itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Во власти слова

О христианской основе поэзии Сергея Зубарева

Александр Сергеевич Пушкин 
0
365
Время на чтение 29 минут

Эссе

* * *

...Он тих и немногословен, мой сегодняшний собеседник, с которым, наверное, неслучайно нас свела поэтическая судьба в этом, продуваемом резкими внезапными ветрами южном причерноморском городе; каждое его слово взвешенно, речь его внешне проста и безыскусна, но я-то понимаю, что эта внешняя простота обманчива, что она напоминает гладь тихой равнинной реки, таящей в себе неведомые стороннему взгляду сокрытые глубины.

Кого же мне напоминает он своей манерой речи, манерой общения, своей раздумчивой и немногословной естественностью? - да, пожалуй, его весомая тихость сродни молчаливо повествующем о самом важном безмолвии «великого молчальника» Валентина Распутина или могучему «косноязычию» Юрия Кузнецова, необыкновенно бережно относившихся к слову, подвергавших его многотрудной духовной обработке, прежде, чем оно, тщательно огранённое внутренней работой, многогранным бриллиантом засияет на бумаге.

...Ну, вот и хорошо, вот и прониклись неторопливым доверием друг к другу, теперь можно и поднять за знакомство по рюмке твоего южного солнечного напитка, - «сердцу будет веселей» в выжженной духом века пустыне сумрачной жизни, «где один к одному одинок», как некогда сказал прекрасный поэт «серебряного века», человек не от мира сего...

Ах, да, брат, прости, - у тебя ведь больное, надорванное бедами сердце; ну, хорошо, хорошо, - тебе чуть-чуть, а мне побольше, - сердцу будет веселей..

Господи Боже, милостив буди нам, грешным!..

* * *

Поэта Сергея Зубарева для широкой читающей публики открыл известный московский поэт и литературный критик, казак кубанский - по необъятности своей щедрой души и по рождению, Григорий Блехман.

В 2012 году на сайте Союза писателей России «Российский писатель» в статье «Написать бы о чём-нибудь светлом» Григорий Блехман, разбирая творчество поэта, представил поэта Сергея Зубарева всероссийскому читателю.

Внешняя канва жизни Сергея Зубарева, о которой считает уместным сообщить критик, такова:

Родился в 1954 году в Челябинске;

Служил во флоте на десантном корабле;

С 1966 года живёт на Кубани;

Работает машинистом-оператором котельных установок (тут мне вспомнились блестящие русские поэты - Алексей Решетов, многие годы работавший электрослесарем на калийном комбинате в Березниках и Борис Чичибабин, работник трамвайно-троллейбусного депо в Харькове, - ничего не скажешь, «пестовала» власть иной раз свои поэтические таланты! - Н.К.)

В своём письме Блехману, Сергей, рассказывая о себе, - о том же, что он является автором двух поэтических сборников и членом Союза писателей России, по своей природной скромности, видимо, - умолчал.

На сайте Союза писателей Кубани есть некоторые другие биографические данные Сергея Зубарева, так:

В 1975 году демобилизовался:

В 1977 году окончил автошколу. В том же году женился.

В 1978 году родился первый сын Александр;

В 1988 году в Анапе, в издательстве «Золотое руно», благодаря стараниям руководителя ЛХО «Парус» Александра Егорова вышла первая книга стихов Серея Зубарева «Грешное с праведным».

Также на сайте писателей Кубани упоминается внешне, может, маловажный, но для понимания судьбы и творчества Зубарева определяющий мистический случай, зерно, из которого произрастут его многие поэтические всходы, - Сергею осенью 1984 года приснился сон: его шестилетний сын едет на велосипеде, а за ним на самокате спешит малыш; и он во сне слышит чей-то голос: «Это - твой сын, он родится 27 июля.

И действительно, 27 июля 1985 года у Сергея родился второй сын, Дмитрий.

«...в книге Моисея сказал Бог: аще будет пророк в вас, во сне явлюся ему, и видение возглаголю ему (Числ.12.6), - и в книге Иоиля: и будет по сих, излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сыны ваши и дщери ваши, и старцы ваши сны узрят и юноши ваши видения увидят (Иоиль 2, 28)

(преподобный Никита Стифат, ученик преп. Симеона Нового Богослова)

То есть, уже тогда, в молодые годы, слуха поэта ловил голос иного мира, затем он разовьётся, станет то угрожающим, то утешительным, - запомним это.

* * *

Сергей Зубарев, на мой взгляд, является несомненным наследником и продолжателем русской поэтической традиции, хотя кого-то одного из его прямых поэтических учителей за исключением, может, Юрия Кузнецова (об этом ниже) я назвать затрудняюсь.

Поэт огромного тематического охвата и разнообразнейшего литературного словаря, эмоциональной полифоничности, а не одной только какой-то щемящей ноты, - он, всё же по своему мироощущению и мировидению, скорее, основываясь на своих внутренних сердечных пристрастиях, относит себя к поэтам, творцам и последователям «тихой лирики», ставшей в шестидесятые и более поздние годы прошлого века одним из неприступных бастионов русской культуры и, - не побоюсь этого слова, - духовности:

О Родине бы надо, о судьбе,

Её постигшей, о её невзгодах...

А я всё о себе да о себе,

О боли и душевных непогодах.

Писать бы мне, что мир несправедлив,

И об униженных и оскорблённых...

А я о речке в обрамленье ив,

О золоте берёз, о меди клёнов.

Из многих тем мне б надо выбрать те,

Которые достойны строк поэта...

А я опять пишу о красоте

Божественных закатов и рассветов.

«Всё о себе да о себе», «о красоте божественных закатов и рассветов», - тут на память приходят не только Фет, Майков и Полонский, но и Бунин, и Николай Рубцов, и Владимир Соколов, и Анатолий Жигулин, и современные поэты Геннадий Иванов, Наталья Егорова, Владимир Нежданов, многие-многие, творящие в русской традиции, другие...

Всмотримся внимательнее в техническую и содержательную суть стиха Зубарева, и мы увидим, что он лишён всякой внешней украшательности, всякой искусственной и надуманной метафоричности, в нём - ясность, строгость и простота стихотворного размера; в нём - с содержательной точки зрения - размышления о кровной взаимосвязи всего сущего в мире, стремление духовным усилием вырваться за пределы земного бытия, - «стихии чуждой, запредельной стремясь хоть каплю зачерпнуть».

Стихам Зубарева свойственна психологическая глубина и художническая зоркость, тонкость чувства и строгая отточенность языка, фразы.

Очень верно и точно сказал в своём предисловии к сборнику «Душа, как выжженное поле» об одном из достоинств поэта другой краснодарский поэт Николай Зиновьев, - об умении «говорить просто о сложном, а не наоборот, чем грешат многие поэты».

Стихи Сергея Зубарева лишены ненужной описательности и длиннот, краткость поэтической формы делает его мысль чёткой и запоминающейся, - ибо как тут не вспомнить нашего известного русского литературного критика, историка и мыслителя Вадима Кожинова, как-то сказавшего, что сила воздействия стихотворного текста обратно пропорциональна его длине, и все самые сильные и художественно совершенные стихи имеют своей длиной не более шестнадцати-двадцати строк.

Наблюдения над стихотворными текстами Сергея Зубарева подтверждают обоснованность и глубину мысли Кожинова.

Впитав в себя весь опыт, всё лучшее из русской поэтической традиции, Зубарев всё же остался самим собой, поэтом со своей темой, своей внутренней лирической тональностью, со своей твёрдой гражданской позицией.

Думаю, читателю интересно будет посмотреть на перекличку и на взаимодействие двух поэтических миров - Юрия Кузнецова и Сергея Зубарева - речь идет именно о схожести точек зрения на вещи, о взаимодействии и обогащении, а не о подражательности и вторичности:

Стихотворение «Славянское солнце» Зубарева - «Не гасни славянское солнце!» имеет своим эхом дошедшее «Новое солнце» Юрия Кузнецова:

...А клубок всё растёт и растёт,

А когда небо в свиток совьётся,

Превратится он в новое солнце,

И оно никогда не зайдёт

Или «Русский маятник» Кузнецова (2001г):

Качнулся влево русский маятник,

И нас налево занесло...

........................................

Качнулся вправо русский маятник.

Направо Бог. Он нас простит.

Имеет как бы своим продолжением зубаревское (2016г):

Сомнения качнулся маятник

От слова «да» до слова «нет».

.................................................

И маета всё длилась, длилась

Туда-сюда, туда-сюда.

И, наконец, разве дурак из зубаревской «Притчи» (2016г):

Дурак с улыбкою счастливой

Глядит на то, как дом горит,

И, кроме слов; «Ах, как красиво!»

Он ничего не говорит, -

не вызывает в памяти кузнецовскогоФимку-хозяина (1985г):

Фимка - изрядный хозяин двора,

Но не державы.

А на закате пылает ора,

Блики кровавы.

Глянь: полыхает! Но он не глядит,

Не замечает.

- Там ничего моего не горит, -

Так отвечает.

Верно, Юрий Поликарпович! - в 1985- ом ещё не горело, но человек, - если только можно назвать его этим словом ! - на роль главного поджигателя уже был назначен.

Снова обратимся к лирической поэзии, так как - мы помним! - Сергей Зубарев в поэзии позиционирует себя как лирик.

Лирическая поэзия, если позволительно «разъять» её на составляющие, содержательно, в основном, делится на любовную, пейзажную, философскую, религиозную, гражданскую...

Рассмотрим лучшие лирические образца Зубарева во всех этих «поджанрах».

Итак, любовная лирика:

Как небо весною безоблачно сине!

И травы купаются в майской теплыни.

От яблонь цветущих хмелеет округа...

Мы любим друг друга! - Мы любим друг друга!

И полнятся души таинственным светом,

И жизнь обжигает, как знойное лето.

В упряжке летим вдоль обрыва с испугом...

Мы любим друг друга! - Мы слышим друг друга.

Нас осень встречает дождём и туманом,

И холод ночей нам не кажется странным.

Озябшие птицы торопятся к югу...

Мы любим друг друга - мы терпим друг друга.

Зима гонит стужу по первой пороше.

«Прости, дорогая!» - «Прости, мой хороший!»

Как сор догорает никчёмная ругань...

Мы любим друг друга - прощаем друг друга.

Какая пронзительная христианская нота!

Как же - любящим тем более! - не прощать друг друга, когда для всего мира сказано: "Ибо если вы будете людям прощать согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших." (Мтф 6, 14 -18)

Символично и промыслительно то, что и жену Сергея зовут Любовью.

Гражданская лирика:

НЕБЕСНОЕ ВОИНСТВО

Святой Георгий собирает рать,

И в небеса уходят ветераны.

Они и там, коль дан приказ: «Стоять!»,

Отчизну защищать не перестанут.

Проходят батальоны и полки,

И облака колышутся, как волны.

Незримые те воины легки,

А в их руках сверкают пики молний.

Готовые, лишь только грянет гром,

В прах сокрушить любого супостата.

И час придёт, мы отстоим свой дом -

Бог с нами и небесные солдаты.

И ты, отец мой, тоже в том строю,

В полку десантном, где солдаты седы,

И слушаешь, как ангелы в раю

Для вас играют светлый марш Победы.

Стихотворение посвящено памяти отца, Зубарева Куприяна Григорьевича, участника Великой Отечественной войны, воина воздушно-десантной бригады.

Святитель Филарет (Дроздов), некогда наставлявший Пушкина, сказал как-то, что плохой гражданин земного отечества не может быть хорошим гражданином Отечества Небесного.

Отталкиваясь от этой мысли святителя, могу сказать, что столь высокое и торжественное, столь мужественное и трагическое ( мы помним, во что превратили Великую Победу политические иуды) произведение, в котором временное соединяется с вечным, а земное с небесным - мог написать только настоящий гражданин земного отечества, будущий гражданин Отечества Небесного, сам в прошлом матрос на десантном корабле, ныне же - воин Слова.

Пейзажная лирика:

***

Гляжу я в зеркало пруда,

Слежу за облаками:

Как лебеди, плывут...Куда?

Они не знают сами.

И в небе, и в воде плывут...

Пусть их полёт высокий,

Но где-то с нетерпеньем ждут

Их лезвия осоки

И режут в кровь. Кто виноват?

И кровь с небес сочится.

И окунаются в закат

Те раненые птицы.

Темнеет зеркало пруда,

И лебедей тех жаль мне!

Жемчужиной горит звезда

Во глубине зеркальной...

Так в настоящей поэзии земное сопрягается с небесным, вещественное становится одухотворённым; над звездой, горящей во глубине зеркальной пруда и читателем, её наблюдающим, смыкается вечность...

Философская лирика:

ОСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ

Когда умру, не плачьте обо мне,

Не расточайте мёд, не надо фальши.

Прощальных слов достаточно вполне,

Произнесите и живите дальше.

Как в омут, погружайтесь в суету,

В работу уходите с головою.

Уже я вам ни строчки не прочту,

Не отвлеку и не побеспокою.

И всё ж простите, если по весне

Иль осенью дождливыми ночами

Кому-нибудь из вас приснюсь во сне

Или к кому строкой приду на память!..

Поэт вроде бы сурово и бесслёзно прощается с миром, погружённым в суету, не желающим, чтобы его беспокоили стихотворной строчкой (ни к чему это миру совсем!), но всё же потом, уже из вечности , может, даже против своей воли, верит, что примирительно кому-то приснится во сне или строчкой (так живуча боль и надежда!) придёт на память...

Краткое, художественно и философски сильное стихотворение в двенадцать строк, подтверждение мысли Вадима Кожинова!

Религиозная лирика:

ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

День воскресный клонится к закату.

Сыплет свет на землю из горсти.

Все мы друг пред другом виноваты.

Выдыхаем: «Ты меня прости!»

«Бог простит, и я тебя прощаю», -

Всякий раз нам слышится в ответ.

До чего же он необычаен -

В этот вечер предзакатный свет.

Это золотится и алеет

В небеса давно ушедших боль.

Что же мы друг друга не жалеем.

Можем ранить фразою любой?

Пусть трудна и в терниях дорога,

Но сердца должны мы донести.

А пока друг другу перед Богом

Мы прошепчем тихое: «Прости!»

«Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой... Бог не примет тебя.»

(преподобный Ефрем Сирин)

«Поспешим же и постараемся примириться с обидевшими нас, справедливо или несправедливо они гневаются. Если же, оставшись врагами, придём на то страшное судилище, то непременно подвергнемся крайнему осуждению по определению Судии, и получим неизбежное наказание оба, и несправедливо гневающийся - за то, что несправедливо гневается, и справедливо гневающийся - за то, что злопамятствовал»

(святитель Иоанн Златоуст)

Когда-то давно, в 1989 году, на исходе советского времени, митрополит Питирим в своём предисловии к стихотворному сборнику «Воскрешение» о взаимосвязи поэзии и религии сказал так: «Как и всякое подлинное искусство, поэзия имеет своей целью проникновение в высшую духовную реальность, её созерцание и постижение. Отсюда близость поэзии к религии, - они соответствуют друг другу с незапамятных времён».

О том же самом сказал и поэт Николай Гумилёв в своих «Письмах о русской поэзии»: «Поэзия и религия - две стороны одной и той же монеты. И та и другая требуют от человека духовной работы.

Поэзия Сергея Зубарева пронизана христианским мироощущением, христианским миросозерцанием:

Моё любимое занятье? Созерцать!

Вот так бы и лежал, глядел на воду -

В живое зеркало! - есть звёздам где мерцать.

Днём облака плывут...

От созерцания земного, дольнего поэт возносится к созерцанию горнего, понимая всю свою человеческую хрупкость и немощь перед могуществом, но и милосердием Божиим:

Я и жив лишь дыханием Бога -

Что гадать мне на «нечет» иль «чёт»!

Жизнь во мне, как в былинке убогой,

Хочет - выдохнет, хочет - вдохнёт.

Поэт всё время настороже, ему смертельно опасно шутить и необдуманно обращаться со словом, тем боле, если он поэт - настоящий, сумевший в своём творчестве зачерпнуть каплю « стихии чуждой запредельной», увидеть мир из другого измерения.

Н.В. Гоголь в одной из статей из «Выбранных мест из переписки с друзьями», обращаясь к Пушкину, говорит, что когда Пушкин прочитал следующие стихи из оды Державина к Храповицкому:

За слова меня пусть гложет.

За дела сатирик чтит, -

сказал так: «Державин не совсем прав: слова поэта суть уже его дела».

В свете этого известного пушкинского суждения - «слова поэта суть уже его дела» - рассмотрим стихотворение Зубарева «Молитва»:

Одуванчиков шёлковым пухом

Задымились поляны вокруг...

Укрепи меня, Господи, духом!

Чтоб я не опускал своих рук.

.........................................................

Брось пушинкою ввысь или в бездну -

Всё приму, что бы Ты ни послал.

Об одном лишь молю: чтоб я песни

До последнего вздоха слагал», -

Так, молясь, написал я когда-то.

И послал маету месяц май -

Вот за красное слово расплата!

Кто сказал: «Всё приму? - Принимай!

Схорони сына, выстрадай песню.

Вот тогда и узнаешь ты сам:

Каково быть пушинкой над бездной

И какая цена есть слезам...

И, повторюсь, если поэт - настоящий, способный к необъяснимому общению с неведомым и запредельным, то и оно с ним поступит по своим, только ему известным законам:

Принимай!

Схорони сына, выстрадай песню.

Вот тогда и узнаешь ты сам...

И случилось в жизни поэта страшное - смерть сына, разломившая жизнь пополам; лживая официальная версия смерти, очерняющая его память, и дальнейшая уже не жизнь - существование - на грани душевного и психического выживания:

Самоубийство это или нет -

Забросить все таблетки, хоть и болен,

И, полагаясь на Господню волю,

Лететь душой на незакатный свет?

Ибо тяжела, невыносима память былого счастья, отблеском своего былого существования только усиливающая горе:

Мы купали тебя в череде,

Чабрецом набивали подушку...

И в окно заглянувшей звезде

Ты казался уснувшей игрушкой...

Рассуждая о смерти, святой Исаак Сирин в своём «1-м слове» говорит, что: «Всякому человеку, живущему нечисто, вожделенна жизнь временная. Страх смертный печалит мужа, осуждаемого своей совестью. А кто имеет в себе доброе свидетельство, тот столько же желает смерти как и жизни» -страх смертный как точное определение нашего нынешнего духовного состояния.

Вожделенна ли жизнь временная нашему поэту, приблизившемуся к красной черте и готовому её переступить, но остановившемуся перед ней в нерешительности?

Современный подвижник благочестия, ныне уже, к сожалению, покойный архимандрит Иоанн (Крестьянкин)в одной их своих проповедей сказал: «Все наши скорби - это призыв Бога отложить самоуспокоенность и задуматься, как мы живём, это проверка нашей верности Кресту Христову и Божьим заповедям».

И ещё: «От креста нам не уйти. Но есть крест во спасение, который несут во имя Господа и по Его благословению, а есть самодельный, под которым человек часто падает, ибо нет ему помощи свыше, и этот крест не утешает человека надеждой на спасение».

Что приближает нас к Богу? - скорби, теснота, болезни, труды, - так считают святые.

Тяжко, с великим трудом, с временами глухо вспыхивающим ропотом, но смиряется поэт и покоряется под благую и суровую руку Промысла Божия, и в награду от Господа, в радость и утешение как благая весть ему посылается сон:

Вот голубь на ветке оливы

Воркует. Гляжу не дыша.

А он всё воркует, счастливый...

Да это же сына душа!

О свойстве же снов утешительных блаженный ДиодохФотикийский говорит так:

«Сны, являющиеся по любви Божией, не изменяются из одного образа в другой, не наводят страха, не возбуждают смеха или внезапной печали но приступают к душе со всею тихостью и наполняют её радостью, почему душа и попробуждении тела со всем вожделением ищет этой оставленной во сне радости».

Именно о таком сне и стихотворение Сергея Зубарева.

И он, всматриваясь в сны, прикасаясь к неощутимой материи сна, пытается проникнуть в тайну их возникновения, разгадать сокрытый их смысл и загадку:

Загляну-ка ночью в сны я,

Обмануться не боясь.

Если есть миры иные,

То должна быть с ними связь.

Я не жду звонков и писем,

Мне достаточно вполне

С тем, кто нынче в горних высях,

Тихо встретиться во сне.

Снится: речка, летний вечер,

Рядом сын, ему лет пять...

Хорошо!.. Лишь смысл встречи

Остаётся разгадать.

А вот и разгадка ­- облако-письмо, полученное от сына:

Проплывает облако-конвертик

С восходящим солнцем на краю.

В нём письмо о жизни после смерти:

«...До свиданья. Встретимся в раю».

Упокой, Господи, в Царствии Своём душу раба Твоего, убиенного Александра!..

* * *

Перестрадав, переплавив свою нестерпимую сердечную боль в ясный свет и тишину христианского миропонимания, поэт своим непрестанным деланием пытается подняться до исполнения заповеди преп. Серафима Саровского: «спаси себя сам, и тысячи вокруг тебя спасутся»:

НАИВНЫЕ МЕЧТЫ

И я мечтал когда-то мир спасти,

Пока не понял: это не по силам.

Да что там мир, да что там мать-Россия!..

Не смог беду от близких отвести.

...........................................................................

А если бы я спас хоть одного,

Спасённый мною спас ещё кого-то...

Число бы их росло. Десятый, сотый...

И стал бы мир наш лучше от того.

Апостол Павел в своём послании к Титу (гл1, 15) пишет: «Для чистых всё чисто, а для оскверненных и неверных нет ничего чистого».

Я это к тому, что поэтическая душа, мир поэзии Сергея Зубарева чист и светел и не терпит никакого урона даже при соприкосновении с вещами и событиями внешне больными не вполне привлекательными.

Мир, грубый и жестокий , тяжело больной, преображается сострадательным отношением к нему поэта и теплом его слова.

Стихотворение «ВИНОГРАД» - его надо приводить полностью:

Виноград ещё не обрезан. Запущен двор,

Рук хозяйских давно уже заждалась терраса.

А хозяин метёт по страницам словесный сор,

Всё надеется отыскать золотую фразу.

Как паук паутину, он рифмы плетёт, плетёт...

Пока катит свои беспощадные воды Лета,

Он поэзии бабочку так вдохновенно ждёт,

Чтобы та соцветья стихов опылила светом.

А наутро выйдет, невыспавшийся, во двор

И секатор возьмёт, опьянённый ночной удачей.

Вслух читая стихи, с виноградом начнёт разговор.

И обрезанный виноград, внимая ему, заплачет.

Поэзия с большой буквы! Знать, божественное наитие водило рукой поэта: для чистого всё чисто, мир поднебесный полнится Божией любовью. И не только лишь благодарно человек изольёт свою любовь на любое творение Божие, обратясь к нему со словом, но и Божье творение - виноград, словно имеющий живую душу, в ответ умилившись, заплачет, -

редкое по глубине постижения любви, объемлющей мир Божий, стихотворение.

«И море, и Гомер - всё движется любовью», - так же высоко понимал сущность любви - краеугольного камня мироздания - другой поэт, поэт серебряного века, не имеющий быта, человек не от мира сего...

* * *

В Анапе, ко мне, - где я, занесённый судьбой случая, две недели жил на улице Самбурова, 24, -Сергей Зубарев заходил в гости дважды.

В последний раз, уже перед самым моим отъездом, он принёс в подарок его собственными руками приготовленные напитки («вино, как и женщина, требует внимания и бережного ухода», - его слова), но в этот раз сильно болело сердце, и он уже ничего не пил.

Говорили о жизни, о поэзии, - что зачастую для поэтов одно и то же, я вслух читал понравившиеся его стихи. Затем Сергей прочёл стихотворение, первая строфа которого пришла ему во сне.

Время уже было позднее, и надо было прощаться.

Я пошёл провожать его на остановку, на пересечение улиц Черноморской и Протапова.

Была густая южная ночь, ещё встречались редкие прохожие, ни ветерка не доносилось со словно замершего моря.

Мы на прощанье обнялись, пожелав друг другу удачи и выразив готовность увидеться снова.

Я шёл к месту своего временного и случайного пристанища, которое вскоре предстояло покидать, а в мозгу почему-то упрямо звучали привязавшиеся, словно всплывшие из тёмных глубин 80-х, строчки поэта Ивана Елагина:

Мы вернёмся, если будем живы,

Если к дому приведёт Господь.

«... К своему Дому, стало быть, вернёмся, к Отчему», - с какой-то острой и тревожной надеждой подумалось мне...

СТИХИ СЕРГЕЯ ЗУБАРЕВА*

* * *
Ангел любви пролетел между ними,
Крыльями души задев.
Вспыхнуло что-то, и в душах отныне
Слышен волшебный напев.

А на закате вдруг скрипка заплачет,
Флейта ей вторит в ответ.
Стало в тех душах теперь всё иначе -
Свет негасимый там, свет.

Застит глаза пелена золотая,
Вот и во мрак не глядят.
Свет же таинственный тихий не тает,
Хоть и над бездной летят.

Боже, спаси Ты их в дни лихолетья,
В мраке ночей сохрани,
Раз дал возможность им ангела встретить,
Светом любви опьянив!..

ПАРУСНИКИ

Где море сливается с небесами,
Уходящие вдаль корабли
С белыми упругими парусами
Бабочками летят от земли.

И крыльями ловят попутный ветер,
И порхают уже в облаках.
Кто их и где, улетающих, встретит?
Летят они, презирая страх.

Вечера в океане полощут зори,
Как окровавленное бельё
Всех здесь погибших. От таких историй
Ливень тропический слёзы льёт.

Но рвутся сквозь штормы к заветной цели
Корабли-бабочки. Вдаль летят.
Оскалились рифы, подлые мели
Ждут их - сколько на пути преград!

Есть ли земля, ради встречи с которой,
Стоило б так собой рисковать?
Свет маяка. И в порту будут скоро
Любимых милые целовать...

* * *
Саманный домик, крытый камышом, -
Приснился вновь, - под старою жерделей...
И так во сне мне было хорошо!
Как снег в лицо, с ветвей цветы летели.

И во дворе от них белым-бело!
Сияло всё от чистоты и света.
А лепестки с ветвей мело, мело...
А на заре вдруг наступило лето.

И золотые падали плоды
В цветочный снег - ну, как им не сорваться?
Мне мало лет - и жизнь вся впереди,
Ещё вокруг ни горя, ни беды...
Что не хотелось вовсе просыпаться.

* * *
Ах, как славка поёт, как поёт!
Вдохновенно, взахлёб, без усилья...
И душа моя рвётся в полёт, -
И во сне слышу, - хлопают крылья.

Ну, куда ты так рвёшься лететь,
От невидимой птахи хмелея?
Нам с тобою уже так не спеть.
Я всё чаще и чаще немею.

Слушай лучше, как славка поёт,
Как в рябине на флейте играет
По кровинкам рябиновых нот...
Я ж, душа, как закат, догораю.

Спой же, славка-волшебница, спой
Песню полную жаркого лета
В миг, когда я прольюсь над тобой
Золотым угасающим светом...

* * *

Белые бабочки света,
Чёрные бабочки тьмы
Всю облепили планету,
Наши тревожат умы:

"Господи! Чья одолеет?.."
Кажется, вон вдалеке
Бабочкой взрыва алеет
Зорька, купаясь в реке.

Но пробудит ли народы
Гром в золотых облаках:
"Я дал вам свет и свободу,
Всё теперь в ваших руках"?

Кружится так же планета,
И разбредаемся мы
Вскармливать бабочек света,
Вскармливать бабочек тьмы...

ПЛАЧ ФЛЕЙТЫ

В тени дождевого дерева
Флейты коснулись губы.
Ты слышишь? А ты не верила!
От музыки боль - на убыль.

Но прежде, чем музыка вызрела
И наполнилась светом,
Мастер ту флейту вырезал,
Взяв одну из поющих веток.

У ветки той ветер в памяти,
Как поцелуй горячий.
Музыка, музыка - пламя ты!
Флейта так сладко плачет.

От плача проснёшься полночью,
Прошепчешь: "Любимый, где ты?"
И вспомнишь, как было солнечно
В душе твоей полной лета!..

* * *
Их ложе пахло луговой травою.
Ночная опьяняла тишина.
Волшебным фонарём над головою
Качалась в небе полная луна.

В огне любви - а, может, страсти дикой? -
Они сгорали. Не сгореть бы в прах!
И сладким-сладким соком земляники
Пылали поцелуи на губах.

Влюблённых ночь до одури качала.
Как их трепал любви девятый вал!..
А утром дева на весь мир кричала:
- Любимый мой меня обворовал!

Он растворился в утреннем тумане.
Кто знает, может, где в беду попал.
Она ж кричала миру об обмане:
- Любимый мой меня обворовал!

А миру что? Он верит и не верит -
Украли сердце, деньги?.. Где ответ?
И ветер в доме тихо скрипнул дверью -
Ушёл, как вор! - влетавший, как поэт...

ГРОЗА НАД МОРЕМ

Свет закатный пролился на море,
И вода не вода в нём, а мёд.
И июль снова с августом спорит,
Кто же жарче из них? Чья возьмёт?

В этих спорах рождаются грозы,
И бывает такая пора,
Что с небес август сыплет не звёзды -
Стрелы молний всю ночь до утра.

Колесница так в небе грохочет,
Так разрядов гремит разнобой,
Что покажется: этакой ночью
Замирает от страха прибой.

А к утру ливня как не бывало,
Не осталось от страхов следа,
Только бьётся о скалы устало,
Помутневшая за ночь вода.

сноВИДЕНИЕ

Сегодня проснулся не в духе.
От сна отойти не могу...

...Черёмуха. Чёрные мухи.
Стрельба на другом берегу.
Ревут и рычат бэтээры,
Стрекочет в траве пулемёт.
Удушливым запахом серы
Оттуда всё резче несёт.
И дым над испуганной речкой,
И раненый тонет закат.
А берег тот мины всё мечет,
Там с неба всё сыплется ГРАД.
Тот берег трясёт от разрывов,
На этом цветут васильки...

Проснулся. Живой! Что за диво?!
Забылось названье реки,
Но помню молящие руки
На горькой Заречной Руси.
Всё тише становятся звуки:
"Спасите! Спасите! Спаси..."

ОПТИМИЗАЦИЯ

А снится нам трава, трава у дома...
Анатолий Поперечный

Вы были в деревне, где только трава и растёт?
А группа "Кремляне" нам сладкую песню поёт
Про рост ВВП и другую поёт лабуду...
А я к той деревне тропинку никак не найду.

В некошеных травах давно затерялась она,
Тоскою щемящей повисла над ней тишина.
Рассветною ранью не слышно мычанья коров,
Заросшее поле забыло про гул тракторов.

Здесь время застыло - давно петухи не поют,
В той мёртвой деревне и люди уже не живут.
А сколько в России убитых таких деревень?
Всё меньше России в стране каждый день, каждый день...

Кресты на погостах гниют, с неба каплет вода.
Ни дети, ни внуки сюда не придут никогда.
Не Гитлер с Мамаем прошлись по России с косой,
И кто мне ответит, что с русскою будет душой?

Колодезный сруб стал трухой и крошится в осот.
А группа "Кремляне" всё песню поёт и поёт...

ДЕД ЕГОР

- "Золотое" быдло возомнило себя элитой,
Только лишь потому, что оно богато, -
Дед Егор сплюнул в траву и выдохнул дым сердито,
Бросил окурок и выругался матом.

Посмотрел с грустью на темнеющие вдали тучи,
Из них сочился закат, как кровь из ранки:
- Я родился и жил в стране, что была могучей,
И там лучшие шли с гранатой на танки,

И золотые мальчишки там у станков стояли,
Вняв словам: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Дни и ночи ковали победу, и вёл к ней Сталин,
А теперешний путь никому не ведом.

Мимо него пронеслись мажоры на иномарках.
- Золотого тельца схватили за яйца?
Подумали б о своих - время придёт, будет жарко.
А зашкварчишь глазуньей, не удивляйся, -

Дед Егор замолчал, а в глазах было столько грусти.
Он свой взгляд обратил к высокому небу:
- Господи, когда меня к однополчанам отпустишь?
Я - солдат! Твоей молнией ещё не был...

* * *
"Я не целковый, чтоб нравиться всем," -
Однажды сказал поэт.
В жизни довольно сюжетов и тем,
Где каждый найдёт свой цвет
И песню. Тот слышит песнь соловья,
А этот филина плач...
Кровью пиши! эта песня твоя -
Страховка от неудач.
А нравиться всем... Зачем это всё?
Любимыми будь любим.
Пройди по росе босым, как Басё,
Растай, как бумажный дым.
И там, в бледно-розовых облаках,
Навек обретёшь покой.
Будь счастлив, оставшись здесь на устах,
Хотя бы одной строкой.

СОН

И Он сказал нам, грусти не тая:
- Исполню всё, чего б ни попросили,
- Чтобы воскресла Родина моя!..
- И, чтоб её предателей судили!..

Он улыбнулся кротко нам в ответ
И тяжело вздохнул: - Что ж, воля ваша!
Чтобы родить непостижимый свет,
Кровавая, заваривайся, каша.

Испейте снова чашу горьких слёз,
Рыдая от печали и утраты.
Скопилось в небе много-много гроз,
Чтобы рассыпать алчных молний гроздь
На невиновных и на виноватых...

НЕ ДОЖДЁТЕСЬ!

Самогон из мёда на хмелю
Я варю, от запаха пьянею.
Выпью чарку - я тебя люблю!
Выпью две - люблю ещё сильнее.

И вопросом "Быть или не быть?"
Я хмельную душу не терзаю.
Как бы там ни шло, - конечно, быть!
Зноем я палим, иль замерзаю.

И страну пуская под откос,
Думали враги: "Ну, всё, сопьётесь!"
Отвечаю на больной вопрос:
"Как бы ни хотели, не дождётесь!"

И пусть жизнь порой совсем не мёд,
Пусть записан в трудовые пчёлы, -
Ах, как поле клевера цветёт!..
Потому и я такой весёлый.

ЗАКАТ В МИНОРЕ

Снова напился он, пьяный в дымину, -
Эх, поддержи-ка, стена!
"Cколько же будешь ты мучить, скотина?.." -
Грубо ругалась жена.

Он улыбался в ответ виновато
Да чуть зардел. От стыда ль?
Иль обожжённый последним закатом,
Будто заглядывал вдаль.

Что он там высмотрел в дымке далёкой,
Ей никогда не узнать.
Он же, не слыша законных упрёков,
Пьяный упал на кровать.

Спал беспробудно он в жизни впервые,
Видя последний свой сон -
Так и ушёл он в цветы луговые,
Светом небес ослеплён.

Умер, и тотчас заплакали двери,
Вспомнив тепло его рук,
И под окном зашумели деревья -
Где наш садовник и друг?

Но и с женою картина не лучше,
Бедная, еле жива...
Вот и отмучился, вот и отмучил...
Что же ты плачешь, вдова?..

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЖИЗНИ

Готовясь к перелёту в небеса,
Он много дней не выходил из дома.
Остались от него одни глаза,
И телом стал почти что невесомый.

Соседи всё судачили: "Запой!.."
"Запой!.." - хрипели, как винил затёртый.
Любой из вас попробуй так запой -
Навзрыд души и на разрыв аорты!

А он сумел - такое написал! -
Взлетал и падал раненою птицей.
И перья с кровью с крыльев он ронял -
Вон по' полу разбросаны страницы.

Когда писал о жизни, о любви
И о смертях, что отнимает близких,
В минуты те гремели соловьи,
И в те часы крошились обелиски.

И мраморную крошку отряхнув
С усталых плеч, и стул к стене подвинув,
Шёл сын - живой! - навстречу... Ну, же! Ну!..
И он счастливый обнимался с сыном.

Но тот к утру, вдруг превратившись в дым,
Взлетал, чтоб где-то в облаках растаять.
И улетал тогда поэт за ним,
За облачною журавлиной стаей.

Но был не принят Господом: "Пока
Стихом своим ты не набил оскому,
Неси свой крест!" И утром облака
С дождём поэта возвратили к дому.

И вышел он из дома чуть живой
Знакомою дорогою за хлебом.
А на востоке рдело над землёй,
Им ночью зацелованное, небо...

* * *
Муза прядёт золотую нить -
Вяжет стихи поэт,
В строках пытаясь соединить
С болью небесный свет.

Кладбище. Сына хоронит мать -
Не дождаться внучат.
Где слова утешения взять?..
Строки кровоточат.


Рядом чирикают воробьи,
Всласть купаясь в пыли.
Ринувшись в солнечные ручьи,
Ландыши расцвели...

* * *
Ах, река, уходящая в небо!
Не спеши, не кипи, не бурли...
Перед устьем я думаю: "Мне бы
Побродить по просторам земли..."

Заблудиться в некошеных травах,
Залечить пряным ветром тоску
И упиться не водкой-отравой,
А к живому припасть роднику.

Ощутив в себе свежие силы,
Серебро в слове сплавить и медь
И от сладкого шёпота: "Милый!.."
На заре опьянённо замлеть...

А затем я готов и на стрежень -
Уноси в море света, река!
Тот простор будет тих и безбрежен,
И вокруг облака, облака...

МОЛИТВА

Господи Иисусе Христе,
Прости мягрешного!
Долго я блуждал в темноте
По полю снежному.

До костей в пути промерзал
И грелся водкою.
Сколько раз меня ты спасал,
Где надо - плёткою...

Господи Иисусе, прости
За слепоту мою.
Я уже к тебе на пути.
Иду и думаю:


"Ты пролил с небес спелый свет,
Завьюжил вишнями,
Под стопой не снег - белый цвет,
Поля гречишные.

Как гречихе сладко цвести!
Вот затеряться б в ней..."
Господи, помилуй! Прости!
Дай надышаться мне.

ОЖИДАНИЕ

Вчера рвал душу на куски,
Вином сегодня клею,
Но не избавлюсь от тоски,
Что стала только злее...

...У женщины пропала дочь -
Вдруг не пришла из школы.
И как, скажите, ей помочь?
Уж восемь лет, как день и ночь
Всё слышен дочкин голос.

Ей сердце говорит - жива!
Душою в это верит.
И слышит, как растёт трава,
Не то, что скрипнут двери.

И просыпается в ночи
От сна очередного.
И кто-то ей во сне кричит:
"Ты дочь обнимешь снова!"

А сколько выплакано слёз,
Одна подушка знает.
Такой бы ливень крышу снёс
Любому, мать честная!

Она ждёт дочь. Надежды свет
Всех ярче освещений.
И отмечает восемь лет
Все дни её рождений.


А сны всё снятся. Вновь и вновь.
И в снах тех дочь - живая.
Надежда, вера и любовь
Её не оставляют.

Не оставляй и дай же, Бог,
Ей отыскать потерю.
И, как бы подводя итог,
Я говорю: "А я бы смог,
Вот так же ждать и верить?.."

ДВА ГОЛОСА

Россия в пропасть летит, а о чём
пишут молодые поэты?
Ю. Кузнецов
О чём писать, на то не наша воля!
Н. Рубцов

То не порыв горячий ветра
Бумагу на столе взъерошил -
В окно ворвался голос мэтра
(И пробежал мороз по коже):

- О чём вы пишете, поэты,
Когда летит Россия в бездну?
И горько мэтр вздохнул при этом,
Мол, все советы бесполезны.

Другой поэт свой голос подал,
Дохнув в окно цветущим полем:
- О чём писать, - ответил с ходу, -
На то, увы, не наша воля.

Двум голосам тем снова тесно,
Как и двум гениям на кухне -
И вспыхнет молния, как песня,
И следом гром небесный ухнет.

Писать поэты так же будут
И вырывать из сердца строки:
О страшных ли кровавых буднях,
О ветре ль дремлющем в осоке...

Кто о любви слагает песню,
Чтоб подарить своей невесте...
Ну а летит Россия в бездну,
Поэт летит с Россией вместе.

* * *
Золотой одуванчик, одуванчик седой...
А меж ними дыхания ветер.
Ты вдохни полной грудью, дуй, мой внук золотой,
Размети все пушиночки эти.

Пусть летят на поляны, да осядут на луг -
И вскипит одуванчиков море.
Пусть цветут золотые, ты цвети с ними, внук,
И не знай ни печали, ни горя...

*- подбор и составление Николая Коновского

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Коновской
Все статьи Николай Коновской
Александр Сергеевич Пушкин
Ноль часов
Вне времени и пространства
22.03.2024
Сокровенная глубинка
Рецензия на фильм политолога Л.В. Савина «Глубинка»
21.03.2024
Праздник Курско-Коренной иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Ивана Сусанина, архиепископа Виталия (Максименко), поэта А.Н.Майкова, художника И.И.Шишкина, композитора А.К.Глазунова, балерину Г.С.Уланову и генерала В.Я.Петренко
21.03.2024
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40