itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Великая тайна бытия

И вечность дышит рядом - близко, близко

Александр Сергеевич Пушкин 
0
1015
Время на чтение 7 минут

«Наше же жительство - на Небесах, откуда мы ожидаем

и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп. 3, 20)

Нет ничего более загадочного в земной жизни человека, чем время. Безвидное и неосязаемое, как воздух, которым мы дышим, оно движется вперед, не останавливаясь и не повторяясь.

От жизни той, что бушевала здесь,

От крови той, что здесь рекой лилась,

Что уцелело, что дошло до нас?

Два-три кургана, видимых поднесь...

(Ф.И. Тютчев)

Время - одна из форм земного бытия, мера длительности всего совершающегося; хронометр, отсчитывающий секунды, минуты, часы, дни, месяцы, годы, неуклонно и необратимо приближая нас к вечности. Тщетно противостоять времени. Время абсолютно не подвластно воле человека.

Это ощущение ветхости, бренности земного мира, мимолетность и временность которого есть не что иное как результат грехопадения праотцев, человек, еще не понимая сути земной жизни и не догадываясь о существовании жизни вечной, испытывает уже от самого своего рождения.

Я - маленький, горло в ангине,

За окнами падает снег.

И папа поет мне: «Как ныне

Сбирается вещий Олег...»

Я слушаю песню и плачу,

Рыданье в подушках душу,

И слезы постыдные прячу,

И дальше, и дальше прошу.

Осеннею мухой квартира

Дремотно жужжит за стеной.

И плачу над бренностью мира

Я, маленький, глупый, больной.

(Д.С. Самойлов)

В разные периоды своего существования на земле человек по-разному воспринимал и ощущал категории времени и вечности. Чем более устремлялся дух человека к Небу, к Богу, тем менее ощущал человек тяготы, утраты и заботы, которые накладывает время на каждого, живущего на земле. Ибо для верующей православной души жизнь не заканчивается на земле с окончанием земного времени.

«Ночь тихая, весенняя,

Черемухой пьянящая,

Христова воскресения

Спасением манящая.

И сказочно, но верится.

И тайное сбывается.

Постом, как чашей мерится,

А счастьем изливается,

На всенощное бдение,

Полночное стояние.

Колоколов гудение

И слезы покаяния.

Вот этою безгрешною

Таинственною ночью

Мы видели Воскресшего

Спасителя воочию,

Очищенные начисто

В надежде на спасение.

Все кончено, все начато

Христовым Воскресением.

(С.К. Поликарпов)

От сосца и до подола,

От надежды и мечты -

До таблетки валидола

И до каменной плиты.

Этот вечный образ мрака,

Что возник из ничего,

Сколько раз я в детстве плакал,

Натыкаясь на него.

Он болезнью быстротечной

Посетил мое жилье.

Только, смерть, и ты не вечна, -

Жало вырвано твое.

(Протоиерей Анатолий Трохин)

В период Древней Руси - период наивысшего духовного подъема нашего земного Отечества, человек в быстротекущем времени как бы и не жил, он был весь обращен к вечности. И хотя вечность - свойство мира горнего, тогда как время - принадлежность земного, человек, не тронутый еще обмирщением и весь устремленный к Богу, ощущал себя частью всего Божественного мироздания, а время земной жизни понимал как подготовку к вечности. Он жил на земле предощущением жизни в Отечестве Небесном и более тревожился и заботился о спасении души для вечности, нежели о земном долголетии и благополучии. Поэтому конечность времени не страшила его как конечность бытия.

Этот духовный настрой русского человека отразился не только в агиографических произведениях и словах святых отцов Православной Церкви, но и в духовных стихах самого народа - в народных песнях на религиозные сюжеты. Песни эти пелись бродячими певцами-странниками - каликами перехожими везде, где находилось достаточное число благочестивых слушателей.

Приснопамятный Владыка Иоанн (Снычев) пишет об этом времени нашей истории в своей работе, посвященной духовным стихам народа, так: «Живя в мире церковного опыта, народ твердо знает, что вся вселенная управляется всемогущим Промыслом Всеблагого Бога:

Основана земля Святым Духом,

А содержана Словом Божиим.

А я верую самому Христу, Царю Небесному,

Его Матери Пресвятой Богородице,

Святой Троице неразделимой...»

Владыка говорит: «Спасение души - смысл жизни человеческой. Этой главной цели подчиняется, в идеале, народная жизнь. Русь не потому "святая", что живут на ней сплошные праведники, а потому, что стремление к святости, к сердечной чистоте и духовному совершенству составляет главное содержание и оправдание ее существования».

«Блажени чистии сердцем:яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8).

С секуляризацией общества, а особенно явственно это проявилось на Руси в XVII веке, в эпоху реформ Петра I, поставившего государственность - как славу и могущество Империи - выше ценностей духовных, выше Православия, человек начинает воспринимать время по-другому.

Утрачивая связь с вечным, Божественным, человек становится частью только этого земного материального бренного мира, частью тленной земной природы, которой отведено даже больше времени, чем человеку. Федор Иванович Тютчев, который много задумывался в своих стихах о том, что же такое жизнь человеческая и что же такое время, глядя на дубы, выросшие на древнем кургане, горестно вздыхает:

...Красуются, шумят и нет им дела,

Чей прах, чью память роют корни их.

Человек нового времени, поклоняющийся земному более, нежели Небесному, начинает ощущать бег времени и быстротечность земной жизни - как трагедию, как боль и ужас. Пренебрегая мыслью о спасении и обратившись к поискам исключительно земного счастья, человек становится как бы заложником времени, в страхе недоуменно застывая в этом тупике.

Ведь о каком счастье можно мечтать, если быстротекущее время уничтожает все - и человека, и все его земные достижения, сокровища и надежды? Поэт ощущает это с особой обостренностью. А там, где недоумение и растерянность перед временем сталкиваются с тоскою по вечности, там высекаются искры настоящей поэзии.

Гаврила Романович Державин пишет слабеющей рукой на грифельной доске свое самое последнее стихотворение:

Река времен в своем стремленье

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей...

Александр Сергеевич Пушкин размышляет:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ли в многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь своим мечтам.

Я говорю промчатся годы,

И сколько здесь не видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды -

И чей-нибудь уж близок час.

Вот как пишет о неуклонном и безостановочном течении лет более близкая к нам по времени Анна Ахматова:

Но как нам быть с тем ужасом, который

Был бегом времени когда-то наречен?

Но ведь в любые времена человеку дана возможность, и мудрость, и выбор спасаться для горнего или возлагать все упование только на земное. Русский человек с его открытой, чуткой душой и жаждой праведности во все периоды нашей истории сознательно и религиозно или подсознательно, интуитивно нес в себе ощущение вечности. Не от этого ли русская душа никогда не удовлетворялась только земным, тоскуя по вышней красоте, гармонии, правде. Эту тоску по вечному, возвышенному и надмирному во все века отражала наша русская классическая поэзия, где переживания о неумолимой быстротечности времени неизбежно сопрягаются с мыслью о спасении.

... Далекий, вожделенный брег!

Туда б, сказав прости ущелью,

Подняться в вольной вышине

Туда б, в заоблачную келью

В соседство Бога скрыться мне!..

(А.С.Пушкин)

Дорог мне перед иконой

В светлой ризе золотой

Этот ярый воск, вожженыый

Чьей неведомо рукой.

Знаю я свеча пылает,

Клир торжественно поет;

Чье-то горе утихает,

Кто-то слезы тихо льет,

Светлый Ангел упованья

Пролетает над толпой...

Этих свеч знаменованье

Чую трепетной душой:

Это - медный грош вдовицы,

Это - лепта бедняка,

Это... может быть... убийцы

Покаянная тоска...

Это - светлое мгновенье

В диком мраке и глуши,

Память слез и умиленья

В вечность глянувшей души...

(А.Н.Майков)

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет - Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все - вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав -

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

(И.А. Бунин)

Это предощущение горнего пронизывает всю русскую поэзию. Недаром же многие из наших поэтов говорили о том, что чувствуют себя всего лишь странниками на земле. Пушкин, Лермонтов, Есенин, Рубцов... Как удалось Николаю Рубцову, воспитаннику советского детдома, современнику поколения строителей коммунизма сказать такие слова?

И думаю я - смейтесь иль не смейтесь! -

Косьбой проворной на лугу согрет,

Что той, которой мы боимся, - смерти,

Как у цветов, у нас ведь тоже нет!

Рождение человека в жизнь вечную - наивысшее напряжение всех его душевных, физических и духовных сил. Это великая тайна, сопряженная и со скорбью, и с надеждой, и с утешением. И об этой тайне взволнованно и в то же время мудро говорит нам наша русская поэзия.

Вот и отмаялась мама,

В доме лежит не дыша.

Тихая - как телеграмма

В небо вспорхнула душа.

... Больше ничто не свершится,

Весть беспросветно горька,

Душенька мамы кружится

Рядышком с телом пока.

... Время последней разлуки

Скорбно стоит впереди,

Мамины мертвые руки

Замерли на груди.

...Завтра с утра запогодит,

Да не развеет печаль, -

Мама тихонько уходит

В чистую вешнюю даль.

Где собираются в стайки

И пропадают вдали

Белые-белые чайки -

Души страдальцев земли.

(С.А. Хомутов)

С моего рожденья и поныне

Вечность - предо мною и за мной,

И рождается посередине

Вечности - мой каждый миг земной.

Но из нас любой однажды встретит

Самое протяжное мгновение,

Чье начало здесь, на этом свете,

А на том - зияет продолжение...

(Ю.М. Шестаков)

Я к вам спешу, откройте двери мне,

Никто из вас не умер, все вы живы.

Мальчишкою, как в тот песок с обрыва,

Я к вам лечу, и в сердце страха нет...

... Небесный свет зажжется надо мной,

Как будто бы открыли двери Рая...

Мы во Христе живем, не умирая,

Не унижая памяти земной.

(Протоиерей Анатолий Трохин)

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся! и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Лариса Пахомьевна Кудряшова, русский поэт и литератор

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лариса Кудряшова
Великий канон
Стихи
17.03.2024
Прощеное воскресенье
Стихи, которые стали песнями
15.03.2024
Покров
Стихи
13.10.2023
«Добро сражается со Злом…»
К сороковинам автора
02.02.2023
Духовная битва
Валерий Павлович Филимонов о России
21.07.2022
Все статьи Лариса Кудряшова
Александр Сергеевич Пушкин
Ноль часов
Вне времени и пространства
22.03.2024
Сокровенная глубинка
Рецензия на фильм политолога Л.В. Савина «Глубинка»
21.03.2024
Праздник Курско-Коренной иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Ивана Сусанина, архиепископа Виталия (Максименко), поэта А.Н.Майкова, художника И.И.Шишкина, композитора А.К.Глазунова, балерину Г.С.Уланову и генерала В.Я.Петренко
21.03.2024
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.03.2024 21:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
28.03.2024 19:34
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30