Поем тебе, Волга, седьмой десяток лет

К 65-летию Государственного Волжского русского народного хора

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
557
Время на чтение 6 минут

Впервые Волжский народный хор увидел «вживую» в начале семидесятых годов теперь уже прошлого века. Было это в маленьком провинциальном городке - в Арзамасе, что в Горьковской, теперь уже в Нижегородской области.

Тогда было принято в летние месяцы проводить по всей стране сборные концерты. Приезжали знаменитые артисты, и чтобы всем хватило места, устраивали концерты на стадионах. Вот и в Арзамасе в теплый июньский день случилось на улицах затишье - казалось, люди, все, как один, из дома не выходили. А они в это время оккупировали городской стадион и смотрели, и слушали Михаила Пуговкина с Зоей Федоровой, аплодировали Ольге Воронец, подпевали «Синей птице».

Среди артистов был и Государственный Волжский русский народный хор. С оркестром, танцевальной группой и раздольными песнями. Не вспомнить сейчас, что именно исполнял хор, но вот их «Самару-городок» затем несколько дней напевали арзамасцы. Меня больше всего поразила частушка, так искренне исполненная певицей:

Кабы я была красива,

Я бы в городе жила.

С ридикюлем бы ходила,

Говорила бы на «а».

И так она выделяла это слово «ридикюль», что не заешь, что это такое, но представить можно - модно это, сверх модно. А уж на «а» говорить - мечта каждой волжанки.

Несколько раз она пела эту припевочку, а люди скандировали; «Еще давай! Валяй сызнова!» А что было делать певице и хору? Пели снова и снова.

Это потом уже, по прошествии многих лет стало понятно: каждый песенный коллектив имел свою неповторимую изюминку. В Омском народном хоре придумали картинку с медведем. Тот танцевал, играл на бубне, веселил артистов и публику, и всем было понятно: пусть люди не верят, что по российским улицам разгуливают медведи. Они если и есть, то вот, смотрите, что вытворяют - народ веселят!

Воронежский хор гордился непревзойденным чудом - частушечницей Марией Мордасовой. Пожалуй, нет у нас в истории национальной песни, когда бы за частушку, и за голос, конечно, присваивалось высочайшее звание народной артистки СССР. Мало того, Мордасова была еще и Героем Социалистического Труда.

Северный хор вообще чудесным образом сохранил архангельское цоконье - цулочки, ведероцко - и плавное фольклорное пение, будто низким северным небом прикрытое.

Сибирский хор выпустил на волю двух прекрасных музыкантов, которые впоследствии украшали, а один до сих пор украшает нашу родную культуру. Я говорю о Валентине Левашове и Викторе Захарченко. Это были и есть знаковые личности, по ним равнялись и продолжают равняться истинные исполнители русской песни.

Конечно же, нельзя умолчать о хоре имени Пятницкого. Как Митрофан Ефимович когда-то собирал по деревням голосистых крестьян, так и потом туда отбирались лучшие голоса со всего Союза. Тем этот коллектив и славился - Прокошиной, Клодниной, Захаровой, Коток, Подлатовой. Было поразительно видеть, как они - солистки, народные и заслуженные, только что запевали песню, а потом становились в ряд с подругами и пели, как рядовые артистки.

Но этот хор, как и хор Всесоюзного радио и телевидения под руководством Николая Кутузова, находились в двух шагах от Кремля, потому в первую очередь для них открывались лучшие концертные площадки, студии центральных радио и телевидения.

Что еще примечательно: каждый хор вдыхал жизнь только ему присущую песню. Хор Пятницкого, например, «И кто его знает» со старой Смоленской дорогой. В Воронежском солистка Мария Уварова взяла и сочинила «Ой, мороз-мороз». До сих пор никто и не ведает, что это авторская песня - народная, и весь сказ. Омичи прогремели с бродягой, переплывающим Байкал, или Кутузовский хор со звонкоголосой Екатериной Семенкиной - «Огней так много золотых». А к Волжскому хору навсегда приросли незамысловатые страдания «Ах, Самара-городок». Да, сосем недавно это было...

Теперь такого не бывает, теперь на все коллективы, за редким исключением, одни и те же песни: «Когда мы были на войне», «Я на печке молотила» да про коня, с которым идет кто-то вдвоем. Будто и нет, и не было никогда истинной народной песни.

Теперь, если и осталось что из прежнего, даже по пальцам не надо считать. На самом деле: если хочешь погубить дело, прерви традицию. Ее и прерывали - или в угоду времени и временщикам, или в погоне за выживанием.

Накануне своего ухода Митрофан Ефимович Пятницкий написал (не могу свидетельствовать точно, до слова, но смысл таков): «Если хор будет петь в ресторанах или стоять на подпевках, уберите мое имя из упоминания. Это уже не мой хор».

Это теперь, а тогда народ знал все государственные хоры. Когда они звучали по радио, все могли узнать их по голосам. Всегда узнаваем был и Волжский хор, родившийся в Куйбышеве, а люди, невзирая ни на что, говорили: «Вон как в Самаре поют».

В 1952 году Петр Милославов, яркая личность в народном искусстве, решился на необыкновенный эксперимент - создать в Поволжье народный хор. В репертуаре, как он считал, должны быть истинно волжские народные песни с необыкновенным голосом волжских напевов. Именно он осуществил уникальную для того времени расстановку артистов на сцене так, что с любого места в зрительном зале прослушивается вся голосовая палитра, все тембры и подголоски, сливающиеся в мощное хоровое звучание.

Милославов каким-то особым образом почувствовал это волжское звучание. Величавая Волга. Бугристое правобережье. Заливные луга левого берега. Необыкновенный звенящий простор. Сама природа породила на Волге природу людского голоса: вместе с привычным народным тембром в песню всегда вплетались академические голоса. Ими изначально владели татары, чуваши, мордва... Как от этого отказаться? Вот и решил Петр Милославов так «заставить» петь хор, что в нем просматривалась удивительная мягкая полуакадемическая манера пения. Один раз услышишь - никогда не забудешь.

И что сегодня особенно радостно: коллектив сохранил заложенные основателем и его последователями традицию народного волжского пения, ни с чем не сравнимое и только этому хору присущее. В этом сила хора и его будущее. Так считают сегодняшние руководители - директор коллектива Виталий Натаров, хормейстеры Елена Каплина, Наталья Кузнецова, балетмейстер Валерий Анучин. Их поддерживают певцы, танцоры, музыканты. Они дорожат наследством, не транжирят его, а преумножают. Подтверждение тому - недавние гастроли в Подмосковье.

Как же я рад был, когда на второй день Всемирного Русского Народного Собора, 2 ноября, замечательна русская певица Татьяна Семушина предложила: «Поедем сегодня в Реутов, там волжане поют». Почему-то мне сразу вспомнился Арзамас, вспомнилось, как в середине сентября группа писателей и артистов участвовала в фестивале «Бородинская осень», и там Таня неожиданно вспомнила давнюю песню и напела ее участникам «Осени»:

Ты скажи, скажи, Волга-матушка,

Из каких глубин начинаешься?

Полноводная, величавая,

Где красы своей набираешься?

Вспомнил и даже услышал, какая чуткая тишина тогда прозвенела в зале. По лицам было видно, насколько трепетно коснулись песня и Танин голос сердец. А эти люди видели и слышали немало прекрасного. А тут полем повеяло, волжская ширь объятия распахнула.

Как от такого отказаться? И мы поехали в Реутов.

Светящая, бесшабашно радостная Москва осталась позади, и мы оказались на затемненных улицах, как когда-то говорили, в рабочих кварталах. Быстро нашли дворец культуры - горожане, сами того не ведая, указали нам дорогу - на концерт шли люди, и по одному, и парами, и целыми группками. Уже одно это придавало радости - публика будет. Какое там будет? Яблоку было негде упасть... Как же, оказывается, недосягаема наша родная песня для коверканья и поругания, если на Волжский хор пришло столько молодежи.

А на сцене - купеческие дома, церковная колокольня, красноватый отблеск солнца в свежевымытых окошках. Уголок самарской улицы. Волги не видно, но ловишь себя на мысли, что этот уголок улицы как раз и сбегает по пологому склону к матушке-реке.

Ох, ты сердце, сердце девушки, не видать мне теперь покою... Песня Дунаевского, ставшая давно уже народной. Певцы хора, стайкой за стайкой, выходят на сцену, завораживая зрителя и мелодией песни, и голосами, и чудной русской картиной. А потом самарские припевки «Где мои шестнадцать лет?», а за ними «Меж крутых бережков». Подоспели танцоры со «Стиркой на Самарке», которых сменила целая песенно-танцевальная картина «Грунюшка».

«Самара - город небольшой». Пел хор рожденную в народе песню, а зрителям все виделось по-другому: огромный город, певучий, талантливый, несмотря ни на что - радостный, счастливый. Как же радовались зрители! У них артисты не выпрашивали аплодисментов, не заигрывали - люди сами, не скрывая радости, благодарили певцов и танцоров, музыкантов.

А как по-другому? За гармониста Дмитрия Данилина и в огонь пойдешь, и в воду. За русского татарина Романа Иброгимова любая бы девка выскочила, настолько он хорош, этот необыкновенный плясун. Да все артисты - украшение русской песни, русской пляски. Почему-то всегда складывалось в народных хорах, что женская певческая группа лидировала. В Волжском хоре все изумительно хороши - что певицы, что певцы, что танцоры, что музыканты. Заглядишься и заслушаешься.

Как же истосковался народ по родной песне! Как же, оказывается, бережно хранят в своей памяти русскую песню люди, если каждый номер концерта принимался не на ура - со слезами на глазах. Слезами радости и счастья.

Это потом уже, после выступления, люди выходили на улицу и продолжали радостно напевать:

Ростов на Дону,

Самара на Волге.

Я тебя не догоню -

У тя ноги долги...

Государственному Волжскому русскому народному хору исполнилось в этом году 65 лет. Седьмой десяток лет трудится на красавице-Волге этот удивительный коллектив. Он сегодня продолжает верно и достойно хранить заложенные предшественниками традиции и дает нам возможность полюбоваться патриотизмом.

Поклон низкий вам за это, дорогие волжане. Земно кланяемся за радость от напоминания, что мы русские люди - не государевы, а государственные.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иван Чуркин
Верные дети Отчизны
О лауреатах Национальной премии «Имперская культура» 2023
21.01.2024
Шестнадцатый богатырский фестиваль
К открытию Всероссийского фестиваля духовности и культуры «Бородинская осень»
09.09.2021
Петь русскую душу для русской души
Всероссийский фестиваль духовности и просвещения «Бородинская осень» – 2020
17.09.2020
Это слышать должна вся Россия…
12 апреля – премьера программы Волжского хора «Победоносная весна»
09.03.2020
А Волга знает, о чем поет…
Достояние России
31.10.2019
Все статьи Иван Чуркин
Бывший СССР
Финский суицид
Контуры национального предательства
19.04.2024
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 19:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30