Этнос - Народ - Нация

Русские: от князя Михаила Тверского до президента Путина

Калязинский район - решение вопросов по-русски  Владимир Путин  Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы  Калязинские Чтения Русского Собрания 
0
1529
Время на чтение 24 минут

Выступление на V Калязинских чтениях

Как сообщалось, 13-14 февраля в г. Калязине Тверской области прошли очередные Пятые Чтения в рамках выездной конференции Международной общественной организации «Русское Собрание». Сегодня мы предлагаем вниманию читателей РНЛ доклад председателя Тверского отделения Петровской академии наук и искусств, руководителя Тверского научного центра комплексного изучения человека, кандидата философских наук, профессора и академика ПАНИ Владимира Глебовича Осипова.

***

Человек - существо биосоциальное, поэтому он одной ногой опирается на природу, другой - на социум. Рассуждая в парадигме комплексного человековедения о русском человеке, русской породе и русском народе, будем исходить из этого естественно-научного и гуманитарного факта.

Но сначала обратимся к науке наук - к философии. Дело в том, что в философии принято начинать разговор с основных понятий, с определения того смысла, который автор в них вкладывает. Это нужно для того, чтобы не возникло подмены понятий, смысловой путаницы и недопонимания.

А исходные категории, раскрывающие философскую суть наших V Калязинских чтений, (тема которых звучит в этот раз не тревожно, а академично и жизнеутверждающе «Роль и место русского народа в истории и современной жизни России»), я вынес в заголовок данного доклада: «этнос» - «народ» - «нация».

Диалектика этноса, народа и нации

Этнос - это устойчивая, стихийно складывающаяся общность людей, которая обретает своё единство и определённую целостность в общей природно-ландшафтной среде, в общих стереотипах поведения, в одинаковости первичных устремлений.

Ощущение коллективной близости и безопасности обостряется пониманием своей несхожести с другими этносами. Здесь ценностным мерилом является разделение, противопоставление, т.н. диалектическая дихотомия: «свой» - «чужой».

Лев Гумилёв, имеющий прямое отношение к тверской земле и Петровской академии наук и искусств (незадолго до своего ухода из жизни он принял звание действительного члена нашей Академии), в своих работах подробно описал специфику этногенеза и его погружённость в биосферу Земли.

Движущей силой развития этноса, по его концепции, становится биохимическая энергия человека в различных проявлениях своего пассионарного напряжения. Таким образом, естественной базой этноса является биосфера. Будем иметь это ввиду, когда перейдём к размышлениям о специфике русского народа.

Следующую ступеньку социального восхождения людской общности по лестнице своего совершенства и усложнения определяет понятие «народ». Это довольно размытое понятие. Каждая наука видит в народе что-то своё и понимает его по-своему, в зависимости от специфики своего предмета.

В бытовом отношении под народом понимается просто население - жители той или иной страны, или региона. В более сложном варианте мыслительной деятельности в понятие «народ» включают нацию, которая иногда может становиться даже синонимом народа. Пример - политическое требование ЛДПР: «Законодательно признать статус русского народа как государствообразующей нации».

Политологическая декларация народа как источника власти - от лукавого: власть всегда находилась, либо после революций сосредотачивалась в руках элиты, политической, интеллектуальной, экономической.

Ценностное противостояние здесь во внутреннем диалектическом противоречии: «народ» - «не народ», а именно - народные массы в отличие от элиты, власти, начальства. Это - разделение, раздвоение объединяющего национального начала тех и других, особенно в национальном государстве.

Поэтому смена элит, формирование национально ориентированной элиты русского народа: мыслителей и идеологов, исповедующих национальные ценности и приоритеты; политиков, борющихся за национальные интересы народа и права государствообразующих русских; предпринимателей, относящихся к национальной, а не компрадорской буржуазии - это сверхзадача современной жизни России, если Отечество связывает своё будущее с расширенным воспроизводством славы, слова и дела своих отцов-основателей!

Отсюда, центральной идеологической проблемой становится разработка и пропаганда русской национальной идеи, теории и истории русского народа, а главное - выход открытий этой области в практику государственного управления. В силу сказанного, статья Конституции РФ о запрете государственной идеологии есть нонсенс, или бревно, корыстно брошенное заокеанскими консультантами Ельцина на пути второго русского ренессанса. Её необходимо пересмотреть. Этого требует логика исторического развития русского народа, реальный подъём национального самосознания и научное обоснование таких патриотических движений как Русское Собрание.

Поэтому, предварительный анализ содержания выступлений на конференции во славу русского языка и русского народа, предшествующих моему, позволяет сформулировать уже в ходе её работы один важный тезис итоговой декларации.

А именно: «Интерес к истории русского этноса, к самой русскости, к сохранению базовых ценностей русской национальной культуры вышел за пределы благородной увлечённости краеведов, узкоспециальной дотошности историков и программной заострённости патриотических движений нашего Отечества. Он, наконец, становится или может стать содержанием национальной политики российского государства. Такой вывод сделали эксперты, которые приехали из 13 городов России на традиционные, пятые по счёту, Калязинские чтения».

Как бы там ни было, в своём теоретическом понимании мы будем исходит из того, что народ - это та историческая общность, объединяющая людей и социальные группы по языку, культуре, территории, которая становится плавильным котлом, где этнос или этносы, род, племя, народность превращаются в драгоценный слиток нации.

Здесь нравственным основанием является ощущение своего народа как «своего», но и одновременное понимание другого народа если не как близкого, то никак ни «чужого». Отсюда следует умственное, культурно-гуманитарное, а в отдельных случаях и политическое, объединение своего народа с другими народами.

Сошлёмся на преамбулу Конституции РФ: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации...».

Естественной базой народной общности является социосфера.

Самым сложным в ряду рассматриваемых явлений и категорий - и в теоретическом аспекте, и в практико-управленческом - была и остаётся нация. Нация рассматривается в науке как социальная общность людей, связанная самыми сложными устойчивыми этническими, территориальными, экономическими, культурными, политическими и духовными связями и отношениями.

Нация вбирает в себя, на наш взгляд, сущностные характеристики и исходного этноса, и промежуточной народности, превращающейся в народ. Но добавляет и приумножает в этом конгломерате своё иное: базис капиталистической или постиндустриальной экономики и развитую идеологию - светскую и церковную. Отсюда являются национальные интересы, национальные идеи, национальное самосознание и национальная политика.

Корыстное перенесение западного опыта на русскую почву, игнорирование национальных интересов, недопонимание роли и места в жизни страны государствообразующего русского народа ведёт к потере государственного суверенитета и национального самосознания. Всё это мы наблюдали в 90-х годах в т.н. «новой России».

Как известно, с другой стороны, абсолютизация национальной специфики и, тем более, национальной исключительности может привести к различным формам шовинизма: расизму, нацизму и фашизму. Государственная идеология и социальная политика правящего класса бывших наших братьев на современной Украине - горький тому пример.

О национальной проблематике можно говорить долго. Ограничимся научным предположением о том, что естественной базой социальной общности под названием нация - в силу её идеократической сущности, что близко и понятно русскому человеку - является ноосфера. (Подробности - в трудах академика Владимира Вернадского).

Добавим сюда же более категоричное утверждение о том, что в соотношении и взаимодействии вынесенных в заголовок доклада категорий, в итоге, проявляет себя гегелевский «закон отрицание отрицания»: тезис - «этнос», антитезис - «народ», синтез - «нация».

Тверская энергетика в русском этносе

Происхождение русского народа идёт от древнейших праславян индоевропейского корня. Отсюда поразительная сходство и общая основа санкрита с русским языком. Рождение русского этноса тесно связано с кормящим ландшафтом Центральной Русской равнины - дремучий лес, изрезанный величавыми реками, и глядящие в небо многочисленные озёра, с промежуточной топью болот: не вода и не суша. Таким был ландшафт после отступления на северо-запад последнего Валдайского ледника Европы.

Вопрос: каковы же основные географические и исторические вехи становления русского народа на территории Валдайской возвышенности в Русской равнине, где мы сейчас как раз и находимся?

Некоторые учёные считают, что не только праславяне фатьяновской археологической культуры, но и всё изначальное человечество родилось в верховьях Волги и Днепра, а потом разошлись по всем четырём сторонам Земли. [1]

Позже славяно-руссы III тысячелетия до н.э., что исторически зафиксировано, имели вторым центром расселения Придунайскую равнину, предгорья Альп, Судет и Карпат. Отсюда они двинулись на Балтику и Валдайскую возвышенность, т.е. туда, откуда когда-то пришли в Западную Европу их далёкие предки.

Однако, к началу II тысячелетия до н.э. эти земли уже были колонизированы финно-угорскими племенами, которые пришли с противоположной стороны света - с Урала и Западной Сибири.

Миграция будущих кривичей и ильменских словен носила мирный характер, они были скотоводами и земледельцами, а не кочевниками. В отличие от угро-финнов волосовской археологической культуры - охотников и рыболовов, которые теснили и захватывали военными действиями территории валдайских праславян, испокон веков обрабатывавших эти земли.

Гуманитарная наука топонимика, наряду с археологией, даёт возможность проникнуть в самые глубинные пласты истории народов. Выдающийся тверской учёный Юрий Мстиславович Смирнов - физик-кристаллограф и одновременно лингвист топонимической специализации (удивительное сочетание советского физика и лирика в одном лице), в своих краеведческих книгах серии «Пешком по Тверской области» сделал наиболее полный анализ этнической истории тверского края и гуманитарное открытие.

Суть его - в языковом, сохранённом топонимами, разделении Тверской области на два анклава: древнеславянский (запад) и финно-угорский (восток и центр, где финно-угорский субэтнос топонимически заходит даже в Тверь).

Отсюда следует, что русская нация в конце XIII - начале XIV веков формировалась на Верхней Волге из двух основных этносов: славяно-руссов и угро-финнов, при культурно-историческом доминировании славянства. До сих пор у нас наглядная разнополосица русских и карельских поселений, правда, этнические карелы переселились на Валдайскую возвышенность гораздо позже.

«На мой взгляд, - считает Ю.М.Смирнов, - Валдай имеет огромное значение не только для Твери и тверичей, но и для всей России. Это - не только земля истоков главных русских рек, но и земля - исток всего восточного славянства. Недавно в создаваемым по предложению тверичей общественном движении прозвучало сочетание «Ключи Валдая». Но пока имелись в виду ключи - источники вод, а более глубокое содержание подразумевалось как истоки русского отечества. Думаю, что пора во весь голос говорить, что именно в этих краях рождалось восточное славянство, здесь его истинные корни. И отсюда должно начаться его возрождение». [2]

Мы разделяем взгляд доктора технических наук, профессора, академика Петровской академии наук и искусств Ю.М.Смирнова, который десятилетие возглавлял Тверское областное краеведческое общество, и идём дальше. [3]

Этнос - это, в первую очередь, гуманитарно-энергетические характеристики народа. Это - энергия действия. Энергия человеческой деятельности.

Именно в этом ключе мы ставим новую научную проблему, которую можно выразить почти романтической формулой: «Тверская энергетика русского этноса вершит в начале XIV века рождение русской нации».

Основанием такого гипотетического утверждения служат полузабытые официальной наукой эпохальные события нашей истории. А именно:

1) Постройка первого каменного храма на Руси после завоевания её татаро-монгольской Ордой - Спасо-Преображенского собора в Твери (1285-1290 годы). Он стал духовным символом русского сопротивления и русской средневековой «непотопляемости».[4]

Воссоздание разрушенного в 1935 году собственными мракобесами Спасо-Преображенского собора планируется завершить к декабрю 2018 года.

2) Великое тверское крестоцелование сословий на площади перед Спасом Златоглавым в 1293 году. Была дана клятва верности Отчизне, православному единению «чёрных людей» и знати, а также бежавшим поселенцам из других княжеств перед лицом смертельной опасности, которую несли по Руси степные кони Дуденьевской рати.

«Так мы стали народом!» - утверждает автор моноспектакля о Михаиле Тверском, актёр и краевед Георгий Пономарёв в своей статье об этом событии. [5]

3) Бортеневское сражение (1317 г. - река Волга, северо-восток Тверского княжества), в котором великий князь всея Руси Михаил Тверской, миролюбиво отказавшись от правления Русской ойкуменой, впервые в истории победоносно разбил московско-татарскую армию вторжения, когда та покусилась на Тверскую Русь. За что и поплатился своей жизнью.

700-летие Бортеневской битвы мы отметили в прошлом году. Надо сказать, очень невыразительно отметили...[6]

4) Духовно-нравственный подвиг святого великого князя Владимирского и Тверского Михаила Ярославича, который добровольно отправился в Орду и, оклеветанный, принял там в 1318 году мучительную смерть «за други своя». [7]

Начало творения русской нации новой политикой тверского княжеского дома в летописном Оковском лесу, на великом водоразделе Восточной Европы - на её легендарном Валдае немецкий исследователь Эккехард Клюг в своей монографии по истории Тверского княжества обозначил сакральным слоганом - «великая тверская свобода». [8]

Будем помнить её, и использовать в своём ответе на вызовы нынешнего непростого времени...

Мы, наследники великой тверской свободы, Тверское отделение Петровской академии наук и искусств и Тверское Дворянское Собрание, предлагаем обсудить проблемы исторических оснований решения современной задачи государственного управления - формирования российской нации. Как известно, такую задачу поставил перед исследователями и чиновниками наш президент Владимир Владимирович Путин.

Планируем обратиться к этим вопросам на готовящейся в Твери юбилейной научно-практической конференции: «Михаил Ярославич Тверской: начало творения русской нации. (К 700-летию духовно-нравственного подвига великого князя всея Руси святого Михаила)». Предложение организовать конференцию по данной теме в ноябре текущего 2018 г. мы уже сделали Правительству Тверской области.

На этой, калязинской конференции, анонсом выносим мы на Ваше авторитетное рассмотрение и апробацию некоторые идеи, которые будут развёрнуты и обоснованы в следующих сообщениях тверской делегации. А так же, конечно, и на ноябрьской конференции в Твери, куда мы приглашаем всех присутствующих здесь заинтересованных лиц.

Представленные выступления тверской делегации, на наш взгляд, спаяны внутренней логикой и смыслодополнением. Теоретическую запевку даёт моё сообщение «Этнос- народ - нация. (Русские: от князя Михаила Тверского до президента Путина)».

На вопрос о месте и времени зарождения русской нации отвечает юбилейная тема Владимира Гайдукова, кандидата философских наук, доцента ТвГУ и члена-корреспондента ПАНИ: «Михаил Ярославич Тверской: начало творения русской нации. (К 700-летию духовно-нравственного подвига великого князя всея Руси святого Михаила)».

Доктор биологических наук, профессор ТвГУ и предводитель Тверского Дворянского Собрания, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств Андрей Зиновьев, ссылаясь на свой опыт международных встреч и наблюдений, рассказывает о том, как он понимает современного «русского человека на земле своих предков».

Судьба России и русского народа - в Православии. Это убедительно доказал своим сообщением Дмитрий Мамонов, сопредседатель Союза православных педагогов, преподаватель высшей школы и тверской художник.

Наши сообщения были кратки и тезисны, т.к. им было отпущено всего по 10 минут. Выход для развёрнутой аргументации выступлений наметился в статьях, которые участники написали и прислали на сайт «Русская Народная Линия» и в планируемый сборник конференции.

Сплочение Русского мира - в именах и деяниях великих русских

Народ состоит из людей. А сам человек определяется своим внутренним содержанием, которое выражает понятие «личность». Русское человековедение руководствуется своеобразным принципом личностного антропоцентризма. Это срабатывает тогда, когда познавательная ориентация исследователя нацелена на изучение эволюции человека в его системных связях с эволюцией биосферы, социосферы и ноосферы Земли. Он рассматривает всё это: преобразование человеком геологии и географии мест своего расселения; эволюцию его сознания и духа, в соответствие с совершенствованием орудий труда,; коллизии исторического процесса сквозь призму конкретных судеб и деяний людей, в первую очередь, - выдающихся представителей рода человеческого.

В исследовании данного вопроса следует обратиться к работам доктора философских и доктора экономических наук, профессора и вице-президента Петровской академии наук и искусств Александр Иванович Субетто, который ввёл понятие «русское человековедение» в научный оборот в 1998 г. в предисловии к монографии Р.А.Зобова, В.Л.Обухова, Л.И.Сугаковой «Основы человековедения: человек как микрокосм».

Непосредственно к теме V калязинских чтений Русского Собрания относится его монографическое исследование «Слово о русском народе и русском человеке». В нём находим поддержку своей позиции и современную количественную оценку русских: «Русский народ - часть славянских народов, причём самая большая по численности её часть. Можно сказать, что русский этнос - важная часть славянского суперэтноса и одновременно - стержень или основание современного российского суперэтноса... В настоящее время русских в России более 80%, т.е. около 115 миллионов человек, и около 30-40 млн. человек в ближнем и дальнем зарубежье. Русские вместе совсем славянским миром составляют... самую крупную в Европе общность». [9]

Нас интересует русский человек, привязанный к своему роду-племени, осознающий себя неразрывной частью нации, укоренённый в местах рождения и проживания, т.е. связанный незримыми нитями с «кормящим ландшафтом своего этноса» (по Гумилёву).

Вот почему в ответ на призыв президента В.В.Путина к консолидации Русского мира в 2007 году в Тверском отделении Петровской академии наук и искусств родилась идея, а затем программа «Духовные вожди Русского мира».

Мы знаем, что новое собирание Русского мира, понимаемого как планетарная общность людей русского происхождения и русской культуры, в начале третьего тысячелетия возможна лишь на основе старых ценностей. В первую очередь - приверженности к православной вере и практике русскоязычной коммуникации, гордости за достижения русской цивилизации, почитания великих имён общероссийской истории, любви к конкретным местам своей малой Родины, поддержки величия России. Мы были солидарны в этом с Президентом Российской Федерации, крестьянские предки которого три столетия прожили в православном единении крестьянской общины на землях Тургиновского уезда Тверской губернии. И лишь в послевоенные годы, как известно, будучи уже в системе социалистического общежития, его отец с матерью переехали в Ленинград.

Ставя так проблему, мы, в первую очередь, интересовались ее региональным аспектом - великими именами, непосредственно связанными с тверской землей. А Земля истока - Тверской Валдай, гены кривичей, русов и новгородских словен, благородные и благословенные роды, угнездившиеся здесь в течение тысячелетий, дали России и Русскому миру, как минимум, пять великих духовных вождей - двух святых князей и трех Патриархов, два из которых тоже прославлены в ранге русских святых.

Вот они: Святой князь Новгородский, Торопецкий и Тверской Александр Невский (конец XIII века), который в конце 2008 года по результатам народного голосования набрал наибольшим количество голосов и стал «Именем России».

Его племянник - Святой благоверный великий князь Михаил Ярославич Тверской (начало XIV века), который одержал первую победу над ордынским войском и показал миру высоту русского христианского духа, отправившись на смерть в Орду «за други своя».

Первый русский Патриарх из Старицы Святой Иов (XVI век), который выступил в Смутное время против Лжедмитрия и архипасторски: публично и молитвенно призвал русский дух и его народ к борьбе с иноземным вторжением.

Патриарх Московский и всея Руси Иоасаф II (XVII век) родом из Торжка, который собрал большой русский Собор, где была проведена реформация церковного управления и устаревшей каноники, а также задан в качестве обязательного древнерусский стиль иконописи.

Первый Патриарх постпетровской эпохи и начала советской Святой Тихон (XX век) из Торопца, который явил собою образец русского одухотворенного православного человека и спас как первосвятитель Православную Церковь России от обновленческого позора и полного уничтожения.

Предпосылками к рождению концепции и началу реализации проекта стало несколько обстоятельств. Создание в Твери вместе с Советом территориального общественного самоуправления на Рождественских горках интернет-сайта www.tos-rg.tver.ru и наполнение его нашими информационно-аналитическими материалами. Написание летом 2007 г. проекта «Оковский лес - исток Русского мира» под грант федерального фонда «Русский мир». И, наконец, новый, привлёкший всеобщее внимание, грандиозный проект "Имя России», который запустил первый канал национального телевидения.

В 2008 году перед каждым из нас был поставлен вопрос: кто из великих имён российской истории может выразить и представить Россию в XXI веке? Знающие люди - эксперты отобрали из общероссийского поминальника 500 наиболее значимых имён. Начиная с первого князя Рюрика, первого русского патриарха Иова, кончая недоучившимся семинаристом Джугашвили, который стал Генеральным секретарём Сталиным.

Затем организаторы устроили зрительское голосование для того, чтобы сам народ решил, кто по итогам референдума должен войти в золотую дюжину самых-самых. Как вы уже догадались, мы отдали свой голос в Интернет-голосовании за Патриарха Тихона. Решили так хотя бы потому, что в 1917 году за него проголосовала вся стомиллионная православная России и окончательно, на Великом Соборе - сама покровительница России Пресвятая Богородица. Правда, в заветный список 12-ти фаворитов зрительских симпатий это имя так и не попало. Видимо, плохо ещё знают личность Патриарха Тихона на Руси. А из тех, кто знает, не всем он по душе. Наверное, не всё ещё делают миссионеры и историки Русской Православной Церкви, а заодно и светские публицисты, для пропаганды его имени и деяний.

Представление героев и спор экспертов продолжился в телевизионной передаче «Имя Россия». Первым в рейтинге был святой князь Александр Невский, победитель шведов и немцев, родной дядя святого великого князя Михаила Тверского. Его имя и стало в 2008 году именем России.

Нам важно то, что Александр Невский - князь новгородский, торопецкий и тверской, а его матушка - дочь торопецкого князя, то есть для нас он, прежде всего, - земляк и святой предшественник Патриарха Тихона. Наш проект направлен на изучение и популяризацию истории и философии Русского мира, его духовных и культурных основ, как среди наших соотечественников, так и в зарубежной русскоговорящей среде. Но в первую очередь, с позиций тверской регионологии, он нацелен на добывание знаний по политическому краеведению, истории тверской земли и использование их в стратегическом планировании развития ее территорий.

В апреле 2017 г. состоялся форум учёных-регионоведов, представителей туристической индустрии и краеведов области «Тверской регион и его туристические бренды в пространстве мировой культуры», который организовали издательский дом «Умное производство», Тверское отделение Петровской академии наук и искусств и Тверское отделение Российского союза туриндустрии. Будучи ведущим форума, я назвал и обосновал пятёрку известнейших имён, которые, по моему, составляют личностный мировой бренд Твери.[10]

Это - князь Михаил Тверской, внучка его Иулиания Александровна стала матерью польско-литовского короля Ягайло, основателя династии Ягеллонов, и передала кровь и гены русских князей-рюриковичей многим королевским домам Европы. Афанасий Никитин, первый европеец, побывавший в Индии. Николай Японский, основавший Русскую Православную Церковь в Японии. Патриарх Тихон (Василий Иванович Беллавин), окормлявший православных на Аляске, в США, в Канаде и заложивший основы управления Русской Православной Церковью Заграницей. И, наконец, президент России Владимир Путин, 18 лет стоящий у руля Российского государства и наиболее известный мировому сообществу представитель тверского землячества. Напомню, что его родовые корни - в деревне Поминово Тургиновского района Тверской области. [11]

О пассионарности и консолидации т.н. «российской нации»

Роль и место русского народа в истории и современной жизни России каким-то естественно-природным образом регулируется последовательно сменяющимися фазами пассионарного напряжения русского этноса.

Планетарное явление «пассионарного толчка», которое определило его появление, произошло, по мысли создателя теории этногенеза, в начале XIII века. Оно прокатилось этническим взрывом по узкой полосе с севера на юг: по Прибалтике (возникновение литовского этноса), по Северо-Западной Руси (возникновение нашего великоросского этноса), по долине Припяти и Днепра (малоросский этнос), по западной части Малой Азии (турецко-османский этнос).

Первым княжеским пассионарием новой волны Л.Н.Гумилёв называет великого князя Александра Ярославича (Невского). [12]

Жизнь и судьба великого князя Михаила Ярославича Тверского позволяет нам сделать выво о том, что он - ярко выраженный пассионарий с положительной и гармоничной нравственной ориентацией на добро, любовь к ближнему и веру, с пассионарность даже большей, чем у его дяди. [13]

Каждому этносу, по расчёту Гумилёва, отпущено на существование около 1200 лет. Восемьсотлетие великорусского этноса привело нацию к состоянию инерционного состояния пассионарности - т.е. постепенного снижения пассионарного напряжения после прошедшей фазы надлома.

Прошлогодняя конференция Русского Собрания выразила недовольство попытками создать федеральный закон «О российской нации». Действительно, не корректно с точки зрения науки объединять в некое единство понятия «гражданство» и «нация».

Необходимая и благородная задача консолидации русского народа, а вместе с ним, и единства с другими народами многонациональной России, к чему стремится Президент РФ, будет погублена неточной и лукавой «терминологией», придуманной то ли от ума недалёкого, то ли от ленивой привычки российского чиновника проваливать любое дело, то ли того хуже: идеологически, по протоколам русофобии растворить, утопить русскую нацию в болоте национальной толерантности и размытости - эдаково нового «либерального интернационализма».

Наш временный творческий коллектив столкнулся с этой проблемой ещё в апреле 2014 г. Тогда Правительство Тверской области поставило перед президиумом Тверского регионального отделения Петровской академии наук и искусств задачу: провести независимую научную экспертизу текста проекта Государственной программы Тверской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов, проживающих на территории Тверской области на 2014-2020 годы», который был подготовлен управлением общественных связей.

Мы начали с определяющего: с понимания и использования терминов. Название тверской программы это - калька названия Федеральной целевой программой «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 № 718. Однако, не смотря на разнообразие толкований понятия «нация» в науке, мы считаем, что словосочетание «российская нация», особенно с позиций теории этнокультурного национализма, носит характер искусственного бюрократического словообразования. Нет сейчас российской нации как таковой, и вряд ли будет в ближайшее время. Есть «многонациональный народ Российской Федерации», и он далеко не синонимичен единой нации России, и не станет ей, даже если юридически отменить в паспорте гражданина РФ графу «национальность».

Советский народ - более реальное социальное явление, детище интернациональной идеологии, жестко централизованной внутренней политики СССР, 70-летнего культурного воспитания и образования граждан, и то не сохранил свои скрепы и своего единства после развала Советского Союза, что дало повод либеральной социологии ставить под сомнение даже само его существование. Военно-политический конфликт на Украине и антироссийская пропагандистская истерия после присоединения Крыма к России в некоторых странах СНГ и бывших «братских республиках» - последняя демонстрация этого печального факта.

Поэтому, с т.з. логики, нет смысла «укреплять единство... (российской нации)», если эта крупная этнокультурная общность - нация уже осознала и закрепила себя как единое целое, обрела свою мононациональную государственность и ассимилировала в плавильном котле этногенеза исходные ингредиенты в виде первичных наций и народностей...

Но, как известно, наша территориальная социальная общность, объединённая общей историей, русским языком и культурой, государственными границами и именем Россия, остаётся многонациональным государством и поликультурным образованием.

Отсюда, корректное обозначение предмета-субъекта, на который призвана положительно воздействовать Федеральная программа, должно звучать так: «многонациональный народ Российской Федерации, или региона», либо по Льву Гумилёву - «российский суперэтнос», но никак не «российская нация».

Следует отметить, что по государственным, а паче чаяния, по региональным и местным текстам законов, программ, документов «гуляет» довольно большое количество научно не обоснованных, запутывающих смысл и существо дела словообразований.

Тверской регион по составу населения является мононациональным. Не смотря на то, что на его территории представлены до 170 мирно существующих национальностей, русские составляют 1 миллион 172 тысячи человек или 93,4%, и являются титульной нацией тверской земли. Второй коренной народ - угро-финский, издревле проживающие на тверской земле тверские карелы. Но их численность не велика, всего 7,4 тысяч человек или 0,6%. Правда, государственной статистикой плохо учитывается всё возрастающее количество мигрантов и гастарбайтеров, превращающих временное проживание на территории области в постоянное.

Обратили мы внимание ещё на одну несуразицу. Коли русский народ в Тверской области является титульной нацией и его представители составляют 93,4% от общего многонационального состава её жителей, то «содействие этнокультурному развитию» русского народа в стратегии развития территории должно явиться первоочередной задачей Программы. Однако подобных акцентов в ней нет. А пропорциональное соответствие национального представительства и в преамбуле, и в проспекте мероприятий Программы смещено в сторону национально-культурных автономий и мигрантов. [14]

Возможно, что наше коллективное предложение 2003 года «За возрождение русского духа» об организации Тверской региональной национально-культурной автономии русского народа «Русский этнос» было преждевременным, т.к. русский этнос еще не съёжился и не занял позицию одной из автономий на своей древнерусской территории. Но, согласитесь, задача развития, объединения и координации работы русских национальных и патриотических организаций за последнее время стала ещё более актуальной.

После возвращения в Тверь размышления о работе тверской делегации на V Калязинских чтениях у меня вылились в обзор с фотоиллюстрациями, которые были опубликованы в газете «Караван+Я» (№7 от 21 февраля 2018 г., с. 14) и на сайте http:\\ruskline.ru под многозначительным названием «Взгляд с Калязинской колокольни на судьбы русского народа»...

Конечно, каждый зрит на мир со своей колокольни. Наша колокольня, с которой можно промыслительно обозреть горизонты Русского мира, не в Санкт-Петербурге и не в Москве - не в мегаполисах, которые потеряли значение столицы русских. А здесь, на тверской земле, где в начале XIV века в муках рождалась русская нация. На отрогах Тверского Валдая, в верховьях Волги, в летописном Оковском лесу, откуда (по Нестору) и «пошла русская земля»!

Наша колокольня это - взорванная богоборческой властью и восстанавливаемая сейчас колокольня Спасо-Преображенского собора в Твери, со своим не возвращённым Москвою с середины XIV века вечевым колоколом.

Это - колокольня торопецкого Корсунско-Богородицкого собора с не возвращённой ему Москвою Корсунской иконой Божьей Матери, писанной евангелистом Лукой и подаренной Торопцу Александром Невским.

Это - устоявшая колокольня затопленного по приказу Москвы Николаевского собора в Калязине, что стала символом высоты русского духа (по Пушкину) и непотопляемости России (по Солженицыну).

Так что, на мой взгляд, калязинский съезд радетелей государствообразующего народа собрался в нужное время и в нужном месте.

Литература:

1. Климов Г.А. Рождение Руси. - Тверь, 2007.

2. Смирнов Ю.М. Валдай - в центре и на окраинах. - Тверь: Тверской гос. ун-т, 2009, с. 67.

3. Более подробно о многогранной деятельности профессора Юрия Смирнова можно прочесть в нашем интервью: Г.А.Климов и В.Г.Осипов Ю.М.Смирнов. «Мудрецы под сенью Оковского леса. Разговор о кристаллах, спасающих от ракет, разработках против рака и древней истории Твери». - Караван+Я, №40 (1070), 12 октября 2016, с.8-9.

4. См.: Салимов Алексей. Тверской Спасо-Преображенский собор. - Тверь: 1994.

5. Пономарёв Георгий. Так мы стали народом. - Тверская жизнь, №2, 13 января 2018 г., с.15.

6. См.: Климов Геннадий. Бортеневская битва. Территория умолчания русской истории. - Журнал «Бизнес территория», №4(59), декабрь 2017, с.52-56.

7. См.: Борисов Н.С. Михаил Тверской. - М.: Молодая гвардия, 2017. (Серия «Жизнь замечательных людей»).

8. См.: Клюг Эккехард. Княжество Тверское (1247-1485 гг.). - Тверь: 1994.

9. Субетто А.И. Слово о русском народе и русском человеке. - СПб, 2013, с. 21.

10.Кочетков Дмитрий. Мировой бренд «Тверь». Как сделать регион привлекательным для российских и зарубежных туристов? - Журнал «Бизнес территория», №02 (57), апрель- июнь 2017, с. 52.

11.О генеологии тверского княжеского дома и родословной Владимира Путина рассказано в моей книге «Вечные ценности семейной жизни» (Тверь, 2007).

12.Гумилёв Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. - М., 1992.

13.Осипов В.Г. Исторический опыт Тверского княжества в контексте современного регионального развития тверской земли и России. В Сб. Михаил Тверской: личность, эпоха, наследие. Материалы Международной научной конференции, посвящённой 725-летию со дня рождения Михаила Ярославича - великого князя Тверского и Владимирского. (г. Тверь, 27-29 ноября 1996 г.) - Тверь. 1997, с. 90.

14.Осипов В.Г. Логико-филологическая экспертиза государственных региональных программ. - В сб. статей Международной научно-теоретической конференции «Логико-филологические проблемы науки» 27 июня 2014 г.. - Тверь, 2014, с.161-169.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Творение голема ложных аксиом

«Человек - существо биосоциальное» - Прочитав подобное утверждение, которое автором положено в основание своей теории, так и хочется воскликнуть «кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?» (Иов 38:2-4). Где был автор, когда Господь создавал человека, чтобы иметь наглость разглагольствовать о «биосоциальном» существе человека, отвергая и не замечая главный замысел Творца о человеке и его предназначении? «Но сначала обратимся к науке наук - к философии» - налицо использование научного приема, правда не из «философии - науки наук», а из «науки наук - психологии» прием по табуированию сознания: «философия это наука-наук, поэтому все, что будет сказано мною далее от её имени – не подлежит сомнению». А кто сказал, что философия это вообще наука? Это отрицают не только ученые, но и ряд самих философов: «философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами наблюдениями, экспериментами, эмпирически неподтверждены; в философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для неё характерен плюрализм взглядов и каждый самостоятельный мыслитель создаёт свою собственную систему; ненаучность методов, проблем и языка философии». Именно такой, не подтвержденный фактами, подход, для «определения смысла основных понятий» нам (призвав на помощь методику НЛП) и предлагается принять на веру, «Этнос - это устойчивая, стихийно складывающаяся общность людей, которая обретает своё единство и определённую целостность в общей природно-ландшафтной среде, в общих стереотипах поведения, в одинаковости первичных устремлений…Этнос - это, в первую очередь, гуманитарно-энергетические характеристики народа. Это - энергия действия. Энергия человеческой деятельности». Другой «ученый» опровергая первого, утверждает, что понятие "этнос", вообще введено в научный в 1920г. Причем, очевидно с противоположным смыслом, который до этого тысячи лет в него вкладывался. И далее также о «народе», «нации». Вы не заигрались, друзья, философы? Не про вас ли сказано: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;» (кол.2:8).
Алекс / 05.03.2018, 06:43

3. Re: Этнос - Народ - Нация

И начнём благословясь. Во-первых, человек и вправду биосоциален, но не потому, что стоит враскряку, опираясь "одной ногой на природу, другой - на социум". Человечество развивается через этногенез и историю, которые сопрягаются в нём. Где этногенез - это биофизикохимический процесс в своей глубинной сути, на поверхности проявляется сложением сообществ по кровнородственным и клановородственым связям. При активном участии культурных ассимилянтов. А что история? Это процесс социально-экономический, со всеми вытекающими. Разделить эти два процесса можно только условно, так тесно они переплетены. Во-вторых, понятие "этнос" ввёл в научный оборот русский учёный Сергей Михайлович Широкогоров в 1920-х гг. Этнос считается основой этногенетической иерархии, производящим суперэтнос, расу, человечество. Строго аргументированный этнологический термин. "Народ" - понятие расплывчатое, общее, используется в обиходе историками, политиками, обывателями. Мы можем сказать: народ на улице, много народу в магазине, российский народ. То есть, не имеет строго обоснованного научного понимания. "Нация" - понятие возникшее после французской революции в результате обособления европейских народов, народов Латинской Америки и прочих в границах собственных государств. До сих пор не имеющее строго научного обоснования. В большей мере отражающее социально-экономическое привнесённое и игнорирующее естественное этногенетическое. Термин понимается так разнообразно, что нарочно не придумаешь. Например, нация это понятие в большей степени гражданское (французская нация, хотя этнических французов во Франции около 75%). Можно сказать "российская нация", то есть, граждане России, этногенетически крепко связанные между собой этносы РФ. Американская нация есть сброд мигрантов в основном европейского происхождения, со слабыми кровнородственными связями. В-третьих, жизнь, точнее виток этногенеза одного отдельного этноса длится 1500 лет. Он может быть разделён на периоды, так вот третий период это время суперэтнизации, расширения территории обитания за счёт рядом живущих, вовлечение соседних этносов в общий этногенез и историю. Последние исторические примеры суперэтнизации 17-20 вв. - турки-османы, австрийцы, англо-саксы, германцы, японцы и русские. Но в 21 веке суперэтнизация вышла на новый уровень, в мире сформировалось десять суперэтнических пространств - китайское в границах КНР; индийское на п-ове Индостан; индокитайское на п-ове Индостан; австрало-островное; африканское к югу от Сахары; афро-азиатское или арабо-исламское в Юго-Западной Азии и Северной Африке; южно-американское; североамериканское; европейское; русско-евразийское в границах Российской Империи-СССР. В-четвёртых, всякий этнос в течение своей жизни формирует уникальное этногенетическое ядро, поле. В историческом времени этнос расширяет территорию местообитания за счёт рядом живущих близкородственных племён или этносов (пример русского этноса в 9-13 вв., когда это происходило за счёт уральских, славянских, балто-славянских, тюркских племён) С приходом монголо-татар русский этнос разделяется в силу исторических обстоятельств на три части. Которые взаимодействуют с разными племенами и народами. Так складываются субэтносы русского этноса - великороссы, малороссы, белороссы. При этом крайне важно понимать: этногенетическое ядро, прародина русского этноса находится до сих пор в Поднепровье и Новгородчине. И пора бы всем запомнить: русский этнос древнерусской генерации возник-родился-образовался в середине 9 века, точнее 862 году; на основе древней "финно-угорской" этногенетической матрице таёжной зоны Восточной Европы, с активным участием славян, балто-славян, скандинавских германцев русь, тюрок; В-пятых, праславяне как этнос образовались в конце 2 тыс. до н.э. при распаде индоевропейской этногенетической общности в Европе (Лужицкая культура). Фатьяновцы НИКОГДА не были праславянами, происхождение их другое. Никаких "славяно-русов" в природе не существовало, разве что в больном воображении национал-патриотов. В Подунавье в начале 5 тыс. до н.э. образовалась индоевропейская этногенетическая общность. И только спустя 3,5 тысячи лет возникли праславяне. Уральский этнос образовался при смешении кроманьонцев Европы и палеоазиатов Сибири при активном участии средиземноморских племён подошедших с юга. Уральцы в 5 тыс. до н.э. мигрируют на север Урала, в то время климат там был тёплый. Но уже в конце 4 тыс. начинают уходить на юг, разделяясь на три части. Часть через томскую тайгу уходит на юго-восток на Саяно-Алтайское нагорье (самодийцы). Другая часть отступает до Мугоджар на юге (степные угры в историческом времени). Третьи переваливают Урал и спускаются в Волго-Камское междуречье, отсюда в середине 3 тыс. до н.э. они начинают миграции на северо-запад. В конце 3 тыс. до н.э. уральцы достигают Среднерусских возвышенностей и проходят дальше. С участием остатков кроманьонцев, пришельцев со Среднего Днепра (северо-кавказский очаг индоевропейцев) и от Вислы (индоевропейцы Европы) они образуют т.н. "финно-угорскую" этносистему. В-шестых, давайте для начала разберёмся досконально кто мы и откуда без всяких мифологий. А уж после поговорим о "планетарной общности людей русского происхождения". Нельзя строить будущее на ложных исторических интерпретациях. В-седьмых, о пассионарности. В начале статьи справедливо отмечено значение Биохимической Энергии Живого Вещества. Пассионарность - это степень напряжения энергии. Она присутствует всегда, в человеке и этносе, то нарастая во времени, то спадая стремясь к нулю. Пассионарное напряжение нарастало до середины 12 в. и потом переросло в феодальную раздробленность. Следующая волна поднимается к концу 13 в. достигает своего пика в начале 17-го через Смуту (вторая бифуркация, фаза надлома). Следующий подъём от середины 17 в. заканчивается наивысшим перенапряжением первой половины 20 века - акматической фазой перелома. Русский этнос разделяется на три - великороссы, украинцы, белороссы. Гибнут миллионы русских пассионариев, русский этнос оказывается не способным к самовоспроизводству. Период старения. В-восьмых, о терминологических играх. Коли уж собрались сделать всё по взрослому, то надо бы начать с того, что русский этнос в течение 1156 лет создал уникальное этногенетическое поле, занял территорию обитания от Карпат до Волги, от морей северных до Чёрного (862-1237 гг.); сформировал субэтносы - великороссов на востоке, малороссов на юго-западе, белороссов на северо-западе, поморов на севере (1237-1612 гг.) в период этногенетической зрелости и имперских амбиций расширил территорию обитания до физически возможного от Карпат до Тихого океана, от Ледовитого океана до Закавказья, предгорий Иранского плато, монгольских степей (1612-1987 гг.) Создал Великую Российскую Империю-СССР. Сформировал субэтносы казаков в евразийских степях на юге, сибиряков за Уралом, новороссов на Левобережье Днепра и в Северном Причерноморье. А также создал уникальное этногенетическое поле суперэтнического характера и РУССКО-ЕВРАЗИЙСКИЙ суперэтнос в смешении и взаимной ассимиляции с евразийскими. Термин "нация" общепринят и означает в первую очередь гражданство, а уж потом всё остальное. Поэтому вполне ожидаемо "российская нация" - мы все (русские, татары, прочие) россияне, граждане РФ. Русский этнос является ведущим и титульным в русско-евразийском суперэтносе. Евразийские народы служили и служат этногенетической матрицей для русского этноса. А потому государствообразующим народом является российский народ при полном понимании ведущей и титульной роли русского этноса, матричной основы евразийских этносов. Мы более тысячи лет взаимосвязаны миллирдами кровнородственных связей, дополненных клановородственными. Перефразируя "поскреби русского и найдёшь татарина" можно сказать "поскреби русского и найдёшь... евразийца".
Абазинский / 03.03.2018, 14:32

2. Re: Этнос - Народ - Нация

..."Наша колокольня это - взорванная богоборческой властью и восстанавливаемая сейчас колокольня Спасо-Преображенского собора в Твери, со своим не возвращённым Москвою с середины XIV века вечевым колоколом...." Выступление на Калязинских очередных чтениях Владимира Глебовича Осипова (уж простите, без перечисления регалий) мне представляется фактом историческим и феноменальным, ибо впервые на таком авторитетным ОБЩЕСТВЕННОМ форуме во всеуслышание мы заговорили о наших корнях, о "ТВЕРСКОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ В РУССКОМ ЭТНОСЕ". Признаться, и сам я, да и многие из нас слабо осведомлены в этой важнейшей исторической слагаемой в великом деле появления и развития государственно образующей нации РУССКОГО НАРОДА, а сегодня, когда многочисленные враги наши и иноверцы всячески сопротивляются любому появлению идей национально укрепляющих и и опредляющих - что, откуда и когда? - Сегодня пришло, наконец, время избавиться от нашего незнания и непонимания многих проблем в вопросах национальных и наднациональных, а проблемы, естественно вытекающие, решать спокойно, грамотно и научно. В целом же КАЛЯЗИНСКИЕ ЧТЕНИЯ становятся, если уже не встали, школой выхода из того бесконечного и дремучего либерал-лабиринта, куда нас завели за эти 30 бесславных лет...
Николаев. / 03.03.2018, 10:33

1. Re: Этнос - Народ - Нация

При первом прочтении так и хочется воскликнуть: Господи, вразуми люди твоя! Может быть хватит заниматься мифотворчеством, господа и товарищи? На подробный ответ не хватает времени. Но постараюсь развеять новые мифы. В скором времени.
Абазинский / 03.03.2018, 09:23
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Осипов
О тверском Спасо-Преображенском соборе
И мощах св. блгв.кн. Михаила Ярославича Тверского
20.02.2024
Русский характер — главное оружие России
Рецензия новой рукописи В.А.Иванова-Таганского «Мы там нужны»
12.11.2023
Военно-патриотическая мобилизация Русского мира и Академического движения в России в условиях глобального противостояния Запада
Доклад, представленный на Международную научно-практическую конференцию «Духовный и геополитический смысл событий на Украине и необходимость русской мобилизации» 9-х Калязинских чтений МОО «Русское Собрание»
11.06.2022
Все статьи Владимир Осипов
Калязинский район - решение вопросов по-русски
100 лет ветерану!
Век в строю, век служения Отечеству!
17.04.2024
В Год семьи – юбилейные свадьбы
Душевное, тёплое и красивое мероприятие в зале бракосочетаний
05.04.2024
Сохрани себя и будущие поколения!
Объединить усилия в борьбе с абортами, алкоголизмом и наркоманией!
03.04.2024
К столетию богоборческих времён…
О передвижной выставке «Русская Голгофа»
29.03.2024
Ветер весны
Стихи
22.03.2024
Все статьи темы
Владимир Путин
Газификация СНТ – сенсация не случилась!
Большинство дачников скоро поймет, что их попросту с газификацией кинули
19.04.2024
Указы президента 2024 года снова не будут выполняться?
О саботажниках во власти и критериях отбора кадров
18.04.2024
О мифических надеждах на отрезвление Запада и православном будущем Китая
Почему запрет и объявление Эстонской Церкви Московского Патриархата террористической организацией реально?
16.04.2024
Разделит ли Запад Украину?
Почти все западные СМИ и эксперты вдруг заговорили — как о само собой разумеющемся — о возможности признать утрату Украиной территорий
16.04.2024
Борьба сил зла с идеями Мирового Лада: итоги, выводы, оценка перспектив будущего
Влияние СВО на ситуацию в Славянском мире, Европе, России, Белоруссии и на геополитические процессы на планете
16.04.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
День памяти Великой княгини Софии Палеолог
Сегодня мы также вспоминаем историка Н.И.Костомарова, философа П.Е.Астафьева, графа П.П.Шувалова, генерала Н.И.Глобычева, князя С.К.Белосельского-Белозерского, Великую княгиню Ксению Александровну и художника С.В.Герасимова
20.04.2024
Финский суицид
Контуры национального предательства
19.04.2024
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35