Обстоятельно про Емелю, щуку, торговцев, приставов и короля

0
969
Время на чтение 21 минут

Мы уже ранее отмечали, что русские сказки по своему содержанию многоплановы. Одним из планов некоторых русских сказок является предвидческий (см. мои статьи на РНЛ "Русская сказка о большой политике и рыночных отношениях", "Русская сказка"Два Ивана" и обществоведческие предсказания","Русские сказки как обществоведческие пророческие трактаты"). Такова и русская сказка про Емелю или"По щучьему велению".В сказке на первый взгляд Емеля представлен, как дурак и очевидный лентяй. Однако надо иметь в виду, что эта сказка сказывается и оценки в ней делаются не от лица Емели, а - от стороннего лица. Надо также помнить, что в прежние времена под дураком имели в виду вовсе не плохо соображающего человека, а живущего не как все, т.е. не соблюдающего нормы, принятые большинством, официальные нормы или нормы моды. В этом отношении очень показательна реакция иностранцев на сказку про Емелю, приведённая научным сотрудником кафедры русского языка филологического факультета МГУ Дмитрием Гудковым:

«Однажды на занятиях я прочел сказку «По щучьему велению» сначала японским студентам, а затем американским. Их восприятие сказки отличалось как небо и земля, но в оценке Емели их мнения совпали. И те, и другие сочли сказку безнравственной: патологический бездельник получает ничем не заслуженную награду. А у японцев, узнавших, что эта сказка пользуется большой популярностью в России, вообще возникли сомнения в полноценности русского национального характера. Американцы сказали, что дети, воспитанные на подобных сказках, вырастут лентяями...»

Японцы - люди с очень большим своеобразием, у них и глаза смотрят на мир не как у большинства людей. После принесения американцами им в подарок атомных бомб, у большинства японцев до сих пор не возникло сомнений в полноценности американского характера, а после разгрома Квантунской армии, поражения в войне и разработки бактериологического оружия ими самими у них не возникло также сомнений и в полноценности японского национального характера.

Найти людей, более обтёсанных рынком, властью и модой, чем американцы, думаю не возможно. Совершенно не случайно, теперь и мнение наших людей, сильно подёрнутых рынком и модой, либо совпадает с мнением американцев, либо близко к нему.

Для примера приведу мнение нашей современницы, как бы Джоан: "Когда человек чего-то хочет добиться в жизни, он должен к этому стремиться и что-ТО ДЕЛАТЬ, а не ждать на печи, когда к нему приплывет волшебная щука и сделает все за него. Вот и народ (большинство) у нас такой, сидит и ждет, пока само собой все разрулится в стране, и жулики во власти сами воровать перестанут, и на работе вдруг зарплату поднимут. А оно-то не меняется, и щука не плывет, и жизнь так и проходит, и красавицам ты не нужен такой, потому что спортом тоже лень заниматься, гораздо приятнее с друзьями пивка хлебнуть или дома после работы у телевизора."

Предлагаю подобно думающим вспомнить тех, кто в 90-е годы голосил на всю страну: "Запад нам поможет!" Это были те, которые активно "ломанулись" делать деньги на "ваучерах" и в МММ, вообразив, что им огромная щука в образе обожаемого Запада поможет быстро обрести дворцовые хоромы с бесплатной прислугой. И в большинстве своё это были люди совсем не русские и с либеральными фамилиями(см.прессу 90-х гг. 20-го века).

Но, слава Богу, что не все наши люди по уши в рынке и повержены формализмом, юристами, чиновниками, Западом и модой! Касаясь сказки про Емелю, Светлана отмечает другое:" Даже если щука попадет в руки "дурачка", то он сможет наворотить куда больше важных дел, чем какой-нибудь умник, ведь он (Емеля) - смекалистый!" Как минимум, у Светы сохранилось дорыночное чувство русского языка. Спасибо ей. Очень также приятно, что она не одна. Меня неожиданно порадовала и Люсия тем, что, несмотря на её излишнюю тягу к иностранному, она сохранила интерес к русским сказкам. Вот её слова:" Вот сейчас прочитала сказку и поняла (после 50-лет), что Емеля был умнее всех, использовал свою лень для кратчайшего пути к благополучию. Нужно учиться у него умению разглядеть и использовать в жизни любые возможности. Молодец Емеля!".

Но перейдём к русскому обзору русской же сказки про Емелю с позиций русского языка, понятий и русского словаря. Прежде отметим, что существует несколько версий сказки. За основу возьмём народную версию. Рассмотрим два зачала сказки.

1 зачало: "В некоторой было деревне: жил мужик, и у него было три сына, два было умных, а третий дурак, которого звали Емельяном. И как жил их отец долгое время, то и пришел в глубокую старость, призвал к себе сыновей и говорил им: "Любезные дети! Я чувствую, что вам со мною недолго жить; оставляю вам дом и скотину, которые вы разделите на части ровно; также оставляю вам денег на каждого по сту рублев". После того вскоре отец их умер, и дети, похороня его честно, жили благополучно. Потом вздумали Емельяновы братья ехать в город торговать на те триста рублев, которые им отказаны были их отцом, и говорили они дураку Емельяну: "Послушай, дурак, мы поедем в город, возьмем с собой и твои сто рублев, а когда выторгуем, то барыш пополам, и купим тебе красный кафтан, красную шапку и красные сапоги. А ты останься дома; ежели что тебя заставят сделать наши жены, а твои невестки, то ты сделай". Дурак, желая получить обещанные красный кафтан, красную шапку и красные сапоги, отвечал братьям, что он будет . После того братья его поехали в город, а дурак остался дома и жил с своими невестками."

2 зачало:"Жили три брата, два-то умных, а третий дурак; умные братья поехали в нижние города товаров закупать и говорят дураку: "Ну смотри, дурак, слушай наших жен и почитай так, как родных матерей; мы тебе купим сапоги красные, и кафтан красный, и рубашку красную". Дурак сказал им: "Ладно, буду почитать". Они отдали дураку приказание, а сами поехали в нижние города; а дурак лег на печь и лежит. Невестки говорят ему: "Что же ты, дурак! Братья велели тебе нас почитать и за это хотели тебе по подарку привезть, а ты на печи лежишь, ничего не работаешь; сходи хоть за водой". Дурак взял ведра и пошел за водой; зачерпнул воды, и попала ему щука в ведро. Невестки глядят и дивуются. "Что он за дурак! - говорят. - Вишь какой хитрый, что у него ведра сами домой пришли и поставились на свое место."

Перед нами два зачала. В целом они оба об одном и том же и не противоречат друг другу, но с разной степенью полноты характеризуют персонажи сказки. Повествование в первом зачале ведётся частично от стороннего лица, а частично - от братьев Емели. Именно они, а не Емеля сам, определяют Емелю дураком. А кто же такие сами его братья? Отец не делает различий между своими детьми, он ко всем братьям обращается равно:"Любезные дети!"Отец наказывает детям разделить имущество, скотину и деньги на три части ровно. Неравенство в отношения меж братьями вносят его братья и, как мы увидим дальше, их жёны. И у Емели есть основания на них обижаться, не желающих его понимать и относящихся к нему хамовато.

Первое зачало и следующее за ним сказание предоставляет нам достаточно данных для ясного понимания нравственного и общественного лица Емелиных братьев (Е-братьев) и их отношения к Емеле. Е-братья, как и многие сейчас в России заражены рынком,"вздумали они ехать в город торговать на триста рублей".Говорят они Емельяну: "Послушай, дурак, мы поедем в город, возьмем с собой и твои сто рублев, а когда выторгуем, то барыш пополам, и купим тебе красный кафтан, красную шапку и красные сапоги. " В этой фразе Е-братьев в нравственном отношении они совершенно обнажены. Если говорить современным рыночным языком, то они - законченные бизнесмены и по-рыночному отчётливо понимают важность первоначального накопления капитала без излишнего этикета. Они не спрашивают согласия Емели на использования его части денег и на деление барыша «пополам между троих?», а ставят его перед фактом. И по законам рыночной рекламы не скупятся на обещания, которые, как мы увидим дальше, они не выполнят. Е-братья обязали Емелю делать все, что его заставят делать их жёны, типичные купчихи, достойные своих мужей.

Почему братья называют Емелю дураком? Во-первых, потому, что Емеля сам не захотел заниматься начальным накоплением капитала, не захотел вникать в лукавые приёмы обогащения. Во-вторых, что, как им показалось, брат поверил в их красный кафтан, красную шапку и красные сапоги. В-третьих, часто преуспевающие бизнесмены быстро проникаются собственной значимостью, и неуважением и пренебрежением к тем, кто не смог понять величия рынка и накопления начального капитала вместе с ними.

Может возникнуть вопрос:"Почему Емеля не перечил братьям и их жёнам?" Ответ мы находим в дальнейшем повествовании. Их жизненные пространства были настолько разные, что не имели ничего общего, кроме еды и тепла. Доказывать и что-то объяснять им ,для Емели было лишено всякого смысла.

Уже на основе содержания зачал видно, что хотя истоки этой русской сказки уходят в давнюю старину, сказка про Емелю- очень современна и удивительно точно рисует нам сегодняшнюю жизнь и отношения.

Продолжим повествование сказки дальше.

"Спустя некоторое время в один день, когда был жестокий мороз, тогда говорили ему невестки, чтоб он сходил за водою. Но дурак, лежа на печи, сказал: "Да, а вы-то что?" Невестки закричали на него: "Как, дурак, мы-то что? Ведь ты видишь, какой мороз, что и мужчине в пору идти!" Но он говорил: "Я ленюсь!" Невестки опять на него закричали: "Как, ты ленишься? Ведь ты захочешь же есть, а когда не будет воды, то и сварить ничего нельзя". Притом сказали: "Добро ж, мы скажем своим мужьям, когда они приедут, что хотя и купят они красный кафтан и все, но чтоб тебе ничего не давали", - что слыша дурак и желая получить красный кафтан и шапку, принужден был идтить, слез с печи и начал обуваться и одеваться. И как совсем оделся, взял с собою ведра и топор, пошел на реку, ибо их деревня была подле самой реки, и как пришел на реку, то и начал прорубать прорубь, и прорубил чрезвычайно большую. Потом почерпнул в ведра воды и поставил их на льду, а сам стоял подле проруби и смотрел в воду.

В то самое время увидел дурак, что плавала в той проруби пребольшая щука; а Емеля, сколько ни был глуп, однако ж пожелал ту щуку поймать, и для того стал он понемножку подходить; подошел к ней близко, ухватил вдруг ее рукою, вытащил из воды и, положив за пазуху, хотел идти домой. Но щука говорила ему: "Что ты, дурак! На что ты меня поймал?" - "Как на что? - говорил он. - Я тебя отнесу домой и велю невесткам сварить". - "Нет, дурак, не носи ты меня домой; отпусти ты меня опять в воду; я тебя за то сделаю человеком богатым". Но дурак ей не верил и хотел идти домой. Щука, видя, что дурак ее не отпускает, говорила: "Слушай, дурак, пусти ж ты меня в воду; я тебе сделаю то: чего ты ни пожелаешь, то все по твоему желанию исполнится". Дурак, слыша сие, весьма обрадовался, ибо он был чрезвычайно ленив, и думал сам себе: "Когда щука сделает так, чего я ни пожелаю - все будет готово, то я уже работать не буду!" Говорил он щуке: "Я тебя отпущу, только ты сделай то, что обещаешь!" - на что отвечала щука: "Ты прежде пусти меня в воду, а я обещание свое исполню". Но дурак говорил ей, чтоб она прежде свое обещание исполнила, а потом он ее отпустит."

Рассмотрим этот отрывок сказки не спеша. Между Емелей(Е) и невестками завязывается разговор на рыночных тонах, бьющей по самолюбию Емели. Его обязывают идти за водой. Емеля отвечает им на понятном невесткам языке:"Я ленюсь!". Они же его шантажируют обещанием пожаловаться братьям. Понятно, что Е не мог им сказать, что он думает о встрече с чудо-щукой, а не о красных сапогах? Правда же?! В противном случае рыночно воспитанные невестки вообще посчитали бы его полным психом ненормальным. А то, что Емеля имел в виду встречу со щукой, следует из дальнейшего повествования. Во-первых, он пошёл к реке, хорошо вооружившись. Во-вторых, прорубь он, прорубил чрезвычайно большую, гораздо больше, чем нужно для ведра. В-третьих, встал подле проруби и смотрел в воду, словно чего-то ждал. Увидел в той проруби пребольшую щуку. Дальше меж щукой и Е состоялся известный с детства всем и совсем не дурацкий разговор. Емеля ей некоторое время на слово не верил. Это говорит о том, что Е был человек осмотрительный и не промах. Он, как человек умный и хитрый, дождался гарантий и потом отпустил щуку. К стати, хитрым Емелю называют во втором зачале и его невестки. Этих важных деталей сказки не заметили ни американцы, ни задолбанные рынком "наши умники".

Продолжим повествование.

"Щука, видя, что он не хочет ее пускать в воду, говорила: "Ежели ты желаешь, чтоб я тебе сказала, как сделать, чего ни пожелаешь, то надобно, чтобы ты теперь же сказал, чего хочешь". Дурак говорил ей: "Я хочу, чтоб мои ведра с водою сами пошли на гору и чтоб вода не расплескалась". Щука тотчас ему говорила: "Ничего, не расплещется! Только помни слова, которые я стану сказывать; вот в чем те слова состоят: «по щучьему веленью, а по моему прошенью ступайте, ведра, сами на гору!" Дурак после её говорил: "По щучьему веленью, по моему прошенью ступайте, ведра, сами на гору!" - и тотчас ведра и с коромыслом пошли сами на гору. Емеля, видя сие, весьма удивился; потом говорил щуке: "Все ли так будет?" На что щука отвечала, что "все то будет, чего только пожелаешь; не забудь только те слова, которые я тебе сказывала". После того пустил он щуку в воду, а сам пошел за ведрами. Соседи его, видя то, удивлялись и говорили меж собою: "Что это дурак делает? Ведра с водою идут сами, а он идет за ними". Но Емеля, не говоря ничего с ними, пришел домой; ведра взошли в избу и стали на лавку, а дурак влез на печь."

Обсудим выше выделенную часть сказки.

Отметим, что повествование и в этой выдержке ведётся тоже не от лица Емели; также то, что Е очень толково построил отношение со щукой, представительницей гораздо более тонкого и могущественного мира, чем мир его братьев, невесток и сельчан. В некоторых версиях этой сказки прямо говорится, что Емеля для вхождение в контакт с миром новых идей и образов, качественно новых возможностей, молился Богу. Емеля заранее серьёзно готовился ко встрече со щукой, не болтая зря языком, вступил в новый духовный, высоко образованный мир, мир большого ума и высоких технологий!

Отметим также и то, что Е на удивления сельчан никак не отвечал, объяснять им было бесполезно, они к этому были не готовы. Вести себя так с невестками он не мог, они ему было близкими людьми. Поэтому он в разговорах с ними отделывался односложными репликами, например: « Я ленюсь», невестки это могли понять. А то, что сделала щука, было выше их понимания.

Почему многие и сегодня не понимают Емелю и сказку про него? Потому что они пока ещё тоже сами не готовы к восприятию более тонкого мира, доступного Емели, но не доступного им, воспитанным и образованным теми, которые не способны входить в мира богодухновенных идей и реалий, не поднимаясь в своих потребностях и желаниях выше простеньких голливудских фантазий, спецэффектов и весьма посредственных политических западных шаблонов. Дальнейшие события сказки подтверждают сделанные выводы. В дальнейшем мир Е-братьев и их жён не изменился, они по прежнему Емелю унижают и пугают его не получением мнимых подарков. Мир же Емели преобразился качественно высокими технологиями обращения мыслей в реальные производственные цепочки. Он также быстро нарубил дрова и разместил их у печки, тихо говоря слова:" По щучьему велению, по моему прошению ну-ка, топор, поди наруби дров, а вы, дрова, сами в избу идите и в печь кладитесь". Топор откуда ни взялся - выскочил на двор и начал рубить; а дрова сами в избу шли и в печь клались, что видя, его невестки весьма удивились Емельяновой хитрости, И так каждый день, когда только дураку велят нарубить дров, то топор и нарубит."

Ещё раз отметим, что его невестки, хоть и называли его дураком, но дивились его хитрости. Не соображающий ничего человек хитрым быть не может в принципе.

А о чём мечтает и к чему стремится современный человек на западе и на востоке, создавая умные холодильники, умные дома и роботов, умеющих читать человеческие мысли, как не к тому же, чего достиг Емеля?! Русский Емеля - предчетя желаний современных людей и образа жизни людей 21 века. Кто из современных оболтусов, в том числе американских и японских, назовёт теперь Емелю дураком? А если и назовёт, то одновременно с этим они назовут дураками и себя и всех себе подобных пижонов и позёров независимо от их возраста.

«И жил он с невестками несколько времени, потом невестки говорили ему: "Емеля, таперича нету дров у нас; съезди в лес и наруби". Дурак им говорил: "Да, а вы-то что?" - "Как мы что? - отвечали невестки. - Ведь лес далече, и теперь зима, так холодно ехать нам в лес за дровами". Но дурак им говорил: "Я ленюсь!" - "Как, ленишься? - говорили ему невестки. - Ведь тебе же будет холодно; а ежели ты не пойдешь, то когда приедут твои братья, а наши мужья, то мы не велим им ничего тебе давать: ни кафтана красного, ни шапки красной, ни сапог красных". Емеля принужден был ехать в лес за дровами и, встав, слез с печи и начал скорее обуваться и одеваться. «И как совсем оделся, то вышел на двор и вытащил из-под навесу сани, взял с собою веревку и топор, сел в сани и говорил своим невесткам отворить ворота. Невестки, видя, что он едет в санях, да без лошади, ибо дурак лошади не запрягал, говорили ему: "Что ты, Емеля, сел в сани, а лошадь не запряг?" Но он говорил, что лошади ему не надо, а только чтоб отворили ему ворота. Невестки отворили ворота, а дурак, сидя в санях, говорил: "По щучьему веленью, а по моему прошенью ну-тка, сани, ступайте в лес!" После сих слов сани тотчас поехали со двора, что видя, живущие в той деревне мужики удивлялись, что Емеля ехал в санях и без лошади, и так шибко: хотя бы пара лошадей была запряжена, то нельзя бы шибче ехать! И как надобно было дураку ехать в лес через город, то и поехал он по оному городу; но как не знал, что надобно кричать для того, чтобы не передавить народу, то он ехал и не кричал, чтоб сторонились, и передавил множество народу, и хотя за ним гнались, догнать его не могли. Емеля уехал из города, а приехав к лесу, остановился и вылез из своих саней и говорил: "По щучьему веленью, по моему прошенью ну-тка, топор, руби-ка дрова, а вы, поленья, сами кладетесь в сани и вяжитесь!" Лишь только сказал дурак сии слова, топор начал рубить дрова, а поленья сами клались в сани и веревкой вязались. После того как нарубил он дров, велел еще топору вырубить одну дубинку. Как топор вырубил, то он сел на воз и говорил: "Ну-ка, по щучьему веленью, по моему прошенью поезжайте, сани, домой сами". Тотчас и поехали они весьма шибко, и как подъехал он к тому городу, в котором он уже передавил много народу, там уже дожидались его, чтоб поймать; и как въехал в город, то его поймали и стали тащить с возу долой; притом начали его бить. Дурак, видя, что его тащат и бьют, потихоньку сказал сии слова: "По щучьему веленью, по моему прошенью ну-ка, дубинка, отломай-ка им руки и ноги!" В тот час выскочила дубинка и начала всех бить. И как народ бросился бежать, дурак поехал из городу домой, а дубинка когда всех перебила, то покатилась вслед за ним же. И как приехал Емеля домой, то и влез на печь."

В этом отрывке сказки кратко рассказывается о этапах развития европейской цивилизации, о том как повозки будут двигаться без лошадей. О том, что техпрогресс не будет проходить без человеческих жертв, стычек и почти полного непонимания происходящего большинством. На все недоумённые вопросы сельчан и своих невесток Е опять никак не отвечает, потому что они не готовы были воспринимать и понимать происходящее, как оно есть на самом деле. Они не могли и могут понять, почему дубинка вступает в бой без непосредственного участия в бою человека?. Про себя же Емеля уже тогда прозревал системы залпового огня «Катюша», «Калибр», С-300 и С-400. В Русских сказках о высокотехническом развитии страны давно было сказано, задолго до голливудской попсы. То, что к нему, русскому Емеле, будут плохо относится не только рыночные братья и невестки, но и захваченные американским рынком народы, ему тоже было открыто. Емели было открыто заранее, и он заготовил дубинку до того, как на него напали. Для наивных отметим, предусмотрительность не свойственна дуракам в их понимании. Об Емели стали много говорить и о нём узнал король, т.е. западный мир. На Руси королей не было.

"Посланник от короля поехал за Емелей. и как приехал в ту деревню, где жил Емеля, то призвал к себе старосту и говорил ему: "Я прислан от короля за вашим дураком, чтоб его привезть; а ты призови мне тех, с кем он живет". Староста тотчас побежал и привел его невесток. Посланный от короля спрашивал их: "Что дурак любит?" Невестки ему отвечали: "Милостивый государь наш, дурак любит - ежели станешь просить неотступно о чем, он откажет раз и другой, а в третий уже не откажет и сделает; не любит он того, кто с ним грубо поступает". Посланный от короля отпустил их и не велел сказывать Емеле, что он призывал их к себе. После того накупил изюму, черносливу и винных ягод, пошел к дураку и как пришел в избу, то, подойдя к печи, говорил: "Что ты, Емеля, лежишь на печи?" - и дает ему изюму, черносливу и винных ягод и просит: "Поедем, Емеля, к королю со мною, я тебя отвезу". Но дурак говорил: "Мне и тут тепло!" - ибо он ничего, кроме тепла, не любил. А посланный начал его просить: "Пожалуйста, Емеля, поедем; там тебе будет хорошо!" Дурак говорил: "Я ленюсь!" Посланный стал просить его: "Пожалуйста, поедем; там тебе король велит сшить красный кафтан".

На примере всех уже рассмотренных отрывков сказки можно сказать, что реплика Емели: "Я ленюсь!" обозначает на деле: "Не мешая, я думаю!"

В последнем приведённом отрывке сказки даётся картина-предвиденье отношений Запада с Русью-Россией. Поскольку посланник был рыночник, как и король, Емеля с ним и говорил, как с рыночником, как с братьями и невестками. В отрывке говорится, что рыночный запад будет стараться соблазнять и скупать наших умельцев, остроумов-изобритателей и рукоделов, не считаясь с нуждами Руси-России, используя обман, подкуп и другие подлые приёмы. Сначала посланник всё выведал у невесток, потом пошёл соблазнять нашего Емелю винными ягодами. Важно отметить, что Е не любит тех, кто с ним грубо поступает, т.е. тех, кто ведёт себя нагло, по-рыночному. Важно, что в родных пенатах Е было тепло, а западные коврижки ему не очень и нужны. Говорящая деталь, посланный от короля, искушенный в рыночных обманах, спросил у невесток, может ли его обмануть Емеля?

"Дурак, услыша, что красный кафтан велят ему сшить, ежели поедет, говорил: "Поезжай же ты вперед, а я за тобой буду". Посланный не стал ему более докучать, отошел от него и спрашивал тихонько у его невесток: "Не обманывает ли меня дурак?" Но они уверяли, что он не обманет. Посланный поехал назад, а дурак после его полежал еще на печи и говорит: "Ох, как мне не хочется к королю ехать; но так уж и быть! (нормальная русская реакция, говорящая о том, что Е не просто лежал, но серьёзно думал)." Потом говорил: "Ну-ка, по щучьему веленью, а по моему прошенью поезжай-ка, печь, прямо в город!" Тотчас изба затрещала, и печь вон пошла из избы и как сошла со двора, то и поехала печь столь шибко, что и догнать нельзя; и он догнал еще на дороге того посланного, который за ним ездил, а во дворец с ним приехал."

Отметим очень важную реплику Емели: "Ох, как мне не хочется к королю ехать; но так уж и быть!»

Возникает вопрос:"Почему Е поехал к королю на печи, а не в телеге без лошади?" Во-первых, потому что, пусть знают наших! Во-вторых, про безлошадную телегу уже все знали. В-третьих, зная о патологической тяги запада к комфорту и не желанию делать тяжёлую работу, он дал западным гедонистам понять, что мы тоже знаем, что такое комфорт и вместе с высокими системами управления. Но мы, в отличие от запада на комфорте не сходим с ума. Обратим внимание, как король со своими министрами встречает русского "дурака",и сколько в том лукавой политики и тяги к санкциям? Именно по этому Е и не хотел ехать к королю.

"Как король увидел, что приехал дурак, то и вышел со всеми своими министрами его смотреть и, видя, что Емеля приехал на печи, ничего не говорил; потом спрашивал его король: "Для чего ты столько передавил народу, как ездил за дровами в лес?" Но Емеля говорил: "Я чем виноват! Для чего они не посторонились?" И в то время подошла к окошку королевская дочь и смотрела на дурака, а Емеля нечаянно взглянул на то окошко, в которое она смотрела, и видя дурак ее весьма прекрасною - говорил тихонько: "Кабы по щучьему веленью, а по моему прошенью влюбилась этакая красавица в меня!" Лишь только сии слова выговорил, королевская дочь посмотрела на него и влюбилась. А дурак после того сказал: "Ну-ка, по щучьему веленью, а по моему прошенью ступай-ка, печь, домой!" Тотчас поехала печь домой, а приехавши - опять стала на прежнем месте."

Как водится, когда Запад не может нам ответить достойным образом, он начинает себя и других пугать русскими угрозами:"Для чего ты столько передавил народу?" И дальше король повёл себя совершенно по западным стандартам.

« Емеля жил после того несколько времени благополучно; но в городе у короля происходило другое, ибо по дураковым словам королевская дочь влюбилась и стала просить отца своего, чтоб выдал ее за дурака замуж. Король за то весьма рассердился на дурака и не знал, как его взять. Как офицер перед ним предстал, тогда король говорил ему: "Слушай, друг мой, я тебя прежде посылал за дураком, но ты его не привез; за вину твою посылаю тебя в другой раз, чтобы ты привез непременно его; ежели привезешь, то будешь награжден, а ежели не привезешь, то будешь наказан". Офицер поехал немедленно за дураком, а как приехал в ту деревню, то призвал опять старосту и говорил ему: "Вот тебе деньги; купи все, что надобно, к обеду и позови Емелю, и как будет он к тебе обедать, то пой его допьяна, пока спать ляжет"."

Далее нам придётся перейти от обсуждения западной дипломатии к обсуждению западных санкции против Емельяна.

"Староста знал, что приехал от короля, принужден был его послушаться и позвал дурака. Как Емеля сказал, что будет, то офицер его дожидался с великою радостию. На другой день пришел дурак; староста начал его поить и напоил его допьяна, так что Емеля лег спать. Офицер, видя, что он спит, тотчас связал его и приказал подать кибитку, и как подали, то и положили дурака; потом сел и офицер в кибитку и повез его в город. И как подъехал он к городу, то и повез его прямо во дворец. Министры доложили королю о приезде. И как скоро король услышал, то немедленно приказал , принести большую бочку и чтоб набиты были на ней железные обручи. Тотчас была сделана и принесена оная бочка к королю. Король, видя, что все готово, приказал посадить в ту бочку свою дочь и дурака и велел их засмолить; а как их посадили в бочку и засмолили, то король при себе ж велел пустить ту бочку в море. И по его приказанию немедленно ее пустили, и король возвратился в свой город». Таковы было западные санкции.

«А бочка, пущенная по морю, плыла несколько часов; дурак все то время спал, а как проснулся и видя, что темно, спрашивал сам у себя: "Где я?" - ибо думал, что он один. Принцесса ему говорила: "Ты, Емеля, в бочке, да и я с тобою посажена". - "А ты кто?" - спросил дурак. "Я - королевская дочь", - отвечала она и рассказала ему, за что она посажена с ним вместе в бочку; потом просила его, чтоб он освободил себя и ее из бочки. Дурак, будучи тронут ее просьбою и слезами, сказал ей: "Хорошо, я для тебя это сделаю". После того говорил потихоньку: "По щучьему веленью, а по моему прошенью выкинь-ка ты, море, эту бочку, в которой мы сидим, на берег - на сухое место, только чтоб поближе к нашему государству; а ты, бочка, как на сухом месте будешь, то сама расшибися!"

«Только успел дурак выговорить эти слова, как море начало волноваться и в тот час выкинуло бочку на берег - на сухое место, а бочка сама рассыпалась. Емеля встал и пошел с принцессою по тому месту, куда их выкинуло, и увидел дурак, что они были на весьма прекрасном острове, на котором было премножество разных деревьев со всякими плодами. Принцесса, все то видя, весьма радовалась, что они на таком прекрасном острове; а после того говорила: "Что ж, Емеля, где мы будем жить? Ибо нет здесь и шалаша". Но дурак говорил: "Вот ты уж многого хочешь!" - "Сделай милость, Емеля, вели поставить какой-нибудь домик, - говорила принцесса, - чтобы нам где во время дождя укрыться"; ибо принцесса знала, что он все может сделать, ежели захочет. И Емеля, будучи тронут ее просьбой, принужден был для нее то сделать; он отошел от нее и говорил: "По щучьему веленью, по моему прошенью будь среди этого острова дворец лучше королевского и чтоб от моего дворца и до королевского был хрустальный мост, а во дворце чтобы были разного звания люди". И лишь успел выговорить сии слова, то в ту ж минуту и появился преогромный дворец и хрустальный мост. Дурак взошел с принцессою во дворец и увидел, что в покоях весьма богатое было убранство и множество людей, как лакеев, так и всяких разносчиков, которые ожидали от дурака повеления. Дурак, видя, что все люди, как люди, а он один был нехорош и глуп, захотел сделаться получше и для того говорил: "По щучьему веленью, а по моему прошенью кабы я сделался такой молодец, чтоб мне не было подобного, и чтоб был я чрезвычайно умен!" И лишь успел выговорить, то в ту ж минуту сделался так прекрасен, а притом и умен, что все удивлялись.

После того послал Емеля из своих слуг к королю, чтоб звать его к себе и со всеми министрами. Посланный от Емели поехал к королю по тому хрустальному мосту, который сделал дурак; и как приехал во дворец, то министры представили его пред короля, и посланный от Емели говорил: "Милостивый государь! Я прислан от моего господина с покорностью просить вас к нему кушать". Король спрашивал: "Кто таков твой господин?" Но посланный ему отвечал: "Я не могу вам сказать про него, о моем господине ничего не известно; а когда вы будете кушать у него, в то время и скажет о себе". Любопытствуя знать, кто прислал звать его, король сказал посланному, что он непременно будет. Когда посланный ушел, король тотчас поехал вслед за ним со всеми министрами. Посланный, возвратясь назад, сказал, что король непременно будет, и только сказал - а король и едет к дураку по тому мосту хрустальному, и с принцами.

Емеля вышел навстречу, принимал его за белые руки, целовал во уста сахарные, ласково вводил его в свой белокаменный дворец, сажал его за столы дубовые, за скатерти браные, за кушанья сахарные, за питья медовые. За столом король и министры пили, ели и веселились; а как встали из-за стола и сели по местам, то дурак говорил королю: "Милостивый государь, узнаете ли вы меня, кто я таков?" И как Емеля был в то время в пребогатом платье, а притом лицом был весьма прекрасен, то и нельзя было узнать его, почему король и говорил, что он не знает. Но дурак говорил: "Помните ли, милостивый государь, как дурак к вам приезжал на печи во дворец и вы его и с дочерью, засмоля в бочку, пустили в море? Итак, узнайте теперь меня, что я - тот самый Емеля!" Король, видя его пред собою, весьма испугался и не знал, что делать; а дурак в то время пошел за его дочерью и привел ее пред короля. Король, увидя дочь свою, весьма обрадовался и говорил дураку: "Я перед тобой весьма виноват и за то отдаю за тебя в замужество дочь мою". Дурак, слыша сие, с покорностию благодарил короля, и как у Емели все было готово к свадьбе, то в тот же день праздновали ее с великолепием. А на другой день дурак сделал великолепный пир для всех министров, а для простого народу выставлены были чаны с разными напитками. И как веселье отошло, то король отдавал ему свое королевство; но он не захотел». После того король поехал в свое королевство(т.е. король убрался восвояси), а любезный наш Емеля остался в своем дворце и жил благополучно."

И так. Сказка про Емельяна принадлежит к разряду русских предвидческих и пророческих сказок. Она говорит о том, что грядёт то время, когда Россия и русский народ преобразятся в своём духовном, умственном и общественном облике. Но это преображение произойдёт, не благодаря рынку и рыночным отношениям, не благодаря усилиям торговцев, чиновников, менеджеров, политиков, дипломатов и снисхождений Запада, а благодаря нарождению в России нового сословия духовно продвинутых, способных самостоятельно по-русски мыслить, нестандартных немодных творцов, находящих принципиально новые решения на принципах более тонких реалий и более тонких взаимодействий.

Русская сказка «По щучьему велению» не двусмысленно говорит нам о том, что все рыночные структуры: короли, его министры, подручные, приставы, бизнесмены и невестки, именуют Емелю дураком не потому, что действительно его считают безмозглым, а прежде потому, что путём рыночных ухищрений хотят подчинить его своей воле и оказать на него для этого психологическое давление. Этим сегодня занят и Запад по отношению к России. Но никакие ухищрения, санкции, в том числе и бочка, им в этом, в конечном счёте, не помогут. Будущее не за рынком, атлантической модой и стандартами, а за качественно новыми технологиями и качественно новым, духовно содержательным мышлением. Физический план жизни с его декоративными эмоциями будет переходить всё более в духовно-мыслительный план.

Какое королевство и какой король имеется в виду в русской сказке про Емелю, сегодня уже вполне понятно, но вот какая дочь атлантического королевства предпочтёт русское супружество западному зарегулированному комфорту за чужой счёт, это пока не совсем ясно. Сказка ясно также говорит, что когда русские и Русь войдёт в свою силу, они никого обижать не будут; ни королей, ни их народы, ни приставов, ни своих братьев, ни их жён.

Если каждый русский себя потрёт, то до Емели себя и дотрёт. У меня, к примеру, Емельяном был мой прапрадед. Каждому русскому куда почётней сегодня заниматься освоением новых нестандартных технологий и изучением своей родословной, чем заучивать атлантическую попсу и стандарты, наивно надеясь на западную щуку, на её снисхождение и подачки.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Геннадий Колдасов
Жизненное пространство и духовная культура
Самомнение не является опорой ума, но является часто гарантом деградации
22.05.2023
Вариации на тему «Россия и Запад»
Американцы и англичане за последние 200 лет морально остались сами собой, теми же англосаксами, мыслящими предельно колониально
01.05.2023
Поиск производственных резервов
Необходимо создавать новую русскую знать, имеющую русский корень и на деле являющуюся широко знающими и хорошо образованными людьми
18.04.2023
Юг и Север
Украина и Финляндия – что у них общего и что их делает непохожими
31.03.2023
Наши общественные недуги
Россия и её общество – живой организм со своей системой слабостей, возникающих как внутри общества, так и приходящих извне
16.03.2023
Все статьи Геннадий Колдасов
Последние комментарии
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Владимир С.М.
18.04.2024 13:24
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.04.2024 13:11
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.04.2024 12:40
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.04.2024 12:28
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.04.2024 12:11
Указы президента 2024 года снова не будут выполняться?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.04.2024 11:05
Начинается великое «Очищение» Отчизны
Новый комментарий от Игорь Ал
18.04.2024 10:48