Уже смеркалось, когда тетя Зина закончила все свои дела по хозяйству, и можно было поговорить с ней о жизни и о вере. «Ты знаешь, - доверительно заговорила она, - а я в детстве батюшку Серафима видела». Меня это немного озадачило. Нет, конечно, как православный человек я верю и в чудеса и в видения, но отношусь к такого рода новым свидетельствам настороженно. Отогнав набежавшее сомнение, попросил рассказать об этом и приготовился внимательно ее выслушать.
«Это было в Барановке, - продолжила свой рассказ тетя Зина. - Она в шести километрах отсюда. Это потом я переехала в Нарышкино, а детство прожила там. Мы с подружкой (она младше меня) играли за домами, а там был заброшенный сарай. Мы в этот сарай и заглянули. И тут увидели внутри его, как из земли поднимается дедушка, строго смотревший на нас. Мы очень испугались и побежали домой: "Мама! Мама! - закричала я. - Там, в сарае, дедушка!". Матушка переполошилась: "Господи, какой еще дедушка?!"».
Здесь нужно кое-что пояснить. Дело в том, что поселок Барановка Вознесенского района Нижегородской области был основан в 1922-м году выходцами из села Нарышкино Андреем Туваевым и Андреем Шаниным, и в тридцатых годах ушедшего века, когда произошел этот случай, там, кроме сравнительно молодых поселенцев, никаких дедушек не было. Барановка находится по прямой в 12-и километрах на юг от Сарова (по дороге - в 15-и), и в 22-х на юго-восток от Дивеево (в 27-и километрах по дороге). Но возвратимся к рассказу тети Зины.
Когда мать заглянула в сарай, то там, естественно, никого не обнаружила. Возвратившись домой, девочки обратили внимание на фотографию, которая была в раскрытой на столе книге: «Вот он, вот этот дедушка был в сарае!», - перебивая друг дружку, убежденно заговорили они. На фотографии был изображен прижизненный портрет батюшки Серафима Саровского: в этот день Церковь отмечала день памяти преподобного, потому-то мать и открыла книгу на его фотографии.
«Странно, - подумалось мне, - Барановка, сарай, батюшка Серафим восстает из земли...» Но нет оснований не верить свидетельнице этого события, ибо она из тех, про кого говорит пословица: «Не стоит село без праведника...». Именно такой праведницей села Нарышкино и была Гришина Зинаида Яковлевна, урожденная Модина...
После рассказа тети Зины в комнате повисла тишина. Через какое-то время к нам заглянул сын тети Зины Миша. «Что-то волнуется сегодня, - заметила она. - У меня их десять. И Мишенька родился нормальным. Да заболел во младенчестве, а в больнице что-то сделали не так. Через несколько лет к нам в Нарышкино приезжал тот врач, что лечил его. Он плакал, просил прощения, сказал, что ошибся. И я поплакала вместе с ним: ну, что же теперь поделаешь, говорю ему, как-нибудь проживем...
Он у нас смирный. Вот только невозможно уговорить его скушать что-нибудь непривычное для него.
Знаешь, - после минутного раздумья вновь заговорила она, - я летом не умру. Я умру зимой. Ты приезжай на похороны...»
Преставилась она, как и предсказывала, зимой, в январскую стужу...
Так что же все-таки значит это явление преподобного Серафима в Барановке? Может быть, еще жива подружка детства тети Зины?..
1. Re: Явление преподобного Серафима в Барановке