В Боснии у небольшого городка на чудном, хотя и несколько заброшенном, но, несомненно, мистичном месте, неподалёку от родника, бьющего прямо из скалы, стоял памятник какому-то человеку. Впрочем, о памятнике жители говорили именно как об окаменевшем человеке. Никто ведь не знал: кто и когда воздвигнул эту статую. Легенда говорит, что один юноша окаменел, когда его возлюбленная сказала. Что больше не любит его. Однако, никто не мог с уверенностью утверждать, что дело было именно так, тем более, что местные рассказчики приукрашивали эту легенды всяк на свой лад - дабы взрастить мистическое настроение, которое бы подхлёстывало интерес туристов.
Обращал внимание на себя внимание тот факт, что памятник каждые полвека «переодевался», хотя прекрасные черты лица и его удивлённое выражение оставалось прежним. Люди твердили, что старики рассказывали о том, что некогда он выглядел как витязь в доспехах, но его одежда менялась в соответствии с тем, как менялся вокруг него мир. Во время турецкого владычества был одет по турецкой моде. Во время оккупации Австро-Венгрии - как немец с Альп, во времена Королевства Югославии - как сербин в шайкаче, а сейчас - как обычный молодой человек: в джинсах и рубашке с длинными рукавами.
Между тем, с этим памятником связано было одно чудесное явление: жители, приходившие к памятнику, твердили, будто памятник ощущает отсутствие любви. Если какая-то пара приходила к изваянию и на лице скульптуры появлялись слёзы - то это было сигналом того, что люди вскоре оставят друг друга.
Медленно, но верно легенда распространялась по Балканам, а влюблённые пары норовили посетить чудесную статую, дабы обрести подтверждение будущности своего чувства.
В той же самой Боснии в конце ХХ - начале XXI века работал и один профессор, Любомир, которого сложно как-то однозначно охарактеризовать и внятно описать. Был он ненавязчивым, но внимательным, хотя и часто выглядел отсутствующим. Его знакомые, да и случайные прохожие поговаривали о том, что он порою говорит «сам с собой». Но самой большой странностью его - тем, что выделяло его из среды коллег - было необычное хобби. Дело в том, что профессор собрал камни, но, в частности, камни, которые он выявлял по каким-то странным критериям. Хотя для всех остальных это были совсем обычные камни.
Каждый из камней лежал на особенном месте в его квартире, окружённый цветами. А порою, профессор зажигал свечи перед своими камнями - по одной перед каждым из них. Друзья, которые имели возможность бывать в стенах его квартиры, утверждали, что у таких камней - тысячи, и никто не знал точного их числа.
Никто не знал, зачем профессор бережёт эти камни, а единственный его друг, коллега Светомир утверждал, что профессор любил одну женщину, любил любовью необычайной - сильно, искренне, преданно. Но когда она оставила его, он обрёл способность распознавать окаменевшие сердца брошенных юношей и девушек, которые не могли пережить потерю своей любви и потому - по разным причинам - умирали, а сердца их превращались в камни. Профессор ухаживал за окаменевшими сердцами, которые все еще были «живы» и показывали боль, которую только он и видел. Говорят, что профессор знал их имена и молился Богу за них. Вот почему он возжигал свечи и окружал их цветами и вниманием. Уезжал в монастыри, где молился Богу о спасении их душ.
И вот, как рассказывали в университете, до этого профессора дошла легенда о плачущем памятнике. И Любомир решил во что бы то ни стало посетить его. Это последнее, что было известно коллегам о пропавшем профессоре. С тех пор теряются всякие его следы.
Некоторые из его знакомых утверждали, что он принял монашеский постриг, отпустил бороду, и теперь, в иноческом облачении он стал совершенно неузнаваем. Но студенты твердят, что профессор окаменел, потому что рядом с тем памятником, который распознавал обречённые на расставание пары, появилось новое изваяние, в облике которого некоторые узнали черты загадочно исчезнувшего профессора.
Местные жители, однако, категорично заявляют, что это никакой не новый памятник, а их всегда было два, а потому невозможно, чтобы изваяние представляло собою окаменевшего профессора Любомира.
Этот второй (или новый) памятник также плачет, когда пара, которой не суждено остаться вместе, проходит мимо. Наблюдатели даже начали утверждать, что плачет он горше первого.
Легенду записал Зоран Милошевич