Нравственно-духовные константы и коммуникативные основания разбалансированности общественной жизни в современной России: миф или реальность, социальные вызовы и риски

Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»

Бывший СССР  Новости Москвы  Конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»  
0
736
Время на чтение 42 минут

(Опыт политологического сочинения)[1]

Без Бога нация - толпа,

Объединенная пороком,

Или слепа, или глупа,

Иль, что еще страшней, - жестока.

И пусть на трон взойдет любой,

Глаголющий высоким слогом,

Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу!

Отец Роман

8 августа 1990 г.

В ноябре 2017 г. предстоит пройти знаковую «социально-болезненную» историческую дату - столетие Великой октябрьской социалистической революции (или октябрьского большевистского переворота).

Ее постоянно сопровождают бурные страсти, непримиримые споры ученых и жесткое ломание копьев в ходе общественных дискуссий.

В каком случае нация /народ/ припоминает революционные события или перманентно их проживает, не откладывая в пласт исторической памяти?

Почему по прошествии 100 лет тема продолжает беспокоить не только профессиональных политиков и ученых-обществоведов, но и лидеров общественного неформалитета.

Разлила ли Аннушка масло? Насколько реальны социальные предпосылки революции в России в 2017/2018 годах? Запущены ли социо-культурные нравственные коды социальной разбалансировки общества современной России? Каковы возможные сценарные угрозы рисков, а также - варианты их предотвращения?

Как это не парадоксально, до сих пор нет ясности и однозначности ни в когнитивно сложном, - в гносеологических сущностных характеристиках этого уникального исторического события, ни в простом, - в его наименовании.

В 20-60-е гг. ХХ века все деятели этих событий, начиная от консервативных правых, либералов до социалистов и анархистов, оставили мемуары. Конечно, мемуарная литература - это зачастую «выбеливание себя любимого» в историческом процессе и доказательство своей гениальности и непогрешимости на фоне бездарности соперников, но...это ценнейший источник личного происхождения для объективизации дискуссии.

Кроме того, в 1921-1937 гг. И.Гессеном с единомышленниками была проведена уникальная по сложности кропотливая работа по подготовке и изданию «Архива русской революции» в 22-х томах, в котором даны ответы на все вопросы.

Читать источники, размышлять и делать собственные обоснованные исследовательские выводы.

Кажется, что может быть проще? Прошло почти сто лет - не получается следовать этому принципу. Сам издатель, предвидя это, пишет: «главная трудность заключается не в том, чтобы преодолеть пристрастие и предвзятость, важнее всего отрешиться от своей собственной личности, не делать ее центральной фигурой»[2].

  • Нравственно-духовные константы

Духовно-нравственное измерение русской цивилизации связано с набором определенных ценностей и смыслов. Русская цивилизация всегда выстаивала под натиском разнообразных угроз благодаря великой миссии русского народа, православного воинства, Русскому Духу.

Современный период развития российской государственности требует придания новых стимулов давно сформировавшимся культурно-цивилизационным смыслам и ценностям.

Преодоление псевдоценностей, духовного обнищания имеет сейчас для России особую значимость, только в этом случае нация сможет решить стоящие перед ней глобальные исторические задачи, - долгая большая дорога. И куда идти? Здесь очень много символизма. Ф.Достоевский писал то, что «нет, уж лучше просто большая дорога, так просто выйти на нее и пойти и ни о чем не думать, пока только можно не думать. Большая дорога - это есть нечто длинное-длинное, чему не видно конца - точно жизнь человеческая, точно мечта человеческая. В большой дороге заключается идея... В подорожной конец идеи...»[3].

Юбилей революции как никогда обнажает неудобные для обсуждения темы: кто победил в гражданской войне, которая стала следствием революции, можно ли считать победу большевиков исторической закономерностью, почему раскол на «красных» и «белых» до сих пор не преодолен, кому ставить памятники, возможна ли контрреволюция по прошествии 100 лет.

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,

- Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

В одном из писем Великой Княжны Ольги Николаевны приводятся слова Государя, которые можно считать его завещанием, обращенным к народу России: «Отец просит передать всем, кто ему остался верен и тем, на кого они могут повлиять, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь».

В таких условиях, верно отмечает И.А.Ильин - нам необходимо сосредоточиться на том, что мы утратили. Мы утратили, прежде всего, национальную идею, консолидирующую идею как таковую. Потерян главный ориентир русской цивилизации - Вера (православная и вера в Россию как объект национальной гордости и преданности). Национальная элита России на сегодняшний день не готова брать на себя ответственность за происходящее. Солидарности, ощущения единства нашего общества не возникает, кроме отдельных праздничных (9 мая).

Бегство России от своей русскости (быть русским - значило быть православным) привело с одной стороны к маргинализации русского национально-патриотического движения, с другой стороны к усилению позиций антироссийских сил. Выдержать серьезное испытание нового геополитического передела мира в условиях потери цивилизационного субъекта России, противоречивости исторической памяти, использовании болевых точек нашей истории в инструментальных целях различными политическими силами, разрушении основ образовательной и культурной системы России - очень сложно.

Февральской революции предшествовало превращение монархического (православного) мировоззрения в формальность - сейчас возрождение духовно-нравственных констант в российском обществе часто характеризуется тем же формализмом, эпатажем, провокациями, имитацией, разрушая и без того хрупкую ткань русского духа, чувства и воли.

Прежде всего, это касается одной из жизнеутверждающих ценностей русского человека - служения - служения Богу, родине, семье.

Потеря имперской идентичности привела к рассеиванию ее на мелкие псевдоидентичности (то же самое произошло с религиозной идентичностью). Эта ситуация будет сохранять себя до тех пор, пока разобщенный социум не обретет новой идентичности, подобной прежней по величию и грандиозности.

Патриотическое воспитание граждан в России приобрело государственный масштаб с 2000-х годов, однако остается одной из важнейших проблем государственной политики до сих пор. В.Путин сказал «Патриотизм - это национальная идея России». Ценность служения России действительно является определяющей для русского[4] человека (Президент абсолютно прав), но это не означает буквального чересчур активного формирования патриотизма госструктурами - всегда есть красивые дороги, которые ведут к той же цели, без произнесения ее вслух.

Главная проблема в том, что государство вторгается в очень тонкую сферу - сферу любви, возникновение которой не может быть обусловлено даже нравственным законом и уже тем более законом федеральным. В качестве примера: Юности честное зерцало (1717 год) - вторая часть посвящена правилам поведения для «младых отроков» и девушек или Кодекс чести русского офицера, принятый в начале XIX века - подобные формы духовно-нравственного воспитания были намного тоньше, деликатнее и эффективнее.

Неужели нельзя выработать что-либо подобное для молодежи с учетом исторического времени?

Формирование любой добродетели может послужить актуализации зла, если происходит не так, не там, некстати. Если формирование патриотизма будет связано с чуждым русскому человеку содержанием, конструироваться не адекватными технологиями, будет пафосным, формализованным, грубым и безграмотным - тогда противоположный эффект патриотического воспитания обеспечен.

Человек любит, не имея причин, вопреки всему, любит «до» (как писал Н.Бердяев) осмысления подвигов и величия России.

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит её рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой.

Можно ли научить человека молиться? Можно ли научить человека любить?

«Только свободно можно веровать и любить... свобода не просто «даруется» сверху: она должна быть принята, взята и верно осуществлена снизу. Дарованная сверху, она может стать «напрасным даром»: внизу ее недооценят, неверно истолкуют и употребят во зло. Человек должен понять ее природу: ее правовую форму, ее пределы, ее взаимность и совместность, ее цель назначение: мало того он должен созреть для того, чтобы верно осознать ее нравственные и духовные основы. Если этого не будет, то он превратит свободу в произвол, в «войну всех против всех» и в хаос»[5]

Религиозный тип идентичности - самый сложный. Путь к Богу, как и обретение родины - это интимный процесс, непостижимая тайна, которую вдруг решили разгадать.

Молодежь не должна громогласно заявлять о своем патриотизме, стремиться выстроить карьеру («гламурный патриотизм»), всячески встраиваться в социальные лифты с целью реализации собственных проектов, заявлять о своем лидерстве (проекты «Лидер года», «Я патриот» и другие) - корысть, тщеславие, гордыня - эти и другие ценностные ориентиры отчасти подменили в последнее время истинные патриотические ценности (любовь, верность, бескорыстие, уважение, милосердие, терпеливость, смирение, трудолюбие, целомудрие).

Самым эффективным средством воспитания истинного патриота является возвращение достойного статуса образованию, науке и русской культуре.

               Ученье - свет, а неученье - тьма - 

Вот истина, полезная весьма.

Кто понимает это с малых лет,

Тот поступает в университет.

Но мимо едет Афанасий Фет,

И он плюёт на университет

И с лёгким сердцем следует во тьму,

Откуда нет возврата никому.

А ты учись и помни: ты не Фет,

Чтобы плевать на университет...

Тогда не будет необходимости в столь частом использовании понятия «патриотизм», которое при подобном инструментальном использовании теряет свой подлинный смысл. Как иногда говорят, «мы не знали слов «патриотизм», «героизм» - мы просто так жили». Это очень важное по глубине высказывание, особенно в контексте недавней инициативы Ассоциации предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма «Аванти» о создании Дня патриотизма (6 августа - в годовщину введения продуктового эмбарго против Запада), когда уже есть день России, день Конституции, день Народного единства.

Патриотические практики в России никогда не были связаны с публичным внешним символическим выражением (скорее это свойственно американской традиции). Более того, для русского человека - патриотизм это духовное понятие, прежде всего, поэтому обозначение подобной даты, связанной с экономическим положением страны, вряд ли будет поддержано обществом. Лучше тогда создать по предложению академика Д.С.Лихачева - День русской культуры.

Модель поведения человека в России (царской, советской) всегда выстраивалась в соответствии с мечтой, которую молодежь желала реализовать. Получалось /не получалось - другой вопрос, но было стремление покорить неведомые вершины, достичь невозможного, реализовать несбыточную мечту. Есть ли сейчас возможность у молодежи для фантазии, для созерцания? Вряд ли. Молодежь занята поиском выгодной работы с целью жизненного обеспечения. «Люди отвергли созерцание, потому что трезвый прозаический «ум» презирает человеческую «фантазию» и считает, что самое важное в жизни есть «эмпирическое» и «прозаическое» Они вытеснили из жизни начало совести потому что ее живоносные призывы и укоры совершенно не укладываются в контекст хладнокровных расчетов и планов».[6]

Смысл жизни - казалось бы - какое отношение имеет эта проблема к реальности предпосылок революции в России. Речь идет не просто о смысле жизни отдельного человека, семьи - речь о смысле бытия нации, цивилизации, России как самобытного живого организма. Слом базовых принципов русской идентичности, дезориентация России в историческом пространстве, идеологическое противостояние внутри политического пространства России - все это привело к масштабным изменениям.

О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
 
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.
 
Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага -
И ненавидите вы нас...
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?
 
Вы грозны на словах - попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
Так высылайте ж нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.

Речь сейчас идет о будущем России, в целом о будущем русской цивилизации, русской культуры.

«Человечество попыталось за последние два века создать культуру без веры, без сердца и без совести; и ныне эта культура являет свое бессилие и переживает свое крушение»[7]

К.Н.Леонтьев точно подметил одну из главных функций культуры и искусства - удержание, замедление человеческого падения: «Все менее и менее сдерживает кого-либо религия, семья, любовь к Отечеству, - и именно потому, что они все-таки еще сдерживают, на них все более обращаются ненависть и проклятия современного человечества».

В информационный век любая классическая религия, в том числе, и Православие отходит на второй план. Но... в обществе церковь подсознательно играет огромную важнейшую социальную роль. Она, беря на себя функции социального контроля, институционально регламентирует критерии добра и зла, красоты и безобразия, чести и позора. Жизнь пронизана религиозной обрядовостью. Русский человек - это набожный человек, повседневно связанный с религиозными ценностями и нормами.

Сложилась парадоксальная социальная ситуация, способная явиться предтечей какого-то социального бурления: социально активный житель мегаполиса, проживая жизнь в социальных сетях, искренне презирает жителя деревни, давая ему оценку как «колхозану», «бездельнику», «выпивохе», «хавающему пиплу» (это подтверждает и отечественное кинопроизводство, и масса сериального мыла на федеральных каналах, и современная проза, и снобизм блоггеров), которая повторяет зеркально ситуацию середины 10-х гг. ХХ века.

Ее подробно исследовали во Франции в к. 80-х гг. ХХ века /напомним, что в 1989 г. отмечалось 200-е Французской революции и был «исследовательский ретроспективный взрыв», в том числе и на события 1917 г. в России/: «Глубоко привязанная к вековым традициям, испытавшая недоверие ко всему новому, крестьянская цивилизация была отделена пропастью от европеизированного мира русской интеллигенции. Интеллектуальная элита страны долгое время противоречиво оценивала крестьян: то их презирали и считали «хамами, погрязшими в невежестве», то идеализировали как «хранителей русской цивилизации». Обе точки зрения обнаруживали непонимание подлинных истоков русской крестьянской жизни[8].

Поставьте памятник деревне

На Красной площади в Москве,

Там будут старые деревья,

Там будут яблоки в траве.

.

И покосившаяся хата

С крыльцом, рассыпавшимся в прах,

И мать убитого солдата

С позорной пенсией в руках.

И два горшка на частоколе,

И пядь невспаханной земли,

Как символ брошенного поля,

Давно лежащего в пыли.

.

И пусть поет в тоске от боли

Непротрезвевший гармонист

О непонятной "русской доле"

Под тихий плач и ветра свист.

Пусть рядом робко встанут дети,

Что в деревнях еще растут,

Наследство их на белом свете -

Все тот же черный, рабский труд.

.

Присядут бабы на скамейку,

И все в них будет как всегда -

И сапоги, и телогрейки,

И взгляд потухший... в никуда.

Поставьте памятник деревне,

Чтоб показать хотя бы раз

То, как покорно, как безгневно

Деревня ждет свой смертный час.

.

Ломали кости, рвали жилы,

Но ни протестов, ни борьбы,

Одно лишь "Господи помилуй!"

И вера в праведность судьбы.

В завершении этого блока остановимся на том факте, что на сегодняшний день не предложено устоявшегося определения сложнейшей категории «региональный патриотизм». Необходимость его когнитивной универсализации фиксируется потребностями и вызовами развития современного социо-философского и политического знания, призванными детализировать технологические параметры теоретического осмысления социокультурных процессов федеративного и регионального развития Российской Федерации. Это позволит выявить новые тренды, тенденции в практической деятельности региональных политических элит и проанализировать генезис и эволюцию феноменов трактовки патриотических идей, предложенных за последнее время.

Региональные политические элиты выступают как специфический социально-политический институт, реализующий целенаправленный процесс экономической деятельности в подконтрольном регионе на определенной персонально ориентированной политической системе и с конкретными бизнес-целями.

Вместе с тем, их оптимальное политическое благополучие и эффективное предсказуемое функционирование «замыкается» на патриотический пафос, базирующийся на элементах исторического опыта, религиозных воззрениях, культурных традициях и демонстрации персональной преданности руководству страны. Продекларированная региональными элитами социальная миссия служения населению не в полной мере соответствует модели целеполагания социально-патриотического и политического развития страны в условиях вызовов и социальных рисков, вызванных глоблизационными процессами, которое было обозначено Президентом В. Путиным десять лет назад на Мюнхенской конференции в 2007 г.

В научной литературе предлагаются различные интерпретации категории «региональный патриотизм», отражающие идеологические пристрастия авторов и, соответственно, даются их неоднозначные исследовательские оценки. Их можно сгруппировать по доктринальным предпочтениям: «неоконсерваторы», «неолибералы», «неонационалисты». Последние - наиболее представлены в национальных республиках, где патриотизм трактуется как некая система ценностей и идей, стимулирующая появление нового набора нормативных моделей поведения, позволяющих обосновать обособленность и уникальность развития данных субъектов Федерации.

Вопрос о разработке уровневого алгоритма методологии научного осмысления категории «региональный патриотизм» - как совокупности технологических процессов и методов, и совокупности средств и способов, приобретает актуальное значение.

Изучить категорию «региональный патриотизм» представляется возможным путем построения идеальной модели объекта и ее наложения на реальные решения и предложения региональных политических акторов и лидеров общественного неформалитета.

Идеальная модель по существу представляет собой некую структурно-универсальную абстрактную концепцию, базирующуюся на определенных предположениях и допущениях. Ибо она связана с ненаблюдаемыми преобразованиями. Эмпирически проследить возможно только результаты (например, наличие в субъектах Федерации региональных долгосрочных программ патриотического воспитания молодежи): о том, что происходит внутри идеальной модели как системной конструкции можно судить лишь по предшествующим входным и последующим выходным данным.

Укажем основные ценностные константы идеальной модели. Первой ценностной константой идеальной модели является роль государства, вытекающая из политических и социальных ориентиров создателей тех или иных патриотических конструктов и проектов на региональном уровне. Политическим акторам и лидерам общественного неформалитета необходимо опираться как данность: на определенный законсервированный уровень реального расслоения общества (академик РАН М. Горшков в 2011-2016 гг. провел ряд блестящих социологических исследований о «новой бедности» россиян), вынуждающий определиться, в свою очередь, с проблемой, как минимизировать потери от модернизационного процесса последних 25-ти лет определенным слоям общества для того, чтобы социальная напряженность не привела к социальному коллапсу и росту националистических и шовинистских идей, завуалированных квазипатриотической риторикой.

Вторая ценностная константа идеальной модели - это возможности властных регуляторов при формировании и внедрении тех или иных патриотических программ. Именно ценностно-нормативная личностная модель руководителя Чечни Р.Кадырова гарантирует стабильность регионального развития и активное соучастие жителей республики в едином российском миропорядке. Национальное развитие России находится в жесткой зависимости от деятельности общемировых геополитических процессов, оказывающих значительное воздействие при выработке национальных патриотических проектов.

Поэтому выделение третьей ценностной константы идеальной модели предполагает установление единого знаменателя интересов благосостояния граждан и государства при обязательном сохранении соответствия равенства возможностей со свободой действий. Только сильный финансово-обеспеченный гражданин гарантирует высокую потенцию отдачи от патриотических проектов и программ.

Целедостигаемость предлагаемой исследовательской модели оценки категории «региональный патриотизм» через ценностные константы имеет высокую степень научной надежности и объективности из-за того, что система представляет собой искусственное образование, и ее характеристики зависят от целей и предметной области анализа (в нашем случае, патриотических платформ).

Перспективность патриотических проектов оценивается исходя из учета традиционных российских ценностей в патриотических представлениях отечественных политических сил: нравственность, солидарность, соборность, православие (ислам, буддизм). Мощная кампания «слива» негатива на Патриарха Кирилла, реализованная в начале 2013 и в середине 2016 гг., была направлена на социальную дискредитацию главного оплота ценностного воспитания и патриотического духа большинства жителей современной России.

Идеальная модель по осмыслению категории «региональный патриотизм» как система предусматривает то, что, во-первых, все элементы взаимодействуют друг с другом, во-вторых, каждый элемент оказывает влияние на другие элементы и на систему в целом и, в-третьих, функционирование системы сопровождается преобразованием «энергии» и вещества из одного вида в другой.

Идеальная модель по осмыслению категории «региональный патриотизм» как система представляет собой совокупность подсистем, организованных определенным образом и подчиняющихся общим требованиям. Элементы идеальной модели взаимодействуют между собой, влияя друг на друга и на систему в целом. Будучи искусственным образованием, идеальная модель как система, целенаправленно (посредством предъявляемых к ней требований) программируется на получение определенных результатов (на основе заранее заданных входных данных): общие требования системы обуславливают работу подсистемы и определяют входные и выходные характеристики; работа системы активизируется и направляется необходимостью выполнения этих требований; система функционирует адекватно только в том случае, если эти требования выполняются, невыполнение требований, предъявляемых к системе, приводит к изменениям ее функционирования. Как и другие «живые» системы, она функционирует во времени и пространстве и поэтому зависит от изменений, происходящих в указанных измерениях.

Для того чтобы связать все элементы идеальной модели в единую конструкцию воспользуемся методологическим принци­пом холизма, дающим возможность исследования выбранного объекта посредством структурирования его формализованных характеристик в единую конструкцию.

Различные технологии конструирования многочисленных элементов идеальной модели в единую систему позволяют исследователю выявить уровень внутренних взаимосвязей положений патриотического проекта через их «векторное перемещение» в идеальную модель, как единой системной конструкции.

Религия, семья, любовь к Отечеству - три начала, которые всегда сдерживали и сдерживают от разрушения российскую цивилизацию.

  • коммуникативные основания разбалансированности общественной жизни (риски и вызовы)

На сегодняшний день слишком очевидно желание ряда сил разного характера, в том числе, и политических, а также интеллектуальной общественности как-то в свою пользу сыграть на столетии событий осени 1917 г., выстроив тот или иной социальный миф, фантом и публично его интерпретировать через призму современных событий и явлений, происходящих в российском обществе.

Прежде всего, напомним идею Ю. Самарина о том, что «принудить к покорности, страхом восполнить недостаток сочувствия, воспретить всякое проявление общественного суда, привить к детям язву официальной лжи и заглушить в них всякую искренность, к стыду человечества, можно, хотя не надолго»[9]. Не живя в век информационного потокового контента он предвидел его негативные последствия для сознания человека.

Поэтому, рассматривая этот сложнейший вопрос в социо-коммуникативном контексте, необходимо как отправными точками творческой лаборатории социального диагноза и прогнозирования обозначить три идеи.

Первое - бесспорна актуальность и востребованность когнитивной деятельности по осмыслению базовости (первоосновы) социо-коммуникативных факторов, способствующих будоражению социальных общностей и групп современного российского общества.

Говоря словами С.Надсона из стихотворения «Завеса сброшена», за последние 25 лет «Как мало прожито - как много пережито!» и сформировано новое поколение, в лексиконе которых при доминировании сетевого восприятия окружающей социальной среды полностью отсутствуют идеи исторической памяти и гордости, формирующие устойчивость любого общества.

Их ценностно-нормативных механизм сбалансированного поведения полностью видоизменен, а ключевой стабилизатор в виде контрольно-санкционного алгоритма превращен в героико-трофейный бег на месте. Произошла социальная трансформация от категории «воля кумира, его интеллект» к категории «победителя с кубком».

Исследователи активно стали разрабатывать категорию «креативный класс», незнакомую большинству населения с точки зрения сложившихся нравственных и духовных устоев российского общества[10].

Креативность - это весьма удобный социо-коммуникативный первоисточник для манипулирования этим поколением и разбалансирования социальной ситуации в стране. Это объясняется тем, что именно сумма сознаний индивида-потребителя масс-медиа продуцирует общий знаменатель совместных желаний и убеждений как духовной пропасти с предыдущими поколениями.

А этот общий знаменатель уникально укладывается в бакунинскую методологическую схему «Дух разрушающий есть дух созидающий. Страсть к разрушению есть творческая страсть!».

Мало кто об этом задумывается - есть ли объективные социо-коммуникативные предпосылки «цветных» проектов как подсознательной анархической бытийности современного гражданина России, которая в свою очередь «замешивает» ингредиенты для уличных бунтов и сжигания автомобильных покрышек?

Второе - вседозволенность, многомиллионные зарубежные гранты на поддержку демократии в России и постмодернистские интеллектуальные практики логически довели политическую ангажированность российских обществоведов до абсурда.

Современные гуманитарии, гоняясь за индексом Хирша и публикациями, индексируемыми в Scopus (чтобы подать заявку на грант Российского научного фонда, который по идее является гарантом и хранителем национальной интеллектуальной традиции, необходимо иметь минимум три публикации такого рода), отдавшись количественным показателям собственной профессиональной успешности, позабыли о профессионализме и служении Отечеству.

К чему это привело: любая актуальнейшая требующая детальной проработки тема мгновенно, во-первых, коммуникативно обкладывается идеологическими капканами и черно-белой мифологизацией (либо очень-очень превосходно, либо очень-очень отвратительно), во-вторых, агрессивно и навязчиво излагается в медиа-пространстве апологетами, перемещающимися из одного ток-шоу в другое.

Третье - при интеллектуальной экспертной деятельности необходимо не отбрасывать внешний фактор. При сохранении государственного суверенитета государственных границ как таковых уже нет и социальное воздействие извне из-за стирания социальных барьеров между сообществами (twitter, facebook, skype) доминирует. Это не значит, что следует маниакально верить в заговоры, перманентный захват страны злодеями и проходимцами, но осмысливать и считаться с этим стоит.

Сразу оттолкнемся от последнего тезиса.

На сегодняшний день именно внешний фактор - это реальная объективная и ключевая угроза для разбалансирования ситуации в стране.

По итогам последних избирательных кампаний очевидно, что правящая партия и политический истеблишмент теряют доверие жителя города-мегаполиса.

А это самый активный гражданин, который не боится публично говорить и социально взаимодействовать через Интернет. Да, на февраль 2017 г., в большинстве своем они увлечены группами совместных покупок и лайками мимимишных зверюшек; вроде бы политикой они публично не интересуются и у так называемых лидеров оппозиции рейтинги ниже статистической погрешности в районе 1.5%, но они информационно социо-коммуникативно активны.

И проводят много времени в социальном информационном пространстве.

Интернет-пространство - это производная динамичного социального развития в рамках глобализма и концепта глобального мироустройства.

А как когнитивно реагировать на глобализм?

В чем риски и вызовы его социальных фантомов?

Прежде всего, в природе тренда глобализма, который объективно существует и доминирует на сегодняшний день и завораживает умы большинства граждан до 45-ти лет, жителей мегаполисов.

Что интересно, в настоящее время универсализм социальных наук постепенно вытесняется глобализмом. Данная методологическая схема рассматривает мировое сообщество людей как совокупность взаимосвязанных региональных социальных систем, не подчиняющихся единым универсальным закономерностям общественного прогресса. Глобализм творит единое культурное пространство. Продукты науки и культуры, информация, новые технологии включены в сеть Интернет и существуют как реальная виртуальность, из которой люди черпают идеи. В результате активизируется процесс массовизации культуры.

Глобализм, безусловно, оказывает существенное влияние на социальные науки, изменяет основные теоретические положения, формирует соответствующую концепцию современного общества и методологическую основу для изучения социальных систем.

В современном мире происходят реальные изменения социального пространства и ритма времени. Глобализм предлагает новый методологический подход к изучению этих явлений, вводится понятие пространственно-временной конвергенции.

Социальное пространство не ограничивается рамками региона как микроединицы анализа. Общественные отношения и социальная деятельность осуществляются независимо от специфики региона, они организуются в глобальном социальном пространстве. В результате возникает сеть социальных взаимодействий, изъятых из социо-культурного контекста конкретного региона и существующих независимо от него и, как следствие, разрушающих естественные культурные коды и ценностно-нормативные механизмы социальной регуляции.

Российское общество будучи частью современного мирового сообщества в результате процесса глобализации имеет четко сложившуюся экономическую, политическую, социальную и культурную составляющие. Глобализм создает планетарную экономику посредством информационных сетей, определяющих конкурентоспособность всех структурных единиц: транснациональные корпорации, торговля и услуги, финансовый рынок, рынок труда. Он структурирует единое политическое пространство, которое через наднациональные структуры оказывает воздействие на региональные институты власти, устанавливает современный правовой порядок. В результате организуются сетевые государства, распределяющие полномочия между регионами.

Глобализм способствует развертыванию мирового единого массового виртуального сообщества. В этих условиях происходит утрата собственного социального. Возникает ощущение социального беспокойства, неэффективности системы социального контроля, разработанной Г.Тардом.

Единственный сценарий в рамках системы коммуникативного управления - это продуктивно ежеминутно работать с информационным контентом и человеком, сидящим перед экраном компьютера. Эффективно работать возможно лишь на социо-коммуникативном уровне.

Можно заниматься правовой болтологией, принять массу законов и целевых программ, но они, к сожалению, будут удовлетворять лишь тщеславие своих творцов.

И, что самое неприятное, эти интеллектуальные действия никогда не будут давать никакого социального эффекта (речь идет о естественном формировании у 20-35 летних граждан гордости за свое государство, искренней любви к нему и гражданской позиции).

Есть термины, которые аксиоматически вроде бы понимаются любым собеседником, а в реальности - не понимается большинством из них.

Прежде всего, в нашем случае, речь идет о когнитивной категории «коммуникация». Открываешь любой учебник, монографию и дается многозначное определение этого термина. Им модно щеголять интеллектуалам и медийным знатокам. Фактически оно превратилось в вещь из джентльменского набора уважающего себя гуманитария-идеолога-знатока человеческих душ.

А на самом деле, уже больше сорока лет лучше Ю.Лотмана никто не дал оптимального в своей простоте понимания природы коммуникации как перевода языка моего «Я» в язык твоего «Ты»[11].

Интерпретация смыслов, объяснение своей позиции и социальный диалог - вот три кита, на которых держатся все успешные коммуникативные практики.

Так мы говорим на русском языке?

Громадное количество интенциональных нарушений русского языка и норм, массовые игры со смыслом, виртуозные зрелища масс-культа с грамматической формой в прайм-тайм на главных телевизионных кнопках выкристаллизируют иллюзию того, что создан некий «текст культуры» как ценностный регулятор социального взаимодействия, практик и рисков, отвечающий потребностям российского общества.

А иллюзия такого рода может привести к тому, что уверовав о том, что роза пахнет лучше капусты, можно и доказать, что и суп из роз получится вкуснее.

На сегодняшний день языковое сообщество как сумма социальных общностей и групп в России бесструктурно и отсутствует осознанная институализованная иерархия в отношении владения языком.

Владение русским языком не связано жестко с социальной структурой общества, с наличием особо выделенной культурной элиты. Засорение русского языка и отсутствие языковой элиты, говорящей и думающей на русском языке, на роль которой к несчастию, виртуозно претендуют только ведущие ток-шоу и гастролирующие по стране бизнес-тренеры по продажам, приводит к тому, что говорить правильно перестало быть социально престижным.

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

Неустойчивое владение литературной нормы приводит к столкновению речевых навыков самых различных социальных слоев, что приводит к социальному отчуждению большого количества граждан государства. Радикализация сознания с помощью манипулирования русским языком как форма быстрой мобилизации некоего сплоченного отряда может спровоцировать серьезные столкновения на улицах городов.

А эффект «обманутого ожидания» в отношении корректного текста можно рассматривать и как предпосылку для применения внешнего раздражителя, в том числе, и для создания искусственных социо-коммуникативных предпосылок и условий социального напряжения в стране.

А.Вознесенский в поэме «Оза» зафиксировал глубокую идею о том, что «все прогрессы реакционны, если рушится человек».

Любой человек сопричастен к происходящему через социальные действия и взаимодействия. Именно с помощью языка он успешно преодолевает коммуникативные вызовы и риски.

Исходя из вышеизложенного, социо-коммуникативные предпосылки разбалансирования социальной ситуации в современной России присутствуют и имеют как естественные внутренние предпосылки, так и искусственные внешние раздражители.

Чтобы сбалансировать ценностно-нормативный механизм социальной регуляции общественных отношений, гарантирующий возможность противостояния манипулятивным технологиям и техникам, необходимо научиться эффективно управлять информационными ресурсами.

В системе публичного администрирования информационные ресурсы искусственно трансформируются в информационный продукт, обозначающий векторы развития страны и динамики социального целеполагания в нестабильных социальных системах.

Последнее отвечает за общественные ценности большинства. А именно, социальной справедливости и солидарности, солидаризации, чести, честности и патриотизма.

Уникальной самобытной характеристикой рынка информационной продукции в современной России рассматривается то, что ключевым заказчиком, исполнителем и потребителем выступает государственная власть в лице ее органов, организаций и учреждений, имеющая собственные ретрансляторы.

В рамках индивидуальных личностных информационных технологий наблюдается тенденция смещения от субъектов гражданского общества в сторону крупных корпоративных заказчиков (Газпром, РЖД, Роснефть), обладающих колоссальными финансовыми ресурсами. Такая односторонняя потребительская ориентация рынка резко сужает возможности его развития и, как следствие, деформирует информационное пространство.

Качественные социально полезные информационные ресурсы гарантируют общественную самобытность. Можно согласиться с мыслью А.Кончаловского о том, что «мы живем в постоянно становящемся мире. Мы следуем выработанным формулировкам, которые проверены нашим прежним опытом. Но формулы все время отстают от меняющегося мира...мир в своем развитии всегда впереди наших представлений о нем»[12].

На современном этапе социальная система в современной России находится в динамичной трансформации по схеме «ожидания»: распрощавшись с советским прошлым более 25-ти лет назад, она векторно не уверена в оптимальности реализуемого сценария развития. Постоянно в медийном пространстве всплывают фантомы - страшилки перестроечного СССР и ельцинской России.

Управление информационным полем всегда коррелируется с наличием тех или иных ценностей, норм, систем социального контроля и санкций социального поведения населения, социо-коммуникативных и информационно-коммуникационных средств передачи информации, социального понимания и принятия большинством граждан, понятным фундаментальным ценностно-нормативным механизмом восприятия передаваемой информации.

Множительное решение институциональных, функциональных и организационных задач социальной информационной политики является основным алгоритмом преодоления угроз разбалансирования ситуации в стране.

Необходимо остановится на том, что ключевое противоречие в процессе распространения информации заключается в наличии свободы информирования и необходимостью ее ограничения.

Необходимо помнить, что движению информационных потоков всегда препятствуют географические барьеры (полнота информационного сообщения уменьшается по мере удаления от центра создания информации), временные барьеры (новостность имеет короткий жизненный цикл), номенклатурные барьеры (властные структуры стремятся скрыть всю полноту информации от населения), барьеры социального неравенства.

Ключевым фактором регламентации информационных процессов выступает политико-юридическое регулирование, базирующееся на национальном информационном законодательстве. В Российской Федерации оно детально проработано и введено в действие. Вместе с тем, защита от информационных вбросов через социальные сети им не контролируется. «Закон Яровой» - не решает социо-коммуникативный аспект гипотетической попытки разбалансированности социальной ситуации.

В современном государстве в рамках политической системы протекают независимо друг от друга как направляемые управляемые, так и неуправляемые информационные процессы[13].

Их дифференциация весьма условна.

Целенаправленное манипулирование сознанием людей является основной характеристикой политического информирования граждан властными структурами. Причем, направление движения и эмоциональная окраска информационных потоков позволяют судить о степени открытости и закрытости социальной системы, определить тип господствующего политического режима и, главное, о ценностных ориентациях жителей страны, их устойчивости и предпочтительности. В информационно закрытой системе цель производства информации сводится к идеологическому воздействию и формированию необходимого общественного климата.

В информационно открытой политической системе поток информации нарастает с увеличением числа социальных запросов и естественного социального неравенства социальных общностей при сохранении ценностного принципа равноправия как базового. Через призму коммуникативного управления единство, уникальность системы информационных ресурсов выступает ключевым условием обеспечения системной целостности и когнитивной рациональности информационного пространства.

Управление системой информационных ресурсов понимается как системообразующий фактор государственной информационной политики, направленный на социо-коммуникативную интеграцию социального информационного пространства.

Коммуникативная инфраструктура в системе публичного администрирования занимает ключевую решающую позицию в структурно-организационном и технологическом обоснования целостности социального пространства и успешном преодолении угроз дестабилизации ситуации в стране.

Осознание когнитивной необходимости детальной проработки в кругах научной общественности заявленных проблемных полней, алгоритмов оценки качества имеющихся информационных ресурсов, обязательности социальной сбалансированности информационной политики формируют базовые основы безопасности современной России как целостного федеративного государства.

  • Прогнозы и рекомендации

1. В 2016 году возникли новые идеи по поводу будущего акции «Бессмертный полк», связанные с обсуждением выноса на акцию Натальей Поклонской чудотворной иконы Николая II. Как к этому относиться? Какое отношение к победе в Великой Отечественной войне имеет Николай II? Эта политтехнология обнаружила противоречивость национального единства, которое пока еще предстоит достигнуть.

В 2015 году акция «Бессмертный полк» вызвала колоссальный всплеск национального духа, подлинного единства народа. Это было неожиданным и одновременно великим действом.

Почему поднялся российский народ и действительно ли возникло возрождение «советской» идентичности в обновленной форме?

В акции, конечно, присутствует и религиозное и светское, фотопортреты, которые несут участники «Бессмертного полка», похожи на хоругви, на Крестный ход. Это ритуал общего (преданного забвению) коллективного действия, имеющего сакральное значение для русского народа. Это возрождение наших патриотических практик, своего рода возрождение России в новом политическом временном измерении.

Действительно ли возможно трансформировать содержание этого великого праздника (национального ритуала) и каковы пределы этой трансформации? Как влияет «расширение» идеи «Бессмертный полк» на гражданскую мотивацию участников, их политический «репертуар»?

Сама идея этой акции изначально не предполагала, что в одном строю пройдут (очень условно) потомки жертв и потомки убийц, потомки репрессированных и потомки тех, кто отдавал приказ на репрессии. Эта идея возникла в этом году, она не просто глубокая по сути, она отражает метафизику русской цивилизации, ее вечную противоречивость, трагизм истории. Готово ли российское общество к осмыслению этой идеи? Такое единение нации возможно только в рамках православного мировоззрения, которое не имеет пока активных форм проявления в современной российской политике.

Наше общество может и не заметить такой глубины происходящего в рамках акции «Бессмертный полк» и спокойно пройти в одном строю и в третий, и в четвертый раз. Хотя, при условии такого «расширительного толкования» идеи сложно прогнозировать развитие событий, когда, к примеру, одни вынесут портреты Ленина, Сталина, а другие Деникина, Колчака, Власова и пр. Любые политические силы могут использовать эту идею для столкновения людей в своих интересах. После выноса иконы Николая II многие аналитики, политологи пытались это обосновать.

А. Проханов обозначил идею о том, что в одном Бессмертном полку, как в одном окопе на войне, сливаются воедино те, кто были красными и белыми. Если бы не было трагизма истории в прошлом, то не было бы и Бессмертного полка сейчас.

Б. Межуев предположил, что в следующем году в одном полку нужно пронести фотографии всех жертв и Великой Отечественной, и Гражданской, и Первой Мировой, что на наш взгляд перечеркивает смысл исторического события - победу в Великой Отечественной войне.

Шёл старик по глухой стороне

И за ветер держался.

Где ты был? На гражданской войне

Перед Богом сражался.

А поведай на чьей стороне

Ты сражался - держался?

Я не помню, - ответил он мне,

Но геройски сражался...

Всегда есть определенные политические силы, которые заинтересованы в конфронтации в России, и они могут использовать искреннюю мотивацию людей, вышедших на акцию «Бессмертный полк», чтобы столкнуть эти две эпохи, два разных образа российской цивилизации, трагическое прошлое.

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

Возникает взаимосвязь различных болевых точек нашей истории, которую необходимо осмысливать сейчас, с позиции наших цивилизационных ценностей, не отрицая страдания и трагизма, но с целью объединения, а не разобщения.

Думается, что Бессмертный полк не сможет стать бессрочным актом коллективного действия, трансформация неизбежна. Должны появляться какие-то иные даты (например, присоединение Крыма), которые будут становиться народными праздниками и отражать наиболее близкие нам события. Каждый человек осмысливает сейчас ситуацию на Донбассе, на Украине, и понимает, что «русский мир», Россия шире, чем территория РФ[14]. События на Донбассе должны становиться нашей историей и привносить новые смыслы в русское национальное мировоззрение. Мы не можем мыслить рамками национальной идеи. Русский человек шире любой национальной идеи. Таким образом, расширение идеи акции «Бессмертный полк», с одной стороны отражает метафизику российской цивилизации, а с другой стороны перечеркивает главный смысл исторического события (участие власовцев - как части российской цивилизации) и грозит на прикладном уровне технологическому и инструментальному использованию идеи пока иллюзорного народного единства в политических целях. Механизмов, которые могут остановить хаотическое участие в акции «Бессмертный полк» условно и красных, и белых, «героев» и «предателей» - практически нет.

Прогноз - акция «Бессмертный полк» (при условии расширения идеи) в итоге абсолютно поменяет смысл исторического события или действительно пройдет последний раз в 2017 году в таком формате, возможно, будут установлены определенные идеологические пределы для участия в ней (хотя как это реализовать на практике).

Другой сценарий. Возможно, после реализации глобального политического проекта на Украине (и других территориях постсоветского пространства) возникнет необходимость в создании общих патриотических практик. Акция «Бессмертный полк» может явиться такого рода объединяющей силой, так как общая историческая память до сих пор жива. Подтверждением этому может быть проведение песенных флешмобов на Украине, в России, Белоруссии, Молдавии и др., при чем особое внимание уделяется именно советской песенной культуре. Таким образом, акция «Бессмертный полк» может постепенно стать своего рода «светской религией» для примирения (условно) «красных» и «белых», «русских» и «украинцев».

Однако необходимо иметь ввиду, что пока в социальных процессах активно участвуют люди, для которых 9 мая это день Победы в Великой Отечественной войне - иные смыслы привнести в эту дату не удастся.

2. Трансформация государственного патриотизма (с 2014 года) связана с русской темой («русская весна», «русский Крым», «русское молчание», «русское пространство» и др). Русская тема не должна остаться на уровне риторики. Русская национально-патриотическая идентичность, ее социокультурная и политическая легитимация как государственного патриотизма отличается особым цивилизационным статусом (наднациональной государственностью, межконфессиональной диалогичностью и суперэтничностью), исключающим политизацию этничности. Интеграционный потенциал государственного патриотизма в наиболее полной мере реализуется на путях органичного встраивания в общий социокультурный контекст самобытных культур и их ценностных ориентаций.

Обозначение государствообразующего статуса русского народа может явиться интегративным символом для всех наций и народов, проживающих на территории РФ, на основе русской культуры, русского языка и служения великой России. Такое решение может быть принято властью на том простом основании, что русских более 80 процентов в государстве или народным референдумом, что тоже потребует определенной властной инициативы.

Необходимо вернуть понятиям «русский» и «российский» синонимичность, отказаться от термина «россияне», ввести наиболее привычное «граждане России» (или же использовать и то и другое понятие), вернуть графу «национальность» в паспорт -таким образом будет решена проблема соотношения «русского» и «российского» и будет преодолено противоречие между гражданской и этнокультурной трактовками российской идентичности.

Государственная легализация и легитимация русской темы позволит избежать дальнейшей радикализации и маргинализации русской темы в политике. Требуется реальное решение проблем русских в Прибалтике, на Украине, в Казахстане и др., что создаст долгожданное интегративное пространство не только в России, но и на территории постсоветского пространства с народами ближнего зарубежья, с которыми нас объединяет не просто общее историческое прошлое, но и ментальная память.

«Восприятие родины в современный период развития российской государственности, несомненно, шире государственных границ РФ, так как связано с решением русского вопроса на территории всего постсоветского пространства (Прибалтика, Казахстан, Украина и пр.). «Русский мир» - это новый геополитический статус России, это возможность реализации глобального политического проекта, связанного с воссоединением разделенного русского народа. «Русский мир» как наднациональное мировоззрение должно выступить новой государственной идеологией, аксиологическим содержанием государственного патриотизма современной России.

3. Коллективным субъектом культуры и политики исторически всегда выступал народ-русский, советский, российский. Подобному типу идентичности сопутствовала гражданская идентичность - подданные Российской империи, граждане Советского Союза и сейчас неприжившееся понятие «россияне». Необходимо подняться на уровень цивилизационной идентичности - идею Русского мира, Русской (Российской) цивилизации положить в основу государственной идеологии. Устранить противоречие между российской и русской идентичностью, согласовать понятийный аппарат, используемый в Стратегии национальной политики РФ, ФЦП Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России, Стратегии национальной безопасности РФ и других документах. Обозначить государствообразующую роль русского народа (без ущемления прав других народов). Закон о нации не нужен (как и закон о патриотизме), он не сформирует нацию, она уже или есть или ее нет. Необходима соответствующая культурная, образовательная, социальная и экономическая политика для возрождения русского (в целом российского) национального самосознания.

Поиск наиболее значимых символов и памятных дат, применяемый в процессах конструирования российской идентичности не всегда совпадает с социокультурными ожиданиями народа (4 ноября, 12 декабря). Необходимо обращаться к героям нашего времени и событиям, которые происходят близко и рядом (Крым, Донбасс). Аллея Ангелов в Донецке - кто знает о ее существовании? Почему никто не озабочен тем, как грамотно выстраивать подачу информации по поводу происходящего на Украине без противопоставления украинцев и русских - по сути - одного народа? Ведь эти события уже формируют память нескольких поколений и работают на разрушение нашей цивилизации. На Украине воспитывают детей в антирусском духе, переписывают историю, героизируют предателей. Фиксация событий, происходящих на Донбассе, в культурной и исторической памяти народа закрепляет эту конфликтность на несколько поколений вперёд. Требуются неординарные решения для преодоления этого ценностного и цивилизационного противостояния. Украина никогда уже не будет прежней, воссоединение русского народа неизбежно - какой будет цена - зависит от воли российской национальной элиты.

Управляемая гражданская война превратилась в межцивилизационное противостояние, которое требует адекватного освещения событий в СМИ, не с целью устрашения и закрепления конфликтности (русских и украинцев) в исторической памяти, а с целью скорейшего преодоления этого противостояния и заключения мира.

Информационная война, сопутствующая военной реальности, отличается от информационной войны, предшествующей ей. Сложно представить, чтобы в эпоху Великой Отечественной войны граждане Советского Союза сверяли бы информацию, полученную из сводок Левитана с информацией из Ставки Вермахта, в поисках объективности, а потом обменивались ею и обсуждали в формате социальных сетей.

СМИ (во всяком случае, государственные) должны быть включены в процессы обеспечения национальной безопасности России с целью повышения качества российской пропаганды.

4. Представляется своевременным отказ от излишнего акцента на конструировании регионального патриотизма, региональной идентичности, образа «малой родины», так как без консолидирующей идеологии государственного патриотизма (нет такого понятия в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы») возрастает потенциал распространения сепаратистских тенденций. Интересы России сейчас в условиях информационной и экономической войны шире ее государственных границ, это необходимо учесть, обозначая геополитический ресурс государственного патриотизма, его взаимосвязь с концепцией «русский мир». Необходимо констатировать факт формирования на региональном уровне различного ценностного содержания патриотизма, что не способствует долгожданному единству российского народа.

Особую значимость имеет социокультурная специфика патриотизма, поэтому требуется ввести в оборот следующие базовые понятия: «государствообразующая роль русского народа», «русская православная цивилизация», «русский язык», «русская культура» и пр. без отрицания необходимой государственной поддержки этнокультурного развития малочисленных народов и защиты прав национальных меньшинств. Иначе, размывание национальной идеи, ее абстрактность проявит себя в деструктивных политических формах.

Необходимо создать условия для идеологического диалога - коммунисты, евразийцы, националисты, либералы (условное разделение) - с целью донесения российскому политическому сообществу идеи о приоритетности национальных интересов государства над политическими амбициями, выстраивания компромиссной позиции по актуальным политическим событиям и снижения уровня политической конфликтности.

5. Духовно-нравственное возрождение русского народа, возращение ему субъектности представляется главной задачей в ближайшее время.

Необходимо опередить политическое противостояние, которое зреет и в России, и за ее пределами - в этом роль национальной элиты. Роль национальной элиты в 2017 году заключается в своевременном осуществлении консервативной революции[15] (кадровой политике, возрождении русской культуры, науки и образования, политической организации «социального неравенства» в лучших российских традициях). Однако, всё это может произойти только при условии духовно-нравственного возрождения народа, обозначения национальной идеи России и формировании государственной идеологии.

И хотя на дворе 2017 год, как никогда актуальны строчки великого русского гения:

«...Гроза двенадцатого года

Настала - кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский Бог?».

***

Беспалова Татьяна Викторовна, доктор философских наук, кандидат политических наук, доцент.

Ведущий научный сотрудник Отдела наследования культуры Российского научно-исследовательского Института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачёва.

Член Российского философского общества и Российской Ассоциации политической науки.

Тема докторской диссертации «Патриотизм как форма социокультурной идентификации в конфликтных условиях российского переходного общества» (социальная философия).

Является автором более 90 научных публикаций и 6 монографий по политической философии, русской национальной идентичности, философии русского патриотизма, его социокультурной и политической легитимации.

Эксперт в области русской философии, философии политики, русской культурологии, политического и государственного патриотизма.

Заяц Павел Всеволодович, кандидат исторических наук, доцент.

Доцент Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону).

Автор более 150-ти публикаций в области методологии гуманитарного исследования, публичного администрирования, партологии и коммуникативного управления.

Руководитель магистерской программы «Социально-политические коммуникации и региональное управление» в Южном федеральном университете.



[1] На конкурс предлагается междисциплинарный проект на стыке социальной философии, публичного администрирования и коммуникативного управления. Авторы, используя методы и техники когнитивного анализа этих трех самобытных исследовательских направлений, допускают инвариантность оценки и дискуссионность изложенного материала. Так же это сочинение не рассматривается как статичная конструкция и, следовательно, для усиления ее актуальности и проблемности оно написано с применением технологии тезисного плана. Авторы стремились заложить основы для продолжения заявленной дискуссии и выведения ее на иной уровень исследовательских оценок по столь злободневному вопросу, базирующихся на принципах объективности и историзма.

[2] Архив русской революции. Т. 1-2. М., 1991. С. 7.

[3] Достоевский Ф. Бесы. М., 1990. С. 578.

[4] Понятие «русский» используется в духовном значении по всему тексту.

[5] Ильин И.А.Родина и мы. Смоленск. 1995. С. 478.

[6] Ильин И.А. Родина и мы. Смоленск. 1995.С.443.

[7] Там же. С. 442.

[8] Ивер-Жалю Э. Дом, очаг и крестьянская община // Курьер ЮНЕСКО. 1989. Сентябрь. С.15.

[9] Самарин Ю.Ф. Статьи. Воспоминания. Письма. М., 1997. С. 62.

[10] Например, Волков Ю.Г. Креативное общество как цель российской модернизации // Социологические исследования. 2011. №11. С. 25-32. Он же Креативность: творчество против имитации. М., 2013.

[11] Лотман Ю.М. Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума. М., 1977. С. 12-27.

[12] Кончаловский А.С. Коллекция: Низкие истины, Возвышающий обман. М., 2015. С. 228.

[13] Ильин М.В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. М., 1997. С. 167-169, 332-333.

[14] 18 февраля 2017 года был подписан Указ Президента об официальном признании документов провозглашённых Донецкой и Луганской народных республик до урегулирования политической ситуации.

[15] Понятие «революция» используется в консервативном смысле («возврат к прежнему состоянию») как возрождение традиционных российских ценностей и смыслов, их сохранение и трансляция в культуре, науке, образовании. России необходимо вернуть свою цивилизационную мощь и величие.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Беспалова
Патриотизм как образовательная и политическая задача
В условиях современных внутренних и внешних угроз Российской цивилизации
19.09.2023
Модуль «Основы российской государственности»
Проблемы включения в образовательный процесс
16.09.2023
«Русское как советское и советское как русское»
В процессах возрождения Союзного государства в новом идеологическом измерении
02.05.2023
Все статьи Татьяна Беспалова
Бывший СССР
День памяти епископа Исидора (Колоколова)
Сегодня мы также вспоминаем путешественника М.Д. Тебенькова и казнь убийц Александра II
16.04.2024
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
К 130-летию со дня рождения Н.С.Хрущева
15.04.2024
День памяти священника Феодора Синькевича
Сегодня мы также вспоминаем А.А.Нартова, Н.Н.Миклухо-Маклая, Д.С.Сипягина, Е.В.Барсова, А.Н.Меллер-Закомельского, Н.Ф.Ватутина, Д.М.Шарова, А.Н.Сабурова и С.Н.Анохина
15.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»
Реальна ли угроза новой революции в России?
Развернутая рецензия с обзором книги «Революция в России: реальна ли угроза? 1917-2017: Сб. материалов / сост. А.Д. Степанов. - М.: ИД «Достоинство», 2018, 624 с. илл»
16.09.2018
Все статьи темы
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
15.04.2024 23:18
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от prot
15.04.2024 20:09
Как всё начиналось
Новый комментарий от Русский Иван
15.04.2024 19:17
Александр Сосновский не прав
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.04.2024 18:15