Есть у революции начало, нет у революции конца...

Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»

 

 

Светлой памяти моих родителей, рука об руку достойно прошедших многотрудный жизненный путь длиной в 50 лет, посвящается

 

Общество не приведут в лучшее состояние ни беспорядки, ни пылкие головы... Общество образуется само собою, общество слагается из единиц. Надобно, чтобы каждая единица исполняла должность свою. Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства. Покуда он хоть сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданина, до тех пор не придет в порядок и земное гражданство. Н.В. Гоголь

 

Вместо предисловия. К организаторам конкурса

 

Революция не может быть завершена, пока из сердец людей не будет искоренен последний признак веры в Бога и пока все до единого не научатся жить в этой пустоте.

Иером. Серафим (Роуз)

 

Буду предельно откровенным. На мой взгляд, некорректно было ставить вопрос о возможности некоей новой революции в России в то самое время, когда эта самая революция с нечеловеческой силой уже давно полыхает на нашей триединой Святой Руси. Что, разве не является революцией та грязная, пожирающая наши тела и души война в Новороссии, которую затеяли и ведут против Русского мира, увы, нашими же русскими руками антирусские силы в полном соответствии с их извечными революционными традициями и принципами? И как расценивать ситуацию, когда на Святой Руси - на Украине - захватываются, отбираются, оскверняются православные храмы? Когда там один русский человек[1] запросто может оскорбить, унизить, избить, арестовать, изнасиловать, убить другого русского человека только за то, что тот называет себя русским? Это ли не антирусская, антироссийская, антиправославная революция? И разве не является нынешняя Украина зияющей, кровоточащей, незаживающей раной на теле и в душе России? Эта наша боль - колоссальнейший успех антирусских сил со времен разрушения СССР, за который они, ликуя, поднимают тосты и в Лондоне, и в Вашингтоне, и в Брюсселе, и в Москве, и в Киеве...

К сожалению, ситуация вблизи российских границ не только не улучшается, но продолжает угрожающе осложняться. При этом речь идет не только о тщательно выстраиваемом Западом санитарном кордоне, о множащихся и укрепляющихся вокруг России натовских базах, о выставленных нам экономических и политических санкциях. Нет никаких сомнений в том, что обкатанный, успешно опробованный Лондоном-Вашингтоном-Брюсселем украинский сценарий сегодня примеряется уже и к Белой Руси.

Живя в белорусской части Святой Руси вот уже более полутора десятилетий, я вижу, как активизировались здесь в последние годы пропольские, прозападные, а значит, антироссийские силы, насколько укрепили они свое влияние во властных коридорах. А Россия в это время целиком и полностью поглощена, восхищена, очарована своими успехами где-то там далеко-далеко - в Сирии, в неведомом большинству из нас Алеппо. Поэтому я вынужден бессильно наблюдать за тем, как исподволь, незаметно, но весьма профессионально культивируется, взращивается местный антирусский национализм. В итоге сегодня уже даже при всем желании нельзя не заметить того, как искусно возбуждается и, увы, уже пробуждается русофобия в белорусском обществе[2].

Все эти киссинджеры-бжезинские прекрасно понимают, что Россию можно распять, только расчленив на составные части нашу триединую Святую Русь, выбив из ее фундамента одну за другой ее главные опоры - сперва украинскую, затем белорусскую. Поэтому, думается, в Лондоне-Вашингтоне-Брюсселе уже вовсю предвкушают, как им удастся-таки вонзить под самое сердце нашей матушке-России наряду с украинским еще и белорусский нож. К сожалению, нынешние российские властители, явно заигравшиеся в патриотизм на дальней внешнеполитической дуге и потому уже получившие в лице Украины серьезнейшую хроническую проблему прямо на своих границах, этого не понимают (или не хотят понимать?). Вместо того чтобы в экстренную минуту острейшего экономического кризиса поддержать белорусов и их Батьку-Лукашенко, который начал строить союз с Россией задолго до появления на политическом небосклоне Путина-Медведева, российские власти как будто специально не замечают и своими неуклюжими действиями даже подталкивают намечающийся разворот Белой Руси на Запад. В свете всех этих событий организаторам конкурса следовало бы ставить вопрос не о том, как предотвратить, а о том, как остановить на Святой Руси эту жуткую, ползучую, нескончаемую либеральную революцию...

Исходя из этого всякий раз, когда во всеуслышание заводят речь о новой революции в России (с явным намеком на 1917 г.), я невольно усматриваю в этом как минимум меркантильный подтекст. Ведь православному человеку хорошо известно имя первого, самого главного (ибо возжелавшего свободы от Бога и потому восставшего против него) бунтаря-революционера. Вполне понятно нам и то, что именно по его наущению организовали и провернули антироссийскую, антирусскую либеральную революцию 1991-1993 гг. верно служащие этому бунтарю силы. Недаром говорят, что плодами любых революций пользуются именно они - подлецы и мерзавцы.

К сожалению, русский человек медленно, крайне медленно просыпается от того дурмана, которым нынче слуги главного бунтаря окуривают наши головы. Их сладкоголосые речи про «свободу», «демократию», «права человека», «либеральную рыночную экономику» уже более четверти века продолжают будоражить не только наш слух, но разум и даже многие души. И все это время на нашей триединой Святой Руси почти непрестанно льется кровь, сокращается ее исконное население, текут за границу и бездарно проедаются данные нам свыше природные богатства, методично разрушают еще совсем недавно лучшую в мире науку, образование, промышленность гайдаро-чубайсовы выкормыши, распродают остатки национальной государственности чиновники-коррупционеры, допивают из тружеников последнюю кровь вконец обнаглевшие в условиях рыночной свободы вампиры-ростовщики, стонут под ненавистным олигархическим ярмом простые люди. По оценкам российского журнала «Эксперт», сделанным в 2011 году (то есть еще до известных украинских событий), в междоусобицах и войнах на территории бывшего СССР погибли до 300 тысяч человек, 5 миллионов стали беженцами, 25 миллионов русских оказались за пределами России[3]. И нет конца-края этой либеральной антирусской революции, каждый день слышим мы о ее все новых и новых жертвах...

Вполне понятно, что главные бенефициары нашего великого либерального олигархического переворота, желая любой ценой сохранить сложившийся нынешний антинародный экономический базис, смертельно боятся перемен. Поэтому, с одной стороны, эти верные слуги главного революционера через своих пособников (вольных и невольных, корыстных и бескорыстных) всячески стращают, запугивают нас ужасами бессмысленного и беспощадного русского бунта, революционным захватом власти местными наймитами Госдепа, окончательным разрушением русской государственности и т.п. Думается, обо всем этом будет немало сказано в других представленных на конкурс сочинениях (быть может, ради этого и затеянный?).

С другой стороны, действительно, те же самые извечные выгодоизвлекатели из бунтов-потрясений-катастроф сами (против себя же!) готовят в России очередной бунт. Они понимают, что очищающийся от их идеологического дурмана русский человек рано или поздно захочет-таки избавиться от своих телесных, интеллектуальных, идейных паразитов. Вот здесь-то ими и будет вновь нажата красная кнопка очередной революционной встряски-перезагрузки, которая позволит через публичное, демонстративное отсечение одной головы олигархическо-ростовщического дракона возвести на трон вторую (третью, четвертую, пятую...) его голову, дабы перехватить, удержать ускользающую власть. По их замыслу данный цикл должен повторяться до тех пор, пока наша православная Святая Русь не оскудеет вконец телесно, интеллектуально, духовно, не изнеможет в этой изматывающей битве окончательно и не исчезнет с лица Земли на веки вечные.

И дело здесь вовсе не в деньгах, не в наших природных ресурсах, а в органическом, животном неприятии России и вообще всего русского, православного, человеческого. Хорошо зная об этом, Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя» писал, что слуги главного бунтаря ненавидят Россию «так сказать натурально, физически: за климат, за поля, за леса, за порядки, за освобождение мужика, за русскую историю, одним словом за все, за все ненавидят». Однако больше всего они ненавидят русского человека за его врожденное чувство справедливости и, прежде всего, за его мессианскую способность к самопожертвованию ради этой самой правды-справедливости[4]. Потому что именно эта неведомая, непостижимая, недоступная для прочих народов способность к самоотречению во имя добра нигде и никогда не позволяет чувствовать себя вольготно злу. Иными словами, живущее в душе и сердце русского человека Святое Православие есть самая главная непреодолимая преграда для воцарения на Земле всеобщего царства вечной тьмы.

Поэтому, да простят меня организаторы конкурса и читатели, но я не стану лить воду на сатанинскую мельницу тех, кто лукаво пугает нас очередной революцией и в то же время сам же ее и готовит. Пользуясь трибуной «Русской народной линии», хочется поразмышлять не о революции как народном восстании против власти, а о несравненно более серьезной беде - о революции русского народа, восстании русского человека против нашей человеческой сущности, о его либеральном бунте против самого Господа-Бога.

 

Движущие силы либеральной революции: о низших и высших смыслах

 

К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Послание к Галатам 5, 13

 

Вряд ли я открою большую тайну, утверждая, что всякая более или менее осознанная деятельность человека имеет вполне определенные, конкретные цели и задачи. Так, плотник трудится ради возведения жилища, столяр изготавливает мебель, деятельность портного нацелена на пошив платья, хлебороб имеет намерение вырастить хлеб, ученый - решить научную проблему, а воин - победить в бою противника.

Несмотря на то, что многие люди зачастую стремятся достичь одних и тех же конкретных целей, их деятельность при этом может иметь принципиально отличные мотивы и смыслы. Например, солдат-наемник разит противника из-за денег, открывающих ему путь к более обеспеченной жизни. Агрессор-оккупант жаждет расширить свое жизненное пространство и заполучить чужие ресурсы. Воин же защитник Отечества бескорыстно рискует жизнью в бою ради выживания своего народа и независимости Родины. Один ученый решает сложную научную проблему в стремлении подзаработать на покупку, положим, престижного авто. А его коллега бескорыстно трудится над решением той же самой задачи во имя предотвращения глобальной экологической или какой-либо другой катастрофы. Все точь-в-точь как в известной притче о двух строителях, несущих носилки с грузом. Когда их спросили о том, что они делают, первый сердито буркнул: «Тяжеленные камни таскаем!», а второй гордо ответствовал: «Божий храм возводим!».

Анализируя весь спектр возможных смыслов деятельности человека, можно прийти к выводу, что все они, в конечном счете, в той или степени сводятся к великой альтернативе между развитием и потреблением. Здесь, возможно, некоторые мне возразят и скажут, что одно другого не исключает. Разумеется, ни одно живое существо не может обойтись без пищи, воды, тепла, крова. Проблема в том, что сегодня, потребление само по себе для многих, слишком многих людей превратилось в смысл всей жизни, стало основным и почти единственным мотивом их деятельности. В пресловутом обществе потребления этот смысл-мотив сводится, в основном, к неуемной, бесконечной, неудержимой погоне за материальными и нематериальными благами, к стремлению человека удовлетворять здесь и сейчас все свои более и более изощренные запросы, к всепоглощающей, ненасытной жажде уюта, комфорта, роскоши. При этом обеспечивающие их деньги становятся критерием успеха, мерилом состоятельности, главной целью жизнедеятельности человека, нередко заменяя ему все и вся, включая Бога. В конечном счете, в обществе чистогана и потребления и сам человек превращается в обычный рыночный товар, который стоит ровно столько, сколько у него есть денег...

Некоторые ученые склонны объяснять потребительский взгляд на жизнь генетической склонностью человека (как и животного) к гедонизму - врожденной жажде плотских удовольствий-наслаждений. Однако глубинный смысл всей этой нашей нескончаемой погони за благами кроется в стремлении к демонстративному превосходству, доминированию, господству над другими людьми, одним словом, к удовлетворению собственной гордыни. А как иначе объяснить, например, доставку обеда в офис самолетом прямо из Парижа или приобретение олигархом десятой-сотой-двухсотой по счету яхты? Данный феномен прекрасно характеризуется известным анекдотом про двух «новых русских», один из которых хвастался своим новым галстуком за пять тысяч долларов. А другой «новый русский» сразил его наповал, поведав, что ему посчастливилось приобрести точно такой же галстук за десять тысяч долларов...

Увы, наш нынешний потребительский взгляд на жизнь не анекдотичен, он ведет цивилизацию в бездну. Дело в том, что возможности природы удовлетворять наши безграничные запросы объективно ограничены. Более того, на фоне роста наших неуемных запросов количество и качество доступных природных ресурсов по мере их расходования снижается. Неизбежно возникающий при этом и быстро растущий дефицит ресурсов, с одной стороны, порождает острейший конфликт человека с природой, усугубляя глобальные (энергетическую, сырьевую, экологическую, продовольственную, демографическую и т.д.) проблемы цивилизации. С другой стороны, растущая нехватка средств существования толкает отдельных людей, фирмы, народы, целые страны, а теперь уже и их блоки (ЕС, G7, НАТО) на бескомпромиссную рыночную конкуренцию за ограниченные ресурсы, то и дело перерастающую в свою высшую форму - вооруженное противостояние.

Сегодня уже многим стало очевидно, что этот путь уверенно ведет людей к их глобальному конфликту друг с другом, с природой и, в конечном счете, к гибели. Именно в потребительском мировоззрении человека, понуждающем его к «чудотворной» рыночной конкуренции как нескончаемой битве всех со всеми за дефицитные ресурсы, кроется первопричина глобальной проблемы войны и мира, миграционной катастрофы, постепенной утраты людьми их чисто человеческих качеств - способности любить, дружить, сострадать, помогать друг другу. Это ли не революция человека против назначенной ему свыше человеческой сущности?

Что касается развития человека как альтернативы потребительскому смыслу его жизни, здесь надо отметить следующее. Под развитием, прогрессом человечества, на наш взгляд, следует понимать приобретение и углубление людьми таких качеств и свойств, которые повышают вероятность выживания человека, народа, цивилизации в целом. Согласно проведенным в Белорусском государственном университете научным исследованиям[5], развитие, прогресс человека и человечества - это целенаправленный процесс выращивания им разума с конечной целью познания Божьего замысла и выполнения предназначения, определенного человеку и человечеству Богом (рисунок 1)[6]. Думается, что познание Божьего замысла и выполнение этого, пока неведомого нам предназначения - это и есть высший смысл существования человечества.

При этом разум R, по нашему убеждению, представляет собой не только оперирующий накопленными знаниями K интеллект I как совокупность мыслительных, познавательных, творческих свойств человека, но и присущую ему нравственность M, обеспечивающую людям возможность интегрироваться, объединять личные усилия и частные ресурсы во имя достижения общей цели. Например, люди, только объединившись в рамках рода, общины, племени, государства, не просто обезопасили себя от диких животных, капризов природы и агрессивных соседей, но прочно заняли господствующее (вплоть до ответственности за судьбу всей планеты) положение среди прочих живых существ.

 

 

Несложно понять, что фундаментом единения-интеграции-коллективизма являются человеческие качества с нравственной, божественной основой - сострадание, доброта, доверие, совесть, честь, дружба, любовь, справедливость, взаимопомощь, ответственность, самопожертвование, неподкупность, принципиальность, доблесть, героизм, патриотизм и др. С этой точки зрения, нравственность как коллективизм, способность интегрироваться, объединяться и сообща решать общие задачи является фундаментальным экономическим ресурсом, ключевой предпосылкой для решения перечисленных выше глобальных проблем цивилизации. «Как невозможно построить счастье человека без нравственного начала, - наущал нас Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в своем выступлении в эфире украинского телеканала «Интер» 24 июля 2009 г., - так нельзя построить и эффективную экономику без нравственного измерения... Нравственность - это синоним выживания. Мы должны это ясно понять: без нравственности человеческое общество существовать не может». Ведь не случайно же на определенном этапе развития человечества «вдруг» возникла нравственность как совокупность перечисленных и других аналогичных качеств!

Как известно, общий закон нравственности читается следующим образом: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними!»[7]. Несложно понять, что в фундаменте нравственных поступков лежит один и тот же такой нерациональный, на первый взгляд, столь непрактичный, немеркантильный (нерыночный), однако поистине христианский, божественный принцип добровольного, осознанного жертвования благами, трудом, интересами, временем и даже жизнью одних людей в пользу других. Таинство поста, воздержания, самоограничения, жертвования всем во имя веры, других людей и Отечества принципиально непостижимо для безнравственного, бездуховного интеллекта расчетливого «экономического человека» - рыночного индивидуума, озабоченного исключительно максимизацией частной прибыли, индивидуальной полезности, личного потребления. Неслучайно нынешним экономическим «мейнстримом» с его критерием эффективности всякой деятельности - максимизацией индивидуальной прибыли-потребления - нравственность как экономическая категория принципиально не исследуется.

Однако все в природе имеет смысл. Возникновение нравственности во взаимоотношениях людей также неслучайно. Многочисленные акты взаимного жертвования - это те невидимые узы и скрепы, которые позволяют чужим, казалось бы, людям стать единым коллективом, сплоченной командой, непобедимой дружиной. Благодаря способности жертвовать всем ради потомков, Отечества и веры наши исполины-предки создали, сберегли, передали нам нашу Святую Русь. При этом страшно даже и подумать о том, что стало бы с нами, когда б наши великие деды-прадеды, положим, в годы Великой Отечественной войны были озабочены лишь максимизацией своей прибыли-полезности, как это делают многие из нас нынче...

Итак, получается, что нравственность - это умение людей жить в коллективе, их способность подчинять свои запросы и волю общему делу, жертвовать личными интересами и частными благами во имя достижения общей цели. По большому счету, нравственность - это коллективизм, а значит, как это было отмечено выше, не просто важнейший экономический ресурс, но ключевое условие выживания цивилизации. К слову, даже у животных - пчел, муравьев, слонов, львов, волков, обезьян и многих-многих других - также наблюдаются так называемые общественные инстинкты, многократно повышающие вероятность выживания как отдельных особей, так и популяции в целом[8]. То есть на уровне инстинкта у животных самой природой предопределена «экономическая целесообразность» не конкурентных, а именно интеграционных принципов взаимодействия.

Важно понимать, что стремление к удовлетворению потребностей (потребление) - это базовое, фундаментальное, а потому низшее качество, присущее как людям, так и всем без исключения животным. Например, человек, едва-едва родившись и потому находясь на низком уровне интеллектуального развития, вполне сопоставимом с развитием животного, поначалу руководствуется фундаментальным принципом «Я хочу!». Младенцу этот гедонистический, эгоистичный, сугубо индивидуалистский смысл существования обеспечивает удовлетворение его насущных потребностей в еде, питье, тепле, заботе. На данном этапе смысл жизни человека, почти как у животного, целиком сводится к прагматичному потреблению ради элементарного выживания. И с этой точки зрения потребление является именно низшим (базовым, фундаментальным, находящимся на уровне инстинкта) смыслом существования человека. Не случайно У. Шекспир в своем «Гамлете» вопрошал: «Что значит человек, когда его заветные мечты - еда да сон? Животное - и все!».

Позже, по мере подрастания, взросления, становления человека как личности родители, учителя, коллеги, пастыри внушают ему, что наряду с фундаментальным, рациональным, прагматичным «Я хочу!» есть и другой базовый жизненный принцип «Я должен!» (помогать маме, заботиться о младших, учиться, служить в армии, работать, платить налоги, растить и воспитывать детей, любить и защищать Родину). Благодаря светскому и религиозному воспитанию, человек постигает, что наряду с меркантильными ценностями и смыслами, сводящимися к удовлетворению потребностей, реализации личных прав и свобод индивидуума и т.п., у него есть еще и «нерациональные» (высшие) смыслы, ценности, обязанности перед Богом, другими людьми, обществом в целом, страной, государством, природой, человечеством.

Высшие ценности и смыслы, в конечном счете, сводятся к «непрагматичному» нравственному, принципиально недоступному для животных жертвованию благами, трудом, временем, а иногда и жизнью ради развития и процветания своего народа и Отечества[9]. Таким образом, наряду с низшими, сводящимися к банальному потреблению ценностями в жизни человека, к счастью, есть и высшие смыслы-идеалы, заключающиеся в беззаветном служении Богу, людям, государству, Родине. Если человек, общество, государство постепенно отказывается от этих высших смыслов в пользу примитивного стяжания-потребления, то это и есть самая страшная революция - бунт человека против своей человеческой сущности, восстание человечества против самого Бога.

Здесь хочется вспомнить одного из наиболее почитаемых священнослужителей Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927-1995), который писал: «Человек есть олицетворенный долг... Русское общество, всегда стремившееся настроить свое бытие с требованиями христианского мировоззрения, от века строилось на воспитании в человеке, прежде всего, твердого осознания своих религиозных, гражданских и семейных обязанностей. Горький опыт междоусобных распрей крепко-накрепко выучил наших предков: акцент на «права» неизбежно порождает упреки в их несоблюдении, взаимные претензии, обиды и склоки. Благородная, на первый взгляд, идея абсолютизации «прав» питает гордыню, высокомерие и тщеславие, ведет к обособлению, разделению, противопоставлению интересов и, в конечном счете, к сословной и классовой вражде, к войне «всех против всех», по живому рассекающей народное тело»[10]. Если человек, народ, страна, государство руководствуются, преимущественно, низшими, корыстными ценностям и смыслами, то они находятся в смертельной опасности. Только ориентация на высшие идеалы служения Богу, своему народу и Отечеству, подчинение частных интересов и личной воли общему делу приращения знаний, интеллекта и нравственности (развития) дает человечеству шанс на выживание в условиях нынешнего беспрецедентного обострения глобальных проблем цивилизации.

При этом хочется пояснить, что упоминавшийся выше Божий замысел (см. рис. 1) в силу скудости наших знаний об окружающем мире, недостаточной развитости человеческого интеллекта и нравственности, увы, пока нам непонятен. Это примерно то же самое, как не способны постичь премудрость несложной, в общем-то, таблицы умножения наши домашние питомцы - кошки, собаки и др., не вызревшие для этого интеллектуально. Однако даже если вдруг Божий замысел принципиально непознаваем человеком, то все равно думается, что именно развитие как целенаправленный процесс выращивания нами разума - знаний, интеллекта, нравственности - с целью познания этого самого замысла и реализации предначертанного нам Господом предназначения - это и есть высший смысл существования человечества на всяком этапе его эволюции. Иными словами, развитие как смысл жизни - это целенаправленное, осознанное движение-приближение человека и человечества в целом к Богу. И, следовательно, максимизация вклада в приращение этого самого разума (а не прибыли и потребления!) - есть смысл жизни каждого поколения людей, каждого конкретного человека в отдельности.

Если же человек отрекается от высших смыслов и ценностей в пользу примитивного потребления, погони за удовольствиями, роскошью, деньгами, то он неизбежно удаляется от Бога, расчеловечивается и в итоге становится добычей главного бунтаря-революционера. Таким образом, делая свой главный выбор между высшими и низшими смыслами - между жертвованием-служением Богу, своему народу и Отчеству и стяжанием ради прибыли-потребления, каждый из нас выбирает между Богом и дьяволом, между развитием и деградацией, между светом и тьмою, а значит, между жизнью и смертью.

 

«Идеология западнизма» как научно-теоретический фундамент антирусской либеральной революции

 

С нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле... Откровение 17, 2

 

Итак, у каждого из нас есть фундаментальные потребности и интересы - обеспечить себе, своей семье, близким людям, согражданам безопасность, достаток, душевное спокойствие, возможности для саморазвития и т.д. Исходя из сформированных ценностей-идеалов-смыслов, человек (и общество в целом) ставит перед собой те или иные конкретные цели, стремится их достичь тем или иным способом. Например, потребность в достатке побуждает одних честно трудиться в поле, у станка или у школьной доски, а других - брать взятки, спекулировать, заниматься воровством, наркоторговлей, ростовщичеством и т.п.

Выбор человеком и обществом конкретных целей и путей-методов их достижения всецело зависит от сформированного у него мировоззрения как совокупности ценностных, идейных, смысловых установок и ориентиров. В результате в зависимости от доминирующего в обществе мировоззрения одно государство (например, нынешняя Беларусь) выращивает картофель и хлеб, производит молоко и сыры, продуцирует тракторы и автобусы, чтит память погибших в Хатыни, растит и воспитывает детей, не доставляя ни малейших хлопот соседям. Другое же государство (Украина) под знаменем западных либеральных ценностей сознательно довело свой народ до Одесской Хатыни (02.05.2014) и братоубийственной войны. И, разумеется, все это революционно-майданное действо было бы невозможным без идейной, финансовой, политической поддержки тех, кто в угоду главному революционеру уже дважды устраивал сущий ад на Земле, применив ядерное оружие в Хиросиме и Нагасаки. Тех, кто уже организовал по всему миру целую серию разрушительных «цветных революций». И все потому, что, как откровенно признался крупный американский политик Г. Киссинджер, именно «на Америку возложена ответственность всячески поощрять революции дипломатическими средствами, в крайнем случае - с помощью военной силы»[11].

В сочинении, представленном автором на предыдущий (2011 г.) аналогичный конкурс «Русской народной линии», изложены результаты другого проведенного в Белорусском государственном университете научного исследования по поводу того, как и кем формируется мировоззрение человека и общества в целом[12]. В той моей статье я детально показал, как антинародные прозападные кланы, взяв под контроль СМИ, науку, государственную идеологию, образование, культуру и отчасти религию, целенаправленно искажают традиционное мировоззрение народа таким образом, чтобы люди думали и сознательно действовали в интересах этих самых паразитических кланов - олигархов, компрадоров-чиновников, иностранных инвесторов, криминала и т.д. При этом в их руках основным оружием является либерально-рыночная идеология, оказывающая ныне определяющее воздействие на умы и настроения значительной части человечества, включая руководство России, Украины и, увы, отчасти уже и Беларуси.

Итак, несмотря на то, что последние 25-30 лет в постсоветских странах были декларативно посвящены избавлению от «тоталитаризма» и «идеологического засилья» в социально-экономической сфере, влияние светских идеологических шор на нашу нынешнюю жизнь ничуть не уменьшилось. Это становится вполне очевидным, если обратить внимание на одно характерное обстоятельство: термины «демократия», «свобода», «права человека», «рынок» в наши дни звучат не менее часто по сравнению со словами «коммунизм», «социализм», «благосостояние трудящихся», «план» в бытность СССР. Это означает, что на рубеже веков произошел отнюдь не отказ от идеологии, а ее кардинальная смена - вместо советской марксистко-ленинской доктрины развития нам с Запада была имплантирована идеология рыночного либерализма, послужившая концептуальной основой для нашей сегодняшней либерально-рыночной революции.

Согласно бытующей в народе поговорке, «тело покорно следует туда, куда прикажет голова». Тем самым обыденной человеческой мудростью подтверждается мысль о том, что идеология и формируемое с ее помощью мировоззрение, миропонимание людей едва ли не всецело определяют жизнь человека, общества, человечества в целом. История дает немало примеров, когда вера в Бога, уверенность в своей правоте и справедливости, любовь к Отечеству, готовность к самопожертвованию ради будущего своих детей, внуков и человечества в целом позволяла носителям такого мировоззрения с честью выходить, казалось бы, из совершенно безнадежных ситуаций. И наоборот, большие возможности и ресурсы не играли решающей роли в тех случаях, когда люди в рамках навязанной им идеологии делали нечто им несвойственное, противоестественное.

Так, хорошо известно, что в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., когда в очередной раз ополчившийся против Русского мира Запад, имея решающий перевес в средствах и вооружениях, руками Гитлера пытался покорить и уничтожить наш народ, именно высокий боевой дух и трудовая доблесть советского, русского человека заставили этого подлого, коварного врага капитулировать. Менее чем полвека спустя тот же самый народ-победитель, имея в своем распоряжении самые мощные в мире вооруженные силы и около трети всех природных ресурсов планеты, был легко дезорганизован и дезинтегрирован посредством нескольких простеньких западных сказок о рыночной «войне всех со всеми» как главном двигателе прогресса. Окончательно сбитый с толку, со сломленной волей, павший духом наш народ почти безучастно взирал на подписание позорного акта о безоговорочной капитуляции перед тем же Западом в Вискулях, на разрушение и унижение Отечества, во имя которого отдали жизни наши великие отцы и деды. И по сей день многие из нас, потеряв инстинкт самосохранения и ответственности за судьбу детей и внуков, словно под гипнозом, продолжают безвольно, покорно наблюдать за непрекращающимся либерально-рыночным разгромом отечественной промышленности, науки, системы образования и воспитания, за постепенной сменой наших традиционных духовно-нравственных ценностей на их западные, зачастую отвратительные, откровенно богомерзкие суррогаты.

Все это убедительно доказывает, что дух человека первичен, все остальное - дело второстепенное, наживное! Ведь если материя с научной точки зрения принципиально неуничтожима, то даже с этих позиций вся экономическая, хозяйственная, общественная жизнь сводится исключительно к волевым, духовным, божественным усилиям человека по преобразованию неуничтожимой материи в требуемые для существования социума формы. Следовательно, формирующая мировоззрение, дух, волю человека идеология - это не просто влияющий на экономику и социум фактор, но ключевая политико-экономическая категория, требующая пристального, углубленного, всестороннего изучения.

В самом общем смысле идеология - это вся та совокупность информации, которая используется для целенаправленного воздействия на людей с целью управления ими в интересах тех, кто организует указанное воздействие. При этом следует различать светские и религиозные идеологии, которые хотя и имеют одну и ту же конечную цель - управлять людьми сообразно с интересами правящих политических, экономических, религиозных, интеллектуальных элит, однако, существенно разнятся тем, каким образом эта цель достигается. Так, если идеология апеллирует преимущественно к разуму человека, то религия - исключительно к его чувствам, эмоциям и вере, которая, как известно, не требует каких-либо обоснований, доказательств и прочей дополнительной аргументации. Светские же идеологии, претендующие на роль действенного инструментария для познания и преобразования окружающей действительности, обычно стремятся облачаться в научные одежды. А сегодня, когда люди уже не мыслят своего существования без достижений научно-технического прогресса, светские идеологии стремятся не просто приспособить науку к своим интересам, но и выглядеть полноценной наукой.

С другой стороны, светская идеология, несмотря на ее пристрастие рядиться в научные мантии, отличается от науки. По мнению известного советского и российского социолога-материалиста А.А. Зиновьева, «наука не есть идеология, а идеология не есть наука. Они различаются по целям, по средствам и по отношению к реальности. Задача науки - познавать мир, поставлять обществу знания обо всем, что интересует людей и важно для их жизни. Задача идеологии - не открытие новых истин о природе, обществе и человеке, а организация общественного сознания, управление людьми путем воздействия на их сознание и приведение их сознания к некоторому общественному стандарту, воспитание масс населения в духе, необходимом для самосохранения общества, выработка стандартных «координат» ориентации людей в окружающем мире»[13].

Следует признать, что всякая светская идеология состоит как минимум из двух составных частей, взаимосвязанных компонент. Первая компонента, внешняя, предназначенная для всеобщего употребления, служит для формирования у большого количества обычных людей неких типовых, унифицированных представлений об окружающем их мире, что делает предсказуемым, а значит, легко управляемым их поведение в стандартных, типичных ситуациях. Вторая же компонента идеологии, внутренняя, наоборот, является герметичной, закрытой, предназначенной для внутреннего пользования исключительно теми, кто управляет, манипулирует поведением людей в своих интересах.

Как известно, вплоть до середины XX века мир представлял собой совокупность конкурирующих, борющихся друг с другом за ограниченные средства существования суверенных национальных государств. Их национальные политические, экономические, интеллектуальные элиты, связывая будущее своих детей и внуков со своими государствами, были кровно заинтересованы в том, чтобы эти страны и населяющие их народы усиливались, развивались и тем самым увеличивали возможности господствующих элит, укрепляли их доминирующее положение. При этом обе описанные выше компоненты исповедуемой национальными элитами идеологии, как внешняя, так и внутренняя, возможно, различаясь в деталях, в целом были подчинены общей цели развития и прогресса страны и населяющих ее народов.

Сегодня же, в условиях глобализации, подразумевающей свободное трансграничное перемещение капиталов, западные страны предоставили политическим и экономическим элитам периферийных государств широкие возможности для вывода в центр «заработанных» ими на периферии средств и дальнейшего обустройства там. Диктуемые тем же Западом принципы выборной демократии, когда пребывание у власти политических, а значит, и экономических элит периферийных стран законодательно ограничено одним-двумя сроками властных полномочий, объективно стимулируют эти элиты к превращению в компрадорские кланы. Связывая свое будущее уже с богатым Западом, такие властные временщики-компрадоры не заинтересованы в процветании тех периферийных стран, где они временно находятся у руля. Их истинная цель - успеть обогатиться за короткое время пребывания у власти, вывести свои «заработанные» таким образом капиталы на Запад, успеть выучить в престижных западных вузах своих детей, а по истечении срока властных полномочий и самим выехать вслед за капиталами и детьми. При этом богатый Запад продолжает богатеть за счет дальнейшего разорения и без того бедных периферийных стран.

В этом случае различия между внешней и внутренней компонентами идеологии, насаждаемой компрадорскими, коррумпированными, мародерствующими кланами в периферийных странах, разительны. Например, ныне активно навязываемая странам бывшего СССР идеология рыночного либерализма во всеуслышание декларирует о внешне весьма привлекательных идеалах частной собственности, предпринимательской свободы, равенстве возможностей в условиях либеральной рыночной экономики, живительной силы свободной конкуренции как двигателе развития и т.п. Однако все эти громкие и красивые, выставляемые на всеобщее обозрение лозунги, призванные обосновать целесообразность и необходимость рыночных реформ и, в конечном счете, подвигнуть людей к их реализации, есть всего лишь видимая, надводная часть идеологического айсберга. При этом те, кто столь настойчиво пропагандируют, навязывают, насаждают людям перечисленные идеалы и всеми правдами и неправдами пытаются продавить рыночные реформы, тщательно скрывают, что их единственной конечной целью является «прихватизация», а в итоге - сдача по дешевке национальных активов иностранцам. В частности, уже является достоянием общественности тот факт, что, например, в России в процессе приватизации 1990-х годов общенародная собственность досталась их новым хозяевам лишь за 1,5-5% их реальной стоимости, то есть рыночная цена приватизируемых активов была занижена в десятки раз[14]. В итоге, по оценкам даже тех, кто стоял у истоков либерально-рыночных реформ и являлся их идеологом, сегодня до 70% российской экономики принадлежит иностранцам[15].

Иными словами, скрытая, подводная часть либерально-рыночного идеологического айсберга подразумевает быстрое, баснословное обогащение небольшой группы людей, жаждущих «отнять и поделить» общенародную собственность под прикрытием внешне привлекательной болтовни о чудотворной силе частной собственности, рыночной экономики и свободной конкуренции. Ведь сегодня уже ни для кого не секрет, что «прихватизация» - это один из наиболее «крутых» видов бизнеса, по своей прибыльности-рентабельности намного опережающий торговлю наркотиками, оружием, алкоголем и уступающий разве что «полиграфическому бизнесу» ФРС США по изготовлению и сбыту долларов. И действительно, именно благодаря «прихватизации» бывшие научные сотрудники с мизерными окладами в одночасье стали долларовыми мультимиллионерами и миллиардерами.

В крайнем же случае, когда господствующим чиновничьим кланам не удается непосредственно самим поучаствовать в «прихватизации», они, прикрываясь еще одним весьма распространенным рыночным мифом о «чудотворной» силе иностранных инвестиций, организуют (разумеется, небескорыстно) масштабную сдачу национальных активов «долгожданным» иностранным инвесторам за бесценок. В итоге умеющий отблагодарить за подобные услуги Запад продолжает богатеть, народы же постсоветских стран имеют тотально коррумпированные, компрадорские государства, разбазаривающие их национальные богатства, выводящие на Запад средства от их распродажи и тем самым обескровливающие, разрушающие промышленный, научно-технический, образовательный потенциал наших стран. Как следствие, аморальная торговля национальными интересами (коррупция) как образ существования и смысл жизни прозападных компрадорских элит в периферийных странах заставляют их, опираясь на свободные (то есть свободно покупаемые) СМИ, возводить в норму беспринципность, безнравственность, отрицание и глумление над высшими, отличными от примитивных запросов плоти, смыслами существования человека. Сознательно создавая вокруг себя атмосферу всеобщей безнравственности, такие элиты как бы нивелируют различия между добром и злом, в результате чего их продажность и мародерское поведение выглядят всего лишь как стремление заработать, свойственное всякому рационально мыслящему экономическому человеку. Именно этим объясняется тот культ обогащения, потребления, похоти, роскоши, насилия, всевозможных извращений и прочей безнравственности, который круглосуточно буквально насаждают, вдалбливают в сознание людей наши «свободные» СМИ.

Вторая функция идеологии заключается в том, что она выступает в качестве механизма, реализующего ту или иную степень интеграции, единения общества. Здесь также следует подвергнуть ревизии общепринятую в учебной литературе точку зрения, согласно которой светская идеология однозначно «служит объединяющей и цементирующей основой общества»[16]. В частности, та же идеология рыночного либерализма хотя и объединяет умонастроения людей вокруг перечисленных выше либерально-рыночных идеалов и ценностей, однако, пропагандируя и организуя рыночную «войну всех со всеми», де факто является могучим средством дезинтеграции, разобщения, «атомизации» социума. Что касается правящих кланов, то для них внутренняя, герметичная, закрытая от всеобщего обозрения компонента либерально-рыночной идеологии, действительно, подразумевает сплоченность, монолитное единство в достижении их главной заветной цели - «отнять и поделить» и, в конечном счете, сдать западному капиталу собственность народа, ради этого сознательно дезинтегрируемого и «атомизируемого» посредством внедрения либерально-рыночных демократических ценностей.

Здесь следует специально оговориться и насчет так называемых демократических идеалов - свободы слова, печати, права избирать и быть избранным и т.п. Дело в том, что в условиях капитализма, когда человек стоит ровно столько, сколько у него денег, фактический объем демократических прав и свобод индивидуума определяется не масштабами разглагольствований об этих самых демократических идеалах, а размером его кошелька. Только совсем наивный может вообразить себе, что объем демократических прав и свобод одинаков у миллиардера и, положим, у школьного учителя. Олигарх, имея возможность финансировать политические партии, парламентские фракции и даже президентские избирательные кампании, владея теле- и радиовещательными компаниями и с их помощью формируя на свое усмотрение общественное мнение, влияет на политическую жизнь неизмеримо больше, нежели рядовой избиратель с его одним-единственным избирательным бюллетенем в кармане. Иными словами, сегодня основной демократический принцип «один человек - один голос» трансформировался в уродливое «если у тебя нет миллиарда, то ты никто и ничто».

В условиях рыночного либерализма демократия является всего лишь механизмом, с помощью которого экономическая власть конвертируется во власть политическую. В связи с этим вспоминается предельно откровенное высказывание на эту тему одного весьма известного в недавнем прошлом российского олигарха о том, что «демократия - это власть крупного капитала», и только. Вот почему демократические преобразования и либерально-рыночные реформы, во-первых, с подачи Запада всегда идут, что называется, в одной упряжке. А во-вторых, они закономерно порождают такое уродливое явление как олигархия, а значит, коррупцию, продажное чиновничество и компрадорское, мародерское государство.

Основная иллюзия навязываемой Западом выборной демократии состоит в том, что выборы в периферийных странах при прочих равных условиях всегда выигрывают те кандидаты, кого морально и, главное, финансово поддерживает глобальная метрополия. Иными словами, именно институт выборной демократии служит средством приведения к власти и/или легитимации в периферийных странах подконтрольных Западу местных компрадорских политических и экономических элит, торгующих в его пользу национальными интересами. Там же, где этот институт по тем или иным причинам благоразумно блокирован или его функционирование искусно имитируется, используются другие, более радикальные методы приведения к власти продажных, компрадорских прозападных кланов - всевозможные «тахриры», «майданы», «плошчи», финансируемые Западом из средств, бесцеремонно выделяемых им на повсеместное «развитие демократии». Если же и этот механизм смены элит не срабатывает, то Запад прибегает к прямой коллективной военной агрессии, как это было в Югославии, Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии и т.д. После приведения к власти прозападных компрадорских элит любым из этих способов периферийная страна превращается в донора дешевых природных, финансовых, интеллектуальных ресурсов для процветающего за счет периферийного мира Запада[17].

Точно так же нельзя однозначно согласиться и с другой обозначенной выше точкой зрения А.А. Зиновьева (в целом справедливой и нами разделяемой, однако, быстро устаревающей в условиях глобализации) по поводу того, что идеология выполняет функцию самосохранения общества, народа. К сожалению, опыт республик бывшего СССР последней четверти века доказывает, что ныне господствующая там идеология демократии и рыночного либерализма не только не обеспечивает самосохранение проживающих в этих странах народов, но является доктриной их коллективного самоубийства. С учетом этих произошедших изменений следующую, третью по счету функцию идеологии следует сформулировать так - обоснование целесообразности, апологетика, сохранение и укрепление установленного господствующими элитами порядка (режима) и, соответственно, их власти. При этом не следует путать самосохранение и укрепление властных элит с самосохранением и укреплением общества, насущные чаяния которого сегодня сплошь и рядом приносятся в жертву интересам компрадорских, откровенно мародерствующих правящих кланов, о чем подробно шла речь выше.

Четвертая функция идеологии связана с тем, что она может быть использована и в последнее время сплошь и рядом применяется в качестве эффективного «оружия массового поражения», мощного средства межгосударственной борьбы, цель которой - укрепление господства одних стран, входящих в так называемый глобальный центр (глобальную метрополию), над всеми прочими, периферийными, зависимыми, полуколониальными странами. С учетом этого сегодня применительно к каждой конкретной периферийной стране можно вести речь не о двух описанных выше компонентах идеологии, а о трех ее составных частях (уровнях).

Первая компонента, предназначенная для широких масс, призвана пространно разглагольствовать о демократии, правах и свободах индивидуума, живительной силе конкуренции, «невидимой руке» либерального рынка, якобы заставляющей частный бизнес эффективно решать общественные проблемы и т.д. Вторая компонента, предназначенная для местных элит периферийных стран, нацеливает их на инициацию и осуществление демократических либерально-рыночных реформ, ядром которой является «прихватизация» и создание наиблагоприятнейших условий для иностранных инвесторов, то есть сдача за бесценок национальных активов западным странам. Третья компонента идеологии, которой подчинены обе предыдущие ее составные части, имеет глобальный, наднациональный характер и исповедуется политическими и экономическими элитами ведущих западных стран - глобальной метрополии. Их конечная цель - установление власти западного, прежде всего, долларового капитала над активами всего мира посредством соответствующего идеологического воздействия на местные элиты периферийных стран, которые, в свою очередь, оказывают соответствующую идеологическую обработку местного населения на своем уровне.

Конструкция и функционирование такого глобального трехуровневого идеологического механизма (рисунок 2) сводится к следующему. На первом - низовом - уровне население периферийных стран должно свято верить в светлые идеалы демократии и свободной рыночной экономики и желать демократических рыночных реформ. На втором - промежуточном - уровне политические и экономические элиты периферийных стран должны быть уверены, что за свои услуги по осуществлению либерально-рыночных демократических реформ на местах, то есть за организацию «прихватизации» и сдачу национальных активов долларовому капиталу, их самих и их детей ждет последующее безбедное существование в благополучных западных странах. На третьем - верхнем - уровне глобальные элиты, терпеливо достраивающие подобный идеологический механизм путем финансирования выборной демократии и «цветных революций» в периферийных странах, устанавливают контроль над их национальными активами и тем самым прокладывают себе путь к мировому господству.

 

 

 

Следует заметить, что в современных условиях активного создания межгосударственных союзов и блоков типа Европейского союза (ЕС), промежуточных этажей (уровней, компонент) глобального идеологического механизма может быть несколько. Например, в рамках ЕС можно выделить идеологию на уровне местных элит рядовых стран союза и идеологию на уровне наднациональных элит Еврокомиссии, Европарламента, Европейского центрального банка, которые, однако, все равно оказываются жестко вмонтированными в глобальную идеологическую вертикаль. При этом очень, очень хочется надеяться, что созданный нашими странами Евразийский экономический союз и органы его управления не входят в эту дьявольскую иерархию. Однако в сто, тысячу, миллион раз опаснее этой опасности горячее желание сильных мира сего и наших внутренних экуменистов затащить, втянуть, встроить в указанную сатанинскую вертикаль и нашу Русскую Православную Церковь...

Анализируя количественные и качественные характеристики идеологий, следует отметить, что идеологических учений было много в прошлом, немало их существует и в настоящее время. Некоторые идеологии влияют на весьма ограниченный круг людей и непродолжительное время, другие демонстрировали и продолжают демонстрировать свой поистине глобальный масштаб. Так, к числу идеологий глобального, эпохального характера следует причислить, прежде всего, мировые религии, а также буржуазную идеологию рыночного либерализма и марксизм-ленинизм.

Что касается идеологии рыночного либерализма, то основоположником философии буржуазного, нацеленного на служение мамоне общества, а по сути дела идеологии частнособственнической либеральной конкурентно-рыночной экономики является А. Смит. Изложенные в его «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) фундаментальные идеи о частной собственности и свободной конкуренции как источниках богатства и развития и о «невидимой руке» рынка, якобы направляющей частный бизнес на достижение общественно значимых результатов, служили и служат путеводной звездой множеству экономистов. Идеология рыночного либерализма является той магистралью, вдоль которой и вблизи которой получили свое развитие множественные научные теории и школы, исследующие те или иные аспекты, ограничения, проблемы функционирования конкурентных рынков и рыночного хозяйства в целом. Все они, разнясь в частностях, находятся в одном и том же русле изучения функционирования рыночных механизмов при тех или иных ограничениях.

Если попытаться выделить ту предельно общую «центральную идею», которая объединяет большинство западных экономических школ и теорий, то она может быть выражена формулой:

Максимизация индивидуального потребления и удовольствий =
= Эгоистичный индивидуализм (максимизация частной прибыли-полезности) +
+ Бескомпромиссная борьба за средства существования (конкуренция во всех ее проявлениях, включая войну).

Приходится признать, что едва ли не вся экономическая мысль Запада исходила и продолжает исходить из аксиомы-постулата, согласно которому всякий-каждый стремится к максимально полному удовлетворению своих личных, индивидуальных потребностей, к получению удовольствий и наслаждений. При этом считается, что потребности индивидуума по мере их удовлетворения лишь возрастают, а значит, являются безграничными. Доступные же ресурсы для удовлетворения бесконечных запросов человека, наоборот, ограничены, более того, они дефицитны. В подобных объективно стесненных условиях именно «жажда потребления» и «эгоистичный индивидуализм» мобилизуют людей на жесткую, бескомпромиссную борьбу друг с другом за доступ к ограниченным, дефицитным ресурсам, именуемую в экономической теории «конкуренцией». Таким образом, конкурентная борьба, которую многие экономисты воспринимают в качестве базовой, центральной категории идеологии рыночного либерализма, ныне безоговорочно торжествующей в глобальном масштабе, является всего лишь вынужденным, неизбежным следствием такого проявления глубинных качеств человека как жажда потребления и удовольствий.

Именно неуемное стремление к максимально полному удовлетворению безгранично растущих потребностей человека является тем главным двигателем западной цивилизации, который принуждал и продолжает принуждать ее к захвату колоний, организации «цветных революций» в суверенные страны и прямых военных агрессий против них. Именно жажда потребления лежит в фундаменте и нынешней идеологии глобализации, декларирующей распространение либерально-рыночных принципов хозяйствования на весь мир и подразумевающей создание благоприятных условий для захвата долларовым капиталом национальных активов других стран. Сегодня можно воочию наблюдать, как под прикрытием еще одной современной идеологии борьбы с мировым терроризмом западные страны, движимые все тем же стремлением к максимизации потребления, бесцеремонно вторгаются в суверенные страны, жаждая получить доступ к их природным богатствам.

Таким образом, все базирующиеся на рыночном либерализме научно-теоретические воззрения и концепции, несмотря на их кажущееся разнообразие и даже кардинальные различия, находятся в русле одной и той же системы мировоззренческих ценностей, которую условно можно обозначить как «идеология западнизма». В ее основе лежит приведенная выше формула, согласно которой цель всякой экономической и прочей активности - стремление к личному потреблению и вкушению удовольствий, порождающее эгоистичный индивидуализм и бескомпромиссную конкурентную борьбу индивидуумов за дефицитные средства существования.

Следует пояснить, что в идеологии западнизма, рассматривающей человека в качестве стремящегося к наслаждениям потребителя, конкурентная борьба - это не просто неизбежный и естественный, то есть предопределенный самой природой процесс, но главный источник развития, двигатель социально-экономического прогресса. Дело в том, что активно насаждаемая Западом периферийному миру идеология рыночного либерализма, как и всякая любая другая светская идеология, опирается на ряд научных теорий и школ. При этом краеугольным камнем в его научно-теоретическом фундаменте является социал-дарвинизм, объявляющий двигателем прогресса характерный для дикой природы и потому как бы «естественный» принцип «Сильные пожирают слабых».

Как известно, в основе социал-дарвинизма лежит учение английского натуралиста Ч. Дарвина (1809-1882) об эволюции жизни, согласно которому прогресс от простейших микроорганизмов вплоть до приматов и человека осуществился благодаря беспощадному естественному отбору (конкуренции)[18]. Для идеологии рыночного либерализма данная система взглядов послужила научным основанием идеи всеобщей универсальной конкуренции как источника развития, ибо именно безжалостная конкуренция выявляет сильнейших и оставляет их под солнцем.

В свое время древнеримский комедиограф Т. Плавт (254 г. до н.э.-184 г. до н.э.) предложил человечеству формулу «Человек человеку волк», которая благодаря социал-дарвинизму обрела статус научно обоснованного факта. Один из наиболее последовательных сторонников социал-дарвинизма английский социолог Г. Спенсер (1820-1903) перевел на научный язык вышеприведенное выражение Т. Плавта следующим образом: «Универсальный закон природы состоит в том, что существо, недостаточно энергичное, чтобы бороться за свое существование, должно погибнуть». Еще более точно выразил глубинную мировоззренческую сущность нынешней идеологии либерально-рыночного индивидуализма немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900) своим императивом «Падающего подтолкни!».

Важно понимать, что логика социал-дарвинизма и основанного на нем рыночного либерализма весьма незамысловата, а потому понятна и близка всякому обывателю-индивидуалисту - если не мешать сильным, то они уничтожат всех слабых и останутся только сильные - это-де и есть развитие! Таким образом, свободная рыночная стихия и беспощадная, ничем не ограниченная конкуренция объявляются идеологией рыночного либерализма наивысшими ценностями цивилизации. Из необходимости организовать эту самую свободную конкуренцию вытекают все те типовые рекомендации, которыми Запад на протяжении последних десятилетий снабжает страны бывшего СССР: приватизация, экономическая открытость внешних границ, развитие малого и среднего бизнеса, свободное ценообразование, максимально полное изгнание государства из экономики и т.п.

Однако рыночный либерализм, как и любая другая светская идеология, приспосабливающая для своих нужд науку и тем самым неизбежно ее вульгаризирующая, взял из учения Ч. Дарвина не все, а только то, что ему (либерализму) было выгодно и нужно. Как известно, этот английский ученый значительную часть своей жизни посвятил изучению так называемых социальных инстинктов у животных, о чем уже шла речь выше. Он отмечал, что большинство из них предпочитают спасаться от врагов, охотиться, мигрировать не поодиночке, а стаями, стадами, косяками, роями и т.д. Им описаны примеры, когда животные, следуя социальным инстинктам, демонстрируют не только взаимное пожирание, но и взаимопомощь. Позже российским ученым П.А. Кропоткиным об этом была написана целая книга под говорящим само за себя названием «Взаимная помощь как фактор эволюции»[19].

Распространив результаты своих исследований о социальных, общественных инстинктах на человеческое общество, Ч. Дарвин недвусмысленно указывал, что те нации (расы), которые следуют главному принципу дикой природы, согласно которому сильные в конкурентной борьбе уничтожают слабых, являются низшими, варварскими. А те народы (расы), которые придерживаются принципа коллективизма и взаимопомощи, он называл высшими, цивилизованными. При этом Ч. Дарвин пришел к выводу, что варварские народы будут полностью зависимы от цивилизованных в силу того, что высшее, развитое всегда господствует над низшим, примитивным[20]. Разумеется, идеологи рыночного либерализма, проповедующие нам принцип свободной конкуренции «laissez-faire» как бескомпромиссной «войны всех со всеми», предпочли забыть об этом направлении исследований Ч. Дарвина. Это и понятно, ибо наличие общественных инстинктов даже у животных обесценивает стержневую идею либерально-рыночной доктрины развития о том, что конкуренция как «война всех со всеми» - главный двигатель прогресса человечества.

Как это уже отмечалось выше, еще одной светской идеологией глобального масштаба является марксизм-ленинизм, кардинально изменивший мир в XX веке. Если в идеологии западнизма центральной идеей является рассмотрение человека в качестве эгоиста-индивидуалиста, жаждущего максимально полного удовлетворения своих безграничных потребностей, то в марксизме-ленинизме человек, наоборот, выступает как солидарный коллективист, сознательно жертвующий своим личным потреблением во имя более возвышенных идеалов братства и справедливости, ради коммунистического благополучия будущих поколений и человечества в целом.

Несмотря на то, что сегодня указанная стержневая идея марксизма-ленинизма у многих вызывает неприязнь и даже откровенное отторжение, следует признать, что советская идеология на примерах бывшего СССР и современного Китая доказала свою жизнеспособность. Несмотря на все ее недостатки, она оказалась в состоянии обеспечить самое главное - ускоренное, опережающее развитие, в свое время восхитившее, воодушевившее, всколыхнувшее весь мир. Среди достижений советской цивилизации не только наша Великая Победа, искусственный спутник Земли и первый человек в космосе, но и вторая в мире по величине экономика, всеобщая грамотность, самая мощная и надежная электроэнергетическая система, наилучшая система образования, первые в мире лазер, синхрофазотрон, зонды на Луну, Марс, Венеру, луноход и марсоход, ядерный реактор, атомная электростанция, атомный ледокол и т.д. Послевоенный период в жизни СССР - это тот, пожалуй, единственный за всю многовековую историю Русского мира отрезок времени, когда мы не догоняли Запад в сфере науки, образования и технологий, а сами задавали миру темп и направления их развития. Это колоссальное достижение можно не замечать, замалчивать и даже лукаво отрицать, но его невозможно отобрать у Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года! Лишь после того, как советские граждане, отказавшись от высших ценностей и смыслов, озаботились ростом хозрасчетной прибыли и все того же благосостояния-потребления («Догоним и перегоним Америку по молоку и мясу!», «Благо народа - высшая цель КПСС!» и т.п.), прежде непобедимая, стоявшая во главе мирового научно-технического прогресса советская цивилизация быстро пришла к упадку, кризису и катастрофе.

Важно понимать, что указанный отказ не был случайным. Глубинной проблемой советской идеологии являлось то, что ее идеалы на поверку оказываются не столь уж и высокими, а вполне себе приземленными, материалистическими и, в конечном счете, корыстными, меркантильными, потребительскими. Они если и подразумевают жертвенность, то она осуществляется во имя некоей далекой перспективы, где от каждого истребуют по его возможностям, а воздадут опять-таки по потребностям! Вспомните, ведь именно так воспринимало коммунизм большинство рядовых его строителей! Тем самым советская идеология хотя формально и пыталась вывести человека на высшую, принципиально недоступную для прочих живых существ орбиту осознанной жертвенности, однако она делала это во имя конечной корыстной цели максимизации все того же индивидуального потребления, свойственного всякому животному.

Разумеется, такого рода земные смыслы не могут быть даже близко поставлены в сравнение с небесными идеалами Святого Православия, изначально и честно призывающего к бескорыстному, божественному жертвованию-служению во имя сохранения человеком и человечеством их сугубо человеческой сущности. Вот почему на нашей Святой Руси на фоне извечного православия идеология марксизма-ленинизма была подобна всего лишь ночному всполоху от падающего метеора, яркому, но весьма краткому...

Сменившая же марксизм-ленинизм неприкрыто корыстная, меркантильная идеология западнизма (рыночного либерализма) оказалась для русского человека еще хуже. Не случайно она, откинув Русский мир в рыночное средневековье времен Адама Смита, заставила нас напрочь забыть о сколь-нибудь значимых социально-экономических достижениях и научно-технических прорывах. Хуже того, отказ от советской идеологии в пользу прозападной либерально-рыночной системы ценностей де факто вверг весь бывший СССР с его тихим и скучным «застоем» в бурную череду нескончаемых кризисов, девальваций, дефолтов, инфляционных шоков, терактов, «цветных революций», гражданских войн и прочих неведомых нам ранее радостей всепобеждающего рыночного капитализма.

Нет сомнений, что в процессе либеральной революции 1991-1993 гг. экономическую и политическую власть в России и других странах бывшего СССР захватили местные откровенно прозападные элиты (за исключением, пожалуй, одной только Беларуси с ее ориентированным на национальные интересы Батькой-Лукашенко). Эти компрадорские олигархические кланы, будучи на местном уровне жестко встроены в описанную выше дьявольскую либерально-рыночную идеологическую вертикаль (см. рис. 2), до сих пор удерживают командные высоты почти на всем постсоветском пространстве. Проповедуемая ими идеология рыночного либерализма (западнизма) - это тот мощный таран, которым сегодня эти неугомонные слуги главного революционера методично крушат экономику и дробят государственность Святой Руси, разрушают вековые православные традиции и духовно-нравственные скрепы русского народа, реализуя его расчеловечивание. Тем самым наши местные компрадоры, поголовно имеющие недвижимость на Западе, держащие в западных банках украденные у русского народа капиталы и обучая своих отпрысков в оксфордах-гарвардах-сорбоннах, обречены реализовывать сатанинские планы глобальных элит (см. рис. 2) по окончательному уничтожению Русского мира. При этом нам всем остается лишь молиться за российского национального лидера В.В. Путина, которому во имя возрождения России и возращения под ее материнское крыло других русских земель предстоит расчистить эти «авгиевы конюшни», доставшиеся ему со времен ельцинско-гайдаровской смуты...

Очевидно, что избежать грядущей глобальной катастрофы можно только в рамках иной мировоззренческой, идеологической альтернативы, которая формировала бы понимание необходимости осознанного самоограничения потребностей (жертвования благосостоянием) ради других людей, во имя будущего наших детей и внуков, ради выживания человечества в целом. Неслучайно именно самоограничение, жертвование является стержневой идеей подавляющего большинства несветских, религиозных идеологий. Таким образом, центральная, стержневая идея новой спасительной для нашей цивилизации идеологии может быть выражена следующей формулой:

Выживание и дальнейшее развитие цивилизации =
= Сознательное самоограничение потребностей +
+ Солидарный коллективизм в решении общих проблем (осознанное подчинение личной воли и жертвование частными интересами ради высших целей и общих интересов).

Увы, среди известных человечеству светских материалистических мировоззренческих систем на сегодняшний день нет такой, которая соответствовала бы данной формуле. О фундаментальных недостатках марксистко-ленинской доктрины мы уже вели речь выше. Еще больше изъянов у либерально-рыночной идеологии, лукаво навязанной нам Западом в «лихие 90-е» и, к сожалению, до сих пор господствующей в головах значительной части экономических и политических элит России, Украины и Беларуси. По словам Т.В. Грачевой, написавшей несколько ярких книг на тему национально-освободительной борьбы русского народа, эта имплантированная нам нашим же заклятым врагом доктрина «нацелена на то, чтобы нас духовно разоружить и сделать беспомощным стадом, покорно идущим на убой. Православная же мораль обеспечивает нам духовную мобилизацию, делает нас «братьями и сестрами», единым народом Божиим, полным решимости с Божией помощью победить»[21]. Именно поэтому для нашей триединой Святой Руси на сегодня единственным спасением от окончательного расчеловечивания человека и погружения в царство вечной тьмы является наше родное, испытанное веками, уже не раз спасавшее нас Святое Православие.

 

Краткое послесловие. Наша духовная война

 

Оранжевой зарей звонят колокола

Над Русскою землей двуглавого орла.

Бодры душа и плоть. Сияет крест златой.

Сбирает Русь Господь вести духовный бой...

Ж. Бичевская «Духовная война»

 

О том, насколько беспощадны слуги главного бунтаря, как жестоки и серьезны их намерения в отношении нашей Святой Руси, свидетельствует следующее цинично-откровенное высказывание весьма авторитетного и влиятельного на Западе политика Зб. Бжезинского: «Новый мировой порядок строится против России, за счет России и на обломках России»[22]. Именно поэтому в одном из своих последних выступлений Святейший патриарх Алексий II (1929-2009) открыто призвал нас к духовно-нравственной войне с западным идейным агрессором: «Мы должны ясно осознать, что против нашего народа ведется хорошо спланированная бескровная война, имеющая своей целью уничтожить его... Это обязывает нас бороться за спасение нашего народа, нашей страны, организовать национальное сопротивление действиям, вызывающим нравственную деградацию молодого поколения россиян... Мы должны поднять русский народ на борьбу за жизнь своих детей...»[23].

Все это означает, что отсидеться на своих «незалежных хуторах» и переждать эту напасть у нас не получится. Настало время мужественно принимать вызов. По словам упоминавшейся выше Т.В. Грачевой, «осознание колоссальной трагедии всего происходящего в мире, анализ этих событий и течений не должны приводить нас в пессимизм и отчаяние от того, что силы зла неуклонно побеждают и реализуют свои планы. Понимание всей глубины и драматичности современной ситуации нам нужно для того, чтобы прийти к выводу, что медлить нельзя, что нужно собрать все силы, что нам нужна самая настоящая духовная мобилизация в масштабах всей Руси. Без этой духовной мобилизации нельзя победить на фронтах духа войны»[24].

Подобно тому, как сражения Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) велись и в небе, и на земле, и на воде, и под водой, точно так же и нынешняя интеллектуально-духовная война подразумевает противостояние на всех уровнях-фронтах - обыденно-бытовом, экономическом, политическом, мировоззренческом, нравственном, духовном. Общий развернутый план нашего наступления на легион верных слуг главного революционера, увы, ныне заполонивших всю Святую Русь, и проповедуемую ими либеральную ересь представлен на рисунке 3. Здесь стрелками обозначены направления наших идейных ударов, показано откуда и куда должно прийти наше общество в их результате.

Основы жизнедеятельности общества

Духовный базис
(соотношение духовного и материального)

Атеизм, материализм, антропоцентризм.

Материальное первично.

Человек - центр мироздания.

Человек - он сам и есть бог!

 

 

Теоцентризм, христианство, Святое Православие.

Дух первичен.

Человек - лишь слуга Божий.

 

Нравственный базис

(отношение к другим людям и природе)

Эгоизм и гедонизм.

Стремление к превосходству и господству.

Взгляд на других людей и природу как на добычу.

Каждый сам за себя!

Человек человеку - волк!

Убей конкурента!

 

 

 

Солидарность, сознательное подчинение личной воли общей цели.

Жертвование частными интересами ради общих интересов.

Один за всех и все за одного!

Помоги ближнему!

Человек человеку - брат!

 

Мировоззренческий базис
(смысл жизни, национальная идея)

Рост текущего индивидуального потребления через стяжание - максимизацию личной выгоды, частной прибыли

 

 

Обеспечение долгосрочного выживания и развития нации через служение всех и каждого своему народу, государству и Богу

 

Политический базис

(роль государства)

Либеральное государство, предоставляющее минимальный набор услуг по охране правопорядка, социальной защите и обороне (государство - «ночной сторож»)

 

 

 

Социальное государство, создающие социально-экономические условия для развития (расширенного воспроизводства) нации и активно участвующее в нем

 

Экономический базис

(характер взаимодействия субъектов хозяйствования)

Конкурентно-рыночное взаимодействие как «война всех со всеми» в борьбе за частную прибыль и личное потребление

 

Интеграционно-кооперационное, солидарное взаимодействие всех и каждого с целью долгосрочного выживания и развития нации

 

Принципы реализации

(идеологические посылы обществу)

 

  • каждый работает только на себя (индивидуализм);
  • максимизация частной прибыли и личного потребления (эгоизм, гедонизм);
  • соперничество (конкуренция) всех со всеми;
  • человек - это потребитель и обыватель-рантье;
  • пропаганда природно-инстинктивных норм поведения человека (культ денег, роскоши, силы, разврата, содомии и т.п.).

 

 

 

 

 

  • все работают на общую
    цель - достижение национальной конкурентоспособности и выживание нации (солидарность, коллективизм);
  • подчинение личной воли и частных интересов общей цели (подлинная демократия - народовластие);
  • осознанная сдержанность в личном потреблении ради развития и долгосрочного выживания нации (ответственность);
  • человек - это труженик и созидатель;
  • пропаганда православных социально-коллективистских правил общественного поведения человека.
         

Рисунок 3 - Общий план ведения национально-освободительной духовно-нравственной войны

 

Разумеется, ввиду колоссальных размеров территории, несметности запасов природных и людских ресурсов, величия экономического, оборонного и духовно-нравственного потенциала великорусов возглавить эту освободительную духовную войну может, должна, обязана наша матушка-Россия. Понятно, что исключительно большая ответственность в этом деле лежит на ее нынешних экономических, политических, интеллектуальных, духовных элитах и, прежде всего, на российском национальном лидере В.В. Путине. Сегодня именно на него возложена Богом жизненно важная для всех нас миссия восстановления-укрепления русской государственности и обороноспособности с целью противодействия усиливающимся нападкам внешнего агрессора.

На очереди - организация нелегкой интеллектуальной и духовной борьбы с нашими внутренними идеологическими оккупантами. Важно понимать, что только после того, как наша Святая Русь окрепнет физически и станет полностью неуязвима для внешних врагов, российский президент сможет (должен, обязан) возглавить внутреннюю борьбу с гибельной для России либерально-рыночной ересью, организовать очищение государственного организма от засевших в нем со времен гайдаровско-ельцинской смуты телесных, интеллектуальных, идейных паразитов. Однако это вовсе не означает, что мы - простые люди должны пассивно ждать от своего национального лидера чуда исцеления-избавления Святой Руси от поработившей ее нечисти. Каждый из нас сам может, должен, обязан найти свое конкретное место на том или ином фронте и участке этой Великой отечественной интеллектуально-духовной войны: в правительстве, в парламенте, в семье, в газетной редакции, у радиомикрофона, перед телекамерой, за вузовской кафедрой, у школьной доски, в социальной сети, просто во дворе... И пусть враг сильнее, коварнее и несравненно богаче, не надо отчаиваться и опускать руки. Ибо сказано в Библии: «Не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия»[25]. Главное, делать как должно, а будет так, как Бог даст!

Одним словом, рубись с врагом там, где стоишь! Только так и можно остановить нескончаемую сатанинскую революцию на Святой Руси!

Байнев Валерий Федорович, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой инновационного менеджмента Белорусского государственного университета (г. Минск, Республика Беларусь)

 



[1] Здесь и далее по тексту под русским человеком, русскими людьми я буду подразумевать, прежде всего, великорусов, белорусов, малорусов - представителей соответствующих ветвей триединого Великого русского народа, населяющих территорию нашей триединой Святой Руси или же по тем или иным причинам оказавшихся за ее пределами. Русскими я также буду именовать и представителей иных проживающих в ней народов, понимающих неоценимую значимость для судеб всего мира русского языка, России, Православия и триединства Святой Руси. Например, автор этих строк, рожденный в Казахстане, являющийся этническим мордвином, крещенный в Православие в совершеннолетнем возрасте в России, ныне живущий в Белой Руси, также считает себя исконно русским человеком.

[2] Об этом, например, см. Аверьянов-Минский К., Мальцев В. Белорусский национализм против русского мира. - М.: ММО «CIS-EMO», 2015. - 192 с.

[3] Иванов Н. Цена поражения // Эксперт. - 2011. - №1 (784). - С. 3-10.

[4] Есть ли на Земле другой такой мессианский народ, способный устлать своими костьми всю Европу, начавшую против нас нечеловеческую войну, ради вызволения из страшной беды фашизма этой самой Европы, а заодно и всего человечества!

[5] См. Байнев В.Ф. Экономическая наука XXI века: стратегическая цель и текущие задачи // Новая экономика (Минск). - 2008. - №11-12. - С. 3-24; Байнев В.Ф., Винник В.Т. Идеологические основания социально-экономического развития // Новая экономика (Минск). - 2016. - №2. - С. 6-14.

[6] Автор статьи (кандидат технических наук, доктор экономических наук, профессор экономики, заведующий кафедрой инновационного менеджмента Белорусского государственного университета), к его собственному сожалению, склоняется к эволюционной теории развития жизни на Земле, считая утверждение о том, что человек создан по образу и подобию Божьему, верхом человеческой гордыни. Тем не менее, думается, что изложенный в статье мировоззренческий взгляд в целом согласуется и с иными концепциями происхождения человека.

[7] Евангелие от Матфея 7, 12

[8] Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор; Пер. с англ. проф. И. Сеченова. - С.-Петербург: Типография И.Н. Скороходова, 1896. - 425 с.

[9] Возможно ли такое, чтобы животное пожертвовало своей жизнью или хотя бы куском пищи ради благополучия леса, где оно проживает?

[10] См. Митрополит Иоанн. Русская симфония: очерки русской историософии. - Санкт-Петербург: Изд-во «Царское дело», 2004. - С. 344 (494 с.)

[11] Цитируется по источнику: Грачева Т.В. Последнее искушение России. Рязань: Зерна-Слово, 2013. - С. 196 (384 с.)

[12] См. Байнев В. Можно ли примирить добро со злом? Генеральное сражение за спасение нашего гибнущего Отечества состоится в мировоззренческой плоскости? / Русская народная линия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ruskline.ru/analitika/2011/05/25/mozhno_li_primirit_dobro_so_zlom/

[13] Зиновьев А.А. Русская трагедия. - М.: Алгоритм, 2014. - С. 78 (464 с.)

 

[14] Шмелев Н.П. Некоторые ключевые российские вопросы, ответа на которые пока нет / Стратегия выбора, выбор стратегии: Матер. науч. конф. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. - С. 12 (С. 10-22).

[15] Полторанин М. Власть в тротиловом эквиваленте. Наследие царя Бориса. - М.: Эксмо: Алгоритм, 2010. - 512 с.

[16] Лемещенко П.С. Институциональная экономика: теория, политика, практика: учеб. пособие. - Минск: Мисанта, 2015. - С. 146 (699 с.)

[17] См. Перкинс Дж. Исповедь экономического убийцы. - М.: Претекст, 2012. - 352 с.

[18] Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь. - Санкт-Петербург: Наука, 1991. - 455 с.

[19] Кропоткин П.А. Взаимная помощь как фактор эволюции. - С.-Петербург, 1907. - 352 с.

[20] Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор; Пер. с англ. проф. И. Сеченова. - С.-Петербург: Типография И.Н. Скороходова, 1896. - С. 89-110, 421-422 (425 с.)

[21] Грачева Т.В. Последнее искушение России. - Рязань: Зерна-Слово, 2013. - С. 218 (384 с.)

[22] Цитируется по источнику: Грачева Т.В. Когда власть не от Бога. - Рязань: Зерна-Слово, 2010. - С. 73 (320 с.)

[23] Цитата взята с оборота титульного листа журнала «Наш современник». - 2009. - №2.

[24] Грачева Т.В. Когда власть не от Бога. - Рязань: Зерна-Слово, 2010. - С. 206 (320 с.)

[25] Вторая Книга Паралипоменон 20, 15.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Валерий Байнев:
Суверенитет Белоруссии – быть с Россией!
О перспективах интеграции республик
17.09.2019
Не похоронить, а преобразить ЕАЭС
Об очередной попытке Лукашенко «вдохнуть новую жизнь» в институты евразийской интеграции
06.03.2019
Лукашенко - надежный союзник или «политическая проститутка»?
Белорусский экономист Валерий Байнев и российский политолог Богдан Безпалько по-разному отвечают на этот вопрос
15.01.2019
Запад стремится реализовать украинский сценарий в республике
Если Россия не хочет в перспективе получить американские военные базы под Смоленском, то она должна продвигать во властные структуры Белоруссии пророссийски настроенных людей
27.12.2018
Есть у революции начало, нет у революции конца...
Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»
12.05.2017
Все статьи автора
"Конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы» "
Реальна ли угроза новой революции в России?
Развернутая рецензия с обзором книги «Революция в России: реальна ли угроза? 1917-2017: Сб. материалов / сост. А.Д. Степанов. - М.: ИД «Достоинство», 2018, 624 с. илл»
16.09.2018
Пасха Победы
В московском издательстве ИТРК вышла новая книга сотрудника Миссионерского отдела Ижевской епархии Владимира Вениаминовича Шкляева
24.03.2018
Где можно приобрести наши книги?
«Русская народная линия» участвует в Троицкой православной выставке
06.02.2018
Революция в России: реальна ли угроза?
В Москве и Санкт-Петербурге состоялись презентации книги
30.01.2018
Все статьи темы