О праве художника на провокацию

На конкурс «Встанем всем миром против «Матильды»

Фильм "Матильда" 
0
496
Время на чтение 5 минут

В последнее время в русскоязычных СМИ много разговоров о фильме «Матильда» и о спорах вокруг него. Православные оскорблены недолжным упоминанием имени последнего русского царя. Тем более, что в связи со страшными обстоятельствами смерти, все члены царской семьи были признаны мучениками. В свою очередь, креативная общественность России оскорблена тем, что от неё потребовали учитывать мнение тех, кто не входит креативную тусовку.

Налицо две стороны, каждая из которых считает себя оскорблённой, то есть, конфликтная ситуация. Понятно, что такая постановка вопроса не позволяет вести разговор о художественных достоинствах фильма «Матильда». Хотя сложно предположить, что у сценария сочинённого в жанре «mockumentary» (to mock означает «насмехаться, издеваться»), могут быть художественные достоинства.

Как правило, в СМИ высказывания вокруг этой скандальной ситуации сопровождаются упоминанием косности православного люда. Вот, дескать, какие мракобесы, фильм ещё не вышел, а они уже осуждают. Как они могут судить о фильме, которого не видели? И какое право у православных считать себя оскорблёнными? Ведь речь идёт о праве режиссёра трактовать исторические события в собственном произведении. Где тут повод к оскорблению?

И ещё. Креативная общественность требует ответа на другие вопросы, например: Какое право у группы людей навязывать всему обществу своё понимание оскорбления? Тем более, если фильм рассказывает об исторических событиях, то что уж тут возмущаться? Что за странные попытки воевать с историческим прошлым? Ну, раз такое было в истории?!

Попробуем рассмотреть каждый из упомянутых тезисов предметно. Чтобы не впасть в голословные рассуждения, давайте рассуждать, опираясь на опыт случаев уже имевших место в общественной практике. К тому же если речь зашла о фильме исторической тематики, имеет смысл рассмотреть реальные исторические примеры. Так сказать, опереться на прецеденты.

Тезисы к рассмотрению. Подлежат ли безусловному рассмотрению любые факты прошлого? Какое право у оскорблённого оскорбляться историческим прошлым? И какое право у оскорблённого навязывать обществу свой подход к ситуации? На самом ли деле право художника находится выше ценностей гражданского мира в обществе?

Чтобы сделать тему наглядней для защитников права автора на свою трактовку, попробуем рассуждать не с позиции защиты прав православных, а с позиции защиты интересов какой-нибудь другой части социума, допустим, евреев.

Начнём с тезиса, что любые факты прошлого подлежат безусловному рассмотрению. Так ли это?

Историческое прошлое нашей страны хранит память об уничтожении жителей львовского гетто. В числе тех, кто причинил множество мучений обитателям этого гетто, было 750 евреев, служивших во внутренней полиции гетто. О том, какие отношения были между полицией гетто и его обитателями говорит тот факт, что восстание в таком же гетто в Варшаве началось с истребления еврейской полиции. Уместно ли сегодня вести разговор о страшном вкладе, который еврейская полиция внесла в Холокост?

Представляется, что ответ должен быть только отрицательным. Ради гражданского мира в обществе.

Следующий тезис: «Какое право у оскорблённых оскорбляться историческим прошлым? Это же история.»

Что ж, обратимся к истории. В Восточной Европе представителей еврейского народа две тысячи лет называли этнонимом «жиды». Те, кто читал Карамзина или Гоголя, помнят неоднократное упоминание этого названия. Кстати, самоназвания. В Польше и Литве, данный этноним употребляется до сих пор. А вот в России представители еврейского народа сочли это наименование оскорбительным для себя. И потребовали впредь не упоминать этнонима. Общество России пошло навстречу оскорблённым. В результате, в нашей стране прежняя форма обращения к евреям, вышла из обращения. То есть общество России пошло навстречу требованиям сравнительной небольшой группы социума.

Было ли такое решение правильным? Как показывает опыт, да.

Очередной тезис. «Какое право у кого бы то ни было навязывать обществу цензуру?»

Опять-таки имеет смысл опереться на исторический прецедент. Вот, например, был в историческом прошлом Германии такой опыт, когда один финансист обобрал жителей целого государства. Данный случай описан в романе Лиона Фейхтвангера «Еврей Зюсс». Факт присвоения Зюссом чужих денег, в самом романе кстати, не оспаривается, а преследование Зюсса обобранными жителями объясняется антисемитизмом.

Так вот, вышедший в Германии фильм с тем же названием, что и роман Фейхтвангера, навсегда вошёл в историю кино, как пример махрового антисемитизма, то есть, фильма, направленного против репутации целого народа.

Я не видел этого фильма. Вправе ли я согласиться с мнением тех, кто запретил этот фильм? Нет ли здесь пресловутого цензурного нажима? Следует ли добиваться массового обсуждения этого фильма, чтобы сделать адекватные выводы?

Уверен, что если бы кто-то сейчас попытался организовать демонстрацию данного фильма в России, это сочли бы преступлением против всего общества и его ценностей. Как видим, при таком подходе право художника на особое мнение даже не обсуждается. Гражданский мир дороже.

Какой вывод можем сделать из данных прецедентов? Мы видим, что если какая-то часть общества считает нечто оскорбительным для себя, всему обществу в целом имеет смысл учесть данное мнение для сохранения гражданского мира.

Но из сказанного следует ещё один вывод. Гражданское общество просто не выживет, если права одной части общества не будут распространяться на все группы общества в целом. Право носит универсальный характер. Стало быть, права православных подлежат защите в той же степени, что и права евреев.

Для предмета нашего разговора перечисленные обстоятельства означают, что если общество России заинтересовано в сохранении гражданского мира, то в оценке фильма «Матильда» следует опираться на мнение православных. Это представляется наименее затратным выходом из конфликтной ситуации, заданной фильмом «Матильда».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Проглотят

Да проглотят это всё православные. Они же не жиды, у православных же нет такого контроля над мировой цивилизацией и её финансами... Ну Вы, автор, даете, сравнили жидов и православных, смешно даже... Промолчали же в предыдущих многочисленных случаях с паскудными выставками, спектаклями, надругавшимися над Христом. А это - так, просто один из святых Его. Так что - промолчат и в этот раз, и проглотят. Раз руководство православное молчит, значит оно позволяет подобные надругательства.
Наталия 2016 / 11.07.2017, 12:29
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Фильм "Матильда"
Левый поворот и дурдом
Без Бога у нас окончательно мозги повернутся
22.12.2023
Скрытая война против России
С главой Калязинского района, кандидатом исторических наук Константином Ильиным беседует писатель Валерий Кириллов
06.10.2023
Православных грубо обманули
На канале ОТР показали кощунственный фильм «Матильда» под видом мини-сериала «Коронация»
04.10.2021
Враги Христа глумятся над Россией
О кощунстве в Федоровском соборе Санкт-Петербурга
09.04.2021
Засохшая смоковница
В интервью Антону Красовскому Наталья Поклонская окончательно переформатировалась
23.03.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:20
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 15:32
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
19.04.2024 13:57