Препарируя революцию - взгляд в консервативных тонах

Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»

 

«Ложно прикрываются именем свободы люди безродные, враждебные обществу, которые единственную надежду для себя видят в усобицах».

Корнелий Тацит[1].

 

1.      Революция снизу

 

К революции приводит гремучее сочетание четырёх элементов: идеи, направленной на радикальное изменение общества, пассионариев, одержимых этой идеей, масс, настолько задавленных жизнью, что готовы последовать за любым, кто пообещает им лучшую долю в будущем, и безвластия (слабости власти) в момент выступления революционных сил.

В современной России такие идеи, такие бунтари и такие массы отсутствуют, и ничто не предвещает их появления в ближайшей перспективе.

Представляется, что такое положение вещей объясняется тем, что Россия имела несчастье на своём опыте прочувствовать нюансы всех идеологий, разработанных человечеством к ХХ веку. Коммунизм и либерализм Россия активно строила, с нацизмом ожесточённо билась. Данные процессы происходили в очень узких временных рамках - в пределах двух-трёх поколений. В итоге, современное российское общество крайне настороженно относится к любым изменениям, с мудростью древнеримских судей вопрошая - cuiprodest[2] - и предпочитая ту власть, которая ставит своей целью не раскачивать лодку, но обеспечить порядок.

Консерватизм, который, как утверждают критики действующей власти, «насаждается» в России, на самом деле является ответом на запрос общества, основывающегося на трёх основных идеях, выстраданных его историческим опытом: традиционных ценностях, выраженных Православием (для страны в целом), исламом и буддизмом (для соответствующих регионов), справедливости, выраженной в социальной справедливости и равенстве перед законом, а также патриотизме, что, по сути, есть внутреннее осознание необходимости постоянно оборонять свою землю от внешнего врага (с ростом и усилением российской государственности именно это понимание неизбежности внешнего противоборства и выработало у русского народа специфическое имперское сознание (столь отличное от западных народов), стремящееся к постоянному расширению границ в целях достижения приемлемого уровня безопасности «ядра», но не предполагающее агрессии и порабощения народов, подпадающих под русскую державную длань).

Есть только один элемент, который действительно создаёт постоянную опасность скатывания в революционную ситуацию - это слабость власти. Властная структура в России неустойчива, так как построена и держится на авторитете одного человека, в то время, как необходимая для преемственности государственного курса элита слишком неоднородна, слаба, замкнута на своих узких интересах и исторически случайна, чтобы выполнить возлагаемую на неё задачу. 

Неустойчивость власти при наличии влиятельной группы внутри элиты, ориентированной на Запад, готовой в нужный «революционный» момент блокировать властные рычаги позволяет внешним врагам пытаться организовать в России «цветные» революции, являющиеся симулякрами революции, когда отсутствующие элементы революционного процесса заменяют театральным реквизитом и бутафорией. Вместо пылких вождей на сцену выводят паяцев, натасканных на роль «лидеров общественного протеста». Массы заменяет массовка, оплаченная либо добровольная. А в качестве идеи подаётся «недовольство властью», что вообще свойственно человеческой природе, а следовательно всегда найдёт отклик в душах, скудных духом и умом.

Вероятность «цветной» революции будет существовать до тех пор, пока Россия противостоит Западу, в арсенале боевых средств которого и находится данная технология уничтожения противника. Её сугубая опасность тем выше, что в России все революции происходили в условиях войн, но успешными были лишь те, которые случались во время глобальных конфликтов (1917, 1991 гг.).

И хотя разгоревшийся в 2014 г. глобальный конфликт с США и ЕС (сначала на Украине, а затем в Сирии) позволил российскому руководству взять под контроль ситуацию с «иностранными агентами» - теми, кто должен реализовать технологию переворота «на земле», нынешняя относительно терпимая ситуация может стремительно измениться, если экономическое положение в стране серьёзно ухудшится, и возникнет масса по-настоящему недовольных людей. Представляется, что на это и были рассчитаны санкции, введённые Западом, а также «исключительно рыночное» падение цен на нефть. Причём, принимая во внимание их долгосрочный характер, вполне логично предположить, что всё это было сделано не для мгновенного эффекта, а с перспективой организовать действительно серьёзные экономические трудности и создать революционную ситуацию в России к следующим выборам президента в 2018 г.

В том же аспекте следует рассматривать и регулярно поступающие сведения о разгроме очередных групп террористов в разных уголках России, очевидно, имеющих своей задачей добиваться общей дестабилизации в нашей стране. И эта угроза будет лишь нарастать в 2017-2018 гг.

Наконец, нельзя забывать и об Украине, в которой у власти находятся силы, политическое выживание которых зависит от «благословивших» их на государственный переворот западных стран, а также от уровня конфронтации с России.

Таким образом, можно сделать вывод, что у Запада имеется достаточный арсенал средств для того, чтобы попытаться вызвать недовольство значительной части населения России (и в первую очередь - Москвы) с тем, чтобы организовать «цветную революцию» в условиях следующих президентских выборов.

Вместе с тем, говоря о «цветной революции», нельзя размышлять лишь о внутреннем положении в стране, забывая о другой стороне медали - о противнике. Его ряды не выглядят монолитными - за единым, на первый взгляд, фронтом проглядывает крайне разобщённый тыл, в котором на фоне ускорения процессов политической, экономической, социальной, духовной деградации всё заметнее проявляется яростная борьба за власть между противоборствующими группами, исповедующими различное мировоззрение и имеющими кардинально противоположные планы решения стоящих перед ними задач. И отношение к России, как показала избирательная кампания в США, - один из ключевых факторов в этом противостоянии.

Оценивая события последних двух лет, складывается ощущение, что удар, нанесённый американцами России на Украине и последующими санкциями, оказался не той силы и не так меток, как изначально задумывался, и уже в целом преодолён нашей страной.

При этом сирийская кампания стала тем неожиданным контрударом, который не только продемонстрировал военную мощь России, но и - что даже важнее -ограниченность возможностей Запада (и США, в частности). И в этом заключена «смерть кощеева»: вершить судьбы мира можно, только имея абсолютную власть и ореол всемогущества.

Сирийский конфликт поставил точку в американской гегемонии, и именно за это умирают наши офицеры и солдаты в далёкой ближневосточной стране, а вовсе не отражая фантастическую угрозу от виртуального ИГИЛ, головным мозгом которого являются штабы и военные инструкторы НАТО.

Западные элиты понимают это не хуже остального мира. Основной вопрос - каким образом поражение в Сирии, обнажившее ограниченность возможностей Запада, будет им преодолеваться. Представляется, что группа, выдвигавшая Клинтон, была сторонником искусственного поддержания видимости своей силы, для чего конфликт в Сирии старались бы разжечь в большую региональную войну с участием Ирака, Турции, Ирана, Саудовской Аравии, Израиля, Египта, курдов и, конечно, России.

Другой сценарий, который, кажется, победил с приходом к власти Трампа, заключается в том, чтобы сместить акценты, представив поражение ошибками целеполагания предыдущих администраций, сменой задач, стоящих перед страной.

Косвенным подтверждением верности такого расклада является непонятная стороннему наблюдателю нелепая кампания по обвинению Трампа в том, что он - тайный русский агент. Однако оно имеет смысл: победа Трампа - это результат поражения США, ведомых его внутриполитическими конкурентами,  в геополитической схватке с Россией в Сирии и осознания необходимости взять паузу, перегруппировать силы.

Между прочим, первой державой, понявшей текущий исторический момент и начавшей действовать на опережение (знаменитый Brexit), стала Великобритания, известная дальновидностью и дипломатическим искусством своей элиты.

Признание факта ограниченности средств Запада приводит к ещё одному выводу, имеющему прямое отношение к «цветной революции» - использовав весь арсенал средств воздействия на Россию, Запад больше не имеет рычагов, которые бы позволили ему добиться кратковременного паралича власти, необходимого для успешного переворота. Действуя в условиях санкций и давления по всем фронтам, у российского руководства полностью развязаны руки в кадровой политике (право на чистку управленческого аппарата, что и происходит на наших глазах последние годы, а в 2016 г. особенно активно), в методах противодействия «цветной революции» (право на применение силы и подавление западной пропаганды) и т.д.

Исходя из вышесказанного, представляется, что Запад вряд ли решится на новую полномасштабную «цветную революцию» по образцу Болотной площади или украинского майдана, в лучшем случае ограничившись показательными акциями, больше нацеленными на то, чтобы получить лучшие переговорные условия для геополитического торга с Россией.

 

2.      Революция сверху

 

Власть и отношение к власти в России представляет особый феномен, аналогов которому трудно найти в мировой истории. Давно замечено, что любая форма правления при любом режиме в России преображается во власть единственного верховного правителя, будь то великий князь, царь, император, генеральный секретарь или президент.

При таком состоянии дел личность и мировоззрение верховного правителя становятся ключевыми факторами для развития страны. Российская история знает не один пример того, как политика страны полностью переворачивалась при смене правителей.

Но в истории государства Российского был и более радикальный преобразователь, который замахнулся на изменение самых основ русской цивилизации, обогнав большевиков на два столетия. Речь, естественно, идёт о Петре Первом, великом не только масштабностью в постановке целей и энергией в их достижении, но и в глубине своих заблуждений и ошибок.

С одной стороны, эпоха Петра будто повторяется в наше время (модернизация жизни по западным технологиям, отказ от собственного опыта, геополитическое столкновение с могущественным геополитическим соперником, внутренние нестроения), но парадоксальным образом они зеркально противоположны в ключевом: если в начале XVIII в. Пётр стремился вестернизировать элиту и через неё русский народ, то в начале XXI в., наоборот, власть пытается сформировать национально ориентированную элиту и возвратить народ, воспитанный в «общечеловеческом» (т.е. западном) духе, к его традиционным ценностям.

При этом действия власти, как мы указывали выше, обусловлены внутренними исканиями самого народа. Заплатив страшную цену за веру в светлое будущее, за право брать от жизни всё, русский человек не ждёт ничего от завтра и страшно тревожится за сегодня. Всё, что у него осталось, - это воспоминания, которых его тоже пытаются лишить: социальные достижения советского государства, Гагарин, Великая победа 1945 г., Сталин, белые, красные, Николай II, Александр III, блеск Российской империи, казачество, Православие, старообрядчество, народные приметы и традиции, язычество в осовремененном изводе. Взгляд современного российского общества ушёл в прошлое, там ищется поиск форм, идей, смыслов для существования в настоящем.

При всём разнообразии этих исканий, идеологических и «исторических» столкновениях приверженцев разных эпох и взглядов, всех их объединяет одно - обращённость именно в русское прошлое. А поскольку русская история прекрасна и величественна, то обращающиеся к ней, знакомясь с высотами духа, героизма и мудрости, явленных нашими великими предками, раскрывают перед собой новые горизонты для внутреннего роста и образцы для подражания.

Как результат, идеология потребительства, победившая в России в 1991 г., постепенно отступает. Наглядное свидетельство этому - Русская весна 2014 г., когда очереди добровольцев в военкоматах не выстроились лишь потому, что в них отсутствовала действительная необходимость. Но сердца людей пламенели, отражая христианскую суть русского человека - ту, что отметил Ф.И. Тютчев в работе «Россия и революция»: «...русский народ является христианским не только вследствие православия своих верований, но и благодаря чему-то ещё более задушевному. Он является таковым благодаря той способности к самоотречению и самопожертвованию, которая составляет как бы основу его нравственной природы».

Эти хаотические народные искания современная российская власть пытается привести к единому целому, выделив то, что послужило бы развитию государственного организма и сплочению общества. Всматриваясь в народ, власть осторожно, наощупь вычерчивает контуры нового мировоззрения, новой идеологии, новых отношений, формируемых на наших глазах.

В ближайшие годы процесс «традиционализации» общества будет продолжаться. И одной из главных угроз для него будет неизбежная смена власти, которая должна будет произойти в 20-х гг. Оставшиеся без руководителя «птенцы гнезда Владимирова» будут бороться за власть стой частью элиты, которая ориентирована на Запад.

Если победит последняя (необязательно, что с первой попытки), Россию ждёт «революция сверху»: искусственное сдерживание естественного развития общества, попытка перенаправить его в другую (даже - в обратную) сторону, вернуть его в мир денег, потребления и разврата.

Неизбежным следствием прихода к власти компрадорской части элиты станет ослабление внешнеполитических позиций России, так как за международную поддержку своего неустойчивого существования внутри страны новой власти придётся расплачиваться.

Скорее всего, в такой ситуации дело закончится государственным переворотом, в ходе которого национально ориентированные силы (спецслужбы и армия) свергнут прозападные силы, окончательно очистив Россию от наследия 90-х гг. ХХ века.

Эти же события станут отправной точкой для формирования новой российской элиты («государевы люди» - военные, спецслужбы, дипломаты, государственный аппарат, руководство крупных государственных компаний, учёные, промышленники, инженеры, местные национальные элиты), которая по мере взросления сможет дать России то, чего так не хватает нам сегодня - преемственности государственного курса, основанного на признанных и всеми разделяемых принципах - совести, законе и справедливости.

 

3.      Контрреволюция

 

В работе, посвящённой анализу революционности России, представляется невозможным обойти вниманием ещё одно направление, которое напрямую касается и революции, и России.

В уже упоминавшейся работе «Россия и революция» Ф.И. Тютчев точно охарактеризовал не только христианскую суть русского народа, но и революцию: «Революция же прежде всего - враг христианства. Антихристианский дух есть душа Революции, её сущностное, отличительное свойство. Её последовательно обновляемые формы и лозунги, даже насилия и преступления - все это частности и случайные подробности. А оживляет её именно антихристианское начало, дающее ей также (нельзя не признать) столь грозную власть над миром».

Сегодня христианство представляет собой лишь часть общего политического и социального пейзажа, и кажется, что миром, как никогда ранее претендующим на звание безбожного, светского, секулярного, движут исключительно материальные силы и стимулы. Но эта внешняя картина является только констатацией того, насколько далеко зашла Революция, насколько её шествие было победоносным и всепобеждающим.

В последние годы на Западе развернулся процесс демонтажа традиционных ценностей - тех базовых установок, которые свойственны человеку по его природе. На том самом Западе, где уже нет христианства, где разрешено всё, где нормой признаётся отсутствие нормы. Что же это за сила, которой показалось мало превратить христианина в безбожника, почему она так воюет с тем, кто не только ей не противостоит, но даже признаёт её власть? Этому нет никакого рационального объяснения. Ответ может быть только один: антихристианское начало (т.е. Революция) последовательно ломает всё, что может хоть как-то привести человека к Богу (не вообще «богу», а к Богу, который явил себя человечеству через пришествие Иисуса Христа) с целью превратить его в такое существо, которому путь к Богу будет уже закрыт. Очевидно, что цивилизационный код западного человека настолько впитал в себя христианские начала (аналогичным образом сформирована и Русская цивилизация, отличием является лишь разная христианская традиция, лежащая в основе), что для окончательной победы необходимо не просто убрать внешние институты (церковь, священство), отбросить внутренние точки опоры (вера, совесть), но и добиться полного расчеловечивания человека.

Учитывая роль Запада во всём мире, окончательная победа Революции на Западе будет лишь прелюдией к духовному (а затем - и физическому) уничтожению человека во всём мире. Смерть Запада - это и конец мира. Поэтому если человечество хочет продолжить своё существование, Запад придётся вытаскивать из той духовной пропасти, в которую он сам себя столкнул. И сделать это сможет только Россия по нескольким причинам.

Во-первых, только наша страна имеет опыт изживания революции, преодоления революции, победы над победившей революцией. Новомученики ХХ в. - это образ победы над антихристианским духом.

Во-вторых, только Россия способна говорить с Западом на его языке, на языке общей для Запада и России европейской культуры, основанной на римской и греческой традициях. Все остальные народы не могут быть услышаны Западом - язык их культур (не говоря уже о том, что бы они хотели сказать) слишком экзотичен для западного восприятия.

В-третьих, из не-западных государств только Россия обладает достаточным весом и мощью для того, чтобы иметь возможность что-либо сказать и быть услышанной. Её нельзя заставить замолчать, а её слово будет услышано в любой точке земного шара.

Наконец, в-четвёртых, России есть, что сказать. То движение к традиции, о котором говорилось выше, освящённое Православием, т.е. истинным, незамутнённым христианством, - это та «живая вода», которая способна возродить Запад и оживить прочие народы мира.

Россия исторически обречена возглавить контрреволюцию против антихристианского начала. Возможно, именно в этом и будет её историческое предназначение, и в этом будет объяснение её невероятной, загадочной судьбы.

Скептики недовольно проворчат: «Опять спасать Запад? Сколько можно из века в век повторять эту безумную затею, каждый раз оборачивающуюся для русского народа горечью разочарования от неблагодарности спасённых, потерями, которые никогда не будут возмещены, усилиями, которые лишь надорвут и так иссякающие народные силы?!»

В глубине души таким доводам разума нельзя не прислушиваться, но факт заключается в том, что мир стал слишком мал, чтобы от него можно было отгородиться даже такой огромной стране, как Россия, и наше собственное возрождение в духе традиции, религиозного мировоззрения зависит от того, насколько Россия сможет избавиться от «радиоактивного» влияния Революции, транслируемого через всю современную западную культуру, СМИ, поведение политиков и народов.

Запретить, закрыться невозможно - запретное притягивает, а мир стал слишком прозрачным и тесным, чтобы лишить людей доступа к иной точке зрения. В менее технологически развитую эпоху гораздо более мощный Советский Союз не смог решить эту задачу, и во многом это стало причиной его гибели.

Взаимосвязи людей разных культур и мировоззрений стали настолько тесны, что их более невозможно разорвать. И значит вместо обречённых на провал попыток разъединить народы, необходимо добиваться того, чтобы люди, находящиеся по разные концы соединяющего их провода, находились под влиянием одной идеи - всемирного единства в христианском понимании смысла человеческой жизни. Тогда возникнет «мультипликационный эффект» усиленного взаимного влияния людей, объединённых сетью связей, в одном направлении. Культуры, ценности, мировоззрения психические особенности народов сохранят своё различие, но в их жизни войдут (или возродятся) забытые понятия вечного и временного, религиозного и мирского, Добра и Зла, добродетелей и греха. 

В этой борьбе последовательными этапами будут отказ от греха, как законодательно установленной нормы, возвращение религии в общественное, а затем и государственное пространство, а затем и постепенное встраивание религии в само бытие человека. Свидетельством духовного восстановления человечества станет возрождение крепкой семьи...

Отказываясь от спасения Запада, Россия бросает на гибель в объятиях Революции тех, кто мог бы стать её союзником, - народы Запада, в существенной части (при всех оговорках) не желающие окончательной победы Революции. Как 70 лет назад, воюя с Германией, Советский Союз чётко разграничивал нацистские элиты и немецкий народ, так и сегодня необходимо различать революционные (антихристианские) элиты и народы, оказавшиеся у них в идеологическом и мировоззренческом плену. Освобождение западных народов из духовного плена - вот цель новой борьбы.

Бросать их сейчас тем более неверно, что именно в настоящее время на Западе начинается освободительная борьба традиционалистов против антихристианских элит. Тут и приход Трампа (это ведь не только продукт определённой части элит, но и выразитель определённых чаяний голосовавших за него избирателей, которые почему-то выбрали именно его, а не стоящую на антихристианских началах Клинтон), и возрождение националистов во Франции, Германии, упоминавшийся выше выход Великобритании из европейского проекта.

Контрреволюция уже идёт. Только этим можно объяснить феномен популярности Путина на Западе. Привлекателен не Путин сам по себе (хотя, безусловно, это один из ярчайших государственных деятелей в истории), а тот дух, те смыслы, те идеи, которые он транслирует в мир, символизируя своей личностью саму традицию.

Не поддержать движение против революции на Западе, - это либо помочь Революции подавить его (при худшем сценарии), либо лишить себя союзников в будущем, когда эти силы придут к власти. Поддержка же его приведёт к росту авторитета России, к росту её влияния в той области, которая была запретной до последнего времени, - духовной (в былые времена она крепко охранялась могущественным Ватиканом и всей западной традицией, а в новое время - Революцией, ломавшей духовное в самой России после 1917 г.).

Духовное влияние России - это следующий, высший уровень воздействия нашего Отечества на Запад, подготовленный предыдущими: культурным и идеологическим влиянием Российской империи и Советского Союза XIX-XXвв. Памятник Святому Владимиру, водрузившему огромный Крест в самом центре Москвы, - это памятник не только первому русскому государственному деятелю, победившему Революцию, но и памятник той новой стране, которая в скором времени обречена встать во главе великой духовной битвы.

Будет ли это возвращение в Православие католиков и протестантов либо коррекция своей традиции либо (что вероятнее) совмещение обеих тенденций - не столь важно. Ключевым в этом процессе должно стать вхождение религиозного мировоззрения в жизнь каждого человека и обретение общего понимания смысла жизни.

Для человечества это будет отходом от опасной черты, за которой начинаются уже глобальное расчеловечивание и гибель. Для христианства это будет воссоздание бинарной системы существования (Православие и католицизм), очевидно, промыслительно созданной для его сохранения в случае краха одной из его половин. Для незападных народов это будет эпохой христианизации - трудно не признать, что западный человек имеет удивительную способность к убеждению, что в своих крайних точках рождало либо принуждение, либо математически выверенный маркетинг, но в основе своей имеет одно - непререкаемую убеждённость в правильности своего бытия. Положенная на верном основании Истины такая самоуверенность западного человека должна принести свои плоды.

Для России же это будет означать, на первом этапе, полное развитие внутренних сил, «традиционализация» и воцерковление народа, а на втором - неизбежное истощение, ведь, как и положено русской имперской традиции, лучшие духовные силы народа будут направлены вовне - на помощь народам мира, и, как всегда и происходило, однажды власть проглядит тот момент, когда необходимо будет остановиться и уделить внимание самому русскому народу.

Сегодня мировые энергии снова меняют свой полюс. Маятник истории качнулся в другую сторону: дойдя до крайностей обмирщения и заглянув в бездну расчеловечивания, он устремился в область духа и религии.

Будущее принадлежит тем народам, которые первыми не только поняли это, но и смогли вернуть религиозное начало в свою государственную политику и в повседневную жизнь.

Если Запад не выкарабкается из ада своей безбожной жизни (а без помощи России он обречён), он будет уничтожен любимым оружием Революции - пролетариатом, только не национальным, как в старые времена, а иноплеменным. В основе же это будет всё тот же оторванный от корней, не знающий традиции и влияния общества, потерявшийся и обездоленный человек, ищущий лучшей жизни и видящий, где её можно добыть.

Современному западному человеку нечем ответить на эту угрозу, находясь в идеологической и мировоззренческой западне построенной им цивилизации. Скорее всего, попытки сопротивления станут результатом возрождения первобытных инстинктов предков - диких германцев и проявятся в форме страшной резни - обычный способ решения конфликтов противоборствующих групп в западном мире. История знает огромное количество примеров в истории европейских народов, когда конфликт разрешался именно через уничтожение целых конфессий, классов, национальностей. Однако на этот раз попытка таким образом решить проблему инородного пролетариата будет смертным приговором западным народам, потому что сила не на их стороне, а за плечами иноплеменных пролетариев - вся мощь рвущегося к глобальной власти антихристианского духа Революции.

Сможет ли Россия, оставшись одна, в окружении всемирной Революции, противостоять её яростным атакам, сейчас трудно сказать - слишком много событий (но не времени) разделяет нас пока, но очевидно, что это будет битва одновременно и за физическое, и за духовное существование России. Будущее сокрыто от нас и лишь в колыханиях теней можно пытаться угадать грядущее.

Олег Николаевич Хлестов, международный юрист

Родился 11 сентября 1981 года. Образование: Международно-правовой факультет МГИМО(У) МИД РФ.

Публикации: Статьи на сайте www.ruskline.ru, www.pravoslavie.ru, www.voskres.ru. Премии: лонг-лист премии «Дебют» 2006 год в номинации «Рассказы», лонг-лист конкурса «Русская цивилизация и Запад: преодолима ли мировоззренческая пропасть?» (фонд святителя Марка Эфесского, Русская народная линия).

Женат, четверо детей.

 



[1] Корнелий Тацит. «Анналы. История». Эксмо Москва. 2012 г. стр. 230.

[2]Кому выгодно? (лат.)

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Олег Хлестов:
Генерал Селивачёв и две отличные новости: память каменная и память бумажная
По случаю столетней годовщины гибели генерала в селе Костомарово состоялась торжественная церемония открытия памятного креста в его честь, а также вышел в свет первый том его дневников за 1901-1914 гг.
24.09.2019
Книга жизни генерала В.И.Селивачева
К столетию гибели русского героя издаются его дневники и 17 сентября 2019 г. в с.Костомарово Воронежской области открывается памятный знак
08.09.2019
Национальный миф о Победе
К очередной годовщине убийства Царской семьи, а также нашествий европейских орд в 1812 и 1941 годах
01.08.2019
Традиции - механика возрождения
Посильные размышления о возрождении традиций сквозь призму Преображенского полка*
28.02.2019
Как Российская Империя покоряла Крым
О русском сербе П.П.Веселицком – дипломате и военном разведчике
19.10.2018
Все статьи автора
"Конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы» "
Реальна ли угроза новой революции в России?
Развернутая рецензия с обзором книги «Революция в России: реальна ли угроза? 1917-2017: Сб. материалов / сост. А.Д. Степанов. - М.: ИД «Достоинство», 2018, 624 с. илл»
16.09.2018
Пасха Победы
В московском издательстве ИТРК вышла новая книга сотрудника Миссионерского отдела Ижевской епархии Владимира Вениаминовича Шкляева
24.03.2018
Где можно приобрести наши книги?
«Русская народная линия» участвует в Троицкой православной выставке
06.02.2018
Революция в России: реальна ли угроза?
В Москве и Санкт-Петербурге состоялись презентации книги
30.01.2018
Все статьи темы