своих сторонников, находя их в военно-патриотических клубах.

Религиовед В. Иванов продолжил тему выступления Димитрия Василенкова, остановившись на советских корнях современного неоязычества. Он привел пример с книгой «Десионизация» Валерия Емельянова (1929-1999), написанной в 1970-х годах, ставшей культовой для неоязычников постсоветского периода. В ней автор ссылается на знаменитую фальшивку - «Велесову книгу», опубликованную в США и которая стала чуть ли не Священным Писанием для неоязычников. Этот труд также распространялся на закате СССР в среде русских националистов, находивших в нем вдохновение для формирования нового религиозного движения - родноверия. Больше внимания религиовед уделил вышедшим в Советском Союзе художественным кинофильмам, в которых в позитивном виде представлено язычество: «Могила льва», «Вечер накануне Ивана Купала», «Повесть о княгине Ольги», «Князь Игорь», «Купальская ночь» и др. Религиовед считает, что эти советские киноленты содержали языческие мотивы, которые сильно повлияли на родноверов 1990-х годов (причем сами неоязычники того времени признают, что положительно изображавшее в них древнеславянское язычество привело у них к интересу к язычеству в целом).

Следующим выступил профессор кафедры отечественной истории и права Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Павел Уваров, который рассказал о социокультурных предпосылках распространения экстремизма в России в 1905-1917 гг. По его мнению, в начале ХХ века в Российской империи происходило размывание религиозноцентричной картины мира, что особенно повлияло на интеллигенцию. Профессор привел примеры как через литературу и СМИ того времени формировалась ненависть к политическому строю страны: происходила социальная маргинализация, компроментация политики государства и навязывание таких взглядов остальным слоям населения. В итоге это приводило к тому, что интеллигенция превращалась в носителей идей экстремизма, оправдывая террор в отношении государства.

Среди докладчиков был также заявлен руководитель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае, кандидат медицинских наук Николай Каклюгин, который должен был выступить на тему «Успешный опыт противодействия религиозному экстремизму на территории Российской Федерации на примере организации «Свидетели Иеговы»*: дальнейшие механизмы оздоровления ситуации в данной сфере». Однако он по ряду причин не смог быть на конференции, но текст его доклада был представлен

После пленарного заседания конференции на факультете Евразии и Востока Челябинского государственного университета в рамках конференции состоялся круглый стол «Новые вызовы и угрозы национальной безопасности: профилактика экстремизма» с участием приехавших в город экспертов, преподавателей и студентов. Модерировала мероприятие декан факультета Эльвина Ягнакова.

Первым выступил старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения, политологии и восточной философии ЧелГУ Виталий Унрау, который рассмотрел экстремизм как мифологему. По его мнению, резко негативный образ экстремизма, созданный СМИ, приводит к тому, что экстремизм воспринимается не с целью его изучения и разъяснения ошибочной сути, а путем эмоционально критической оценки этого явления. Профилактика экстремизма должна быть в слушании проблем молодежи, в воспитании последней и табуировании пороков.

Эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов рассказал о том, что существуют две точки зрения на то, как относиться к тем российским мусульманам, которые решили уехать воевать в Сирию на стороне боевиков. С одной стороны, отъезд в Сирию на «джихад» - это избавление России от той радикально настроенной части граждан, которые свои силы потратили бы на осуществление террористической деятельности на территории нашей страны. По последним данным, из России в Сирию уехало 4,5 тысячи исламистов. «Если бы эти люди не уехали бы на Ближний Восток, то с их фанатизмом пришлось бы столкнуться нам в России», - заметил религиовед. Учитывая, что большая часть отправляющихся в ряды запрещенной в России террористической организации ИГИЛ* и ей подобной погибают, то таким образом век приехавших из России в Сирию радикалов не долог. С другой стороны, среди уезжающих в Сирию на «джихад» под ложно понимаемыми «благородными» идеями много как наивных и доверчивых людей, которые являются родными и близкими тех, кто в религиозном радикализме не замечен: это может быть чья-то дочь, чей-то сын, муж и т.д. «И вот возникает вопрос: как быть в такой ситуации?», - задается вопросом эксперт.

Старший преподаватель Челябинского института повышения квалификации работников образования Сергей Ларюшкин полагает, что отношение к уехавшим или пытающимся уехать в Сирию должно быть строго по закону. «Если человек уехал в Сирию, а потом вернулся в Россию, то правоохранительные органы будут учитывать массу факторов: его вовлеченность в боевые действия, участие в рядах террористических организаций, совершенные им преступления, брал ли он в руки оружие и т.д.», - считает юрист, добавляя, что строгость или мягкость наказания уехавшего будет зависеть как раз от причастности или непричастности к этим факторам.

Председатель Езидского национально-культурного центра Челябинска Аско Алои высказал свою мысль, что расширение территориального влияния ИГИЛ* в Сирии и Ираке вызвано тем, что часть населения этих стран поддержала боевиков, влившись в их ряды.

Заведующий кафедрой зарубежного регионоведения, политологии и восточной философии ЧелГУ Максим Смирнов считает, что приватизация общественной среды приводит к популярности примитивных ценностей. Среда определяет тип отношений. Сакральные ценности теряются, а вместо них господствует потребительство. Смирнов считает, что могут появиться независимые от ИГИЛ* исламистские группировки, которые станут копировать его идеологию.

Отметим, что в работе круглого стола охотно принимали участие студенты, высказывая свои мысли, спрашивая и отвечая на вопросы в ходе дискуссии. Это очень отрадно, поскольку от такого диалога мероприятие становилось и живее, и продуктивнее. Очень важно получать обратную связь от молодежи, о которой как раз и шла речь на круглом столе. Студенты факультета Евразии и Востока ЧелГУ выступали смело и неравнодушно к обсуждаемой проблеме. Это весьма ценно.

В конце круглого стола декан факультета Евразии и Востока ЧелГУ Эльвина Ягнакова подвела его итог. По ее словам, экстремизм и деструктивные субкультуры распространяются среди молодежи под влиянием ее дезорганизованности и отсутствия четкой ценностно-мировоззренческой картины восприятия окружающей действительности. На круглом столе обсудили специфику изучения экстремизма, как вести обществу с этой проблемой, юридическими критериями экстремизма, ресоциализацию экстремистов.

Отметим, что конференция «Духовные аспекты национальной безопасности России» проходит регулярно в Челябинске. Огромная заслуга в ее организации принадлежит Илье Ивановичу Аносову, заместителю начальника управления - начальнику отдела по реализации национальной политики Управления общественных связей Правительства Челябинской области, который многие годы курирует государственно-конфессиональные отношения на Южном Урале. Это очень неравнодушный к этнорелигиозным проблемам региона чиновник. Сама конференция уже стала традиционной для Челябинска, выполняя функцию важной площадки для встреч с экспертами-религиоведами по актуальным и острым вопросам национально-конфессиональных отношений.

Подготовил Раис Сулейманов

Примечание

* - запрещенные в РФ экстремистские и террористические организации

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: «Духовные аспекты национальной безопасности России»

Без чёткой государственной идеологии национальная безопасность не может быть обеспечена. Но ожидать этого от государства, в неприкосновенной Конституции которого установлен прямой запрет на идеологию, смешно, наивно и глупо. И никакие "Стратегии" не в состоянии заменить идеологию и восполнить вакуум, вызванный её отсутствием.

1. Итого?

Так о чём все-таки конференция: о духовных аспектах нацбезопасности или об экстремизме? Что решили по итогам конференции, круглого стола? Простите меня, грешного, но из этого текста я только у Эльвины Ягнаковой увидел упоминание об "отсутствии четкой ценностно-мировоззренческой картины восприятия окружающей действительности" у молодежи! Так вот, если мы хотим помочь Президенту РФ, принявшему "Стратегию национальной безопасности России", то давайте, всё-таки, будем стремиться, во-первых, к более глубокому изучению сути духовной безопасности общества, а, во-вторых, к выработке таких стратегических решений, которые позволят эту безопасность обеспечить на деле! Моё обращение к А.Д. Степанову: уважаемый Анатолий Дмитриевич, давайте под эгидой РНЛ проведём именно такой научно-практический форум: "Духовная безопасность как основа национальной безопасности России"!
Охотник / 02.05.2018, 06:56
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Раис Сулейманов
«Ислам в Поволжье: традиционные ценности, вызовы, перспективы»
В Йошкар-Оле состоялись третьи Хафизитдиновские чтения
08.03.2022
«Мусульманское духовенство в Поволжье подвержено социальному расслоению»
В Казани прошла конференция «Повседневная жизнь имама в России и его место в развитии исламской культуры населения: исторический опыт и современное положение»
01.12.2021
Об опасности неосуфизма в России
В Казани прошла конференция «Суфизм на постсоветском пространстве: современное положение и историческая преемственность»
26.05.2021
Антиутопия в современном русском литературном андеграунде
Рецензия на роман Владимира Коваленко «Ничто, или Тому, кто придет после» (М.: Magreb, 2021. - 160 с.)
27.04.2021
«Заметное событие в российском религиоведении»
В Казани прошёл IV конгресс Русского религиоведческого общества
26.04.2021
Все статьи Раис Сулейманов
Бывший СССР
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
День памяти первого летчика-космонавта Юрия Гагарина
Сегодня, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, мы вспоминаем русского героя Ивана Сусанина, генерал-майора П.Г.Жукова, ученого Н.А.Оболонского, композитора Б.А.Мокроусова, Героев Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи и И.И.Гуляева
27.03.2024
«Наша работа, создание канона может подвигнуть нас к подлинным открытиям»
Советский период может быть интерпретирован как одна из форм нетерпеливого стремления русского народа к Царствию Небесному
26.03.2024
Все статьи темы
Секты
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 10:29
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59