Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Деятельность старообрядческих организаций в Республике Татарстан на современном этапе в контексте государственно-религиозного диалога

Игорь  Алексеев, Русская народная линия

09.08.2017


Доклад на Всероссийской научно-практической и богословской конференции «Старообрядчество и революция» (Казань, 24 - 25 июля 2017 г.) …

 

 

(Актуализированная версия)

 

Долгое время старообрядцы (староверы) играли заметную роль в общественной, религиозной и экономической жизни Казанского края. История Казани, Чистополя и других мест тесно связана с именами предпринимателей и благотворителей из числа старообрядцев (В.А. Савинова, И.П. Карпова, М.И. Оконишникова, Я.Ф. Шамова, династий Барабановых, Зиминых, Зориных, Логутовых, Маланьичевых, Романовых, Саниных, Свешниковых, Челышевых, Четверговых, Шашиных и др.).[1, с. 427] Несмотря на ограничения, накладывавшиеся на старообрядцев до начала XX в., состояние их общин отличалось численной и организационной стабильностью.  

Заметное оживление в жизни старообрядцев наблюдалось после издания Именного Высочайшего указа Императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости», данного Сенату 17 апреля 1905 г. Знаковыми событиями стали: возобновление в 1905 г. религиозной жизни в Прилуцком молитвенном храме (моленной) на «Стекольном заводе» около Казани, принадлежавшем староверам Поморского согласия, и освящение «Казанской старообрядческой общиной древлеправославных русских христиан, приемлющих священство», в 1909 г. «Святого храма во имя явления иконы Владычицы нашей Богородицы во граде Казани».[2, с. 81 - 85; 3, с. 19]

Богоборческие гонения советской эпохи привели к практически полному затуханию религиозной жизни староверческих общин в Татарии. Репрессии (включая физическое истребление) в отношении купечества в период гражданской войны, эмиграция и политика ликвидации «эксплуататорских классов» лишили старообрядчество традиционной социальной и экономической опоры.

В 1920 - 1930-ее гг. были экспроприированы церковные ценности и реквизированы старообрядческие храмы, вследствие чего староверы были вынуждены перейти на нелегальное положение. Несмотря на протесты и обращения верующих, власти продолжали методично претворять в жизнь лозунги «безбожной пятилетки».     

25 июня 1930 г. представители Казанской общины старообрядцев «Белокриницкого согласия» направили в Москву - председателю ВЦИК М.И. Калинину - обращение, в котором, в частности, говорилось о том, что: «У казанских старообрядцев незаконно отобрали единственный храм. Вопреки заявлению Вашего секретаря Воробьёва храм до сего времени нам не возвращают. Три месяца молимся [в] тесном душном подвале. Просим распорядиться [о] возвращении храма».[4] Взамен его, согласно постановлению ЦИК ТАССР от 6 марта 1930 г., старообрядцам должен был быть передан другой «храм-часовня» «во дворе Никольской ограды на Булаке», но это постановление власти выполнять не собирались.[5]

По мере ослабления репрессивного давления со стороны государственно-партийного аппарата в послевоенное время началось медленное возрождение религиозной жизни старообрядчества. Во второй половине 1940-х гг. возобновилась деятельность казанской общины старообрядцев «Белокриницкого согласия» и чистопольской общины староверов старо-поморского согласия. В 1948 г. старообрядцами «Белокриницкого согласия» в Казани на Ново-Песочной улице (в Суконной слободе) был куплен небольшой дом, переоборудованный для совершения церковных служб.

«В 1930-е годы, когда из Кафедрального собора верующих выгнали, церковь закрыли, нашей общине предоставили бывшую конюшню Никитиных, - вспоминал в своём интервью, размещённом 9 января 2017 г. на сайте "Реальное время" управляющий делами (иконом) Казанско-Вятской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви, настоятелем храма Во Имя Казанской иконы Божией Матери протоиерей Г.Г. Четвергов. - Какое именно это здание, не знаю, в районе Суконной слободы, Театра кукол оно находилось. Затем общину выгнали из конюшни Никитиных. Все иконы тогда властям были не нужны. Из нашей общины их сохранила и позволила проводить у себя службу моя крестная Аполлинария Петровна Сланчеева (после замужества взяла другую фамилию). Жила она на улице Хади Такташа, недалеко от мечети. У нее был двухэтажный дом, цокольный этаж она предоставила для молельни. В 1946 году там венчались мои родственники, эту молельню я сам не застал. В 1949 году община уже приобрела часть дома на Новопесочной - тоже в районе Суконной слободы (сейчас этой улицы нет). Именно тогда свою общину вновь официально зарегистрировали и купили дом. Моя крестная была председателем общины».[6]

На полуподпольном положении в Казани действовали и общины «беспоповцев»: по сведениям исследователя казанского староверия И.Г. Султанова, до 1950-х гг. функционировала «Соколова моленная», во второй половине 1950-х гг. была открыта моленная на ул. Астрономической, в 1983 г. куплен дом под моленную в посёлке Борисково.

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. на общей волне религиозного возрождения начался процесс возвращения старообрядцам культовых сооружений и легализации «новых» общин.

Дальнейшее формирование пространства государственно-религиозного диалога проходило в Татарстане под влиянием ряда факторов, обусловленных сложной национально-религиозной спецификой региона и коррелирующим с ней политическим поведением правящих групп. Причём, для старообрядцев значение имели и имеют как «общеправославный фактор», роль которого корректируется здесь в силу предоставления преференций «титульному» исламу, так и приоритетный характер отношений государства с Русской Православной Церковью (РПЦ), задвигающий старообрядцев на «второй план».

В этих условиях выстраивание отношений старообрядцев с государственными структурами в конце 1980-х - начале 2000-х гг. осуществлялось, главным образом, на уровне эпизодических контактов (связанных по большей части с требованиями возвращения общинам культовых объектов и просьбами выделения средств на их восстановление), которые, начиная с 2004 г., стали приобретать относительно регулярный характер. Характерно также, что возникавшие время от времени конфликтные ситуации не перерастали в состояние конфронтации, оставляя пространство для дальнейшего развития диалога.                

В настоящее время в Республике Татарстан (РТ) имеются старообрядческие (староверческие) общины (религиозные организации) как «поповского», так и «беспоповского» направлений (согласий).

«Поповцы», признающие священство и церковную иерархию, представлены общинами Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) («Белокриницкого согласия»), а «беспоповцы» - Казанской и Чистопольской общинами «Христиан Древле-православно-кафолического Вероисповедания и Благочестия Старо-поморского Согласия» (ХДКВиБСС).

14 октября 1991 г. Исполнительным комитетом Вахитовского районного Совета народных депутатов (г. Казани) был зарегистрирован устав религиозной организации «Старообрядческая община г. Казани Русской Православной Старообрядческой Церкви»,[7] принятый членами общины 18 августа 1991 г. (тогда же был избран Церковный Совет общины в составе 10 человек под председательством А.Г. Четвергова). 9 ноября 2002 г. «Местная православная религиозная организация - Казанская старообрядческая община Русской Православной Старообрядческой Церкви» была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Сегодня Казань является центром восстановленной Казанско-Вятской епархии (КВЕ) РПСЦ. 14 ноября 2001 г. Министерством юстиции Российской Федерации (РФ) было выдано свидетельство № 606 о регистрации религиозной организации «Казанско-Вятская епархия Русской Православной старообрядческой Церкви» (внесена в ЕГРЮЛ 9 ноября 2002 г.).

По состоянию на декабрь 2016 г. КВЕ РПСЦ объединяла 30 общин (приходов), расположенных, помимо Татарстана, на территории Марий Эл, Удмуртии, Чувашии, Кировской и Ульяновской областей (в епархии имелось 20 храмов, служили 10 священников и 5 диаконов). В настоящее время в Татарстане действуют 6 зарегистрированных общин РПСЦ - в Казани, Набережных Челнах, Чистополе, в Верхнем Услоне, Зеленодольске и в селе Соболевское Верхнеуслонского муниципального района.

Правящим архиереем с 2011 г. состоит епископ Казанский и Вятский Евфимий (Е.Е. Дубинов) (род. в 1959). До него епископами являлись: Андриан (А.Г. Четвергов) (1951 - 2005) (впоследствии - в 2004 - 2005 гг. - митрополит Московский и всея Руси /МиВР/ РПСЦ), и Корнилий (К.И. Титов) (род. в 1947) (нынешний - с 2005 г. - митрополит МиВР РПСЦ).

Точных данных о численности старообрядческих общин в Татарстане не имеется. Оценивая в 2004 г. в интервью газете «Звезда Поволжья» численность казанской старообрядческой общины, митрополит Андриан отмечал: «В нашем храме в Казани в воскресенье собирается основной костяк - около 150 человек. Всего в общине несколько тысяч».[8, с. 1] Тогда же в интервью «Новым Известиям» он подчеркнул, что: «[...] в Казани, откуда я родом, среди старообрядцев очень много молодёжи».[9]

В своём интервью «Деловой электронной газете Бизнес Online», размещённом 28 июля 2015 г., митрополит Корнилий, отвечая на вопрос: «Сколько людей насчитывает старообрядческая паства в Татарстане?», отметил: «Обыкновенно говорят про тысячи прихожан. Но точное число трудно назвать - потому что все мы, по большому счёту, вышли из старообрядчества».[10]

В Казани КВЕ РПСЦ принадлежат два храма, расположенных в центре города: Во Имя Казанской иконы Божией Матери (ул. Островского, д. 81), построенный в древнерусском стиле в 1912 г., и кафедральный собор (ул. Старообрядческая /до 2014 г. - ул. Старая/, д. 17), впервые освящённый в 1909 г. и именуемый в различных источниках «Казанским» и «Покровским».

Первым - в 1988 г. - Казанско-Вятской епархии РПСЦ был передан храм Во Имя Казанской иконы Божией Матери, до революции принадлежавший старообрядцам Поморского брачного согласия (закрытый в 1931 г. и занятый мастерскими «Татрембытмаша»).[11, с. 41; 12] Сейчас это единственный в Казани действующий храм РПСЦ, в котором регулярно проводятся службы.

«Мы просили три храма, в том числе храм на Федосеевской [улице], - вспоминал в 2004 г. митрополит Андриан. - Но нам предложили взять беспоповский храм. Вроде бы не наш, но всё равно родной. Пришлось взять».[8, с. 1]

«В 1983 году мы начали писать письма по поводу возвращения храма, - отмечал в 2017 г. протоиерей Г.Г. Четвергов. - Получали, естественно, отказы - в 83, 84, 85-м. Лишь в 87-м году нам пошли на встречу. Трудно сказать, что повлияло тогда. Государственная власть ослабевала, заходя в тупик, близилась перестройка, новое дуновение шло. По генплану застройки Казани улица Песочная подлежала сносу полностью. Мы просили разные храмы. Просили Кафедральный собор, который сейчас реконструируется, восстанавливается на Старообрядческой улице, просили и эту церковь на улице Островского, которая до революции принадлежала старообрядцам-беспоповцам новопоморского согласия. Просили тогда пустующую церковь на Федосеевской, которая до революции принадлежала РПЦ. Из этих трёх нам предоставили церковь на улице Островского».[6]

27 сентября 1989 г. состоялось воздвижение на храм Во Имя Казанской иконы Божией Матери крестов,[13, с. 1] а 2 ноября 1989 г. - его освящение и крестный ход. «Событие, без сомнения, неординарное, и не только для Казани, - писала об освящении храма газета "Вечерняя Казань". - Не случайно на торжество прибыл и вёл службу глава русской православной старообрядческой церкви митрополит Алимпий, а помогали ему дьякон из Соединённых Штатов Америки Павел, священство из Ржева, Горького, Ижевска...».[14, с. 1]

1 августа 1996 г. было принято постановление Кабинета министров РТ № 642 «О передаче памятника архитектуры республиканского (Республика Татарстан) значения - здания Покровской Старообрядческой церкви (г. Казань, ул. Старая, 17)» «в пользование зарегистрированному религиозному обществу старообрядцев Белокриницкого согласия» для «удовлетворения религиозных потребностей верующих». В настоящее время решается вопрос о передаче Казанского (Покровского) кафедрального собора в собственность КВЕ РПСЦ.

В прилегающих к нему зданиях (ул. Старообрядческая, д. 15 и д. 15 а) после ремонтно-восстановительных работ предполагается разместить епархиальное управление и причт. Сейчас в Казанском (Покровском) кафедральном соборе (являющемся памятником архитектуры республиканского значения) идут ремонтно-реставрационные работы. Его освящение неоднократно откладывалось (ранее оно намечалось на 20 июля 2005 г., затем - на 1 ноября 2009 г.).

4 ноября 1999 г. - в День прославления чудотворной Казанской иконы Божией Матери - в Казани прошёл старообрядческий крестный ход, закончившийся воздвижением креста на реставрируемый собор. Праздничное богослужение совершил митрополит МиВР Алимпий (А.К. Гусев) (1929 - 2003), посетивший столицу Татарстана по случаю 10-летия освящения храма Во Имя Казанской иконы Божией Матери.[15, с. 1] До этого митрополит Алимпий также посещал Казань в 1989 и в 1998 гг.[16, с. 1]

Указом Президента РФ В.В. Путина № 2104 от 28 декабря 2000 г. «технический работник Казанской старообрядческой церкви» Е.Г. Агафонова, принимавшая активное участие в возрождении храма Во Имя Казанской иконы Божией Матери,[17, с. 11] в числе прочих, была награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

В начале 2000-х гг. в отношениях между КВЕ РПСЦ и местными властями возникла конфликтная ситуация, вызванная решением построить в шаговой близости от старообрядческого храма Во Имя Казанской иконы Божией Матери католический храм Воздвижения Святого Креста. Обращения с протестом против этого направлялись Президенту РФ В.В. Путину, Президенту РТ М.Ш. Шаймиеву, главе Администрации г. Казани К.Ш. Исхакову и в другие инстанции.

«Такая близость, - указывал в обращении 31 декабря 2003 г. к главе республики епископ Андриан, - не обоснована исторически и выглядит не демонстрацией сотрудничества и толерантности, а нарочитым противопоставлением двух имеющих серьёзные догматические противоречия христианских конфессий, разделившихся ещё в XI веке. [...] Чтобы понять опасность таких "экспериментов", достаточно проследить за развитием взаимоотношений Ватикана и РПЦ в последние годы и, в частности, на Украине».

Имели место ряд критических публикаций в СМИ и единичные акции протеста против строительства католического храма. В частности, 31 октября 2003 г. церемонию освящения места его строительства пикетировали председатель Регионального отделения «Партии Национального Возрождения "Народная Воля"» по РТ С.П. Гаврилов и заместитель председателя «Общества русской культуры г. Казани» М.Ю. Щеглов, державшие плакаты с лозунгами «Нет экспансии Ватикана», «Католицизм чужероден России» и др.[18, с. 214]

Проблема в целом была улажена за счёт осуществления благоустройства и ограждения территории, прилегающей к храму Во Имя Казанской иконы Божией Матери.

В интервью, размещённом 3 мая 2016 г. в «Электронном периодическом издании Inkazan.ru» настоятель Прихода Римско-католической Церкви «Воздвижение Святого Креста» г. Казани Диогенес Уркиза, в частности, вспоминал о конфликте со старообрядцами: «С их стороны было недовольство при строительстве храма. Потом при встрече мы им рассказали, что место под храм выбрали власти города, и нас просто поставили перед фактом. Отказаться от этого предложения мы не могли. Я понимал, что соседство наших храмов будет создавать некую напряжённость.

Они, я помню, высказывали претензии, что у нас разница в календарях. Что когда у них великий пост - у нас Пасха и веселье. Я тогда сказал, что мы карнавалов не устраиваем. Наш праздник происходит духовно. Поэтому им ничего мешать не будет. Сейчас нельзя сказать, что мы дружим, но иногда группы нашего прихода туда ходят. Их группы с детьми тоже приходят в гости. Я бы очень хотел сказать, что у нас тёплые отношения, но они скорее сдержанные».[19]

Помимо этого, в связи с хаотичной застройкой Казани, у представителей общины возникли нарекания по поводу возведения рядом с храмом Во Имя Казанской иконы Божией Матери «элитного» жилого дома.[20, с. 1] В настоящее время храм плотно «застроен» с трёх сторон. Причём, по-прежнему остаются неурегулированными некоторые вопросы, связанные с правом собственности на расположенные рядом с ним здания.   

22 июня 2012 г. в селе Соболевское Верхнеуслонского муниципального района, где с 2001 г. официально действует Местная религиозная организация (МРО) РПСЦ «Соболевская Старообрядческая община» (зарегистрирована 19 декабря 2001 г., внесена в ЕГРЮЛ 26 ноября 2002 г.), состоялось освящение храма во имя Пресвятой Богородицы, явления чудотворной иконы Ея «Тихвинския» (ул. Береговая, д. 31). Храм был построен на месте разрушенной моленной, где ещё раньше находился старообрядческий женский монастырь.[21]

В 2014 г. начались работы по организации здесь «Духовно-учебного подворья Казанско-Вятской епархии с. Соболевское». В резолюции II Форума православной общественности (ФПО) РТ, проходившего в Казани 26 ноября 2015 г., указывалось, в частности: «Требует поддержки реализация проекта Казанской епархии Русской Православной Церкви по созданию круглогодичного стационарного молодёжного лагеря "Отчизна" и проекта Казанско-Вятской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви по созданию духовно-учебного подворья и детского лагеря».[22]

Распоряжением руководителя Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Л.С. Хакимзянова № 58 от 29 апреля 2016 г. в безвозмездное пользование (сроком на пять лет) КВЕ РПСЦ «для создания юношеского духовно-оздоровительного лагеря» были переданы здание ранее закрытой школы (ул. Береговая, д. 53) и здание газовой котельной.  

21 июля 1997 г. в г. Набережные Челны была зарегистрирована МРО РПСЦ «Старообрядческая религиозная община г. Набережные Челны» (внесена в ЕГРЮЛ 13 декабря 2002 г.), духовным центром которой являлся возводившийся с 2006 г. временный деревянный храм Во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Данная община является региональным центром для гг. Альметьевск, Бугульма, Елабуга, Заинск и Нижнекамск.

В 2013 г. на Освящённом Соборе РПСЦ в Москве епископ Евфимий охарактеризовал набережночелнинскую общину как «молодую», отметив, что сегодня «возникают многолюдные молодые общины в таких городах, как Набережные Челны и начинают строить старообрядческие храмы там, где их раньше не было».[23] На протяжении десяти лет - с 2007 по 2017 гг. - в Набережных Челнах (ул. Ш. Усманова, д. 5 В) велось строительство нового храма Во имя святого пророка Илии Фезвитянина (главным образом, на средства самой общины), на который 20 мая 2014 г. был торжественно водружён крест. Однокупольный храм создан по проекту почётного архитектора-старообрядца А.П. Долнакова (1950 - 2015) в традициях древнерусского зодчества.

8 июня 2017 г. состоялось освящение храма. Архиерейское  богослужение возглавили три епископа РПСЦ: епископ Казанско-Вятский Евфимий (Дубинов), епископ  Томский Григорий (Г.В. Коробейников), епископ Казахстанский Сава (С.И. Чаловский). Им сослужили многочисленные священники из разных мест России.

При этом из-за недостатка финансовых средств остался нерешённым ряд вопросов, связанных с завершением внутренних работ и благоустройством прилегающей территории.

11 апреля 2013 г. в селе Верхний Услон Верхнеуслонского муниципального района (по адресу: ул. Мирная, д. 10) была зарегистрирована вторая в означенном районе МРО «Православная старообрядческая община села Верхний Услон религиозной организации Русской Православной старообрядческой церкви» (внесена в ЕГРЮЛ 22 апреля 2013 г.).

5 декабря 2014 г. в Чистополе (по адресу: ул. Чехова, д. 25) была зарегистрирована МРО «Чистопольская Православная Старообрядческая Община Русской Православной Старообрядческой Церкви» (председатель - А.Г. Морданшин). Основной заботой членов общины в настоящее время является строительство церкви.   

1 февраля 2016 г. в Зеленодольске (по адресу: ул. Королёва, д. 5, кв. 1 а) была зарегистрирована МРО «Зеленодольская Православная Старообрядческая Община Русской Православной Старообрядческой Церкви» (председатель - Н.В. Кириллова). Во время своего посещения в сентябре 2016 г. зеленодольской общины епископ Евфимий провёл переговоры с главой Зеленодольского муниципального района А.В. Тыгиным на предмет строительства в городе храма.[24] 

Осуществляется также постепенное восстановление Ризположенской церкви в селе Тихий Плёс Верхнеуслонского муниципального района, переданной старообрядцам в 1990-е гг.

По инициативе РПСЦ с начала 2000-х гг. были налажены личные контакты высшего священноначалия с представителями руководства Татарстана, с целью обсуждения вопросов сотрудничества и государственного участия в восстановлении старообрядческих культовых объектов.

30 апреля 2004 г. митрополит Андриан был принят в Кабинете Министров РТ заместителем Премьер-министра РТ З.Р. Валеевой. Главной темой разговора стало обсуждение вопросов, связанных с восстановлением исторических и строительством новых старообрядческих культовых объектов.[25, с. 1]

20 июля 2004 г. в Казанском Кремле состоялась встреча митрополита Андриана с Президентом РТ М.Ш. Шаймиевым. При этом, как отмечалось в газете «Республика Татарстан», «митрополит отметил особую важность встречи с руководителем такого крупного региона, как Татарстан, которая явилась для него первой официальной встречей такого уровня».[26, с. 2]  

25 июля 2006 г. М.Ш. Шаймиев встретился с новым митрополитом - Корнилием.[27, с. 2] Помимо прочего, Предстоятель РПСЦ вручил главе республики медаль, выпущенную в память 100-летия «распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища». По итогам каждой из встреч М.Ш. Шаймиевым были утверждены протокольные поручения.   

21 июля 2013 г. в Казани и Свияжске прошли мероприятия, связанные с празднованием Дня явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери, на которые съехались многие представители старообрядческого духовенства, в том числе - митрополит Корнилий и предстоятель Белокриницкой митрополии, архиепископ Белокриницкий и всех древлеправославных христиан митрополит Леонтий (Л.Т. Изотов). Во время совещания духовенства КВЕ РПСЦ епископ Евфимий сообщил, в частности, что «за последний год были освящены два храма и рукоположены несколько священно- и церковнослужителей».[28]

В 2013 г. взаимодействие священноначалия РПСЦ с руководством Татарстана получило дальнейшее - более динамичное - развитие. Встречи Президента РТ Р.Н. Минниханова с митрополитом Корнилием и епископом Евфимием приобрели регулярный характер, что является заслугой обеих сторон.

29 октября 2013 г. в Казани состоялась первая встреча Р.Н. Минниханова с митрополитом Корнилием и представителями КВЕ РПСЦ - епископом Евфимием и управляющим делами (икономом) КВЕ РПСЦ, настоятелем храма Во Имя Казанской иконы Божией Матери протоиереем Г.Г. Четверговым.[29]

Вторая встреча с митрополитом Корнилием, на которой также присутствовали епископ Евфимий, протоиерей Г.Г. Четвергов и глава фонда «Русская старина» В.П. Кириллов, прошла в Казанском Кремле - в Резиденции Президента РТ - 22 июля 2015 г.[30] В данном после неё «Деловой электронной газете Бизнес Online» интервью митрополит Корнилий, в частности, сказал: «Для меня и для всех старообрядцев казанская земля не только не чужая, а священная. Она связана с замечательным образом Казанской иконы Божией Матери и уже поэтому является источником духовной энергии и благодати. Каждый раз, прибывая сюда, я увожу в душе частицу этой благодати - памяти о том, что именно здесь Господь явил чудо спасения Руси в Смутное время. Я думаю, что это спасение продолжается до сих пор: ведь у Руси всегда были трудные времена».[10]

Во время рабочего обхода Президентом РТ Р.Н. Миннихановым исторического центра Казани 24 апреля 2016 г., глава республики, помимо прочего, осмотрел храм Во Имя Казанской иконы Божией Матери, перед входом в который встретился и пообщался с представителями КВЕ РПСЦ.[31, 32]

6 декабря 2016 г. митрополит Корнилий и епископ Евфимий встретились с Президентом РТ Р.Н. Миннихановым на торжествах по случаю открытия в Казани памятника митрополиту Андриану. По итогам каждой встречи были приняты перечни поручений главы республики.

25 ноября 2015 г. Премьер-министром РТ И.Ш. Халиковым и епископом Евфимией было подписано «Соглашение о сотрудничестве между Кабинетом Министров Республики Татарстан и Казанско-Вятской епархией Русской православной старообрядческой церкви» (№ 704-С), предметом которого является «развитие государственно-конфессиональных отношений в Республике Татарстан», а также «совершенствование форм взаимодействия» сторон «в духовно-нравственной, культурно-просветительской и социальной сферах». Подобные соглашения были также подписаны с главой Татарстанской митрополии РПЦ, митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном (И.А. Ашурковым) и Председателем Духовного управления мусульман (ДУМ) РТ, муфтием К.И. Самигуллиным.

Поддержку проектов КВЕ РПСЦ осуществляет созданный и зарегистрированный в 2000 г. «Некоммерческий Фонд культурного и исторического наследия по объединению научного и духовного потенциала в социальном оздоровлении населения "Русская старина"», возглавляемый В.П. Кирилловым.

В настоящее время основной заботой руководства КВЕ РПСЦ в Казани является восстановление Казанского (Покровского) кафедрального собора. К 1000-летию Казани епархии была оказана помощь в его ремонте на сумму 5 млн. рублей (всего по ценам 2004 г. требовалось 33 млн. рублей, в 2006 г. на завершение работ во всём комплексе было необходимо 123,6 млн. рублей). Планировалось, что к 2009 г. храм будет полностью отремонтирован, и в нём пройдёт «Всемирный Старообрядческий Собор». Выбор места и года его проведения был обусловлен тем, что осенью 2009 г. исполнялось сто лет со дня освящения Казанского (Покровского) кафедрального собора.

Вопрос о проведении «Всемирного Старообрядческого Собора» был поднят на встрече митрополита Корнилия с Президентом РТ М.Ш. Шаймиевым 25 июля 2006 г. Собором РПСЦ, состоявшимся 15 - 17 октября 2008 г., было решено: «Одобрить проведение Всемирного Освящённого Старообрядческого Собора в ноябре 2009 г. в г. Казани».[33]  

Однако в силу ряда обстоятельств, связанных с затянувшимися в соборе (вследствие недостаточного финансирования) реставрационно-ремонтными работами, от идеи проведения в Казани «Всемирного Освящённого Старообрядческого Собора», переформатированного впоследствии в Освящённый Собор РПСЦ, отказались.

 На проходившем 5 - 6 августа 2009 г. заседании Совета Митрополии РПСЦ было принято постановление, в соответствии с которым Освящённый Собор РПСЦ должен был пройти с 20 по 22 октября 2009 г. в Москве, а не с 2 по 4 ноября 2009 г. в Казани, как было решено ранее. При этом относительно Казани было постановлено: «Вернуться к вопросу о проведении Освящённого Собора в г. Казани по мере создания соответствующих условий».[34] Православное информационное агентство «Русская линия» отмечало в связи с этим, что «Митрополия РПСЦ до последнего момента не отказывалась от своего намерения провести в Казани Освящённый Собор, и лишь после долгих "намёков" со стороны местных властей решила отложить его на неопределённый срок».[35]

В рамках реализации Целевой комплексной программы сохранения культурного наследия «Мирас - Наследие» на ремонт собора было выделено ещё 15 млн. рублей.[36, с. 62] За прошедшее время был выполнен основной объём работ, в том числе, за счёт средств самой общины. При этом «особенно активно восстановительные работы», по признанию митрополита Корнилия, начали проводиться после его встречи с Президентом РТ Р.Н. Миннихановым 29 октября 2013 г.[10]

Во исполнение решений, принятых по итогам встречи митрополита Корнилия с Президентом РТ Р.Н. Миннихановым, в 2014 г. при содействии главы республики на восстановление собора было направлено 8 млн. рублей спонсорских средств. В 2015 - 2016 гг. на эти цели было привлечено в общей сложности 63,5 млн. рублей, а также в 2016 г. осуществлены реконструкция и благоустройство сквера перед собором.

7 июня 2015 г. в возрождаемом соборе епископом Евфимием был освящён придел в честь священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. «Владыке Ефимию, - сообщалось на сайте "Староверы в Чувашии", - сослужили: протоиерей Геннадий Четвергов (г. Казань), иерей Анатолий Софронников (г. Набережные Челны), иерей Владимир Савельев (с. Соболевское), протодиакон Роман Донцов (г. Казань), диакон Валерий Тимофеев (г. Чебоксары), чтецы, свещеносцы, певцы. К освящению придела была написана икона священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси».[37]

По окончании Божественной литургии в соборе была проведена посвящённая этому событию научно-практическая конференция, на которой прозвучали выступления краеведа Т.В. Васильевой «Святитель Ермоген - патриарх, патриот и мученик», председателя Чебоксарской старообрядческой общины диакона В.В. Тимофеева «Святитель Ермоген и дрелеправославие в Среднем Поволжье», старшего научного сотрудника Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) РТ В.В. Немтиновой «Житийная икона Казанской Богородицы из Свияжска - памятник эпохи патриарха Ермогена», наставника и уставщика Казанской общины ХДКВиБСС А.Е. Хрычёва и В.Г. Селичева «Старопоморцы в Казани» и протоиерея Г.Г. Четвергова «Отличие Русской Православной Старообрядческой Церкви от РПЦ».[38]

В 2016 г. в процессе проведения работ в Казанском (Покровском) кафедральном соборе КВЕ РПСЦ были обнаружены захоронения епископа Казанского и Вятского Иоасафа (И.П. Зеленкина) (1838 - 1912) и скончавшегося в 1917 г. священника П.Д. Залетова, которые были погребены под алтарём.

Одновременно с проведением ремонтно-восстановительных работ в соборе решается вопрос об открытии в его цокольном этаже Музея старообрядчества.

Реальные очертания данный проект начал обретать в 2013 г. Инициатива создания Музея старообрядчества принадлежит помощнику (заместителю) управляющего делами (иконома) КВЕ РПСЦ, главе фонда «Русская старина» В.П. Кириллову. Соответствующее епархиальное предложение было поддержано митрополитом Корнилием и Президентом РТ Р.Н. Миннихановым, отмечавшим, в частности, в своём обращении в адрес Министра культуры РТ В.Р. Мединского от 31 мая 2016 г., что: «Наличие уникальных экспонатов позволит музею стать одним из крупнейших старообрядческих духовно-просветительских центров России».

В 2014 - 2015 гг. Национальным музеем РТ совместно с КВЕ РПСЦ была разработана концепция музея. Предполагается, что Музей старообрядчества сможет решать задачи комплектования, хранения и репрезентации документальных, книжных, предметных, мемориально-биографических коллекций, выполнять культурно-образовательные и представительские функции.

После трёх обращений Президента РТ Р.Н. Минниханова к Министру культуры РФ В.Р. Мединскому (от 6 августа 2015 г., 31 мая и 18 ноября 2016 г.) с просьбой рассмотреть возможность финансирования проекта Музея старообрядчества (в том числе, за счёт его включения в федеральную целевую программу «Культура России /2012 - 2018 гг./»), а также личных встреч митрополита Корнилия с представителями руководства Министерства культуры РФ, было принято решение о финансировании части работ на сумму 12,9 млн. рублей. Министерством культуры РТ в Министерство культуры РФ был направлен пакет документов для объявления конкурса на выполнение работ по музеефикации.

Кроме этого, при личном содействии Президента РТ Р.Н. Минниханова в начале 2017 г., по просьбе митрополита Корнилия, на проведение ремонтных работ в цокольном этаже кафедрального собора, где планируется разместить Музей старообрядчества, были привлечены спонсорские средства в размере 27,2 млн. рублей. Одновременно было поддержано предложение о проведении в 2017 г. в Казани Всероссийской научно-практической и богословской конференции «Старообрядчество и революция» (первоначально она намечалась на 4 мая, но затем была перенесена на 24 - 25 июля), на что было выделено 1,2 млн. рублей.

В последние годы достигнуто также понимание между КВЕ РПСЦ и руководством Татарстана по ряду вопросов, касающихся увековечения памяти известных религиозных деятелей и изменения городской топонимики. В 2014 г. по просьбам старообрядцев часть улицы Старой в Казани была переименована в Старообрядческую.

30 - 31 октября 2012 г. в Казани, в ГМИИ РТ, прошла научно-практическая конференция, приуроченная к 400-летию преставления священномученика Ермогена (Гермогена) (ок. 1530 - 1612), Патриарха Московского и Всея Руси, и прославления Казанской иконы Божией Матери, организатором которой выступила КВЕ РПСЦ. Через год - 29 октября 2013 г. - на встрече с Президентом РТ Р.Н. Миннихановым митрополит Корнилий предложил установить в Казани, в сквере перед Казанским (Покровским) кафедральным собором, памятник Ермогену (Гермогену), который с 1589 г. являлся митрополитом Казанским и Астраханским и с именем коего было связано обретение в 1579 г. явленной чудотворной Казанской иконы Божией Матери.

Предложение об установке памятника патриарху Ермогену (Гермогену) было поддержано главой республики и получило одобрение на I ФПО РТ, проходившем в Казани 13 мая 2014 г. Однако в силу ряда причин (в первую очередь, отрицательного заключения Института истории Академии наук РТ им. Ш. Марджани) было решено «переформатировать» первоначальный проект, установив в ограде Казанского Богородицкого монастыря Казанской епархии РПЦ монумент (монументальную композицию), посвящённую обретению Казанской иконы Божией Матери (с включением в него фигуры патриарха Ермогена /Гермогена/).

В своём обращении к Президенту РТ Р.Н. Минниханову, направленном 4 декабря 2014 г., епископ Евфимий предложил вместо памятника патриарху Ермогену (Гермогену) установить в сквере перед Казанским (Покровским) кафедральным собором памятник митрополиту Андриану. Данная инициатива была поддержана руководством республики и города, религиозной, культурной и научной общественностью.

22 июля 2015 г. в центре сквера перед собором был установлен и освящён митрополитом Корнилием, в сослужении епископа Евфимия и протоиерея Г.Г. Четвергова, памятный знак на месте будущего монумента. В тот же день в соборе были проведены Чтения памяти митрополита Андриана («Андриановские чтения») на тему «Онтологические и эклесиологические основания социального и экономического действия православных христиан».

С 1 апреля по 30 июня 2016 г. Министерство культуры РТ провело открытый творческий конкурс на лучший эскизный проект памятника, на который было заявлено восемь работ от шести участников. Победителем конкурса стала работа творческого коллектива группы компаний «Ирэк» (ведущий скульптор - М.В. Баскаков, архитекторы - К.В. Ашихмин и А.В. Шипунов). Макет победившего памятника и варианты оформления сквера перед Казанским (Покровским) кафедральным собором КВЕ РПСЦ демонстрировались 30 августа 2016 г. на II Республиканском этноконфессиональном фестивале «Мозаика культур» - «Мәдәният бизәкләре». При содействии Президента РТ Р.Н. Минниханова на изготовление памятника, благоустройство прилегающей территории и изготовление мемориальной доски было выделено 5,1 млн. рублей.

6 декабря 2016 г. состоялась торжественная церемония открытия памятника митрополиту Андриану, в которой приняли участие митрополит Корнилий и епископ Евфимий, Президент РТ Р.Н. Минниханов, глава Татарстанской митрополии РПЦ, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, Председатель ДУМ РТ, муфтий К.И. Самигуллин, Министр культуры РТ А.М. Сибагатулин, Министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ И.Э. Файзуллин и другие представители государственной и муниципальной власти, традиционных религиозных объединений, деятели культуры, образования и науки. На церемонии присутствовал брат покойного Предстоятеля РПСЦ - протоиерей Г.Г. Четвергов и другие его родственники.[39]

Перед собравшимися выступили митрополит Корнилий и Президент РТ Р.Н. Минниханов. «Это историческое событие для всех старообрядцев, проживающих в России и за рубежом, - подчеркнул, в частности, в своём выступлении митрополит Корнилий. - За все времена после раскола, а это более 350 лет, впервые открывается памятник предстоятелю старообрядческой церкви».[40, С. 16]

После этого участники торжественной церемонии возложили цветы к подножию монумента, а представители власти и религиозных объединений прошли в собор, где открылась выставка «Казань старообрядческая». Во время посещения собора митрополит Корнилий также вручил Президенту РТ Р.Н. Минниханову изготовленную в единственном экземпляре памятную серебряную медаль с изображением открытого памятника и Казанского (Покровского) кафедрального собора КВЕ РПСЦ и подарочное издание - книгу-альбом Е.М. Юхименко «Старообрядчество: история и культура».

Бронзовый памятник митрополиту Андриану выполнен в классической манере, размер скульптуры, установленной на гранитном плинте, - 2,2 метра (1,25 натуральной величины). Предстоятель РПСЦ представлен в движении, в традиционном старообрядческом священническом облачении, благословляющим верующих, идущих в храм. Рядом с памятником установлена стела с мемориальной доской, на которой золотыми буквами написано: «Вернуть в сердца людей Любовь - вот важнейшая задача Церкви Христовой / Митрополит Московский и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Андриан (1951 - 2005)».

Должное внимание в деятельности КВЕ РПСЦ уделяется также благотворительности. Так, в 2012 г. в органном зале Набережных Челнов с большим успехом прошёл благотворительный концерт епархиального хора. В селе Тихий Плёс Верхнеуслонского муниципального района РТ функционирует небольшой старообрядческий лагерь.

Действуют сайт Казанско-Вятской епархии РПСЦ (http://kve-rpsc.ru/) и открытая группа в социальной сети «ВКонтакте» «Молодёжь Казанско-Вятской Епархии (РПСЦ)» (http://vk.com/club9660559).

Вместе с тем, в разное время остался без решения ряд вопросов, поднимавшихся КВЕ РПСЦ.

Например, было проигнорировано предложение о включении в программу мероприятий по празднованию 1000-летия основания г. Казани на 2005 г. праздничного мероприятия РПСЦ, посвящённого 100-летию «распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища».

Главные торжества прошли 15 мая 2005 г. в Москве. В  Казани они состоялись 21 июля 2005 г. с участием митрополита Андриана: в храме Во Имя Казанской иконы Божией Матери была совершена Божественная литургия, затем крестный ход к Казанскому (Покровскому) кафедральному собору с перенесением иконы великомученика святителя Пантелеймона в часовню около собора (в этот же день в возрождённом Благовещенском соборе Казанского Кремля первую Божественную литургию совершил Патриарх МиВР РПЦ Алексий /А.М. Ридигер/).

Кроме этого, из-за отрицательной позиции Казанской и Татарстанской епархии РПЦ и её бывшего правящего архиерея - архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия (А.М. Меткина) был оставлен без последствий поднимавшийся в 2004 и 2006 гг. вопрос о выделении в пользование КВЕ РПСЦ правого придела в Благовещенском соборе Казанского Кремля «для Богослужения по древнему чину Русской Православной Церкви», размещении там старообрядческих святынь и проведении праздничных служб.

Не решены вопросы организации в комплексе Казанского (Покровского) кафедрального собора социальной столовой КВЕ РПСЦ, а также изготовления и установки на нём большого колокола.

В 2015 - 2017 гг. были установлены личные контакты между священноначалием КВЕ РПСЦ и Татарстанской митрополии РПЦ, а также - с руководством ДУМ РТ. Постоянным стало совместное участие епископа Евфимия, митрополита Феофана и муфтия К.И. Самигуллина и руководителей других традиционных религиозных объединений в социально значимых мероприятиях и официальных приёмах. В их числе следует упомянуть: встречу Президента РТ Р.Н. Минниханова с представителями религиозных объединений 18 сентября 2015 г. (Казань, ГТРК «Корстон»), II Республиканский этноконфессиональный фестиваль «Мозаика культур» - «Мәдәният бизәкләре» 30 августа 2016 г. (Казань), концерт «Рождества Христова торжество», организованный Казанской епархией РПЦ при поддержке Министерства культуры РТ 8 января 2017 г. (Казань, ТГФ им. Г. Тукая).[41, 42, 43]

11 мая 2017 г. епископ Евфимий посетил Управление Казанской епархии РПЦ, где встретился с митрополитом Феофаном. В начале встречи старообрядческий архиерей поздравил главу Татарстанской митрополии РПЦ с 70-летием и подарил ему книгу-альбом Е.М. Юхименко «Старообрядчество: история и культура».

Как отмечалось на Информационно-просветительском сайте Татарстанской митрополии РПСЦ «Православие в Татарстане»: «В ходе общения стороны рассказали о текущей жизни возглавляемых ими епархий, в том числе, служении духовенства, организации монашеской жизни, миссионерской деятельности, религиозном образовании и работе с молодёжью. Также состоялся обмен мнением по богословским вопросам.

Владыка Феофан предложил иерарху Старообрядческой Церкви выступить с лекцией перед студентами Казанской православной духовной семинарии. Рассказав об организации старообрядческой конференции в Казани, в свою очередь епископ Евфимий выступил с инициативой участия в форуме главы Татарстанской митрополии».[44] При этом митрополит Феофан преподнёс в дар епископу Евфимию Казанский образ Божией Матери.

19 января 2017 г. исполнилось шестьдесят лет со дня рождения управляющего делами (иконома) КВЕ РПСЦ, настоятеля храма Во Имя Казанской иконы Божией Матери протоиерея Г.Г. Четвергова, который вместе со своим братом - будущим митрополитом Андрианом - стоял у истоков возрождения религиозной жизни казанской старообрядческой общины и её главных святынь. «За большой вклад в сохранение и развитие духовно-нравственных ценностей, укрепление мира и межконфессионального согласия» протоиерей Г.Г. Четвергов был награждён медалью РТ «За доблестный труд», которую ему 29 апреля 2017 г. вручил в Казанском Кремле Президент РТ Р.Н. Минниханов.[45, 46]      

Помимо общин РПСЦ, в Татарстане - в Казани и Чистополе - в настоящее время действуют две общины ХДКВиБСС.

«Казанская Община Христиан Древле-православно-кафолического Вероисповедания и Благочестия Старо-поморского Согласия» - организация староверов старопоморского федосеевского согласия г. Казани - была зарегистрирована 24 октября 1990 г. Высшим органом управления общины стало Общинное собрание (в которое входят его учредители, духовный настоятель, попечитель, почётные члены и иные верующие), постоянным органом управления - Общинный совет.

1 декабря 2002 г. «Местная Старообрядческая религиозная организация Казанской общины христиан древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия Старо-поморского согласия» была внесена в ЕГРЮЛ.

Управление общиной осуществляет духовный настоятель, которым в настоящее время является Александр Евгеньевич Хрычёв (род. в 1961), благословлённый и поставленный духовным отцом А.И. Колесниковым и собранием прихожан. По его оценке, численность общины в 2013 г. составляла «около 300 человек с семьями».[47, с. 25]

В 2011 г. община осудила действия созданной в 2006 г. централизованной религиозной организации «Российская Древлеправославная Кафолическая Церковь (старопоморцы-федосеевцы)» и заявила о намерении создать, совместно с Московской Преображенской старообрядческой общиной и «иными общинами», «Российский Совет христиан старопоморского федосеевского согласия».    

В настоящее время центром Казанской общины является соборная моленная Во имя Казанских чудотворцев Гурия, Варсонофия и Германа - комплекс зданий на ул. М. Межлаука (бывшей Большой Варламовской в Ямской слободе), д. 28 (литер 1 - моленная, литер 2 - келейный корпус). Ранее здесь помещалась «Общественная моленная», закрытая в 1930 г. и переданная Казгорсвету ввиду недостатка помещений «для культурно-просветительских учреждений».

Постановлением Кабинета Министров РТ № 393 от 7 мая 1997 г. здание «общественной молельни Старо-Поморского согласия» (ул. Межлаука, д. 28, литер 1), являющееся памятником архитектуры республиканского значения, было передано в оперативное управление (на баланс) Министерства культуры РТ «для последующей передачи его в пользование Казанской общине христиан Древле-православно-кафолического вероисповедания и благочестия Старо-Поморского согласия для удовлетворения религиозных потребностей верующих». В соответствии с постановлениями Главы администрации г. Казани № 284 от 14 февраля 2000 г. и № 589 от 20 сентября 2000 г. памятник архитектуры «Общественная моленная» (литер 1) и строение (литер 2) были переданы Казанской общине в бессрочное пользование.

В связи с принятием Федерального закона № 327-ФЗ от 30 ноября 2010 г. «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», представители общины неоднократно обращалась к казанским властям с просьбой о передаче зданий в собственность (последнее заявление за подписью А.Е. Хрычёва было направлено председателю Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Р.Г. Галяутдинову в марте 2016 г.), однако данный вопрос пока остаётся нерешённым.

С 1990 г. Казанская община ХДКВиБСС требует передать ей Прилуцкий молитвенный храм (бывшую «Прилуцкую моленную»), здание которого было незаконно экспроприировано у староверов в 1937 г.[36, с. 63] В конце 1937 г. в нём была совершена последняя церковная служба. После этого храм был осквернён и разграблен: пропали иконы XV - XVII вв. и библиотека редких рукописных книг. Территория кладбища была разорена и занята хозяйственными постройками и свинарником.

Здание бывшего храма (общая площадь - 418,2 квадратных метра) передано Казанскому отделению Горьковской железной дороги, которым первоначально использовалось в административных целях, а с середины 1960-х гг. его заняло Добровольное спортивное общество «Локомотив» (в настоящее время здание принадлежит ЗАО «Желдорипотека»).

9 января 1990 г. в газете «Вечерняя Казань» была помещена заметка М.Е. Ильиной, А.Е. Хрычёва и Г.В. Фролова «На Старом стекольном заводе», в котором выражалась обеспокоенность по поводу состояния данного исторического комплекса, где «на сравнительно небольшом участке расположены несколько археологических памятников и по меньшей мере два памятника истории и культуры», в том числе, здание бывшей «Прилуцкой моленной».[48, с. 3]  

С этого времени представители общины и казанские краеведы неоднократно пытались обратить внимание властей и общественности на ненадлежащее использование староверческого храма и кощунственное отношение к нему и кладбищу.

«Храм Прилуцкой моленной и сие место известно в Казани как стекольный завод, - отмечалось, в частности, в обращении к председателю Совета по делам религий при Кабинете Министров РТ Р.А. Набиеву за подписью А.Е. Хрычёва от 13 января 2003 г., - [оно] очень дорого нам, потомкам, чьи предки староверы-федосеевцы преследовались Русским самодержавием за приверженность к древлеправославию.

Наша Община прошла трагический период в своей истории, и в связи с этим просим Вас помочь восстановить историческую справедливость - возвратить Храм Прилуцкой моленной с прилегающим к нему Прилуцким кладбищем к Всемирному празднеству - 1000-летию нашего родного города Казани».

31 января 2003 г. об истории «Прилуцкой моленной» напомнил в статье «"Стеклянное" прошлое пляжа "Локомотив"», опубликованной в газете «Казанские ведомости», Д. Тарханов.[49, с. 5]

Проблема возвращения Прилуцкого молитвенного храма была озвучена, в том числе, на встречи представителей местных религиозных объединений с делегацией Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), состоявшейся 12 октября 2004 г. в Национальном культурном центре «Казань». На той же встрече «старообрядцы отметили проблему неприязни прихожан к присвоению ИНН (предшествие антихриста) и невозможность службы в армии с бородой (которая обязательна для их приверженцев)». При этом, как отмечалось в одном из отчётов: «Реакция гостей была высказана в общефилософском плане».[50, с. 505]

Однако собственники здания бывшей «Прилуцкой моленной» (являющегося объектом культурного наследия республиканского значения) и соответствующего земельного участка категорически отказывались возвращать староверам ранее принадлежавшую им «Прилуцкую моленную».

После обращения в 2013 г. Президента РТ Р.Н. Минниханова к президенту ОАО «Российские железные дороги» В.И. Якунину с просьбой «оказать содействие в деле возвращения общине Прилуцкого молитвенного храма» начались переговоры между ЗАО «Желдорипотека», службой управления имуществом Горьковской железной дороги и Кабинетом Министров РТ об условиях передачи здания бывшего храма и земли под ним в республиканскую собственность. В 2014 - 2016 гг. рассматривались варианты их обмена на различные объекты, в том числе, на административно-учебный корпус Детской железной дороги, находящийся в республиканской собственности и используемый на правах безвозмездного пользования ОАО «Российские железные дороги». Однако в итоге все они были признаны неприемлемыми.

12 июня 2015 г. во время рабочего обхода Р.Н. Миннихановым набережной реки Волги, на котором присутствовал помощник настоятеля Казанской общины ХДКВиБСС И.Г. Султанов, главой республики было дано поручение  «ещё раз тщательно проработать данный вопрос и предоставить ему соответствующие предложения».[51]

Проблема затягивания его решения нашла своё отражение в резолюции II ФПО РТ, прошедшего 26 ноября 2015 г. в Казани с участием Президента РТ Р.Н. Минниханова, заместителя Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе О.В. Мельниченко и начальника Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента РФ по внутренней политике Е.В. Ерёмина. В ней, в частности, говорилось: «Поддерживая усилия руководства Татарстана в данном направлении, участники форума обращаются с просьбой о содействии к представителям федеральных структур, от которых зависит решение вопросов о возвращении верующим комплекса Бугульминского Казанско-Богородицкого женского монастыря и Прилуцкого молитвенного храма Старопоморского Согласия в городе Казани».[22]

В январе 2016 г. настоятелями Казанской и Чистопольской общин ХДКВиБСС А.Е. Хрычёвым и Г.И. Патущевым было направлено обращение к Президенту РФ В.В. Путину с просьбой оказать воздействие на руководство ЗАО «Желдорипотека» с целью положительного решения вопроса о передаче здания бывшего храма в республиканскую собственность. Однако ЗАО «Желдорипотека» отказывается идти на уступки по данному вопросу, предлагая Кабинету Министров РТ приобрести его по нарочито завышенной цене.

Кроме этого, святыми местами у староверов считаются исторический «старообрядческий участок» на Арском кладбище. До настоящего времени здесь сохранились часовня постройки последней четверти XIX в., «сторожка» (используемая для хранения кладбищенского инвентаря) и склеп, в котором покоятся останки известного купца, мецената и общественного деятеля Я.Ф. Шамова (1839 - 1908), И.И. Строкина и С.М. Капустина.

Память Я.Ф. Шамова, выступившего в 1907 г. одним из инициаторов создания общины ХДКВиБСС и возглавившего её Совет, особо почитается староверами.

Представители старообрядческих организаций регулярно проводят уборку мест захоронений, в которой принимают участие представители общественности. Так, например, 22 сентября 2013 г. на Арском кладбище Казани состоялся субботник с участием представителей «Общества русской культуры города Казани», молодёжного движения «Красный щит» и других организаций, во время которого было расчищено от мусора место упокоения купца-старообрядца И.П. Оконишникова и его супруги Е.А. Оконишниковой.[52] 24 сентября 2016 г. в приведении в порядок «старообрядческого участка» Арского кладбища приняли участие участники межконфессиональной акции по уборке мест захоронений, проходившей в рамках месячника «Экстремизму - нет!».[53]   

В 2013 г. члены Казанской общины и представители общественности обратились к Президенту РТ Р.Н. Минниханову с просьбой оказать «личную поддержку в деле спасения старообрядческих святынь». По итогам проведённого 9 августа 2013 г. Управлением по взаимодействию с религиозными объединениями Департамента Президента РТ по вопросам внутренней политики совещания был принят протокол, содержащий поручения по сохранению и благоустройству старообрядческих святынь и захоронений в Казани.

С 2013 г. Казанская община ХДКВиБСС осуществляет восстановление часовни «в честь поминания всех усопших», где силами верующих осуществляются ремонтно-реставрационные работы. 19 июня 2015 г. на ней был торжественно установлен крест (чин освящения совершил старший наставник, настоятель соборной моленной Во имя Казанских чудотворцев Гурия, Варсонофия и Германа А.Е. Хрычёв). «Мы восстанавливаем старообрядческую часовню в честь поминовения усопших старообрядцев, - сказал, в частности, в этой связи А.Е. Хрычёв корреспонденту информационного агентства "Татар-информ". - В этой части Арского кладбища похоронены истинные старообрядцы Казани. Наша часовня была построена в середине 19-го века, от неё недалеко находилась ещё одна старообрядческая часовня. От неё остались только руины и восточная стена».[54]

Согласно постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани № 283 от 8 февраля 2017 г. «О здании старообрядческой часовни по ул. Николая Ершова, 25», а также договору безвозмездного пользования № 3/34 от 1 марта 2017 г., здание часовни площадью 18,6 квадратных метра было передано общине.

Одновременно, благодаря участию меценатов и содействию директора ГМИИ РТ Р.М. Нургалеевой, осуществляются ремонтно-восстановительные работы в «шамовском склепе».

30 ноября 2016 г. на «старообрядческом участке» Арского кладбища А.Е. Хрычёв, в сослужении членов общины, совершил церковную панихиду по Я.Ф. Шамову. Почтить его память пришли также управляющий делами (иконом) КВЕ РПСЦ, настоятель храма Во Имя Казанской иконы Божией Матери протоиерей Г.Г. Четвергов и его помощник (заместитель), глава фонда «Русская старина» В.П. Кириллов.[39]

КВЕ РПСЦ, в свою очередь, претендует на здание «сторожки» (площадью 65,9 квадратных метра), расположенное на том же участке. Согласно постановлению Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани № 2588 от 24 июня 2016 г. «О бесхозяйном здании по ул. Николая Ершова, 25», была инициирована процедура признания на него права муниципальной собственности (27 июля 2016 г. объект поставлен на учёт в Управлении Росреестра по РТ как бесхозяйный объект недвижимости). После осуществления данной процедуры бывшая «сторожка» должна быть передана КВЕ РПСЦ.

Не решёнными остаются вопросы об установке часовни и памятного знака (креста) на территории бывшего кладбища около Прилуцкого молитвенного храма, о закреплении за Казанской общиной ХДКВиБСС захоронений и памятников, находящихся на историческом «старообрядческом участке» Арского кладбища, формировании их перечня (с указанием степени сохранности захоронений и памятников, их исторической и религиозной значимости). Община также неоднократно поднимала вопрос о возвращении изъятых ранее у староверов старо-поморского согласия богослужебных и иных книг, находящихся ныне в государственных книгохранилищах Казани (в частности, в научной библиотеке Казанского /Приволжского/ федерального университета, где хранятся книги со штампами «Книга Общественной моленной Поморского согласия в Казани»). 

Представители общины являются участниками общественно значимых событий в жизни Казани, занимаются благотворительной и волонтёрской работой (в том числе, принимают участие в сборе средств для беженцев с юго-востока Украины и населения Новороссии).

31 мая 2014 г. настоятель Казанской общины ХДКВиБСС А.Е. Хрычёв принял участие в церемонии установки и освящения на Арском кладбище временного деревянного креста в память о павших (погибших) в Первой мировой войне.[55]

8 октября 1947 г. была легализована деятельность «Старообрядческого Старо-Поморского религиозного общества г. Чистополя ТАССР», председателями исполнительного органа которого («двадцатки») в разное время являлись С.С. Цепелев, А.Г. Зимин и другие. По состоянию на 1989 г. в обществе состояло, согласно списку, 57 человек.  

24 октября 1990 г. была зарегистрирована (7 декабря 2000 г. перерегистрирована) «Местная старообрядческая религиозная организация Чистопольской общины христиан Древлеправославно-Кафолического вероисповедания и Благочестия Старо-Поморского Согласия».

В настоящее время центром её духовной жизни является устроенный в г. Чистополе на ул. К. Маркса, д. 121 (122) в кладбищенской сторожке молитвенный дом (моленная), прилегающий к полуразорённому старообрядческому кладбищу (духовный настоятель - о. Григорий Иванович Патущев). В 1933 г. сюда были перенесены иконы и книги из ранее закрытого «челышевского молитвенного дома» (здесь же похоронен сам купец В.Л. Челышев, его жена и многие известные горожане из числа старообрядцев).[56]

Община, главным образом, состоит из пожилых людей - потомков старообрядцев, которые проживали в Чистополе до революционных событий 1917 г. «Похоже, в истории чистопольских староверов дописываются последние страницы, - констатировалось в статье А. Брусницына "Осколки раскола", опубликованной в 2001 г. в газете "Восточный Экспресс". - Когда-то весь город был старообрядческим, а теперь в общине уставник и семьдесят немощных старух. Они вряд ли оставят после себя продолжение. Их давно уже взрослые дети почти ни во что не верят...»[57, с. 4]     

На протяжении последних десятилетий одной из главных задач общины является восстановление надгробий старообрядческого кладбища, отмечавшегося в планах Чистополя с 1846 г.

«Примерно пятнадцать лет назад, - отмечалось, в частности, в размещённой 10 августа 2016 г. на Старообрядческом сайте "Русская вера" статье "Восстановление Чистопольского старообрядческого кладбища", - на кладбище начались работы по его благоустройству, которые вскоре приостановились.

В настоящее время, в планах администрации отремонтировать ограждение кладбища. Вскоре проход через него, для идущих мимо чистопольцев, будет полностью закрыт. Планируется установка всех надгробных памятников, которые сейчас разбросаны рядом с могилами, и железных оград, которые были украдены. Правительство Татарстана по итогам обследования кладбища, планирует разработать мероприятия по его дальнейшему благоустройству».[58]

Кроме вышеозначенных старообрядческих организаций (общин), как явствует из «Татарской энциклопедии», в республике «действуют до 20 незарегистрированных общин, принадлежащих ко всем согласиям, существовавшим в крае к нач. 20 в.».[1, с. 427] Известно, например, что в XX в. в некоторых сельских населённых пунктах республики (в том числе, в окрестностях Чистополя) сохранялись небольшие группы старообрядцев-«рябиновцев» («согласия по кресту»).

Одним из общих показателей укрепления статуса старообрядческих организаций в Татарстане является участие староверов в общественной жизни, которое в последние годы заметно возросло.

Представители КВЕ РПСЦ, Казанской и Чистопольской общин ХДКВиБСС принимали участие в работе I и II ФПО РТ, проходивших в Казани 13 мая 2014 г. и 26 ноября 2015 г., Международной научно-практической конференции «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации» (Казань, 19 - 21 июля 2016 г.) и других мероприятиях. На означенной конференции было сделано несколько докладов на старообрядческую тему: епископом Евфимием - «Старообрядчество и русская культура» и В.В. Тимофеевым - «Казанская икона Божией Матери и древлеправославие в Поволжье».[59, с. 51 - 53, 164 - 167; 61, с. 31 - 35]

В работе I ФПО РТ участвовали: представители КВЕ РПСЦ (в том числе, протоиерей Г.Г. Четвергов, глава фонда «Русская старина» В.П. Кириллов и протодьякон Р.Т. Донцов), Казанской и Чистопольской общин ХДКВиБСС (в том числе, духовный настоятель Казанской общины А.Е. Хрычёв, её попечитель П.Я. Звездин и секретарь И.Г. Султанов), в работе II ФПО РТ также - представители КВЕ РПСЦ (в том числе, епископ Евфимий, протоиерей Г.Г. Четвергов и В.П. Кириллов), Казанской и Чистопольской общин ХДКВиБСС (в том числе, А.Е. Хрычёв, И.Г. Султанов и член приходского актива В.Г. Селичев).

23 ноября 2016 г. старообрядцы приняли активное участие в открытии выставки «Невьянское Чудо» в Казанском Кремле, рассказывающей об уникальной иконописной традиции старообрядцев Урала - Невьянской иконе. Хор КВЕ РПСЦ исполнил несколько песнопений.

Таким образом, резюмируя всё вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что в целом вектор развития государственно-религиозного диалога в отношении старообрядчества (староверия) имеет в Татарстане в целом позитивную направленность.

 

Игорь Евгеньевич Алексеев, кандидат исторических наук

 

Впервые опубликовано: Алексеев И.Е. Деятельность старообрядческих организаций в Республике Татарстан на современном этапе в контексте государственно-религиозного диалога// Старообрядчество и революция: сборник материалов Всероссийской научно-практической и богословской конференции с международным участием; Казань, 24 - 25 июля 2017 г./ Сост.: протоиерей Г.Г.Четвергов, канд. ист. наук И.Е.Алексеев, Е.И.Карташева, В.П.Кириллов, Е.И.Четвергова. - Казань: Издательство «Бриг», 2017. - С.с. 165 - 189.

 

Список литературы:

 

1.        Климин А.В., Липаков Е.В. Старообрядчество // Татарская энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. М.Х. Хасанов, ответ. ред. Г.С. Сабирзянов. Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2010. Т. 5: Р - С - Т. С. 427.

2.        Алексеева Л.В. «Сей Святый храм воздвигнут лишь благодаря Твоему любвеобильному сердцу...» (Адрес казанских старообрядцев Императору Николаю II по случаю освящения храма Во имя явления иконы Владычицы нашей Богородицы во граде Казани и комментарий к нему специалиста) // Алексеев И.Е. На страже Империи / Выпуск II: Статьи и документы по истории черносотенного и белого движений. Казань: ООО «Стандарт Инвест», 2007. С. 81 - 85.

3.      Каждому воздастся по вере его // Казанское время. 2000. № 34 (7 - 13 сентября). С. 19.

4.        Послание членов Казанской общины старообрядцев Белокриницкого согласия М.И. Калинину о возвращении храма. Июнь 1930 г. Национальный музей РТ // Материалы выставки «Казань старообрядческая», экспонировавшейся 6 декабря 2016 г. в Казанском (Покровском) кафедральном соборе Казанско-Вятской епархии РПСЦ (г. Казань, ул. Старообрядческая, д. 17).

5.        Заявление Казанской общины старообрядцев Белокриницкого согласия в горсовет о неисполнении постановления ЦИК ТАССР о предоставлении другого храма. Апрель 1932 г. Национальный музей РТ // Материалы выставки «Казань старообрядческая», экспонировавшейся 6 декабря 2016 г. в Казанском (Покровском) кафедральном соборе Казанско-Вятской епархии РПСЦ (г. Казань, ул. Старообрядческая, д. 17).

6.        Рахматуллин Т. Казанский старовер: «В КГБ меня не держали сутками, просто провели профилактическую беседу» (Казанские старообрядцы - кто они? Эксклюзивное интервью «Реального времени» со священником-старообрядцем: часть 1). [Электронный ресурс]: Реальное время. URL: https://realnoevremya.ru/articles/52202 (дата обращения: 01.06.2017).

7.        Свидетельство о регистрации устава религиозной организации № 2, выданное 14 октября 1991 г. Исполнительным комитетом Вахитовского Совета народных депутатов.

8.      Митрополит из Казани // Звезда Поволжья. 2004. № 30 (29 июля - 4 августа). С. 1, 2.

9.        Коровин В., Поздняев М. Митрополит Московский и всея Руси Андриан: «Старообрядцы ждут молодых» // Новые Известия. 2004. 23 марта.

10.    Митрополит Корнилий: «Минниханов согласился, что князь Владимир был первым старообрядцем». [Электронный ресурс]: Деловая электронная газета Бизнес Online. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/137470 (дата обращения: 01.06.2017).

11.    Хрычёв А. Казань и старая вера // Старообрядческий церковный календарь на 1991 год. Рига, 1990.

12.    Храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Казань. [Электронный ресурс]: Старообрядческий сайт «Русская вера». (дата обращения: 01.06.2017).

13.    «Во имя иконы Казанской Божьей Матери» // Вечерняя Казань. 1989. № 227 (3227) (3 октября). С. 1.

14.  Наумов Г. Возвращение // Вечерняя Казань. 1989. № 253 (2253) (3 ноября). С. 1.

15.    Белов А. Водрузили крест - значит, храму быть... // Конец недели. 1999. № 177 (6 ноября). С. 1.

16.  Владыка Олимпий // Казанское время. 1998. № 130 (21 июля). С. 1.

17.    Якупова Н. Как Елена Григорьевна храм спасала... // Республика Татарстан. 2003. № 112 - 113 (24928 - 24929) (5 июня). С. 11.

18.    Алексеев И.Е. Русское национальное движение в Казанской губернии и Татарстане: конец XIX - начало XXI веков (опыт словаря). Казань: Издательство «Мастер Лайн», 2004. 322 с.

19.    Глава католической общины Татарстана о митрополите Феофане, старообрядцах и расторжении браков. [Электронный ресурс]: Электронное периодическое издание Inkazan.ru. (дата обращения: 01.06.20]).

20.  Козин С. Стенка на стенку - Казань не видать // Конец недели. 2000. № 125 (5 августа). С. 1.

21.    Мартышин Д. Освящение храма Русской Православной старообрядческой Церкви в с. Соболевское Верхнеуслонского района Республики Татарстан. [Электронный ресурс]: Самарское староверие. (дата обращения: 01.06.2017).

22.    Резолюция II Форума православной общественности Республики Татарстан. [Электронный ресурс]: Информационно-просветительский сайт Татарстанской митрополии «Православие в Татарстане». URL: http://tatarstan-mitropolia.ru/all_publications/publication/?id=58070 (дата обращения: 01.06.2017).

23.    Собор РПСЦ 2013 года - день первый. [Электронный ресурс]: Информационный портал о современной жизни старообрядчества «Современное Древлеправославие». URL: http://www.staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=1030 (дата обращения: 01.06.2017).

24.    Тагаров Ю. В Зеленодольске построят старообрядческий храм. [Электронный ресурс]: Новости Зеленодольска. (дата обращения: 01.06.2017).

25.  Игнатьева И. Здесь мирно уживаются все конфессии // Республика Татарстан. 2004. № 89 (25165) (1 мая). С. 1.

26.     Ксенофонтова И. Кафедральный собор будет восстановлен // Республика Татарстан. 2004. № 146 - 147 (25222 - 25223) (22 июля). С. 2.

27.    Арсентьева С. Через взаимотерпимость - к созиданию // Республика Татарстан. 2006. № 148 - 149 (25744 - 25745) (27 июля). С. 2.

28.    Визит в Россию митрополита Белокриницкого Леонтия // Вестник Митрополии. 2013. № 3. С. 4 - 6.

29.    Встреча с главой старообрядческой церкви // Республика Татарстан. 2013. № 163 (27580) (31 октября).

30.     Визит митрополита Корнилия в Казань. Встреча с президентом Татарстана Р.Н. Миннихановым. [Электронный ресурс]: Русская Православная Старообрядческая церковь. Московская Митрополия. URL: http://rpsc.ru/news/kazan_2015/ (дата обращения: 01.06.2017).

31.     Бритвина Е. Рустам Минниханов совершил очередной обход исторического центра Казани. [Электронный ресурс]:  Президент Республики Татарстан. URL: http://president.tatarstan.ru/news/view/626496 (дата обращения: 01.06.2017).

32.    Минниханов одобрил концепцию музея татарской литературы и велел убрать кондиционеры с фасадов зданий в центре. [Электронный ресурс]: Деловая электронная газета Бизнес Online. URL: https://www.business-gazeta.ru/news/308784 (дата обращения: 01.06.2017).

33.    Постановления Освящённого Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви (состоявшегося в граде Москве 15 - 17 октября 2008 г. н. ст.). [Электронный ресурс]: Русская Православная Старообрядческая Церковь. Московская Митрополия. (дата обращения: 01.06.2017).

34.    Постановления Совета Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви (г. Москва, 5 - 6 августа 2009 года). [Электронный ресурс]: Русская Православная Старообрядческая Церковь. Московская Митрополия. URL: http://rpsc.ru/news/postanovleniya-soveta-mitropolii/ (дата обращения: 01.06.2017).

35.    «Вернуться к вопросу... по мере создания соответствующих условий» (Старообрядцы перенесли проведение своего Освящённого Собора в Казани на неопределённый срок....). [Электронный ресурс]: Православное информационное агентство «Русская линия». URL: http://rusk.ru/newsdata.php?idar=184471 (дата обращения: 01.06.2017).

36.    Алексеев И.Е., Климин А.В. Развитие Православия в Татарстане на современном этапе. Казань: Типография Филиала ОАО «ТАТМЕДИА» «ПИК „Идел-Пресс"», 2014. 63 (1) с.

37.    Освящение придела в кафедральном соборе Казанско-Вятской епархии.  [Электронный ресурс]: Староверы в Чувашии. (дата обращения: 01.06.2017).

38.    Конференция, посвященная священномученику Ермогену в Казани.  [Электронный ресурс]: Староверы в Чувашии.   (дата обращения: 01.06.2017).

39.    Алексеев И.Е. «Вернуть в сердца людей Любовь - вот важнейшая задача Церкви Христовой» (В Казани торжественно открыт памятник митрополиту Московскому и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Андриану (А.Г. Четвергову)...). [Электронный ресурс]: Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия». (дата обращения: 01.06.2017).

40.    Памятник владыки Андриана // Старообрядецъ (Нижний Новгород). 2016. № 64 (октябрь - декабрь). С. 16.

41.    Митрополит Феофан посетил II Республиканский этноконфессиональный фестиваль «Мозаика культур». [Электронный ресурс]: Информационно-просветительский сайт Татарстанской митрополии «Православие в Татарстане». URL: (дата обращения: 01.06.2017).

42.    Рождественский концерт в Татарской государственной филармонии посетил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. [Электронный ресурс]: Информационно-просветительский сайт Татарстанской митрополии «Православие в Татарстане».  (дата обращения: 01.06.2017).

43.    Рустам Минниханов провёл встречу с представителями религиозных конфессий РТ. [Электронный ресурс]: Президент Республики Татарстан. URL: http://president.tatarstan.ru/news/view/477017 (дата обращения: 01.06.2017).

44.    Митрополит Феофан встретился с епископом Русской Православной Старообрядческой Церкви Евфимием. [Электронный ресурс]: Информационно-просветительский сайт Татарстанской митрополии «Православие в Татарстане». URL:

http://tatarstan-mitropolia.ru/newses/eparh_newses/kaznews/?id=64891 (дата обращения: 01.06.2017).

45.    Президент Татарстана вручил государственную награду протоиерею Геннадию Четвергову. [Электронный ресурс]: Старообрядческий сайт «Русская вера». URL: http://ruvera.ru/news/gosnagrada_protoiereyu_gennadiyu_chetvergovu (дата обращения: 01.06.2017).

46.    Священник Русской Православной Старообрядческой Церкви удостоен государственной награды. [Электронный ресурс]: Русская Православная Старообрядческая церковь. Московская Митрополия. URL: http://rpsc.ru/news/kazan_obshina_2017/ (дата обращения: 01.06.2017).

47.    Сидорова Т. Волонтёры от Адама (Старообрядец о бедности, армии и конце света) // Аргументы и факты - Татарстан. 2013. № 47 (1724) (20 - 26 ноября). С. 25.

48.    Ильина М., Хрычёв А., Фролов Г. На Старом стекольном заводе // Вечерняя Казань. 1990. № 7 (9 января). С. 3.

49.    Тарханов Д. «Стеклянное» прошлое пляжа «Локомотив» // Казанские ведомости. 2003. № 23 (31 января). С. 5.

50.    Алексеев И.Е. Староверы в Республике Татарстан: опыт формирования пространства государственно-конфессионального диалога // Межконфессиональное взаимодействие в пространстве исторической памяти: Международная научная конференция, Казань, 29 - 30 мая 2015 г.: сборник материалов / Сост. и отв. ред. Р.А. Набиев. Казань: Издательство Казанского университета, 2016. С. 495 - 507. (Серия «Культура, религия и общество», вып. 27).

51.    Р. Минниханов поручил разработать проект по развитию набережной реки Волга. [Электронный ресурс]: Официальный портал органов местного самоуправления города Казани. (дата обращения: 01.06.2017).

52.    Щеглов М.Ю. В минувшее воскресение 22 сентября на Арском кладбище состоялся субботник по расчистке усыпальницы Оконишниковых. [Электронный ресурс]: Известия Татарстана. URL: http://www.tatarnews.ru/shortnews/4390 (дата обращения: 01.06.2017).

53.    Щеглов М. «Антиэкстремистская» уборка на кладбище с участием «экстремистов». [Электронный ресурс]: Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия». (дата обращения: 01.06.2017).

54.    В старообрядческой часовне Арского кладбища Казани освятили и установили новые купол и крест. [Электронный ресурс]: Информационное агентство «Татар-информ». URL: http://www.tatar-inform.ru/news/2015/06/19/459657/ (дата обращения: 01.06.2017).

55.    «Сегодня и всегда вы у Престола Господа и в нашей памяти» (Представители православной общественности Казани установили крест в память о павших (погибших) в Первой мировой войне...). [Электронный ресурс]: Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия». (дата обращения: 01.06.2017).

56.    Корнилова И.В. Чистопольские традиции религии и веры: православие и старообрядчество. [Электронный ресурс]: Чистопольский государственный историко-архитектурный и литературный музей-заповедник. (дата обращения: 01.06.2017).

57.    Брусницын А. Осколки раскола (Чистопольцы ходят на рынок... по могилам тех, кто основал город) // Восточный Экспресс. 2001. № 39 (5 - 11 октября). С. 4.

58.    Восстановление Чистопольского старообрядческого кладбища. [Электронный ресурс]: Старообрядческий сайт «Русская вера». URL:

http://ruvera.ru/news/chistopol_kladbishe (дата обращения: 01.06.2017).

59.    Епископ Казанско-Вятский Евфимий (Дубинов). Старообрядчество и русская культура // Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф.; 19 - 21 июля 2016 г. Казань: Центр инновационных технологий, 2016. С. 51 - 53.

60.    Тимофеев В.В. Казанская икона Божией Матери и древлеправославие в Поволжье // Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф.; 19 - 21 июля 2016 г. Казань: Центр инновационных технологий, 2016. С. 164 - 167.

61.    Епископ Казанско-Вятский Евфимий. Старообрядчество и русская культура // Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации: сборник избранных статей по итогам работы Междунар. науч.-практ. конф., Казань, 19 - 21 июля 2016 г. / Сост.: иерей Сергий (Фуфаев), М.Ю. Ефлова, О.А. Хабриева, А.А. Калина; науч. ред. М.В. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2016. С. 31 - 35.

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме