Праздник Вечной Жизни

Святая Пасха или Воскресение Христово

0
379
Время на чтение 18 минут

Пасхальные размышления

«Ибо как смерть чрез человека, так и чрез человека и воскресение из мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:21).

«Сын Божий вочеловечился, чтобы мы обо́жились» (свт. Афанасий Великий).

* * *

Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка - «πάσχα» (по-русски произносится «Па́сха») и, в свою очередь, было заимствовано из древне-еврейского языка - «‏פסח‏‎» (по-русски произносится «Пе́сах»), что означает «прохождение мимо, пощада».

Пасха - главный христианский праздник, установленный в воспоминание Воскресения Иисуса Христа из мертвых. Этот «праздников праздник, торжество из торжеств» назван Пасхою по имени Ветхозаветного иудейского праздника, отмечаемого в воспоминание о двух событиях:

● о той ночи, когда кровь жертвенного агнца, - которую по указанию Бога были помазаны двери израильских жилищ (Исх. 12: 5-7, 13), - спасла евреев от посланного Богом ангела, поражавшего смертью всех египетских первенцев (Исх. 11: 4, 5; 12: 12, 29), и проходившего мимо помазанных дверей (Исх. 12:13,23);

● об избавлении евреев от египетского рабства (Исх. 12: 40, 41, 51; 13: 3, 4).

«Новозаветная Пасха - есть венец нашей веры христианской, православной. Воскресение Христово есть та первая важнейшая, великая истина, возвещением которой начинали свое благовестие после сошествия Святого Духа Апостолы» (прот. М. Помазанский) (1: 199). Апостол Петр говорит: «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян. 2: 24). Святой Епифаний, архиеп. Критский, пишет о Новозаветной Пасхе: «Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников. Се тот день, который Бог благословил и освятил ... окончив спасение земных и вместе преисподних ... В сей день Он дал твари новые постановления и законы ... В сей день Он исполнил все Ветхозаветные прообразования и пророчества ... во Христе новая вера, новый закон, новый Божий народ ... новая Пасха, новое и духовное обрезание (святое крещение), новая и бескровная жертва, новый и Божественный Завет» (цит. по 2).

Иисус Христос, умерший по человеческому естеству на кресте за грехи наши и Воскресший, принёс роду человеческому спасение. Он освободил нас от рабства греху, смерти и дьяволу, причём освободил не отдельный народ (как это было в Ветхом Завете), а весь человеческий род. Открыл нам возможность соединения с Богом, доступ к жизни, блаженству, бессмертию и свету, что и является естественным состоянием человека. «Ибо Ты истинный Свет, просвещающий и освящающий весь мир, и Тебя воспевает всё творение во веки веков. Аминь» (3).

Первые люди - Адам и Ева, до их грехопадения находились в соединении с Богом. Не знали страданий и пребывали в блаженстве. После же нарушения заповеди Божьей, - не есть плодов от дерева познания добра и зла (Быт. 2:17), - естественное состояние человека было нарушено. «Грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим. 5:12). В результате первородного греха люди уклонились ко злу. «Воля преклонилась более ко злу, нежели к добру» -говорится в «Православном исповедании». «Весь мир лежит во зле» - пишет св. апостол Иоанн (1 Ин. 5:19). «Зло приразилось к естеству, как ржавчина - к меди и грязнота - к телу» - учит Антоний Великий (цит. по 4: 251).

Однако, несмотря на то, что «грех разрушил первоначальный план - прямое и непосредственное восхождение к Богу» (в. н. Лосский) (5: 280), Бог не оставил человека. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16).

Как отмечает прот. Н. Малиновский: «Предопределенное от века спасение людей, по исполнении полноты времени, Бог благоволил совершить чрез "Сына Своего единородного, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплатившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшагося", т. е. через Господа нашего И. Христа» (6: 380. Книга 1). Свт. Григорий Богослов говорит: «Отец приемлет (кровавую жертву Сына) не потому что требовал или имел нужду, но по домостроительству, и потому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он сам избавил нас, преодолев мучителя силою, и возвел нас к Себе чрез Сына посредствующего и все устрояющего в честь Отца, Которому оказывается Он покорствующим во всем» (7).

Величие спасительного подвига Христова непостижимо для человеческого ума в силу его безмерности. Ибо, «Искупление есть великая тайна, всю глубину которой нельзя передать какими-либо богословскими формулировками» (8: 70). Однако, несмотря на непостижимость этой величайшей благочестивой тайны в целом, отдельные её аспекты разъясняются в святоотеческой Христологии, что позволяет принять их не только на уровне веры сердечной, но и на уровне разума. Приведём некоторые из этих пояснений с комментариями к ним.

Вначале, «через преступление человеком заповеди в Раю в закон жизни человека входит совершенно иной принцип - тления и смерти ... Чтобы спасти род человеческий от погибели, смерти и тления (отменить Божественный приговор), исцелить человека, избавить от власти диавола, необходима была искупительная жертва. Эта жертва, как учат отцы Церкви, должна быть вполне непорочной, не иметь никакого греха» (иеромонах Симеон (Гаврильчик) (9: 112, 114). «Нужна была смерть, - пишет свт. Афанасий Великий, - и надлежало совершиться смерти за всех, во исполнение долга, лежащего на нас» (цит. по 9: 114). «Нам надо было, - учит свт. Григорий Богослов - чтобы Бог воплотился и умер, дабы мы могли ожить А святой Афанасий Великий утверждает: "Если Бог родился и умер, то не потому Он умер, что родился, но Он родился для того, чтобы умереть"» (цит. по 5: 280). «За наше преступление - говорит свт. Лев Великий - надо было принести жертву, которая принадлежала бы и к нашему роду и в то же время была бы свободна от нашей скверны, то есть от греха» (цит. по 9: 114).

Здесь можно выделить два условия в отношении к искупительной жертве: необходимость смерти и необходимость безгрешности. Первому условию удовлетворяет человек, поскольку он смертен. Ибо «никто из людей, обладающих падшей природой, не мог избавиться от осуждения смерти» (прп. Максим Исповедник). Но человек не удовлетворяет второму условию - безгрешности! «Ибо нет человека, который не грешил бы (3 Цар. 8: 46). «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Екл. 7: 20). «Когда не грешили пред тобою живущие на земле?» (3 Езд. 3: 35).

Безгрешен только Бог! «Совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» (Втор. 32: 4). «Все пути Господни - милость и истина» (Пс. 24: 10). «Праведен Господь Бог наш во всех делах Своих» (Дан. 9: 14). «Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Отк. 15: 3). Однако, Бог, одновременно с этим, и бессмертен!

Таким образом, для спасения человеческого рода необходимы и Божественное и человеческое естество. Только Богочеловек - ИИСУС ХРИСТОС, или воплотившейся СЫН БОЖИЙ, являясь единой Ипостасью, единым Лицом, имеет одновременно два естества (или две природы): Божественное и человеческое, - соединённые неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно (вероопределение IV Вселенского собора в Халкидоне, созванного в 451 г.)

Теперь о собственно обосновании названных условий, то есть необходимости смерти и безгрешности. Безгрешный Иисус Христос [1] «принесением Себя в жертву на Голгофе, жертву добровольную и безмерной цены, по закону справедливости отменяет осуждение смерти ... Т. е. тот приговор смерти (Быт. 3: 7), который был произнесен Богом в Раю по сотворении человека (о запрете на вкушение плодов от дерева познания добра и зла), но вступил в силу после совершенного прародителями преступления» (иеромонах Симеон (Гаврильчик) (9: 119, 127).

Здесь, как видим, вносится понятие справедливости. Оно является одним из основополагающих нравственных понятий. Ведь, если несправедливо и сильно наказать или обидеть человека, то он спросит не почему так сильно наказали или обидели, а за что? [2] По мнению В. Н. Лосского: «справедливость не какая-то абстрактная превосходящая Бога реальность, а одно из выражений Его природы» (5: 284)

Свт. Кирилл Александрийский по данному вопросу говорит: «Ибо если смерть была наказанием бывших под грехом, то совершенно свободный от греха, очевидно достоин был жизни, а не смерти ... Ибо доколе грех предавал смерти покорных себе, до тех пор он, как по праву действующий, мог так действовать. Но когда он тому же наказанию подверг невинного, безгрешного и достойного венцов и похвал, тогда, уже лишается этой власти, как поступивший неправильно» (цит. по 9: 119). Блж. Феофилакт пишет: «До распятия Господа смерть справедливо властвовала над людьми. А как Господь оказался безгрешным, то диавол что мог найти в Нем, заслуживающего смерти? А как Он был умерщвлен несправедливо, то победил умертвившего Его» (10: 112, 113).

Таким образом, смерть безгрешного Иисуса Христа есть явная несправедливость, так как смерть является порождением греха, его последствием. Смерть есть «возмездие за грех» - учит апостол Павел (Рим. 6: 23). «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих», - сказано в Книге Премудрости Соломона, - «ибо Он создал все для бытия» (Прем. 1: 13, 24). «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем. 2: 23, 24).

Иначе говоря, смерть не может, по закону справедливости, распространяться на безгрешного, то есть на Того, Кто не принадлежит к уделу диавола. Но так как это случилось, то отец лжи и греха - диавол [3] был побеждён, как сотворивший эту несправедливость. Таким образом, сначала «Бог дал диаволу власть, но потом отнял ее за то, что он превысил свои права и напал на неповинного ... Некоторые отцы, в особенности Григорий Нисский, предлагают нам символ "Божественной хитрости": человеческая природа Христа была как бы приманкой на крючке Его Божества. Диавол бросился на жертву, но крючок пронзил его...» (В. Н. Лосский) (5: 283, 284).

«Учение о том, что Крестная смерть Иисуса Христа есть искупительная жертва за грехи мира, составляет основную истину христианства» (прот. Малиновский) (6: 448. Кн. 1). Крестная Добровольная Смерть Иисуса Христа, в соответствии со Св. Писанием:

исцелила нас (Ис. 53: 5; 1 Петр. 2: 24);

очистила нашу совесть (Евр. 9: 13, 14);

примирила с Богом (Рим. 5: 10; 2 Кор. 5: 19; Кол. 1: 20»);

была необходима для уничтожения греха (Евр. 9: 26; Рим. 6: 10);

явилась жертвою (жертвою умилостивления, жертвою за грех) (Рим. 3: 24, 25; Евр. 2: 17; 9: 27; 1 Ин. 2: 2; 4: 10 и др.);

явилась нашим оправданием (Рим. 5: 9) и нашим искуплением (Мф. 20: 28; Мк. 10: 45; 1 Петр. 1: 18 - 20; Гал. 4: 4-5; . 1: 12-14 и др.).

Апостол Петр учит: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Петр. 2: 24). Апостол Павел говорит: «не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом» (2 Кор. 5: 21); «вы куплены дорогою ценою. Поэтому прославляйте Бога в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ... не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 6: 20; 7: 23).

В. Н. Лосский об искуплении пишет: Искупление, самое средоточие домостроительства Сына, нельзя отделять от Божественного замысла в его целом. Он никогда не изменялся; целью его всегда оставалось совершенно свободное соединение с Богом личностных существ - людей и ангелов, ставших во всей полноте ипостасями космоса земного и космоса небесного ... Долг, уплаченный Богу, и долг, уплаченный диаволу; два эти образа полноценны лишь вместе взятые для обозначения в существе своем непостижимого деяния, которым Христос вернул нам достоинство сынов Божиих ... во Втором Адаме Сам Бог непосредственно соединяется с человечеством, приобщая его к Своему безмерному превосходству над ангелами. Искупление есть реальность величайшая, распространяющаяся на всю совокупность космоса как видимого, так и невидимого. "Суд над судом" примиряет падший космос с Богом. На кресте Бог простирает руки человечеству, и, как пишет святой Григорий Богослов, "несколько капель крови восстанавливают всю вселенную"» (5: 254, 280, 284).

Вместе с этим, восстановление (исцеление) падшего естества (падшей природы) человека также имеет основополагающее значение в деле его спасения. По мнению Патриарха Сергия (Страгородского): «Церковь наша видит во Христе не пассивное лишь орудие умилостивления, а восстановителя нашего падшего естества и называет его вторым Адамом» (цит. по 11, ч. 3: О Боге в отношении Его к миру и человеку).

Отметим, что «важное место в понятии искупления занимает мысль о заместительном характере смерти Господа в смысле принятия Им на Себя греха мира, то есть всех тягостных последствий грехов всего человечества. "Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши" (Ис. 53: 5); "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин. 1: 29); "Я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию" (1 Кор. 15: 3). В искупительной жертве открылось миру и Божественное правосудие и Бо­жественное милосердие» (8: 64, 65).

Также необходимо отметить, что в результате Крестной Смерти Спасителя человечество автоматически не исцелилось и автоматически не спаслось. Иисус Христос пришёл избавить от власти греха тех, кто хочет избавиться от неё и хочет жить по-новому. Ему важен каждый, кого можно спасти. Те же, кто не хочет исцелиться и спастись - не исцелятся и не спасутся! Ведь, как известно, для спасения нужно соединение (синергия) двух воль: Бога и человека. Ибо «по отеческому выражению, "если единая воля Божественная создала человека, то спасти его она не может без содействия воли человеческой"» (5: 107). Иначе говоря, «Бог спасает нас не без нас» (свт. Афанасий Великий»). Таким образом, по отдельности, воля Божия, так же как и воля человеческая, является необходимым, но не достаточным условием спасения. И только их синергия (соработничество, соединение) обеспечивает достаточность этого условия!

При этом от человека требуется лишь открыть дверь души своей, в которую стучит Господь (Откр. 3: 20). Казалось бы, так просто и легко! Но нет ничего сложнее, чем победить самого себя, или себя в себе. Св. прав. Иоанн Кронштадтский говорит: «Трудно побеждать себя. Нет на свете труднее победы, как победа над самим собою, но надо непременно побеждать себя, то есть побеждать зло, гнездящееся и действующее в сердцах наших и во плоти нашей или многоразличные страсти плотские и духовные, воюющие ежедневно во плоти нашей» (12: 23).

Свт. Тихон Задонский учит: «Наконец велико есть победить самого себя. Многие победили много тысячей людей, многие покорили грады и государства, но себе самих победить не могли, понеже с самими собой не имели брани, без которой победа не бывает ... Сия есть преславная победа, сие есть благородие, достоинство и преимущество христианское - самого себе, то есть растленное свое естество, злонравие и похоть свою побеждать. В чем состоит их мужество, сила и храбрость ... Сея победы желаем поищем и иметь с помощью Божий потщимся» (13: 122, 123 со ссылкой на: «Творения свт. Тихона. 6-е изд. 1889. Т. 3. С. 259, 260); «Победа над самим собой есть истинное счастье христианина» (13: 681 со ссылкой на: «Творения свт. Тихона. 6-е изд. 1889. Т. 4. С. 107).

Архим. Иоанн (Крестьянкин) пишет: «Начинается самоотвержение борьбой с собой. И победа над собой - самая трудная из всех побед по причине силы врага, ведь я сам и есть свой враг. И борьба эта самая длительная, ибо оканчивается она только с окончанием жизни. Борьба с собой, борьба с грехом всегда останется подвигом, а значит, будет страданием. И она же, наша внутренняя борьба, рождает и другое, еще более тяжкое страдание, ведь в мире зла и греха человек, идущий путем праведности, всегда будет чужим в жизни мира и будет встречать враждебность по отношению к себе на каждом шагу. И с каждым днем подвижник все более и более будет ощущать свою несродность с окружающим и болезненно переживать ее» (цит. по 15).

По словам немецкого поэта-сатирика Фридриха фон Логау: «Бой с самим собой - есть самый трудный бой. Победа из побед - победа над собой»

Здесь дело в том, что в человеке действует родовая греховность (уклонение к греху, или укоризненные страсти), которая является следствием первородного греха. Эта повреждённость человеческой природы передаётся всем потомкам Адама и Евы и является благодатной почвой для появления грехов, страстей и зла, ведущих к погибели. С другой стороны, в человеке действует Божественная благодать, ведущая к спасению. Наличие греховности и благодати представляет собой совместное присутствие и напряженную борьбу двух основополагающих сил, противоположных по своей духовной направленности.

Св. апостол Павел говорит: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7: 22, 23). Эта борьба, или внутренняя брань, и характеризует динамику духовной христианской жизни - радость побед и драматизм поражений. Иначе говоря - наше движение к Богу или от Него.

Таким образом, земной путь христианина, включающий земные неудобства и скорби, проходит не в тишине и покое, а - в духовной брани. При этом некоторые подвижники ещё при жизни смогли достичь высокой степени духовности и бесстрастия. Преп. авва Дорофей говорит об этом так: «Отречением своей воли христианин приобретает беспристрастие, а с беспристрастием приходит с помощью Божией и в совершенное бесстрастие» (17: 34).

Только наши победы, - обусловленные благодатью Божьей и личными деяниями, - приносят нам венцы. Однако их непросто заслужить. «Надо стараться быть достойными жизни со Христом. А этого можем достигнуть мы только добрым, христианским подвигом. Не напрасно же страдали апостолы и святые мученики и, сохраняя веру, отреклись от самой временной жизни. Не напрасно же пустынные подвижники оставили мир и избрали себе безусловное смирение, совершенное целомудрие и всецелое нестяжание. Смирением они победили козни диавола, целомудрием - похоти плоти и нестяжанием - прелести мира. Будем и мы, укрепляясь благодатью Божией, подражать им в терпении и подвигах, да получим от праведного Мздовоздаятеля Бога победные венцы. Боже наш, слава Тебе!» (прот. В. Нордов) (цит. по 14: 349).

Вообще, в земной жизни христианина одной из основ духовности, духовного стержня, или духовного фундамента, - является вера в Царство Небесное и надежда вечной Жизни в Нём. Это направляет нас к любви к Спасителю, Который «дорогою ценою» открыл нам Царство.

Сии же добродетели (вера, надежда, любовь) обусловлены благодатью Божьей и Святым Благовествованием, - свидетельствующим о спасении во Христе, - написанным «Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3: 3). При этом осознание цели жизни, - блаженства в соединении со Христом, - организует в человеке внутреннюю цельность и создает четкую и направленную доминанту, что гармонизирует психические силы души - разум, чувства, волю. И тогда уже в жизни земной не остаётся места рабству страстям, которые могут стать для человека ложными и лукавыми богами, разрушающими его душу и тело. «Ведь для Бога нет непоправимого - Воскресение Христа тому свидетельство. Непоправимо лишь одно: нежелание людей признавать очевидное. И, прежде всего, свой собственный грех» (18).

В заключении настоящей статьи отметим, что понятие искупительной жертвы Иисуса Христа, о которой говорилось выше, совершенно не требует представления о Боге, как о некоем тиране, которому необходимо заплатить кровью собственного Сына за нанесенное оскорбление [4]. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16). Св. апостолы говорят об этом так: «Не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5: 21); «И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру» (1 Ин. 4: 14); «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим. 5: 1, 2).

Поздравляю всех православных с Великим и светлым Праздником - ВОСКРЕСЕНИЕМ ХРИСТОВЫМ!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! И бескрайний океан света изливается от воскресшего тела Спасителя (В. Н. Лосский).

Так откроем же своё сердце Воскресшему Иисусу Христу!

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Помазанский М., прот. Догматическое богословие. - Фонд «Христианская жизнь». Клин, 2001.

2. Святой Епифаній, епископ Кипрский. Слово на Святое Христово Воскресеніе. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемый при Санктпетербургской Духовной Академiи». - СПб.: Въ Типографiи Ильи Глазунова и К°. - 1838 г. - Часть II. - С. 21-38. [Электронный ресурс]. Сайт «Святоотеческое наследие» - Режим доступа: http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.v.e_06_0003, свободный. - Загл. с экрана.

3. Православные молитвы. Молитвы утренние. Молитва 5-я, св. Василия Великого.

4. Алипий (Кастальский - Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие: Курс лекций. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002.

5. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Догматическое богословие. - М.: СЭИ; Трибуна. Вып. 1. - 1991. - (Религиозно-философская серия).

6. Малиновский Н., прот. Очерк православного богословия. - М.: Православный Свято - Тихоновский богословский ин-т, 2003.

7. Григорий Богослов, свт. Слово 45 на святую Пасху.

8. Воронов Л., прот., док., проф. Догматическое богословие: учеб. для дух. учебн. завед. - 2-е изд. - Клин: Христианская жизнь, 2002.

9. Симеон (Гаврильчик), иером. О домостроительстве нашего спасения: Учение о человеческой природе Христа в творениях отцов православной Церкви // Святоотеческая христология и антропология: сб. ст. - Вып. 1. - Пермь: Панагия, 2002.

10. Святое Евангелие от Иоанна с толкованием блж. Феофилакта. М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; «Новая книга», 1996.

11. Давыденков О., иер. Догматическое богословие. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -

http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_boge2/davudenkov_dogmatika_1g_23_all.shtml, свободный. - Загл. с экрана.

12. Из поучений святого праведного Иоанна Кронштадтского. Исполни заповедь любви. - М.: Отчий дом, 2001.

13. Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского - М.: Самшит - издат, 2003.

14. Год души: православный календарь с чтением на каждый день 2005/ сост. И. Смолькин. - Московский Патриархат; Молдавская Митрополия; Единецко-Бричанская епархия.

15. Сайт «Православный церковный календарь». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/days/prazdnik-nedelja-3-ja-velikogo-posta-krestopoklonnaja, свободный. - Загл. с экрана.

16. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - М.: Ладья, 2000.

17. Преподобного отца нашего Аввы Дорофея, душеполезные поучения и послания. 10-е изд. - М., 1913. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pagez.ru/ds/strasti_.php, свободный. - Загл. с экрана.

18. Сайт «Библия - Центр». Мысли вслух на Деян 2: 36, 37. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bible-center.ru/ru/note/20150528/main?printable=1, свободный. - Загл. с экрана.



[1] Безгрешность Иисуса Христа понимается, как отсутствие у Него при рождении определенных последствий первородного греха - укоризненных страстей, а также отсутствие личных грехов и внутренних искушений в процессе земной жизни. Св. Иоанн Дамаскин пишет: «Далее, исповедуем, что Христос воспринял все естественные и безупречные страсти человека. Ибо Он воспринял всего человека и все, что принадлежит человеку, кроме греха» (16: 257). В Св. Писании об отсутствии греха у Спасителя сказано: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Петр. 2: 22). «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы в Нем сделались праведными перед Богом» (2 Кор. 5: 21).

[2] В книге чешского писателя XX века К. Чапека «Обыкновенное убийство» о справедливости сказано: «почему несправедливость кажется нам хуже любого зла, которое можно причинить людям ... Я бы сказал, что в нас есть некий юридический инстинкт, - и виновность и невиновность, право и справедливость - столь же первичные, страшные и глубокие чувства, как любовь и голод».

[3] «Ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. Ин. 8: 44)

[4] В. Н. Лосский пишет: «Не следует, действительно, представлять себе Бога ни конституционным монархом, подчиняющимся какой-то Его превосходящей справедливости, ни тираном, чья фантазия - закон вне всякого порядка и объективности ... Для Сына дело не в том, чтобы чинить какой-то убогий суд, доставив бесконечное удовлетворение не менее бесконечной мстительности Отца ... Христос не чинит правосудие, но его являет ... Отец принимает жертву Сына "по домостроительству": "нужно было человеку освятиться человечеством Бога" (свт. Григорий Богослов)» (5: 284, 285).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Петр Добросельский
Первородный грех
Первый грех в роде человеческом и его последствия. Часть 3
07.04.2020
Первородный грех
Первый грех в роде человеческом и его последствия. Часть 2
01.04.2020
Первородный грех
Первый грех в роде человеческом и его последствия. Часть 1
24.03.2020
Борьба со злом
О различном отношении к врагам
11.02.2020
Виновны ли потомки Адама и Евы в их грехопадении в раю и его последствиях
Об отношении рода человеческого к первородному греху в христианском богословии
24.01.2020
Все статьи Петр Добросельский
Последние комментарии
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:58
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:51
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
18.04.2024 16:45
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от боеприпас
18.04.2024 16:34
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от архетипика
18.04.2024 16:16
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 15:40
На картошку!
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 15:38