У гениального нашего баснописца Ивана Андреевича Крылова есть одна своеобразная, великолепная басня, но, как я с удивлением узнал, мало кому известная. Однажды на педагогической конференции я задал вопрос о ней на секции, где было человек тридцать учителей, завучей, методистов - никто о такой басне не слышал. Может быть, она потому и малоизвестная, что острая, бьющая не в бровь, а в глаз пишущей и издающей братии. Во многие сборники И.А. Крылова эта басня просто не включена. Написана она в первой половине 19-го века, но как будто о нашем времени, когда чёрное становится белым и наоборот, добро и зло меняются местами, а низменные стороны индивидуальности превозносятся - через апологетику безудержной свободы - как непререкаемые ценности. Эта басня - потрясающее предвидение нынешнего постмодерна в литературе. Судите сами.
И.А. Крылов
СОЧИНИТЕЛЬ И РАЗБОЙНИК
В жилище мрачное теней
На суд предстали пред судей
В один и тот же час: Грабитель
(Он по большим дорогам разбивал,
И в петлю, наконец, попал);
Другой был славою покрытый Сочинитель:
Он тонкий разливал в своих твореньях яд,
Вселял безверие, укоренял разврат,
Был, как Сирена, сладкогласен,
И, как Сирена, был опасен.
В аду обряд судебный скор;
Нет проволочек бесполезных:
В минуту сделан приговор.
На страшных двух цепях железных
Повешены больших чугунных два котла:
В них виноватых рассадили,
Дров под Разбойника большой костёр взвалили;
Сама Мегера их зажгла
И развела такой ужасный пламень,
Что трескаться стал в сводах адских камень.
Суд к Сочинителю, казалось, был не строг;
Под ним сперва чуть тлелся огонёк;
Но там, чем далее, тем боле разгорался.
Вот веки протекли, огонь не унимался.
Уж под Разбойником давно костёр погас:
Под Сочинителем он злей с часу́ на час.
Не видя облегченья,
Писатель, наконец, кричит среди мученья,
Что справедливости в богах нимало нет;
Что славой он наполнил свет
И ежели писал немножко вольно,
То слишком уж за то наказан больно;
Что он не думал быть Разбойника грешней.
Тут перед ним, во всей красе своей,
С шипящими между волос змеями,
С кровавыми в руках бичами,
Из адских трёх сестер явилася одна.
«Несчастный!» говорит она:
«Ты ль Провидению пеняешь?
И ты ль с Разбойником себя равняешь?
Перед твоей ничто его вина.
По лютости своей и злости,
Он вреден был,
Пока лишь жил;
А ты... уже твои давно истлели кости,
А солнце разу не взойдет,
Чтоб новых от тебя не осветило бед.
Твоих творений яд не только не слабеет,
Но, разливаяся, век-от-веку лютеет.
Смотри (тут свет ему узреть она дала),
Смотри на злые все дела
И на несчастия, которых ты виною!
Вон дети, стыд своих семей, -
Отчаянье отцов и матерей:
Кем ум и сердце в них отравлены? - тобою.
Кто, осмеяв, как детские мечты,
Супружество, начальства, власти,
Им причитал в вину людские все напасти
И связи общества рвался расторгнуть? - ты.
Не ты ли величал безверье просвещеньем?
Не ты ль в приманчивый, в прелестный вид облёк
И страсти и порок?
И вон, опоена твоим ученьем,
Там целая страна
Полна
Убийствами и грабежами,
Раздорами и мятежами
И до погибели доведена тобой!
В ней каждой капли слёз и крови - ты виной.
И смел ты на богов хулой вооружиться?
А сколько впредь ещё родится
От книг твоих на свете зол!
Терпи ж; здесь по делам тебе и казни мера!»
Сказала гневная Мегера -
И крышкою захлопнула котёл.
Итак, прославленный Сочинитель выведен гораздо худшим, нежели Разбойник-душегуб, - не сгустил ли краски наш Иван Андреевич? Да и для нашего ли времени это повествование? Сейчас ведь многие пишут подобно Сочинителю, считая это нормой, получая сомнительные лавры и неплохие гонорары. И, вроде, никого не убивают. И не сидят в раскалённом котле под захлопнутой крышкой. Пока - не сидят.
Помню, как обсуждали мы с одной писательницей из Коломны ажиотаж вокруг романа чешского писателя Кундеры (вся Европа им зачитывалась), замешанного на сексе, духовном одиночестве и ненависти к СССР. В ответ на мою критику она написала: «Я согласна с Вами полностью, что на нём никого воспитывать нельзя, как нельзя искать уроки нравственности в любых произведениях модернизма и постмодернизма. Но эта литература есть, её читают» [выделено мной]. Да, это факт, читать не запретишь. А у меня побежали в уме параллели: порнофильмы есть, их смотрят; мат есть, на нём говорят; уголовщина есть, ею живут... Но, наверно, в жизни всё-таки важнее не констатация грязи, а борьба с ней? И хорошо ли это, если на книге, на романе «никого воспитывать нельзя», если там «нельзя искать уроки нравственности»? А для чего тогда ТАКОЕ писать? Для заработка, самолюбования, пиара? «Тонкий разливая яд, укореняя разврат, вселяя безверие»? выдавая его за просвещение? Облекая страсти и пороки «в приманчивый, в прелестный вид»? Невольно поражаешься прозорливости Крылова: ведь сейчас во множестве печатных, радио- и видеоизданий ИМЕННО ТАК И ДЕЛАЕТСЯ!
И к чему же мы придём? Баснописец предупреждает:
Там целая страна
Полна
Убийствами и грабежами,
Раздорами и мятежами
И до погибели доведена...
Воистину: словом можно убить, словом можно спасти. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших.» (Послание к Ефесянам 4:29) - так заповедано нам в Священном Писании. Значит, с самого раннего возраста, с семьи, школы надо прививать иммунитет, или лучше по-русски: отвращение, защиту - от лжи, цинизма, сквернословия, иначе - «котёл нам с крышкой», а стране - гибель.
Спасибо, незабвенный Иван Андреевич! Вот только дойдёт ли басня до многих сердец и умов?..