Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Уполномоченный: «Впервые за 30 лет устроил массовое моление под открытым небом...»

Вадим  Кулинченко, Русская народная линия

28.10.2017


Памяти епископа Арсения (Крылова; 1879 - 1962) …

 

         Есть ли Бог, или нет? - извечный вопрос у человечества. Но, на мой взгляд, не это главное - главное во всём нашем бытие - это ВЕРА. Это мне внушала в детстве моя мудрая бабушка, очень верующая и строгая в жизни. Она говорила мне: «Внук, имей Бога в душе! Он наша вера!». Следуя её мудрым советам, я не потерял себя и, пройдя в жизни нелёгкий путь, понял эту истину и то, что в религии служители веры, как и в военной службе, генералами, не рождаются. Ими становятся, причём, в служении вере по зову души и сердца.

         Православная вера на Руси всегда была основой бытия народа, крепостью государства. Мы часто вспоминаем сподвижников веры дореволюционной России (октябрь 1917 года). И забываем о том, что в годы царствования атеизма в СССР, когда он составлял часть коммунистического воспитания трудящихся (парадокс в том, что коммунизм и христианство имеют одни и те же корни - В.К.) поддерживать светильник православной веры было гораздо труднее, чем тогда, когда интересы Веры и государства совпадали.

         Сегодня не секрет, что в первые годы Советской власти было подлинное гонение на священнослужителей, разор церквей и храмов. Только суровые годы испытаний в Великой Отечественной войне заставили государство ослабить гонение на веру, но не выпустить управления церковью из своих рук. Так же известно, что КГБ старалось привлечь священнослужителей к сотрудничеству, нарушить тайну исповеди прихожан. Трудно было в такой обстановке сохранить стойкость в служении Вере. И всё-таки многие священнослужители остались верны своему долгу.

         Одним из них был преосвященный епископ Арсений (в миру,  Алексей Васильевич Крылов), родившийся 25(12) марта 1879 года в селе Петровском Верейского уезда (ныне Нарофоминский район) Московской области. Он был с августа 1945 по март 1950 года Управляющим Калининской и Великолукской епархиями. Коротко о его житие, я и хочу поведать ниже. 

         Отец Крылова, Василий Фёдорович был псаломщиком при церкви села Петровского. В семье, кроме Алексея, были его брат Виссарион,  впоследствии служащий в Московской Патриархии, и три сестры. Алексей Васильевич своё первоначальное образование получил в Москве, в Донском духовном училище. После его окончания в 1895 году, Крылова перевели в Московскую духовную семинарию. После её окончания он становится учителем при Покровской монастырской церковно-приходской школе в Москве. Одновременно с 1903 года становится и псаломщиком одного из московских храмов

         Не довольствуясь духовным образованием, А.В. Крылов в 1908 году поступает на экономическое отделение Московского коммерческого института, который успешно оканчивает и затем экстерном держит экзамен на юрфаке Московского университета и получает диплом   кандидата прав. Все это пригодится в дальнейшем ему на поприще служения Вере.

         В 1914 г. А. Крылова зачисляют помощником присяжного поверенного Окружной судебной палаты. А с 1918 по 1944 год он занимает ряд весьма высоких должностей в различных государственных учреждениях. Во время войны работает юрисконсультом на копировальной фабрике «Мосфильм», в тресте местной промышленности Ленинградского района Москвы и на оборонном заводе №58 во Всехсвятском.

         16 января 1944 года он был «призван» на духовную службу. Алексей Васильевич всегда был глубоко верующим человеком, часто посещал храмы, особенно Богоявленский Патриарший собор, здесь же он начинает службу диаконом, а затем его переводят в храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине.

         В 1945 году овдовевший к тому времени отец Алексей Крылов принимает монашество под именем Арсений, в честь святителя Арсения - епископа Тверского (1409).

В августе того же года он был рукоположен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием 1, архиепископом Алма-Атинским и Казахстанским Николаем и епископом Тульским Виталием в епископы с назначением Управляющим Калининской (Тверской) и Великолукской епархиями.

         В Калинине (Твери) владыка Арсений часто сам проводит службы в храме, даже по небольшим праздникам. На всенощном бдении постоянно читает акафисты. В Троицком соборе, именуемом Белой Троицей, устанавливает совершать литию на всеношных  под воскресные дни. После каждого богослужения благословляет весь народ, находящийся в храме. Ездит по епархиям, служит во многих храмах, старается найти священников туда, где их нет. Тогда это была проблема.

         Народ тянется к нему. Своим простым словом владыка призывает паству на путь спасения. В то непростое для Церкви время он приглашает на служение в алтарь местных молодых людей и москвичей, даже подростков, несмотря на то, что существует запрещение властей вводить в алтарь ранее 18 лет. Владыка уделяет много внимания хору, выписывает ноты, приглашает певчих из Москвы. Привлекая молодёжь в храм, он принимает всех у себя и сам не гнушается зайти к прихожанам и разделить с ними скудную послевоенную трапезу. В то время при храме и в епархии не было служебных домов. Владыка жил на частной квартире, куда после вечерних служб его провожали прихожане. Владыка всегда ходил пешком, неторопливо, по пути интересуясь нуждами и жизнью верующих, утешая скорбящих. Когда одна его прихожанка уезжала на Урал, владыка благословил её своим личным Евангелием, в котором были подчёркнуты наиболее важные события. И на большом расстоянии чувствовалась его духовная поддержка и забота.

         Во время и после войны стали открываться церкви. Часто в беседах и проповедях Арсений рассказывал об открытии храма в Осташкове. До войны в этом бывшем соборе женского монастыря находился атеистический музей, где хранились святые мощи преподобного Нила Столобенского. Музей со всеми экспонатами перевели в другое место. А когда открывали храм, то среди мусора, оставшегося от музея, обнаружили святые мощи Нила. Так их обрели вновь и оставили в действующем храме. Владыка всё подчёркивал, что это божий промысел.

         На служение в Осташков владыка пригласил архимандрита Стефана (Светозарова) - эмигранта, прибывшего из Франции. Стефан сделал для мощей Нила раку, подобно раке преподобного Сергия Радонежского. В настоящее время святые мощи находятся во вновь открытой Ниловой пустыни на острове озера Селигер.

         Народ всё больше и больше идёт в храмы, но не дремлют и власти, недружелюбно настроенные против Церкви. Особенно рьяно вредит уполномоченный по делам религии Хевронов, придумывая различные способы, чтобы помешать спасительной жизни епархии. Он часто вызывает к себе владыку Арсения, советуя ему, например, чаще приглашать к себе архимандрита Стефана. Чтобы выяснить его отношение к советской действительности, попросту говоря, владыку склоняли к доносительству. Владыка наотрез отказывается от такого предложения. Местные власти начинают усиленную борьбу с ним. Распускаются разные сплетни, пишутся «жалобы» выше, обкладывают священников и особенно владыку неподъёмными налогами. Его обвиняют во взимании платы за каждую службу в соборе, особенно в приходах епархии. Как юрист он старается доказать всю нелепость обвинений, обращаясь к местным властям в Калинине и в центральные органы в Москве. Его приписка о том, что законы в СССР хороши, как в древнем Риме, но исполнители их не те, что должны быть, расценивается как дерзость, и от Патриархии требуют его перевода. В марте 1950 года епископа Арсения переводят в Башкирию, где он становится епископом Уфимским и Башкирским.

         В Башкирии владыка не изменяет своим принципам. После смерти архиепископа Куйбышевского (Самара) Алексия владыке Арсению поручают временно надзирать и за Куйбышевской епархией. Он справляется со всеми делами, но в ноябре 1953 года его назначают в древний русский город Чернигов, где он пробыл всего год, не найдя понимания со стороны митрополита Киевского  Иоанна.  

         Летом 1954 г. в связи с ухудшением здоровья владыке предоставляется отпуск, а уже в ноябре этого же года его определяют быть епископом Костромским и Галическим. С новой энергией взялся он за служение Богу и людям.

         В Государственном архиве Костромской области хранится фонд уполномоченного по делам религии, переданный на хранение в конце 90-х годов прошлого столетия. Немалый интерес для исследователей положения Церкви в советское время представляют информационные отчёты, докладные Костромского уполномоченного в вышестоящие инстанции под грифом «секретно». Там часто встречается имя владыки Арсения. То, что не запрещалось законом, запрещалось уполномоченным. Однако во время епископства Арсения благодаря его смелости, а также юридическому образованию, удавалось весьма успешно противодействовать противозаконным актам властей Костромы. Событие, произошедшее 15 мая 1956 года, заставило уполномоченного обратиться со специальным сообщением к Председателю совета по делам РПЦ Г.Г. Карпову:

«Настоящим сообщаю Совету, что Костромской епископ Арсений во время моей болезни организовал 15 мая 1956 г. массовое моление под открытым небом в г. Костроме на городском кладбище. Более 30 лет в г. Костроме под открытым небом на городском кладбище не проводилось массовое моление, т.е. так называемая «общая панихида». Но в этом году епископ Арсений, пользуясь тем обстоятельством, что я лежал в больнице, решил устроить общую панихиду под открытым небом.... Проводил службу на городском кладбище под открытым небом сам епископ Арсений в сопровождении 6-ти священников из церквей г. Костромы и 3-х диаконов. Эта служба под открытым небом епископа Арсения вызвала сильное возбуждение как в городских, партийных и советских организациях, так и в областных организациях. Областной комитет партии и облисполком настойчиво требуют от меня о том, чтобы я просил Вас, товарищ Карпов, о немедленном удалении епископа Арсения с поста управляющего Костромской епархией за то, что он делает массовое возбуждение религиозных суеверий.

Управляющий Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР по Костромской области, М. Галкин». (ГАКО, фонд № 2102, опись 5, ед. хр. 24, стр.6).

         О том, как владыка защищал интересы Церкви, говорит следующее донесение уполномоченного: «... когда к нему обращаются верующие, он им устно и письменно обещает поддержать их ходатайство об открытии церкви.  Учит их, как надо оформить.... В результате этой деятельности епископа Арсения в 1-м полугодии 1956 года по нашей области было подано 18 заявлений об открытии 11 церквей и все в центральные партийные и советские организации, тогда как за весь 1953 год было подано 4 заявления об открытии 4 церквей...».

         Грубое вмешательство в дела Церкви в те времена было обычным делом. По просьбе, скорее по требованию, Уполномоченного при Совете Министров СССР, по благословлению Святейшего Патриарха Алексия владыка Арсений в 1956 году получает двухмесячный отпуск для лечения и отдыха. А затем Патриархом и Священным Синодом принимается постановление «...уволить владыку Арсения, а после выздоровления иметь суждение о назначении Преосвященного епископа Арсения на ту или иную кафедру». Но суждения в течение восьми лет, до самой смерти, так и не появилось.

         Владыка Арсений после отправления на покой, просил разрешения у его Святейшества, Патриарха Алексия, служить в одном из московских храмов. Патриарх благословил  служить в храме в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной Роще. Часто владыка бывал и в Богоявленском Патриаршем соборе в числе иерархов, сослужащих Святейшему Патриарху в большие праздники. Он участвовал в хиротонии епископа Касиана Костромского и Галического, шедшего на его место. Жил владыка в своей квартире у Белорусского вокзала, а летом на даче в Сходне. У себя на квартире и в храме, когда служил, он принимал и утешал всех, кто приходил к нему, хотя в то время ему было 79 лет и здоровье его уже было подорвано. Но он неизменно был бодр и жизнерадостен. Его часто навещали не только москвичи, но приезжали и из Твери, Уфы, Костромы, где его знали с лучшей стороны. Он всегда с большой любовью принимал всех посетителей, утешая, вразумляя, молясь за всех. Духовенству владыка преподносил различные богослужебные вещи и книги, делая дарственные надписи. Сохранилось несколько таких вещей и книг. Например, книга Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа на четырёх языках. Надпись на книге гласит: «На молитвенную и добрую память моему иподиакону Александру Сергеевичу Куликову за честное и весьма добросовестное служение и отношение ко мне смиренному епископу Арсению - во время служения и после оного. Да благословит Всемилостивый Господь Бог его раба Божия Александра на служение Божие истинным пастырем, к чему он и готовится.

                              Смиренный Епископ Арсений

                              Г. Москва 27 апреля 1958 г.»

         26 мая 1962 года епископ Арсений, придя домой из храма, внезапно скончался от инфаркта миокарда на 84-м году жизни. Отпевали владыку в Елоховском Богоявленском соборе. По благословению Патриарха Алексия в отпевании участвовали епископ Дмитровский Киприан, епископ Можайский настоятель собора Леонид и епископ Донат. Похоронен владыка Арсений на Ваганьковском кладбище Москвы.

         Отличавшийся смирением и добротой к своей пастве, Арсений всегда защищал интересы Церкви от беззакония властей, отчего претерпел немало в жизни неприятностей, но не поступился принципам. Память о таких святителях навсегда остаётся в сердцах верующих.

 



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме