Свт.Николай 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Я пекусь обо всех страдальцах...»

Николай  Кокухин, Русская народная линия

23.05.2017


Из записной книжки паломника …

 

 

 

                                                 I

 

Куда бы я ни приехал - в Грецию, в Святую Землю, в Италию, - я везде нахожусь под невидимым покровительством Святителя Николая. Это и понятно: мирликийский чудотворец - мой небесный защитник и покровитель, и ни одно дело, ни одно предприятие, ни одну поездку я не совершаю без его благословения. Вот и теперь, когда я в очередной раз приехал в милую моему сердцу Черногорию, то с первых шагов ощутил его благодатную помощь и поддержку - он привел меня в монастырь, который носит его святое имя. Этот монастырь находится в одном из красивейших мест Черногории, на берегу Скадарского озера, в его южной части, там, где в него впадает своенравная и буйная в горных отрогах и присмиревшая на равнине река Морача.

Настоятель монастыря - иеромонах Петр, с которым меня связывает давнишняя и крепкая дружба, - встретил меня словами:

-Помаже Бог!

Я ответил:

-Бог Вам помого!

Отец Петр заботился не только о моем пребывании в монастыре, но и о том, чтобы я еще лучше узнал Черногорию. На второй или третий день он спросил:

-Ну, куда сегодня поедем?

Я ответил:

-Как Бог управит.

Батюшка на секунду задумался:

-Сегодня мы поедем в западную часть Скадарского озера.  Там, на острове Бешка, находится женский монастырь.

Настоятельница монастыря монахиня Фотиния встретила нас с большим радушием. Она помогла нам познакомиться со святынями обители, предложила прохладительные напитки (день был очень жаркий), а потом на моторной лодке отвезла нас обратно.

На берегу мы увидели группу молодежи. Юноши и девушки стояли кругом, а в центре молодой человек в легкой яркой футболке, оживленно жестикулируя, о чем-то громко говорил.

-Кто это? - спросил я.

-Сектанты, - ответил отец Петр. - Секта «Свидетели Иеговы».

-О чем они говорят?

-О всякой ерунде. Этих сектантов развелось видимо-невидимо. И мормоны, и адвентисты, и пятидесятники, и муновцы  - кого только нет. Что ни день, то новая секта.

-Откуда они берутся?

-В основном из Америки - инкубатора сектантов. Меня больше всего поражает то, что наша молодежь охотно клюет на эту дешевую приманку.

-Отчего бы это?

-Во всем виновато безбожие. Молодые люди, да и не только молодые, слишком увлечены мирскими интересами. Что угодно - ночные клубы, дискотеки, пиво, наркотики, мотоциклы, яхты - что угодно, только не церковь, только не Господь Бог, только не спасение собственной души.

-В России точно такая же картина.

-Знаю, не раз бывал у вас в последнее время.

-Меня поражает наглость, с которой действую сектанты.

-Она, кстати, приносит обильные плоды. К большому нашему сожалению.

В другой раз мы поехали в Боко-Которсую бухту. Это восьмое чудо света, которое поразило меня так, что я не забуду его уже до конца жизни. Сначала мы зашли в кафедральный собор святого мученика Трифона, чтобы поклониться его святым мощам и прочитать в честь него акафист. А потом совершили пешую прогулку по Старому городу. На одной из его площадей, вблизи храма Святителя Николая, мы присели за столик уличного кафе, чтобы утолить жажду. Темноволосая симпатичная официантка налила нам по бокалу негазированной воды.

-Не помешаю? - с таким вопросом к нам обратился немолодой загорелый мужчина атлетического сложения, собираясь занять свободное место за нашим столиком.

-Нисколько, - ответил отец Петр.

Незнакомец заказал чашечку черного кофе и стакан холодной воды.

Через минуту-другую мы познакомились, и между нами завязалась непринужденная беседа. Выяснилось, что Златан Милич (так звали нашего нового знакомого) пять лет назад из Православия перешел в мусульманство.

-Что заставило вас это сделать? - не из праздного любопытства, а из сердечной заинтересованности в судьбе этого человека поинтересовался отец Петр.

-Солидарность! - не задумываясь, ответил Златан. У него был хорошо поставленный бас с ярко выраженным металлическим оттенком. Он говорил тоном человека, у которого не может быть ошибок и который всегда добивается поставленной цели.

-Что стоит за этим понятием?

-А вот что. Мусульманская община приняла меня как самого близкого человека. Она помогла мне во всем: устроила на такую работу, о которой я никогда и не мечтал; зарплата у меня теперь как у замминистра внутренних дел. Далее: помогла купить на выгодных условиях машину, и не какую-нибудь, а mersedes-benz. Дети мои учатся в престижных ВУЗах. На Адриатическом побережье у меня появились двухэтажный коттедж и прогулочный катер.

 Я стал уважаемым человеком и очень доволен своей жизнью. Со мной считаются. А все это стало возможным потому, что я стал мусульманином. Пока я был православным, я влачил жалкое существование. Никто не обращал на меня внимания. Я не чувствовал локтя друга. Православные очень разобщены, у них нет единства. Я несколько раз был в пиковых ситуациях, и никто мне не помог. А когда я обратился к мусульманам, то помощь пришла мгновенно.

Вот это и есть солидарность, когда ты не один и когда за твоей спиной стоят настоящие друзья, которые в любую минуту станут за тебя горой.

Вы удовлетворены моим ответом?

-Вполне. Но у меня еще один вопрос.

-Пожалуйста.

-А как же ваша бессмертная душа? Она довольна тем, что вы стали мусульманином?

-Она счастлива. Она не может нарадоваться моим новым положением.

-А грехи? Что с ними делать?

-Грехи - это пройденный этап. Для меня они больше не существуют, потому что Аллах посадил меня к себе запазуху.

-А если вы оттуда вдруг выпадете?

-Это исключено. Я сижу там так же крепко, как в своем mersedes(е), пристегнутый ремнями безопасности.

-А насчет заповедей как?

-Теперь для меня не существует ограничений. Я свободен. Что хочу, то и делаю.

В голосе Златана зазвучали стальные, самой высокой пробы, нотки. Мы поговорили на другие темы, в том числе о ближайшей инфляции и о проколах Бильдербергского клуба, а затем, попращавшись с новым знакомым, отправились на набережную, к стоянке автомобилей.

-Жалко человека, - сказал отец Петр, когда мы преодолели перевал и Боко-Которская бухта осталась позади. - Попал в бесовские сети и не понимает этого.

-И у нас такое бывает.

 Прошла неделя, другая. Утомительная расслабляющая жара осталась позади, природа вошла в ту пору, когда краски становятся особенно яркими и привлекательными, когда покой и умиротворенность растворены, кажется, не только в сиренево-светлом задумчивом воздухе, но и в листьях уличных акаций, в прохладе горных ущелий, в бесконечной глади бирюзового моря.

-Сегодня мы будем знакомиться с Будвой, - объявил однажды утром отец Петр. - Там много святынь.

Будва - небольшой курортный городок, приютившийся в тихой спокойной бухте, - походила на ласточкино гнездо. Монастырь Подмайне, куда мы в первую очередь заехали, находился на окраине города, на его возвышенной части, отсюда Будва была видна как на ладони. Знакомство со святынями этой обители заняло у нас около часа, а потом мы перебрались в Старый город, центром которого являлся, конечно, храм Пресвятой Троицы.

 Помолившись в нем и покинув Старый город, мы зашли в книжный магазин, чтобы посмотреть новинки художественной литературы.

-Ага, опять он! - воскликнул отец Петр, взяв с полки книгу в твердой глянцевой обложке. - Милорад Павич. «Хазарский словарь». Очень соблазнительный роман. Уже название говорит само за себя. Антинациональное, антицерковное чтиво. Автор назойливо навязывает читателям иудейскую систему ценностей. - Батюшка повертел в руках книгу. - Издание, прямо скажем, роскошное. Значит, кто-то вкладывает в это деньги и кому-то это нужно.

-Этот роман, кстати, не так давно издан в России.

-Ничего удивительного. Его и в других странах издают, причем немалыми тиражами. Автор умер, но дело его живет.

-Лев Толстой тоже умер, причем давным-давно, но его произведения, такие, например, как «Отец Сергий», и богохульные высказывания (то в одном, то в другом месте) продолжают свою разрушительную работу.

-Милорад Павич - это автор, которого надо обходить стороной. Я прочитал его роман по необходимости, чтобы знать, что это такое. Ко мне часто обращаются мои духовные чада с вопросом: стоит читать ту или иную книгу или нет? Я должен дать им правильный ответ. Тем более вредоносных писателей становится все больше и больше.

-У нас ситуация не лучше. Писателей, которые пишут  соблазнительные книги, издают и переиздают большими тиражами, рекламируют везде и всюду, носят на руках, присуждают одну премию за другой.

-Ох уж эта творческая интеллигенция! - Отец Петр поставил книгу на полку, и мы вышли из магазина. - Не ведает, что творит. Я имею в виду ту ее часть, которая поставила свой талант на служение врагу рода человеческого. 

Большой вред сербскому народу приносят лживые журналисты. Назову только одно имя - Дада Вуясинович. Эта дама, выступая в защиту санджакских террористов, принесла немалый вред Сербии. Ее ядовиты опусы публиковались в самых крупных газетах и журналах. Частой гостью она была и на телевидении. Она, кстати, умерла не своей смертью.

-Лживых борзописцев и в России пруд пруди. Если я буду называть их имена, то, боюсь, и за неделю не справлюсь с этой задачей.

Я мог бы привести множество примеров того, как тот или иной заблудившийся писатель или журналист, кинорежиссер или художник верно служит лукавому. Но я этого делать не буду, а лучше лишний раз помолюсь о них.

Дело близилось к полудню, и мы, посетив еще несколько святынь, вернулись домой.

На другой день, ближе к вечеру, мы сидели с отцом Петром на веранде церковного дома и разговаривали на духовные темы.

-Почему Сербия потеряла Косово и Метохию? - спросил я моего собеседника.

-Из-за отступления сербского народа от Бога, - ответил отец Петр.

-В России положение то же самое, только в большем масштабе. Бог отнял у нас всю Прибалтику, Украину, Молдавию, все Закавказье, всю Среднюю Азию. Если русский народ не проснется от греховного, слишком затянувшегося сна, то Господь, по всей вероятности, скоро отнимет у нас Сибирь и Дальний Восток.

-Мы идем одним и тем же пагубным путем.

Солнце, завершая свое дневное странствие, нацелилось нырнуть за горный хребет. Крест на храме засветился теплым огнем. Стая чаек, издавая усталые крики, опустилась в прибрежные заросли. Тени от деревьев с каждой минутой становились все длиннее.

-Может ли сербский народ прозреть?

Я задал батюшке вопрос, который уже несколько дней находился на кончике моего языка.

Отец Петр, перебирая четки, посмотрел на гладь Скадарского озера, которая под косыми лучами солнца отливала сияющим серебром.

-Прежде чем ответить на ваш вопрос я расскажу одну историю, главным героем которой является Святитель Николай.

 

                                                 II

 

Земная жизнь святого мученика Стефана Дечанского, короля Сербского, была полна тяжких мук и горьких страданий. Он управлял Зетой, одной из важных областей Сербского государства (нынешняя южная Черногория). Его отец, король Милутин, женился второй раз. Мачеха Симонида невзлюбила пасынка. Она хотела, чтобы наследником Сербского престола был не Стефан, а ее родной сын Константин. Симонида стала внушать своему мужу, будто Стефан хочет поднять восстание, свергнуть его с престола и стать во главе государства.

        Милутин поверил лжи. Он немедленно отправил в Зету отряд воинов, которые схватили Стефана, заключили в темницу и выкололи ему глаза. Это произошло в местечке Овечье Поле. Здесь был храм во имя Святителя Николая.

        Стефан изнемогал от боли и лежал, как мертвый. Перед рассветом он забылся легким сном. Во сне ему явился благообразный муж в архиерейском облачении. Его лицо сияло ярче солнца.  Он сказал:

        -Не тужи, Стефан! Посмотри, что у меня в деснице.

        Мученик ответил:

        -Кажется, это мои глаза.

        -Да, это так.

        -Но как они к тебе попали?

        -Для меня нет ничего невозможного. Хочешь ли ты прозреть?

        -Очень хочу, - ответил страдалец.

        -Это произойдет в срок, угодный Господу.

        Стефан, пребывая в священном трепете, спросил:

        -Почему ты, господин мой, печешься обо мне?

        Святой муж ответил:

        -Я пекусь обо всех страдальцах.

        -Скажи мне, кто ты?

        -Я - Николай, Мирликийский епископ.

        Проснувшись, Стефан почувствовал себя здоровым. Он воздал хвалу Господу и Его славному угоднику.

        Между тем враг рода человеческого - диавол - замыслил новое гонение на святого. Милутин, думая, что ослепленный сын будет искать возможность ему отомстить, отослал его в Царьград к своему тестю - царю Андронику Старшему. Вместе со Стефаном в изгнание отправились его дети - Душан и Душица. Они содержались в полной изоляции от внешнего мира.

        Но и этого Милутину показалось мало. По его приказу страдальцы были переведены в Царьградский монастырь Пантократор под надзор игумена. Все тяготы заточения Стефан переносил терпеливо, ни на кого не ропща и никого не осуждая. Большую часть времени страдалец пребывал в молитве. «Слава Богу за все», - говорил он.

        Стефан первый приходил на богослужение в храм и последним уходил из него. Он стоял на одном месте, внимательно слушая то, что читали и пели монахи. Лишь изредка он присаживался на скамеечку, чтобы немного отдохнуть. Святой являлся живым примером духовного горения для насельников обители. Они приходили к нему в келию, чтобы послушать его душеполезные рассуждения и наставления.

        О похвальной жизни узника узнал царь Андроник Старший. Он часто приглашал его к себе в гости, советуясь по разным государственным вопросам.

        Так прошло пять лет.

         Наступил праздник Святителя Николая. Всенощное бдение совершалось по обычному строгому уставу обители. Горело множество свечей. Диаконы кадили фимиамом. Иеромонах стал читать житие Мирликийского чудотворца. Стефан молился на своем обычном месте. Почувствовав утомление, он сел и задремал. В тонком сне ему явился светозарный муж.

        -Узнаешь ли ты меня? - спросил он страдальца.

        Стефан ответил:

        -Да, святый отче, узнаю: ты Мирликийский чудотворец.

        -А помнишь ли, что я сказал тебе прошлый раз? - продолжал Святитель. 

        -Нет, отче святый, не помню, - ответил Стефан.

        -Я сказал тебе, чтобы ты не печалился и что обязательно прозреешь.

        -Когда это произойдет? - воскликнул страдалец со слезами на глазах.

        Святитель сказал:

        -Прямо сейчас.   

         Он поднял Стефана и осенил его лицо крестным знамением. А потом коснулся его глаз.

        -Господь наш Иисус Христос, Который слепому от рождения даровал зрение, да поможет и тебе увидеть свет!

        Сказав это, Святитель стал невидим.

        Потрясенный случившимся, Стефан тихо прошептал:

        -Я вижу, как и прежде!

        Взяв палку, с которой ни на минуту не расставался, он вышел из церкви. В келлии, приклонив колена, он горячо поблагодарил Святителя Николая за великую милость к нему, грешному.

        -Я прах и пепел, - говорил он. - Я недостоин таких благодеяний, а достоин геенны огненной.

        Вскоре страдалец вернулся в свое отечество и после смерти отца стал править Сербским государством.

        А теперь остается сказать несколько слов о том, как святой Стефан закончил свое земное поприще.

        Однажды ночью, после чтения псалмов, он прилег на жесткое ложе и увидел во сне Святителя Николая. Тот был в том же архиерейском облачении. Мирликийский чудотворец подошел к Стефану и сказал:

        -Готовься, отче, к переселению. Вскоре предстанешь пред Господом.

        Проснувшись, Стефан встал на молитву и, смешивая радость со слезами, горячо благодарил Господа Бога и доброго вестника за то, что скоро оставит мирской мятеж и будет вечно пребывать на Небесах, у Престола Божия, среди Ангелов и Архангелов, Херувимов и Серафимов.

        Через некоторое время король принял мученическую кончину. Коварные бояре убедили его сына Душана, который правил Зетской областью, отнять престол у отца и сделаться королем всего сербского государства. «Если ты не сделаешь этого, говорили они, то отец ослепит тебя, как это случилось с ним самим». Честолюбивый и тщеславный сын поверил уговорам бояр и умертвил своего отца.

        Тело мученика было погребено в Дечанском монастыре, в богатой гробнице, в церкви Вознесения Господня.

        Это произошло в 1331 году.

 

                                                 III

 

 Со стороны озера повеяло свежестью. Цикады, соревнуясь между собой, дружно заявили о своем существовании. На озеро стремительно надвигалась южная пленительная ночь.

-Как Святитель Николай исцелил святого мученика Стефана Дечанского, так он исцелит и весь сербский народ, - сказал отец Петр, по-прежнему неспешно перебирая пальцами узелки своей четки.

-А я не сомневаюсь в том, что он исцелит заблудившийся русский народ, - добавил я, открывая молитвослов и готовясь читать вечернее правило.

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме