itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Памятные места трезвости города Санкт-Петербурга

Доклад на Братском Совете обществ трезвости Санкт-Петербургской митрополии (27 апреля 2017 года)

Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
968
Время на чтение 11 минут

Россия проходила много самых разных и нередко очень серьезных испытаний. В истории нашей страны неоднократно поднимался вопрос о борьбе с такой социальной проблемой, как пьянство и алкоголизм. Но что же явилось толчком для повсеместного пьянства в народе в дореволюционной России - во первых это социальное неблагополучие русской жизни, резкое расслоение общества на богатых и обездоленных, вражда сословий, повсеместно торжествующая несправедливость, грех, не просто терпимый, но часто и покрываемый властью, - все это заставляло бедный народ искать выход в пьяном угаре. Тема пьянства и его последствий не сходила со страниц русской периодической печати. Она громко заявила о себе и в произведениях художественной литературы - особенно в произведениях Федора Михайловича Достоевского, который отразил в своих произведениях глубокие социальные корни порока. Государством и обществом постоянно принимались различные меры экономического и правового характера, которые имели разную направленность, начиная с ограничения числа питейных заведений и заканчивая созданием обществ трезвости.

В начале XX века общества и братства трезвости вели активную работу в приходах и Санкт-Петербурга. Был накоплен значительный опыт деятельности, и началось объединение их в широкое движение. На всех этапах развития самым важным был принцип: в обществе трезвости происходит первый шаг заблудшего на пути к «доброй христианской жизни», и он совершен будет под «покровом матери своей Церкви».Где основанием являлась установка на образ жизни, достойный православного христианина, где в качестве инструмента внутреннего преображения применялись покаяние, пост, молитва. Примером стало созданное 30 августа 1898 г. в Санкт-Петербурге при Воскресенском храме знаменитое впоследствии Александро- Невское общество трезвости. Александр Васильевич Рождественский прожил очень короткую жизнь. Он умер, когда ему было 32 года - возраст, в который многие только - только начинают сознавать свои силы. Вся многосторонняя деятельность о. Александра уместилась менее чем в 10 лет. Выйдя из стен Санкт - Петербургской Академии в 1897 г. со степенью кандидата богословия и, приняв священный сан, до конца своих дней работал и служил при Воскресенской Церкви у Варшавского вокзала, в тогдашнем убогом фабричном районе. Но, несмотря на отпущенный ему краткий срок, о. Александр успел состояться как яркая, энергичная, незаурядная личность. Того, что он сумел сделать в борьбе с пороком пьянства, хватило бы не на одну долгую и плодотворную жизнь. Такая жизнь показывает, какое употребление можно сделать из жизни, она ободряет наш дух, дает нам новые силы, побуждает нас к деятельности. Люди могут обогащаться чужим опытом и воодушевляться лучшими для себя образцами.Здесь уместно вспомнить протоирея Петра Полякова, горячего поборника утверждения трезвого образа жизни,который говорил: «В своей жизни я хотел гореть пред Богом как свеча».Священномученик о. Философ Орнатский, в последствии замученный и убитый, был председателем Общества трезвости и постоянно упоминал о спасительной силе трезвости. Он говорил: «Под трезвостью надо понимать не одну добродетель воздержания от спиртных напитков, но целостное, хрстиански - органическое начало жизни, приводящее в гармоническое сочетание все творческие силы человека и предохраняющее его от пьянящего подавления темными силами». Священномученик митрополит Владимир (Богоявленский) повторял, что борьба с пьянством должна быть повсеместной, и чем скорее пастырство примется за нее, тем легче будет победить порок. И не просто пастырям надо отучать народ от пьянства, но им необходимо еще ввести его в сферу высших духовных радостей, чтобы те наслаждения, которыми увлекается народ, оказались для них омерзительными. В житии одного из русских новомучеников, Николая Юрьевича Варжанского, который стоял у истоков дела народного оздоровления, (канонизирован в 2000 г.) говорится: «В начале XX столетия одним из самых часто встречающихся пороков стало пьянство, распространившиеся особенно широко среди рабочих. Пьянство доводило людей до отчаяния и самоубийства, разрушало семью и основы государства, сокрушало веру и заглушало добрые семена, посеянные Господом в сердцах людей». Им было организовано за Семеновской заставой в Лефортово, Варнавинское общество трезвости, которое имело собственное помещение, где проводились лекции, имелся и свой храм. Впоследствиие, следователь ЧК обвинил его в тяжком преступлении как то, борьба за народную трезвость: «Реакционер чистейшей воды и главным гнездом агитации явилось Варнавинское общество трезвости».

Практически при каждом храме было открыто общество трезвости и поэтому невозможно перечислить все, но остановимся на более известных и значительных в своей практической деятельности:

Общества трезвости при соборах и приходских храмах:

1. Князь-Владимирское общество трезвости при соборе св. князя Владимира, на Петербургской стороне у Тучкова моста. Открыто 18 мая 1910 г.

2. Братство трезвости при соборе Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор), Невский пр. Открыто 20 декабря 1909 г.

3. Владимирское общество трезвости при церкви Владимирской иконы Божией Матери, Владимирский пр. Открыто в ноябре 1909 г.

4. Екатерининское общество трезвости при церкви св. Екатерины Великомученицы (Екатерингофской). Открыто в 1910 г. Прихожан 5918.

5. Иоанно-Предтеченское общество трезвости при церкви Воздвижения (Ямской). Открыто 31 января 1910 г. Прихожан 14 683 чел.

6. Крестовоздвиженское общество трезвости при церкви Воздвижения на Петербургской стороне. Открыто 1 мая 1905 г. Прихожан 5661 чел.

7. Мало-Коломенское Михаило-Архангельское общество трезвости при церкви Михаила Архангела (Торговой) на Воскресенской пл. Открыто 2 февраля 1904 г. Прихожан 7000 чел.

8. Матфиевское общество трезвости при церкви св. апостола Матфея, на Петербургской стороне. Открыто 22 декабря 1908 г. Прихожан 5821. Издавался журнал «Трезвые всходы» и листки против пьянства.

9. Покровское общество трезвости при церкви Покрова Божией Матери при Санкт- Петербургском епархиальном братстве во имя Пресвятой Богородицы (ул. Боровая, 52). Открыто в 1906 г.

10. Покровско-Коломенское общество трезвости при церкви Покрова Божией Матери (Покровско-Коломенской), Покровская пл. Открыто в 1910 г. Прихожан 5563 чел.

11. Сампсоновское общество трезвости при Христианском братстве при соборе Сампсона Странноприимца (Выборгская сторона, Б. Сампсониевский пр., 39). Открыто 10 июня 1892 г. Руководители - священник В. А. Покровский, был арестован в 1922 г., протоирей И. Е. Острогорский (в 1922 г. уклонился в обновленческий раскол), диакон П. А. Владимирский, с 1914 г. протоирей (арестован в 1935 г. и выслан из Ленинграда). Прихожан 6000чел. Имели библиотеку и книжный склад. С 1902 г. открыта воскресная общеобразовательная школа для взрослых и детей, где на 1909-1910 учебный год числилось 250 учеников, имелся хор - 70 чел.

12. Больше-Охтинское общество трезвости при церкви Сошествия Святого Духа (Св. Троицы, кладбищенская) на Большеохтинском кладбище. Открыто 14 сентября 1907 г. Прихожан 3861 чел., последним настоятелем перед революцией был протоирей Михаил Николаевич Славнитский, в 1929 г. церковь была закрыта, в 1932 г. разрушена.

13. Спасо-Преображенское Вонифатьевское общество трезвости при церкви во имя Преображения Господня у Московской заставы. Открыто 15 сентября 1901 г. Прихожан 11000 чел.

Общества трезвости при бесприходных храмах

1. Александро-Невское общество трезвости при бесприходной церкви Воскресения Христова (Воскресенской) при Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви (Обводный канал, 116, у Варшавского вокзала). Открыто 30 августа 1898 г., в 1910 г. - 75232. Большинство членов - рабочие, многие с Варшавской ж. д. Руководил обществом с 1898-1905 гг. свящ. Александр Васильевич Рождественский (1872-1905), по его кончине с 1905 г. - протоирей Петр Алексеевич Миртов (род. 1871 г.), при нем возникло уже 12 отделений в различных пунктах города и его окресностях. Имелась бесплатная библиотека-читальня, где насчитывалось 13390 томов, журналы, газеты. Зарегистрировано посетителей читальни - 9004 чел., в библиотеке - 8178 чел. Имели собственную типографию, издавали духовные журналы «Отдых христианина», «Воскресный Благовест» и ежемесячный журнал «Трезвая жизнь». Издано 562 тыс. экз. отдельных книг и брошюр духовного и трезвенного содержания. Издания Александро-Невского общества выписывали и получали бесплатно многие общества трезвости во многих епархиях России. Была одноклассная церковно-приходская школа на 155 учащихся, для которых устраивались елки, детские экскурсии. Были организованы два рукодельных класса для девочек - 46 чел. Воскресная общеобразовательная школа для взрослых - 361 чел., для нуждающихся выдавали пособия. Организовано бюро по рекомендации трезвенников на рабочие места. Участвовали в С.-Петербургской и Тульской антиалкогольных выставках. Имели 4 отделения в Петербурге, 5 в С.-Петербургской губернии, а также Чухломское в Костромской губернии. Общество имело значение центра методической и материальной поддержки для церковных обществ трезвости России. Сотрудником Общества являлся Исаакий Петрович Мордвинов (русский историк и краевед, общественный деятель), который в 1910 г. выпустил книгу - руководство «Общество трезвости, жизнь и работа в нем», о порядке образования обществ трезвости, которая актуальна и сегодня.Братство было ликвидировано в 1918 г. В обществе по религиозно - нравственному просвещению проповедовали такие священнослужители как протопресвитер А. А. Дернов, протоирей А. И. Маляревский (автор нескольких книг обучения детей Закону Божию), протоирей Е. П. Лукин (с 1919 по 1923 гг. настоятель этого храма), протоирей П. Я. Поляков (соратник Петра Миртова, организовал детскую дачу в Луге, руководил Литейным отделением), издатель А. А. Карцев и др.

2. Василеостровское отделение Александро-Невского общества трезвости (Васильевский остров, Большой пр., 61). Открыто в 1906 г., членов на 1907 г. - 4379, а на 1911 г. - 5000. В большинстве - рабочие заводов этого района. Имелась библиотека - 800 экз. книг. Организованы миссионерские курсы, имелась школа для детей в нанятом помещении.

3. Литейное отделение Александро-Невского общества трезвости (Спасская ул., 27). Открыто в 1904 г. Руководитель за 1906-1917 гг. протоирей Петр Иванович Поляков (1858-1922). Был известен в Петербурге не только как горячий поборник трезвого образа жизни, но и как замечательный пастырь и духовный писатель. Организатор и издатель первой всероссийской противоалкогольной газеты «Трезвение». Он отмечал: «... что все постоянные посетители религиозно-просветительских собраний и богомольцы были объединены одним порывом пламенной молитвы и горячей любви христианской. Они образуют словно бы одну трезвенную благочестивую семью, в состав которой входят лица различных положений и состояний: господа и прислуги, князья и крестьяне, придворные чины и простые дворники, учащие и учащиеся. И у всех - один дух, одно сердце!".Членов общества на 1909 г. - 900 чел. В основном это фабричные рабочие, ремесленники, мелкие торговцы. Был устроен детский сад для 100 детей бедных трезвенников с выездом летом на дачу в г. Луга. Организован детский хор.

4. Некрасовское отделение Александро-Невского общества трезвости (за Балтийским вокзалом, Балтийская ул., 11). Открыто 20 декабря 1909 г. Заведующий - диакон В. Г. Спиридонов (с 1939 по 1941 настоятель Троицкой кладбищенской церкви в Петергофе). Членов общества в 1910 г. - 400 чел. Имелась церковная начальная школа для девочек, с сентября 1910 г. устроена воскресная школа - 75 чел. При нейбиблиотека на 177 книг.

5. Петербургское отделение Александро-Невского общества трезвости (Петербургская сторона, ул. Б. Спасская, 53). Открыто 25 января 1904 г. Наблюдатель местного Спасо-Преображенского Колтовского храма священник Николай Сперанский, с 1915 г. благочинный 8-го петроградского округа, был арестован в 1918 г. и расстрелян. В общество входили в основном фабричные рабочие. В 1910 г. был выбран актив из 18 выборных, через них подписались на журнал «Трезвая жизнь». В обществе на 1912 г. записались на разные сроки - 3197 чел. Имелся хор, библиотека - 1015 экз. книг. Имелась начальная школа. Устраивались крестные ходы храма.

6. Казанское общество трезвости при бесприходной Казанской церкви, при Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви (Большая Охта, ул. Панфилова, 33), настоятель протоирей И. К. Кьяндский (в 1935 г. осужден на 5 лет и выслан в Астрахань с семьей). Открыто в 1908 г. Членов общества на 1908 г. - 1838 чел. Ходили крестным ходом в Сергиеву пустынь.

7. Казанское братство трезвости при церкви в честь Казанской иконы Божией Матери при подворье Успенского Староладожского монастыря (Нарвский пр., 1). Руководитель - настоятель храма и редактор журнала «Трезвые всходы» священник Михаил Владимирович Галкин (который в 1918 г. отрекся от священнического сана и участвовал в работе по изъятию ценностей из Церкви, имел тесную связь с ГПУ в качестве консультанта по делам духовенства). Открыто 8 сентября 1910 г., членов на 1910 г. - 244 чел. Без устава. Проводили вечерние беседы, проповеди, общенародное пение, устраивали раздачу и продажу литературы.

Санкт-Петербургский уезд

1. Лесной, пригород Петербурга. Петровское общество трезвости при церкви св. апостолов Петра и Павла. Открыто 20 июля 1908 г. Прихожан - 1941 чел., настоятель Иоанн Рождественский (1907 - 1915).

2. Михаила Архангела, фабричное село. Общество трезвости при церкви Михаила Архангела при Александровском механическом заводе. Входили в основном рабочие. Открыто после 1890 г. Членов на 1911 г. - 170 чел.

3. Невская писчебумажная фабрика братьев Варгуниных. Общество трезвости при (фабричной) Александро-Невской церкви. Основано в середине сентября 1890 г. Руководители - настоятели храма: в 1890-1908 гг. протоиерей И. В. Любимов, в 1908-1911 г. священник И. К. Колесников, с 1911 г. священник А. Простосердов. Членов общества в 1911 г. - около 1000 чел., в основном жители правого берега Невы - рабочие Торнтоновской и Варгунинской фабрик, Беляевского, Русановского, Обуховского заводов. Устраивали крестные ходы и паломничество на Валаам. Была библиотека при школе. Оказывали помощь членам общества, пострадавшим от пожаров и семьям умерших. Была помощь обществу со стороны владельца фабрики И. П. Варгунина, директоров А. П. Бутяева, Н. И. Филимонова.

4. Новая Деревня, дачный пос. Братство трезвости при Благовещенской церкви. Члены - приезжие сельскохозяйственные рабочие на время огородных работ (с весны по осень) в Новую и Старую Деревни. Открыто 1 января 1907 г. Прихожан - 3385 чел.

5. Полюстров (Полюстрово), пригород Петербурга. Покровское братство трезвости при Покровской Братской церкви. Покровитель общества епископ Гдовский Вениамин (Казанский). Открыто 29 июня 1910 г. Устраивали воскресные беседы.

6. Путиловский завод. Братство свт. Николая при церкви свт. Николая и царицы Александры. Руководитель - настоятель протоиерей Николай Михайлович Павский. Открыто 1 октября 1910 г., до этого с 1905 по 1.09.1910 г. существовало как Путиловское отделение Александро-Невского общества трезвости. Читались поучения по воскресениям. Была библиотека, устраивались крестные ходы и паломничества.

7. Сестрорецк, фабричное село и станция ж. д. Сестрорецкий отдел Александро-Невского общества трезвости. Председатель - протоиерей Николай Федорович Розанов. Открыто в 1907 г. Устраивали елки для детей, беседы.

8. Усть-Ижора, фабричное село. Общество трезвости, церковное. Проповеди, беседы. Членов к 1911 г. - 1200 чел.

9. Красное село, Свято - Никольское общество трезвости Царскосельского уезда. Открыто с 1900 г., состояло 6284 члена, учредитель Общества священник Н. И. Успенский, проводили беседы, устраивали чтения с туманными картинами по вопросам веры, устраивали крестные ходы из Красного села в Сергиеву пустынь.

В заключении надо отметить, что православные общества трезвости продемонстрировали пример самоорганизации населения и особенно в столице. Изучение этих церковных организаций позволяет проанализировать проблему воспитания паствы на основе христианских идеалов и тенденции развития трезвенного движения как общественного явления.Отдельные общества трезвости Петербурга накопили значительный опыт работы. В начале XX наблюдался подъём движения по созданию и развитию православных обществ и братств трезвости в Петербурге. Сегодня остается актуальным изучение многовекового духовного опыта Русской Церкви в борьбе за трезвость, которую приостановили революционные события 100-летней давности. Необходимо найти единство подхода к отрезвлению народа, который является духовно-творческой доминантой подъема в современной России и без опыта Церкви, здесь, не обойтись.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Игорь Илюшин
Вечная память
Отошел ко Господу протоиерей Адам Ефимович Жабчик, заштатный клирик Санкт-Петербургской епархии
12.10.2021
«Отец Николай стал за это время исповедником»
Оклеветанный священник Николай Киреев, огульно обвиняемый в сутенерстве, освобожден из-под стражи
20.02.2020
Как сделать братство трезвости интересным
Доклад на конференции на тему «Церковная практика помощи зависимым от психоактивных веществ»
26.12.2019
Обет трезвости как одна из форм оказания помощи зависимым от психоактивных веществ
Доклад на V Санкт-Петербургском форуме «Милосердие» (12 декабря 2018 года)
16.12.2018
Все статьи Протоиерей Игорь Илюшин
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
«Я бы ввёл ответственность беременным за курение»
Виталий Милонов поддержал предложение ограничить продажу табачной продукции беременным и гражданам с детьми
06.03.2024
«Чувствовалось единение всех представителей Федерального собрания»
Впечатления и размышления депутата Госдумы Александра Спиридонова по итогам Послания Президента
02.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:34
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25