Наброски проекта, реализация которого может, через одно-два поколения сделать жизнь каждого человека немного более осмысленной и счастливой, общество в целом чуть более разумным, а дверь в православную Церковь - приоткрытой слегка пошире
Периодически в СМИ начинает бурно обсуждаться «новость» о планах по введению в школе уроков «Основ православной культуры». Новости этой уже лет 10, много где ОПК уже введены, причем во множестве разных вариантов, как обязательный или факультативный курс, на протяжении одного года обучения или нескольких, как один из шести модулей ОРКСЭ («Основ религиозной культуры и светской этики) или в рамках программы «Истоки»... Любой православный человек скажет, что это хорошо, и надо расширять и углублять этот опыт. Но думать он так будет, только пока не познакомится, хотя бы и очень поверхностно, с предлагаемыми программами обучения. Глубоко - не надо, чтобы волосы дыбом не встали от ужаса.
Фундаментальная идея топора. (Отрывки из программ обучения православию)
5 класс: Знакомство «с семью самыми яркими и самобытными памятниками отечественной материальной и духовной жизни: соха и топор, крестьянские хоромы, Соловки, Покрова на Нерли, икона «Живоначальная Троица», Московский Кремль, Летописи. Воспитательная цель изучения каждого памятника- приближение к его глубинному смыслу, к постижению той фундаментальной идеи, что он содержит и сберегает из века в век. Витоге возникает целостное представление о вековых идеалах нашего народа: лада и согласия, мерности и соборности, преображения и державности».
Конкретизация:«Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина: их традиционное устройство, варианты конструкций, трудовые операции. Многофункциональность и универсальность сохи и топора. Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой технологии. Освящение труда с сохой и топором». В общей сложности соху в школе изучают четыре урока. Цель этого - «присоединение ученика к важнейшим горизонтальным, социальным ценностям российской цивилизации».
11 класс: «Взаимодействие Русской Православной Церкви с традиционными религиозными организациями народов России в разных сферах общественной жизни, его значение для укрепления гражданского мира в российском обществе, единства Российского государства.
Организационное устройство и управление в Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Религиозные организации: церковные общины, епархии, монастыри и др. Поместные соборы. Архиерейские Соборы. Патриарх Московский и всея Руси. Московская Патриархия. Священный Синод. Синодальные отделы».
Давайте проведем такой эксперимент. Зайдем в конце богослужения в любой храм, и спросим постоянных прихожан: «Какие вы знаете синодальные отделы?» Кому-то надо объяснять, что он услышит в ответ?
Они это серьезно? Авторы и составители подобных программ что, действительно не понимают, как будут воспринимать этот материал нынешние компьютеризированные дети, которых кто-то остроумно окрестил «поколением большого пальца?». Да еще в исполнении школьных учителей истории или рисования (кому там «часов» не хватает?), в лучшем случае безразличных к навязанному «предмету»? Нет, наверняка этому вредительству есть какие-то серьезные причины, и интеллектуальная недостаточность - не худшая из них.
Найдутся, конечно,учителя, у которых достанет знаний и мужества творчески отнестись к программам, и рассказывать что-то православно-осмысленное и приспособленное к восприятию учащихся, но на всех таковых уж точно не хватит. А значит, мы получим поколение тех, у кого при слове «православие» будут возникать ярко выраженные аллергические реакции. Мы этого хотим?
Чего мы хотим
В конечном счете - чтобы возродился Русский мир. Чтобы Россия вновь стала православной страной. Чтобы все ее граждане строили свою жизнь на евангельских нравственных идеалах (ну, по крайней мере, стремились к этому). Чтобы нация объединялась не вокруг временных, преходящих ценностей, а вокруг ценностей вечных, вокруг Истины. Чтобы не ушла в небытие наша 1000-летняя культура. Культура в широком смысле, не в нынешнем упрошенном, когда ее воспринимают как собрание различных искусстввперемешку с национальными костюмами. Культура как совокупность всех проявлений человеческой деятельности, ценностных установок, навыков и умений. Как то, что предписывает человеку определенные способы мышления и самовыражения, определяет жизненную стратегию и образ жизни человека, формирует психологию и отдельного человека и народа в целом.
Мы хотим, чтобы наши дети были способны к осмысленному проживанию собственной жизни. Чтобы их система ценностей была выстроена в соответствии с евангельскими нравственными нормами. Чтобы они научились думать и «не покупались» на искушения современного общества потребления.
И еще проще и приземлённее. Чтобы они не спились, не подсели на наркотики, не ввязались в опасные финансовые аферы, чтобы создали нормальные семьи, любили и были любимыми, вырастили любящих детей, не сильно болели... Чтобы их приватная жизнь оставляла им хотя бы принципиальную возможность рано или поздно услышать призыв Господа.
Что для этого нужно
В идеале - чтобы все население России стало православным. Причем широко распространенный сейчас вариант обрядовения, когда крещеный человек приходит в храм два раза в году: набрать крещенской воды и освятить куличи - не проходит. Надо - чтобы всерьез, чтобы не просто знать что-то о своей вере, а чтобы православным становился образ жизни. То есть, чтобы человек пережил свою личную встречу с Богом и пришел в Церковь. Не в ту, которая социальный институт, а в ту, которая Тело Христово.
Что произойдет, если все до единого по доброй воле признают, что смысл земной человеческой жизни - в личном спасении, в приуготовлении к вечной Небесной жизни? И, как следствие, осознают, что исполнение Божиих Заповедей абсолютно необходимо для их собственного спасения. «Не убивай» - и нет в мире войн, криминальной преступности, абортов, наркотиков, самоубийств... «Не кради» - и помимо банального воровства исчезли коррупция, финансовые пирамиды, трансконтинентальные корпорации, биржи, валютные спекулянты, общемировая гегемония доллара, наперсточники, большинство банков... «Не прелюбодействуй» - и сгинула вся порноиндустрия, прекратились супружеские измены, гомосексуализм ушел в подполье... Утопия, конечно, но какая привлекательная!
Учитываем реалии
Вышеописанного никогда не было в человеческой истории, и уж тем более эта фантазия не актуальна сейчас, когда последние времена, похоже, уже у дверей. Невозможно обратить к Богу население целой страны. Более того, и одного человека нельзя привести к Богу нашими человеческими усилиями. Господь Сам приводит к Себе кого захочет, и таких людей, в процентном отношении, всегда не очень много.
И что, все безнадежно? Нам остается только со слезами на глазах фиксировать те изменения и мира в целом, и окружающих нас людей, которые в последнее время становятся все заметнее? Да ничего подобного!
Отец Андрей Кураев рассказывал когда-то притчу «незаслуженно забытого богослова Винни-Пуха». Когда Пятачок попросил его сочинить стишок ко дню рождения ослика Иа, Винни-Пух ответил так: «Видишь ли, Пятачок, это не так-то просто. Потому что поэзия - это не то, что ты идешь и находишь, а это то, что находит на тебя». По словам отца Андрея единственное, что человек может сделать сам, это встать в такое место, где его могут найти.
Какого человека скорее найдет Бог? Пути Господни, конечно, неисповедимы, но все же, все же... Наверное, того, кто задумывается о смысле собственной жизни. И того, у кого Бог, по крайней мере, включен в сферу его размышлений. То есть человека, обладающего хотя бы зачатками православного мировоззрения.
Вот она, возможность, открытая введением в школе предметов, имеющих отношение к религии. Не надо, преодолевая истерическое сопротивление либералов, преподавать Закон Божий. Не надо исхитряться и прикрывать православное содержание искусствоведческими изысками. А надо если не учить детей православному мировоззрению, то хотя бы знакомить с ним - на любом предметном материале. Чтобы, когда для них придет время определяться со своей религиозной идентичностью, они могли сделать сознательный выбор.
Как учить мировоззрению.
Обсуждать с детьми, например, такие вопросы:
Происхождение мира - теория большого взрыва и библейская картина - сравнительный анализ.
Теория эволюции и Творение - к каким последствиям для нашей жизни ведет принятие одного и принятие другого.
Как устроен мир - материальный, который изучает наука, и духовный. В его существование нынче все верят, с "легкой руки" оккультистов, в астрал только ленивый не ходит - вот и надо этот интерес использовать в своих целях.
Что такое смерть, как к ней относится медицина, и как - православие, и кому легче жить - атеисту, предпочитающему о смерти не думать, или верующему, которые по смерти возвращается домой.
Научный и религиозный способы познания.
Как происходило Крещение Руси - с позиций науки, православия и родноверия.
Жизненные стратегии верующего и атеиста.
Что мешает человеку радоваться жизни - при грамотном обсуждении выяснится, что мешают грехи.
И так далее, и так далее....
В результате дети, как минимум, научатся думать.
И, например, будут более осознанно подходить к вопросу о том, делать ли аборт - даже если в Церковь и не придут.
Придут в Церковь, понятно, далеко не все, но пришедшие придут к смыслу, а не к внешней форме.
Практическая реализация
Не буду объяснять, почему отдавать подобные темы на откуп школьным учителям нельзя в принципе, это понятно всем. А что можно?
Найти для каждой такой темы священников с соответствующим светским образованием, лучше еще и с педагогическим, или хотя бы имеющих опыт работы с детьми. Во всей России по одному такому на каждую тему точно найдется.
Выбрать хорошие школы, а в них - классы, в которых дети в принципе способны к обсуждению. Таковых найдется немало, все же талантливые учителя, которые, несмотря на нынешний ЕГЭ-шный уровень образования, учат детей думать, окончательно не перевелись.
Лектор-священник проводит урок, вовлекая учеников в обсуждение темы. И этот урок во всех подробностях снимается опытным кинооператором. В конце урока озвучивается вопрос по теме.
Во всех школах России 1-2 раза в месяц проводятся сдвоенные уроки по предмету (как его назвать - дело десятое). На первом уроке показывается фильм, на втором - дети, под руководством своего учителя, обсуждают заданный вопрос и формулируют ответ на него. Каковой ответ в конце урока передают в некий центр, который все это организует.
Скажем, в конце урока по теме: «Христианские мотивы в живописи - икона и картина и их различие», задается такой вопрос: «Какие мысли и чувства возникают у вас при взгляде на Тихвинскую икону Божией Матери и на картину Карло Кривелли «Мадонна с младенцем».
В этом некоем центре все ответы изучаются и выбирается самый интересный/правильный. Класс, давший этот ответ, участвует в съемке следующего урока, а педагогу выплачивается внушительная премия. Для активно работающих классов предусмотрены какие-то поощрения - типа паломнических поездок. Для победителей в каждой параллели - поездка на Святую Землю.
Такие уроки проводятся одновременно во всех классах. Скажем, сегодня все 10-классники России обсуждают вопрос об отношении к смерти. Возникает роскошный медиа-повод для осмысленного обсуждения вопроса - и здесь уже наготове православные журналисты.
Никаких домашних заданий. «Если кого-то заинтересовала тема, вы можете подробнее познакомиться с ней на таких-то ресурсах, правда, там может для вас и сложновато..» - и список сайтов для желающих. Как результат - часть детей не в стрелялки играет, а самообразовывается.
Новая форма обучения наверняка окажется привлекательной для школьников - причины не перечисляю, всем понятно. И они уж наверняка расскажут что-то родителям - и это тоже нам в плюс пойдет.
Не обязательно специально готовить учителей, руководить обсуждением заданной и грамотно изложенной темы сможет любой предметник. И меньше шансов, что педагоги, зараженные оккультными идеями (а таких немало), сумеют их «протащить».
Не нужно вымучивать учебники непонятно о чем. В современном мире представление о том, что школа должна вкладывать в головы детей конкретные знания, исчерпало себя. Любую информацию гораздо проще получать в интернете. Дело школы - привить детям умение анализировать эту информацию, оценивать ее достоверность и выбирать действительно качественную. А главное - навык интересоваться не гламурными сплетнями, а тем, что имеет отношение к их собственной жизни.
Вообще в сумме получается огромная экономия средств, и их хватит и на съемку уроков, и на создание региональных центров реализации программы с условным названием «Православное мировоззрение».
Вышеизложенное - наброски проекта, реализация которого может, через одно-два поколения сделать жизнь каждого человека немного более осмысленной и счастливой, общество в целом чуть более разумным, а дверь в православную Церковь - приоткрытой слегка пошире.
Если только найдутся люди, желающие и имеющие возможность сделать что-то подобное. Если только найдутся... Помоги нам, Господи!
Предлагаемый проект имеет смысл реализовывать только для России в целом. У автора нет никаких возможностей довести эту идею до сведения тех, кто принимает решения на уровне Министерства образования и Патриархии. Поэтому обращаюсь к читателям: если вы увидели здесь смысл иесли у вас такие возможности есть, используйте их, пожалуйста.
Галина Руссо, канд. геол.-мин. наук, катехизатор храма
2. Re: Как преподавать «Основы православной культуры»
1. Re: Как преподавать «Основы православной культуры»