Три медных целковых

Из путевой тетради паломника

Новости Москвы 
0
342
Время на чтение 8 минут

I

Как-то мне в руки попалась замечательная книга «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», написанная архимандритом Серафимом (Чичаговым). С каким упоением, с какой жадностью я ее читал! Ведь история обители связана с именем преподобного Серафима Саровского, которого я очень люблю и почитаю. В моей памяти сохранились такие строки из этой книги:

«Особое внимание отец Серафим уделял Канавке. Он многократно говорил дивеевским сестрам о необходимости начать ее рыть, однако те медлили. И однажды ночью дежурная сестра увидела батюшку, самолично копающего Канавку. С радостью, что их посетил старец, она позвала сестер. Те бросились к отцу Серафиму за благословением и поклонились ему до земли. Поднявшись же с колен, увидели, что отец Серафим исчез. Только вскопанная земля да оставленная лопата с мотыжкой свидетельствовали о его посещении».

О значении Канавки преподобный говорил: «Эту Канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила. Так что Канавка эта - стопочки Божией Матери! Кто Канавку с молитвой пройдет да полтораста «Богородице Дево...» прочтет, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев».

С этого момента я решил: во что бы то ни стало побываю в Дивеево и пройду по этой Канавке! Однако осуществить это намерение оказалось не так-то просто. Прошел год, другой, а я все не мог собраться и выехать: жизнь уготовала нам другую «канавку», вернее, «канаву», выбраться из которой весьма затруднительно. Наконец решил: откладывать больше нельзя! Этим летом непременно еду! Вскоре увидел объявление в православной газете: известная паломническая служба приглашала христиан поехать в Дивеево. Это было то, что нужно! Я взял благословение у своего духовного отца и стал усиленно молиться о том, чтобы поездка обязательно состоялась.

На железнодорожный вокзал я приехал один из первых. У платформы уже стоял пассажирский поезд «Москва-Арзамас». Моих попутчиков я видел первый раз, но все они казались мне давнишними знакомыми. Когда мы вошли в вагон, то все мужчины, в том числе и я, пожелали занять самые плохие места - боковые и верхние полки. Представительницы прекрасного пола разместились на нижних местах. Атмосфера между нами установилась самая дружеская и непосредственная.

Ранним утром поезд прибыл в Арзамас. Солнце только что показалось над горизонтом, осветив редкие облака. В городе начиналась будничная жизнь, полная всевозможных забот и суеты, - а мы едем к святыне, и только это дело кажется нам единственно верным и нужным.

От Арзамаса до Дивеево не так уж и далеко, всего два часа на автобусе. Водитель ехал быстро, без остановок, а мне казалось, что мы тащимся еле-еле, так хотелось побыстрее оказаться у цели.

II

Дивеево встретило нас ярким веселым солнцем, пением птиц, обилием цветов и зелени, - оно полностью оправдывало свое название. Всё нам здесь нравилось - и бирюзовое безоблачное небо, и приветливое выражение лиц местных жителей, и узкие улочки с деревянными домами и ухоженными палисадниками, и сверкающие на солнце купола монастырских храмов - негаснущие свечи нашего поруганного Отечества.

Входим на территорию монастыря. Он напоминает огромный муравейник - туда и сюда снуют монахини в черном облачении, послушницы, строительные рабочие, а также паломники. Не слышно ни громких разговоров, ни криков, ни ругани, так привычных в нашей повседневной мирской жизни. Уже не разумом, а сердцем понимаешь: монастырь - это Небо на земле, а раз так, то всё, что здесь находится, несет отпечаток небесного.

Первые встречи, первые разговоры - очень быстро мы ощутили, что нам здесь рады, что мы тут желанные гости. Матушка игумения, которая встретила нас по-матерински тепло, для каждого паломника нашла какие-то единственно нужные слова.

Преподобный Серафим к любому человеку, который приходил к нему, обращался со словами: «Радость моя!» - в каждом человеке он видел образ Божий. Любовь, которая изливалась из сердца преподобного, так и осталась жить в стенах монастыря.

-А теперь идем в Троицкий собор! - объявил наш гид.

Храм очень высок и светел. Особую торжественность придают ему белоснежные свежевыбеленные стены без росписей. По завещанию преподобного Серафима они оставлены без росписей для того, чтобы собрать здесь чудотворные иконы Божией Матери. А соберутся они, по его слову, в последние времена.

Белизна стен напомнила нам о непорочности Горнего мира.

В центре храма стоит рака с нетленными мощами преподобного Серафима, которая не так давно, три года назад, в течение нескольких месяцев пребывала в Москве, в Богоявленском соборе. Справа от раки - чудотворный образ Божией Матери «Умиление», перед которым, стоя на коленях, отошел ко Господу Саровский чудотворец. К раке протянулась цепочка людей - всем, кто приехал в Дивеево, хочется прежде всего приложиться к великой святыне. Священник в епитрахили и с крестом на груди читал акафист преподобному; многие паломники слушали его, совершая земные поклоны.

Я стоял у самого входа, предвкушая скорую встречу с угодником Божиим. Вдруг я увидел, как от правого придела, где высились строительные леса, идет высокий, слегка согбенный, благообразного вида дедушка. У него были очень живые, выразительные глаза; борода светлая и не очень длинная. На нем были темная рубашка и темный плащ, простые брюки; на босых ногах - просторные башмаки. Он направился к выходу из храма.

Почему-то он вызвал во мне глубокое чувство симпатии, и я стал следить за ним. На мгновение глаза наши встретились, и мне показалось, что мы с ним давно знакомы. Через секунду я снова поймал его взгляд. Ласка и дружелюбие, невыразимые в словах, светились в его лице. Они каким-то образом передались и мне.

Дедушка посмотрел на меня и улыбнулся, я улыбнулся ему в ответ. Он направился ко мне, всем своим видом говоря: ты мне тоже нравишься, и мне хочется поговорить с тобою.

«Знаю, почему он идет ко мне, - подумал я. - За милостыней. Не дам ему ничего».

Мне стало стыдно за эту мыслишку и за свою привычную скупость, и я стал себя оправдывать: надо искать кошелек, а в этом кошельке и так не густо.

«Ладно, - продолжал я размышлять, - посмотрим, как он будет просить, какие слова скажет».

III

Чем ближе подходил ко мне дедушка, тем яснее я понимал, что это не обычный нищий. Лицо его не просто светилось добротой и приветливостью, - оно с и я л о. «Наверно, это человек Божий», - подумал я.

Подойдя совсем близко, дедушка пристально и изучающе посмотрел мне в лицо, да так, как будто заглянул в душу. Мне стало не по себе. Сомнений не было: незнакомец видел меня насквозь. Да он и не скрывал этого, как и я, в свою очередь, не скрывал того, что хорошо понимаю происходящее.

Дедушка не строго, а по-доброму спросил, хитровато поддевая меня:

-А сам-то ты брать умеешь? Ты сам можешь принять от меня?

-Могу, - чуть слышно выговорил я и сильно смутился.

Тогда он взял мою руку, раскрыл ладонь и положил в нее один за другим три медных целковых - двуглавыми орлами вверх. Незнакомец пристально наблюдал за мной: не оскорбит ли это меня, не унизит ли - ведь я первый раз в жизни принимал милостыню. Промелькнула мысль: вот и сам ты получил подаяние, да еще от нищего, чтобы не превозноситься впредь.

В жизни я всегда, в любых ситуациях, держусь уверенно, меня трудно выбить из седла. А тут я был сам не свой, даже себя не узнавал. Если сказать еще точнее, то чувствовал себя так, как будто с меня сняли всю одежду. Человек Божий, конечно, понимал это и поэтому стал говорить мне тихие ласковые слова, которые, к большому сожалению, проходили мимо моего сознания. Вдруг он спросил:

-А слушать-то ты умеешь?

-Стараюсь, но не всегда получается, - выдавил я признание.

Видя, что я занят только своими мыслями, озабочен даже сейчас только собою, а потому и отвечаю с неохотою, мой собеседник заговорил поспешно:

-Так ты послушай, послушай меня, что я скажу тебе. Ты можешь выслушать меня? - спросил он и, не дождавшись ответа, продолжал: - Господь избранным Своим (он сделал ударение на слове «избранным») уготовал особые искушения. Не только дары, но и искушения, и беды, и скорби. Ты понимаешь меня? - глядя мне в глаза, спросил он. - И радоваться должно этому, только радоваться!

«Это он говорит о сегодняшней России, - подумал я. - Не о мне же, грешном, я к избранным не отношусь. О матушке-России его слово».

Не дожидаясь ответа (да мне и нечего было сказать ему), дедушка бесшумной, словно воздушной походкой отошел от меня. Он остановился у свечного ящика и стал что-то доставать из котомки, которую я не разглядел и не запомнил.

«Надо что-нибудь подарить ему», - неожиданно для самого себя решил я. - «Но что именно? Может, медальончик?» Я всегда носил с собой дюжину медальончиков Спасителя. - «Вот один медальончик и подарю».

Я подошел к моему новому знакомому и сказал:

-Хочу сделать вам маленький подарочек.

И показал медальончик.

Он посмотрел на меня своими ласковыми лучистыми глазами:

-Это очень дорогой подарок.

-Нет, не очень, - возразил я.

-А ты очень хочешь подарить?

-Да, очень.

-Спаси тебя Господь, - сказал человек Божий, взяв в руки медальончик.

Я вернулся на прежнее место, а когда оглянулся, то дедушки уже не увидел.

IV

«Очень хорошее это дело - дарить подарки! - с чувством глубокого умиления подумал я. - У меня осталось еще одиннадцать медальончиков, надо обязательно их кому-нибудь подарить. И не завтра, а непременно сегодня!»

Я подошел к раке с мощами преподобного Серафима и приложился к ней. А потом, подняв голову и взглянув на икону Саровского чудотворца, узнал в нем... дедушку, с которым только что разговаривал.

-Преподобне отче Серафиме! - воскликнул я про себя. - Благодарю тебя за то, что ты не погнушался моей худости! Прости меня за мою невменяемость!

«Но почему я сразу его не узнал? - подумал я. - Мои духовные очи были закрыты, вот и не узнал. Значит, так надо».

Я не стал ходить по храму, чтобы найти моего недавнего собеседника, потому что знал, что все равно его не найду. Я встал на колени и воздал хвалу Богу за то, что Он привел меня в эту обитель и даровал мне не только нечаянную, но и большую духовную радость. Эта радость не покидала меня как во время пребывания в Дивеево, так и после возвращения в Москву.

А вскоре произошло нечто удивительное. Один человек (я видел его первый раз) подошел ко мне и сказал:

-Я знаю: ты работаешь в воскресной церковной школе. Прими от меня на нужды школы посильный дар.

Через некоторое время другой человек вручил еще большую сумму. Потом пришел еще один солидный взнос, а следом за ним - еще. И каждый раз, получая деньги, я вспоминал слова доброго и ласкового дедушки:

-А сам-то ты брать умеешь?

(Очерк написан в соавторстве с рабом Божиим Василием).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Три медных целковых

Прекрасно !
Varvara / 02.08.2017, 11:17
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Кокухин
Мы идем путем Христа
Нас будут гнать до Второго пришествия Сына Человеческого, и ничего изменить нельзя
19.04.2024
«Если не покаетесь, все так же погибнете»
Евангельское поучение, которое никто не должен забывать
30.03.2024
Ядовитый источник
Заметки о романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
18.03.2024
«Я вам жить завещаю...»
О стихотворении А.Твардовского «Я убит подо Ржевом»
25.01.2024
Духовное солнце России
Возвращение Казанской иконы Божией Матери
21.12.2023
Все статьи Николай Кокухин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06