Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Косовская Пасха

Николай  Кокухин, Русская народная линия

Косово / 28.06.2017


28 июня - память благоверного князя Сербского Лазаря (1389) …

 

 

 Видов дан - самый значимый праздник сербского народа

 

                                                      

                                                       I

 

        Видов дан - так называется самый желанный, самый почитаемый, самый значимый праздник сербского народа. Он посвящен памяти святого благоверного князя Лазаря, который выступил против турецких завоевателей. Косовская битва состоялась в 1389 году, она явилась поворотным событием в истории Сербии. Перед началом сражения предводителю сербского войска князю Лазарю явился Ангел Господень и спросил:

                -Что ты предпочтешь - земное царство или Небесное? Если выберешь земное, то победишь в этом сражении; если же выберешь Царство Небесное, то потерпишь поражение.

        Князь Лазарь, не раздумывая, ответил:

        -Я выбираю Царство Небесное!

        -Будь по твоему, - сказал Ангел.

        И в ту же секунду исчез.

          Сербское войско потерпело страшное поражение. Князь Лазарь и его сподвижники были взяты в плен и обезглавлены.

          С тех пор Сербия взошла на крест, подобный Голгофскому. Она идет путем Господа нашего Иисуса Христа.

          Видов дан празднуется двадцать восьмого июня. В этот день сердце каждого серба, где бы он ни находился - в Сербии или далеко от нее, - наполняется великой радостью и ликованием, он вспоминает благоверного князя Лазаря, который принял судьбоносное решение не только для себя, но и для всего сербского народа. Сердце каждого серба пребывает в этот день не на земле, а на Небесах, в сонме Ангелов и Архангелов, Херувимов и Серафимов, среди мучеников и исповедников сербских во главе с князем Лазарем; каждый православный серб, сердце которого горит Божественным пламенем, празднует в этот день Косовскую Пасху.

         

 

                                                         II

 

          Мы - я и мой давнишний друг Юра Соболев - по благословению митрополита Амфилохия приехали в Черногорию и поселились в Цетинском монастыре. В пятницу к нам подошел монах Матфей.

          -Завтра из Подгорицы пойдут на Косово два автобуса с паломниками, - сказал он. - На праздник Видов дан. Хотите с ними поехать?

          -С большим удовольствием, - ответили мы.

          Отец Матфей набрал мобильный номер митрополита Амфилохия, кратко переговорил с ним, и тот благословил нас на поездку.

          -У вас уже есть попутчик, - добавил отец Матфей. - Его зовут Игорь.

          Игорь оказался молодым человеком лет семнадцати-восемнадцати, высоким, светловолосым, простым в обращении. Он довольно сносно разговаривал по-русски.

          Мы выехали поздно вечером, дорога была пустынная, через полчаса мы прибыли в Подгорицу. Игорь оставил машину у одного из многоэтажных жилых домов, мы прошли немножко пешком и увидели два автобуса, около которых толпились паломники.

          -Садитесь в головной автобус, - обратился к нам Йован, руководитель поездки, невысокий черноволосый, лет тридцати. - Через четверть часа отправимся.

          Автобус полон, в основном молодежь, но и людей среднего и пожилого возраста достаточно. Йован проверил списки паломников, а потом сделал краткое объявление, попросил нас соблюдать дисциплину и не потеряться в пути.

Тронулись. За окном - темень такая, что глаз выколи, можно и не смотреть, лучше сосредоточиться на Иисусовой молитве.

          Через два-три часа - первая остановка, в каком-то небольшом горном городке - здесь гораздо прохладнее. Едем дальше. Можно бы и поспать, но водитель - большой любитель сербских народных песен - включает одну за другой аудиокассеты. После полуночи у него пробудилась совесть, и он выключил приемник.

          К первому пограничному посту, черногорскому, мы подъехали на рассвете. Нас быстро пропустили. Через пять-десять минут - второй пограничный пост, косовский, а точнее, международный, на верхней точке перевала. В автобус вошел полицейский; идет вдоль сидений, внимательно смотрит на лица пассажиров - сербы. Остановился около меня и Юры.

          -Русские?

          -Да.        

          -Проезжайте.

          Он вышел из автобуса, и мы поехали дальше.

          Дорога пошла вниз, она прорублена в левой щеке ущелья реки Ибар. Мы движемся очень медленно, а быстрее и нельзя - опасно. В ущелье туман. Вниз лучше не смотреть - кружится голова. В автобусе - полная тишина, не слышно ни одного голоса, все погружены в молитву.

          Ну вот, кажется, мы в долине. Солнце уже взошло, посеребрив воду небольшого водохранилища. Я заметил несколько крошечных пристаней, значит, существует водное сообщение. Миновали несколько рек, которые впадают в водохранилище; мосты через них похожи на  выпуклые скобки.

          Водитель прибавил скорость и снова включил аудиокассету с любимыми песнями. Мы миновали два-три поселения и на одной из развилок увидели несколько автобусов с паломниками - они с севера, из Сербии. Еще пять-десять минут, и мы у цели.

 

                                                         III

 

          -Монастырь Грачаница! - объявил Йован. - Выходим!

          Я был в этом монастыре ровно десять лет назад, когда с группой паломников совершал первое путешествие по Сербии и Черногории. Тогда Косово и Метохия были исконно сербскими территориями, в многочисленных храмах и монастырях совершались ежедневные богослужения, никто не подозревал, что скоро все так неожиданно изменится, родная земля перейдет в руки албанских разбойников и бандитов, храмы будут разрушены, прольется обильная кровь мирных жителей.

          Отнять у Сербии Косово - это значит вынуть у нее сердце. А разве можно жить без сердца?

          Монастырь обширный, народу много, слышна сербская и русская, украинская и белорусская, болгарская и словацкая речь - здесь собрались в основном славяне. Это - зародыш будущей великой славянской державы, страшной для наших заклятых врагов. Как же приятно смотреть на этих людей, как  дороги они мне - мы незнакомы, но все равно очень близки!

          На крылечко церковного дома вышли владыка Амфилохий, а также епископы Рашко-Призренский Артемий и Липляндский Феодосий. Я подошел к ним под благословение.

          Минут через десять-пятнадцть началась праздничная Божественная Литургия. Она совершается на улице, перед храмом, где сооружен деревянный помост. Кроме архиереев, в богослужении принимают участие многие священники, иеромонахи, диаконы. Хор состоит из семи-восьми девушек, одетых в красивые платья малинового цвета.

          Перед помостом были расставлены легкие пластмассовые стулья (десять-двенадцать рядов), но они не понадобились - паломники предпочли молиться стоя. Вместе с нами молились все Силы Небесные, все святые, в землях сербской и русской просиявшие, и, конечно же, святой благоверный князь Лазарь и все воины, павшие геройской смертью на Косовом поле шесть веков назад.

          Почти все, кто присутствовал на богослужении, подошли к Чаше, в том числе я и мой друг Юра. Мы со Христом! Мы в Нем, и Он в нас! Таинство, которое никогда до конца не понять нашим слабым человеческим умом. Мы - единое тело, в котором почивает Дух Святой, «Сокровище благих и жизни Подателю». Нас было много, но у нас было одно сердце и одна душа.  Вот то единение, к которому призывает нас Христос и которому Он учит нас каждый день!

          Я смотрю на лица паломников: они озарены каким-то особым внутренним светом, все мирское ушло в сторону, осталось одно небесное. Мы ступаем как бы не по земле, а по Райским Владениям, где нет ничего нечистого, и всюду разлита радость.

          После окончания Божественной Литургии делегация из Санкт-Петербурга вручила владыке Амфилохию, а в его лице всей Сербской Православной Церкви большое полотно, на котором было изображено Воскресение Христово.

          Весьма и весьма символичный дар!

         

                                                         IV

 

          Затем мы отправились на Косово поле. Проехали минут десять и остановились. Вдоль дороги длиннющая лента легковых автомобилей, десятки автобусов. Дальше - только пешком. Прошли метров триста прямо, потом повернули направо - узкая дорога, ведущая на невысокий холм.

          Куда ни глянь - так называемые миротворческие силы: англичане, французы, немцы, итальянцы, американцы - высокие, плечистые, откормленные солдаты в беретах, с автоматами в руках; много танков, бронетранспортеров и другой военной техники.

          Нашим ориентиром служит высокая башня на вершине холма. К ней движется непрерывный густой поток людей.

          День очень жаркий, идти с каждой минутой все труднее. Предусмотрительные паломники прячутся от палящего солнца под легкими зонтиками, а у нас их нет. Но что из этого? Ради важного духовного дела нужно немножко потрудиться.

          А вот и вход на территорию, где стоит башня.  Здесь бронетранспортеры и танки стоят рядами,  сотни солдат, многие из них, взобравшись на крыши служебных военных помещений, наблюдают за происходящим.

          Подходим к башне. Она плотно окружена людьми. На ее вершине светловолосая женщина размахивает национальным государственным флагом. На стене висит, колыхаясь на ветру, трехцветная - красно-голубая-белая - лента (цвета, обратные русскому национальному флагу). Раздаются возгласы:

          -Косово и Метохия - сербская земля!

          Начинается панихида. Ее служат архиереи. Мы молимся о всех воинах, которые отдали свои жизни за свободу любимого Отечества во время сражения с басурманами. Сербы потерпели поражение, но  остались непобедимыми, потому что были со Христом, Который победил смерть. Каждая пядь Косова поля полита их драгоценной кровью,  являющейся семенем будущей Сербии.

          -Ве-е-е-чна-а-а-а-я па-а-а-а-а-амя-а-ать, - разносится над всем обширным пространством Косова поля.

          Панихида закончена, но никто не расходится - всем хочется побыть еще некоторое время на этом святом месте, где решалась судьба сербского народа, подышать воздухом, настоенном на травах Косова поля, посмотреть на белоснежные облака, которые плывут над ним, услышать духовные песнопения, которые исполняют и сербы, и русские, и украинцы.

          Мы с Юрой решили подняться на вершину башни, чтобы окинуть взором Косово поле. Желающих очень много, очередь петляет, как тропинка в лесу. Я заглянул внутрь башни: пролеты лестницы битком забиты паломниками. Те, кто побывали наверху, спускаются с большим трудом.

          Затею пришлось отложить.

          Вдруг я увидел группу русских паломников во главе со знакомым архимандритом. Пожилые люди, а не побоялись приехать, не испугались ни трудностей пути, ни жары, ни неизбежных искушений. Молодцы!

                        

Христос воскресе из мертвых, Смертию смерть поправ

И сущим во гробех

Живот даровав! -

 

громко запели они, к ним подключились и мы с Юрой.

        Как-то само собой пришло на память поле Куликово, поле национальной славы русского народа, на котором он отстоял свою независимость и даровал Руси новую жизнь. Русские воины победили потому, что с ними было Божие благословение, преподанное игуменом Земли русской Сергием Радонежским.

        Поле Куликово и Косово поле - это единое целое, это духовная доминанта русских и сербов, это фундамент наших побед, это врата желанного Рая. Нам ли унывать, имея такие дивные примеры? Нам ли отчаиваться, если у нас были такие великие вожди, как Димитрий Донской и князь Лазарь? Наверняка вожди, подобные им, есть и сейчас. Нам ли не надеяться на скорое и неизбежное духовное пробуждение наших народов?

Покидая Косово поле, я сорвал несколько ярко-красных цветков, растущих как у обочин дороги, так и на всем его пространстве. Это как бы капли крови сербских воинов, сражавшихся с безбожниками. Они являются лучшим украшением Косова поля и напоминают о Вечной Непреходящей Жизни.

       

                                               V

 

        Обратный путь в Черногорию не был утомительным. За окном автобуса проплывали маленькие деревушки с симпатичными домиками, утопающими в садах, коровы, козы и овцы, пасущиеся на зеленых полянах,          скошенные луга с аккуратными стогами, тенистые долины с быстрыми прозрачными речками, крестьяне, заготовляющие дрова на зиму.

        Но что это? Мой взгляд как будто споткнулся - я увидел в одном из сел... мечеть. Немного проехали - снова мечеть. Въехали в маленький городок - тут сразу несколько мечетей, которые обезображивали сербский пейзаж. Это владения албанцев, а также отуреченных сербов - современная страница Косово.

        «Чем бы порадовать моих спутников? - подумал я. - Знаю, чем».

        Я прошел в переднюю часть автобуса, взял микрофон и сказал:

        -У моего друга Юры Соболева прекрасный голос - бас с бархатным оттенком. Он споет для вас, если вы не будете возражать, несколько русских песен.

                  Никто, конечно, не возражал.

                 Сначала Юра спел «Степь да степь кругом...», потом «Славное море, священный Байкал», затем «Вдоль по улице метелица метет», за «метелицей» последовал «Вечерний звон» и другие песни. Выступление моего друга было встречено очень тепло.

          Сербы не остались в долгу, исполнив множество чудесных народных песен; песня о Косово звучала особенно часто; импровизированный концерт продолжался почти до самого дома.

           

                                                 VI

 

          Побывав на Косово, да еще в такой великий праздник, мы прикоснулись к Вечности, ощутили сладостное благоухание Рая. Благодать, полученная на Косовом поле, сохранится не только во все дни нашей земной, временной жизни, но и приумножится в Вечных Обителях, куда мы, по милости Божией, в свое время переселимся.

          Косово сейчас в плену. Это зигзаг истории. Святыня превращена в тюрьму. Но в темнице быстрее распахиваются Небеса и быстрее прозревает душа, здесь горячее молитва и, значит, ближе Бог. А кто с Богом, тот свободен, так как Христос Своим славным Воскресением упразднил все и всяческие темницы.

          Скоро, очень скоро Косово снова станет исконной сербской территорией. В нем снова забьется сердце, разнося живительную кровь по всему организму.

          Когда думаешь о благоверном князе Лазаре, то невольно вспоминаешь Царя-мученика Николая Второго. Их судьбы очень схожи.

          Святитель Николай Сербский пишет: «Смысл войны 1914 года, многим непонятный, многими оспариваемый, объяснен русской жертвой за сербов во всей своей Евангельской ясности и несомненности. Ибо мотив  самоотверженности, духовная потребность жертвы за ближнего - разве это не стремление к Царству Небесному? Русские в наши дни повторили Косовскую трагедию.

Если бы русский Царь Николай II стремился к царству земному, царству мелких личных расчетов, себялюбия, он и по сей день сидел бы на престоле в Петрограде. Но он выбрал Царство Небесное, царство жертвы во имя Господне, царство Евангельской духовности, за что и сложил свою голову, за что сложили головы его чада и миллионы подданных.

          Еще один Лазарь!

          Еще одно Косово!

          Этот новый косовский завет открывает новую духовную глубину славян. Если кто-то в мире может и должен это осознать, то это - сербы».

Крест царя Лазаря был найден на Косовом

поле, дальнейшая его судьба была неизвестна в течение многих веков. Его следы отыскались в конце девятнадцатого столетия - он хранился в одной мусульманской семье. Православные выкупили его и преподнесли Государю Императору Николаю II во время его коронации.

                  И князь Лазарь, и Царь-мученик Николай II своей мученической кончиной искупили грехи своих народов. И тот, и другой прославлены в лике святых. Находясь у Престола Божия, они молятся о том, чтобы русский и сербский народы, претерпев великие страдания и покаявшись в своих грехах, наследовали Блаженство на Небесах.

 

                                          

          Косово поле-Цетинье-Белград-Москва.

 

 

 

         


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме