itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Свобода как условие развития общества

Бывший СССР 
0
2916
Время на чтение 8 минут

Концепция устойчивого развития общества должна быть основана на здравом смысле. Главным понятием, характеризующим состояние человеческого общества, является философская категория свободы, которая в силу ряда причин пока не получила чёткого определения.
Неопределённость по отношению к этому понятию, а как следствие, - невозможность практического воплощения его в жизни общества, состоит в том, что философы (каждый в своё время) пытались определить его через другие столь же неопределённые понятия. Например, Спиноза, Маркс и другие, так или иначе, связывали понятие свободы с познанием необходимости, хотя познание таковой в реальной жизни субъективно для каждого индивида. Гегель также рассматривал свободу как диалектический синтез личной свободы и необходимости. Что представляет собой такой синтез, видимо, хорошо было известно одному Гегелю. Возможно, что некоторые весьма одарённые люди в общих чертах догадывались, что стоит за этим определением, однако это обстоятельство никоим образом не сопутствовало тому, чтобы оно было принято всеми и использовалось в повседневной жизни. Кант же, следуя своей традиции отличаться от всех, придавал ей смысл, как свободе воли следовать внутреннему моральному закону, что также не добавляет определённости этому понятию. Внутренний закон индивида своим существованием обязан обстоятельствам, сопутствующим ему на жизненном пути. В качестве примера можно привести приверженность буржуазных либералов липовым буржуазным ценностям.

Сложность определения понятия свободы состоит в том, что для этого необходим двойной диалектический синтез, а не просто диалектический синтез, который подразумевает наличие диалектического единства всего двух противоположностей. Почему при определении понятия свободы возникает потребность в двойном диалектическом синтезе? Дело в том, что свобода подразумевает синтез личной свободы и общественной необходимости, а личная свобода, является синтезом бесконечной воли Бога-Творца и конечной воли индивида.


Рассматривая понятие личной свободы традиционно, как это делали стоики в древней Греции или философы-иррационалисты (Шопенгауэр, Ницше) в Европе, то, как детерминизм (полное отрицание свободы), так и волюнтаризм (полное отрицание детерминизма), можно прийти к выводу, что такой подход есть не что иное, как метафизические преувеличения, свойственные конечному человеческому разуму. С позиции мироздания личной свободы нет и всё детерминировано, с позиции человеческого разума личная свобода существует и выражается в свободе выбора, поскольку человек не знает и не может знать будущего во всей своей полноте. Эти два противоположных утверждения в качестве диалектического синтеза имеют как раз понятие личной свободы. Если даже субъект понимает, что всё жёстко предопределено мирозданием (Богом), то, не зная этого предопределения, но, имея выбор из нескольких возможностей, он будет следовать ему, занимая активную позицию. В этом воплощается воля индивида, так как есть выбор и активная позиция. Иисус Христос пришёл, чтобы дать людям ту активную позицию в этом выборе, которая соответствует Божественному Предопределению для человечества. Если же люди не следуют этой активной позиции, то правильный синтез не получается, а в качестве наказания они встречаются со злом во всём многообразии своего проявления.

Установки Иисуса Христа вносят ясность относительно свободы на личностном уровне. Это необходимо и достаточно для того, чтобы в обществе воцарилась свобода, однако при таком условии, что это становится правилом жизни для всех. Реализация свободы на общественном уровне требует дополнительно такой организации общества, где отсутствует доминирование кого-либо в чём-либо, поскольку далеко не все члены общества сразу будут готовы относиться друг к другу по-христиански. Здесь пришло время для второго диалектического синтеза, где в качестве единства противоположностей выступают уже личная свобода и общественная необходимость.

Перед тем как определить понятие общественной необходимости, надо сначала рассмотреть два других понятия, связанных с ним. Это понятия управления и доминирования (господства). Очевидно, что управление, отличается от доминирования тем, что первое (в отличие от второго) имеет обратную связь в виде контроля, что исключает доминирование. Контроль в общественных делах может быть эффективным только тогда, когда он пронизывает всю систему управления и имеет направление снизу вверх, а не сверху вниз или по горизонтали. Управляющее воздействие направлено от субъекта к объекту, а обратная связь всегда направлена от объекта управления к субъекту управления и представляет собой контроль. Поскольку контроль можно считать управляющим воздействием, то суперсистема, которую представляет собой человеческое общество, должна иметь такую структуру управления, где субъектами и объектами управления становятся все уровни власти, а приоритетом обладает самое нижнее звено, обеспечивая народовластие. Недопущение в обществе доминирования кого-либо в чём-либо требует контроля в виде демократических процедур на всех уровнях управления и во всех сферах деятельности. Под демократическими процедурами понимается стандартный набор, включающий периодическую выборность, надзор и отзыв в случае необходимости.

Чтобы было легче понять этот фундаментальный закон управления, нужно рассмотреть другую схему управления (ныне действующую в обществе везде), где контроль направлен исключительно сверху вниз. В этой схеме высшее звено власти никто не контролирует. Это неизбежно приводит к полной деградации качества всей структуры управления. Примером может служить СССР, где ЦК КПСС, особенно Политбюро ЦК КПСС, никто не контролировал.
Система "сдержек и противовесов" в высшем звене буржуазной власти (так называемое разделение властей и контроль по горизонтали) ничего принципиально не меняет в лучшую сторону, поскольку те, кто находится сверху и господствует, будучи предоставленные самим себе, всегда имеют возможность договориться между собой о правилах доминирования. Элементарным примером могут служить сговоры монополий, которые не только договариваются между собой, но и с властями. Более ёмким примером служит само буржуазное государство, которое представляет собой идеальное наглядное пособие для изучения господства параллельных властей, основанного на буржуазном праве эксплуатации. Все четыре ветви власти «дуют в одну дуду», испытывая при этом чувство глубокого удовлетворения.

Отмечу также, что наивно пытаться определить свободу в обществе через пресловутые понятия «свобода для» и «свобода от», поскольку при этом никоим образом не затрагивается суть проблемы свободы. При этом можно с лёгкостью потонуть в потоке противоречий.

Синтез личной свободы и общественной необходимости заключается в правильном выборе структуры управления в обществе, что и будет воплощаться в понятии свобода как таковой. Здесь будет уместно привести изречение Иисуса Христа.

«Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными».

Иисус Христос призывал всех к личностной свободе через любовь к Богу и друг к другу. Если такая любовь возымеет место, то люди смогут так устроить свою жизнь, что каждый станет свободным в таком обществе.

Приведу пример, акцентирующий неразрывную связь между личностной и общественной свободой.
Французский буржуазный философ Жан-Поль Сартр, анализируя понятие свободы, приходит к печальному выводу. Он утверждал, что свобода выбора (личностная свобода) выражается лишь тогда, когда личность вынуждена выбирать из двух равновеликих возможностей, которые могут быть одинаково неудовлетворительными. Для доказательства этого утверждения приводит сюжет. Сын живёт со своей матерью и воспитан в почитании семейных ценностей. Началась война, и ему приходится выбирать, остаться с престарелой больной матерью или идти воевать. Если он уйдёт на войну, то будет мучиться, так как бросил мать, если останется с матерью, то будет испытывать угрызения совести, как предатель и дезертир.
Возражение Сартру заключается в том, что сын в такой ситуации принципиально не может сделать свободный выбор, так как выбор относительно его будущего сделан теми, кто развязал войну, то есть на уровне общества. Сын в таком случае будет рабом обстоятельств, каков бы выбор его ни был. Если же имеется свобода на общественном уровне не только в его стране, но и в других странах, то война станет невозможной и освободит людей от необходимости делать подобного рода выбор. Все войны развязываются из-за конфликта групповых интересов тех, кто стоит у власти в классовом обществе, а народы к такому ходу событий не имеют никакого отношения, однако становятся жертвами проводимой политики. Личностная свобода сына (как христианина) диктует ему остаться с престарелой и больной матерью и не испытывать при этом угрызения совести, а отсутствие свободы на уровне общества лишает его такого выбора.
Поэтому общественная свобода предполагает наличие личной свободы и наоборот, личная свобода подразумевает наличие общественной.

К чему приводит наличие доминирования в обществе в отсутствии контроля?
В буржуазном обществе это приводит к крайне низким темпам экономического развития из-за экономических и финансовых кризисов с последующей стагнацией; к мировой экологической катастрофе вследствие неразумного использования природных ресурсов; к безработице и инфляции; к чудовищно несправедливому распределению доходов в обществе; к коррупции и кумовству; к формированию властной бюрократической системы и олигархии; к буржуазному праву, защищающему законами интересы капитала и власть имущих; к формированию духа потребительства через вездесущую рекламу; к двойным и тройным стандартам в политике; к мировому террору; к региональным и мировым войнам; наконец, к моральному разложению населения капиталистических стран.
При тоталитарном социализме по Марксу и Ленину этот список несколько короче, но главное в том, что такой социализм непременно приводит к реставрации капитализма со всеми его «прелестями» вследствие наличия в обществе группового доминирования (партии и партийного государства с его номенклатурой). Верные марксисты-ленинцы никак не могут понять, что при системе, реализованной в СССР с лёгкой руки Маркса и Ленина, нельзя создать того качества власти и всего общества, которое позволило бы решать те грандиозные задачи, которые они ставят перед собой. Задачи эти могут быть решены только в свободном обществе. Отмечу также, что одна из главных утопий КПСС в СССР состояла в том, что человека будущего должна воспитать пропаганда ценностей строителя коммунизма, а в итоге, как известно, сами стали предателями своего же дела. Истина в том, что человека может воспитать только правильно устроенная жизнь с верой в Бога. Когда в обществе существуют условия для доминирования кого-либо, то это доминирование не только наступит, но и расширится, принимая при этом уродливые формы.

Подводя итог, можно сказать, что имеется насущная потребность в плане преобразования системы управления обществом, что соответствует построению обновлённого социализма, где структура управления такова, что в ней направление контроля осуществляется снизу и пронизывает всю систему управления до самого верха. Более того, вся "властная пирамида" должна полностью периодически обновляться, для чего в социалистическом обществе должен иметься мощный источник для такого обновления. Воплощение вышесказанного в действительность будет означать построение обновлённого социализма, основанного на народовластии.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

465. Ответ на 459., Ник Ликашин:

"""Михаил, есть деловое предложение"""Бахмутов, они же трезвые, неужели вы думаете, что в трезвом виде возможно отвечать на каменты тех, кто не видит души в других людях?

Прекращайте догматику подменять психологией!
М.Яблоков / 30.09.2017, 07:45

464. Ответ на 459., Ник Ликашин:

"""Михаил, есть деловое предложение"""Бахмутов, они же трезвые, неужели вы думаете, что в трезвом виде возможно отвечать на каменты тех, кто не видит души в других людях?

А вы не желаете попробовать себя на роль Карабаса-Барабаса?
Сергей Бахматов / 30.09.2017, 03:19

463. Ответ на 458., М.Яблоков:

Что этих материалистов так и тянет юлить вокруг православных?Это самый интересный вопрос! Оставаясь марксистско-ленинскими обезьянами, вдруг решили что-то срубить с Православия...

Михаил, к православию вы имеете отношение лишь в той степени, в которой имеет человек, который всю службу в рядах армии проводил на гауптвахте и от нечего делать был вынужден изучать богословие. Однако в силу своей полной необучаемости так и не смог понять, что означает заповедь о любви к ближнему.
Сергей Бахматов / 30.09.2017, 03:15

462. Ответ на 457., Сергей Бахматов:

"""Михаил, есть деловое предложение""" Бахмутов, они же трезвые, неужели вы думаете, что в трезвом виде возможно отвечать на каменты тех, кто не видит души в других людях?
Ник Ликашин / 29.09.2017, 21:51

461. Ответ на 456., Lucia:

Что этих материалистов так и тянет юлить вокруг православных?

Это самый интересный вопрос! Оставаясь марксистско-ленинскими обезьянами, вдруг решили что-то срубить с Православия...
М.Яблоков / 29.09.2017, 19:04

460. Ответ на 454., М.Яблоков:

А с каких это пор бахмутовы стали русских людей жизни учить?Ни с каких.Он еще не понял.Он еще младенец )

Михаил, есть деловое предложение. Не хотите вместе с Люсей поучаствовать в кастинге на роли Лисы Алисы и Кота Базилио?
Сергей Бахматов / 29.09.2017, 18:12

459. Ответ на 454., М.Яблоков:

А с каких это пор бахмутовы стали русских людей жизни учить?Ни с каких.Он еще не понял.Он еще младенец )

Что этих материалистов так и тянет юлить вокруг православных?
Lucia / 29.09.2017, 18:08

458. Ответ на 452., М.Яблоков:

Отдыхайте, с вами всем понятно ) Вы - предсказуем, в отличие от нашего Президента )))

Усталость мне не грозит, я же не берусь за ваше перевоспитание))
Сергей Бахматов / 29.09.2017, 17:38

457. Ответ на 453., Lucia:

А с каких это пор бахмутовы стали русских людей жизни учить? Ни с каких.Он еще не понял.

Он еще младенец )
М.Яблоков / 29.09.2017, 17:29

456. Ответ на 448., М.Яблоков:

А с каких это пор бахмутовы стали русских людей жизни учить?

Ни с каких.Он еще не понял.
Lucia / 29.09.2017, 17:17
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бывший СССР
День памяти композитора М.П.Мусоргского
Сегодня мы также вспоминаем лидера киевских монархистов В.Э.Розмитальского и митрополита Мефодия (Герасимова), микробиолога Д.Ф.Гамалею, библиотековеда Д.Д.Иванова, летчика-истребителя Г.В.Зимина и писателя генерала А.В.Пыльцына
29.03.2024
Европа - марионетки запада, Евросоюз
развалится как СССР
28.03.2024
«Такого маршала я не знаю!»
Как Хрущёв пытался стать Маршалом Советского Союза
28.03.2024
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09