Возвращение к устоям?

Министр науки и образования Ольга Васильева намерена упорядочить преподавание русской литературы в школе

Александр Сергеевич Пушкин  Русская школа 
0
326
Время на чтение 7 минут

Хочется верить, что желание министра науки и образования Ольги Васильевой упорядочить преподавание русской литературы в школе и вернуть в программы произведения классиков российской словесности - это не разовая акция, а начало систематического восстановления устоев отечественной культурной жизни. Закономерно, что инициатива министра мгновенно вызвала истерику у либералов-западников. Оно и понятно: впервые за тридцать лет государство постаралось принять решение, идущее вразрез с их монополией на образовательные и культурные реформы, а, фактически - на право формировать мировоззрение подрастающего поколения.

В этой связи уместно напомнить о некоторых фундаментальных вещах, очерчивающих контуры поля, на котором разворачивается сегодня битва за души наших детей.

В философии и культурологии есть понятие «осевых» текстов и, шире, «осевых» творений национальной культуры, без которых ее существование попросту невозможно. Для русской культуры это стихи А.С. Пушкина и Ф.И.Тютчева, романы Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; музыкальные сочинения М.И. Глинки и Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского и А.П. Бородина, П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова; фрески Андрея Рублева и Дионисия, художественные полотна А.А. Иванова и В.И. Сурикова, А.И. Куинджи и И.И. Левитана, М.В. Нестерова и Н.К. Рериха; философские тексты славянофилов, А.И. Герцена и В.С. Соловьева, С.Л. Франка и П.А. Флоренского; фильмы С.М. Эйзенштейна и А.А.Тарковского, В.М. Шукшина и С.Ф. Бондарчука; научные исследования М.В. Ломоносова и Д.И. Менделеева, В.О. Ключевского и В.И. Вернадского, В.В. Докучаева и П.П. Семенова-Тяньшанского. С точки зрения архитектуры - это церковь Покрова на Нерли и собор Василия Блаженного на Красной площади, башни московского Кремля и здание Московского университета на Ленинских горах. Понятно, что этот список «осевых» творений национального гения можно и нужно существенно расширить. Он не является раз и навсегда установленным и, конечно, подразумевает личностные вариации. Вместе с тем, его ядро просматривается достаточно четко.

Чем же так ценны «осевые» творения гениев национальных культур? Во-первых, в них подвергаются философскому, научному и художественному осмыслению важнейшие ценности национальной культуры, своеобразие ее культурного пространства и важнейшие вехи истории; фиксируются фундаментальные противоречия социально-политической, экономической и духовной жизни, от разрешения которых зависит ее судьба. Если хочешь познать какую-либо национальную традицию, то надо начинать знакомство с ней через ее «осевые» тексты, музыку и художественные полотна. Они - ключи к базовым чертам национального характера. Одновременно через свои великие творения национальная культура прорастает в культуру общечеловеческую, открывая и утверждая нечто общезначимое для всех людей.

Во-вторых, «осевые» творения отличаются исключительной смысловой глубиной и художественными достоинствами, делающими их интересными и актуальными на все времена и для всех поколений. Поэтому читатели и зрители обращаются к ним вновь и вновь, подвергая все новым истолкованиям и, тем самым, как бы даруя им «вечную жизнь». С другой стороны, эти произведения - неисчерпаемый источник вдохновения для последующих поколений. Они будят самостоятельную мысль и зажигают сердца, являясь ключами с водой живой и вечной, питающими своими образами и смыслами творческую «реку» данной национальной традиции.

В-третьих, «осевые» произведения в силу таящихся в них смысловых богатств никогда не являются легкими для постижения. Здесь ум и сердце обязаны трудиться, тем самым помогая молодому человеку совершенствоваться, становиться подлинной личностью, а не превращаться с годами в пассивного и бездумного потребителя, цель которого - получить максимум чувственных удовольствий и накупить вещей в торгово-развлекательных центрах.

Приобщение к творениям гениев требует не только серьезных жизненных усилий, но и творческого уединения, где душа учится беседовать сама с собой, что великий Платон как раз и называл мышлением. Через обращение к великим национальным творениям человек, особенно молодой, получает также уроки хорошего художественного вкуса и литературного языка, приобщается к подлинной красоте, проверенной временем.

Сегодня можно часто услышать, что все ценности относительны, а произведения философии, искусства и литературы равнозначны, где все определяют личные пристрастия и свободный выбор человека. Эта неверно даже логически, так как подобные суждения самопротиворечивы, ибо сами претендуют на ценностную абсолютность и исключительность. В реальности же среди всех творений культуры, как и во всем Космосе, существует безусловная иерархия, определяемая их собственными объективными достоинствами: присутствием оригинальных и глубоких идей, совершенством художественного воплощения, а еще творческой недосказанностью, светлой тайной, которая заставляет как современников, так и потомков предпринимать личностные духовные усилия, чтобы эту тайну разгадать.

И эти усилия всегда оправдываются, являются безусловно животворными для личности, ибо «осевые» творения, даже отражая безобразное в окружающем бытии и в самом человеке, все же сподвигают душу к восхождению, укрепляют веру в то, что невидимое добро в мире всегда сильнее видимого зла.

Как бы ни усердствовали апологеты либеральной вседозволенности и уравнительности, а фактически инфернального хаоса, - невозможно опровергнуть простой эмпирический факт: «осевые» творения магнетически притягивают к себе людей, как бы ни старались их замолчать или опошлить. Так, великие музыкальные творения чаще других исполняются на концертах; картины великих мастеров собирают огромное число людей на выставках и дороже всего оцениваются на аукционах; гениальные литературные творения издаются наибольшими тиражами, многократно экранизируются и переносятся на театральную сцену; великие научные и философские тексты массово цитируются и переводятся на другие языки. Как горящие в ночи окна видятся издалека, так и «осевые» тексты светят тем ярче, чем удушливее окружающая мировая тьма. Недаром люди выстраивались в очередь на художественную выставку В.А. Серова, а на концерты выдающихся пианистов, типа Дениса Мацуева или Даниила Трифонова, во всем мире бывает так трудно достать билет.

Наконец, осевая картина или текст - это всегда важнейший стимул для обращения к вечным проблемам человеческого бытия, открывающих перед человеком новые жизненные горизонты и смыслы существования. Верно говорят, что человек, прочитавший хотя бы один роман Ф.М. Достоевского (и, конечно, хотя бы отчасти переживший его, проникнувший в его глубину), уже является другим человеком, словно прошедшим духовную инициацию.

В-четвертых, «осевые» творения потому и осевые, что обеспечивают единство данной культуры в пространстве и во времени. Так, Россия живет и не утрачивает своей идентичности, пока от Балтики до Тихого океана, от подросткового и до старческого возраста живущие в ней люди читают Пушкина, исполняют и слушают музыку Глинку, размышляют над романами Л.Н. Толстого.

Это вовсе не исключает новаций и творческих экспериментов. Речной поток нуждается в новых руслах, лишь бы они не утрачивали связь с первоистоком. В качестве удачных примеров сознательной опоры на «осевые» творения при поиске новых форм художественной и литературной выразительности, нехоженых путей в науке и философии можно указать на картины К.С. Петрова-Водкина и Н.К. Рериха, поэзию С.А. Есенина и Д.Л. Андреева, музыку Д.Д. Шостаковича и Г.В. Свиридова, биосферные исследования В.И. Вернадского, ученика Д.И.Менделеева, и философско-богословские и научные труды П.А.Флоренского, всегда чувствовавшего связь с традициями русского православного духовного подвижничества. Из последних примеров можно указать на прекрасную современную экранизацию «Идиота» с Евгением Мироновым в главной роли, а также замечательный и в художественном, и в содержательном смысле роман М. Кантора «Учебник рисования», который еще недостаточно оценен, несмотря на короткий всплеск моды после его публикации.

Отсюда понятно, что мечта ненавистников России - это полная замена ее осевых творений их идейными и ценностными антиподами, вроде американских фильмов-блокбастеров, философских текстов французских постмодернистов или романов их доморощенных апологетов типа В.Г. Сорокина. Если же добиться забвения «осевых» творений, стирания их из народной памяти, не удается, то предпринимаются попытки вытеснить их из центра культуры на периферию, а также всячески принизить их статус путем произвольных и кощунственных интерпретаций.

Школьная программа по литературе - это едва ли не главное поле столкновения между национальными и антинациональными силами в отечественной культуре, ибо это затрагивает не только подрастающее поколение, но и ответственных родителей, интересующихся, что рекомендуют читать их детям. К тому же именно литература всегда была для России важнейшей сферой духовного творчества и национального самосознания. Ее «осевые» тексты оказывали определяющее влияние и на философию, и на музыку, и на живопись.

Через умело подобранные антиосевые литературные произведения можно разрушить национальную идентичность, разорвать культурное пространство и историческую память страны, посеять хаос в умах и душах молодых людей. И надо иметь в виду, что подобная антикультурная практика будет всегда осуществляться либералами-западниками под лозунгами защиты творческой свободы и плюрализма, необходимости «свободного выбора» для учащихся. Еще один расхожий аргумент - «устаревший» характер классики. Но такой аргумент сродни обывательской и невежественной оценке искусства с точки зрения моды, что, разумеется, попросту смешно.

На самом деле, все реформы нашего школьного и высшего образования последних тридцати лет представляли собой попытки авторитарного и насильственного слома хребта отечественной культуры, образуемого «осевыми» творениями. Заменить же их пытались претенциозной и идеологизированной отсебятиной, которая, по счастью, часто устаревала и обнаруживала свое ничтожество, едва попав на прилавки книжных магазинов или в школьные библиотеки. Однако стихийные силы отторжения чужеродного, которые всегда действуют в организме национальной культуры, должны быть поддержаны сознательной государственной терапией.

Будем надеяться, что изменение школьной программы по литературе, инициированное министром науки и образования, станет первым шагом государства к восстановлению культурных устоев России, ведь главная битва за страну разворачивается не возле избирательных урн, а вокруг жизненных целей и ценностей, которыми живет сознание людей. Вот эту битву проигрывать никак нельзя и потому следует всячески поддержать женщину-министра в этом ее благородном начинании.

Иванов Андрей Владимирович, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии Алтайского государственного аграрного университета, г. Барнаул

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Возвращение к устоям?

"...попытки авторитарного и насильственного слома хребта отечественной культуры, образуемого «осевыми» творениями. Заменить же их пытались претенциозной и идеологизирован-ной отсебятиной, которая, по счастью, часто устаревала и обнаруживала свое ничтожество, едва попав на прилавки книжных магазинов или в школьные библиотеки..." Очень разумная и полезная статья, разъясняющая вечную ценность "осевых пластов литературы". Тот огромный урон, что мы претерпели за последние 30 лет. есть результат сознательного отхода от базовых программ. Считаю, что надобно всецело поддержать министра, а противников нашего золотого литературного фонда надо в шею гнать со всех должностей и соответствую-щих учреждений...
Николаев. / 11.04.2018, 11:18
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Русская школа
Росс непобедимый
Святой праведный воин Феодор Ушаков и писатель Валерий Ганичев – 50 лет рядом!
22.04.2024
Стодвадцатый пленэр Русской Атлантиды
Проект давно приобрёл все формальные черты настоящего общественного движения
19.04.2024
«Определиться с целью способен помочь только живой пример»
Нужно методично вбивать в голову молодёжи простое знание, что, не имея внятной цели в жизни, рискуешь однажды оказаться в абсолютной пустоте
18.04.2024
Инстасамка, разрешённая в России
Стране нужна своя массовая культура
17.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26