На электронную почту Южно-Сахалинской и Курильской епархии поступило письмо, точнее, статья, а, еще точнее, крик души от прихожанина Валентина Соколова. Он сахалинец, уроженец прибрежного города Макарова.
За свою сравнительно недолгую в 35 лет жизнь сумел насытить её ярчайшими красками путешествий. Валентин известный путешественник, он исколесил остров-рыбу, кажется, вдоль и поперек. И это не просто путешествия, это скорее исследования с подробными фотоотчетами и рассказами о местности исследования - хорошее дополнение в копилку краеведения. Кроме того, Валентин - поэт, музыкант, писатель.
Переданный им материал для публикации более, чем актуален, затронутая проблема - частый предмет современных дискуссий. Предлагаем к размышлению статью Валентина Соколова под красноречивым названием "О кощунстве".
***
Несколько дней назад, утром, вынося мусор, я обратил внимание на пакет с книгами в мусорном баке. Книги были с яркой обложкой, обычно таковыми бывают книги религиозного содержания. Вытащив пакет из бака, понял, что не ошибся: среди учебных справочников, книг по уходу за ребёнком и пр. в переполненном пакете было две книги Библии для детей и православный молитвослов, а также икона Святой Блаженной Матроны, складень (диптих) Богородицы и Святого Серафима Саровского и триптих с иконой Распятия и 90-и псалмом. Судя по всему, кто-то у себя дома, решив избавиться от ненужных вещей, собрал всё это скопом в один пакет: и мирские книги и Священное Писание с иконами - и отнёс на помойку.
Мне уже приходилось подбирать на тротуарах (и даже на таёжной дороге!) вырванные страницы из Евангелия, молитвословов, православных календарей, иконки и пр. Уже не приходится говорить о сектантских брошюрках и т.п.: как-никак там святые имена и изображения. В этот же раз бросилась в глаза хладнокровность, с которой были выброшены Священное Писание и иконы.
Я давно заметил наметившуюся тенденцию: выбрасывают пачками книги, старые фотографии: объясняют тем, что это всё есть в Интернете, либо же можно отсканировать, а лишний хлам хранить нет смысла. Теперь вот иконы с Библией понесли на помойку.
Таковы реалии. Современное человечество, сытое, самодовольное, защищённое от опасностей, успешно избавилось от Бога в своей душе. Теперь оно избавляется от Его присутствия в своих жилищах, от всего того, что напоминало бы о Нём.
Тут дело - вот ещё в чём. Человек может быть не верующим. Либо же можно верить, "что что-то есть", либо "иметь Бога в душе", не будучи особенно религиозным и не посещая храм, - сейчас это распространено, - но тот факт, что выбрасывают Священные предметы, говорит о том, что у массового человека утратилось чувство священного, мистического, непознанного. То есть того, перед чем обычно испытывают благоговение. Или хотя бы уважение.
В связи с этим мне вспоминается один случай. Пять лет на материке меня подвозили на грузовичке двое нерусских - узбек и таджик. В кабине висела иконка Богородицы с Младенцем Христом. На всякий случай я спросил у водителя, парнишки-таджика, его ли это иконка. Он ответил: да, его. Обескураженный, я уточнил:
- Но ты ведь мусульманин?
- Да, - ответил он, - мусульманин.
- Почему тогда у тебя православная иконка в кабине? - ещё более обескураженный, спросил я.
- На помойке подобрал, - ответил с акцентом молодой мусульманин.
- И... почему ты подобрал?
Ответ меня "добил":
- Подумал, что это русский Бог, и подобрал.
Вот так, иноверец, чужак, подобрал на помойке русского Бога! Которого выкинул (скорей всего) русский, и вполне возможно, крещённый, человек.
Этот парнишка-таджик - мусульманин, человек, приехавший из страны, где ценят свои традиции, религию отцов, уважение к святыне. У мусульманина развито чувство священного: несмотря на то, что иконка не является реликвией его веры, он её подбирает, потому что негоже священному предмету валятся на помойке. У российского же человека, по всей видимости, даже это чувство утрачено, раз он изображение Бога и Его Писание понёс на помойку. Мог хотя бы в церковь отнести, раз уж не нужно...
Впрочем, о чём это я? Тут новорожденных младенцев живыми выбрасывают в мусорные баки... Заметьте, и изображения Бога, и младенцев - в мусорные баки.
А теперь давайте оглянемся вокруг себя, братья и сестры. Не валяется ли случайно у нас под ногами листочек из Священного Писания, или маленькая иконка, или, может, мы сами, не обратив внимание, выбросили в мусорное ведро, скажем, опустошённую бутылку из-под кагора с этикеткой, на которой изображены кресты или лики святых, или православную газету, или книгу? А как насчёт копеек с изображением святого Георгия Победоносца на коне, валяющихся под ногами? Он, правда, без нимба изображён, но лично меня всё же терзают сомнения: не является ли это попиранием святыни? Купола с крестами красуются и на более ценных деньгах, но кто ими будет разбрасываться?! Разве только сумасшедший или юродивый. Да и не пролежат они долго на земле.
Это же, наверное, касается и слова "спасибо", которое является ничем иным, как молитвой: "Спаси Бог". Выдаваемые в магазинах пакеты с этим словом, кассовые чеки "Спасибо за покупку" и пр. тоже летят в помойку. (Вопрос для меня открытый, но их я на всякий случай забираю с собой и сжигаю).
Вообще примеров можно много привести. Меня же смущает вот ещё что: наличие надписи "Бог любит вас" на пачке пельменей, которые производит южно-сахалинская фирма "Ханаан". (На другой пачке пельменей, материковских, изображали купола с крестами, хотя, вроде бы, уже убрали. Видимо, кто-то убедил производителя). Эти пельмени выпускают верующие люди, протестанты. Несколько лет назад я ходил к ним на предприятие, убеждал убрать эту надпись, так как пакет из-под пельменей выбрасывают на помойку, но они не поняли моих доводов: "Это проповедь. Мы таким способом несём людям Слово Божие". А поводу того, что Слово Божие попирается под ногами и в мусорных баках, сказали: "Но мы же не мусульмане, чтобы за каждую букву цепляться".
Уж лучше бы, наверное, были мусульманами: те себе такого явно не позволяют. У мусульман даже изображения Бога нет: настолько трепетно они относятся к вере, что даже не позволяют себе Бога изображать. У древних иудеев существовала традиция Имя Божие вообще не употреблять, и на письме они заменяли Его сокращениями (эта традиция прослеживается в богослужебных книгах на церковно-славянском языке).
У современных же христиан трепетное отношение к святыне, судя по всему, утратилось. Это видно во всём: начиная с пыли на иконах и кончая тем, что иконы несут на помойку.
Всё это называется кощунство. У него много проявлений. Так будем же внимательны: не попирается ли святыня вокруг нас, и не являемся ли мы сами делателями греха кощунства.
2. Re: О кощунстве
1. Re: О кощунстве