«Что же касается А.В. Курятникова, то смерть его вполне установлена...»

Свидетельства газеты «Камско-Волжская Речь» о расправе над чистопольскими купцами-старообрядцами

0
800
Время на чтение 5 минут

Трагическое гражданское противостояние 1917 - 1921 гг. в Поволжье унесло множество человеческих жизней, жестоко оборвав земное существование тысяч людей, безвестно канувших жертвами революционного молоха.

Волны «красного» и «белого» террора, воинствующего «богоборчества» и бандитского произвола, «экспроприаций» и голодных бунтов привели к катастрофическим последствиям, изменив формировавшийся веками традиционный уклад жизни русского народа. При этом одной из первых жертв кровавого гражданского конфликта стало купеческое сословие, среди представителей которого видное место занимали старообрядцы различных направлений (толков).

Одним из крупнейших центров старообрядчества в Поволжье являлся уездный город Чистополь Казанской губернии, славившийся своими торговыми традициями. После революционных событий 1917 г. его постигла череда трагических событий, следствием которых стала гибель и исход из города и Чистопольского уезда многих обывателей. Обстоятельства смерти некоторых из них до сих пор не известны. Тем важнее становится каждое, пусть даже самое короткое свидетельство о судьбе чистопольцев, в том числе, известных деятелей старообрядчества.

В ночь с 6 по 7 августа (с 24 на 25 июля по старому стилю) 1918 г. части Чехословацкого корпуса и «Народной Армии» заняли Казань. В скором времени «красные» были выбиты из Бугульмы и Чистополя. При этом их паническое отступление сопровождалось массовыми грабежами и казнями местного населения, а также захватом заложников.

В № 1 за 21 (8 по старому стилю) августа 1918 г. возобновлённой либеральной казанской газеты «Камско-Волжская Речь» была помещена рубрика «По губернии», в которую включён раздел под названием «Зверства большевиков». «Нам сообщают из Чистополя, - отмечалось в ней, - что местный совдеп при первом известии о наступлении чехо-словаков поспешил оставить пределы города на пароходе, захватив с собой в качестве заложников троих из видных представителей купечества А.Я. Логутова, Ф.Г. Зайцева и А.В. Курятникова».[1, с. 2]

Все трое названных купцов являлись старообрядцами и были хорошо известны в Чистополе.

Афанасий Яковлевич Логутов - бывший городской голова, гласный Чистопольской городской думы - состоял попечителем моленной староверов-рябиновцев («согласия по кресту»).[2, с. 1023] Род деятельности - сельское хозяйство.[3, с. 94] В одно время А.Я. Логутов также являлся председателем известной в городе «Общественной и купца Григория Полякова Богадельни».[4, с. 40]

Андрей Васильевич Курятников - видный представитель общины федосеевцев, отвергающих браки, попечитель Чистопольской общественной моленной, гласный Чистопольской городской думы.[4, с. 5; 2, с. 1023] Занимался хлебной торговлей, владел мукомольной мельницей.[3, с. 93]

Фёдор Григорьевич Зайцев - член Совета «Чистопольской Христианской Общины Старообрядцев Поморско-брачного согласия», занимавшейся хлебной торговлей.[2, с. 1023; 3, с. 92; 6, с. 5]

«Из этих лиц, - сообщала там же "Камско-Волжская Речь", - до настоящего времени не известно, где находятся Логутов и Зайцев, что же касается А.В. Курятникова, то смерть его вполне установлена, т.к. в Мурзихе перенят труп его, брошенный в Каму после расстрела, причём голова почти отделена от туловища».[1, с. 2]

При этом в газете указывалось, что: «После бегства совдепа в Чистополь хлынула волна красноармейцев, панически бежавших из Бугульмы от чехо-словаков. Эта волна, как сообщают, при участии местных хулиганов устроила в Чистополе резню зажиточного населения».[1, с. 2]

Как отмечается в статье А.Е. Хрычёва и Г.И. Васильева «Старопоморские согласия Казанского края в 20 веке» (2009 г.), на погребение купца А.В. Курятникова «собралось много чистопольских граждан», «все заводы и фабрики гудели, и многие собравшиеся плакали». Вообще, как подчёркивают те же авторы, чистопольские старообрядцы подверглись «наиболее массовым репрессиям».[7, с. 255 - 257]

Столь же печальной, как у А.В. Курятникова, оказалась и судьба А.Я. Логутова и Ф.Г. Зайцева.

В № 10 за 3 сентября (21 августа по старому стилю) 1918 г. «Камско-Волжской Речи» в рубрике «Вести из Чистополя» была помещена короткая заметка под заголовком «Похороны А.Я. Логутова». В ней сообщалось, что: «25 августа Чистопольцы проводили на кладбище своего бывшего городского голову, Афанасия Яковлевича Логутова, зверски замученного большевиками.

На похороны А.Я. Логутова явились представители всех слоёв населения. От граждан города Чистополя возложен на гроб венок.

Гласный городской думы А.И. Клыков произнёс прочувственное слово над свежей могилой редкого общественного деятеля».[8, с. 2]

Зверское убийство этих известных предпринимателей и общественных деятелей из числа старообрядцев стало лишь одним из первых кровавых эпизодов расправы над местными обывателями. В конце сентября 1918 г. «белые» вынуждены были покинуть город, после чего на не успевших уйти с ними «классово чуждых» большевикам чистопольцев обрушилась волна массового «красного террора».

Алексеева Лада Игоревна, студентка Казанского (Приволжского) федерального университета (Институт филологии и межкультурных коммуникаций), представитель актива Казанского русского национально-культурного объединения

Впервые опубликовано: Алексеева Л.И. «Что же касается А.В. Курятникова, то смерть его вполне установлена...» (свидетельства газеты «Камско-Волжская Речь» о расправе над чистопольскими купцами-старообрядцами)// Старообрядчество и революция: сборник материалов Всероссийской научно-практической и богословской конференции с международным участием; Казань, 24 - 25 июля 2017 г./ Сост.: протоиерей Г.Г. Четвергов, канд. ист. наук И.Е. Алексеев, Е.И. Карташева, В.П. Кириллов, Е.И. Четвергова. - Казань: Издательство «Бриг», 2017. - С.с. 153 - 155.

Список литературы:

1. В Чистополе /// Зверства большевиков // По губернии / Камско-Волжская Речь. 1918. № 1 (21 /8/ августа). С. 2.

2. Приезжий. Чистопольские старообрядцы. (От нашего корреспондента) // Церковь (старообрядческий церковно-общественный журнал). 1908. № 32 (10 августа). С. 1022 - 1024.

3. Отчёт о деятельности Чистопольского Биржевого Комитета за 1912 год. 2-й отчётный год. Чистополь: Типография А.Л. Архипова, 1913. 121 с.

4. Состояние Чистопольского и Общественного управления и г. Чистополя в 1911 году. Отчёт Городской Управы. Чистополь: Типография Н.Я. Улыбина, 1912. 96 с.

5. Отчёт о деятельности Чистопольского Биржевого Комитета за 1912 год. 2-й отчётный год. Чистополь: Типография А.Л. Архипова, 1913. 121 с.

6. Отчёт прихода и расхода, произведённого на содержание молитвенного дома Чистопольской Поморско-брачной общины за 1914 год. Чистополь: Типография Н.Я. Улыбина, 1915. 19, (1) с.

7. Хрычёв А., Васильев Г.И. Старопоморские согласия Казанского края в 20 веке // Государство, общество, церковь в истории России XX века: материалы VIII Международной научной конференции, Иваново, 11 - 12 февраля 2009 г.: (сборник). Иваново: Ивановский государственный университет, 2009. С. 252 - 257.

8. Похороны А.Я. Логутова // Вести из Чистополя / Камско-Волжская Речь. 1918. № 10 (3 сентября / 21 августа/). С. 2.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лада Алексеева
«Богородице Дево, радуйся»!
В Казани прошёл крестный ход к месту явления чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы
05.11.2019
«Кряшенский язык пропитан благодатью»
В Казани прошли мероприятия, приуроченные к 150-летию начала богослужения на церковно-кряшенском языке
02.03.2019
«Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…»
Праздник Богоявления у храма-памятника в честь Нерукотворенного Образа Спасителя на реке Казанке (фоторепортаж)
21.01.2019
«Чюдную же икону списавше и преславное явление чюдотворныя тоя иконы, и чюдеса, бываемыя от нея, написаша и послаша в царствующий град на Москву...»
Архиепископ Казанский и Свияжский Иеремия - возможный автор протографа «повести» о Казанской иконе Божией Матери
12.12.2018
«Пресвятая Владычице Богородице, Царице небесная, спаси и помилуй нас»!
В столице Татарстана прошёл крестный ход к месту явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери…
23.07.2018
Все статьи Лада Алексеева
Последние комментарии
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 19:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30