itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Свято-Духов монастырь

Православие в Литве. Часть 2

Бывший СССР 
0
667
Время на чтение 22 минут

Часть 1

К началу XVI века эта Троицкая церковь пришла в упадок и представляла собой развалины. Король Сигизмунд I во внимание к заслугам великого гетмана литовского князя Константина Острожского и в благодарность за победу в битве под Оршей разрешил ему постройку в Вильне двух каменных церквей, в том числе и новой - Свято-Троицкой. Возведённая в 1514 году церковь была по форме готической, с контрфорсами, высокой крышей и треугольным фронтоном. Одновременно на средства Константина Острожского было возведено здание монастыря. Рядом с храмом была возведена высокая восьмиугольная колокольня.

По примеру других виленских ремесленных цехов и братств, Братство Святой Троицы подготовило свой Устав, который утвердил гостивший в Вильне в 1588 году Патриарх Константинополя Яремий II - тот самый, который утвердил митрополита Иова первым патриархом русской православной автокефальной церкви в 1589 году. В 1589 году польский король и великий князь литовский Сигизмунд Ваза (шведский, жил: 1566-1632) дополнил этот устав привилеями создать лазарет, типографию, и свой лик вырезать на печати братства Святой Троицы. Это братство действовало при построенной в XVI веке Константином Острожским каменной церкви Святой Троицы.

В 1592 году была принята королевская грамота о том, чтобы светские власти не вмешивались в дела Православной церкви. Отдельными королевскими грамотами утверждали также православные братства в городах ВКЛ.

С 1584 года при Свято-Троицком монастыре действовало православное братство, объединявшее православных жителей города разных сословий для защиты и распространения православия. При монастыре около 1585 года были основаны духовное училище, составившее конкуренцию иезуитской коллегии, и типография. В типографии в 1596 году был отпечатан первый восточнославянский букварь со словарём «Наука ку читаню, и розумѣню писма словенского: ту тыж о святой Тройци, и о въчловеченіи Господни» Лаврентия Зизания. Посетив в 1588 году Вильну, константинопольский патриарх Иеремия благословил православное братство.

Текст Брестской унии и её идеолог иезуит Пётр Скарга (1538-1612) - первый ректор Виленского университета.

Православие в ВКЛ после Брестской унии 1596 г.

Положение православных в ВКЛ резко ухудшилось после заключения Брестской унии 1596 года, когда началась воинственная экспансия католицизма на территорию исторической православной Литвы, которую возглавил монашеский орден Иезуитов. После заключения в 1596 году Брестской унии, предполагавшей теперь объединение православной и католической церкви на территории Великого княжества Литовского с признанием главенства римского папы и догм католической церкви. Для православных Литвы наступили тяжелые времена. Все их приходские церкви в Вильне были закрыты. Во исполнение положений Брестской унии в 1601 году в Вильне митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Ипатий Потий основал при Троицком монастыре первую духовную семинарию Русской униатской церкви. В 1608 году по указу короля Сигизмунда III прежний Свято-Троицкий монастырь с церковью и постройками был полностью передан униатским монахам базилианам.

Первоначальный православный Троицкий монастырь и церковь, отошедшие после Брестской унии под Ватикан и ставший обителью монахов униатов - базильян

Генезис православного Сято-Духова монастыря в Вильне

Как пишет уже упомянутый нами выше Ф.Смирнов, Виленскому братству необходимо было поторопиться приступить к постройке своей церкви, несмотря на запрещения короля. Чтобы обойти это запрещение, церковь, с весны 1597 г. строилась от имени жены Брестского воеводы Зеновича, уроженной Феодорой Волович, родной сестры Виленского епископа Воловича, оставшейся упорною «схизматичкой» (православной), а и другой жены, другого «еретика», Смоленского воеводы Абрамовича, сестрой Феодоры Волович, Анной. Законным порядком нельзя было помешать этой постройке, т.к. бояре Великого княжества Литовского, согласно Люблинской унии уравненные со шляхтой Королевства Польского, имели полное право строить на своих землях те церкви, которые соответствовали их конфессии. Деревянную церковь Святого духа построили быстро - в одно лето 1597 года (каменная - строилась уже в 20-е годы XVII века). Эта церковь Святого Духа была передана сёстрами Волович в собственность Свято-Троицкому братству, которое теперь стало называться Свято-Духовым братством.

Икона Святых мучеников Виленский Антония, Иоанна и Евстафия

Теперешний православный монастырь основало православное виленское Братство Святой Троицы. Монастырь при церкви Святого Духа, как пишет Ф.Смирнов, учреждался и организовался в течение нескольких лет. До 1614 г. не было во всей Речи Посполитой ни одного православного епископа. Лишь приезжие и гостившие здесь иноземные православные владыки - из Греции, Сербии, Болгарии проводили здесь богослужения, с помощь прибывшими с ними монахов. Первыми иноками при церкви Святого Духа, либо приезжие люди, как иеродьякон Антоний Грекович, прибывший в 1605 г. из Дерманского монастыря, по приглашению Братства, для заведования братской школой, и пришедшие из ближайшего бывшего православного монастырей Святой троицы, не возжелавшие перейти в униатство. Сюда в новую церковь Святого Духа были перенесены мощи виленских мучеников.

Первым настоятелем мужского монастыря и ректором здешнего духовного училища был Леонтий Карпович (1580-1620), родом из семьи православного священника из Пинска. Он написал устав монастыря, опираясь на устав Св. Василия Великого, который назвал «Киновион, или изображение Евангельского иноческого общего жития...».

Данный Устав был напечатан им в Вильне в 1618 год, где Леонтий Карпович, как человек грамотный, корректировал тексты печатаемые в православной типографии. В 1615 году, отец Леонтий, уже прозванный архимандритом, умирает в Вильне, хотя в 1620 году был номинирован ещё и епископом.

Первый архимандрит Свято-Духова монастыря в Вильне Святой Леонтий Карпович

К 1611 году храм был единственным в Вильне православным храмом, не отошедшим униатам, со временем храм стал монастырским (вероятно, с 1609 года), с училищем, богадельней и типографией, которая вскоре, в самом начале XVII века, была перевезена в Ивье (нынешний Вейвис), а в 1620 году была возвращена в Свято-Духов монастырь.

В конце 1620 года, после смерти Леонтия Карповича(1580?-1620), архимандритом Свято-Духова монастыря был избран Мелетий Смотрицкий (1572-1633, автор первой грамматики русского языка, 1618 г.). В этот период он развернул активную деятельность по защите православия, однако в 1928 году переходит в униатство. До этого в 1627 году, он навсегда покинул Свято-Духов монастырь и умер в униатской Дерманской обители на Волыни.

N.B. Необходимо подчеркнуть, что униатская церковь не прижилась на территории Чёрной Руси (Виленского края, Новогрудского и Менского края), а лищь на Волыни и в Галиции, где её форпостом стала львовская церковь Святого Юра.

В 1632 году митрополит Киевский и экзарх Константинопольский Пётр Могила добился у польского короля Владислава IV (1595-1648) признания независимого от униатов существования православной церкви. Как пишет упомянутый Ф.Смирнов, в том же году 15 ноября был избран и 14 марта 1633 года утверждён Владиславом IV старший Виленского Свято-Духова монастыря и ректором училища при монастыре Иосиф Бобрикович «с жалованием 2000 золотых».

В 1634 году по позволению короля Владислава IV на месте старого деревянного был выстроена новая каменная церковь Святого Духа с главным престолом в честь Сошествия Святого Духа на апостолов и с приделами во имя апостола Иоанна Богослова и святых равноапостольных Константина и Елены.

К середине XVII века в подчинении Свято-Духова монастыря оказалось 17 мужских и 2 женских (Виленский и Минский) монастыря. Иноки-святодуховцы часто избирались настоятелями других монастырей. Таким образом, значение обители в Литовской части Киевской митрополии существенно возросло.

Во время Русско-Польской войны 1654 - 1667 годов, Вильну на время заняли русские и в монастыре был похоронен князь Даниил Ефимович Мышецкий (1608-1661), руководивший стойким сопротивлением польской осаде (подробнее читай здесь: http://sojuzrus.lt/rarog/publicistika/678-zaschitnik-pravoslavnoy-vilny.html). Когда город вновь заняли поляки в 1661 году Свято-Духов монастырь стали обвинять в измене, в пособничестве Москве. Обитель оскудевала братией, но при ней продолжала существовать школа.

В 1677 году в монастырском храме по приглашению старшего Свято-Духова монастыря и ректора братского училища Климента Тризны читал проповеди иеромонах Димитрий, впоследствии митрополит Ростовский.

В начале XVIII века шведы разорили монастырь и церковь.

Большую материальную помощь в его восстановлении оказал в 1708 году Пётр I, который дал монастырю также жалованные грамоты и льготы.

Церковь Святого Духа виленского Свято-Духова монастыря

Во время страшного пожара в 1749 году Свято-Духов монастырь сгорел полностью, за исключением маленькой девичьей церкви. Восстановительные работы проводились под руководством архитектора Иоганна Кристофа Глаубица, основателя стиля «Виленского барокко», и продлились до 1753 года; работы по интерьеру продолжались позднее. Русское правительство отпустило на возобновление церкви 6000 рублей.

Стюковый декор центрального нефа церкви Святого Духа - узоры лепнины в стиле рококо между классическими колоннами

При почти полном исчезновении православного населения в Вильне, деятельность монастыря имела особое значение. Последнее жестокое надругательство над монастырем католики совершили в 1794 году, ограбив его, учинив насилие над настоятелем - восьмидесятилетним старцем Георгием, одним из монахов, оставшихся в обители.

Свято-Духов монастырь в ВКЛ, составной части Российской империи

Возрождение обители началось 1795 года, когда Вильна стал губернским городом Российской империи. Свято-Духов монастырь был определен как штатный второклассный с соответствующим жалованием. В 1796 году братство при монастыре было распущено, а в 1797 году монастырь был передан в ведение архиепископа Минского Иова.

Во время войны 1812 года с французами храм был разорён и осквернен наполеоновскими солдатами. После изгнания войск Наполеона с территории Российской империи в декабре 1812 г. и захоронении десятков тысяч его солдат умерших и замёрших при отступлении в Вильне зимой 1812-13 гг., пожертвованиями виленского купца первой гильдии Александра Слуцкого церковь Святого Духа была отремонтирована. В 1814 году в склепе под алтарём были обретены мощи святых виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия (тайно хранились в склепе с 1661 года).

Рака с мощами виленских Святых Антония, Иоанна и Евстафия (современный вид)

В 1833 году по ходатайству настоятеля Платона (Рудинского) и по просьбе виленского генерал-губернатора князя Долгорукова обитель была переведена в первый класс, что влекло за собой улучшение ее материального состояния. Святейший Синод выделил необходимые средства, и в 1836-1837 годах по благословению архиепископа Полоцкого Смарагда церковь Святого Духа была перестроена по образцу православного храма, так как ранее походила на костел. После перестройки под руководством полоцкого епархиального архитектора Порто в 1836-1837 годах храм принял внешний вид, сохранившийся в основном до настоящего времени. Были открыты своды, надстроен купол, настелена металлическая крыша.

Здание церкви Святого Духа, справа трапезная, бывшая церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы

В 1844 году церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы была превращена в монастырскую трапезную. На средства, пожертвованные виленским генерал-губернатором Ф. Я. Мирковичем, были сооружены ворота монастырского корпуса в русском стиле (1845). Архиепископ Виленский Иосиф (Семашко) 4 июня 1845 года освятил главный престол в перестроенной церкви Святого Духа.

Большой почитатель обители и Виленских мучеников архиепископ Виленский и Литовский Иосиф (Семашко) в 1850 году, распорядился оборудовать в храме пещерную церковь в честь святых. На свои средства устроил покатый сход в пещеру, где почивали мощи Святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Он же оплатил устройство пещерной церкви. Иконы для алтаря были написаны академиком Хруцким. 14 апреля 1851 года последовало освящение пещерного храма во имя Виленских мучеников. Сюда в пещерную церковь в 1852 году были помещены мощи святых.

Вид на главный алтарь церкви Святого Духа и раку с мощами Виленский Святых

При устройстве церкви архиепископ Иосиф приготовил для себя в пещере каменный гроб и прикрыл его чугунной доской с надписью: "Помяни, Господи, раба Твоего святителя Иосифа. Святи мученицы Антоние, Иоанне и Евстафие, молите Господа о мне, грешном, 1850". Там он и был похоронен в 1868 году.

6 августа 1865 года по утверждении устава митрополитом Иосифом после литургии было вновь торжественно открыто Виленское Свято-Духово братство. Теперь его целями стали благотворительность и содействие народному образованию.

По инициативе виленского генерал-губернатора М. Н. Муравьёва храм и колокольня перестраивались для устранения признаков барокко, понимаемых как влияние католицизма (работы завершились к 1873 году).

В 1904 году в монастыре похоронен архиепископ Ювеналий (Половцев), возглавлявший епархию с 1898 года.

С 1908 года при архиепископе Никандре (Молчанове) был начат капитальный ремонт внутри храма. Пилястры были покрыты искусственным белым мрамором, лепные орнаменты выкрашены белой масляной краской, иконостас обновлён петербургской фирмой Жевержеева, иконы реставрировались художником И. П. Трутневым.

Центральный неф церкви Святого Духа и алтарь, выполненный в стиле барокко, перед которым рака с чудотворными мощами Виленских Святых

После революции 1917 года

В 1915 году, при наступлении немцев, мощи Виленских мучеников были вывезены из монастыря в Москву.

С 1922 по 1939 год монастырь находился на территории Польши, и вместе со всей Виленской епархией, был в составе Польской Православной Церкви.

В пределах послевоенного СССР обитель не только осталась открытой, но и благоустроилась. 13 июля 1946 года состоялось торжественное возвращение мощей святых Виленских мучеников в монастырь, где с тех пор торжественно отмечается этот день.

1959-1960 годах в церкви Святого Духа было оборудовано паровое отопление, в 1976 году весь монастырский комплекс был подключен к городской системе теплоцентрали. В 1982 году восстановили и освятили придел во имя апостола Иоанна Богослова в главном храме, тогда же был оборудован лифт на колокольне, а также благоустроен братский корпус. Территория, ранее принадлежавшая комплексу нынешнего Свято-Духова монастыря, была больше чем сейчас. Монастырю принадлежали рядом располагавшиеся здания (вплоть до теперешнего здания ресторана «Мядининкай»). Здесь располагались хозяйственные помещения. В одном из ближайших зданий проживали архимандриты.

Центральные врата вильнюсского Свято-Духова монастыря

(современный вид)

В современной Литве

После распада СССР, при митрополите Виленском и литовском Хризостоме, соборный храм Святого Духа был основательно обновлен. В 1996-1997 годах произвели капитальный ремонт перекрытий пола главного храма, деревянные балки заменили металлическими, а пол выложили керамическими плитками. Одновременно расширили пещерную церковь и сделали к ней два входа. Внутри и снаружи церковного здания провели косметический ремонт.

В июле 1997 года широко отмечался 400-летний юбилей монастыря и 650-летие со времени убиения Виленских мучеников. В то время на молитвенную память о посещении Свято-Духова монастыря патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал в дар обители евхаристические сосуды. Мощи святых мучеников перенесены из пещерной церкви и поставлены в раке перед главным алтарём церкви Святого Духа.

В 1993 году в Свято-Духовом монастыре была открыта общедоступная библиотека духовной литературы, насчитывавшая ко второй половине 2000-х около 13 тысяч томов. По воскресеньям в монастыре проводились встречи священнослужителей с мирянами, беседы по вопросам веры, просмотры аудио и видеоматериалов. В течение последних лет монастырь ежедневно предоставлял бесплатные обеды примерно тридцати нуждающимся, была устроена небольшая гостиница для паломников. На территории монастыря в заново отстроенном здании разместилось управление Виленской епархии: "Архиепископия" - канцелярия епархии; "Православное хозяйство", в ведении которого находятся имущественные дела; резиденция правящего архиерея, священноархимандрита Свято-Духова монастыря. При нынешнем митрополите Виленском и Литовском Иннокентии (с 2016 г.) православные сёстры Марие-Магдалининского монастыря обрели свою обитель и были переведены из помещений Свято-Духова монастыря в помещения, расположенные при храме святого Александра Невского в Вильнюсе.

Митрополит Виленский и Литовский Иннокентий,

Архимандрит Виленского Свято-Духова монастыря

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Иванов
Правовые экзорцизмы литовской Фемиды
И всё же Альгирдаса Палецкиса не сломить
07.05.2022
Зоологическая русофобия разрушает самих нацистов
Доказывать нацистам их абсолютную идейную глупость – терять время
04.04.2022
Нацистский русофобский угар в Литве нарастает
Открытые проявления русофобии и нацизма, порождённые идеями «цивилизованного Запада»
03.03.2022
В Литве весеннее обострение синдрома русофобии
Для этого искажается сущность ситуации на Украине
02.03.2022
Все статьи Валерий Иванов
Бывший СССР
«Такого маршала я не знаю!»
Как Хрущёв пытался стать Маршалом Советского Союза
28.03.2024
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
День памяти первого летчика-космонавта Юрия Гагарина
Сегодня, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, мы вспоминаем русского героя Ивана Сусанина, генерал-майора П.Г.Жукова, ученого Н.А.Оболонского, композитора Б.А.Мокроусова, Героев Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи и И.И.Гуляева
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский танкист
28.03.2024 12:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59