1 сентября 2017 года отошел ко Господу выдающийся ученый-византолог, мой Учитель - Гелиан Михайлович Прохоров. Он работал все время, даже когда болел: с 1992 г. Гелиан Михайлович стал главным научным сотрудником Отдела древнерусской литературы ИРЛИ. Работу там совмещал с профессорством в вузах Петербурга - в Институте истории СПбГУ, РХГА, СПбДА. Член Императорского Православного Палестинского Общества.
***
Прохоров Г.М. помогал мне в научной работе, в рецензиях на статьи в журналах, писал отзывы на мои научные монографии: «Преп. Сергий Радонежский и эпоха Православного Возрождения XIV-первой половины XV вв.», «Православное Возрождение на Балканах в XIV -первой половине XV вв. как историко-культурный феномен», «Православное Возрождение в Московской Руси в XIV-первой половине XV вв», «Преподобный Андрей Рублев-художник Православного Возрождения». Он был научным консультантом моей докторской диссертации.
Г.М. Прохоров сделал огромный вклад в развитии концепции Православного Возрождении XIV-первой половины XV вв. в своих многочисленных статьях и монографиях, посвященных изучению византийской и древнерусской культуры, отмечая, что по всей православной Восточной Европе, - параллельно с внецерковным западноевропейским гуманистическим Ренессансом, и даже несколько его опережая, шло «обновление средневековья» - культурное возрождение в церковных рамках, Православное Возрождение[1]. Если византийские гуманисты, констатировал он, стимулировали итальянское Возрождение, то византийские исихасты, оставившие по себе яркие следы в теоретической мысли, в литературе, в искусстве, в дипломатии, обратившись к Северо-Востоку, стимулировали Возрождение русское. Г. М. Прохоров развил теорию о политическом исихазме, по которой исихазм оказал влияние на политическую ситуацию Византии и Руси XIV века. Ученый считал, что исихазм XIV-XVI веков, повлиявший на литературу, искусство, философию и политику, способствовал Православному Возрождению. Исихастские споры, по мнению Г.М. Прохорова, стали точкой и встречи, и расхождения двух европейских Возрождений.[2]
Г. М. Прохоров развил теорию о политическом исихазме, по которой исихазм оказал влияние на политическую ситуацию Византии и Руси XIV века. Это связано с тем, что учениками св. Григория были Иоанн VI Кантакузин, Николай Кавасила и другие государственные деятели. Г.М. Прохоров считает, что исихазм XIV-XVI веков, повлиявший на литературу, искусство, философию и политику, способствовал Православному Возрождению.[3] Исихастские споры, по мнению Г.М. Прохорова, стали точкой и встречи, и расхождения двух европейских Возрождений. По мнению ученого, русские исихасты: Сергий Радонежский, Стефан Пермский и другие, - определяли судьбы Московского государства и создали идеологию формирования великорусской народности. Заложенные в трудах Г.М.Прохорова идеи я развиваю , по мере моих сил, в своих трудах.
В сегодняшней реальности идея Православного Возрождения XIV - первой половины XV вв. могла бы стать основой для последующего культурного Возрождения стран православной ойкумены и способствовала бы дальнейшему развитию всей мировой цивилизации на основе христианских ценностей. Уникальна роль византийского Православного Возрождения XIV - первой половины XV вв. в русской культуре, в становлении Московского Царства, в формировании русского самосознания.
Уникальна роль византийского Православного Возрождения XIV- первой половины XV вв. в русской культуре, в становлении Московского Царства, в формировании русского самосознания. Московское Царство, после падения Константинополя, ставшее «Третьим Римом» и правопреемницей Византийской Империи, продолжала соборные традиции наследника Византийского Содружества. В идее «Третьего Рима» было дано изложение «Русской Идеи» - идеи государства и народа в служении всему Православному миру. Существует возможность очередного Возрождения России как Великой Державы: мы способны совершить культурный рывок и снова войти в число лидирующих стран, отразив агрессию глобалистов и вернуть себе роль одного из самых влиятельных центров, определяющих мировое развитие. Такой проект разрешил бы неразрешимые и несовместимые с жизнью противоречия нынешней модели глобализма, внедряющей идеалы потребительского общества, уничтожающего духовный смысл бытия. Россия по-прежнему остается особой цивилизацией в современном мире со своими духовными задачами и своей собственной исторической судьбой. Следовательно, Возрождение Православия и идеалов Святой Руси поможет духовному и государственному возрождению России и остановит гибель современного мира. Дело, начатое, Г.М. Прохоровым не должно погибнуть.
Н.А.Ложкина, кандидат культурологии, сотрудник Государственного Эрмитажа
[1] Прохоров Г. М. Памятники переводной и русской литературы XIV-XV вв. Л.: Наука, 1987 ; Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Статьи / Г. М. Прохоров. - СПб.: Алетейя, 2000. - 288 с. ; Прохоров Г.М. Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. Сочинения. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008; Древнерусское летописание: Взгляд в неповторимое / Г. М. Прохоров; Институт русской цивилизации. - СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2014. - 416 с. - (Исследование русской цивилизации).
[2] Прохоров Г.М. Византийская литература XIV в. в Древней Руси.- СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2009.-С. 120.
[3] Прохоров Г.М. Некогда не народ, а ныне народ Божий... Древняя Русь как историко-культурный феномен / Г.М. Прохоров. - СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010.-С.158-178.