Выступление на V Калязинских чтениях
Как сообщалось, 13-14 февраля в г. Калязине Тверской области прошли очередные Пятые Чтения в рамках выездной конференции Международной общественной организации «Русское Собрание». Сегодня мы предлагаем вниманию читателей РНЛ доклад председателя Тверского отделения Петровской академии наук и искусств, руководителя Тверского научного центра комплексного изучения человека, кандидата философских наук, профессора и академика ПАНИ Владимира Глебовича Осипова.
***
Человек - существо биосоциальное, поэтому он одной ногой опирается на природу, другой - на социум. Рассуждая в парадигме комплексного человековедения о русском человеке, русской породе и русском народе, будем исходить из этого естественно-научного и гуманитарного факта.
Но сначала обратимся к науке наук - к философии. Дело в том, что в философии принято начинать разговор с основных понятий, с определения того смысла, который автор в них вкладывает. Это нужно для того, чтобы не возникло подмены понятий, смысловой путаницы и недопонимания.
А исходные категории, раскрывающие философскую суть наших V Калязинских чтений, (тема которых звучит в этот раз не тревожно, а академично и жизнеутверждающе «Роль и место русского народа в истории и современной жизни России»), я вынес в заголовок данного доклада: «этнос» - «народ» - «нация».
Диалектика этноса, народа и нации
Этнос - это устойчивая, стихийно складывающаяся общность людей, которая обретает своё единство и определённую целостность в общей природно-ландшафтной среде, в общих стереотипах поведения, в одинаковости первичных устремлений.
Ощущение коллективной близости и безопасности обостряется пониманием своей несхожести с другими этносами. Здесь ценностным мерилом является разделение, противопоставление, т.н. диалектическая дихотомия: «свой» - «чужой».
Лев Гумилёв, имеющий прямое отношение к тверской земле и Петровской академии наук и искусств (незадолго до своего ухода из жизни он принял звание действительного члена нашей Академии), в своих работах подробно описал специфику этногенеза и его погружённость в биосферу Земли.
Движущей силой развития этноса, по его концепции, становится биохимическая энергия человека в различных проявлениях своего пассионарного напряжения. Таким образом, естественной базой этноса является биосфера. Будем иметь это ввиду, когда перейдём к размышлениям о специфике русского народа.
Следующую ступеньку социального восхождения людской общности по лестнице своего совершенства и усложнения определяет понятие «народ». Это довольно размытое понятие. Каждая наука видит в народе что-то своё и понимает его по-своему, в зависимости от специфики своего предмета.
В бытовом отношении под народом понимается просто население - жители той или иной страны, или региона. В более сложном варианте мыслительной деятельности в понятие «народ» включают нацию, которая иногда может становиться даже синонимом народа. Пример - политическое требование ЛДПР: «Законодательно признать статус русского народа как государствообразующей нации».
Политологическая декларация народа как источника власти - от лукавого: власть всегда находилась, либо после революций сосредотачивалась в руках элиты, политической, интеллектуальной, экономической.
Ценностное противостояние здесь во внутреннем диалектическом противоречии: «народ» - «не народ», а именно - народные массы в отличие от элиты, власти, начальства. Это - разделение, раздвоение объединяющего национального начала тех и других, особенно в национальном государстве.
Поэтому смена элит, формирование национально ориентированной элиты русского народа: мыслителей и идеологов, исповедующих национальные ценности и приоритеты; политиков, борющихся за национальные интересы народа и права государствообразующих русских; предпринимателей, относящихся к национальной, а не компрадорской буржуазии - это сверхзадача современной жизни России, если Отечество связывает своё будущее с расширенным воспроизводством славы, слова и дела своих отцов-основателей!
Отсюда, центральной идеологической проблемой становится разработка и пропаганда русской национальной идеи, теории и истории русского народа, а главное - выход открытий этой области в практику государственного управления. В силу сказанного, статья Конституции РФ о запрете государственной идеологии есть нонсенс, или бревно, корыстно брошенное заокеанскими консультантами Ельцина на пути второго русского ренессанса. Её необходимо пересмотреть. Этого требует логика исторического развития русского народа, реальный подъём национального самосознания и научное обоснование таких патриотических движений как Русское Собрание.
Поэтому, предварительный анализ содержания выступлений на конференции во славу русского языка и русского народа, предшествующих моему, позволяет сформулировать уже в ходе её работы один важный тезис итоговой декларации.
А именно: «Интерес к истории русского этноса, к самой русскости, к сохранению базовых ценностей русской национальной культуры вышел за пределы благородной увлечённости краеведов, узкоспециальной дотошности историков и программной заострённости патриотических движений нашего Отечества. Он, наконец, становится или может стать содержанием национальной политики российского государства. Такой вывод сделали эксперты, которые приехали из 13 городов России на традиционные, пятые по счёту, Калязинские чтения».
Как бы там ни было, в своём теоретическом понимании мы будем исходит из того, что народ - это та историческая общность, объединяющая людей и социальные группы по языку, культуре, территории, которая становится плавильным котлом, где этнос или этносы, род, племя, народность превращаются в драгоценный слиток нации.
Здесь нравственным основанием является ощущение своего народа как «своего», но и одновременное понимание другого народа если не как близкого, то никак ни «чужого». Отсюда следует умственное, культурно-гуманитарное, а в отдельных случаях и политическое, объединение своего народа с другими народами.
Сошлёмся на преамбулу Конституции РФ: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации...».
Естественной базой народной общности является социосфера.
Самым сложным в ряду рассматриваемых явлений и категорий - и в теоретическом аспекте, и в практико-управленческом - была и остаётся нация. Нация рассматривается в науке как социальная общность людей, связанная самыми сложными устойчивыми этническими, территориальными, экономическими, культурными, политическими и духовными связями и отношениями.
Нация вбирает в себя, на наш взгляд, сущностные характеристики и исходного этноса, и промежуточной народности, превращающейся в народ. Но добавляет и приумножает в этом конгломерате своё иное: базис капиталистической или постиндустриальной экономики и развитую идеологию - светскую и церковную. Отсюда являются национальные интересы, национальные идеи, национальное самосознание и национальная политика.
Корыстное перенесение западного опыта на русскую почву, игнорирование национальных интересов, недопонимание роли и места в жизни страны государствообразующего русского народа ведёт к потере государственного суверенитета и национального самосознания. Всё это мы наблюдали в 90-х годах в т.н. «новой России».
Как известно, с другой стороны, абсолютизация национальной специфики и, тем более, национальной исключительности может привести к различным формам шовинизма: расизму, нацизму и фашизму. Государственная идеология и социальная политика правящего класса бывших наших братьев на современной Украине - горький тому пример.
О национальной проблематике можно говорить долго. Ограничимся научным предположением о том, что естественной базой социальной общности под названием нация - в силу её идеократической сущности, что близко и понятно русскому человеку - является ноосфера. (Подробности - в трудах академика Владимира Вернадского).
Добавим сюда же более категоричное утверждение о том, что в соотношении и взаимодействии вынесенных в заголовок доклада категорий, в итоге, проявляет себя гегелевский «закон отрицание отрицания»: тезис - «этнос», антитезис - «народ», синтез - «нация».
Тверская энергетика в русском этносе
Происхождение русского народа идёт от древнейших праславян индоевропейского корня. Отсюда поразительная сходство и общая основа санкрита с русским языком. Рождение русского этноса тесно связано с кормящим ландшафтом Центральной Русской равнины - дремучий лес, изрезанный величавыми реками, и глядящие в небо многочисленные озёра, с промежуточной топью болот: не вода и не суша. Таким был ландшафт после отступления на северо-запад последнего Валдайского ледника Европы.
Вопрос: каковы же основные географические и исторические вехи становления русского народа на территории Валдайской возвышенности в Русской равнине, где мы сейчас как раз и находимся?
Некоторые учёные считают, что не только праславяне фатьяновской археологической культуры, но и всё изначальное человечество родилось в верховьях Волги и Днепра, а потом разошлись по всем четырём сторонам Земли. [1]
Позже славяно-руссы III тысячелетия до н.э., что исторически зафиксировано, имели вторым центром расселения Придунайскую равнину, предгорья Альп, Судет и Карпат. Отсюда они двинулись на Балтику и Валдайскую возвышенность, т.е. туда, откуда когда-то пришли в Западную Европу их далёкие предки.
Однако, к началу II тысячелетия до н.э. эти земли уже были колонизированы финно-угорскими племенами, которые пришли с противоположной стороны света - с Урала и Западной Сибири.
Миграция будущих кривичей и ильменских словен носила мирный характер, они были скотоводами и земледельцами, а не кочевниками. В отличие от угро-финнов волосовской археологической культуры - охотников и рыболовов, которые теснили и захватывали военными действиями территории валдайских праславян, испокон веков обрабатывавших эти земли.
Гуманитарная наука топонимика, наряду с археологией, даёт возможность проникнуть в самые глубинные пласты истории народов. Выдающийся тверской учёный Юрий Мстиславович Смирнов - физик-кристаллограф и одновременно лингвист топонимической специализации (удивительное сочетание советского физика и лирика в одном лице), в своих краеведческих книгах серии «Пешком по Тверской области» сделал наиболее полный анализ этнической истории тверского края и гуманитарное открытие.
Суть его - в языковом, сохранённом топонимами, разделении Тверской области на два анклава: древнеславянский (запад) и финно-угорский (восток и центр, где финно-угорский субэтнос топонимически заходит даже в Тверь).
Отсюда следует, что русская нация в конце XIII - начале XIV веков формировалась на Верхней Волге из двух основных этносов: славяно-руссов и угро-финнов, при культурно-историческом доминировании славянства. До сих пор у нас наглядная разнополосица русских и карельских поселений, правда, этнические карелы переселились на Валдайскую возвышенность гораздо позже.
«На мой взгляд, - считает Ю.М.Смирнов, - Валдай имеет огромное значение не только для Твери и тверичей, но и для всей России. Это - не только земля истоков главных русских рек, но и земля - исток всего восточного славянства. Недавно в создаваемым по предложению тверичей общественном движении прозвучало сочетание «Ключи Валдая». Но пока имелись в виду ключи - источники вод, а более глубокое содержание подразумевалось как истоки русского отечества. Думаю, что пора во весь голос говорить, что именно в этих краях рождалось восточное славянство, здесь его истинные корни. И отсюда должно начаться его возрождение». [2]
Мы разделяем взгляд доктора технических наук, профессора, академика Петровской академии наук и искусств Ю.М.Смирнова, который десятилетие возглавлял Тверское областное краеведческое общество, и идём дальше. [3]
Этнос - это, в первую очередь, гуманитарно-энергетические характеристики народа. Это - энергия действия. Энергия человеческой деятельности.
Именно в этом ключе мы ставим новую научную проблему, которую можно выразить почти романтической формулой: «Тверская энергетика русского этноса вершит в начале XIV века рождение русской нации».
Основанием такого гипотетического утверждения служат полузабытые официальной наукой эпохальные события нашей истории. А именно:
1) Постройка первого каменного храма на Руси после завоевания её татаро-монгольской Ордой - Спасо-Преображенского собора в Твери (1285-1290 годы). Он стал духовным символом русского сопротивления и русской средневековой «непотопляемости».[4]
Воссоздание разрушенного в 1935 году собственными мракобесами Спасо-Преображенского собора планируется завершить к декабрю 2018 года.
2) Великое тверское крестоцелование сословий на площади перед Спасом Златоглавым в 1293 году. Была дана клятва верности Отчизне, православному единению «чёрных людей» и знати, а также бежавшим поселенцам из других княжеств перед лицом смертельной опасности, которую несли по Руси степные кони Дуденьевской рати.
«Так мы стали народом!» - утверждает автор моноспектакля о Михаиле Тверском, актёр и краевед Георгий Пономарёв в своей статье об этом событии. [5]
3) Бортеневское сражение (1317 г. - река Волга, северо-восток Тверского княжества), в котором великий князь всея Руси Михаил Тверской, миролюбиво отказавшись от правления Русской ойкуменой, впервые в истории победоносно разбил московско-татарскую армию вторжения, когда та покусилась на Тверскую Русь. За что и поплатился своей жизнью.
700-летие Бортеневской битвы мы отметили в прошлом году. Надо сказать, очень невыразительно отметили...[6]
4) Духовно-нравственный подвиг святого великого князя Владимирского и Тверского Михаила Ярославича, который добровольно отправился в Орду и, оклеветанный, принял там в 1318 году мучительную смерть «за други своя». [7]
Начало творения русской нации новой политикой тверского княжеского дома в летописном Оковском лесу, на великом водоразделе Восточной Европы - на её легендарном Валдае немецкий исследователь Эккехард Клюг в своей монографии по истории Тверского княжества обозначил сакральным слоганом - «великая тверская свобода». [8]
Будем помнить её, и использовать в своём ответе на вызовы нынешнего непростого времени...
Мы, наследники великой тверской свободы, Тверское отделение Петровской академии наук и искусств и Тверское Дворянское Собрание, предлагаем обсудить проблемы исторических оснований решения современной задачи государственного управления - формирования российской нации. Как известно, такую задачу поставил перед исследователями и чиновниками наш президент Владимир Владимирович Путин.
Планируем обратиться к этим вопросам на готовящейся в Твери юбилейной научно-практической конференции: «Михаил Ярославич Тверской: начало творения русской нации. (К 700-летию духовно-нравственного подвига великого князя всея Руси святого Михаила)». Предложение организовать конференцию по данной теме в ноябре текущего 2018 г. мы уже сделали Правительству Тверской области.
На этой, калязинской конференции, анонсом выносим мы на Ваше авторитетное рассмотрение и апробацию некоторые идеи, которые будут развёрнуты и обоснованы в следующих сообщениях тверской делегации. А так же, конечно, и на ноябрьской конференции в Твери, куда мы приглашаем всех присутствующих здесь заинтересованных лиц.
Представленные выступления тверской делегации, на наш взгляд, спаяны внутренней логикой и смыслодополнением. Теоретическую запевку даёт моё сообщение «Этнос- народ - нация. (Русские: от князя Михаила Тверского до президента Путина)».
На вопрос о месте и времени зарождения русской нации отвечает юбилейная тема Владимира Гайдукова, кандидата философских наук, доцента ТвГУ и члена-корреспондента ПАНИ: «Михаил Ярославич Тверской: начало творения русской нации. (К 700-летию духовно-нравственного подвига великого князя всея Руси святого Михаила)».
Доктор биологических наук, профессор ТвГУ и предводитель Тверского Дворянского Собрания, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств Андрей Зиновьев, ссылаясь на свой опыт международных встреч и наблюдений, рассказывает о том, как он понимает современного «русского человека на земле своих предков».
Судьба России и русского народа - в Православии. Это убедительно доказал своим сообщением Дмитрий Мамонов, сопредседатель Союза православных педагогов, преподаватель высшей школы и тверской художник.
Наши сообщения были кратки и тезисны, т.к. им было отпущено всего по 10 минут. Выход для развёрнутой аргументации выступлений наметился в статьях, которые участники написали и прислали на сайт «Русская Народная Линия» и в планируемый сборник конференции.
Сплочение Русского мира - в именах и деяниях великих русских
Народ состоит из людей. А сам человек определяется своим внутренним содержанием, которое выражает понятие «личность». Русское человековедение руководствуется своеобразным принципом личностного антропоцентризма. Это срабатывает тогда, когда познавательная ориентация исследователя нацелена на изучение эволюции человека в его системных связях с эволюцией биосферы, социосферы и ноосферы Земли. Он рассматривает всё это: преобразование человеком геологии и географии мест своего расселения; эволюцию его сознания и духа, в соответствие с совершенствованием орудий труда,; коллизии исторического процесса сквозь призму конкретных судеб и деяний людей, в первую очередь, - выдающихся представителей рода человеческого.
В исследовании данного вопроса следует обратиться к работам доктора философских и доктора экономических наук, профессора и вице-президента Петровской академии наук и искусств Александр Иванович Субетто, который ввёл понятие «русское человековедение» в научный оборот в 1998 г. в предисловии к монографии Р.А.Зобова, В.Л.Обухова, Л.И.Сугаковой «Основы человековедения: человек как микрокосм».
Непосредственно к теме V калязинских чтений Русского Собрания относится его монографическое исследование «Слово о русском народе и русском человеке». В нём находим поддержку своей позиции и современную количественную оценку русских: «Русский народ - часть славянских народов, причём самая большая по численности её часть. Можно сказать, что русский этнос - важная часть славянского суперэтноса и одновременно - стержень или основание современного российского суперэтноса... В настоящее время русских в России более 80%, т.е. около 115 миллионов человек, и около 30-40 млн. человек в ближнем и дальнем зарубежье. Русские вместе совсем славянским миром составляют... самую крупную в Европе общность». [9]
Нас интересует русский человек, привязанный к своему роду-племени, осознающий себя неразрывной частью нации, укоренённый в местах рождения и проживания, т.е. связанный незримыми нитями с «кормящим ландшафтом своего этноса» (по Гумилёву).
Вот почему в ответ на призыв президента В.В.Путина к консолидации Русского мира в 2007 году в Тверском отделении Петровской академии наук и искусств родилась идея, а затем программа «Духовные вожди Русского мира».
Мы знаем, что новое собирание Русского мира, понимаемого как планетарная общность людей русского происхождения и русской культуры, в начале третьего тысячелетия возможна лишь на основе старых ценностей. В первую очередь - приверженности к православной вере и практике русскоязычной коммуникации, гордости за достижения русской цивилизации, почитания великих имён общероссийской истории, любви к конкретным местам своей малой Родины, поддержки величия России. Мы были солидарны в этом с Президентом Российской Федерации, крестьянские предки которого три столетия прожили в православном единении крестьянской общины на землях Тургиновского уезда Тверской губернии. И лишь в послевоенные годы, как известно, будучи уже в системе социалистического общежития, его отец с матерью переехали в Ленинград.
Ставя так проблему, мы, в первую очередь, интересовались ее региональным аспектом - великими именами, непосредственно связанными с тверской землей. А Земля истока - Тверской Валдай, гены кривичей, русов и новгородских словен, благородные и благословенные роды, угнездившиеся здесь в течение тысячелетий, дали России и Русскому миру, как минимум, пять великих духовных вождей - двух святых князей и трех Патриархов, два из которых тоже прославлены в ранге русских святых.
Вот они: Святой князь Новгородский, Торопецкий и Тверской Александр Невский (конец XIII века), который в конце 2008 года по результатам народного голосования набрал наибольшим количество голосов и стал «Именем России».
Его племянник - Святой благоверный великий князь Михаил Ярославич Тверской (начало XIV века), который одержал первую победу над ордынским войском и показал миру высоту русского христианского духа, отправившись на смерть в Орду «за други своя».
Первый русский Патриарх из Старицы Святой Иов (XVI век), который выступил в Смутное время против Лжедмитрия и архипасторски: публично и молитвенно призвал русский дух и его народ к борьбе с иноземным вторжением.
Патриарх Московский и всея Руси Иоасаф II (XVII век) родом из Торжка, который собрал большой русский Собор, где была проведена реформация церковного управления и устаревшей каноники, а также задан в качестве обязательного древнерусский стиль иконописи.
Первый Патриарх постпетровской эпохи и начала советской Святой Тихон (XX век) из Торопца, который явил собою образец русского одухотворенного православного человека и спас как первосвятитель Православную Церковь России от обновленческого позора и полного уничтожения.
Предпосылками к рождению концепции и началу реализации проекта стало несколько обстоятельств. Создание в Твери вместе с Советом территориального общественного самоуправления на Рождественских горках интернет-сайта www.tos-rg.tver.ru и наполнение его нашими информационно-аналитическими материалами. Написание летом 2007 г. проекта «Оковский лес - исток Русского мира» под грант федерального фонда «Русский мир». И, наконец, новый, привлёкший всеобщее внимание, грандиозный проект "Имя России», который запустил первый канал национального телевидения.
В 2008 году перед каждым из нас был поставлен вопрос: кто из великих имён российской истории может выразить и представить Россию в XXI веке? Знающие люди - эксперты отобрали из общероссийского поминальника 500 наиболее значимых имён. Начиная с первого князя Рюрика, первого русского патриарха Иова, кончая недоучившимся семинаристом Джугашвили, который стал Генеральным секретарём Сталиным.
Затем организаторы устроили зрительское голосование для того, чтобы сам народ решил, кто по итогам референдума должен войти в золотую дюжину самых-самых. Как вы уже догадались, мы отдали свой голос в Интернет-голосовании за Патриарха Тихона. Решили так хотя бы потому, что в 1917 году за него проголосовала вся стомиллионная православная России и окончательно, на Великом Соборе - сама покровительница России Пресвятая Богородица. Правда, в заветный список 12-ти фаворитов зрительских симпатий это имя так и не попало. Видимо, плохо ещё знают личность Патриарха Тихона на Руси. А из тех, кто знает, не всем он по душе. Наверное, не всё ещё делают миссионеры и историки Русской Православной Церкви, а заодно и светские публицисты, для пропаганды его имени и деяний.
Представление героев и спор экспертов продолжился в телевизионной передаче «Имя Россия». Первым в рейтинге был святой князь Александр Невский, победитель шведов и немцев, родной дядя святого великого князя Михаила Тверского. Его имя и стало в 2008 году именем России.
Нам важно то, что Александр Невский - князь новгородский, торопецкий и тверской, а его матушка - дочь торопецкого князя, то есть для нас он, прежде всего, - земляк и святой предшественник Патриарха Тихона. Наш проект направлен на изучение и популяризацию истории и философии Русского мира, его духовных и культурных основ, как среди наших соотечественников, так и в зарубежной русскоговорящей среде. Но в первую очередь, с позиций тверской регионологии, он нацелен на добывание знаний по политическому краеведению, истории тверской земли и использование их в стратегическом планировании развития ее территорий.
В апреле 2017 г. состоялся форум учёных-регионоведов, представителей туристической индустрии и краеведов области «Тверской регион и его туристические бренды в пространстве мировой культуры», который организовали издательский дом «Умное производство», Тверское отделение Петровской академии наук и искусств и Тверское отделение Российского союза туриндустрии. Будучи ведущим форума, я назвал и обосновал пятёрку известнейших имён, которые, по моему, составляют личностный мировой бренд Твери.[10]
Это - князь Михаил Тверской, внучка его Иулиания Александровна стала матерью польско-литовского короля Ягайло, основателя династии Ягеллонов, и передала кровь и гены русских князей-рюриковичей многим королевским домам Европы. Афанасий Никитин, первый европеец, побывавший в Индии. Николай Японский, основавший Русскую Православную Церковь в Японии. Патриарх Тихон (Василий Иванович Беллавин), окормлявший православных на Аляске, в США, в Канаде и заложивший основы управления Русской Православной Церковью Заграницей. И, наконец, президент России Владимир Путин, 18 лет стоящий у руля Российского государства и наиболее известный мировому сообществу представитель тверского землячества. Напомню, что его родовые корни - в деревне Поминово Тургиновского района Тверской области. [11]
О пассионарности и консолидации т.н. «российской нации»
Роль и место русского народа в истории и современной жизни России каким-то естественно-природным образом регулируется последовательно сменяющимися фазами пассионарного напряжения русского этноса.
Планетарное явление «пассионарного толчка», которое определило его появление, произошло, по мысли создателя теории этногенеза, в начале XIII века. Оно прокатилось этническим взрывом по узкой полосе с севера на юг: по Прибалтике (возникновение литовского этноса), по Северо-Западной Руси (возникновение нашего великоросского этноса), по долине Припяти и Днепра (малоросский этнос), по западной части Малой Азии (турецко-османский этнос).
Первым княжеским пассионарием новой волны Л.Н.Гумилёв называет великого князя Александра Ярославича (Невского). [12]
Жизнь и судьба великого князя Михаила Ярославича Тверского позволяет нам сделать выво о том, что он - ярко выраженный пассионарий с положительной и гармоничной нравственной ориентацией на добро, любовь к ближнему и веру, с пассионарность даже большей, чем у его дяди. [13]
Каждому этносу, по расчёту Гумилёва, отпущено на существование около 1200 лет. Восемьсотлетие великорусского этноса привело нацию к состоянию инерционного состояния пассионарности - т.е. постепенного снижения пассионарного напряжения после прошедшей фазы надлома.
Прошлогодняя конференция Русского Собрания выразила недовольство попытками создать федеральный закон «О российской нации». Действительно, не корректно с точки зрения науки объединять в некое единство понятия «гражданство» и «нация».
Необходимая и благородная задача консолидации русского народа, а вместе с ним, и единства с другими народами многонациональной России, к чему стремится Президент РФ, будет погублена неточной и лукавой «терминологией», придуманной то ли от ума недалёкого, то ли от ленивой привычки российского чиновника проваливать любое дело, то ли того хуже: идеологически, по протоколам русофобии растворить, утопить русскую нацию в болоте национальной толерантности и размытости - эдаково нового «либерального интернационализма».
Наш временный творческий коллектив столкнулся с этой проблемой ещё в апреле 2014 г. Тогда Правительство Тверской области поставило перед президиумом Тверского регионального отделения Петровской академии наук и искусств задачу: провести независимую научную экспертизу текста проекта Государственной программы Тверской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов, проживающих на территории Тверской области на 2014-2020 годы», который был подготовлен управлением общественных связей.
Мы начали с определяющего: с понимания и использования терминов. Название тверской программы это - калька названия Федеральной целевой программой «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 № 718. Однако, не смотря на разнообразие толкований понятия «нация» в науке, мы считаем, что словосочетание «российская нация», особенно с позиций теории этнокультурного национализма, носит характер искусственного бюрократического словообразования. Нет сейчас российской нации как таковой, и вряд ли будет в ближайшее время. Есть «многонациональный народ Российской Федерации», и он далеко не синонимичен единой нации России, и не станет ей, даже если юридически отменить в паспорте гражданина РФ графу «национальность».
Советский народ - более реальное социальное явление, детище интернациональной идеологии, жестко централизованной внутренней политики СССР, 70-летнего культурного воспитания и образования граждан, и то не сохранил свои скрепы и своего единства после развала Советского Союза, что дало повод либеральной социологии ставить под сомнение даже само его существование. Военно-политический конфликт на Украине и антироссийская пропагандистская истерия после присоединения Крыма к России в некоторых странах СНГ и бывших «братских республиках» - последняя демонстрация этого печального факта.
Поэтому, с т.з. логики, нет смысла «укреплять единство... (российской нации)», если эта крупная этнокультурная общность - нация уже осознала и закрепила себя как единое целое, обрела свою мононациональную государственность и ассимилировала в плавильном котле этногенеза исходные ингредиенты в виде первичных наций и народностей...
Но, как известно, наша территориальная социальная общность, объединённая общей историей, русским языком и культурой, государственными границами и именем Россия, остаётся многонациональным государством и поликультурным образованием.
Отсюда, корректное обозначение предмета-субъекта, на который призвана положительно воздействовать Федеральная программа, должно звучать так: «многонациональный народ Российской Федерации, или региона», либо по Льву Гумилёву - «российский суперэтнос», но никак не «российская нация».
Следует отметить, что по государственным, а паче чаяния, по региональным и местным текстам законов, программ, документов «гуляет» довольно большое количество научно не обоснованных, запутывающих смысл и существо дела словообразований.
Тверской регион по составу населения является мононациональным. Не смотря на то, что на его территории представлены до 170 мирно существующих национальностей, русские составляют 1 миллион 172 тысячи человек или 93,4%, и являются титульной нацией тверской земли. Второй коренной народ - угро-финский, издревле проживающие на тверской земле тверские карелы. Но их численность не велика, всего 7,4 тысяч человек или 0,6%. Правда, государственной статистикой плохо учитывается всё возрастающее количество мигрантов и гастарбайтеров, превращающих временное проживание на территории области в постоянное.
Обратили мы внимание ещё на одну несуразицу. Коли русский народ в Тверской области является титульной нацией и его представители составляют 93,4% от общего многонационального состава её жителей, то «содействие этнокультурному развитию» русского народа в стратегии развития территории должно явиться первоочередной задачей Программы. Однако подобных акцентов в ней нет. А пропорциональное соответствие национального представительства и в преамбуле, и в проспекте мероприятий Программы смещено в сторону национально-культурных автономий и мигрантов. [14]
Возможно, что наше коллективное предложение 2003 года «За возрождение русского духа» об организации Тверской региональной национально-культурной автономии русского народа «Русский этнос» было преждевременным, т.к. русский этнос еще не съёжился и не занял позицию одной из автономий на своей древнерусской территории. Но, согласитесь, задача развития, объединения и координации работы русских национальных и патриотических организаций за последнее время стала ещё более актуальной.
После возвращения в Тверь размышления о работе тверской делегации на V Калязинских чтениях у меня вылились в обзор с фотоиллюстрациями, которые были опубликованы в газете «Караван+Я» (№7 от 21 февраля 2018 г., с. 14) и на сайте http:\\ruskline.ru под многозначительным названием «Взгляд с Калязинской колокольни на судьбы русского народа»...
Конечно, каждый зрит на мир со своей колокольни. Наша колокольня, с которой можно промыслительно обозреть горизонты Русского мира, не в Санкт-Петербурге и не в Москве - не в мегаполисах, которые потеряли значение столицы русских. А здесь, на тверской земле, где в начале XIV века в муках рождалась русская нация. На отрогах Тверского Валдая, в верховьях Волги, в летописном Оковском лесу, откуда (по Нестору) и «пошла русская земля»!
Наша колокольня это - взорванная богоборческой властью и восстанавливаемая сейчас колокольня Спасо-Преображенского собора в Твери, со своим не возвращённым Москвою с середины XIV века вечевым колоколом.
Это - колокольня торопецкого Корсунско-Богородицкого собора с не возвращённой ему Москвою Корсунской иконой Божьей Матери, писанной евангелистом Лукой и подаренной Торопцу Александром Невским.
Это - устоявшая колокольня затопленного по приказу Москвы Николаевского собора в Калязине, что стала символом высоты русского духа (по Пушкину) и непотопляемости России (по Солженицыну).
Так что, на мой взгляд, калязинский съезд радетелей государствообразующего народа собрался в нужное время и в нужном месте.
Литература:
1. Климов Г.А. Рождение Руси. - Тверь, 2007.
2. Смирнов Ю.М. Валдай - в центре и на окраинах. - Тверь: Тверской гос. ун-т, 2009, с. 67.
3. Более подробно о многогранной деятельности профессора Юрия Смирнова можно прочесть в нашем интервью: Г.А.Климов и В.Г.Осипов → Ю.М.Смирнов. «Мудрецы под сенью Оковского леса. Разговор о кристаллах, спасающих от ракет, разработках против рака и древней истории Твери». - Караван+Я, №40 (1070), 12 октября 2016, с.8-9.
4. См.: Салимов Алексей. Тверской Спасо-Преображенский собор. - Тверь: 1994.
5. Пономарёв Георгий. Так мы стали народом. - Тверская жизнь, №2, 13 января 2018 г., с.15.
6. См.: Климов Геннадий. Бортеневская битва. Территория умолчания русской истории. - Журнал «Бизнес территория», №4(59), декабрь 2017, с.52-56.
7. См.: Борисов Н.С. Михаил Тверской. - М.: Молодая гвардия, 2017. (Серия «Жизнь замечательных людей»).
8. См.: Клюг Эккехард. Княжество Тверское (1247-1485 гг.). - Тверь: 1994.
9. Субетто А.И. Слово о русском народе и русском человеке. - СПб, 2013, с. 21.
10.Кочетков Дмитрий. Мировой бренд «Тверь». Как сделать регион привлекательным для российских и зарубежных туристов? - Журнал «Бизнес территория», №02 (57), апрель- июнь 2017, с. 52.
11.О генеологии тверского княжеского дома и родословной Владимира Путина рассказано в моей книге «Вечные ценности семейной жизни» (Тверь, 2007).
12.Гумилёв Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. - М., 1992.
13.Осипов В.Г. Исторический опыт Тверского княжества в контексте современного регионального развития тверской земли и России. В Сб. Михаил Тверской: личность, эпоха, наследие. Материалы Международной научной конференции, посвящённой 725-летию со дня рождения Михаила Ярославича - великого князя Тверского и Владимирского. (г. Тверь, 27-29 ноября 1996 г.) - Тверь. 1997, с. 90.
14.Осипов В.Г. Логико-филологическая экспертиза государственных региональных программ. - В сб. статей Международной научно-теоретической конференции «Логико-филологические проблемы науки» 27 июня 2014 г.. - Тверь, 2014, с.161-169.
4. Творение голема ложных аксиом
3. Re: Этнос - Народ - Нация
2. Re: Этнос - Народ - Нация
1. Re: Этнос - Народ - Нация