Удел
искусства более велик,
Чем естества! В ваянье мир постиг,
Что смерть, что время здесь не побеждают.
Спустя
столетья люди будут знать,
Как ты прекрасна...
Микеланджело Буонарроти
"Удел искусства более велик, чем естества", - сказал и доказал гениальный Микеланджело, и трудно с ним поспорить, легче согласиться. Человеческое естество, обладая даже бессмертной духовной природой, подчинено законам смерти. Искусство является и инструментом, и возможностью преодоления материального распада. Издревле земной творец спорит с хаосом, противостоит своим творчеством закономерной разрушительной тенденции, сберегает и отражает уникальное многообразие земной жизни. Эстетическое, личное переживание красоты мира приводит художника к сопричастности Божественному, Вселенскому, поэтому для творца важна не столько жизнь, как явление, сколько наполненность нашего бытия Красотой.
Известна мысль Ф.М.Достоевского, что Красота - спасет мир. Мысль неоднозначная, глубокая, требующая духовного осмысления и знания жизни самого великого русского писателя, который в физических страданиях, в духовных преодолениях, в муках осознания бесплодности кровопролитных насильственных преобразований действительности постигал смыслы истинной Красоты и гармонии. И неизвестно, как бы сложилась на каторге и после нее жизнь Достоевского, не появись на его жизненном пути, в момент катастрофического перелома судьбы, Наталья Дмитриевна Фонвизина. Кем бы стал человек, переживший трагедию неволи и крушения революционных надежд, если бы в Тобольске эта милосердная женщина не вложила в руку будущего великого писателя Благую Весть - Евангелие? Кажется Божиим промыслом, что именно в Тобольске, где каторжане находились всего шесть дней, состоялась неожиданная встреча Достоевского с его добрым ангелом, Натальей Фонвизиной.
Сегодня, спустя 215 лет со дня ее рождения (13 апреля 1803 г. - 22 октября 1869 г.), образ этой прекрасной женщины прорывается в наш век из глубины времен. Хотя сохранились два ее портрета, некоторые письма, страницы из ее дневников, воспоминания современников, история жизни этой героической женщины сегодня известна мало. Творческим подвигом можно назвать произведение, посвященное ей художником редкого дара и жанра - Александром Васильевичем Баклановым. Он - известный в мире представитель русского медальерного искусства, семикратный победитель ежегодного Гран-При американского издательства Krause Publications, главный художник "Гознака", автор многих российских юбилейных монет и медалей, народный художник России, профессор, действительный член РАХ, с юношеским вдохновением, с восторженной любовью к модели, работал над юбилейной медалью, посвященной памяти Натальи Фонвизиной.
Мало сказать, легендарной красавицы, но женщины духовно прекрасной, оставившей заметный след в истории России. При том, что вся ее жизнь достойна исследования и запоминания, мастер для своего произведения выбрал самый трудный ее период - жизнь в ссылке в Тобольске.
Как уточняет историк Элеонора Павлюченко: «Их было одиннадцать - женщин, разделивших сибирское изгнание мужей-декабристов. Среди них - незнатные, как Александра Васильевна Ёнтальцева и Александра Ивановна Давыдова, или жестоко бедствовавшая в детстве Полина Гёбль. Но большая часть - княгини Мария Николаевна Волконская и Екатерина Ивановна Трубецкая, Александра Григорьевна Муравьева - дочь графа Чернышева, Елизавета Петровна Нарышкина, урожденная графиня Коновницына, баронесса Анна Васильевна Розен, генеральские жены Наталья Дмитриевна Фонвизина и Мария Казимировна Юшневская - принадлежали к знати»[1].
За своего мужа Михаила Александровича Фонвизина, приходившегося ей двоюродным дядей, Наталья Дмитриевна вышла в 19 лет и не по любви, а по указанию отца, который этой свадьбой покрывал свой долг. Отец Фонвизиной - Дмитрий Акимович Апухтин был помещиком из рода Апухтиных, предводителем уездного костромского дворянства. Дед со стороны отца - личность историческая, был симбирским и уфимским наместником, членом суда над Пугачевым. Дед по материнской линии П.И.Фонвизин - интеллектуал, директор Московского университета. Кажется, дарования всех предков нашли отражение в сложной духовной и душевной природе Натальи Фонвизиной. Люди, знавшие и любившие ее, отмечали страстность ее натуры, пытливый ум, разносторонность знаний, оптимизм и огромную любовь к жизни во всех ее проявлениях. От матери Наталья унаследовала интерес к религии, который смолоду выразился в ее жажде аскетических подвигов, в интересе к религиозной литературе. С девического возраста юная дворянка не расставалась с Библией. Поэтому, наверное, замужество по обязанности не стало для нее тяжкой жертвой, Фонвизина была верна и предана мужу, родила двоих сыновей. Смиренно приняла приговор супругу по делу декабристов и так же смиренно отправилась за ним в ссылку: Енисейск, Красноярск, Тобольск. В ссылке она родила еще двоих детей, которые умерли в младенчестве.
Тобольск - город не только исторический, но можно сказать, метафизический, место зримого противоборства тьмы и света, узел великих судеб, один из источников русской государственной славы. С этими краями связаны детские годы и Александра Васильевича Бакланова, который родился в с. Шишкино Тюменской области. Не только с любовью, но со знанием природы края, особенностей архитектуры и истории художник создает свое произведение, посвященное Натальи Фонвизиной - медаль, объятую и с лицевой и с оборотной стороны надписью «Славен град Тобольск».
Мастер не впрямую, но символами, поясняет, чем славен его любимый город, уникальная медаль заставляет узнать о Промыслительном источнике этой славы. Будучи зависимым от особенностей медальерного художественного жанра, требующего изобретательности, емкой поэтической образности, умения совмещать ограничения, накладываемые спецификой изделия, и свободу воплощения художественного образа, мастер прибегает к символичному языку. На оборотной стороне медали он на дальнем плане изображает дом, где жила семья ссыльного, силуэт Тобольска середины XIX в. с храмовыми доминатами. Передний план фокусирует наше зрение на главных, смысловых деталях композиции. Это оплывающая как после долгого ночного чтения свеча, чистое полнокровное пламя которой устремлено строго ввысь, рядом Евангелие с тесненным на обложке крестом и несколько белых конвертов с письмами. Все это реальные вещи, свидетельства дружбы Натальи Дмитриевны Фонвизиной и Федора Михайловича Достоевского. Это те самые письма, которыми так восхищался и которым так радовался Достоевский: "С каким удовольствием я читаю письма ваши, драгоценнейшая Наталья Дмитриевна! Вы превосходно пишете их, или, лучше сказать, письма Ваши идут прямо из Вашего доброго, человеколюбивого сердца легко и без натяжки"[2].
Знакомство их произошло в январе 1850 года в Тобольске, в пересыльной тюрьме. Несколько жен декабристов похлопотали о свидании с каторжниками, которые всего шесть дней находились в Тобольске. Фонвизина добивалась именно свидания с Достоевским и Петрашевским. Может быть потому, что зная, что ее старший сын Дмитрий тоже был причастен к кружку петрашевцев, хотела подробнее узнать о его судьбе. Но личный интерес и простое сострадание претворились в искренний подвиг милосердия и в длительную духовную привязанность. Именно Наталья Дмитриевна вложила в руки Достоевского ту Библию, которую он следующие четыре года неволи читал непрестанно, хранил под подушкой и с которой, по свидетельству Страхова, не расстался до последнего своего вздоха. Евангелие для Достоевского стало тем Источником, из которого он почерпнул свой «символ веры». Как он сам говорил, «этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но и с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной»[3].
Об истории Евангелия Достоевского много рассказывает подготовленное к 196-летию великого писателя художественное издание этой Книги, выполненное по идее известного тобольского мецената Аркадия Елфимова усилиями и средствами Фонда «Возрождение Тобольска» . Пояснения личных пометок Достоевского, оставленных на страницах Евангелия, статьи и комментарии выдающихся современных ученых литературоведов и историков, оформленные в виде отдельных приложений к основному тому, позволяют осмыслить духовные поиски великого писателя, глубже понять его произведения с христианской точки зрения. Представление Евангелия в Санкт-Петербурге в музее-квартире писателя состоялось 11 ноября 2017 года.
Слова Некрасова из поэмы "Русские женщины" - «Иду я к тому, кто в неволе!» приобретают символичный смысл применительно к дружбе Фонвизиной и Достоевского. Наталья Дмитриевна шла не только к мученикам-заключенным, физическим страдальцам, но и к тем, кто находился в духовной неволе, во тьме неверия, соблазна и страстей, Словом Истины, словом Христа вызволяла из нее своих "подопечных". Подавала им пример собственной жертвенности. Так вспоминает встречу двух миров Достоевский в «Дневнике писателя за 1873 год»: «В Тобольске, когда мы, в ожидании дальнейшей участи, сидели в остроге на пересыльном дворе, жены декабристов умолили смотрителя острога и устроили в квартире его тайное свидание с нами. Мы увидели этих великих страдалиц, добровольно последовавших за своими мужьями в Сибирь. Они бросили все: знатность, богатство, связи и родных, всем пожертвовали для высочайшего нравственного долга, самого свободного долга, какой только может быть. Ни в чем неповинные, они в долгие двадцать пять лет перенесли все, что перенесли их осужденные мужья. Свидание продолжалось час. Они благословили нас в новый путь, перекрестили и каждого оделили Евангелием - единственная книга, позволенная в остроге. Четыре года пролежала она под моей подушкой в каторге. Я читал ее иногда и другим. По ней выучил читать одного каторжного»[4].
Преображение будущего великого русского писателя, который поныне и для всего мира является литературным источником духовной мудрости, кажется необыкновенным. Ведь сам Федор Михайлович в своем дошедшем до нас письме к Наталье Дмитриевне, отправленном из Омска в январе-феврале 1854 году, пишет: «Я слышал от многих, что вы очень религиозны, Наталья Дмитриевна. Я скажу вам про себя, что я - дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных»[5].
Соратник Достоевского поэт Сергей Федорович Дуров в одном из писем писал ей же: «То, что всего более, всего глубже обрадовало меня в последнем Вашем письме, это видимое спокойствие Вашего духа, которое проникает каждое Ваше слово, каждую Вашу строчку. Истинно я дивлюсь и благоговею перед этой силой и энергией, которые Вы почерпаете из благородной своей натуры... Все, что есть во мне доброе, все это Ваше».[6]
Какой же необыкновенной нравственной силой, энергией, верой обладала Наталья Дмитриевна Фонвизина, что могла вдохнуть их в людей неверующих, сомневающихся бунтарей. Это трудно представить, тем более, отразить в художественном образе, даже не в живописном, не в скульптурном, а в сложнейшем - медальерном, средствами классической технологии с чернением и патенированием, в сплаве томпак, что удалось сделать Александру Бакланову. Как говорит художник, когда он создавал образ Фонвизиной, ему было недостаточно двух дошедших до нас портретов Натальи Дмитриевны, на одном из которых она молода, на другом - в почтенном возрасте. Много помогали автору медальерного портрета сведения людей, знавших Фонвизину. О внешности Натальи Дмитриевны так писала княгиня Волконская: «У неё было совершенно русское лицо, белое, свежее, с выпуклыми глазами; она была маленькая, полненькая»[7]. А декабрист Николай Иванович Лорер находил её «одной из прелестнейших женщин своего времени; особенно хороши были её голубые, светлые глаза»[8].
Автор памятной медали собрал информацию о том, как жила, чем занималась Фонвизина, которая сама была художником. Она прекрасно вышивала, занималась шитьем, в сложном местном климате стала первой выращивать цветы, их образы использовала в своих опытах по созданию знаменитых тюменских ковров. Этот старинный русский народный промысел существует поныне, но мало кто сегодня знает о нем. О красоте тюменских ковров мы можем судить по картине Сурикова "Взятие снежного городка", где такой восхитительной красоты живописный ковер с яркими цветами на темно-синем фоне накинут на спинку саней. Любимые занятия Фонвизиной символичны, все они свидетельствуют о том, что добровольная пленница ценила красоту бытия, ей дорожила, ее создавала и насаждалась.
Поэтому фоном медальерного портрета художник сделал ковер с цветами, символизирующий не только интересы Фонвизиной, но саму красоту. Как говорит Александр Васильевич, в данном произведении красота является и свойством личности, и средством выражения душевных качеств, и признаком благородного происхождения. Восприимчивость к красоте, стремление к ней даже в беспощадных бытовых условиях являлись следствием наполненности сердца славной женщины любовью. Отказаться от детей, от материальных привилегий, от радостей светского общества могла только душа, стремящаяся к высшим ценностям. Для Фонвизиной такими безусловными ценностями были вера и любовь. Верующую и исполненную любовью свою героиню мастер наделяет вечной молодостью, и это оправдано, ведь красота не подвластна времени, если это красота жертвенной, верующей души.
Художнику А.В.Бакланову удалось создать не только исторический портрет, но протрет - символ, портрет - пример, портрет - признание. Как говорит его автор, у него с Фонвизиной установился психологический, доверительный контакт. Добившись портретного сходства, мастер почувствовал возможность более глубокого постижения образа, появление которого на памятной медали стало следствием трехсоставного исходного условия. Во-первых, идея создания юбилейной медали принадлежит известному современному книгоиздателю, организатору и руководителю Тюменского общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» Аркадию Григорьевичу Елфимову. Во-вторых, реализация осуществлена одним из лучших современных художников-медальеров народным художником России Александром Васильевичем Баклановым. И третья, главная, составляющая, - это историческое бытие самой прекрасной современницы Достоевского, оставившей след в русской истории, Натальи Фонвизиной.
Медаль, посвященная Наталье Фонвизиной - 56-я в серии "Славен град Тобольск" общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска». Этот фонд проводит огромную просветительскую работу, открывает современникам забытые или совсем неизвестные страницы истории России и неотделимой от нее истории Сибири. Исторические расследования, оформленные в виде красочных, иллюстрированных изданий, фотовыставки, выставки тематических художественных коллекций много способствуют патриотическому воспитанию молодежи, пробуждают любовь к своей малой родине. Серия портретов Александра Васильевича Бакланова, выполненных в сложной технике медальерного искусства, является своеобразной исторической доской почета славного города Тобольска.
Новая работа Александра Васильевича Бакланова - медаль с изображением Натальи Фонвизиной имеет диаметр шесть сантиметров, что соразмерно человеческому сердцу, она умещается на ладони. Объятая пальцами и светом очей созерцателя этого произведения искусства, эта памятная, принадлежащая нам всем награда не только свидетельствует о великой женщине своего времени, но заставляет больше узнать о ее судьбе, проникнуться ее жертвенностью и любовью, переосмыслить и свое отношение к жизни, являющейся по замыслу Творца - служением свету, добру, красоте.
[1] http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9F/pavlyuchenko-eleonora-aleksandrovna/v-dobrovoljnom-izgnanii-o-zhenah-i-sestrah-dekabristov
[2] Письма к Н.Д. Фонвизиной, зима 1854, Омск. Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 15 т.т./ т.15 http://rvb.ru/dostoevski/01text/vol15/01text/383.htm
[3] Там же.
[4] http://croquis.ru/2134.html
[5] Письма к Н.Д. Фонвизиной, зима 1854, Омск. Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 15 т.т./ т.15 http://rvb.ru/dostoevski/01text/vol15/01text/383.htm
[6] цит. по: Кайдаш С.Н. Сила слабых - Женщины в истории России (XI-XIX вв.)
[7] Волконская М.Н. Записки. http://az.lib.ru/w/wolkonskaja_m_n/text_zapiski.shtml
[8] Лорер Н.И. Записки моего времени. http://az.lib.ru/l/lorer_n_i/text_1867_zapiski.shtml
1. В. Ефимовской от В.Семёнова