10 лет назад, 7 февраля 2008 года, скончался выдающийся учёный и конструктор, создатель лучших в мире систем жизнеобеспечения лётчиков и космонавтов, Герой Социалистического Труда, академик РАН, лауреат Ленинской и Государственной премий, с 1964 года и до конца жизни руководитель Научно-производственного предприятия «Звезда» в подмосковном пос. Томилино Гай Ильич Серевин.
Скучное слово - «жизнеобеспечение», но за ним - катапультируемые кресла, скафандры, бронешлемы, противопожарная защита летательных аппаратов, система мягкой посадки космических кораблей, система выхода в открытый космос и многое другое. А за всем этим - тщательные исследования поведения и биомеханики человека в экстремальных условиях, методов защиты организма от ускорений, от действия невесомости, низких и высоких температур, тепловых потоков, скоростного напора воздуха и т.д., и т.д., и т.д.
Ещё работая в Лётно-испытательном институте ВВС, Г.И. Северин был участником подготовки к полёту космонавтов, начиная с Ю.А.Гагарина. Руководил созданием катапультного кресла корабля «Восток», шлюзовой камеры и скафандра, в котором впервые в мире вышел в открытый космос А.А.Леонов; нового поколения компьютеризованных авиационных катапультных кресел для боевых самолётов и новой системы жизнеобеспечения лётчиков военной авиации. Благодаря ему, наша страна давно заняла лидирующие позиции в решении этих важнейших задач аэрокосмической техники. После катапультирования на креслах Северина 97% лётчиков возвращались в строй, а на американских и европейских креслах - только 60%. Американские космонавты на МКС предпочитают не свои скафандры, а скафандры Северина.
Г.И.Северин не принимал практики, распространённой у части советских инженеров, - вначале смотреть, что сделано на Западе. Он считал, что повторение и копирование неизбежно приводит к отставанию (в этом он, например, видел главную причину отставания нашего автопрома). Он говорил: «Принятие решения - самое сложное в жизни конструктора. Здесь очень важен психологический фактор. Ты не должен ничего бояться, не должен оглядываться ни назад, ни по сторонам. Нужно идти вперед. Однако ты можешь принимать нужные и правильные решения только тогда, когда опираешься на творческий коллектив. А коллектив нужно создать и воспитать. Тебе несут один проект, другой, третий. И ты должен сказать: "Давайте следующий" или "Будем делать этот". Тем самым ты берешь всю ответственность на себя... Слово "невозможно" нам неизвестно».
Под его руководством подготовлено более 40 кандидатов и докторов наук, он - один из организаторов и руководителей кафедры систем жизнеобеспечения и безопасности полётов в Московском авиационном институте.
Гай Ильич был не только гениальным учёным-конструктором, он был и выдающимся спортсменом - Мастером спорта СССР и двукратным чемпионом СССР (1949, 1953) по горнолыжному спорту, которым увлекался до конца жизни. Увы, это увлечение привело к трагическому финалу: катаясь на лыжах (в 81 год!), он сломал обе ноги. Встать с больничной койки ему было не суждено. Похоронен он на Троекуровском кладбище Москвы, на территории НПП «Звезда» ему установлен памятник, а сама «Звезда» носит его имя.