Навык революции

К столетию русской революции

100-летие революции  Оранжевая революция в России 
0
453
Время на чтение 7 минут

Святые отцы утверждают, что чем больше человек упражняется в каком-то деле, тем больший навык он приобретает в нем. Причем, навык этот может быть как злым, так и добрым. Добрый навык приобретается многократным повторением какой-то добродетели, например, частым подаванием милостыни, благотворительностью, странноприимством и прочим. Злой навык приобретается повторением греховного дела. Причем, в первый раз любое дело и доброе и злое делается с трудом, напряжением воли и сил, а с каждым новым разом повторять это дело становится все легче и легче. Со временем навык становится автоматическим, ты совершаешь доброе или злое дело, в котором постоянно упражняешься, практически без осознания того, почему ты так поступаешь. Навык становится второй натурой, которая действует в человеке раньше, чем он сам осознает свои действия. В этом и состоит смысл наших духовных упражнений - подаяния, молитвы, поста, бдений и помощи ближним и прочего, чтобы добродетель стала нашей второй натурой. Но злой навык тоже может стать второй натурой, если злое дело, многократно повторяется.

Давайте рассудим, - если одна личность, совершая грех, не осознавая его грехом получает навык в исполнении зла, может ли такой же навык получить определенное общество, учавствующее в каком-то коллективном деле? Я считаю, что может. Так, банда подростков, один раз удачно ограбившая газетный киоск, и не осознавшая этого деяния как грех, получает навык безнаказанности и успешности греха, следовательно, банда сделает то же самое при первом же удобном случае и затем повторит снова и снова. И если каждый отдельный подросток из этой банды, скорее всего, не отважится пуститься на грабеж в одиночку, и будет дома представлять из себя более-менее приличное чадо своих родителей, то собираясь вместе, это подростки продолжат грабить киоски, пока стражи поряка не положат этому конец. Мы все знаем такие примеры, когда на скамье подсудимых оказываются внешне приличные и адекватные по одиночке дети, которые собравшись в компанию, совершали немыслимые с точки зрения нормального человека преступления, и уже не могли остановиться, пока не попадали за решетку. Причиной возникновения греховного навыка является повторение греха при отстутствии осознания своих действий как греховных, и следовательно, отсутствия покаяния.

Теперь, вернемся к нашему обществу. Сто лет назад наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки прямо или косвенно участвовали в революции, приведшей к гибели царя. Конечно, было сопротивление, была и Белая армия, но в основном белые были или убиты, или изгнанны из страны, а все сочувствующие так или иначе репрессированы. Кто же остался? Остались наши предки - красные пролетарии, революционные солдаты и матросы, мещане и малоземельные крестяне. Все эти люди, - не сами по себе, а как единое общество, - получили навык революции, и хотя революция не осталась безнаказанной, но далеко не для всех была и сегодня остается очевидной связь между революцией и последующими испытаниями, выпавшими на долю России.

О чем же мечтало наше общество сто лет назад, когда стремилось к революции? Часть общества мечтала об экономических переменах к лучшему, а часть мечтала в придачу к этому, захватить власть в свои руки, хотела «рулить» страной по своему и жить по своим правилам. Мечты наших предков воплотились в действия по разрушению всякого порядка в стране, путем свержения законной власти, т.е. революции.

Глубинным двигателем революции стала зависть основной массы людей к тем, кто живет лучше, кому Бог дал больше, кто имеет больше возможностей, кому можно меньше трудиться, кто имет доступ к власти и теоретически, может больше наворовать и быстрее обогатиться. Положенная на такую почву агитация большевиков и других революционных дейтелей не могла не принести свои страшные плоды. Если бы не было этой зависти, никакой гений Ленина, никакие германские деньги, никакие обещания земли крестьянам не могли бы устроить такое страшное кровавое месиво, когда погибло все лучшее в России, а сама страна была погружена в кровавый хаос. Зависть сама по себе смертоносна. Она способна убивать и без сопутствующих страстей. Вспомните библейскую историю Каина и Авеля. Каин убил брата, позавидовал тому, что Господь принял жертву Авеля, а его, Каина, жертву не принял. Так пролилась первая в мире кровь человеческая и было совершено первое в мире убийство. Однако, неудовлетворенной зависти часто сопутствует и ненависть к объекту зависти. Ненависть находит в зависти свое обоснование. «Я ненавижу этого человека, потому, что он незаслуженно одарен больше, чем я, а это несправедливо!» Вот картина напряженного и страшного переплетения зависти и ненависти. И напряжение это разрешается в убийство тем более страшное, что вроде бы имеет оправданием восстановление справедливости.

Тогда, сто лет назад, революция, гражданская война и гибель царя, стали следствием переплетения зависти и ненависти, оправдывающихся справедливостью. Российское общество, сверху до низу пронизанное завистью к более удачливым и богатым, к тем, кто был облечен властью, искало себе объект ненависти и нашло его. Этим объектом стало тогдашнее руководство страны, олицетворением которой являлся царь Николай II. Именно на свержение монархической власти и была направлена вся сила зависти и ненависти общества. Безумие охватило всех. Бедным хотелось без труда разбогатеть, убив богатых и отобрав их имущество и земли. Богатым, но не допущенным к власти, хотелось самим управлять страной, их возмущение вызывала наследственная царская власть, причем, каждый из либералов скромно считал себя намного умнее, порядочнее и способнее к государственному управлению, чем царь и его наследник. Страсти так разгорелись, что в конце концов вылились в действия. Сначала это были открытые и бессовестные дебаты в светских салонах о возможности навести порядок путем ликвидации ненавидимых обществом «шпионов» и «предателей» из царской семьи, царских министров-реакционеров и консерваторов, а затем разговоры перешли в активные революционные действия части общества при попустительстве или молчаливом согласии остальных. К чему они привели - мы все с вами знаем.

Итак, революция совершилась, и наше российское общество приобрело общий греховный опыт. Причем, я не сомневаюсь, что если бы показать либералам тех лет, каждому по отдельности, в красках историю постреволюционной России и спросить их - хотели ли бы они ТАКИХ изменений для России, и вообще, хотели ли они ТАКУЮ революцию, - то абсолютное большинство в ужасе бы отреклось от всех своих либеральных убеждений. Если бы каждый из тогдашних либералов, революционных солдат или пролетариев по отдельности имел возможность в спокойной обстановке подумать о том, к чему могут привести заигрывания с революцией, я думаю, многие бы осознали, чем все это грозит для страны. Но, к сожалению, они не могли думать по-отдельности. Наше общество в то время было одной нерассуждающей толпой, ведомой вспыхнувшими страстями, стадом, в котором каждый подбадривает другого в его греховном возбуждении и подталкивает соседа смелее решиться на то, на что по отдельности никто бы никогда не решился. А направляла это стадо внешня сила, умело использовавшая накал страстей и отсутствие осознания своих действий. Много сегодня есть версий о том, кто и зачем раздувал в России революционную пропаганду. Не буду углубляться в эту тему, потому, что уверена, - если бы не общее проваливание общества во тьму зависти и ненависти, то никакая пропаганда бы не имела успеха.

Чему же мы, как общество, научились в результате революции? Какой навык приобрели? Мы научились решать проблемы со своей больной головой с помощью гильотины. Мы были искушаемы и не выдержали искушения, приобретя навык капитуляции перед грехом. Мы приобрели навык сваливать свои проблемы и жизненные неудачи на кого угодно, только не виня себя самих. Мы научились ненавидеть «их», определяя себя безусловно умнее, лучше и достойнее, чем «они». Мы научились избавляться от боли, причиняемой завистью, убивая невиновных, тех, кто вызывает эту зависть. Мы начились попирая все божественные законы, устанавливать свою собственную справедливость на земле через грабеж, убийство и предательство. Мы научились с чувством собственной правоты физически устранять целые классы тех, кто нам мешает вершить нашу справедливость. Мы научились действовать не думая, научились не искать глубоких причин. Мы научились охотнее верить лжи, чем правде, с удовольствием пересказывая друг другу гнусные слухи и мерзкую клевету про «них». Мы научились с жадностью потреблять информацию о том, что еще натворили «эти», и выливать свою ненависть в желчном проклятии. Мы научились не почитать и слушаться, а хулить и проклинать власть. Мы научились концентрировать свою ненависть на том, кто больше всех находится на виду во власти, делая из него козла отпущения. Мы научились возмущаться и гнушаться призывами к терпению или самоограничению ради блага своей страны, которая находится в состоянии военных действий. Мы научились предавать и ненавидеть тех, кто за нас сражается, мы научились морально унижать их и подло стрелять им в спину. Мы научились всю жизнь жить мечтами, что мы могли бы и сами рулить городом, областью, страной, и делали бы это намного лучше, чем «эти».

И хотя нам, потомкам революционеров, довелось увидеть последствия разрушения России через всеобщую зависть и ненависть в российском обществе, но мы так и не сделали духовных выводов и до сих пор не осознали того, чему же мы все-таки коллективно научились сто лет назад. Мы до сих пор не понимаем того, что стало питательной средой для исторической и духовной трагедии нашей страны. Мы так и не научились думать и переоценивать наши добрые и дурные навыки. Ведь, я уверена, каждый из нас по отдельности, хороший, умный, добрый и рассудительный человек. И каждый желает и себе и близким и своей стране только блага и ничего больше. Только вот коллективный навык зависти и ненависти, прикрывающихся справедливостью, тянет нас повторить, не думая то, что уже когда-то было.

Овчаренко Диана Львовна, бакалавр теологии, магистр религиоведения

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Re: Навык революции

Ну, и в чём тут методологическая ошибка... Никакого "навыка революции" (хоть личного, хоть "коллективного"), конечно, быть не может. Поскольку никто революции не делает в том смысле, в каком киоски грабят. А существует множество действий множества людей и групп, прямо или косвенно (и даже осознанно и не очень) направленных на смену и удержание власти. В итоге получается революция. Причём, я так понимаю, наши (Ваши) претензии - не к самому факту смены власти, а к тому, что в ходе этого погибло много людей - кстати, по вине всех сторон, включая и Белую армию, тоже, вообще-то, убивавшую людей. Тут, кстати, желательно договориться - нам не нравится собственно революция или её "побочные эффекты" (много погибших), а, если бы их не было, то революции можно было бы рассматривать как нормальную вещь? Можно также провести такую аналогию. Человек выпивает, садиться за руль и разбивается. Разбиться на машине, даже в пьяном виде (= революция со множеством жертв) - не грех. А выпить сверх меры и сесть за руль - грех. Но ведь никто не садится за руль, сознательно желая разбиться. Напротив, садятся, предполагая благополучно доехать. Возможно также, что греховным было само желание куда-то ехать, но тут нужно отдельно разбираться. Далее, была ли двигателем революции зависть? А разве в 1917 зависть "пронизывала общество" сильнее, чем сейчас? Есть ли основания для такого утверждения? К 1917 году зависть достигла некоего пика, потом революция, а через несколько лет успокоилось, зависть сдулась и, с тех пор, почти 100 лет не надувается? Вряд ли, согласитесь. Ну и, может ли быть греховный навык зависти? Всё-таки, зависть - это не действие, а чувство. Которое может вылиться в какие-то действия, а может нет. Наверно, тогда можно говорить о греховном опыте протестных выступлений и насильственных действий, включая убийство людей. И тогда вопрос - мы приобрели этот "коллективный греховный опыт" в связи с событиями 1917 года? И мы сейчас его унаследовали? То бишь, склонность к протестам против власти и насилию, включая убийства, у нас повышена либо у каждого из нас выше среднего? И это - потому, что наши прадедушки передали нам его "по наследству"?
Кирилл Д. / 06.06.2017, 19:24

4. Re: Навык революции

Ещё такой момент в Вашем повествовании: "Глубинным двигателем революции стала зависть основной массы людей к тем, кто живет лучше, кому Бог дал больше, кто имеет больше возможностей..." из которого выстраивается следующая (тео)логическая цепочка. Главным виновником кровавых социальных потрясений являются "низы", сравнительно бедное большинство, одержимое завистью к тем, кому Бог дал больше. Отсюда, в свою очередь, можно сделать один из двух практических выводов: 1. Богатому и властному меньшинству, одарённому Богом, следует держать подвластное большинство в ежовых рукавицах и не распускать. 2. Социальное неравенство надо устранить, чтобы не было почвы для зависти и, соответственно, от кровавых социальных потрясений. То бишь, выбор между фашистской антиутопией и коммунистической утопией.
Кирилл Д. / 06.06.2017, 16:52

3. Ответ на 1., Юрий Серб:

А можно ли революцию 1917 года называть (считать) русской? Я - не могу.

Да, закономерное возражение. Автор говорит: "Это русские в целом виноваты". А Вы отвечаете: "Это не русские сделали". Автор на Вас вешает вину, Вы отпираетесь.
Кирилл Д. / 06.06.2017, 16:31

2. Re: Навык революции

Диана Львовна, Вы пишете: "Ведь, я уверена, каждый из нас по отдельности, хороший, умный, добрый и рассудительный человек. И каждый желает и себе и близким и своей стране только блага и ничего больше. Только вот коллективный навык зависти и ненависти, прикрывающихся справедливостью, тянет нас повторить, не думая то, что уже когда-то было". Иными словами, мы хорошие ребята, но у нас плохая наследственность, наши революционные прадедушки нам сильно подгадили. Получается, так. Ваши рассуждения тоже несут в себе некоторую опасность. Следующий момент, а что такое вообще "коллективный навык"? Святые отцы говорят о навыке, обретаемым отдельным человеком. У них есть что-то о коллективном навыке, коллективном грехе или это уже Ваш теологический термин? На более же приземлённом уровне Ваши рассуждения обретают и такой смысл: "Каждый из нас по отдельности - хороший человек, но вместе нам лучше не собираться. Мы хороши каждый отдельно, но плохи как целое". Отсюда сами понимаете какой вывод. Ну, и такой момент. После революции спустя всего 20 лет была Великая Отечественная. Тогда это, наверно, тоже было обретением некоего коллективного навыка. И он должен быть, по той же логике, нам передан. И, если "банда подростков, ограбившая газетный киоск" становится "28-ю панфиловцами", она всё равно остаётся той самой бандой? И своим детям и внукам они передадут именно навык бандитизма, а не навык стойкости и самопожертвования?
Кирилл Д. / 06.06.2017, 16:28

1. Навык революции

А можно ли революцию 1917 года называть (считать) русской? Я - не могу.
Юрий Серб / 06.06.2017, 14:00
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

100-летие революции
Все статьи темы
Оранжевая революция в России
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Арестовали замминистра обороны за взятку
24.04.2024
Ждём новых «крокусов»?
Почему практически ничего не изменилось с момента ужасного теракта?
22.04.2024
«Они хотят дискредитировать патриотический фронт»
Александр Дугин назвал петицию против школы Ильина операцией западных спецслужб
19.04.2024
Газификация СНТ – сенсация не случилась!
Большинство дачников скоро поймет, что их попросту с газификацией кинули
19.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 13:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
25.04.2024 13:16