Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Малоизвестное о крейсере «Варяг»

Вадим  Кулинченко, Русская народная линия

22.01.2018

 

«... Мы сами взорвали «Корейца»,

Нами потоплен «Варяг»...»

Из песни о «Варяге».

 

 

         Со времён начала первой русско-японской в 1904 г. (февраль) и исторического морского боя крейсера «Варяг» в Корейском заливе прошло 114 лет. Много литературы, художественной и документальной, написано за это время об этом событии, как героическом в истории флота России. Действительно, подвиг экиажа «Варяга» и «Корейца» стал символом героизма, мужества и верности своей Родине. То же можно сказать и о гражданском экипаже парохода КВЖД «Сунгари», незаслуженно забытом в этом трагическом эпизоде истории флота Российского. Но мало где можно прочесть и о послевоенной судьбе крейсера и его побратима: канлодки «Кореец» и парохода «Сунгари».

         В результате боя при Чемульпо в японские  руки попал флаг «Варяга», поднятый со дна водолазами. В течение  11 лет, которые крейсер пребывал в Японии, этот флаг хранился в его кают - компании и был передан вместе с крейсером в Россию.

        Ещё до войны немцы видели «Варяг» в Данциге на параде по случаю переговоров императора Николая 2 с кайзером, тогда  крейсер считался самым быстроходным в мире. Факт аварии в машине на испытаниях удалось скрыть от германской прессы, им был известен только результат - 24,59 узла. Но японцы знали от своих агентов в Корее, что у крейсера существуют серьёзные проблемы с котлами и левой машиной. Зная правду, они считали, что «Варягу» не удастся прорваться через заслон их кораблей.

         Если что где и написано, то очень противоречиво и бездоказательно. Даже в большой Советской Энциклопедии указывается, что «Варяг» зашёл в Англию по пути из Японии в Россию, был захвачен англичанами и погиб в Ирландском море в 1918 году. Советская историческая энциклопедия вообще  заканчивает историю «Варяга» 1917 годом. Наиболее правдиво, но коротко, историю корабля даёт Советская военная энциклопедия (том 2-1976 г.).

         Уже в 1905 году «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй японского флота под именем «Сойя». В 1916 г. Россия выкупила крейсер у Японии, и он получил прежнее название. Был он в нелучшем состоянии. Вот как об этом свидетельствует дневник матроса экипажа, направленного на «Варяг» С. Вовка: «... От японцев мы его приняли в плохом состоянии. На нём даже не было ни бани, ни умывальников. Пришлось нам оборудовать корабль по свему вкусу. К первому апреля (1916 г.) приехала и остальная команда. Мы постепенно начали приводить крейсер в порядок. Машина была вся разбита. Всё неисправно. Работали день и ночь, и кое-что исправили. «Варяг»  перекрасили в полубелый цвет...».

          В 1916 г. крейсер совершил нелёгкий переход из бухты Золотой Рог на Север России, и в ноябре прибыл в состав флотилии Северного Ледовитого океана (Баренцево море). Но уже в марте 1917 г. вынужден был идти на капитальный ремонт в Англию, где и был захвачен в Ливерпуле, факт сам по себе уже давно известный в исторической литературе. Захват крейсера был произведён у государства, которое в то время ещё являлось союзником Англии. Ни тогда, ни потом Россия не получила за «Варяг» никакой компенсации. Это воровство, даже  и сегодня, при взыскании долгов с России, не идёт в зачёт. Вот Вам наглядная двухстандартная англо-саксонская политика во все времена. Первый раз «Варяг» ими был предан в порту Чемульпо в феврале 1904 г - когда в нарушение международного закона они выдали корабль японской эскадре, а потом лицемерно восхищались мужеством его экипажа.

         ... С. Вовк рассказывает, что англичане, создавая видимость, что начали готовить корабль к ремонту , в срочном порядке демонтировали с «Варяга» артиллерийские орудия. Потом изъяли не только весь боекомплект артиллерийскх снарядов, но и выгрузили ящики с винтовочными патронами, чтобы тем самым исключить всякую возможность как взрыва корабля  самими матросами, так и оказания всяческого сопротивления.

         Если бы крейсер при попустительстве командования корабля и посольства России не был предан и  разоружён, то вряд ли матросы «Варяга» позволили англичанам захватить корабль....

         Среди документов Центрального Военно-морского архива хранится телеграмма Военно-морского агента (атташе) от 21  марта 1917 г. начальнику морского генерального штаба, в которой сообщается: «Комиссия, назначенная адмиралтейством (английским - В.К.)  определила, что работы по приведению «Варяга» в состояние годное для плавания и боя при настоящей перегруженности завода и недостатке рабочих, потребует до 12 месяцев и обойдётся 300 000 фунтов».  На этом документе резолюция помощника морского министра: «Оставить без ремонта под охраной в Англии». А команду министр приказал расформировать: «... Отправить команду в Америку на покупаемые суда со всеми свободными офицерами, распределив их по Вашему усмотрению».

         Часть команды, отправленная в Америку, вернулась в Англию и была интернирована здесь, другая с большими трудностями в декабре 1917 г. вернулась в Россию, сорвав тогда попытку американской военщины сформировать за океаном 100-тсячный экспедиционный корпус из русских «добровольцев» для боьбы с революцией в России. А Англия с первых же дней Февральской революции в России приказала военным властям задерживать в своих портах все русские корабли. Помимо крейсера «Варяг» здесь в конце августа 1917 г. были задержаны посыльные суда «Порыв» и «Рассвет», закупленные Россией в Америке  укомлектованные командами из числа матросов крейсера «Варяг». Задержаны были и пришедшие в Ливерпуль 8 января 1917 г. миноносцы «Грозовой» и «Властный». Судьба этих кораблей малоизвестна.

         Есть мнение, что англичане сразу пустили «Варяг» на слом, но это противоречит истине. Его пытались использовать как боевую единицу, но при переходе через Ирландское море, он наскочил на скалы, откуда его было трудно снять. И тогда английское Адмиралтейство приняло решение разрезать его на  металллом. Так поступили с легендарным российским крейсером бывшие «союзники».

         Вот как описывает последние дни героического крейсера «Военно-исторический журнал»(1978 г.) - «Ленинградский инженер-коаблестроитель Р.М. Мельников, просматривая немецкий журнал «Шиффбау», обнаружил там статью «Спасательные работы на крейсере «Варяг» в Шотландии». Автор её О. Мерсман сообщал, что по пути к месту слома крейсер сел на мель в 500 метрах от шотландского побережья. Осенью 1924 года было принято решение: от подъёма отказаться и разбить корабль на месте, в открытом море. Все работы велись под руководством спасательного инспектора Кюперса из Киля и были закончены в 1925 году».

         Вместе с «Варягом» японцы 6 августа 1905 г. подняли и затопленый экипажем на рейде Чемульпо пароход общества КВЖД «Сунгари». После подъёма они отремонтиовали его и использовали как канлодку, транспорт, затем под названием «Матсуе» гидрографическое судно. Исключено из списков японского флота и пошло на слом в 1929 году.

         «Кореец»  был взорван моряками и от него остался только металлолом. В память подвига экипажа «Корейца» это имя было присвоено другой мореходной канонерской лодке, построенной на Путиловском заводе в Петрограде в 1908 г. Экипаж второго «Корейца» достойно продолжил боевые традиции своего предшественника. Во время первой мировой войны ввиду угрозы захвата корабля германским флотом экипаж «Корейца» 20 августа 1915 г. взорвал канонерскую лодку в Рижском заливе (Балтийское море).

         Когда рассматриваешь истории кораблей, подобных «Варягу» и другим, поражает множество нарушений норм в отношении этих кораблей и страны, их владелицы. Но об этом всегда замалчивают иностранные историки и правоведы, а наши российские или боятся поднять свой голос в защиту прав России, или нас уже так замордовали в международном аспекте, что мы и на «чёрное» говорим «белое». Когда же мы научимся не только потрясать кулаками и голосами, а воздействовать на наших бывших и настоящих «союзников» и «друзе», типа Обамы и Ангелы Меркель, их же оружием - документами и двуличными международными законами, ими же принятыми?  А так,  Россия всегда остаётся «козлом отпущения». Стоит об этом задуматься хотя бы на истории русско-военной войны 1904-1905 годов. В ней много есть поучительного. Но наши «лидеры» не любят и не хотят  знать историю, им гораздо милее наступать на старые грабли, здесь «редьку» не приходися морщить - авось как-нибудь всё получится и утрясётся.

ВАДИМ   КУЛИНЧЕНКО,  капитан 1 ранга в отставке, публицист

 

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме