itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Магические заблуждения

В мире фэнтези

0
680
Время на чтение 7 минут

Нельзя сказать, что жанр фэнтези появился на свет благодаря Дж. Р. Р. Толкину, но он, безусловно, обязан ему своей популярностью. Успех грандиозной и блестящей саги о маленьких хоббитах, посмевших противостать большому злу и сумевших его победить, вызвал целую волну последователей и подражателей. Мир Средиземья из "Властелина колец" положил начало бесконечной цепочке альтернативных вселенных.

Удобное отличие фэнтези от фантастики состоит в том, что автор не обязан ничего объяснять: он может начать любую историю с любого места, разместив героев среди произвольно подобранных декораций. Старая сказка помещала невероятные события среди узнаваемых реалий привычного мира. Когда-то этого было достаточно. Более того, в форме сказки люди сохраняли важные принципы обработки реальности: "сказка - ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок". Современный человек считает, что уроков в его жизни и так хватает. Он хочет не учиться, а развлекаться. Миры фэнтези обещают ему практически чистое развлечение. Где-то там происходит что-то, не имеющее никаких последствий. Можно расслабиться и погрузиться в альтернативный мир. Тем более, что современные технологии способны избавить от необходимости перелистывать страницы и напрягать воображение. Читать больше необязательно, можно смотреть кино или играть в компьютерные игры, и погружение в иную вселенную будет гораздо полнее.

Но что создаёт эффект инаковости? Какая черта как никакая другая способна отделить придуманный мир от реального? Ключиком, отпирающим волшебную шкатулку, является само волшебство. Невозможное в обыденной жизни становится возможным, стоит только допустить, что есть особая сила, для этого предназначенная. И персонажи, владеющие этой силой, неизбежно оказываются в числе главных героев.

В мире фэнтези мы обязательно встретимся с тем, кто оперирует волшебством, как бы он ни назывался - волшебником, чародеем, колдуном или магом, и его роль будет весьма значимой. Иначе и быть не может: если вокруг бурлит магия, то и действовать должен маг. Удар клинка отобьёт тот, кто владеет нужным оружием, но чтобы отбить магический удар, надо уметь управляться с магией. Центральный персонаж фэнтези часто обладает магическими способностями. Если же он их лишён, то маг обязательно будет где-то неподалеку, то и дело вторгаясь в события. Иначе к чему вести читателя (зрителя) в альтернативный мир? Без приключений с привкусом магии повествование окажется пресным.

Популярность фэнтези привела к тому, что магия и маги стали ординарным элементом современной культуры. Пусть волшебники не встречаются нам на улице, но мы оперируем понятиями магического так, словно магия нам привычна. В каком-то смысле это так и есть, - насколько альтернативные миры составляют привычную нам область досуга. В результате стереотипы магического мышления выходят за пределы альтернативной реальности. Там ими руководствуются маги, но мы перенимаем образ мышления и действий популярных героев и начинаем действовать в соответствии с правилами магов в обыденной жизни.

Далее я перечислю некоторые подобные "магические" заблуждения. У меня нет задачи составить их полный список, это просто конкретные примеры рассматриваемого явления.

У современного человека размыты нравственные ориентиры. Поэтому он может брать себе за образец и отрицательных персонажей - тех, кто не чурается зла. Также в современных произведениях довольно часто добро и зло оказываются перепутаны, и то, что именуется добрым, по факту является злым. Я не буду рассматривать эти случаи. Пусть всё будет правильно. Наш образцовый маг - положительный герой, он служит добру и борется со злом. Собственно говоря, в борьбе со злом и состоит коллизия чуть ли не всякого произведения фэнтези. Тут и находится место типичным "магическим" заблуждениям.

Заблуждение первое: меняться не обязательно. Если ты - несомненный маг, ты просто включаешься в борьбу со злом. Если ты - обыкновенный (на первый взгляд) хороший парень, которого или призвание, или обстоятельства сделали центральным звеном неких событий, то магические способности приходится развивать. Пользоваться магическим артефактом надо уметь. Это справедливо и в отношении самой магии. Подобно тому, как школьник учится считать и писать, также и маг учится своей магии. Эти навыки - инструментарий, которым нужно владеть, но не часть личности. Как ножом можно нашинковать капусту или убить человека, так и с помощью магии можно сокрушить зло или утвердить его власть. Твои качества как человека - это отдельная категория. И в то же время: более сильный маг может нанести злу больший урон. Растить своё умение и силу необходимо, - иначе зло победить не удастся. Но при этом наш герой остаётся самим собой, сохраняя узнаваемые черты характера, привычки и слабости.

Заблуждение второе: борьба со злом локальна, она замкнута в конкретные обстоятельства места и времени. Сегодня маг гостит у друзей, слушает рассказы о былых подвигах, а завтра берёт свой магический посох и идёт навстречу очередному злодею, чтобы лишить его магической силы или пустить пылью по ветру. Или вот ты, например, занимаешься обыденным делом, чуть ли ни пашешь землю или плетёшь корзинки из ивняка, но приходит враг, и магия сама собой впрыгивает тебе в голову, в пальцы (или куда там ещё?), чтобы ты мог защитить тех, кто тебе дорог. Магия - словно волшебный артефакт, лежащий в кладовке: появилась нужда - взял, воспользовался, побыл героем, и снова можно чувствовать себя обычным человеком, ну или не совсем обычным, а, скажем так, волшебником на отдыхе. Пускай себе фейерверки детишкам на забаву.

Заблуждение третье: зло можно распознать. Оно, конечно, любит маскироваться. Но опытного волшебника обмануть сложно. У него всегда есть в запасе специальное заклинание, выявляющее чужую зловредную магию. Есть особые волшебные предметы - мечи, которые светятся при приближении врагов, амулеты, обжигающие холодом в преддверии опасности, и так далее... В конце концов, есть предсказания и советы мудрых людей, вовремя попавшихся на пути. В общем, только наивный простак становится добычей зла; тот же, кто потрудился узнать, знает достаточно, чтобы вовремя среагировать.

Заблуждение четвертое: зло присутствует в мире в особых носителях. В первую очередь, это люди, ставшие слугами зла. Особенно опасны чёрные маги (злые волшебники), использующие магию для истребления неугодных и порабощения мира. Иногда встречаются инфернальные персонажи - обитатели мира сугубого зла, вырвавшиеся на свободу или специально выпущенные туда, где обитают люди. Как сосредоточие зла могут быть представлены некоторые места. Например, точка выхода инфернальности, прорубленная злым чародеем или случайно возникшая. Или замок колдуна, уже погибшего; но наведённые им чары остались. Предметы, предназначенные для чёрного колдовства или созданные злым волшебником, также часто хранят в себе зло.

Борьба со злом заключается в сокрушении носителей зла. Правильный маг лишает злых волшебников способности творить чары, убивает инфернальных существ, стирает в порошок опасные места или расколдовывает их, уничтожает зловредные артефакты. Сюжетная линия, охватывающая все эти события, уверенно подводит нас к пятому заблуждению: зло истребимо. Толковому магу всегда по силам победить зло. В прошлом (художественном, конечно) таких побед накоплено множество; и мы вправе ожидать, что и очередная встреча со злом завершится окончательной победой добра. Авторы хитрят; они оставляют злу различные лазейки: кто-нибудь из злых героев сбегает, или во время борьбы случайно активируются какие-то новые контуры опасности. Всё это делается для того, чтобы сохранить любимых героев, дав им материал для очередных приключений. Однако общего принципа это не нарушает: если мы берём ситуацию с чётко очерченными границами, то замкнутая ими история обязательно должна закончиться поражением зла.

Корень описанных заблуждений - общее представление о природе зла. В мире фэнтези зло имеет внешнее происхождение: оно всегда приходит извне. Зло может соблазнить человека, обмануть, сломать, подчинить себе силой, но любой источник агрессии в принципе можно блокировать. Зло бывает могущественным и порою кажется непреодолимым, но всякой силе можно противопоставить другую силу. Сила против силы - вот физика происходящих событий. Причём секрет победы далеко не всегда сводится к умению владеть магическим даром; в качестве силы, преодолевающей злые чары, могут выступать такие движения или свойства души, как верность, бескорыстие, самоотверженность, любовь. По закону жанра эти качества мыслятся как светлые энергии, чуть ли не разновидность магии. Их сила способна нарушить или подавить действие колдовства. Злая магия изгоняется в свой инфернальный мир, каналы, по которым она проникла, запечатываются, служители злу, перевоспитание которых невозможно, уничтожаются. Наступает мир.

Однако в действительности всё не так. Зло может приходить извне, но это вовсе не единственный и не главный канал. Подлинный источник зла - грех. Склонность к греху есть в душе каждого человека, и заблокировать её магическим (инструментальным) образом невозможно. Для этого не годятся ни заклинания, ни артефакты. Грех многогранен, и в любой момент он может увлечь любого, привив ему какую-то толику зла. Уничтожение зла снаружи не избавляет от зла внутри. Поэтому, какой бы яркой ни была видимая победа над злом, зло никуда не исчезнет. Оно по-прежнему здесь, и будет здесь до скончания мира. Борьба со злом - это перманентное состояние, которое не может окончиться. От этой борьбы нельзя уклониться, отойти на время, снять доспехи, вытянуть ноги к огню и насладиться покоем. Грех искушает ежеминутно. Какой бы опыт и какие бы знания ни были у тебя за плечами, это не делает тебя защищённей. Волшебный посох в углу не стоит. Запасти силу и могущество в том или ином виде не удастся. В каждый момент времени ты не имеешь больше, чем самого себя. Каков ты есть здесь и сейчас, таким ты и противостоишь греху, и прошлые заслуги не в счёт. Если ты не пытаешься измениться к лучшему именно сегодня, ты меняешься к худшему.

Однако, будучи христианами и худо-бедно представляя себе механизм греха, мы, тем не менее, часто высказываемся и действуем так, словно находимся не в реальности, а в мире фэнтези, где магические заблуждения - не заблуждения, а правила жизни. Мы ожидаем, что со злом вот-вот будет покончено. Мы определили носителей зла: ими назначены конкретные персоналии, а также некоторые социальные институты или современные технологии. Мы ждём героя. Он должен волшебным образом получить свою силу, сокрушить носителей зла и установить торжество добра и справедливости, если и не в мировом, то хотя бы в локальном, национальном масштабе. Поле борьбы со злом размечено, и оно не проходит сквозь нас. Не чувствуя в себе магической силы, мы не считаем себя действующими лицами. Мы составляем публику, уже уставшую от ожидания, свистя и улюлюкая, требующую начала представления, предполагая, что оно обязательно окажется с хорошим концом. И мысль о том, что мы, так или иначе, потакаем греху, а значит, причастны злу, постоянно выпадает из нашего сознания.

Из того, что у нас нет волшебного посоха, вовсе не следует, что мы - лишь зрители и никак не влияем на происходящее. Зло пропитывает социальную реальность, просачиваясь из наших душ. Видя, как оно концентрируется вне нас, мы позволяем себе думать, что не имеем к этому ни малейшего отношения, между тем, не будь мы к себе столь снисходительны, зло было бы гораздо слабее. Зримая, публичная его часть питается теми эманациями, которые исходят от всех, кто ещё не обнаружил источника зла в самом себе. Не перекрыв этот источник, не начав бесконечную борьбу со злом внутри себя, нельзя ничего изменить к лучшему и в окружающем тебя мире. Если мы хотим реальных побед, мы должны расстаться с магическими заблуждениями.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

13. Ответ на 8., Кирилл Д.:

магия - это искусство управления. В узком смысле - искусство управления потусторонними силами.

Потусторонними силами не управляют! Кажущееся "управление" - обыкновенная "разводка" от инфернального мира, наживка для горделивых душ. управление Святым Духом, Который обязан снизойти на Папу, если тот взошёл на кафедру

Не приемлю папские догматы, но Вы, таким образом, можете в "магизме" любое Церковное Таинство объявить. Между тем, в Таинстве идёт ПРОСЬБА к БОГУ о ниспослании ДУХА СВЯТАГО.
Лебедевъ / 24.04.2018, 14:52

12. Ответ на 6., Лебедевъ:

) Вся статья про Яблокова. Причём в обеих смыслах - у него и сознание магическое, и он магом себя считает.Может, все-таки в обоих?) Вам просто ОБЕ СМЫСЛЫ осознать не дано!

Куды мне...)
Анна де Бейль / 24.04.2018, 13:52

11. Ответ на 7., Потомок подданных Императора Николая II:

Кстати, после "всё-таки" требуется запятая.

Ни фига.) Ну, вам лучше знать, что там где у Яблокова)
Анна де Бейль / 24.04.2018, 13:52

10. Ответ на 6., Лебедевъ:

)Вам просто ОБЕ СМЫСЛЫ осознать не дано!

Доцент тупой. Сначала предполагалось другое слово, женского рода. Но получилось как получилось, а исправление по невнимательности не сделал. Видно, что Вам огромное удовольствие доставляет чувство собственного мнимого превосходства, питаемое даже ошибкой из-за невнимательности Вашего дорогого дедушки. Это же мелко, Лебедев. Кстати, "Огненные шары" исполняли очень многие рокнроллщики. Такому "специалисту" по Америке, как Вы, стыдно этого не знать.

9. Ответ на 1., свящ. Андрей Михайлов:

Некоторые популярные авторы, не относящие свои писания к стилю фэнтези, занимаются тем, что «кошмарят» читателей негативной информацией и предсказаниями всяческих несчастий. А читающие их предаются возмущению и страху за себя, Россию и весь мир, вместо того чтобы заниматься умиротворением своей души и посильными добрыми делами.

Да, именно так - это, по сути, то же фэнтези, тоже развлекательный жанр. Точнее, не совсем фэнтези, строго говоря, а антиутопия какая-нибудь. Популярны книги и фильмы-антиутопии и -катастрофы. Ну, есть и "статьи-катастрофы", "статьи-антиутопии". Жанр тот же, да и суть та же - развлечь публику. Развлечь, отвлечь от главного. Читатели (возможно, за какими-то редкими исключениями), на самом деле, не особо предаются возмущению и страху за Россию, весь мир и себя - они просто получают свою дозу адреналина и живут дальше, как жили. До новой порции развлекательного кошмара.
Кирилл Д. / 24.04.2018, 11:48

8. Ответ на 4., Лебедевъ:

Магия - это требование изменений посредством технологий в виде заклинаний или действий. Молитва - это просьба. Современный человек взращен в мире технологий: просить негоже. Инфернальный мир в этом современному человеку подыгрывает: человек получает ощущение восторга от чувства своей "технологичной" значимости, которое становится наркотическим.

Пожалуй, не только современный. Если ещё короче сформулировать, то магия - это искусство управления. В узком смысле - искусство управления потусторонними силами. Люди всегда этим "баловались", сейчас, возможно, это переходит на новый виток. Также, возможно, немножко не в тему, но есть магический догмат в католицизме. Это о непогрешимости Папы ex catedra. Это, по сути, означает управление Святым Духом, Который обязан снизойти на Папу, если тот взошёл на кафедру (я это говорил одному католику (или даже не одному), но не встретил внятных возражений).
Кирилл Д. / 24.04.2018, 11:41

7. Ответ на 5., Анна де Бейль:

) Вся статья про Яблокова. Причём в обеих смыслах - у него и сознание магическое, и он магом себя считает. Может, все-таки в обоих?)

Это же про Яблокова - у него первая смысла и вторая. Кстати, после "всё-таки" требуется запятая.

6. Ответ на 5., Анна де Бейль:

) Вся статья про Яблокова. Причём в обеих смыслах - у него и сознание магическое, и он магом себя считает.Может, все-таки в обоих?)

Вам просто ОБЕ СМЫСЛЫ осознать не дано!
Лебедевъ / 24.04.2018, 07:53

5. Ответ на 2., Потомок подданных Императора Николая II:

) Вся статья про Яблокова. Причём в обеих смыслах - у него и сознание магическое, и он магом себя считает.

Может, все-таки в обоих?)
Анна де Бейль / 24.04.2018, 06:36

4. Re: Магические заблуждения

Популярность фэнтези привела к тому, что магия и маги стали ординарным элементом современной культуры

Магия - это требование изменений посредством технологий в виде заклинаний или действий. Молитва - это просьба. Современный человек взращен в мире технологий: просить негоже. Инфернальный мир в этом современному человеку подыгрывает: человек получает ощущение восторга от чувства своей "технологичной" значимости, которое становится наркотическим. Молодец Карпов! Ёмко и наглядно.
Лебедевъ / 24.04.2018, 06:35
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Последние комментарии