Люди избавились бы от половины своих неприятностей,
если бы смогли договориться о значении слов.
(Рене Декарт)
Очень часто бездумное употребление слов, приводит нас в смысловые тупики и смущение. Наша эпоха выбрала себе идолами «право» и «свободу», все должно ими поверяться, на все должна быть их санкция. Но вот только эти понятия в христианстве не таковы как в пост-христианстве, мы должны это не забывать и быть осмотрительными, когда произносим эти слова.Но, к сожалению, небрежность в употреблении их допускают даже лица духовного звания. Например, один архимандрит(!) пишет: «А у нас ведь и правда есть такое право - грешить! Кто у нас его отнимет? Господь создал нас свободными, и потому мы вправе делать все, что захотим, в том числе и совершать грехи. И - вот удивительно! - именно этим правом мы пользуемся чаще всего».
Другой священник, перечисляя враждебные Церкви штампы (о ее борьбе с наукой, о слиянии с государством, о «перегородках, не доходящих до неба»), не принимая их, тем не менее, говорит: "эти идеи имеют право на жизнь". Такое употребление понятия право стало весьма расхожим. Конечно, священники сделали это не злонамеренно, они были просто небрежны, но сам автоматизм употребления этих понятий показывает, что они уже вошли в подсознание как идолы, искажают его. Ложь имеет право быть? В русском языке есть такое слово - блазнится, т.е. мерещится, обманывает. Так вот, здесь и происходит именно блазнение (со-блазнение).
А ведь очевидно, что вподобных случаях, надо говорить не о праве, а о возможности, оставленной Богом человеку. Тогда многих нешуточных заблуждений не было бы. Что в мирских материях является просто неточностью в словах и понятиях, которые перешагнул - и мимо, то в духовной жизни может иметь серьезные последствия.
Что значитправона грех, на безбожие, кто его человеку дал? Ни в Ветхом, ни в Новом Заветах такой координаты в отношениях между Богом и человеком нет, она отсутствует в принципе. Никакого права грешить-не грешить и своевольничать человеку не дано, оставлена возможность, но только вместе с предупреждением: А от дерева познания добра и зла, не ешьте от него; ибо в день, в который вы вкусите от него, смертию умрете (Быт. 2:17). Какая тут свобода и какое право?
Так почему мы в сферу духовной жизни привносим понятия чуждые?Потому что, пришед ко Христу в Его Церковь, пришли со своим богатством, главной ценностью в котором является право (мое) и свобода, понимаемая как своеволие. Господь сказал:всякий, делающий грех, есть раб греха. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. (Ин. 8:34, 36).Но мы, видите ли, уже свободны и с правами.
И ведь что получается? В русском языке слово «право» имеет один корень с «правдой», «правильностью» - понятиями сугубо нравственными.
Человек, не нарушающий гражданское или уголовное право, не может быть подвергнут осуждению и наказанию - не за что! Говоря о праве на грех, мы неосознанно переносим эту ситуацию в область нашего взаимоотношения с Богом: человек, далекий от учения Христа или понимающий его в гуманистическом ключе, закономерно негодует, что ему обещают адские муки за грех, ведь он поступает по праву, правильно. Ведь если Бог, согласно этим расхожим утверждениям, дал нам свободу, право на нее, даже, оказывается, еще и право на грех, то как Он может карать пользующегося этим правом? И начинает пробиваться на поверхность и набирать силу ручеек гуманистического, розового христианства... То же искажение понятия «свобода воли». Все ссылаются на постулат: Бог создал человека свободным, поступать свободно - священное право, в этом, дескать, его достоинство, и жалки или злонамерены те, кто встает на пути свободолюбцев. Все та же песня: это моя часть имения, я беру ее и волен идти куда хочу и тратить как хочу(Притча о блудном сыне).
Да, Бог создал человека свободным, но не абстрактно, а свободным от греха, и потому бессмертным по благодати. Не свобода грешить, а свобода дышать воздухом вечности под Солнцем Божией любви.Вне этого - тотчас смертью умираем. Свобода воли только в одном - быть с Богом, но это здесь, в жизни земной.А когда Творец явится во славе Своей - свобода тварей иссякнет перед величием Славы Его... (Святитель Игнатий (Брянчанинов).
Права грешить нет ни у кого, кто грешит - преступник, нарушающий волю своего Создателя, замысел Его о себе. Мы все грешники, и, помня это, не можем осуждать стоящего с нами пред Богом ближнего своего, темные глубины судьбы его скрыты от нас, их ведает только Господь, но мы должны помнить всегда, что всякий грех уже осужден Господом, согрешая, мы тотчас подпадаем под осуждение, и приговор нам не исполняется только потому, что Милосердный Судия ждет нашего покаяния...
И вот человек, отвергшийся Бога, ненавидит Церковь Христову, потому что она обличает, говорит правду о нем, о его гибели, о том, что его плотская свобода - есть рабство Сатане. Но для него свободой является свобода грешить, а свобода от греха для него - тяжкое рабство.
Но почему человек не чувствует, что он выбрал рабство греху, почему ему хорошо там? Наверное потому, что многие, даже крестившиеся и считающие себя христианами, не приняли Духа Святого, умершие - не ведают своей мертвости, не болит у них рана разрыва с Богом. Адам и Ева - осознавали свою богооставленность и мертвость, а мы, считающие плотской мир подлинной реальностью - нет. Нам блазнится, что мы не только живы во грехах своих, но еще имеем права и свободы.
И наконец, самоубийство четко иллюстрирует не просто ошибочность, но извращенность и гибельность такого употребления понятий «свобода» и «право». Безбожный гуманизм, поклоняясь этим своим идолам, утверждает: человек имеет свободную волю, и он имеет право на любой выбор, в том числе и такой. В каком же ослеплении он находится, если считает, что, делая роковой шаг, он делает его в область большей свободы - так высшая степеньсвое-волия оборачивается безвозвратным рабством и гибелью.
Тогда как рабы Божии обретают сыновство и жизнь вечную - И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло(Откр. 21:4).