О концептуальных основаниях защиты латвийской русской школы

Новости Москвы  Русская школа  Семья 
0
273
Время на чтение 8 минут

«Кто имеет, тому дано будет и приумножится,

а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет».

(Мф. 13, 12)

На протяжении всех лет после восстановления независимости Латвии, в русской диаспоре продолжаются процессы самоорганизации - создаются новые общества, фонды и проекты, формируются новые направления работы, что-то уходит в небытие, кто-то прекращает активную общественно-культурную работу, кто-то появляется в ней с новыми идеями. Несмотря на постоянную динамику общественной активности, качество культурно-образовательной работы, направленной на воспроизведение русского самосознания остается невысоким, как в школьном образовании, так и в общественной работе. Ощущается острый дефицит примеров позитивного опыта воспитания русской идентичности у детей и молодежи. Зато примеров негативного опыта достаточно.

В начале мая 2015 года были опубликованы результаты исследования, которое проводилось в девяти русских школах в разных регионах Латвии, среди 65 учеников средней школы (15-19 лет) и 20 учителей (1). Главный результат - подростки не ощущали себя ни русскими, ни латышами. Они - русскоязычные. Основная ценность в обучении на родном языке для учеников заключалась в возможности изучить русский язык и литературу. Кроме того, для многих из них просто легче учиться на родном языке. Для части школьников важно и то, что в школе соблюдались русские праздники и ритуалы.

К политикам они относились враждебно, а к СМИ - настороженно, к гражданству потребительски, а к знанию государственного языка подходили исключительно с позиции удобства и выгоды. Часть учеников оценивали билингвальное обучение крайне негативно - им сложно было учиться на неродном языке. Те, кто им владел лучше, были настроены к билингвальному обучению более положительно. Качество обучения в школе они считали низким.

Конечно, выборка из 65 учеников с научной точки зрения не является объективным показателем, но тенденция налицо. Их не интересовала политика, они смотрели на мир через товарно-денежные отношения. Вот подлинные результаты реформы-2004 русских школ - превратить наших детей в русскоязычных, безразличных к родной культуре и общественной жизни потребителей.

Что касается культурной самоидентификации участников исследования - русскоязычный, то это педагогическая ересь. Нет русскоязычных, как нет латышскоязычных, англоязычных в системе культурной идентификации. Культурная идентификация не происходит по языку, она происходит на основе духовно-культурных ценностей мировоззрения. Проведенное исследование показало, что у опрошенных учеников таких ценностей скорее всего нет. За прошедшие два года не было принято никаких мер для улучшения выявленной в исследовании ситуации.

Вот она бездуховность школьного образования, приводящая к воспитанию космополитизма у детей, прямая демонстрация того, что под современной латвийской русской школой нет никаких концептуальных оснований. Что же удивляться тому, что в нынешних протестах против дальнейшей латышизации русских школ учащихся очень мало? Если ребенок не является носителем ценностей русского самосознания, как опоры для своей национальной идентификации и такой опорой становится язык, то это низкокачественное образование, что понимают и сами дети. Хорошо бы и защитникам русских школ понимать, что требование сохранения обучения на русском языке в школьном образовании нужно связывать с требованием воспитания русской идентичности детей. Мы - за школу русской культуры с выбором языков обучения! Только такая автономизация школы научна и обеспечивает воспитание русской идентичности. Сам по себе выбор языков обучения без их взаимосвязей с культурами - это инструмент космополитизации молодежи ради утопии глобализации.

Одно из свидетельств идейной нищеты в дискурсе о защите школьного образования на русском языке - недостаток концептуальных оснований для проектирования долгосрочной стратегии и тактики сохранения русской школы с перспективой создания русской культурной автономии. Какие идеи сегодня активно обсуждаются и главное хоть как-то технологически прорабатываются? Протестные акции, автономизация школ и... пока все. Другие идеи лишь упоминаются, нет их серьезного обсуждения даже в социальных сетях, не говоря уже об организации тематических диалоговых площадок. А там, где присутствует дефицит идей, там отсутствуют значимые практические результаты. К тому же люди разобщены, в социальных сетях встречаются комментарии, авторы которых сетуют, мол, нас всего-то двое-трое, да и свободного времени у нас почти нет, что мы можем обсуждать и тем более делать?

Вспомним, что первых славянофилов было всего семь человек, но они запустили в середине XIX века серию дискуссий в прессе и в салонах, по сравнению «старого» и «нового», анализу проблем тогдашнего русского общества с русскими традициями. Этот путь оказался весьма плодотворным, в процессе сравнительного анализа рождались оригинальные идеи, которые проводились сквозь призму православного учения, как духовной основы русских традиций. Православное учение стало краеугольным камнем, на котором в результате многолетней дискуссионной и проектной работы была создана концепция сохранения русского самосознания. В славянофильскую концепцию, наряду с прочими, вошли и интересные идеи по воспитанию культурной идентичности у учащихся в школе (2,3).

А что является краеугольным камнем защиты русских школ, на основе каких концепций предпринимаются попытки поиска идей? Пока только правозащитная концепция. А, что разве других концепций не существует? А кто пытается искать новые идеи на основе других концепций? Или вы верите в то, что без опоры на концептуальные основания можно решать сложные социокультурные проблемы, в том числе и защиту русских школ? Если верите, то это заблуждение или самообман, как известно, практика без теории слепа. Достаточно почитать в комментарии в фэйсбуке, чтобы убедиться, что защитники испытывают острый дефицит идей.

Зачем нужна какая-то концепция, если вам кажется, что все просто - бери плакат «Реформа - бред, реформе нет!» и участвуй в протесте? Чем больше протестантов, тем быстрее отменят задуманный бред. Вы серьезно в это верите? А можно узнать основания вашей веры? Вы верите, что русофобия, на которой вырос задуманный властями бред, способна отказаться от собственной ненависти, испугавшись количества протестующих?

А известно ли вам, что против ненависти есть только одно средство защиты - любовь, оформленная в совокупности исторически проверенных социокультурных форм, обеспечивающих защиту от ненависти. Такая совокупность строится на основе одной или нескольких концепций и требует длительного времени для воплощения. Нет, нет, до выборов в сейм точно не успеем, а что будет потом, если сейчас нет никакого концептуального планирования? Это главное опасение многих простых защитников - чтобы протестная кампания не превратилась в предвыборную, после которой наступит тишина.

Почему нужны концептуальные основания для защиты русских школ? Концепция - это совокупность принципов и технологий для сохранения ценностных смыслов, в том числе и в школьном образовании. Без концепции невозможно планировать стратегию и тактику защиты русских школ. Проведение отдельных разовых мероприятий возможно и без концепций, но длительной кампании - невозможно. А то, что разовые протесты проблему не решат - ясно уже сегодня и нужно готовить длительную защитную кампанию. Поэтому необходимо организовать поиски идей для защиты русских школ на основе разных социокультурных концепций и, например, славянофильская концепция может сильно помочь общему делу.

Одна из проблем русского общества XIX века заключалась в добровольной ассимиляции значительной части образованного слоя. Представители дворянства по собственному желанию становились носителями западной культуры, французский язык был официальным языком общения высшего света. Беда была в том, что литературным русским языком эти люди владели слабо, что и понятно, ведь читали преимущественно французские издания, тогда как русских традиций не знали и относились к ним с пренебрежением. Даже о русской жизни они узнавали из французских газет и журналов, что часто приводило к искаженному восприятию реальной ситуации.

Славянофилам удалось не только затормозить процесс добровольной ассимиляции дворянства, но и сформировать большой интерес у образованного слоя к русской истории и культуре. Тем самым, славянофилы показали, что даже добровольную ассимиляцию можно затормозить, что русская история и культура нисколько не уступают западным, что общество также как и отдельный человек активно воспринимает просвещение. Более того, общество нуждается в просвещении и общественное мировоззрение играет существенную роль в продвижении новых идей в практику жизни. Сработал педагогический принцип, сформулированный К.Д. Ушинским: «Не важно, чему будем учить, важно кто это будет делать и самое главное - как».

Кстати, не только славянофилы разработали механизмы поиска новых идей, такие механизмы создавались в русской истории неоднократно, например земские соборы, творческие группы философов и писателей, общественных деятелей, но именно работа славянофилов оказала огромное влияние на мировоззрение тогдашнего образованного российского общества. И сами славянофилы принимали активное участие в работе «Общества любомудрия», заседаниях кружка Д. Веневитинова, салонных дискуссиях и дворянских собраниях.

Одним из условий их успеха явилось то, что они предложили новые идеи развития общественной жизни, оформленные на основе русских традиций. Образованное общество было удивлено открытыми славянофилами возможностями развития на основе собственных исторических традиций, о которых многие просто не догадывались, ибо не знали ни самих традиций, ни механизмов их развития. Славянофилы показали пути поиска идей для будущего в собственном прошлом, не отвергая при этом всего лучшего из западного опыта.

Успех славянофилов обеспечивался многолетними объективными исследованиями, публикуемые результаты создавали информационные потоки в газетах, журналах, салонных диспутах и это преображало мировоззренческие доминанты у читателей и слушателей. Для поиска новых идей и компромиссов на основе исторических традиций славянофилы создавали рабочие группы, которые формировали информационные потоки с помощью сборников статей, газет и журналов. По инициативе и при участии славянофилов были изданы «Сибирский сборник» (Т. 1, 1845), «Московский сборник» (Т. 1, 1852), публиковались журналы «Москвитянин» и «Русская беседа» (1856-60), газеты «Молва» (1857), «Парус» (1859), «Москва» (1867-68), «День» и другие.

Славянофилы не только создали концепцию сохранения русского самосознания, но и активно участвовали в практическом продвижении своих идей. А.И Кошелев, Ю.Ф. Самарин, В.А. Черкасский в губернских комитетах и редакционных комиссиях вырабатывали основные положения крестьянской реформы 1861 года. Они ставили перед собой задачу - не допустить освобождения крестьян без земельных наделов: это привело бы к появлению пролетариата. Но их усилия только отчасти увенчались успехом - удалось достигнуть лишь частичного компромисса между интересами помещиков и крестьян (4). Но и такой компромисс - несомненный успех для носителей православного мировоззрения, которое исключает революции и бунты, стремится к компромиссам на принципах духовной любви, через переговоры и дискуссии, к поиску практических моделей.

Православное мировоззрение славянофилов с доминантами духовных идеалов стало тем, что согласно евангельскому высказыванию необходимо иметь, чтобы еще дано было. И мы видим, что славянофильский анализ культурно-исторических событий российской истории в контексте проявления духовных идеалов и стал ведущей технологией создания славянофильской концепции (5). И этот подход Иван Васильевич Киреевский закрепил в принципе духовной цельности, без соблюдения которого невозможно подлинное понимание исторических событий, как и определено в святоотеческой истине - история есть отражение духовной реальности.

Реализация этой концепции привела к тому, что постепенно увеличивалось число тех, кто начинал интересоваться славянофильскими идеями, включался в их обсуждение и даже в подготовку социокультурных проектов. Духовные идеалы, оформленные в концепции, начали свое воплощение в новых формах бытия - кому дано было, у того и приумножилось.

Валерий Бухвалов, Dr. paed.

При подготовке статьи использованы следующие источники:

1. История дня. Подростки из русских школ: «Национальность? Русскоязычный!»

http://rus.delfi.lv/news/daily/story/istoriya-dnya-podrostki-iz-russkih-shkol-nacionalnost-russkoyazychnyj.d?id=45935621&page=6#ixzz3ZiADrWJJ

2. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России\ http://lib.pravmir.ru/library/readbook/292

3. Бухвалов В.А. «Идеи славянофилов для хранителей русских традиций». - Рига, 2017 - 112 с. \ https://yadi.sk/d/5nPjCWzF3Q3jaD

4. Западники и славянофилы\ http://istoriarusi.ru/imper/zapadniki-i-slavjanofily.html

5. Хомяков А. С. Сочинения\ http://predanie.ru/homyakov-aleksey-stepanovich/book/83936-sochineniya/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Бухвалов
Все статьи Валерий Бухвалов
Новости Москвы
Все статьи темы
Русская школа
Росс непобедимый
Святой праведный воин Феодор Ушаков и писатель Валерий Ганичев – 50 лет рядом!
22.04.2024
Стодвадцатый пленэр Русской Атлантиды
Проект давно приобрёл все формальные черты настоящего общественного движения
19.04.2024
«Определиться с целью способен помочь только живой пример»
Нужно методично вбивать в голову молодёжи простое знание, что, не имея внятной цели в жизни, рискуешь однажды оказаться в абсолютной пустоте
18.04.2024
Все статьи темы
Семья
«Разговоры о программах ассимиляции – калька с европейских образцов»
О миграционной политике и демографической проблеме
25.04.2024
Защитить семьи от унизительных проверок, нападок и угроз
Требуется установить ответственность за ложный донос на семью и ошибки сотрудников опеки
25.04.2024
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21