Каждое время имеет свои ценности. Но есть вещи непреходящие, они вечны при всяком режиме - к таковым можно отнести могилы предков, то есть кладбища. К сожалению, за последний 20-й век мы к ним относились, как «Иваны, не помнящие родства». Да и в новый век мы вступили с небольшим прогрессом в этом вопросе. На места забвения пришёл вандализм. Не обошёл он и Новодевичье кладбище Санкт-Петербурга.
О нём Вы не найдёте упоминаний даже в Большой Советской энциклопедии. О московском Новодевичьем монастыре и кладбище знают все, написана масса литературы и исследований, а вот младшему его собрату повезло меньше, хотя своё название петербургское кладбище получило от московского монастыря, откуда в 1764 были переведены в Петербург 14 монахинь. Фактически же днём рождения петербургского Новодевичьего комплекса нужно считать 3 ноября 1849 г., когда в присутствии царской семьи были торжественно заложены каменные монастырские здания, а на кладбище появились три первых захоронения. Интерес к Новодевичьему некрополю возник в 1990-е годы прошлого столетия. Казалось бы, уже с благими намерениями. История кладбища, монастыря и собора Казанской Божией Матери богата и ждёт своих исследователей. Я же хочу поделиться немного своими впечатлениями от посещения кладбища в октябре 2003 года
В октябрьскую поездку в Питер (все моряки, особенно учившиеся здесь, в большинстве так называли и называют Санкт-Петербург) я выполнил два больших дела. Встретился с сокурсниками в училище Подводного плавания по поводу 45-летия нашего выпуска из стен «чада», как мы именовали наше Училище, а ещё его ласково называли «Школой потаённых судов имени Ефимки Никонова». Даже не верится, что пролетело 45 лет, мы постарели телом, но не душой..., и другое - посетил Новодевичье кладбище, где покоятся многие выдающиеся люди России, в том числе и моряки.
Выйдя с другом, капитаном 2 ранга в отставке, Николаем Лавровым, любителем истории, жившим в Севастополе, к сожалению ныне покойным, из метро «Московские ворота», где стоит арка, схожая с московской на Кутузовском проспекте, мы должны были определиться, в какой стороне расположен адрес, Московский проспект 100. В голову невольно пришли стихи А. Блока:
И Забалканский, и Сенная
Кишат полицией, толпой,
Крик, давка, ругань площадная...
За самой городской чертой,
Где светится золотоглавый
Новодевичий монастырь,
Заборы, бойни и пустырь
Перед Московскою заставой...
Так описывал поэт эти места в поэме «Возмездие», рассказывая о встрече воинов, возвращавшихся с русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Прошло 125 лет и сегодня, естественно, этих мест не узнать. Надо точно знать адрес.
Спрашиваемые нами прохожие с удивлением смотрели на нас и говорили или - «не знаю», или - «Вы не туда попали. Вам надо в Москву, там Новодевичье кладбище, а это Санкт-Петербург!». Но вопреки их мнению, Новодевичье кладбище есть и в Питере, где покоятся многие знаменитые и великие люди России, правда, в основном позапрошлого и прошлого века. Но от этого их дела не менее значительны для истории, чем «деятелей» 20-21 столетий.
Нам с другом повезло. Уборщица кладбища, средних лет женщина, вызвалась показать нам всё, а его географию она знает отлично. Есть ещё люди неравнодушные к отечественной истории. Сегодня без знатока среди полуразрушенных могил разобраться трудно. Кладбище готовится к перерегистрации могил и памятников, о чём свидетельствует объявление у входа. К чему это приведёт, пока одному Богу ведомо, потому что уже со всех сторон «новые русские» желают лежать рядом с прахами великих русских. Пока кладбище полностью закрыто для новых захоронений. «В 1996 г. отреставрировано ряд памятников морякам (к 300-летию Русского флота - В.К.), - говорит наш гид, - но, к сожалению, это не улучшило общего фона, потому что при реставрации у нас, делая одно - губят другое». Кладбище находится не в лучшем состоянии. Растаскиваются детали памятников. Чего-чего, а вандализма у нас хватает.
Кладбище фактически долгое время было забыто и заброшено. В недавние времена интерес к нашей истории глушился намеренно, да и сейчас мы ещё не вышли из этого состояния, но всё-таки, хотя и «голая», свобода позволила заинтересованным людям открыто проявлять свой интерес и взгляды на историческую суть России. Проявился интерес и к Новодевичьему кладбищу Санкт-Петербурга, потянулись и сюда люди.
Мои воспоминания относятся к 2003 году, хочется надеяться, что сегодня на кладбище многое изменилось в лучшую сторону. Но тогда состояние некогда «золотоглавого» монастырского комплекса было печально. Сам ансамбль не входил в перечень памятников архитектуры, находящихся под охраной государства, хотя отдельные могилы (около 70) числились как памятники и охранялись государством. Сам ансамбль был отдан под патронаж зарубежной православной церкви, и это.... Возможно, сегодня всё изменилось.
Дальше я коснусь истории кладбища, думаю, что её уже никто не изменит.
История монастыря начинается в 40-е годы 18 века, когда Императрица Елизавета Петровна выбрала место для устройства первой в Петербурге женской обители рядом со своим загородным дворцом, на месте Смоляного двора. В 1748 г. был заложен собор Воскресения Христова, и началось сооружение монастырских корпусов. Строительство собора было прервано в 1761 г., внутренняя отделка была завершена лишь в 1835 г., и после освящения он стал главным храмом для всех учебных заведений столицы.
Возрождение же Воскресенского женского монастыря произошло лишь в 1845 г. по инициативе великой княжны Ольги Николаевны. 14 марта 1845 г. Николай 1 утвердил положение о восстановлении монастыря, который получил статус первоклассного.
Первое время монахини жили в доме синодального подворья близ Благовещенской церкви на 8-й линии Васильевского острова. Одновременно решался вопрос о постройке отдельного монастырского комплекса, место для которого было выбрано на Царскосельской дороге. Место включало 25 десятин земли, до половины покрытой сосновым лесом. «Грунт того места сухой, песчаный, несколько возвышенный, благоприятствует для здоровья и вполне удобен» - отмечалось в письме митрополита Новгородского и Петербургского Антония от 1 апреля 1848 г. на высочайшее имя.
Проект монастырского строения уже был высочайше утверждён 12 марта 1848 г. Всего за месяц на месте будущей обители построили первую деревянную церковь Казанской Божьей Матери, освящённую 10 октября 1848 года. В марте 1849 г. был создан строительный комитет монастырского комплекса, а 3 ноября 1849 г. в присутствии царской семьи были торжественно заложены каменные монастырские здания.
Автором проекта обширного комплекса построек, выполненного в «русско-византийском» стиле, стал крупный зодчий середины 19 века Николай Ефимович Ефимов. В 1851 г. он скончался, и дальнейшими работами руководил архитектор Н.А. Сычев.
По проекту Н.А. Сычева в 1857 г. была построена каменная ограда со стороны Забалканского (Московского) проспекта. Колокольню соорудили в 1892-1895 гг. по проекту архитектора Л.Н. Бенуа и В.П. Цейдлера. Рядом с монастырём в 1864 - 1873 гг. построили корпуса училища для девочек, гостиницы, приюты.
В 1906 г. возникла идея заменить первую деревянную церковь каменным храмом по проекту В.А. Косякова, устроив в подвале 2-х ярусную усыпальницу на 500 склепов. Храм заложили во внутреннем дворе монастыря 8 июня 1908 г.. Необходимые средства были собраны в виде взносов, которые давали право захоронения в храме-усыпальнице с вечным поминовением. Строительство закончили в 1912 году.
Кладбище появилось вскоре после основания обители. Место для него было выбрано к востоку от каменного монастырского строения, в небольшой сосновой роще. В первые годы захоронения были единичные: в 1849 - три, в 1850 - четыре, в 1851 - два, одно из них автора монастырского ансамбля архитектора Н.Е. Ефимова, в 1852 - 12.
Кладбище делилось на разряды: два церковных и три общих. В 1870 - 1880 гг. территорию поделили на правильные квадратные участки размером 24 на 24 аршина, разделённые дорожками. В 1885 г. Городская дума прирезала к территории дополнительно ещё 102 участка, и был введён 4-й разряд. Участки церковных разрядов находились около Скорбященской и Ильинских церквей, далее шли в восточном направлении, изменяясь по значению, 1-4 -й разряды. Дешёвых и бесплатных разрядов на Новодевичьем кладбище не было. Указом духовной Консистории в 1889 г. была утверждена стоимость мест: от 500 руб. в 1-м церковном разряде до 50 руб. в 4-м разряде. Деньги по тем временам немалые. Эти расценки действовали до 1918 года.
Кладбище было дорогим. Хоронили здесь видных государственных и общественных деятелей: министров, военачальников, известных учёных, литераторов, артистов. Некрополь поддерживался в образцовом порядке. Дорожки были посыпаны песком, устроены газоны, цветники, высажен декоративный кустарник. Богатые склепы украшали иконами, серебряными венками, коврами, на многих могилах теплились лампады. Монастырь принимал вклады деньгами, ценными бумагами или в виде процентов с банковского счёта за вечное поминовение усопших, за вечный уход за могилой, вечное горение лампад и т.д.
С 1849 по 1887 годы на Новодевичьем кладбище было похоронено около 3,5 тысяч. Эти захоронения перечислены в специальном описании Новодевичьего некрополя, приложенном к историческому очерку монастыря. Общее число, похороненных на кладбище с 1887 по 1934 гг. примерно 22 тысячи.
Захоронения на Новодевичьем кладбище продолжались до 1933 - 1934 годов. Перенос захоронений и памятников, проводившийся в 1935 - 1936 годах не был завершён. Так не состоялся перенос праха М.А. Врубеля, Н.А. Некрасова, Э.Ф. Направника и некоторых других выдающихся деятелей культуры. Но и так некрополю был причинён непоправимый ущерб.
Для посетителей Новодевичьего кладбища близ входа установлен план с обозначением некоторых примечательных захоронений. Всё чаще в некрополе можно видеть группы экскурсантов, отмечает наш добровольный гид.
В список включено 244 из нескольких тысяч сохранившихся до нашего времени надгробий. Преимущественно отмечены захоронения известных исторических лиц и монументы, представляющие художественную ценность.
Памятник в виде двухметровой бронзовой фигуры Христа на могиле Анны Акимовны Вершининой, малоизвестной жены генерала, умершей 16 июля 1914 г. стал местом паломничества пожилых людей города. Фигура Христа, подобная памятнику В.Высоцкому на Ваганьковском кладбище в Москве, блестит на солнце и вся в цветах. «Здесь очень отличная аура! - замечает наш гид, - и люди приходя сюда, подолгу обдумывают свои мысли». Отдали и мы дань уважения этому месту, где, кстати, есть скамеечки и столик. Рядом с этой могилой расположена могила генерал-адъютанта Александра Александровича Бенкендорфа с трёхметровым гранитным крестом. Мы достаточно много не очень приятного знаем об Александре Бенкендорфе (1723-1844), надзиравшим над А.С. Пушкиным, и ничего о его сыне.
Вот семейная могила Посьетов. Могила самого Константина Николаевича (21.12.1819-26.4.1899) недавно отреставрирована. Он прожил богатую жизнь - моряк, воспитатель цесаревича, 14 лет был Министром путей сообщения (1874-1888). Рядом могилы его сестры и жены. Все они умерли в один год с интервалом в три месяца.
Могила Фёдора Ивановича Тютчева, поэта, которого по значимости сравнивают иногда с А. Пушкиным. И рядом ещё пять могил его родственников, среди которых и могила контр-адмирала Николая Алексеевича Бирилёва , зятя Ф. Тютчева, героя обороны Севастополя 1854-55 годов. Только скромные беломраморные кресты.
Здесь Вы найдёте не только знаменитые имена, вписанные золотом в историю России. Лежат здесь и совсем неизвестные люди, но в своё время, без которых не могли обходиться даже государи. Вот, например, скромное надгробие и небольшой крест, а как пышно звучит надпись:
КУЧЕР
Ихъ Иператорскихъ
Величеств
Семен Михайловъ
Любушкинъ
родился 3 февраля
1828 г
скончался 17 сентября
1884 г.
Сохранятся ли все эти надгробия для будущих поколений, жаждущих знать историю своих предков и страны?
В конце 1960-х годов возникла новая идея, нанёсшая Новодевичьему новый сокрушительный удар. Под предлогом создания на его территории музейного заповедника началось массовое уничтожение надгробных памятников. В архиве Государственного музея истории Ленинграда имеются сведения о легальном разграблении некрополя Управлением предприятий коммунального обслуживания и администрации кладбища. Только за 1969 год было уничтожено около 400 надгробий, среди которых памятники выдающимся деятелям культуры, науки, военным и государственным деятелям.
Много на кладбище среди известных и неизвестных имён на надгробных плитах и военных моряков: К.Н.Посьет, Г.И.Невельской, И.А.Бирилёв, Н.О.Эссен и другие. Описывать могильные памятники, дела этих моряков - займёт много места и времени. Когда-то здесь находилась и могила композитора-моряка Николая Римского-Корсакова, но какому-то «великому организатору» юбилеев ударила в голову мысль перенести его захоронение в Невскую Лавру. Зачем? Разве ему плохо лежалось здесь в тишине, под сенью дубов и клёнов? Здесь летом столько жужжат шмелей....
Читая литературу о военных моряках, адмиралах прошедших веков. Часто упираешься в такую фразу - «Похоронен на одном из Петербургских кладбищ...». Поразительно неведение авторов этих обтекаемых строк. Так и хочется им сказать: «Ищите их следы на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга!». И очень будет жаль, если при реконструкции кладбища, многие захоронения будут утрачены.
Кладбище расположено чуть в стороне от Московского проспекта, когда-то называвшемся Забалканским, но об этом уже никто и не помнит. Прикрытое зданием монастыря, где всё ещё расположены различные АО и фирмы, и величественным собором Казанской Божией Матери, где уже идут ремонтные работы, явно не ударными темпами, оно ждёт соей участи. Кладбище и собор находятся под патронажем Зарубежной православной церкви, а, как известно, у неё не всё складывалось с Российской православной Патриархией. Меня лично, как истинного христианина, очень волнует этот вопрос. Ведь наши предки, лежащие на кладбище, были одной православной веры и молились в одной церкви. Возможно, с визитом митрополита РПЦЗ Лавра вопрос о завершении реставрации собора Казанской Божией Матери и Новодевичьего кладбища в Санкт-Петербурге пойдёт более быстрыми шагами. Да поможет в этом деле Бог!
На кладбище не ощущается близости большой городской магистрали. Это радует и подвигает на размышления о бренности бытия....
При посещении Новодевичьего кладбища, как в Петербурге, так и в Москве невольно приходит мысль, что захоронения наших предков, как и всякие другие исторические артифакты, требуют к себе бережного отношения при любых режимах, ибо они есть свидетели исторических эпох.
Кулинченко Вадим Тимофеевич, капитан 1 ранга, ветеран - подводник, публицист