itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Парадоксы «православного социализма»

Февральская революция и ее оценка в отечественной философии истории

Бывший СССР  100-летие революции  Православный социализм 
0
2645
Время на чтение 8 минут

В современной патриотической историсофии, а точнее - в философии российской истории ХХ в., весьма распространена и достаточно популярна следующая парадигма: СССР (социалистическая республика) - это восстановление в новой форме Российской империи (монархии) как тысячелетней Традиции, разрушенной Февральской революцией (буржуазно-либеральной республикой). Между тем, в основе этой историософской модели лежит не что иное, как либеральная же гегельянская диалектика, националистически переформатированная еще славянофилами и почвенниками и, как мы видим, до сих пор эксплуатируемая отечественной философской мыслью. Для Ортодоксии же (Традиции) как таковой - Февраль и Октябрь, капитализм и социализм, либерализм и романтизм, белое и красное - это одно и то же квази- и антихристианство лишь под овчинами разной выделки. И советский социализм, и буржуазная республика с их идеологиями - это конкурирующие друг с другом формы демократии; но в отношении Традиции они практически в равной степени оппозиционны и революционны. Антимонархизм - их общий знаменатель. Просвещение, Французская революция и немецкий классический идеализм - их общие исторические истоки.

В Октябре произошел переворот не только в отношении Февраля (капиталистического пути развития новой России), но и в отношении того же условного «января» (монархии), что более чем очевидно. «Весь мир насилья мы разрушим / До основанья, а затем / Мы наш, мы новый мир построим, - / Кто был ничем, тот станет всем». И действительно построенный «новый мир» Советского Союза не имел никакого отношения к канувшей в апокалипсическую бездну последней христианской империи. Гонения на Церковь Христову было официальной внутренней политикой новой сверхдержавы, явившейся в этом отношении восстановлением первого, а не Третьего Рима. Это нью-вавилонское богоборчество и титанизм было провозглашено даже на уровне государственного гимна (РСФСР 1918 -1922 гг., и СССР 1922-1944гг.): «Никто не даст нам избавленья: / Ни бог, ни царь и не герой. / Добьемся мы освобожденья / Своею собственной рукой». Поэтому неогегельянская историософская диалектика («парадоксальность») «православного социализма», мифологизируя отечественную историю, вводит людей в заблуждение своей идеализацией. Это вредно не только в плане научной достоверности, но и в плане личной духовной жизни людей, позиционирующих себя как православные христиане, поскольку моделирует у них «диалектическое» (гностическое) отношение ко греху вообще, получающего в данной системе двусмысленную оценку как якобы имеющего позитивное зерно, являющегося условием и потенцией развития. Вот очередной яркий пример этого «парадоксализма»:

«Февраль разбудил в стране пассионарные силы, которые смогли дать народу большие цели, более соответствующие, в конечном счете, национальной традиции, чем буржуазный парламент с министрами-миллионерами. Это были очень жестокие силы, но такова оказалась цена сборки страны после либерального погрома. <...> Февральская революция 1917 года представляется великим парадоксом. С одной стороны, это трагический прерыв традиции, благодаря которой российская государственность существовала, условно говоря, тысячу лет, на основе определенного религиозно-цивилизационного архетипа. В феврале этот архетип был почти разрушен, но через девять месяцев - по историческим меркам, мгновенно - он начал восстанавливаться, хотя и под другими знаменами, в других социально-политических формах. Как говорит Мефистофель у Гете, он часть той силы, что, вечно желая зла, вечно совершает благо... <...> С точки зрения философии истории, Февральская революция - это один из ключевых моментов воспроизводства Россией самое себя, причем через "отрицание отрицания", как сказал бы диалектик Гегель. Основной её урок в том, что верховная власть в России коренится в области религиозно-мировоззренческого ядра русской цивилизации. <...> Таким образом, вольно или невольно Февраль 1917 года оказался первым звеном цепи событий, приведшей через несколько лет к формированию новой колоссальной империи, которая опиралась не только на народные традиции, но и на превращенные формы православия и самодержавия. В цивилизационном плане февральская революция привела скорее к смене элиты в рамках одного и того же культурно-исторического типа (термин Н.Я.Данилевского), чем к замене самого типа. В этом ключе февральская революция сыграла положительную роль по отношению к осуществлению цивилизационного идеала, составляющего "сквозное действие" истории России вплоть до сегодняшнего дня. Она ясно показала, что либеральная буржуазия - тогда в лице Временного правительства - Россией управлять не может. Как конкретный политический проект, Февраль потерпел полное историческое поражение, но привел к своей мировоззренческой и социально-культурной противоположности уже в октябре того же года».[1]

«Отрицание отрицания» - это весьма опасный для христианина логический инструмент, прямо противоречащий евангельской заповеди: «да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф 5:37). Тот факт, что одно зло отрицает другое (меньшее или большее - «на вкус» каждого), отнюдь не делает его благом само по себе (тем более что мнимо «контрреволюционное» зло при этом, как было сказано, прямо отрицает и благо как таковое - Церковь Божию, христианство). Мефистофель масона Гете - это просто бес, поэтому «когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец» (Ин 8:44). С христианской точки зрения, архетипом советского периода российской истории является скорее следующая формула: «Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2Кор 11:13-15). Такова советская идеология, где за красными знаменами гуманизма и лозунгами социальной справедливости и братства, за «потемкинскими деревнями» коллективного хозяйствования и восстановлением границ российской империи скрывается антихристианский дух, лукавая забота о земном благополучии человека и вечное погубление его души в атеистической пропаганде. Тогда как для почвенника Данилевского, действительно, СССР был бы лишь «сменой элит в рамках одного и того же культурно-исторического типа», потому что он сам мыслил уже не христианскими категориями, но «цивилизационными идеалами» гегельянства и шеллингианства; смотрел на мир «в цивилизационном плане», а не в плане Священного Писания; сам только и делал, что подменял Священное Предание либеральной философией истории; одним словом, «оставив заповедь Божию, держался предания человеческого» (Мк 7:8). Никакие «пассионарные силы» и никакие «соответствия национальной традиции», никакая «сборка страны» и никакое «воспроизводство Россией самое себя» не могут являться «ценой» репрессий христиан и воинствующего богоборчества. Это совершенно не приемлемая для Православия постановка вопроса, лишний раз показывающая псевдоортодоксальную сущность «православного социализма».

«Прав был бывший "легальный марксист" Петр Струве: "Россию погубила безнациональность интеллигенции, единственный в мировой истории случай забвения национальной идеи мозгом нации"».[2] Перестав быть марксистом, Струве так и не стал христианином. Идеологема «национального» сменила у него идеологему «классового», но это не более чем другая подмена догматических категорий христианства (Православной Церкви). И это, увы, духовная эволюция подавляющего большинства людей русского образованного общества той эпохи (в ту или иную сторону, но в одном диапазоне: от умеренно-консервативного романтизма до радикального либерализма), поэтому она полностью отразилась и до сих отражается в истории России, «шатающейся» между полюсами этой мнимой альтернативы.. Безусловно, при либерализме (условно в «феврале») с его религиозной толерантностью происходит постепенное выхолащивание, протестантизация и обмирщение христиан, теснимых буржуазной идеологией стяжательства и потребления, как мы это можем воочию наблюдать сейчас.

Но ведь при советском социализме с его атеизмом это же самое произошло гораздо быстрее, путем простой аннигиляции веры в человеческих душах и замены ее верой в коммунизм, партию, рабочих и крестьян. Гипотетический же вариант романтического сочетания социализма с христианством - это не более еще одна форма той же секулярной агонии, о чем говорят сами лукавые обоснования и аргументация этой модели. «Близость» социализма к христианству - это лишь видимость, подделка, причем весьма грубая. На самом деле, общего с христианством здесь не больше, чем в буржуазной системе ценностей: только в первом случае симулируются «общинные» добродетели христианства («братство»), а во втором - индивидуальные («свобода»). Но и в том и в другом случае подмененными (с божественных на человеческие) оказывается и основания, и методология, и цели, что придает самим добродетелям этих парадигм духовно отрицательный заряд. Более того, и «белое» (либеральное и романтическое) направление отечественной философской мысли искало, по крайней мере декларативно, «общественной религиозной правды», социального воплощения «древнего христианства» в формах «нового религиозного сознания». Но, как и «красное» движение, это было лишь изводом все того же «немецкого классического идеализма» (то есть гностицизма и/или хилиазма - в ортодоксальной терминологии).

Соответственно, и православно-социалистическое «воспроизводство Россией самой себя» - это все та же гуманистическая религия самоспасения человека, все тот же титанизм «освобожденья своею собственной рукой», лишь завуалированный мнимым консерватизмом. Это как если бы Россия в Феврале приняла протестантизм, а в Октябре «покаялась» - и крестилась в католицизм, а апологеты Октября говорили бы теперь, что второе гораздо лучше первого, потому что более «национально»; «ближе» к исконному православию; что это такое необходимое космогоническое «преобразование», метаморфоза эволюционирующего «единого» и т.д. Поэтому «превращенные формы православия и самодержавия» советского периода - с точки зрения христианской историософии как таковой - это не только возрождение «звериного» древнеримского империализма, требующего человеческих жертвоприношений ради утверждения «самое себя», но и предтеча последнего, апокалипсического «зверя» человеческой истории, когда в «превращенной форме» антихриста будет явлен уже сам мессия.



[1] Казин А. Парадокс Февраля, или как масоны России помогли. http://ruskline.ru/analitika/2017/03/04/paradoks_fevralya_ili_kak_masony_rossii_pomogli/

[2] Там же.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

128. Свт. Серафим о дореволюционном богословии

Свт. Серафим (Соболев) «По поводу сочинения иеромонаха Тарасия: «Великороссийское и малороссийское богословие 16 и 17 веков» год издания 1943. Заключение: «…Если Господь дарует нам великую Свою милость и настанет время возрождения России, то необходимо учредить при св. Синоде Русской Церкви цензурный комитет, в состав коего должны войти те из ученых богословов, которые отличаются церковной жизнью и особенною преданностью православной вере. Цель этого комитета должна будет состоять в том, чтобы он, а не совет профессоров высших духовных школ, выносил свои решения о присуждении ученых богословских степеней, начиная с кандидатской. Нужно всегда помнить, что за неверия Господь так тяжко наказал Россию. Но распространению этого неверия, к сожалению, не мало содействовала и Высшая Власть Русской Церкви тем, что не имела надлежащего контроля над богословскими трудами. В силу этого сочинения, подобные рассмотренному нами, печатались без особых цензурных препятствий и даже с присвоением их авторам ученых богословских степеней, на соблазн верующим и погибель нашей Родины. Не будем же повторять прежних ошибок».
Лев Хоружник / 16.04.2017, 07:24

127. Ответ на 123., Иоанна:

Еще раз ссылка: http://cyberleninka.ru/article/n/novye-svedeniya-o-vzglyadah-arhiepiskopa-bogucharskogo-serafima-soboleva-na-problemy-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi
Иоанна / 09.04.2017, 20:28

126. Ответ на 112., Лев Хоружник:

Свт. Серафим о дореволюционном богословии Глава 1. Учение прот. П.Я. Светлова о Царстве Божием

И где сказано, что это о дореволюционном богословии? Это об учении прот. П.Я. Светлова о Царстве Божием. Владыка Серафим очень почитал тогда еще не канонизированных еп. Феофана Затворника, митр. Московского Филарета - это что, разве не дореволюционное богословие? Духовные чада Владыки воспитаны на этот самом "дореволюционном" богословии, влияние нашего "дореволюционного богословия" на Болгарскую Церковь огромно. Хоружник, не вводите в заблуждение читателей и не лезьте в то, в чем ничего - очень мягко говоря - не понимаете.
Иоанна / 09.04.2017, 20:24

125. Re: Парадоксы «православного социализма»

Запомни, тупица. Дореволюционное богословие - это свтт. Петр Могила, Макарий Булгаков и Филарет Дроздов.
М.Яблоков / 09.04.2017, 19:58

124. Ответ на 101., Лев Хоружник:

[QUOTE И в первый раз я приводил слова свт. Серафима о том, что учение митр. Антония он называл ересью, и во - второй раз могу это сделать, в связи с обсуждаемой темой. Так что не лгите, Иоанна, и не уподобляйтесь фарисеям, тем самым, что распяв Христа пошли праздновать Пасху. Чем Вы лучше их, когда делаете то же?

Можете извиниться, Хоружник. И впредь не уподобляться хамам. Ничего вы не приводили, я прекрасно помню.Вы не можете ничего привести, потому что свт. Серафим ничего подобного никогда не говорил и не писал. Подтверждаю цитатой из его письма - оно и по той теме и по этой - в одном письме. Письмо арх. Серафима (Соболева) митр. Вениамину Федченкову, 14/27 февраля 1934 г., г. София (ГА РФ, Ф. 6343, Оп.1, Д.283, Л. 6-9 об.) „... Я никому и никогда не заявлял, что считаю учение Митрополита Антония об искуплении вполне православным. Но и еретиком его не объявлял, как это делается Архиепископом Феофаном и Тобою. Не объявлял Митрополита Антония еретиком, во-первых, потому, что святитель Афанасий Великий до осуждения Оригена Церковью „говорил о нем с уважением, объяснял его язык и защищал его от ложного понимания“ (История Христианской Церкви Джемса Робертсона, Т.1, с. 99, СПб, 1890), а святитель Григорий Неокессарийский, Чудотворец, на смерть Оригена говорил ему похвальное слово. <...> Во-вторых, я не могу объявлять еретиком Митрополита Антония и потому, что он печатно объявил, что его учение об искуплении есть его частное богословское мнение, и просил его катехизис не вводить в учебные заведения в качестве учебника. Кроме того, он в том же своем учении об искуплении не отрицает спасительного значения для нас крестной смерти Спасителя, но больше придает значения в деле нашего искупления не человеческим, а гефсиманским страданиям на том основании ,что душевные муки тяжелее телесных. В своих же печатных проповедях и беседах, произнесенных в бытность свою ректором Казанской Духовной Академии, Митрополит Антоний в вопросе об искуплении держится общецерковного учения. <...> В заключение настоящего моего письма я должен сказать, что не следовало бы и Тебе объявлять еретиком Митрополита Антония ни только в силу вышеизложенного мною, но и по той еще причине, что содеянный Тобою грех – признание советской власти, и при том признание свободное и убежденное, тяжелее греха ереси. Этим признанием Ты сознательно и свободно санкционируешь бесчисленные злодеяния советской власти по уничтожению ею нашего русского православного народа и нашей Русской Православной Церкви – осуждаешь бесчисленный и доблестный сонм новых мучеников и исповедников, пострадавших от советской власти как кровавой гонительницы не только веры нашей, но и всего доброго на земле, и предаешь нашу Русскую Церковь во власть сатаны, ибо советская власть служит не Богу, а сатане, являясь властью безбожною и богоборческою“. Подробнее – здесь goo.gl/e77gaacontent_copyCopy short URL Или в книге проф. А. Кострюкова „Пламень огненный“, изд. Сретенского монастыря, 2015., с. 242.
Иоанна / 09.04.2017, 19:38

123. Re: Парадоксы «православного социализма»

Читая последние посты М. Яблокова, еще раз убедился, что нынешние монархисты больны на всю голову, как говорится. И не только на голову. Эти ребята, включая закатовых и всяких почитателей царей, любителей "пророчеств" и прочих 'царебожников", как правило, - духовно больные люди со многими душевными и духовными недугами. Отсюда их неуемная агрессивность, неадекватная реакция и ложные устремления (напримео, "реабилитироаать" одиозную фигуру Г. Распутина). Их потуги "богословствовать" и "реабилитировать" жалки и несостоятельны. Всех этих лжеучителей и лжепророков, которых развелось сейчас как с ..., не нужно слушать (не прельщаться их речами), но и остановить их мы, к сожалению, не можем. Пусть себе брешут ...
М.Е. / 09.04.2017, 18:58

122. Ответ на 107., Лев Хоружник:

Лев, прекратите фамильярничать, изворачиваться и возводить поклеп теперь уже на меня. Цитируйте лучше Ленина или Мао Цзедуна - там точно найдутся цитаты на все случаи жизни. А перевирать святых - дело не безопасное.
Иоанна / 09.04.2017, 18:52

121. Ответ на 106., М.Яблоков:

Коммуняки и либерасты! Не прикрывайтесь Православием, вы к нему не имеете ни малейшего отношения. Живите сами своей ничтожной жизнью. Обходите Церковь и православных христиан стороной. С нас с вами ничего общего нет и никогда не будет. Православным можно стать, только выбросив из головы весь коммунистический и демократический хлам. А если нет, то оставайтесь в своем дерьме, но не пачкайте им других. Каждому свое в конце концов.

У комуняк и либерастов есть более правильное название - демократы. Это группа лиц, которая хочет придти к власти, либо совершает отвлекающий манёвр для прихода к власти другой группы людей демократическим путём. А придя к власти они будут действовать по воле народа. Потому что: ДЕМОКРА́ТИЯ - Политический строй, при к-ром верховная власть принадлежит народу, народу.... Иудеи обошли Заповедь, придумали способ захватить власть. Проблема в том, что многие не понимают как это работает, из-за слабой Веры. Группа лиц, собирает волю народа себе в кулак, а потом над этим народом издевается как посчитает нужным. А народ, в свою очередь, как покорные рабы этой группе лиц подчиняется. Народ не понимает, как это работает и не верит в то, что это в принципе может работать. И это Христиане, которые ходят в Церковь, участвуют в Таинствах. Демократы используют "подобные таинства", это дело Веры. Как мыслит среднестатистический патриот? дайте шашку буду махать! когда ему говоришь, что не нужно махать, не делай определённые вещи, сетует что реки Дамасские ничем не хуже чем Иордан. Даже из любопытства никто не хочет попробовать.....
eka / 09.04.2017, 18:25

120. Ответ на 88., Буздалов А.:

Александр, похоже, Ваши взгляды близки к "уранополитизму" о. Даниила Сысоева. Что касается этого: «осуществление самого Царства Божия зависит не только от Бога, но и от нас, ибо ясно, что духовное перерождение человечества не может произойти помимо самого человечества, не может быть только внешним фактом; оно есть дело, на нас возложенное, задача, которую мы должны разрешать» (Сомин Н. «К счастью, человечество не есть куча психической пыли». Владимир Соловьев о совершенствовании общества).

то что тут такого уж ложного? Отдельный человек не может спастись сам, его спасает Бог. Но - разве от человека ничего не зависит? Разве не надо трудиться, а достаточно просто сидеть и ждать, пока тебя Бог спасёт? Понятно, что нет. И разве неверным будет сходное рассуждение на уровне общества? И даже так поставлю вопрос - а зачем вообще нужно это общество? Грубо говоря - а зачем нужно множество людей? Зачем человеку другие люди? Почему Бог не оставил Адама в единственном числе? Значит, так надо. Значит, в обществе есть смысл и есть даже некое всеединство. Понятно, что рассуждая так, есть риск скатиться куда-то не туда. Но и рассуждая как Вы, тоже можно скатиться не туда. По-моему, Вы уже до некоторой степени скатились (см. выше).
Кирилл Д. / 09.04.2017, 18:23

119. Ответ на 102., Сергей Швецов:

Так что же именно является объектом удерживания (своими словами, если можно)?

"Действие сатанино" как первопричина всякого "беззаконния", или "тайны беззаконния в действии". - Разве это не очевидно из 99ТИПВ? "...рождается человек от блуда и принимает на себя все действие сатанино. Ибо Бог, наперед зная наглость будущего произволения его, позволяет, чтобы диавол вселился в нем." А раньше не позволял, или удерживал. Поэтому Тот же, Кто сдерживал "действие сатанино" (осуществление воли диавола в мире), и "убиет (человека беззакония) духом уст Своих, и упразднит явлением пришествия Своего".
Буздалов А. / 09.04.2017, 17:59
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Буздалов
«Парадокс китайского мандарина»
Будучи искренно убеждённым, что он изжил все «законные заблуждения юности» и «вернулся к почве», гностический сверхчеловек Нового времени остаётся в демонических сетях всё того же Отступления
21.07.2023
Вторая Крымская
Глава из книги «Вера и война»
19.07.2023
Пиар войны́, или Новая Атлантида против народов мира
О войне за гегемонию Атлантов
11.07.2023
Пугачевский бунт Пригожина
Глава ЧВК «Вагнер» захотел сам «делать историю»
26.06.2023
Когда начнется Постмодерн?
Или от Леонардо Да Винчи к Леонардо Ди Каприо
19.06.2023
Все статьи Александр Буздалов
Бывший СССР
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
День памяти епископа Старицкого Алипия (Попова)
Сегодня мы также вспоминаем мыслителя Д.А.Хомякова, богослова Н.Н.Глубоковского, писательницу Л.А.Чарскую, художника А.В.Куприна, авиатора К.К.Арцеулова и маршала В.И.Чуйкова
18.03.2024
День памяти св. благоверного князя Даниила Московского
Сегодня мы также вспоминаем видных русских ученых Н.Е.Жуковского и П.В.Никольского, генерала А.А.Брусилова и исследователя Арктики К.С.Бадигина
17.03.2024
Он преобразил весь мир
К 165-летию со дня рождения изобретателя радио А.С. Попова
16.03.2024
Любимый дед Советского Союза
К 20 летию со дня смерти великого русского и советского актера Ивана Петровича Рыжова
16.03.2024
Все статьи темы
100-летие революции
«Патриотический» «православный» «сталинизм» непременно заканчивается реабилитацией бесов революции
Сталин – к которому есть множество вопросов – ассоциируется с консервативной контрреволюцией, а Ленин – классический левак
12.03.2024
«Пермия – земля дальняя»: «В поезде за Лениным»
Программа посвящена революционеру-большевику М. П. Туркину
11.03.2024
Господь не отдал Россию на окончательное растерзание
Мысли в день 100-летия со дня смерти В.И. Ленина
23.01.2024
Все статьи темы
Православный социализм
О птицах небесных и порождённых ими недоумениях
Если Россия хочет жить по заветам Христа, то другого пути кроме православного социализма у неё нет
20.01.2024
Об одной путанице
К спорам о Христианском социализме
16.12.2023
О социализме
К вопросу об идеологии. Взгляд с позиций цивилизационного подхода
15.12.2023
«Блаженны нищие» и «горе вам богатые»
Новый Завет – это не только основа христианства, но и в высшей степени святыня, которая просто обязана быть сохранена в неискаженном виде
05.12.2023
Об основах христианской имущественной этики
Для России единственно приемлемым остается путь, который указывает Златоуст, – это путь общности во Христе
26.09.2023
Все статьи темы
Последние комментарии