Должна ли поэзия быть аполитичной?

Земное и Небесное в русской поэзии

Александр Сергеевич Пушкин 
0
463
Время на чтение 17 минут

Поэзия - это страна чувств, голос души, излияние сердца. Это самая образная, эмоциональная и таинственная область художественного слова. Это песнь, которая, благодаря своей особо построенной, ритмизованной, мелодичной и благозвучной речи способна воспеть самые высокие предметы, высказать самые возвышенные чувства и стремления.

Слова - для понимания помеха...

Услышать за словесною корой

Другой души мелодию и строй -

Звучит душа. Слова лишь только эхо,

Которое нам слышится порой.

(Алексей Соловьев)

Ограничена ли поэзия в выражении мыслей, фактов, событий особенностями своего жанра? Дана ли ей сила выражать горнее? Дано ли ей право откликаться на события истории, быстро текущего времени, думы и движения общества, запросы и чаяния народа, волнения и животрепещущие проблемы сегодняшнего дня? Должна ли поэзия быть духовно нейтральной, отвлеченной? Должна ли она быть только и единственно голосом сладкозвучной лиры, ласкающей слух, или ей дана возможность звучать голосом грозного набата? Имеет ли искусство право стоять над схваткой?

Как хотелось бы любителям отрешенного, внешнего эстетизма и самодавлеющих художественных форм заключить поэзию внутри самой поэзии. Ограничить ее возможности, упростить ее смысл и предназначение. Слово - ради слова, образ - ради образа, искусство - для искусства. По теории «чистого искусства», любое художество должно быть свободным от общественной жизни, обособленным от внешнего мира: сфера деятельности художника - создание чистых, возвышенных образов, отражающих мир глубоко интимных переживаний человека.

Но является ли «безсознательная художественность», на которую так любят ссылаться любители «чистого искусства», отвлеченная, ничего не могущая выразить образность, главной и самостоятельной, в поэзии? Да, образность - один из основных признаков художественного произведения. Как и любой художественный талант предполагает умение видеть, мыслить, выражать и изображать в образах.

Именно этого - образной речи и образного построения, умения передать, отобразить, воплотить в наглядном, картинном, красочном, живом, выразительном изображении; образа как эстетической реальности - мы и ждем прежде всего от поэтического слова. Так же как мастерства и совершенства стихосложения, емкого и живого, выразительного языка. Ведь вне совершенной формы всякая, даже самая высокая и благородная идея, которую дерзнет выразить человек внешними средствами искусства, легко переходит в пошлость. Если стихи неряшливы, бессильны, загромождены художественными и нехудожественными излишествами, то путь к сердцу и уму для них закрыт. Но ведь пустая яркость, тем более - мерзость и пошлость, выраженные в эстетически совершенной форме, еще более опасны. И является ли самоцелью поэзии внешняя форма и словесная пластика? Создают ли поэзию исключительно техника и мастерство?

За образом, скрытым в словесной материи, истинно художественное произведение предполагает предмет, смысл и дух, ради которых и явились эти слова и эти образы как средства и орудия изображаемого. Без значительного, весомого и общезначимого предмета яркие образы и оригинальная игра слов рискуют остаться пустой литературщиной. Без глубокой, заданной Богом задачи - раскрывать истинный смысл мира и подлинную сущность бытия - поэтическое слово останется яркой игрушкой или словесным ребусом.

Спор о понимании сущности и целей поэзии как эстетического творчества длился в русской литературе веками, явив и другую крайность - взгляд на поэзию как на принципиально социальное служение. Особенно ярко такое представление о поэзии выразилось в творчестве и установках демократов-народников в XIX веке. Для поэтов-революционеров общественно-политическая направленность и служение своей идеологической доктрине было превыше художественной, эстетической стороны искусства. Содержание произведения, тенденциозно направленное на борьбу за революционные интересы, они ставили выше его художественной формы. Позже эта крайность проявилась в поэзии революционеров XX века и в творчестве отдельных представителей поэзии советского периода.

Спор о том, что выше - форма или содержание - для истинной поэзии не имеет смысла. Вот как писал об этом еще в 1846 году поэт пушкинской поры Федор Николаевич Глинка.

Два «я» боролися во мне:

Один рвался в мятеж тревоги,

Другому сладко в тишине

Сидеть с собой в тиши дороги

С самим собой, в себе самом.

Несправедливо мыслят, нет!

И порицают лиры сына

За то, что будто гражданина

Условий не снесет поэт...

Не говори: «Поэт спокойным

И праздным гостем здесь живет!»...

Многовековая история русской литературы с ее многоплодной традицией показывает несостоятельность как идей «чистого искусства» в поэзии, так и крайностей тенденциозного служения художника социально-политическим классовым задачам. Богатая разнообразными дарованиями и неповторимыми талантами, русская поэзия никогда не замыкалась в сфере голого, пустого словотворчества и самоценного художественного эффекта. Никогда не была она декоративным украшением, всего лишь услаждением эстетического вкуса, удовольствием, тем более - развлечением. Не была она, в лучших своих проявлениях, и орудием каких-либо политических сил или слепым исполнителем политических заказов, но служила высшим, священным, Божественным задачам и заданиям. Никогда не была она безпредметной и безсмысленной, равнодушной к категориям добра и зла, отвлеченной от судеб своего народа и своего Отечества. Устремляясь к Небесам, она умела охватить все земное. Опыт нашей отечественной литературы показывает, что поэзия и отклик на живые запросы времени совместны и необходимы в этой своей совместности. Так же, как совместны, слитны и неразрывны содержание художественного произведения и его внешнее выражение.

Заключив свои переживания в отточенную художественную форму, наши отечественные поэты обращались к предметам, идеалам и идеям, высоким и значительным для души русского человека, жизни и бытия государства Российского.

Все в них дышит, звучит, предрекает,

Все выходит за принятый ряд;

Если строки на миг замолкают,

Междустрочья с тобой говорят.

Все отмечено высшею пробой,

Все имеет свой точный язык,

Вроде мелочь, но выбрось попробуй -

И разрушится мир через миг.

И паришь в ожиданьи суровом

Возрождения или конца,

И за каждым исторгнутым словом -

Обнаженная сущность лица.

Неразгаданное постоянство

Недоступных для смертных высот...

Вроде все позади, но пространство

За промчавшейся жизнью поет.

( Сергей Хомутов)

Русская поэзия веками была представительницей русской идеи, русской мысли и православного мировоззрения, сформировавшего дух русского народа.

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды,

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

И посох мой благословляю,

И эту бедную суму,

И степь от краю и до краю,

И солнца свет, и ночи тьму,

И одинокую тропинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку,

И в небе каждую звезду.

О, если б мог всю жизнь смешать я,

Всю душу вместе с вами слить;

О, если б мог в мои объятья

Я вас, враги, друзья и братья,

И всю природу заключить!

(Алексей Толстой)

Соединив в себе дар поэтический и певческий с даром философским и пророческим, русская поэзия веками воистину была органом русского самосознания и голосом русской души, жизнь которой наши поэты сумели выразить до самых ее сокровенных глубин.

Я в разлуке с Родиной бывал,

Уезжал в далекие края,

Но нигде сильней не тосковал

Так, как здесь, где Родина моя!

Я немало видел стран чужих,

Но домой быстрей спешил опять,

Потому что здесь, среди своих,

Мне хотелось горе горевать!

Ничего я в жизни не имел,

От земли не прыгал в облака,

Я, как все, сквозь слезы, песни пел,

И была светла моя тоска...

Нет тоски по Родине, вранье!

То печаль по прошлым временам.

Есть тоска на Родине! Ее

Бог зачем-то дал с рожденья нам...

(Николай Мельников)

Весь душевно-духовный уклад русской культуры и русского бытия отразился в отечественной поэзии с ее искренностью, легкостью, естественностью, с ее мелодичным, певучим, гибким, и единственным в своем роде звучности и выразительности языке. Наша поэзия охватила, прочувствовала и высказала все наше русское национальное восприятие мира с его стремлением к святости.

В потемневших лучах горизонта

Я смотрел на окрестности те,

Где узрела душа Ферапонта

Что-то Божье в земной красоте.

И однажды возникло из грезы,

Из молящейся этой души,

Как трава, как вода, как березы,

Диво дивное в русской глуши!

И небесно-земной Дионисий,

Из соседних явившись земель,

Это дивное диво возвысил

До черты, не бывалой досель...

Неподвижно стояли деревья,

И ромашки белели во мгле,

И казалась мне эта деревня

Чем-то самым святым на земле...

(Николай Рубцов)

Обладая даром обостренного чувствования, русская поэзия обладает еще и способностью глубокого проницательного взора и широкого, всеохватывающего проникновения. Для нее нет ничего незначительного, пустого, мелкого или ничтожного. Она проникает во все: повседневность, быт, поведение и чувства животных, царственную русскую природа, русские просторы, обычаи и русский уклад жизни, «дела давно минувших дней» и проблемы текущего времени. За обыденностью и повседневностью русский поэт умеет найти и показать какой-то высший глубокий смысл.

Матрёшка - русская игрушка,

На диво миру хороша.

Она, простушка-веселушка,

Сложна, как русская душа.

В своём наряде ярком, алом,

В цветах посадского платка

Как будто бесконечность в малом

Объёмом дробным велика...

Её задумал древний мастер

Подобной лествице, - она

В иерархическом согласье

К единому устремлена.

Вот так и звёзды во Вселенной

Разумно соподчинены,

И мы так душами смиренно

Стать частью Целого должны.

(Валентина Ефимовская)

Устремляясь к вышним, горним идеалам, очищая и возвышая, русская поэзия в то же время необыкновенно чутка к происходящему здесь и сегодня - к судьбам, проблемам, радостям и горестям своего времени, своего Отечества. Она - глубоко патриотична и гражданственна от самого своего начала и до сегодняшних дней. Воистину ни одна поэзия в мире не выразила так глубоко, горячо, искренне и всеохватывающе священное чувство патриотизма.

... Крепче и камня, и стали

Вера... Я верой клянусь!

Черною сотней назвали

Тех, кто сражался за Русь.

В битвах не ведали страха.

Вижу сквозь отзвуки гроз

Черные рясы монахов -

Смотрит с хоругвей Христос.

... В наших каютах и кельях

Молится Родина-мать.

В рясах и флотских шинелях

Нам за Россию стоять!

(Борис Орлов)

Россия? Ты еще жива?

В цвету черемуховом ты ли?..

Зимой, наверно, на дрова

Мою черемуху срубили...

Мужчины будут по-мужски

Решать мудреную задачу.

А я в цепях моей тоски

Молюсь и жалуюсь, и плачу.

Россия? Ты еще жива?

Ты новой ждешь войны и крови?

На помощь звать? Но где слова?

И есть ли нынче сила в слове?

Неправда! Ты не умерла,

Хоть и подрублена под корень,

С душою Двуглавого Орла,

Который грозам непокорен.

Ты - вся в огне, ты вся в цвету,

И ты ни в чем не виновата.

Лелешь новую мечту, -

И грозового ждешь раската.

Детьми замученная мать!

И мы обречены судьбою

Тебя любить и понимать,

И горько плакать над тобою.

Какое счастье Русским быть!

Какая тяжесть быть им ныне...

В России горько стало жить,

А без России мы... в пустыне.

(Марианна Колосова)

А как глубоко переживает русский человек отрыв от своей земли, от своих истоков, как жаждет единения с ними.

К Богословке тропы луговые

скрылись в белом сумраке густом.

Наугад пошел я и впервые

разминулся с Ливенским мостом.

Облака земные словно стерли

огороды, избы, даль полей...

Вброд одолеваю речку Орлик,

леденящей Леты холодней.

Вкруг меня, как пар, клубится время,

и воображенья не унять:

К дому я бреду, почти поверя,

что пошло теченье жизни вспять.

Чудится, что выйдут из тумана

мне навстречу бабушка и дед,

тетушка. ушедшая так рано

за своими близкими вослед.

Заблудившись, сгоряча калечу

ломкие внезапные кусты!

Я спешу к родным, а мне навстречу

лишь кресты, кресты, кресты, кресты...

(Юрий Шестаков)

Устав кружить по бездорожью,

в сугробы спрячется пурга,

и яркий свет,

как с лика Божия,

сойдет на русские снега.

И я, в минуту золотую,

согреться телом и душой

зайду один в избу пустую,

в крестьянский домик небольшой.

И древним светом

славы нашей

дохнет из печки на меня

бересты свиток запылавший -

хранитель слова

и огня...

А прах заброшенного крова

поземкой веет по дровам...

Лежат обугленны,

безкровны

рябины гроздья между рам.

... Приснится мне:

в избушке стылой

согреть не может жар печи,

скорблю над отчею могилой

под тусклым пламенем свечи.

Сломалась ветка родословной...

И жутко ходики молчат,

и в мертвой связке

стонут бревна,

и ставни плачут

и стучат...

(Владимир Марухин)

Глаза закрою - чувствует рука

Горячую шероховатость края:

Тысячелетий два материка

Качаются друг друга задевая

Один из них уходит из-под ног

И, связан силой с ним нерасторжимой,

Как дерево, упавшее в поток,

Я новый берег трогаю вершиной.

Там светится уже иная Русь,

И новый век доносится до слуха,

Но, как и прежде, верен остаюсь

Домам отцов и брошенным старухам.

Земля моя, - недолго до тепла,

Возьмем терпенья из сумы мытарской,

Я знаю, что опять звезда взошла,

И есть Спаситель в темноте январской.

(протоиерей Анатолий Трохин)

Наверное ни одна поэзия в мире не выразила так глубоко, красочно и любовно картины родной природы, как русская поэзия. И это чувство не сводится к любованию земными красотами наших русских просторов. Русские поэты чувствовали излучающуюся через них духовность, божественное откровение о мироздании, о высшем предназначении человека.

На церковных окнах - ризный снег Сочельника,

Дымом и хвоею тянет из-под рам, -

Будто бы на облаке возлетает с ельником.

С белою оградою православный храм.

Раздышу молитвою изморозь оконную -

От простора белого - аж в глазах черно...

А в дали над речкою, над долиной звонною,

Как звезда Господняя теплится окно...

Елочки завьюжены и сторожки заперты,

Тропка запорошена - никого на ней,

Только легким-легкие светятся у паперти

Два следа от Ангельских маленьких ступней.

Но запели певчие, сотворив знамения,

И запели сиверком зимние поля, -

Будто бы со знаменным и с метельным пением

Устремилась к Вышнему русская земля.

(Андрей Ребров)

Это православное восприятие мира, присущее каждому русскому человеку, нашло свое выражение в творчестве многих и многих наших поэтов. За картинами русской природы, русского быта, за Россией земной - живет и лучится Русь Небесная.

Отвори сердечны очи,

Виждь, как малое дитя -

Средь прозрачной русской ночи

Сонмы ангелов летят.

Мир невидимый сияет,

Хор неслышимый поет -

Сна и отдыха не зная,

Русь Небесная живет.

Молит Бога дерзновенно

О сестре своей земной -

Внемлет гласу Царь Вселенной,

Шлет Избраннице покой.

«Спи, усталая Россия, -

Говорит Господь, любя, -

В эту полночь вси святии

Вновь просили за тебя».

(Валерий Филимонов)

Бесконечной любовью к своему Отечеству и пронизана вся наша русская поэзия. Строящаяся на ценностях и идеалах, выкованных в душах русских людей Православием, она воспела Россию во всех ее бедах и радостях - от мелочей быта до высших ее святынь.

Россия выражена русскими поэтами не лицемерно и не льстиво. Русская поэзия никогда не была слепа к слабостям и недостаткам русского народа.

Мы убили Царя не свинцовою пулей,

Не молчаньем толпы за стеной алтаря,

Мы убили Царя тем, что не помянули

Николая тогда в ектенье за Царя.

На заре окаянно-свободного века

Мы хотели и Бога с Небес низвести.

Неповинного нет среди нас человека,

Вот стоим на коленях и просим: «Прости!»

И молитвою слезной заходится сердце,

Покаянное слово елеем течет.

По молитвам Святого Царя-Страстотерпца

Покаянную голову меч не сечет.

(Сергей Поликарпов)

В России - пост. А за окном

Лишь полночь - звуки битвы:

Стреляют в небо... А оно

Открыто для молитвы.

Крича безумно и хмельно

Туда, где звезды светят,

Стреляют в небо... И оно

Когда-нибудь ответит...

(Раиса Котовская)

О путях и судьбах России русская поэзия говорила то со слезами и скорбью, то в веселии и с улыбкой, то в задумчивости и мечтательности, то с гневом и обличительным призывом, находя разнообразные жанры и художественные приемы для выражения своего замысла. Она охватила все действующие и поныне способы или роды литературного изображения - эпический, лирический и драматический, используя многообразные жанровые формы и виды художественных произведений. От героической и романтической поэмы, баллады, оды, элегии до поэмы сатирической, басни, памфлета. От глубокой философской и духовной лирики до публицистической и злободневно-газетной поэзии. В силу своего богатого, выразительного языка, живой глубокой мысли, абсолютной чувствительности и неравнодушного восприятия действительности, русская поэзия способна выразить в своем жанре то, что у других народов стало исключительно достоянием прозы и публицистики.

Чрезвычайным многообразием поэтических переживаний и настроений отличается русское поэтическое слово: поэзия философская, духовная, патриотическая, политическая или гражданская, пейзажная, деревенская, любовная. Конечно, такое разграничение весьма условно, ибо все здесь соседствует, взаимодействует и переплетается. Как переплетаются и виды поэтического выражения - лирика, например, зачастую переплетается с публицистичностью.

Разве не глубоким гражданским чувством полыхает грозное и прямое обличение Лермонтова в стихотворении «Смерть поэта»? Утонченный лирик Тютчев свою философскую и гражданскую мысль высказывал порой, обходясь весьма простым и прозаичным сухим утверждением. Во многом публицистичны стихи замечательного русского поэта Сергея Бехтеева, насыщенные глубокой болью за Родину. А стихи многих русских поэтов-лириков бывали пронизаны легким юмором или иронией. Во многом иронизирует над своими героями Пушкин в своей поэме «Евгений Онегин». Этот неистощимый юмор, как неотъемлемое свойство русского характера то там, то тут лучится из строк пушкинской поэзии. Уметь увидеть свой грех и поставить его перед лицом собственного бичевания, увидеть свою беду и не плакать над собой, а рассмеяться - так свойственно русскому человеку. Не только терпение и молитва помогали русскому народу в трудную минуту, но и юмор - неиссякаемый, мягкий, добрый, а порой - обличающий. Сатирические стихи как эмоционально окрашенную, эстетическую форму критики, можно встретить у М.Ломоносова, Г.Державина, М.Лермонтова, А.Фета, Н.Некрасова, Н.Языкова, А.К.Толстого, А.Апухтина, И.Анненского и у других поэтов, казалось бы, всецело лирического направления.

Всем известны слова Господа: «Горе вам, смеющиеся ныне!» (Лк. 6, 25) Но сатирическое в русской классической поэзии не имеет целью кого-то развеселить или насмешить, позабавить. Это горький смех сквозь слезы. Гневно обличая грехи и пороки человеческой души и общественной жизни, сатира ищет причины зла и способы его преодоления, ищет пути к исправлению. И если эстетический идеал - прекрасное - не является предметом изображения в сатире, то является ее целью. Конечно, сатира таит в себе и опасности: где граница между праведным гневом и вспыльчивым неоправданным осуждением?

Удивительна судьба басен Крылова. Тесно связанные с русскими пословицами, наполненные значимым содержанием, облеченные в отточенную поэтическую форму, его сатирические притчи пережили века и многое из них стало афоризмами. Обличение неправды и зла всегда озарено в них светом благоговения перед истиной, справедливостью, добром. «Его притчи, - писал Гоголь - достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа... Поэт и мудрец слились в нем воедино»...

Русская поэзия в лучшем своем выражении всегда стремилась возвышать, очищать, озарять человека, служить Богу, Отечеству, нести людям свет Истины, показывать идеалы добра, истинной красоты, поднимать к вышнему, горнему. Возникнув на традициях Православия, устанавливающего единственно истинную точку зрения на жизнь, впитав и усвоив их (хоть и не всегда в полноте), наша классическая поэзия стала незримой ступенью к Небу. При этом никогда она не стремилась заменить собою Церковь. Как писал Гоголь: «Выше того не выдумать, что уже есть в Евангелии».

Да и может ли художественная словесность, построенная на воображении, быть языком горнего мира?

Если понимать горнее как высокое, светлое, нравственно-возвышенное - безусловно. Но если говорить о горнем как о реально существующем Царствии Небесном, где Сам Господь и Пресвятая Богородица с сонмом святых и всех Небесных сил, то возможно ли? Ведь даже апостолы говорили: «И мир Божий, который превыше всякого ума» (Флп. 4, 7) или: «Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем» (1 Кор. 13, 9). Святые, которые еще при жизни были вознесены на миг в Небесные обители, свидетельствуют, что мир горний - неизреченный и неизглаголанный: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

И подвластна ли смертному грешному человеку гармония обладания Небесными дарами, полнотой Истины? Ведь в человеке с первым грехопадением смешалось добро и зло, и, как говорит святитель Игнатий Брянчанинов: «Место, где действует одно чистое добро - Небо; на земле - смешение... Только количеством добра превозмогается количество зла, - оттого и утешение». Не потому ли искусство чувствует себя свободным и всесильным только лишь в стихии противоречий и конфликтов, в области чувств. Многие русские поэты и писатели чувствовали смятенность и терзания именно от этой замкнутости в области души, в сфере чувств.

Тема этого вечного внутреннего борения, тема «черного человека» есть у многих русских писателей: и у Пушкина, и у Тютчева, и у Есенина, и у Блока и наших современников. При этом у русского человека, обладающего острым чувством совестливости, покаянности, всегда остается твердая уверенность: «Пусть разоренный, пусть полусожженный, Ты - Божий храм и в нем остался свет» (протоиерей Анатолий Трохин).

Светом, верой, надеждой, любовью и дышит наша истинная русская поэзия. Она разнообразно и великолепно жива. Что же касается «чистого искусства», то известный православный литературовед, магистр богословия Михаил Михайлович Дунаев сказал по этому поводу так: «Как и прочие дары Божии, дар творчества, дар эстетического наслаждения - могут быть волею соблазнившегося человека повернуты от блага ко злу... Разврат эстетический все больше проникает ныне в художественную жизнь человечества... Предшествующему веку было до всех поздних изысков далеко. Но обыденное сознание и в те времена уже породило то понимание искусства, какое родственно эстетическим извращениям более поздних времен: искусство есть игра воображения в любой форме ради развлечения - пресыщенной или чрезмерно ленивой души человеческой. На этой идее основывается и вся массовая культура, и - рафинированное элитное "утонченное" искусство модернизма, авангардизма, пост-модернизма и какое угодно подобное... Конечно... в искусстве все перемешано, все перетекает из одного в другое... Пусть же и живет искусство во всей противоречивости и многосложности. Должно лишь сознать: "чистого искусства" не существует», - пишет М.М. Дунаев.

Ну а будет ли поэтическое творчество графоманией, виршеплетством, словесной забавой или же истинной высокой поэзией - зависит от мастерства поэта, его духовного опыта, его труда, а главное от меры того таланта, который даровал ему Господь.

Струится жизни быстрая река

Вмещаясь в слово, и поет, и дышит.

Как вдохновенно, трепетно рука

Записывает то, что сердце слышит.

И дня поток, и гул былых времен,

Находки, и потери, и уроки,

Ушедшее, и новь, и явь, и сон

Живут в стихах, выстраиваясь в строки.

Сменяют лето белые снега

И радостно, и горестно, и ново...

Придет черед - сомкнутся берега,

И дашь ответ за сказанное слово.

Лариса Кудряшова, русский поэт и литератор

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лариса Кудряшова
Великий канон
Стихи
17.03.2024
Прощеное воскресенье
Стихи, которые стали песнями
15.03.2024
Покров
Стихи
13.10.2023
«Добро сражается со Злом…»
К сороковинам автора
02.02.2023
Духовная битва
Валерий Павлович Филимонов о России
21.07.2022
Все статьи Лариса Кудряшова
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.04.2024 09:55
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11