itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Белый цветок России

Светлой памяти святой Царицы Александры Федоровны

100-летие революции 
0
462
Время на чтение 8 минут

«Только та жизнь достойна, в которой есть жертвенная любовь»

Государыня Александра Федоровна

Главное в жизни Императрицы Александры Федоровны - Ее любовь к Богу и ближнему. Искренняя вера в Бога и доверие Богу образовали в Государыне ту духовность, которая воссияла во всех ее делах не только как Царицы православной Державы, но и как христианской матери и супруги.

У каждого из нас есть дорогие нашему сердцу родители, братья или сестры, супруг или супруга и порой, столкнувшись с трудностями во взаимоотношениях с ними, мы не знаем к кому обратиться за помощью. Царицу Александру называют Матерью русского народа, и она как любящая мать всегда готова нам помочь и поддержать,только бы мы сами молитвенно обратились к ней. Она первая Помощница женщинам перед Богом после Пресвятой Богородицы.

Будущая россий­ская Императрица родилась 7 июня 1872 г. в Дармштадте на юго-западе Германии у Великого Герцога Гессен-Дармштадтского Людвига и Английской принцес­сы Алисы. Она была шес­тым ребёнком. В семье девоч­ку звали Аликс, а за весёлый, добрый нрав называли "сол­нышком". Детям дава­лось английское воспитание в духе простоты и милосер­дия.

Родители Аликс отличались щедрой благотворительностью, это же качество воспитывалось и в детях. К величайшему горю, мать умерла от дифтерии, ухаживая за больными детьми, когда Аликс было всего 6 лет. И с этого времени девочка стала смотреть на происходящее серьезно, рано познав всю хрупкость земного существования.

Впервые Аликс увидела будущего супруга - Цесаревича Николая Александровича - в 1884 году, на свадьбе старшей сестры Эллы (Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны). Цесаревич Николай и принцесса Аликс переписывались много лет. И в 1894 г. Августейшие родители дали своё благословение на их брак. Но чтобы стать женой правящего Монарха России, принцессе необходимо было принять православное вероисповедание, отказавшись от лютеранства. Ей нелегко было это сделать, и внутренние духовные поиски Истины заняли у неё несколько лет. Принцесса Алиса прибыла в Россию за несколько дней до кончины Императора Александра III. Чин присоединения её к Православной Церкви совершил всероссийский пастырь Иоанн Кронштадтский. Всей душой, глубоко и искренно приняла Александра Федоровна Православие. Она говорила: «Твоя страна будет моей страной, твой народ - моим народом и твой Бог - моим Богом» (Руфь 1, 16).

Царская Семья является идеалом семьи! Царь и Царица были счастливы и как супруги, и как родители. Вспомним строки, которые написал Государь Николай II на двадцатилетие брака своей Венценосной Супруге: он писал, что счастлив безмерно и благодарен Богу за то, что счастье и любовь соединили их жизнь. Это было следствием того, что в основе их брака было целомудрие, т.е. мудрое отношение к жизни, чистота души и тела, целостность ума, не загрязненного страстями. У них был такой подход к жизни, когда вершиной всего является Бог, и все идет, опираясь на духовность. Они жили по Божиему замыслу, пытались очень бережно относиться друг к другу и другому человеку - как к святыне.

Царь и Царица старались беречь это чувство - любовь, и, кроме того, они его возделывали. Царица Александра писала: «Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения...»; « Как счастлив дом, где все - дети и родители - верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом как преддверие неба. В нем никогда не может быть отчуждения»; «В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи. И семейное счастье - когда все честно выполняют свои обязанности»; «Дом - это место тепла и нежности».

Члены Царской Семьи хорошо понимали эти духовные тонкости, они понимали, что друг от друга исходят причины ссоры и разногласия. Поэтому они боролись со своими страстями и возделывали в себе добродетель. Император и Императрица стремились к спасению, и им это далось, как и всем их детям. Поэтому все они причислены к лику святых.

Воспитанием и образованием своих детей Императрица занималась лично сама почти по всем предметам, кроме узкоспециальных. Государыня утверждала, что «родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни».

Святой Чете это удалось - они вырастили прекрасных детей. Яркой деталью благотворного воспитания, например, является то, насколько глубоким было единение царевен, которые нередко подписывали свои послания единым именем, составленным из первых букв их собственных имен - ОТМА (Ольга, Татиана, Мария, Анастасия).

Вечера часто проводились «в семье» - собирались дети, Александра Федоровна и какая-нибудь близкая подруга или родственница в комнате Императрицы. Часы заполнялись музыкой, беседами, рукоделием и чтением. Если Император мог к ним присоединиться, то он читал вслух, отдавая предпочтение истории, русской литературе, поэзии или евангельским текстам. В такие вечера дети впитывали ту духовную любовь, которая помогла семье сплотиться во всех трудностях и в дальнейшем взойти на Голгофу всем вместе, когда никто не дрогнул, никто не предал.

В Царской Семье все было удивительно естественно и гармонично, Александра Федоровна была замечательной супругой и матерью. И этим она может быть примером для многих современных женщин.

Один близкий им человек писал: «Они вели скромную жизнь, были просты в обращении и не придавали значения своему положению; у них не было и намека на высокомерие».

Существенной частью воспитания были игры и занятия спортом на открытом воздухе и в парке, окружавшем дворец в Царском Селе. Одну-две недели в году проводили на «Штандарте», царской яхте. Позднее были танцы, теннис, прогулки верхом.

Александра Федоровна приучила Детей вести дневник и писать письма, лишь только они начинали постигать азы грамотности. Это было одним из непременных элементов воспитания. Таким путем они должны были учиться связно излагать свои мысли и впечатления. Эти записки неоценимы: они рисуют в малейших деталях, как Царица воспитывала детей. Любимой темой для разговоров с дочерьми были молитва и различные выражения отношения человека к Богу. Показательно даже то, как называла Государыня своих детей в письмах: Цесаревич был и Агунюшкой, и Беби, и Солнышком. Вызывает трепет то чуткое проявление сопереживания и самоотверженности, оказанное детьми во время болезни своей любимой матери. Из писем Царицы: «Беби был мил, когда я ему вчера сказала, что у него к завтраку будут блины, которые он любит. Он сказал: «Как, когда у тебя боли, ты заказываешь мне блины? Я нарочно не буду их есть. Не надо». Когда Государыня была больна, то царевны устраивали при ней дежурство: в такие дни какая-нибудь из княжон неотлучно находилась при матери.

Благотворительная деятельность была также тем, чему Императрица отдавала себя с присущей ей самоотверженностью, помимо узкого круга семьи и друзей. Государыню называли настоящей подвижницей благотворительности. Она была очень чутка и отзывчива на чужое горе: при малейшей возможности она посещала больных сама, а если не могла это сделать, писала теплые, утешительные письма, посылала любимые книги и цветы. Она выделяла деньги на нужды благотворительности, урезая свои собственные расходы. Часто Государыня передавала денежную помощь нуждающимся через своих приближённых, стараясь сохранить всё в тайне. Александра Федоровна учреждала работные дома, школы для сиделок, ортопедические клиники, "Дома материнства", "Школы народного искусства", дома для рабочих, приюты, госпитали, осуществляла поддержку семей как погибших, так и сражавшихся на полях брани и многое другое.

Одна из наиболее ярких страниц в истории благотворительности, оказываемой Государыней - благотворительные базары. Особое внимание было обращено на борьбу с туберкулезом и средства, вырученные с базаров, шли на лечение бедных туберкулезных больных. Каждый год устраивался народный Туберкулезный день. Проводили его очень широко, по всей стране. В Петербурге он получил название Дня Белого Цвет­ка и первый раз был устроен в 1911 г. День Белого цветка вызвал такой отклик среди населения, что стал проводиться не ме­нее четырех раз в год.

Когда началась Первая мировая война, Александра Федоровна поступила так, как подсказало ей ее любящее христианское сердце: пошла служить России, которая вступила в период тяжелых испытаний. Она стала работать сестрой милосердия в госпитале, где находились солдаты и офицеры, которые не щадили своей жизни за Бога, Царя и Отечество. Царица поступила как любящая мать, потому что, как она писала сразу же после своей коронации, она ощутила, что это было ее венчание с Россией, что русские люди стали ее детьми.

Выучившись на сестер милосердия, Царица вместе с дочерьми Ольгой и Татьяной ежедневно помногу часов проводили в госпиталях - случай в истории уникальный. Они ухаживали за ранеными, сидели возле умирающих, доставляя страдальцам утешение. Государыня и Татьяна работали также и хирургическими сестрами. Несложно представить себе их мужество, выдержку и огромную христианскую любовь. Помощь врачам при безчисленных ампутациях конечностей раненых требовало помимо умения действительно великих нравственных сил.

После свержения Государя Николая II с престола в 1917 г., Александра Федоровна явилась для своего Супруга и для всей семьи твердой духовной опорой и поддержкой в тяжелых испытаниях. Позже, находясь в ссылке, предчувствуя скорую казнь, Государыня в письме к Анне Вырубовой подводила итоги своей жизни: «...чувствую себя матерью страны, и страдаю как за своего ребенка и люблю мою Родину, несмотря на все ужасы теперь...нельзя вырвать любовь из моего сердца, и Россию тоже... Несмотря на черную неблагодарность Государю, которая разрывает мое сердце...Господи, смилуйся и спаси Россию».

Как истинная Мать своего народа, Государыня не покинула Россию, хотя имела такую возможность. Она осталась вместе со своим Венценосным Супругом и Детьми, чтобы разделить все тяготы вместе со своей страной, которую они горячо любили. Царица писала из тобольской ссылки: «Благодарю Бога, что позволил остаться в России, ... как хочется с любимым больным человеком все разделить, ... так и с Родиной».

Привыкшая делать людям добро, Царица и в ссылке старалась не упустить ни малейшую возможность. Больная, изнемогшая от испытаний, Александра Федоровна в преддверии Рождества Христова для своих тюремщиков сделала елку, трапезу и подарила каждому из двадцати по Евангелию с закладками, которые сама изготовила и разрисовала.

Государыня жила принципом, что «только та жизнь достойна, в которой есть жертвенная любовь». Великий духоносный старец Николай (Гурьянов) говорил: «Царица была Великая Молитвенница, и Ее прошения Господь слышал и благословлял. Своей молитвой Императрица спасала очень многих, вымаливала от смерти...Она чувствовала чужую боль...Императрица была Самой Великой Русской Царицей».

Для всех Государыня Александра Федоровна находила место в своем любящем сердце: для мужа она была любимой и верной помощницей и опорой в жизни; для детей - заботливой матерью; для страдающих, раненых скорбящих - утешительницей и сестрой милосердия; для России - Царицей и Матерью народа.

Для всех женщин Царица Александра - образец женственности, чистоты, супруги и матери. Она - первая Ходатаица за нас перед Богом после Пресвятой Богородицы. К ней обращаются за помощью в замужестве, в родах, о зачатии, в воспитании детей, во всех женских скорбях и нуждах.

Ты - Жертвенность - родным, далеким -
Мать Милосердия, Любви.
В глазах, как небо синеоких -
Лучи божественной зари...
Тебя в беде лишь позови!..
Сияньем сердца озаришь...[i]

Святая Царица-Великомученица Александра Федоровна, моли Бога о нас!

Статью подготовила Ксения Маслеева




[i] Слова из поэмы Елены Васильевой «Русская Голгофа»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Императрице Александре Федоровне

Была готова мыть полы В домах Руси неблагодарной, Под проливным дождём хулы С семьёю жить в избе угарной; И расчищать сибирский снег Под оком бдительным нагана, И слушать брань и дикий смех Толпы от братской крови пьяной; Босой по терниям ходить, Питаться только сухарями, Чтоб тихо в Господе почить Под православными крестами. Любовь ничем не истребить Из глубины святого сердца, В крови, слезах не утопить - Она сильнее лютой смерти. Татьяна Соколова
Алёна Фроловна / 08.06.2017, 12:49
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ксения Маслеева
Новая Анастасия Узорешительница: Великая княжна Анастасия Николаевна
4 января - день памяти Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы и день тезоименитства Царевны Великомученицы Анастасии Николаевны Романовой
16.01.2018
Все статьи Ксения Маслеева
100-летие революции
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09