Почему для спасения человека понадобились страдания Сына Божия

0
8097
Время на чтение 3 минуты

Когда приходится говорить о смысле Жертвы Христовой нередко можно услышать вполне законный вопрос - почему Всемогущий Бог не мог Своей властью и Своим всемогуществом исцелить поврежденную человеческую природу? Для чего понадобились именно мучения и Крестная смерть Сына Божия? Это очень серьезный вопрос и на него не существует однозначно выверенного и догматизированного ответа. Однако существуют некоторые размышления, которые, как кажется, вполне могут быть озвучены, ибо до известной степени объясняют суть происшедшего. Дело в том, что сотворенный мир не чужд Богу, а является как бы образом Божественных свойств и законы Божественного мира являют себя в непреложных законах нашего мира. Как художник, писатель, композитор выражает себя в своих творениях (и по оным мы имеем возможность судить об их творце), так и Господь Бог выразил себя в Своем творении - в мире. Апостол Павел говорит касательно этого: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 16 20). Соответственно, законы физического мира есть до известной степени выражение Божественных законов в нашем мире.

Из нашего жизненного опыта мы знаем, что любое разрушение любой реальности (материальной или духовной) для своего восстановления требует усилий (причем, часто даже несопоставимых с теми усилиями, которые потребовались для разрушения), иногда подвига, часто страданий и даже смерти. Люди, знакомые с курсом физики, в таком случае обычно ссылаются на второе начало термодинамики, которое говорит нам о том, что самостоятельно возникает только хаос, а создание порядка требует энергии (действий, усилий). Восстановление добра требует понуждения! Этот принцип очень хорошо выражен в Евангелии: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). Любой Божественный закон - благо есть и Бог не желает отменить его, ибо сам закон проистекает из Него! И согласно этому закону восстановление поврежденной природы человека не могло совершиться без подвига в рамках той человечности, которая была повреждена. И этот подвиг выражается в Боговоплощении, в кенозисе (др.-греч. κένωσις - истощение) Божества до принятия поврежденного естества человека, в Кресте, страданиях и смерти. Свт. Григорий Богослов пишет: «Нам, чтобы ожить, необходим был Бог воплотившийся и умерщвленный»[i]. Прп. Исаак Сирин свидетельствует: «смертью Единородного Сына Своего приблизил нас к Себе. Да, если бы у Него было что-либо более драгоценное, Он и это отдал бы нам, чтобы тем самым приобрести род наш. И, по великой любви Своей, не благоволил Он стеснить свободу нашу, хотя и способен был сделать это, но благоволил, чтобы любовью нашего собственного разума мы приблизились к Нему. По любви Своей к нам и по послушанию Отцу Своему Христос с радостью принял на Себя поругание и печаль... Подобным же образом достигают этого совершенства и все святые, когда становятся совершенными и уподобляются Богу сверх-изобильным излиянием любви своей и человеколюбия ко всем»[ii]

Поэтому в данном случае Подвиг исцеления человеческой природы указывает на незыблемость и непреложность осуществления законов Божественного бытия. Помимо этого Жертва Христова указывает и на сам принцип духовой жизни для каждого человека - это путь понуждения, усилия над собой. Выше мы приводили слова Евангелия: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). Именно «органическая» теория спасения вполне отчетливо демонстрирует то существенное и принципиальное отличие Иисуса Христа и Его Миссии от жизни и миссии всех прочих «спасителей» и «учителей» человечества - философов и родоначальников различных религий.



[i] Григорий Богослов, свт. Слово 45, 28-29.

[ii] Исаак Сирин, прп. I/48 (207-208) = B74 (509-510).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

58. Ответ на 57., Сергей Швецов:

Так я Вам об этом и писал." Образ " как сотворение по образу Своему относится к природе." Остается только прямой вопрос: кто Вам это сказал?

Книга Бытия, преподобный Максим Исповедник святители Григорий Палама, Ириней Лионский и т.д. Перечитайте мой комментарий под номером 41.
Василий В.В. / 28.07.2017, 13:29

57. Ответ на 56., Василий В.В.:

Так я Вам об этом и писал." Образ " как сотворение по образу Своему относится к природе."

Остается только прямой вопрос: кто Вам это сказал?
Сергей Швецов / 28.07.2017, 12:26

56. Ответ на 55., Сергей Швецов:

В св.Писании, в оросах, в богословии есть прецеденты употребления понятия "образ" по отношению к природе? Как там в классическом Евр.1:3-то?

Так я Вам об этом и писал. " Образ " как сотворение по образу Своему относится к природе. " образ ипостаси Его " из Евр.1.3. - образное выражение, не имеющее отношения ни к образу на иконе, ни к сотворению по образу Своему.
Василий В.В. / 28.07.2017, 11:54

55. Ответ на 53., Василий В.В.:

Образ на иконе и создание по образу Божьему - это не одно и то же

В св.Писании, в оросах, в богословии есть прецеденты употребления понятия "образ" по отношению к природе? Как там в классическом Евр.1:3-то?
Сергей Швецов / 28.07.2017, 11:11

54. Ответ на 50., Сергей Швецов:

личность, лицо, приложимо не ко всяким ипостасям, а только к разумно-свободным: к Богу, ангелам, людям и бесам."не во всяком богословии, как я понимаю?

Ипостась как форма существования неживой, неразумной природы есть понятие философское. Богословие в основном занимается рассмотрением взаимоотношений человека с Богом. В такого рода взаимоотношениях ипостась и лицо - это синонимы. Но если быть совсем дотошным, то тогда надо будет уточнить, о какой ипостаси идет речь. Вы правы.
Василий В.В. / 28.07.2017, 10:19

53. Ответ на 49., Сергей Швецов:

Что поделать. Что изображено на иконе? Природа? Божественная неизобразима, а человеческой нельзя поклоняться, ибо тварь, а не творец.-??И, однако же, об иконе мы говорим, что это образ, не так ли?

На иконе изображают святых, ангелов, Богородицу, Христа, иногда Бога Отца и Святой Дух. На чем делается акцент, на ипостаси или на природе? Думаю, что на ипостаси, но указывают на нее посредством изображения "природы". Божественную природу, конечно, невозможно изобразить. Ее заменяют человеческой или ангельской, в случае изображения святой Троицы. Но и сама природа имеет немалое значение. Ведь иконы используют для практических ( богослужебных ) нужд, а эти нужды с течением времени меняются, а значит меняется и способ изображения природы. Например, в дониконовские времена в богослужении особый акцент делался на приведении человеческой природы в состояние пригодное для контакта ее с божественной природой ( божественной энергией ), что подчеркивалось и символически изображалось использованием двуперстия. Иконография в этот период существования Русской Православной Церкви отличалась от современной и греческой большей реалистичностью. Когда же акцент еще больше сместился от природы в сторону ипостаси, с реализмом в изображении человеческой природы на иконах стали бороться. Так что в иконографии природа и ее изображение тоже играет немалую роль. Поклоняются не человеческой природе, а тому что с помощью этой природы изображают, точнее, обозначают. Богу поклоняются или святости ( богоподобию )святых. Богоподобие я в одном из своих комментариев, адресованном Вам, соотносил с ипостасью, а не с природой. Получается, что поклоняясь иконе, в первую очередь поклоняются ипостаси. ( Образ на иконе и создание по образу Божьему - это не одно и то же. )
Василий В.В. / 28.07.2017, 10:09

52. Ответ на 47., Василий В.В.:

Ваш оппонент отождествляет ипостась и лицо, поэтому такой вопрос.Не. Мой оппонент отождествляет частную природу и ипостась, а лицо и ипостась в богословии - это синонимы.

Никакой частной природы в христианском богословии не существует. Зачем Вы обманываете людей? Есть природа как таковая, она же субстанция, и есть природа в неделимом, она же ипостась.
Лев Хоружник / 28.07.2017, 03:27

51. Ответ на 43., Василий В.В.:

Туши свет! Прежде, чем что-то написать, Вы хоть немного подумайте, а потом пишите. Обсуждать что-либо с Вами я больше не буду. Бессмысленно. Отвечу только на тот вопрос, который касался слов покойного о. Петра Андриевского. Вот это:" А эти слова:"Первородный грех исказил первозданную природу человека. Следствиями первородного греха для души являются:в) удобопреклонность воли ко злу более, нежели к добру " чьи?Ну и как отсюда следует, что о. Петр учит, будто тело часть природы, а душа это ипостась? Прекращайте бредить!"(с)Утверждение - " Тело - часть природы " - следует из вот этих слов о.Петра: " Следствиями греха для тела стали так называемые безукоризненные или беспорочные страсти: голод, жажда, труд, утомление, боязнь смерти, смертность. Этими страстями прародители были наказаны Божественным правосудием."А его слова - " Следствиями первородного греха для души являются:в) удобопреклонность воли ко злу более, нежели к добру "- говорят о том, что ипостась человека он соотносит с душой. " Удобопреклонная ко злу воля " - это ипостасная ( гномическая ) воля человека, но не природная. Источником гномической воли является ипостась человека. У о. Петра - душа. Отсюда следует тот вывод, который я сделал.

Нет, у. о. Петра всё верно сказано. Ибо, в отличии от Вас, он знал, что ни тело, ни душа ипостасями сами по себе не являются. Кроме того, он знал и о том, что ипостась человека сложная, состоящая из двух природ. И потому совершенно справедливо описал последствия первородного греха, как для души, так и для тела. И это вполне святоотеческая традиция, ибо у св. отцов принято различать душевные и телесные страсти. Вы неуч.
Лев Хоружник / 28.07.2017, 03:22

50. Ответ на 37., Василий В.В.:

лицо и ипостась в богословии - это синонимы

" личность, лицо, приложимо не ко всяким ипостасям, а только к разумно-свободным: к Богу, ангелам, людям и бесам."

не во всяком богословии, как я понимаю?
Сергей Швецов / 28.07.2017, 01:12

49. Ответ на 48., Василий В.В.:

Обычно такие вопросы задают дети. На них почти невозможно ответить

Что поделать. Что изображено на иконе? Природа? Божественная неизобразима, а человеческой нельзя поклоняться, ибо тварь, а не творец. -?? И, однако же, об иконе мы говорим, что это образ, не так ли?
Сергей Швецов / 28.07.2017, 01:04
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Артемий Сильвестров
В погоне за лайками он утратил чувство реальности
Священник Артемий Сильвестров о деятельности заштатного диакона Олега Рыжкова, распространяющего в Интернете антипрививочные фейки
22.02.2022
Все статьи Священник Артемий Сильвестров
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
16.04.2024 15:58
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 15:41
Давайте вспомним всех павших!
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 15:23
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 15:14
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
16.04.2024 14:49