Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Не в силе Бог, а в правде...»

Константин  Ильин, Русская народная линия

Калязинские Чтения Русского Собрания
Русское Собрание
100-летие революции 1917 года
Калязинский район – решение вопросов по-русски / 20.12.2017


Доклад на краеведческой конференции «1917-2017: век минувший... Исторические реалии» (Калязин, 15.12.2017 г.) …

 

Как сообщалось, 15 декабря в Калязине Тверской области состоялась  краеведческая конференция «1917-2017: век минувший... Исторические реалии».  С серьезным докладом на конференции выступил член ЦС МОО «Русское Собрание», Глава Калязинского района Константин Геннадьевич Ильин. Ниже приводим доклад. 

 

***

 

Рад приветствовать всех на Калязинской земле, на ежегодной краеведческой конференции, которая из районной уже давно переросла в межрегиональную. Конференция среди событий Калязина занимает одно из важнейших мест. Потому что история Отечества - великий учебник для воспитания народа, а история малой родины наиболее нам близка. Это наши корни, без которых не растет дерево и не даёт новых ветвей и плодов.

Докладчиков, традиционно, много, в этом есть вклад нашего краеведческого музея, который заслуженно носит имя горячего любителя родной земли Ивана Фёдоровича Никольского.

 В этом году тема 100-летия революционных событий в России актуальна не только с точки зрения исторической, но и с точки зрения современной внутренней обстановки в России и международной политики. Однако в своём докладе я хочу коснуться не только переворота столетней давности. Для понимания истоков и процесса смуты, и в целом значения этого явления в истории России немаловажно будет вспомнить и Смуту века 17-го.

Вынужден обратить внимание на то, что большинство исторических событий, известные здесь присутствующим, совершенно скрыты от широкой общественности. Передачи по истории Отечества если и проникают на ТВ, то никак не в вечернее, самое популярное время, но в рабочий полдень, или глубокой ночью. До сих пор нас пытаются одурманить идеями якобы «великой» революции, романтизируя её злых гениев. На телешоу и в фильмах история России чаще преподносится в либеральном ключе. Как цепь несвязных событий, где наши правители и сам народ выставлены глупыми и порочными. А в школы подчас навязывают такие учебники, по которым ни понять историю, ни полюбить Отечество нельзя.

Мне близка позиция историков и публицистов - государственников, которые рассматривают отдельные периоды и деятельность правителей как целостный процесс развития Российского государства. Более того, из истории мы узнаём факты, которые совершенно нельзя понять, связать в единую картину, пока мы не обратимся к нравственному состоянию людей, живших в ту или иную эпоху.

Убеждён, что наша история великая, и правители её были в большинстве людьми мудрыми, образованными и достойными. И очернение имени князей, царей и императоров России - явление заказное, чуждое восприятию родной истории нашими предками на протяжении веков.

 

Говоря о причинах, которые привели к гибели Российской Империи на рубеже 19-20 веков, мы сталкиваемся с двумя крайними взглядами. И главным становится вопрос - по каким источникам судить о правителях, о государях? Важно начать с доказанных фактов, чётко отделив их от домыслов, сплетен и клеветы.

Российская империя в начале 20 века имела огромный потенциал и могла стать мировым лидером. На двадцатом году царствования Николая II русское хозяйство достигло высшей точки своего расцвета. Россия быстро становилась грамотной, были подготовлены планы по электрификации страны. Построенные до революции железные дороги и сегодня составляют почти 80% современной сети ОАО «РЖД», а Транссиб был на тот момент самым передовым, технологичным проектом в мире. При этом российские железные дороги до революции были самыми дешёвыми и самыми  комфортабельными в мире.

 К началу I Мировой войны золотой запас Российской империи был самым крупным в мире и составлял 1 млрд. 695 млн. рублей. Россия входила в пятерку сильнейших экономических держав. И в отличие от великих советских строек, всё это было реализовано без привлечения бесплатного труда репрессированных (труд рабочих был платным) и без излишнего напряжения всех народных сил.

В 1894 году, в начале царствования Императора Николая II, в России насчитывалось 122 миллиона жителей. 20 лет спустя, накануне Первой мировой войны,  народонаселение её увеличилось на 60 миллионов, т. е. до 182 миллионов. Таким образом, в Царской России народонаселение росло на 2,4 миллиона в год. (Цифры и факты по Б.Л.Баразолю, Нью-Йорк, 1968г.)

Это - факты. Ими нельзя объяснить, как государство, развивавшееся бурными темпами - было обрушено. Ответ в нравственной плоскости. Искренние патриоты России, образованные люди, желавшие своему народу счастья, - своими руками отдали власть над Отечеством врагам. Православная страна была погружена в братоубийство и 70 лет богоборчества. Так же как и сегодня, в России 1917 г. правила бал желтая русофобская, анти-православная пресса, разлагающе действовала массовая культура, широкое развитие в душах представителей российской элиты получили богоборчество и богоотступничество. Состояние людских душ этого предреволюционного периода убедительно показал в своем пророческом романе «Бесы» Федор Михайлович Достоевский.

Россия могла стать сильнейшей и славнейшей Державой мiра. Но этого не желали ни наши враги, ни наши союзники.

«Россия пала не в результате военных катастроф. Царская Россия находилась на могучем подъёме, когда ей был нанесён удар в спину... Россию не смогли сломить ни вражеские армии, ни германская агентура, ни большевики, ни сепаратисты, ни социалисты, ни массоны, ни либералы, а вот вместе - получилось» (В.Е. Шамбаров).

Так ещё за сутки до отрешения от Власти Царя Николая Второго, 1 марта 1917 года, Священный Синод вступил в переговоры  с Временным правительством об объявлении законности власти Временного правительства и приведении народа к присяге. Члены Синода, приведя Православную паству к присяге на верность Временному правительству, но не освободив народ от действовавшей присяги на  верность Императору, подвигли, по сути, российских граждан на  клятвопреступление.

Обманутые общественностью военачальники сыграли роль позорную и жалкую. Они полагали, что благоденствия Родины можно добиться изменой Царю... И высшее общество, и простой народ, пораженные западническими настроениями и неверием, отвернулись от нравственных ценностей предков.

Центральной исторической фигурой России начала 20 века является Государь Император Николай II. На протяжении десятилетий личность, дела и решения последнего Cамодержца Дома Романовых были окружены ложью и клеветой, без чего отделение Его от народа и отрешение от власти было бы невозможным. Ещё более был оклеветан русский крестьянин, друг Царя Григорий Ефимович Распутин. За убийством Распутина стояли могущественные силы: масонские круги и спецслужбы Великобритании, которые стремились сокрушить Православную Российскую Империю как оплот подлинной христианской государственности и нанести смертельный удар Церкви Христовой.

Убивая  ритуально Друга Царей Григория Ефимовича Распутина-Нового, богоборцы стремились лишить Царскую Семью молитвенной помощи праведника. Напомню, Григорий Ефимович имел дар молитвой останавливать кровь у Наследника Престола Царевича Алексея, страдавшего гемофилией. Мученик Григорий, стяжав Иисусову молитву, передал молитвенный опыт Царской Чете. Старцу Григорию было открыто о его мученических страданиях за Царей: «То, что сделают со мной, будет и с Вами»..., - предупреждал Григорий  Венценосных Царей.

Убивая русского крестьянина, богоборцы готовили ритуальное убийство Русского Царя и Царской Семьи, которое произошло в Екатеринбурге 17 июля 1918 года. На стене дома Ипатьева, ставшего Русской Голгофой, сатанисты оставили каббалистическую надпись, текст которой расшифровывается так: «Здесь, по приказу тайных сил, Царь принесён в жертву для разрушения государства, о чём извещаются все народы».

Вся клевета на Царскую Семью, которую, к сожалению, едва ли не слышал самый слабый школьник, не имеет фактического подтверждения и не выдерживает критики. Однако вместо рассказа широким слоям общества о высоте подвига Русского Страстотерпца Николая Второго, нас снова и снова пытаются погрузить в низкую ложь о Государе и Его Семье. Попытки очернить нашего Святого Государя преследуют стратегическую цель - принизить всю российскую государственность, извратить и облить грязью нашу великую историю с её многовековым самодержавным укладом. Сегодня обязанность патриотов - знать и говорить слово правды.

Венценосный Царь Николай Александрович Романов был человеком глубочайших нравственных принципов. Православный Государь глубоко верил, что и для многомиллионного Русского Народа Царская власть была и остается священной. С самого начала Своего правления державой Российской Император Николай II относился к несению обязанностей Монарха как к священному долгу. Устроение дел Двора при Николае II, воспитание Детей, личное участие в благотворительности членов царской семьи и весь быт были подчинены православному образу жизни и долгу служения людям.

Говорят, что Царь наш был доверчив. Учитель Церкви Святитель Григорий Великий назидал: «Чем чище сердце, тем оно доверчивее». Государь был чист, и чистоту сохранил, несмотря на потоки грязи и хулы, что низвергались на Него. И свидетельство сему - Его Семья - подлинно малая Церковь, наполненная верой, надеждой и любовью.

Царь Николай Александрович всегда считал Свой брак великим счастьем. Сохранилась запись в Его дневнике после свадьбы: «Каждый день что происходит, Я благословляю Господа и благодарю Его от глубины души за то счастье, каким Он Меня наградил! Большего и лучшего благополучия на этой земле человек не вправе иметь. Моя любовь и почитание к дорогой Аликс растёт постоянно».

Царица украсила словами любви дневник Мужа: «Я никогда не верила, что в мiре может быть такое полное счастье - такое чувство общности между двумя смертными... Соединившись наконец, Мы связаны на всю жизнь, а когда эта жизнь закончится, Мы встретимся снова в другом мiре и навечно останемся вместе».

Воспитанию и образованию Детей Августейшая Царица  отдала все Свое внимание. «Мы - одно. Это так ужасно редко встречается в наши дни. Мы тесно связаны друг с другом, - говорила Императрица, - родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни». «Как счастлив дом, где все - дети и родители, без единого исключения, - вместе верят в Бога,  такой дом - как преддверие Неба. В нём никогда не может быть отчуждения», еще одни слова Венценосной Царицы. Камердинер Государя, ближайший слуга, свидетельствовал: «Это была самая святая и чистая Семья».

Благочестие и чистота, русская душа Царственной Седмирицы, Её православный обиход сказывался во всём: и в малом, и в великом... Государь Николай Второй - образец благочестивого Царя, берёг родную веру как зеницу ока, являясь верным и преданным Сыном Православной Церкви. Его многотрудный день начинался и заканчивался молитвой.

Будучи сам глубоко верующим человеком, Государь ревностно заботился о духовном просвещении народа: по всей стране были открыты десятки тысяч церковно-приходских школ.

В Его Царствование Россия украсилась 7546 храмами (не только в России, но и на Святой Земле, и в Греции на Афоне), было открыто 211 монастырей, многие из них были заложены, построены и освящены по Его почину и при Его поддержке. Новые Святыни наполняли духовным фимиамом города и веси Державы Российской. Было ли что-либо равное в Отечестве?!

Прошло два десятка лет, как вступил на Престол Государь Николай Александрович, и Земля Русская украсилась чудным благолепием!

О благочестии нашего Государя говорит число канонизированных святых. По Державной воле Его Величества было прославлено 83 святых - больше, чем за два столетия до Него. Преподобный Серафим Саровский, Патриарх Гермоген, святители Феодосий Черниговский, Иоасаф Белгородский, Питирим Тамбовский, Иоанн Тобольский, сщмч. Исидор и 72 мученика, пострадавших в Юрьеве; также было восстановлено почитание блг. кн. Анны Кашинской.

Именно глубокая вера Николая Второго делала его личность непонятной для неверующих современников. Именно вера в Бога, обличающего всякое зло, заставила в 1917 году клеветать на Николая Второго не только западные и наши либеральные СМИ, но даже членов Царской Фамилии.

«Ни одна революция в Европе и во всем мире не может достигнуть окончательной победы, пока существует теперешнее русское государство, - досадует Фридрих Энгельс, - Революция имеет только одного  действительно  страшного врага - Россию». И чтобы разрушить Православное Царство, враг  развязал  мировую войну и напал на младшую сестру России. А поскольку все православные Церкви были под защитой Русского Императора, героическим «заступлением за обидимыя страны Сербския» началась Первая мировая война.

Европа рукоплескала Императору Александру I и назвала Благословенным за то, что Он освободил европейские народы от чуждой власти Наполеона. Государь Николай II, в условиях во много раз более трудных, восстал против власти Императора Вильгельма II, который задумал поработить чуждый ему славянский народ. В защите сербов  Державный Отец проявил стойкость и мужество. В исторической памяти сербов до сих пор живо это событие. И если среди европейских народов кто-то еще испытывает сердечную любовь к России и русским, - то это сербы.     

Народы России чтят Великих Князей Иоанна III, Иоанна Калиту, помня их как собирателей Руси, но до конца завершил  их дело лишь Царь Николай II, когда в 1915 году вернул России, хотя и на краткое время, всех ее сынов. Oн был первым и единственным Царем Всерусским.

Духовно-нравственный облик Российского Царя был так прекрасен, что даже враги Отечества, желая  опорочить Царя, могут упрекнуть Его только в одном - в набожности.

Царь стал жертвой заговора, призванного втянуть Россию в I Мировую войну, обескровить ее и произвести смену власти, что в конечном итоге удалось сделать.

Для понимания глубины трагедии предательства законного Государя Николая Второго необходимо вернуться к первому представителю династии Романовых.

 

Четыре века назад, в 1613 году, Церковно-Государственным Собором был утверждён Царствовать навеки богоизбранный Род в лице Михаила Феодоровича Романова, Племянника Первой русской Царицы - Анастасии Романовой.

  Соборная Утверждённая Грамота на всём пространстве государства отдала навсегда всех подданных под водительство и опеку Царя, обязав всех без исключения беспрекословно повиноваться Его Самодержавной воле. В Грамоте говорится: «Целовати все Животворный Крест и обет дали, что за Великого Государя, Богом почтенного, Богом избранного и Богом возлюбленного, Царя и Великого  Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца, за благоверную Царицу и Великую Княгиню, и за Их Царские Дети, которых  Им, Государям, Бог даст, души свои и головы положити и служити Им, Государям нашим, верою  и правдою, всеми душами своими и головами. Заповедано, чтобы избранник Божий, Царь Михаил Феодоровч Романов, был родоначальником Правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в своих делах перед Единым Небесным Царём. И кто же пойдёт против Соборного постановления - Царь ли, Патриарх ли, и всяк человек, да проклянётся таковой в сем веке и в будущем, отлучён бо будет он от Святой Троицы. Да будет твёрдо и неразрушимо в будущая лета, в роды и роды, и не прейдёт ни одна черта от написанных в ней».

  «Торжественная и вместе страшная Грамота, - пишет Преподобный Феодосий Кавказский, - ею клятвенно связаны не только сами предки, составители её, но и все мы, потомки их, до скончания века.  Соблюдение этого завета, данного за нас клятвенно нашими предками, - залог нашего благополучия, как временного - на земле, так и вечного - на небесах, по слову Божию».

2 марта 1917 года Русский Народ нарушил Соборную Клятву 1613 года верности Династии Романовых. В тот же день произошло насильственное отрешение Императора Николая Второго от Престола. Мы лишились в один день особой, укрепляющей соборное единство народа Благодати. Благодать эта изливалась на Священную Главу Помазанника Божия, а через Него на подданных Российской Империи.

После всего, что претерпел народ в Смуте 17 века, наши предки договорились верно служить выбранному Государю и законным Его наследникам. Преступление против государства и государя было определено достойным самого страшного наказания: «Если же кто не похощет послушати сего соборного уложения, - говорит клятва, ... да будет извержен из чину своего и от Церкви Божией отлучен, и лишен приобщения Святых Христовых Тайн, как раскольник ... и ... мятежник..., сам попал под проклятие».  Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн Снычёв (1927-1995), погибший при загадочных обстоятельствах, прямо спрашивает нас с вами: «Не под этими ли клятвами ходим мы и до сей поры, люди русские? Ужели водовороты страшной смуты XX века не заставят нас оглянуться на века минувшие, дабы усвоить их уроки?»

Каковы истоки и механизм смуты? Начало бедствиям - личное отступление человека - от правды, от традиции, а пуще всего - зависть и клевета. В результате совершается предательство всего и вся.

Врагу России важно внушить нам, а более всего нашему молодому поколению, что в России всё и всегда было и будет плохо, что мы  совершенно случайно и незаслуженно обладаем самой большой территорией на планете и богатствами её недр, что ничего в стране исправить нельзя, а надо всё громить, или, как говорят некоторые, «валить надо отсюда». Для этого в средствах массовой информации активно лгут и на русскую историю, и на русскую Православную веру. И в первую очередь дискредитируют саму идею Самодержавия. Этим объясняется и потоки кощунственной лжи на Государя Николая Второго - в год, когда весь народ должен услышать слова Правды о Благочестивейшем Государе Императоре Николае Втором, причисленном Русской Православной Церковью к лику святых.

Прошло уже 100 с тех трагических для России событий, а всё ещё актуален вопрос - как нам преодолеть возникшую Смуту? Тысячелетняя наша история снова готова дать нам урок. Как сумели объединиться и сохранить Отечество наши предки 400 лет назад?

Изучая урок Смуты 17 века, мы снова находим её корни в измене и предательстве законной власти Рюриковичей. «Эпоха Рюриковичей наполнена событиями, оказавшими решающее влияние на формирование государственности и всех сторон жизни нашей страны: основание древних городов, крещение Руси, двухсотлетнее ордынское иго и его преодоление, борьба с иноземными захватчиками, превращение Москвы в один из центров европейской общественно-политической жизни, создание сильного и самобытного государства», - так повествует проект «Моя история. Рюриковичи», подготовленный в 2014 году при участии историков ИРИ РАН и РГГУ.

Однако всю русскую история нам преподносят как цепь кровавых преступлений...

 

Личность крупного исторического деятеля - первого Русского Царя Иоанна IV (Грозного) (1538 - 1584), с одной стороны, также окружена множеством мифов, а точнее - намеренной клеветой. Правдивых свидетельств, документированных фактов об Иоанне Грозном, в силу удалённости в веках, сохранилось мало. Но даже при этом, самые общеизвестные попытки в интерпретации истории, показывающие Иоанна IV тираном и кровопийцей, легко опровергнуть.

На том же проекте «Моя история. Рюриковичи» приведены документальные свидетельства (листовки и записки), которые, по аналогии с современностью, интерпретируются очень просто -  развёрнута «информационная» война против Царя Иоанна IV. Мы все видим, какую истерию по поводу нашей страны и нашего лидера сегодня подняли западные СМИ, так что простые люди в европейских странах верят СМИ и боятся реального вторжения России в их пределы!

Кстати в 1709 году, когда Карл XII шел на Русь - информационная война также была в разгаре, и он писал к русским: «Я иду вас избавить от власти несносного тирана Петра!» Наполеон шёл дать свободу русским крестьянам, Гитлер - избавить от власти большевиков, - все они идут, чтобы принести счастье русскому народу.

Не под таким ли лозунгом освобождения от наших традиций и духовных ценностей к нам  стремятся нынешние западные «друзья»? Вернёмся к веку 16-му. Откуда такая ненависть к Грозному Государю (грозному, а не к «ужасному», как называют его иностранцы)?

Иоанн Васильевич Грозный - это ключевая фигура, основатель Русского Царства, Первый Помазанник Божий! После падения Византии все враги Православия торжествовали:. нарушив чистоту Православия после Флорентийской унии. Византия рухнула, а в это время в 1547 году семнадцатилетний великий Московский князь, взяв благословение всех патриархов православных, по чину византийских Императоров помазывается на Царство.

Русский Царь - единственный Царь на Земле, которому вручена от Бога задача охранять Святую Православную Церковь и нести великое Царское послушание до Второго Пришествия Христова. Русский Царь - это Богом поставленный Удерживающий, действием которого до времени сдерживалась сила врага рода человеческого. И в том духовная преемственность от Ромейской Империи - Второго Рима, к Царской России - Риму Третьему!

Принятием Царского титула Иоанн Васильевич явил себя духовным Преемником Императоров Ромейского Царства - Главой всего Православного мира. С другой стороны, согласно родословной по Матери Он претендовал быть Преемником Ордынских царей - возможным законным Наследником их владений.

Поддержать юного Государя в высоком Царском служении призывалась не только земная, но и Небесная Церковь, святые заступники Руси. В начале Февраля 1547 года Митрополит созвал Освященный Собор Русской Православной Церкви.  Царь Иоанн принял в работе Собора самое деятельное участие, было прославлено 23 святых - Великий Князь Александр Невский, Святитель Московский Иона,  Преподобные Пафнутий Боровский, Макарий Калязинский, Александр Свирский, Савватий и Зосима Соловецкие, Михаил Клопский и другие.

Соборность народа и его державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного Царя. Воцарение Государя Иоанна Васильевича стало духовным подъёмом в становлении Русского Народа как Народа-Богоносца, русской государственности как ограды, защищающей Вселенскую Православную Веру и благочестие христиан всего мира.

Так великий князь Московский поднимает Знамя Православной Империи, преемство от Святого Равноапостольного Императора Константина Великого. Все враги - агаряне, иудеи, латиняне - увидели, что жива Православная Империя, живо Православное Царство.

Эта духовная преемственность - косвенное доказательство того, что врагов и у России, и у Рюриковичей (а клеветали и на Иоанна III), и лично у Грозного, желавших распространять про него злословие, - было несметное число. На этом фоне как можно доверять свидетельствам иностранцев о Грозном как о злодее? Это заказные клеветнические истории, верить которым невозможно, настолько они нелепы. Как, например, мог казнить русский царь 300 тысяч новгородцев, когда там всех жителей было 27 000?

То же можно сказать и о князе Андрее Курбском. Будучи командующим русскими войсками в Ливонии, он вступил в сговор с польским королем Сигизмундом, и изменил во время боевых действий. Получил за это награду землями и крепостными в Литве. Лично командовал военными действиями против России. Польско-литовские и татарские отряды под его командованием не просто захватывали русскую землю, но и разрушали православные храмы, что он сам не отрицает в своих письмах к Царю. Как источник информации о событиях в России после 1564 года не достоверен не только в силу своего резко негативного отношения к Государю, но и просто потому, что жил на территории другого государства и не был очевидцем событий.

Иоанн Грозный в своём духовном противостоянии с князем А.М. Курбским явил послания, которые были созданы по Божественному вдохновению. Он был одним из лучших писателей эпохи, тем проявил «силу характера железного и силу ума высокого». Наш Государь - яркий богословов-энциклопедист своего века.

Грозному Царю  было известно кто стоял за спиной изменника, кто соблазнил  его на предательство - хранители Римского Престола. Послания Иоанна IV Курбскому - стали  оружием защиты чести Царского имени и достоинства Отечества. Царь выступил глашатаем против врагов Православия.

Если послание Курбского -  обличительный манифест, то ответ Иоанна IV- богословский трактат. Царь изложил ясные представления о греховности и праведности земного пути человека, о вере истинной и вере ложной, об источниках Царской Власти, о смысле её исторического предназначения. По сути дела, Он утверждал священную миссию Русской земли, выступая трибуном Русской идеи. «Русская земля держится Божьим милосердием, и милостью Пречистой Богородицы, и молитвами всех святых, и благословением Наших Родителей, и, наконец, Нами, своими Государями».

Себя Грозный Царь называет «смиренным скипетродержателем Российского Царства», занимающим прародительский Престол не по праву силы, а по «Божьему соизволению». Поэтому Ему так ненавистен преступник Курбский, посягнувший на святые устои власти, дерзнувший бросить вызов Замыслу Творца.

Почему же общепринятая точка зрения считает государя Иоанна Васильевича тираном и злодеем? Да потому что, к сожалению, большинство наших современников воспитаны на Николае Михайловиче Карамзине, человеке, несомненно, талантливом. Но любой серьезный исследователь обнаружит, что почти все, что Карамзин пишет о Грозном царе - вымысел. И что мог написать о Государе Иоанне Васильевиче Карамзин, для которого был кумиром Робеспьер? Вся дворянская, либеральная линия, по одному единственному источнику - истории Н.М. Карамзина, - рисует Грозного тираном-параноиком, загубившим во вторую половину царствования все блестящие результаты его первой половины.

Святитель Филарет Московский был возмущен карамзинским описанием царствования Царя Иоанна Васильевича! Как пишет православный журналист, один из основателей радио «Радонеж», иконописец, член Императорского Православного Палестинского Общества Виктор Саулкин, «девятый том Карамзина, ... - это беллетристика! Это такое же отношение имеет к настоящему государю Иоанну Васильевичу, как, допустим, Дюма «Три мушкетера» к настоящей истории Франции!» Между тем этот ненаучный труд продолжают снова и снова цитировать все, желающие оклеветать всю минувшую историю России и пустить её по либеральному западному пути, пути материализма и бездуховности.

А вопрос убийства Царём собственного Сына и вовсе не имеет никаких подтверждений, напротив, историками и врачами-криминалистами доказано, что Сына Иоанн Васильевич не убивал. Не литературные ли фантазёры XVIII-XX веков залили кровью эпоху Грозного Царя? Ложное обвинение Царя Иоанна в сыноубийстве преследует читателя более четырёх веков. По милости Божией правда восторжествовала. В ходе медико-биологической экспертизы останков Царевича Иоанна Иоанновича, проведённой через 400 лет, установлено, что содержание ртути в 32 раза выше допустимого, содержание мышьяка превышало в 3,2 раза! Сохранились волосы Наследника Иоанна ярко-жёлтого цвета 5-6 см длинной из захоронения в Архангельском соборе Кремля. Анализ их показал, что признаков «наличия крови на волосах не обнаружено».  Известно, что прежде чем преставиться, Наследник Престола несколько месяцев «хворал» от неизвестного недуга. Сохранилось письмо Царя Иоанна IV земским боярам, покинувшим Александрову Слободу 9 ноября 1581 года: «Которого вы дня от Нас поехали, и того дня Иоанн Сын  разнемогся и ныне  конечно болен..., а Нам, докудово Бог помилует Иоанна Сына, ехати отсюда невозможно». Эта ложь держится на ненаучном утверждении: «Репин картину написал». А кто такой Илья Ефимович Репин?

Иоанн Кронштадский прямо называл работу Репина «Крестный ход в Курской-Коренной» кощунственной. Думаю, что большинство из вас участвовало в крестных ходах, и все вы знаете, какие лица в это время у людей в это время: идешь, а лица сияют, преображаются! Идут с молитвой. А «Крестный ход» Репина - это карикатура, это страшная работа! Не только его творчество, но и его письма во время Первой русской революции свидетельствуют о ненависти к России, о ненависти к самодержавию.

Смутное время показало, какие величайшие  страдания претерпел русский народ, и само существование России было поставлено под вопрос, когда на Престоле не оказалось законного Наследника и пресёкся Царский род Рюриковичей. У Сыновей Царя Иоанна Грозного наследников не было всю Их недолгую жизнь; дети, если и рождались, то мёртвыми или жили несколько дней, как мы сейчас знаем, из-за регулярного отравления Царевичей ядом. Это предчувствовал и понимал Царь Иоанн Васильевич, потому в 1580 году Царь женился в последний раз на Марии Нагой. И Бог услышал молитвы Грозного Царя, у Него родился Сын Димитрий - Святой Царевич-Мученик, убиенный христопродавцами. Из восьми родившихся в Царской Семье Детей юный возраст перешагнули лишь двое. Один утонул, другая отравлена, трое скончались по неустановленным причинам, Царевич Дмитрий - зарезан в Угличе.

В настоящее время установлены факты отравления Матери Царя Иоанна IV, трёх из четырёх жён, двух из оставшихся в живых Сыновей, одной Дочери и наконец, самого Главы Семьи - Иоанна Грозного!

Всё это свидетельство злонамеренного уничтожения правящей Царской Династии Рюриковичей?

 

Расхожая версия об убийстве митрополита Филиппа - на поверку также изрядная выдумка.

Св. Филипп (Колычев) происходил из боярского рода, в молодости даже поучаствовал в измене: вместе с родственниками примкнул к мятежу Андрея Старицкого. Но после этого раскаялся и принял постриг. Он был подвижником,  ярким богословом. Филипп являлся одним из учёнейших людей своего времени - был талантливым физиком, механиком, хозяйственником. Сохранились десятки его изобретений, которые он внедрял в своём монастыре. Филипп долго отказывался от высокого сана митрополита: «Не могу принять на себ дело, превышающее силы мои. Зачем малой ладье поручать тяжесть великую?» Царь Иоанн настоял на Своём, и Филипп стал митрополитом. Царь и митрополит разграничили сферы влияния: Иоанн Васильевич не вмешивается в церковное управление, а святитель не касаетcя государственных дел.

Как говорится об этом в нарочно составленной грамоте: «в опричнину и Царский домовой обиход не вступаться и, по поставлении, из-за опричнины и царского домового обихода митрополии не оставлять». Такой грамотой сама фигура митрополита как бы выносилась за скобки всех дворцовых интриг.

Св. Филипп обнаружил, что в Церкви сохраняется ересь жидовствующих, начал собственное расследование. Чтобы не допустить разоблачения крамольники обвинили в ереси и измене самого св. Филиппа.

  Но Царь не поверил в измену, потребовал доказательств. Враги митрополита организовали комиссию, которая выехала в Соловецкий  монастырь. Набрали там 10 монахов, недовольных  прежним настоятелем, подкупили игумена Паисия, которому пообещали  сан епископа. Они и наговорили «доказательств». Торопливо созвали Освящённый Собор. Митрополита Филиппа судила не светская власть, а церковная. Главными обвинителями были архиепископы Пимен Новгородский, епископы Филофей Рязанский и Пафнутий Суздальский. Свидетели «выполнили» то, что  от них требовалось.  Освящённый Собор потребовал смертной казни св. Филиппа, а Иоанн Грозный приговор не утвердил. Собор требовал смерти, а Царь помиловал. Постановили послать «виновного»  в Тверской  Отрочь монастырь на покой. В ходе  следствия по новгородскому делу открылась клевета на митрополита Филиппа, и Государь отправил к нему в Тверской Острочь  монастырь  Малюту  Скуратова просить святителя о благословении и возвращении в Москву. Царь в это  время оповестил духовенство о созыве Освящённого Собора, против Пимена и прочих еретиков! Святитель  Филипп был опаснейшим свидетелем для врагов Церкви, он много знал о сектантах. Охранял его один из заговорщиков - пристав Стефан Кобылин. Кто-то дал знать о планах Царя Иоанна...

Когда Малюта прибыл к Филиппу, он застал его  только что умершим, - от печного угара. Опричник арестовал Кобылина за плохое содержание митрополита. В Москве возобновилось следствие, где Государь покарал тех, кто был виноват в низложении и гибели св. Филиппа.

«Не лжесвидетельствуй...».(Мф. 26:59-60). Бог Истины и Правды бичует лжесвидетелей, кого по рукам, кого по ногам, третьего по глазам... Так невидимый бич Божий ударил по всем лжесвидетелям митрополита Филиппа!

Пимена заточили в Веневский Никольский монастырь. Пафнутий Суздальский и Филофей Рязанский были лишены сана, игумен Паисий сослан на Валаам, пристав Кобылин пострижен в монахи. Монах Зосима и девять иноков, клеветавших на митрополита, на пути к местам ссылки умерли от тяжёлых болезней.

Цель устранения Филиппа была у бояр, нелицеприятным судьёй беззаконий которых был Филипп. Тактика интриганов была проста: лгать Царю про митрополита, а святителю клеветать на Царя. При этом главным было не допустить, чтобы недоразумение разрешилось при личной встрече, а значит, надо было найти предлог для удаления святителя Филиппа. Против Святителя лжесвидетельствовали Его же братья из Соловецкой обители, Архиерейский Собор приговорил митрополита Филиппа к смерти. Причем, зная по опыту, что убедить царя в политической неблагонадежности Филиппа нельзя, заговорщики подготовили обвинения, касавшиеся жизни святителя на Соловках еще в бытность его тамошним настоятелем, и это, возможно, сбило с толку Иоанна IV. Государь был вынужден уступить «соборному» мнению о виновности митрополита, однако казнить его запретил. Тогда митрополита послали в Отроч монастырь.

 

В 1569 году Царь Иоанн получил известие от новгородского дворянина Петра Волынского, что новгородцы во главе с архиепископом Пименом и самыми знатными людьми хотят передаться польскому королю, с которым мы были в войне, причем грамота об этом уже написана и положена за образом Богоматери в Софийском соборе. Чтобы удостовериться в достоверности полученного донесения, Царь Иоанн послал доверенного человека с Волынским в Новгород; грамота, действительно, была найдена в указанном месте, и подписи архиепископа Пимена и других предателей были признаны подлинными.

Ересь жидовствующих, пережив все гонения начала века, процветала там и в соседнем Пскове. Еретики, пользуясь большими связями за границей, сумели подвигнуть жителей Новгорода и Пскова к измене Царю и переходу под власть Сигизмунда-Августа.

Чем занимались еретки на Русской земле ярко повествует приговор Освящённого Собора, который открылся 17 октября 1490 года, Собор обвинил еретиков и проклял их; Собор вынес им приговор, начинавшийся так: «Мнози от вас ругалися образу Христову и Пречистыя образу, написанным на иконах, а инии..от вас ругались Кресту Христову, а инии от вас на многия Святыя иконы хульные речи глаголали, а инии от вас Святыя иконы щепляли и огнем сжигали, а инии от вас крест силолоен (крест из дерева алоэ) зубы искусали, а инии от вас Святыми иконами и кресты о землю били и грязь на них метали, а инии от вас Святыя иконы в лоханю метали, да иного поруганна есте много чинили над Святыми образы написанных на иконах. А инии от вас на самого Господа нашего Исуса Христа Сына Божья и на Пречистую Его Богоматерь многия хулы изрекли... Ино все то чинили есте по обычаю жидовскому, противясь божественному закону и вере христианстей...».

Торжество злоумышленников длилось недолго. Вот что пишет Митрополит Иоанн Снычёв: «В декабре 1569 года царь с опричной дружиной двинулся в Новгород для того, чтобы лично возглавить следствие по делу об измене. В ходе расследования могли вскрыться связи новгородских изменников, среди которых видное место занимал архиепископ Пимен, с московской боярской группой, замешанной в деле устранения святителя Филиппа с митрополии. В этих условиях опальный митрополит становился опаснейшим свидетелем. Его решили убрать и едва успели это сделать, так как царь уже подходил к Твери. Он послал к Филиппу своего доверенного опричника Малюту Скуратова за святительским благословением на поход и, надо думать, за пояснениями, которые могли пролить свет на «новгородское дело». Но Малюта уже не застал святителя в живых. Он смог лишь отдать ему последний долг, присутствуя при погребении, и тут же уехал с докладом к Царю».

Историк Р.Г.Скрынников указывает на то, что «Житие митрополита Филиппа» было написано противниками Царя Иоанна уже после его кончины, не свидетелями, а по рассказам, оно содержит много фактографических ошибок. Составлялось оно со слов:

1) оклеветавших святого монахов, чьи клеветнические показания сыграли решающую роль в осуждении мтр. Филиппа;

2) со слов бывшего пристава Семена Кобылина, охранявшего святого в Отрочьем монастыре и не выполнившего своих прямых обязанностей, а быть может, и замешенного в убийстве.

Разумно ли принимать слова этих людей на веру, даже если эти слова приняли форму жития? Вполне понятно их отношение к Государю и желание выгородить себя и подставить других.

13 февраля 1570 года Царь Иоанн объявил новгородцам, что снимает с них опалу, а взыщет только с Пимена и его злых советников, после чего покинул город, направляясь во Псков. Основания для этого имелись. В описи царского архива упоминается «извет про пскович... что они ссылались с литовским королём Жигмонтом». В отличии от Новгорода, Царь не был уверен в праведности  обвинений и строго предупредил опричников, чтобы «притупили мечи» - здесь карательных акций не предвиделось. Псковичи, конечно, знали о казнях в Новгороде, и понимали,  что  предатели опаснее врага. Но за собой они такой вины не чувствовали.

20 февраля Иоанна Грозного торжественно  встретило духовенство во главе с игуменом Печорского монастыря Корнилием, горожане выставили столы, преподнесли хлеб-соль. Правда радость была омрачена. В этот же день 69-летний преподобный Корнилий умер. По-видимому, сказалось нервное напряжение, волнения, переживания.

Он скончался на руках Государя, глубоко почитавшего старца.  В «Повести о начале... Печорского монастыря» и в летописи отмечается: «От тленного сего жития земным Царём предпослан к Небесному Царю в вечное жилище в лето 1570 февраля в 20 день...»

Далее. Не отрицая ни в коей мере, ни святости, ни мученичества преподобномученика Корнилия, необходимо отметить, что факт его убийства именно Иоанном Грозным, тем более, убийства собственноручного, не является доказанным. По словам митрополита Иоанна (Снычева), на это «нет и намека ни в одном из дошедших до нас письменных свидетельств. И игумен Алексий (Просвирин) считает, что «...не существует никаких достоверных свидетельств, подтверждающих, будто царь лично мучил игумена... не может рассматриваться в качестве серьезного церковно-канонического аргумента текст службы, составленный насельниками монастыря уже в наши дни (20 век), хотя бы и с самыми благими намерениями».

Есть и другие примеры так называемого «злодейства» Русского Царя, когда после убийства жертвы продолжали оставаться здравствующими и через десятилетия оставляли след в истории, который документирован. Или когда несчастные заточённые предатели содержались недостаточно гуманно, жаловались в письмах на недостаточное для слуг количество деликатесов на столе. Тем не менее, сведения о злодействах - недоказанные или явно надуманные - растиражированы.

Обвинение в беспрецедентной «кровожадности» и массовых убийствах - одно из основных, но и самых безосновательных.

Кандидат исторических наук Н. Скуратов: «Обычному, несведущему в истории человеку, который не прочь иногда посмотреть кино и почитать газету, может показаться, что опричники Ивана Грозного перебили половину населения страны. Между тем число жертв политических репрессий 50-летнего царствования хорошо известно по достоверным историческим источникам. Подавляющее большинство погибших названо в них поименно... казненные принадлежали к высшим сословиям и были виновны во вполне реальных, а не в мифических заговорах и изменах....почти все они ранее бывали прощаемы под крестоцеловальные клятвы, то есть являлись клятвопреступниками, политическими рецидивистами».

Такой же точки зрения придерживается известный советский историк Р.Г. Скрынников и Владыка Иоанн (Снычев). И тот, и другой указывают, что за 50 лет правления Иоанна Грозного к смертной казни были приговорены 4-5 тысяч человек.

Обвинять правителя государства в вынесении смертного приговора и лицемерно рассуждать о ценности каждой человеческой жизни, делая вид, что речь идет о невинных жертвах, недостойно историка. Надо помнить летописный рассказ о св. князе Владимире. Новокрещенный князь отказывался наказывать разбойников смертной казнью и объяснял это так: «Боюсь греха». Понадобился собор епископов, чтобы убедить великого князя в том, что в числе других его обязанностей перед Богом есть обязанность ограждения в своих владениях добрых людей и наказания злых. А выполнение этих обязанностей Иоанном Грозным пытаются представить как преступление.

Между тем казнили при Петре I и Екатерине II больше, а мы называем их Великими. Не потому ли нам позволено называть их так, что в их правление Россия вместо уникального своего пути ступала тропами западническими...

Во времена царствования Иоанна IV смертной казнью карали за: убийство, изнасилование, содомию, похищение людей, поджог жилого дома с людьми, ограбление храма, государственную измену. Для сравнения: во время правления царя Алексея Михайловича смертной казнью карались уже 80 видов преступлений, а при Петре I - более 120.

Каждый смертный приговор при Иоанне IV выносился только в Москве и утверждался лично Царем. Для доставки в Москву на Царский Суд преступников, обвиняемых в тяжких преступлениях, был создан специальный институт приставов. Смертный приговор князьям и боярам утверждался Боярской Думой. Суд в 16 в. велся по иным, чем в наше время, законам, но это были государственные законы, а не произвол деспота.

Для сравнения. Европейская история XVI века подарила миру целую галерею кровожадных правителей, современников Царя Иоанна Грозного.

В Англии при Генрихе VIII было казнено 72 тысяч,  при Елизавете - около 90 тыс. человек! В 1572 году  во время Варфоломеевской ночи, во Франции, было перебито 30 тыс. протестантов. В Германии при подавлении крестьянского восстания 1525 года - казнили более 100 тыс. человек. Герцог Альба уничтожил при взятии Антверпена 8 тысяч и в Гарлеме - 20 тыс. человек - всего в Нидерландах испанцы убили около 100 тысяч человек... И список можно продолжить.

Не из этих ли цифр исходили авторы иностранных мемуаров, когда клеветали на Грозного?

В наше время в Великобритании король Генрих преподносится как "Великолепный", а королева Елизавета -  как "добрая Королева Бесс", "Мать Англии", а у нас на Иоанна Васильевича  "навешивают" чаще уничижительные эпитеты. "Деспот", "Тиран" и "Мучитель"!

На фоне английских, немецких и французских  людоедских нравов Русь  выглядит "Садом благоденствия".

 

А многие ли из наших современников способны вспомнить, что совершил Грозный за 51 год правления? Знают ли, что помимо Казанского царства, именно Иоанн Васильевич присоединил к России и другие огромные территории, ныне составляющие красу, гордость и богатство нашей Родины - Астраханское и Сибирское ханства? В царствование Иоанна Васильевича прирост территории составил почти 100%. Также были присоединены Ногаи и часть Северного Кавказа. Русское Государство стало размером больше всей остальной Европы. Прирост населения составил 30-50%.

Государь венчался на царство, принял царский титул, равнозначный императорскому и стал первым Помазанником Божием на Русском престоле (см. митрополита Иоанна СПб. и Ладожского). Проведена реформа судопроизводства.

Помним ли, что он корчевал боярскую измену, что даровал России земство?

Установленное Первым русским царём Иоанном Васильевичем земство недооценено. Опричнина, которая была значительно скромнее по числу жертв, чем её стремятся изобразить.

Грозный Царь помнил, как вели себя «высокие бояре» - первые слуги Государя при малейшем расстройстве дел вмиг всё забывали - крестные клятвы и личные заверения, о своём «прибытке» только и помышляли. Вместо стремления к высшим степеням верности, стремились во что бы то ни стало сохранить свои старые «удельные» права.

С началом Ливонской войны это сопротивление перешло в открытое столкновение с Государем. Боярство, нарушив присягу с крестоцелованием на верность Царю, встало на путь прямой государственной измены, особенно опасной во время войны. Бегство князя А. Курбского с дальнейшим его участием в боевых операциях на стороне польско-литовских войск - тому пример.

Все легко готовы осудить царя за жестокость, но не знают той реальности, в которой жило общество. Не принимают в расчёт, насколько часто русский царь миловал самых лютых изменников, стремился избегать высшей меры, и как, напротив, легко и без числа истребляли неугодных правители Европы.

В декабре 1564 года Иоанн Васильевич  покинул Москву в сопровождении верных ему ближних бояр, дворян и приказных людей. Когда разнеслась весть, что Государь покинул стольный град и отбыл «невесть куда»,  многие стояли как громом оглушенные, земля под ногами зашаталась, а митрополит Афанасий на время потерял дар речи

.
Уезжая, Царь не бросил власть, а увёз её с Cобой. В Москве воцарилось безвластие. "Все замерло, - говорит Ключевский, - столица мгновенно прервала свои обычные занятия: лавки закрылись, приказы опустели, песни замолкли..."

Все и всё замерло, как при приближении страшной грозы. И она грянула. 3 января 1565 года из Александровой Слободы к митрополиту Афанасию прибыл царский доверенный Константин Дмитриевич Поливанов, привез «грамоту» и «список», в котором были описаны «измены боярские и воеводские и всяких приказных людей».

Иоанн Васильевич не называл конкретных лиц; он бросил обвинения всем служилым людям, начиная с «первых бояр», в неисполнении долга при ведении дел, в том, что не хотят они «оберегать православное христианство». Были высказаны царские укоризны и «духовным отцам», которые заодно со служилыми: когда Царь хочет кого-то наказать, то «архиепископы, и епископы, и архимандриты, и игумены сложатся с боярами и дворянами» и едины все против воли Царской. Поэтому «Царь и Государь и Великий Князь от великой жалости сердца, не хотел многие из-менные дела терпеть, оставил Свое государство и поехал» куда «Его Бог наставит».Иоанн Васильевич знал Свой народ и в его выборе не ошибся. Он получил полное и неоспоримое право на  Самодержавную власть.

Народное движение за «возвращение Царя» было столь мощным, что уже вечером 3 января в Александрову Слободу отправилась делегация умолить Иоанна Васильевича «сменить гнев на милость». Иоанн согласился «вернуться на Царство», но при одном непременном условии: править нераздельно, а «изменников, которые измену Ему, Государю делали», и в чем Ему были непослушны - на тех налагать опалу, казнить по своему усмотрению. Царь учреждал теперь и новый особый личный Опричный двор. Так началась известная  Опричнина.

Само слово "опричнина" вошло в употребление задолго до  Иоанна  Грозного. Так назывался  остаток поместья,  достаточный для пропитания вдовы и сирот павшего в бою или умершего на службе воина. Поместье, жаловавшееся великим князем за службу,  отходило  в казну,  опричь (кроме) этого небольшого участка. Государь отписал часть земель  в Своё личное владение, назвав их Опричниной. В неё вошли ряд уездов в Центральной и Западной России, весь Север, часть Москвы, отдельные города и волости в других районах. Всё остальное считалось «Земщиной».

Боярская оппозиция в борьбе с Царём  опиралась на свои вотчины - в противовес  ей Иоанн Васильевич оформил собственную огромную «вотчину», а вотчинную систему князей  и бояр начал разрушать.

В итоге задача, которую ставил Царь Иоанн, - ликвидация крупных вотчин и создание вокруг них дворянских поместий, за 4 года была решена. Через сито Опричнины со временем должна была пройти вся Россия.

За последние шесть лет царствования Иоанна (1530-1584) на Руси вообще не было ни одной смертной казни. Опричнина, «дочиста вымела измену и крамолу, восстановила "самодержавство", защитила Веру и Церковь».

Опричнина была направлена на укрепление централизованной власти. Это реализация конкурентного преимущества России с её суровым, в отличие от Европы, климатом и необъятной территорией, о чём говорят многие историки, в том числе, например, кандидат исторических наук М.В. Медоваров, г. Нижний Новгород. И этот путь заложил дальнейшее развитие нашего Отечества на столетия вперёд. Опричники не были подсудны никому, кроме Царя, получали вдвое большие денежные  и земельные  оклады, чем обычные дети боярские. Государь как первый Слуга Господа, воспринимал Свою власть как служение Творцу Всяческих и желал, чтобы Его приближенные тоже осознавали себя поденщиками, смиренными слугами Божиими. Опричное служение стало формой  церковного послушания. Ни знатности, ни богатства не требовал Государь от опричников, требовал лишь верности, говоря: «Ибо по грехам Моим учинилось, что наши князи и бояре учали изменяти, и Мы вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и правды». Сохранилась Ряса, которую носил Иоанн Васильевич. Это грубая власяница - панцирь Воина Духа. Панагия Царя с образом Ангела Пустыни Иоанна Крестителя хранит Оружейная Палата Кремля.

Заслышав звон колоколов, иноки - опричники спешили к заутрене, во время которой Государь сам читал Апостол, пел на клиросе, молился коленоприклоненно. После заутрени следовала обедня, далее - окропление Святой водой и общая трапеза. На трапезе  Царь Иоанн читал вслух Жития Святых и духовные поучения; затем долго беседовали  по вопросам веры, а вечером отправлялись к вечерне. Днём, в промежутках между службами шли занятия государственными делами. К ночи Царь удалялся в Свою келью, где истово молился.

Пост - это жертва, а молитва - вопль к Богу. Почти ежедневно  причащение Святых Христовых Тайн - вот источник  великой духовной силы, которая делала опричников - победителями в борьбе  и праведниками в жизни. Опричник - Воин Духа, человек с преображённым сердцем. Такой подвижник  может помочь другим обновиться и переродиться. Без познания Истины и Пути  Правды Божией этого  не достичь. Опричников  легко было отличить вне стен Александровской Слободы: на шее их лошадей прикреплялись собачьи головы, а на югутовище - шерстяная кисть, как образ метлы. Сие означало, что Царские воины будут грызть измену и изменников как собаки и выметать всё лишнее из страны.

С одной стороны они выражали собачью преданность Царю, но тут имеется и более глубокий смысл. В древних Апокалипсисах бесы, - как предводители войска антихристова, изображены во главе людей с песьими головами. Следовательно, отрубленные головы - это головы бесов и  олицетворяют  они тех  предателей, которые прокляты Богом, как дети диавола. Отрубленная собачья голова изображает грядущий триумф христианства над силами тьмы. "Сам замысел строительства Государства Российского Царь Иоанн Васильевич Грозный и Святитель Макарий  черпали из  Священного Писания... Образ опричного Царства во всей его специфике  и необычности Иоанн IV  нашёл в Священном Писани - в преддверии Царства Давида после смерти Царя Саула. Вспомним: впавший в нечестие Саул, гнавший  своего самого верного слугу, уже помазанного пророком Самуилом на Царство - святого Давида - просто вынудил Давида создать своего рода «партизанское», опричное, т.е. отделённое от современных ему беззаконий Царство.

Образ странствующего Царя Давида и Его, опричного Царства явился_прообразом «царства не от мира сего», пребывавшего здесь, на земле во время последних трех лет земной жизни законного Царя Иудейского - Иисуса Христа. Это Царство, состоявшее из апостолов и других учеников Спасителя, противостояло земному царству Ирода. Находясь среди людей, оно в то же время было как бы не от Мира"опричь его".

 

В этом Своем царстве Иисус Христос явил тот образ противостояния злу, который в полноте раскроется лишь в самые последние времена, когда почти во всем мире будет царствовать беззаконник антихрист. Тогда остаток верных и составит ту "Божию Опричнину", к которой обращены знаменитые слова Спасителя: "не бойся, малое стадо"... Итак, в своем окончательном, идеальном виде Опричнина есть орудие борьбы с антихристом, русское духовное орудие "последних времен". Вот почему учиненный Грозным Царем образец оказался не нужен ни Его Сыну Феодору, ни Борису Годунову, ни Царям из династии Романовых. Время ещё не пришло! После отмены Опричнины опричники заполнили Государев Двор, опричное правительство стало называться «Дворовым» проводило прежнюю политику до кончины Царя, правда, в физическом насилии уже не было нужды - воля противников была сломлена. Государев Двор, наполненный опричниками, стал главным органом власти, изменив своё положение, подмяв под себя Боярскую думу. Опричнина из остатка верных превратилась в регулярную организацию.

Опричный принцип власти возник как преодоление олигархического, княжебоярского и, в свою очередь, породил Самодержавный, после чего все принципы  зажили собственной жизнью, сформировав образ триады, треугольника - самую устойчивую фигуру.

Опричнина носила ярко выраженный национальный характер, сплачивала верхи и низы в достижении единой цели - Царствие Небесное, спасение и вечная жизнь в Небесном Иерусалиме

Опричнина была отменена, но не растворилась в окружающем мире, а в значительной степени растворила его в себе. Земщина и опричнина в конце концов смешались. Мощным фактором становления мировоззрения служения всех сословий государству стали регулярно собиравшиеся теперь земские соборы, первый из которых был созван Иоанном IV еще в начале его царствования, в 1550 году (по другим источникам - в 1547 году). Это был «собор примирения», в ходе которого перед собранными «из городов всякого чину» людьми царь обещал загладить все невзгоды лютого боярского правления.

Митрополит Иоанн Снычёв поясняет: «Собор мыслился как символический акт, возвращающий народу и царю утраченное в смуте междуцарствия единство». «По всем этим чертам, - пишет Ключевский, - первый земский собор в Москве представляется каким-то небывалым в европейской истории актом покаяния царя и боярского правительства в их политических грехах». Покаяние это было взаимным - народ тоже каялся в грехах перед властью. Это превратило соборы в инструмент борьбы со всякой смутой путем утверждения всенародного церковного единства.

 

1549 год. Впервые в русской истории был созван Земский Собор. В Москву  велено было приехать всем чинам Боярской Думы, Государева Двора, иерархам Церкви, представителям разных сословий от городов и весей Руси. Царь осознал, что смена боярских групп у Государева Трона  никаких перемен к лучшему не ведёт, и решил обратиться ко «всей земле». Этот Собор получил название «собор примирения». Его главной целью было: объединить разные слои населения, забыть взаимные счеты и общими усилиями оздоровить Державу.

Государь обратился к митрополиту и священнослужителям с искренним покаянием в своих грехах и в том зле, которое во время Его малолетства творилось в Отечестве. Более того, вышел на Красную площадь и с Лобного места каялся перед народом. Царь Иоанн кланялся народу Божию - простецам! Каялся, что бояре, правившие в Его юношеские годы, притесняли людей, а Он оставался «глухим и немым, не внимал стенанию бедных». Бояр обуял страх. Иван Васильевич прилюдно вопрошал их: «Какой ответ дадите нам ныне? Сколько слез, сколько крови от вас пролилось? Я чист от сей крови, а вы ждите Суда Небесного». Государь крайностей не хотел, объяснял народу: «Нельзя исправить минувшего зла, могу только впредь спасать вас... Оставьте ненависть, вражду, соединимся любовью христианской. Отныне Я ваш судия и защитник». Много обвинений звучало и на заседаниях Собора. Бояре винились и просили прощения. Царь обещал не допустить расползания зла  и суровые наказания грозили только в будущем.  Все опальные прощались, все обиженные получали право подавать челобитные Самодержцу. Рассматривать челобитные требовалось быстро и без волокиты. Собор постановил разработать новый Судебник.

Для исполнения решений Земского Собора возникли первые в России правительственные учреждения - «избы» или «приказы». Теперь для приема челобитных была создана постоянная Челобитная изба. А вслед за ней появилась Посольская изба, аналог министерства иностранных дел. К слову, на Западе таких учреждений еще не существовало.

До конца XVI века земские соборы собирались еще три раза - в 1566, 1584 и 1598 годах. Исключая собор 1566 года, решавший вопросы войны и мира, которые требовали в тех условиях всенародного одобрения, остальные соборы созывались для предотвращения междуцарствия и подтверждения религиозно-мистического единства народа и царя, что не мешало решать и практические вопросы.

Этим же целям служили знаменитый собор 1613 года, положивший конец развалу русского государства и католическим проискам, призвав на Российский престол новую династию и засвидетельствовав соборной  клятвой свою вечную верность роду Романовых как Богом данных России царей. Так Земский Собор, созданный Иоанном Васильевичем, спас Русь во время Смуты. Однако звучат голоса, обвиняющие Иоанна Грозного в Смуте, между тем как настоящей причиной её снова стали нравственное падение и властолюбие элит, предательство и измена вплоть до убиения последнего представителя рода Рюриковичей Дмитрия Угличского.

Напомним, что Россия была единственной страной, где товары, принадлежащие Царю, тоже облагались пошлинами! Иоанн Васильевич властвовал над подданными, но не присваивал себе личных привилегий.

Судебник 1550 г. впервые в Европе обеспечивал неприкосновенность личности! (Британский закон о неприкосновенности личности, «Habeas corpus Act», был принят только в 1679 году). Наместник не имел права арестовать человека, не предъявив доказательств его вины земскому старосте и двум целовальникам. В противном случае староста мог освободить арестованного и по суду взыскать с администрации штраф «за бесчестье».

Незаменимым источником сведений о жизни русского общества XVI века является Стоглавый Собор, организованный Митрополитом Макарием при непосредственной поддержке Иоанна Грозного. Он был назначен для наведения порядка в делах Церкви и открылся в феврале 1551 года (его постановления составили 100 глав). Открытие Собора Государь Иоанн IV  начал с покаяния за те безобразия, которые творились в Его юные годы. Просил у иерархов  Церкви на будущее: «Не щадите Меня в преступлениях, смело упрекайте Мою слабость; гремите словом Божиим, да жива будет душа Моя!»

Собор сохранил и признал неприкосновенной церковную монастырскую собственность.

Категорически запрещалось ростовщичество  и пьянство. Обращалось внимание на опасность лжепророков и ересей.

Одним  из важнейших постановлений  Стоглавого Собора  стало  учреждение  в крупных монастырях школ - для обучения  не только будущих священников, но и светских лиц. В России создавалась централизованная и разветвлённая система образования. Кроме того, при монастырях действовали «работные школы», обучая сирот полезным ремёслам.

О призрении больных и бедных Собор постановил: «Да повелит Благочестивый Царь всех больных и престарелых и неимущих довольствовать пищей и одеждой, а боголюбцы пусть милостыней всё потребное им приносят...»

И если  Правительница Елена Глинская выкупала пленных у татар, Её Сын, - Государь Иоанн, сделал защиту ближних повседневной заботой. Для спасения людей из неволи вводился особый налог - «полоняничные» деньги.

Кто народ любит, тот его и жалеет... Страх Божий и любовь к ближним испокон веков были отличием истинных защитников народа. К таковым принадлежал и Грозный Царь.

Материалы Собора - яркий памятник стремления русского общества середины 16 в. к исправлению и обновлению. Стоглав и как литературный, и как законодательный памятник представляет собою редкое и выдающееся явление в истории русского церковного права: это - один из поворотных столбов, наложивший собою сильный отпечаток на целую эпоху, такой памятник, в котором многие труды предшествующего времени нашли свое удачное завершение, и который даже для отдаленного последующего времени имел значение действующего  права. Стоглавый собор оценивается как одно из важнейших событий в русской истории. В обширном своде соборных постановлений решения Собора не только излагаются, но и комментируются, подкрепляются авторитетом предшествующих Соборов и поучений отцов Церкви и т. д.

Иоанном IV введена всеобщая выборность местной администрации по желанию населения административной единицы. И по сей день система органов местного самоуправления, даже обладая скромными финансами, держит внутреннюю стабильность в огромной Российской Федерации.

При Грозном государе также созданы Четьи Минеи святого митрополита Макария. Положено начало книгопечатанию, созданы две типографии, была собрана книжная сокровищница царя. Придан государственный характер летописанию. Создана сеть общеобразовательных школ. Появился новый жанр в русской литературе - публицистика. Развивалась торговля с Англией, с Персией и Средней Азией.

И все это не смотря на многочисленные войны и 20-летнюю борьбу с европейскими странами, поддерживавшими Польшу, Литву и Швецию в войне против России (Ватикан, Франция, Германия, Валахия, Турция, Крым, Дания, Венгрия - кто деньгами, кто солдатами, кто дипломатическими интригами).

Страна покрылась сетью школ, почтовых станций. Было основано 155 новых городов и крепостей. Дабы  люди смогли спокойно жить и трудиться, границу прикрыли системы засечных черт, караулов, сторожевых постов. А за пределами границ, на внешних подступах к ним, образовался мощный и динамичный пояс Казачьих Войск. Все эти Казачьи Войска начали формироваться под Державной Рукой Иоанна Грозного.

Итоги правления Первого Русского Царя были поистине грандиозными. Территория нашей страны увеличилась вдвое - с 2,8 млн. кв. км до 5,4 млн.. Были присоединены Среднее и Нижнее Поволжье, Урал, Западная Сибирь, освоены лесостепные и степные области Черноземья, Россия закрепилась на Северном Кавказе. По площади она стала крупнейшим государством Европы. Были войны, эпидемии, татарские набеги, но, тем не менее, и население увеличилось - его прирост, по разным оценкам, составил от 30 до 50%.

Великая Держава строилась и крепла, несмотря на многочисленные войны. Против Царства Иоанна Грозного объединились Ватикан, Франция Германия, Валахия, Турция, Крым, Дания, Венгрия - все они поддерживали Польшу, Литву и Швецию; кто снабжал деньгами, кто пушечным мясом, а кто плёл интриги.

Вопреки наветам, Грозный Царь оставил своим Наследникам мощное государство и боеспособную армию, позволившие Его Наследникам одержать победу в войне над Швецией и выставлять в поле пятисоттысячное войско (в 1598 году). В разоренном государстве такое, невозможно!

 

Если говорить в целом, наши современники легко верят, что в России это период мрачного и безрадостного средневековья, и что европейские народы всегда были и будут впереди. А это ничего более чем миф.

К примеру, Париж и Лондон по сравнению с Москвой времен государя Алексея Михайловича (1645 - 1676) - это было не просто захолустье - там ходить нельзя было: сточные канавы, узкие улочки, домишки, постоянная грязь. А Москва - это город-сад, потому что сады были и на боярских подворьях, и на подворьях ремесленников, и на подворьях купцов! Иностранцы были поражены размерами Москвы, красотой Москвы, описывали город, где появился первый муниципальный транспорт! Они с удивлением писали, что из конца в конец этого огромного города можно было добраться на ямщиках - извозчики стояли. И деревянный дворец в Коломенском времен Алексея Михайловича - это чудо света, как его описывали! При государе Иоанне Васильевиче иностранцы (итальянцы) описывали его двор устроенным невероятно по красоте и пышности - это было продолжение Византии!

Великие победы, сложные задачи и большие свершения, великая культура и приверженность к православной традиции, выдающиеся лидеры, - это и есть наша национальная история, та, как писал Александр Сергеевич Пушкин, какой нам ее Бог дал.

Но нам сознательно вбивают в голову, что наша история - грязь, ужас и мрак, а в фильмах актёры сплошь одеты в рубища, хотя даже крестьяне имели красочные рубахи и сарафаны для церковной молитвы. Искажённая история доносится сегодня через СМИ до современников. А наша задача - рассказать правду, показать величие России.

Одной из таких попыток является проект «Россия. Моя история», о котором Президент РФ В.В. Путин сказал следующее: «Экспозиция дает объективную картину истории нашей страны со всеми ее победами, достижениями и проблемами». Школьники и студенты выходят из павильона ВДНХ, где открыта постоянная выставка, с горящими глазами и говорят: «Мы и не знали, что у нас такая классная история».

Сегодня нам необходимо понимать серьёзность ситуации. Достаточно упустить одно поколение молодёжи, как это произошло в Украине, чтобы зло было провозглашено добром, как одобряемы ныне киевской молодёжью  фашистские лозунги. Поэтому молодёжи России жизненно необходимо знать, беречь и передавать современникам и потомкам правдивую историю России.

Великий князь Александр Невский, после молитвы в храме, вышел к воинам со словами: «Не в силе Бог, а в правде!», и в подтверждение этих слов грозный швед был разгромлен.

Не в силе Бог, а в правде, и соборное покаяние в предательстве законной власти дало возможность преодоления Смуты 17-го века.

Не в силе Бог, а в правде, и в 2000 году сонм, пострадавших за Веру  Христову в годы богоборческой власти в России,  были прославлены в лике святых новомучеников и исповедников Российских, во главе с Патриархом Тихоном и Царской Семьёй.

И сегодня, как и сто лет назад, нападают на наши святыни, осмеивают наши нравственные ценности, клевещут на историю, не допускают подлинно народную культуру и народное творчество в СМИ. Казалось бы, и живёт страна наша - подавляющее большинство городов и сёл - скромно. Почему же враги России так нас боятся? Почему главный удар направлен на наши высокие идеалы, на всё, что для нас свято и дорого.

Потому что только вырвав из под нашего народа духовную опору, можно победить Россию. И напротив, сохраняя традиции и веру предков, мы выстоим и защитим будущее наших детей.

Главной конкурентоспособностью России и абсолютным гарантом её безопасности называют духовные сокровища нашей страны. Русский Народ может явить миру новый образ жизни, стать мировым образцом для подражания, лидером мирового развития, потому что у него больше нравственных идеалов и больше ответственности. Православные мыслители знали это всегда.

Сегодня, когда европейские народы отвергли христианство и явный грех выдают за норму, роль русской цивилизации, русского мира многократно возрастает. И не в рамках нашей военной мощи, а в рамках нашей морально-нравственной правды. Та позиция, которую мы сейчас занимаем на международной арене, безупречна юридически, в высшей степени ответственна, но она, в первую очередь, нравственна, моральна.

Пока мы стоим в правде, пока русский народ будет оставаться носителем главной идеи добра на Земле - с нами Бог, и значит, Россия непобедима.

 

Константин Ильин, глава Калязинского района Тверской области, член ЦС МОО «Русское Собрание», кандидат исторических наук

 

 

При разработке доклада использованы источники:

 

Минея от 9 января (ст.ст.)

Самодержавие духа: Очерки русского самосознания / Снычёв Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. - М.: Алгоритм, 2012. - 528с.

Исторический парк «Россия - моя история» / myhistorypark.ru

Житие Государя Николая Второго / pravoslavie.ru

Бадьянов Александр Борисович «Иван IV Грозный». Кандидат социологических наук, 07.09.2015 / Русская народная линия

Диакон Владимир Василик «Неизвестный Иван IV Грозный», 17.10.2016. Кандидат филологических наук, доцент СпбГУ  / Русская народная линия

Диакон Владимир Василик «Кто и зачем убил Распутина?», 29,12,2012. Кандидат филологических наук, доцент СпбГУ / Русская народная линия

Манягин Вячеслав  «Документальные свидетельства безосновательности сложившихся представлений о личности и так называемых "преступлениях" Царя Иоанна Грозного», публицист, 4.10.2002 / Русская народная линия

Медоваров Максим Викторович «Крепостное право в Российской империи», 04.10.2017. К.и.н., преподаватель Института международных отношений и мировой истории (ИМОМИ) Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского / видео-лекция https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=XlgGFCiV9QY

Саулкин Виктор Александрович «История России в контексте информационных войн», 29.03.2012. Православный журналист, один из основателей радио «Радонеж», иконописец, член Императорского Православного Палестинского Общества / Лекторий миссионерской службы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры www.lavra.tv

Саулкин Виктор  Александрович «Три Смуты», 14.01.2012 / Русская народная линия

Саулкин Виктор Александрович  «Русский крестьянин Григорий Распутин. Жизнь за Царя», 17.01.2017 / Русская народная линия

Саулкин Виктор Александрович  «Правда о благоверном Государе Иоанне Васильевиче и «черный миф» об «Иоанне Ужасном»», 21,02.2017 / Русская народная линия

И другие открытые источники


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме