О необходимости сохранения и развития классического образования в высшей школе России

Болонская система стала фактически механизмом разрушения советского образования

Бывший СССР  Русская школа  Закон об Образовании в РФ 
0
630
Время на чтение 8 минут

«Черная смерть». Под этим названием в историю человечества вошла чума, пришедшая в Западную Европу в XIV в. и унесшая 20 миллионов человек.

Если это понятие перенести на Россию, то фактически «черной смертью» для нее стали социальные взрывы 1917 и 1991 гг. революция и контрреволюция. Безусловно, число погибших и пострадавших, прямые и косвенные убытки никто точно не посчитает. Но фактически для нашей страны эти потери сопоставимы с потерями Западной Европы от «черной смерти»: так, на уровень 1913 г. Советский Союз вышел к концу 20-х годов, а на уровень 1988 г. современная Россия не вышла и до сих пор. Делая же качественный анализ потерь, видимо, можно будет утверждать, что в XX в. мы понесли большие потери, чем Западная Европа в XIV в.

Революция, равно как и контрреволюция, - это потрясение всего социального организма и всех его сфер, причем потрясения отдельных сфер могут идти долгие годы. А дальше начинается собирание социума и его сфер, их переформатирование, но уже на принципиально иной основе. Разумеется, этот процесс также может длиться десятилетиями. И чаще всего цена переформатирования оказывается непомерно высокой.

Говоря о социальных взрывах, прежде всего важно понять объективный закон этих процессов, а не определить, кто персонально осуществляет этот взрыв, проводит дальнейшее переформатирование общества. Хотя и это важно, так как от того, кто это делает, зависит масштаб и характер потрясений, цена переформатирования.

Если посмотреть на современную Россию, то разрушенными, а затем переформатированными в той или иной мере оказались все сферы общества: от сельского хозяйства до милиции, которая стала полицией, от государственной власти до здравоохранения.

Пожалуй, единственная сфера, которая в какой-то мере сохранилась в России от Советского Союза, - это система образования. Она сегодня активно разрушается.

Здесь мы вправе задать вопрос: а нужно ли уничтожение советской системы образования? И ответ может быть только отрицательным: этого нельзя допустить, потому в таком случае Россия рискует потерять свою классическую систему образования, что станет страшным потрясением для самой системы образования и огромной потерей для всей России. Поймем одну простую вещь: советская система образования стала той классикой, которую создал СССР во многих областях культуры от балета до космоса. Да, собственно, эту классику и можно было создать, только имея такую же классическую систему образования. Поэтому одна из главных наших задач - сохранить советскую систему образования.

Но это одна сторона проблемы. Вторая заключается в том, чтобы вывести ее на новый уровень развития, на уровень, соответствующий современному и завтрашнему дню России. Это и есть важнейшая, а может быть и самая главная, проблема современной России, во всяком случае с точки зрения ее будущего. А любая страна должна думать о своем завтрашнем дне.

Чтобы сохранить свою существующую, хотя бы концептуально, систему образования и вывести ее на новый уровень, Россия должна разработать и принять соответствующую этим требованиям Государственную доктрину развития образования в Российской Федерации, Концепцию развития каждой ступени образования и концепции развития каждого направления образования.

Но предваряя подготовку этих документов, надо понять, - как и каким образом идет разрушение современного российского образования.

Главным пространством разрушения современного российского образования является высшее образование. Ее механизм многие видят в бездумном переходе на Болонскую систему. Это так и не так одновременно. Так - потому, что болонская система стала фактически механизмом разрушения советского образования; не так - потому, что в этом случае в тени остается сам механизм разрушения системы высшего российского образования. А механизм заложен даже не в Болонской, то есть двухуровневой, системе высшего образования самой по себе, а в переводе его в состояние полной неопределенности. Неопределенность начинается с размывания его целей.

Определенность теряется не только на уровне постановки целей. Можно сказать, что в государственных стандартах хотя бы какие-то задачи сохраняются. Следующий шаг - неопределенность высшего образования в целом. Если советская система высшего образования готовила специалиста, профессионала, то кого готовит современное высшее образование на уровне как бакалавриата, так и магистратуры? Специалиста, профессионала? У нас теперь не существует системы высшего профессионального образования, а просто система высшего образования.

Конечно, кто-то скажет: «Но ведь это только по вывеске сегодня высшее образование непрофессиональное, но по Закону оно профессиональное». Читаем Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012: «В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации».

Итак, если среднее образование является профессиональным, то является ли высшее профессиональным - остается только догадываться.

Тогда, может быть, высшее образование дает общее образование? Едва ли. Напротив, та часть высшего образования, которую можно отнести к общему, стремительно сокращается.

Возможно, бакалавриат и магистратура - это какое-то особое образование? Но тогда мы должны ответить: какое? Как известно, со времен Аристотеля существует две формы образования: общее и специальное, профессиональное. Значит, имея дело с современным высшим образованием, мы должны ответить на вопрос: какое это образование - общее или профессиональное? Если же мы не отвечаем на этот вопрос, то мы обрекаем его на разрушение, как любую сферу или деятельность, лишенную своей цели.

Безусловно, высшее образование, с точки зрения его предназначенности, надо отнести к профессиональному образованию. Но здесь должна быть существенная оговорка. Фактически на уровне высшего профессионального образования существует и часть, дающая общее образование: она - завершающая часть общего образования, ведущегося в общеобразовательной школе. И все-таки главной частью высшего образования является ее профессиональная часть, которая и готовит специалиста, готовит профессионала.

Но в самой большей степени определенность современного высшего образования теряется на уровне содержания образования. Сегодня единственным компонентом, зафиксированным государством, определяющим подготовку студента в вузе, является компетентность. И в силу этого определенность содержания высшего образования фиксируется только на уровне компетентности.

Однако сама компетентность - это настолько бессодержательный компонент, что она объективно-логически не может быть развернута в содержание образования. Поэтому содержание образования должно быть определено государством и на уровне учебных планов, и учебных программ, и учебников. Между тем государство, определяя только компетентности, оставляет в полной неопределенности учебный план, учебные программы и учебники. Эта ситуация и является самым главным механизмом размывания образования, потому что нет единого общего содержания даже на уровне элементарной представленности предметов, не говоря уже о конкретной представленности содержания образования в учебных программах и учебниках.

Поэтому, чтобы выйти из этой ситуации распада образования, необходимо, чтобы государство (а у нас государственная система образования) определяло не только компетентности, но и учебные планы, учебные программы и учебники. Учебник важен потому, что, несмотря на огромное количество имеющейся информации, именно он структуризирует, определяет и оформляет существующую информацию в образовательно-предметную информацию, которая может быть успешно освоена и усвоена студентом.

Таким образом, государство должно определять цели, компетентности, учебный план, учебные программы и учебники высшего образования.

Поскольку совершенно точно определить все это не сможет ни отдельный человек, ни государство в целом, то государство разрабатывает примерные учебные планы, программы и учебники. Это означает, что государство утверждает единый учебный план. При этом на уровне бакалавриата 80 - 85 процентов времени - это федеральный компонент и 20 - 15 процентов - это вузовский компонент. В магистратуре обязательным компонентам отводится 70 - 75 процентов учебного времени.

Далее принимаются единые базовые программы, с правом каждого преподавателя изменять их на 15 - 20 процентов, и создаются единые учебники, причем как в бумажной, так и в электронной версии. Соответственно, у каждого преподавателя есть право вносить в содержание учебников свои необходимые изменения.

Все эти документы разрабатываются соответствующими УМО. Это важно потому, что в таком случае программы и учебники готовятся лучшими специалистами в своей области и в то же время они отрабатываются всем профессиональным сообществом. Соответственно, УМО фактически становятся важнейшими центрами развития высшего образования по своим направлениям профессиональной подготовки.

Далее УМО предоставляет учебные планы, учебные программы и учебники в Министерство образования и науки РФ, которое утверждает их минимум на шесть лет.

Не будет ли такой подход сдерживать развитие высшего образования, особенно в наше время стремительного развития мира. Но право изменения учебных планов, программ и учебников на 15 - 20 процентов дает возможность оперативно вносить необходимые изменения в учебный план, и программы, и учебники.

Не менее важно, чтобы каждый преподаватель имел право разрабатывать свои, принципиально иные, программы и учебники. И такая инициатива должна всячески приветствоваться, потому что это важнейшее условие развития высшего образования. Такие программы и учебники также должны утверждаться в УМО.

Сегодня в развитии высшего профессионального образования возможны два пути: либо шестилетний специалитет, который и может стать дальнейшим развитием советской системы высшего профессионального образования, либо двухуровневая система: бакалавриат и магистратура (Болонская система). Если определенность советской образовательной системы самоочевидна, поскольку она готовит специалиста, то с Болонской системой дело обстоит сложнее. Но в принципе ее определенность может состоять в следующем: на первом уровне - бакалавриат - завершается общее образование и дается общее профессиональное образование; на втором уровне - магистратура - дается специальное профессиональное образование.

Самое главное - создать такую систему теоретических и опытно-экспериментальных поисков, чтобы они были направлены в созидательное русло, а не разрушительное. Сегодня же зачастую эксперимент можно проводить только по разрушительной траектории. Достаточно напомнить о жестком блокировании работы по духовно-нравственному воспитанию, исключение из рассмотрения вопроса о возвращению к специалитету и т.п. И здесь уместен вопрос: кто создает эти разрушительные траектории?

Таким образом, сегодня можно создать целостное пространство высшего профессионального образования, что, в свою очередь, сделает возможным и большую определенность общего образования. И тем самым мы сможем реально не только спасти существующее классическое российское образование, но и вывести его на принципиально новый уровень развития, что значительно улучшит и его качество.

Иван Иванович Иванов, доктор педагогических наук, профессор

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Re: О необходимости сохранения и развития классического образования в высшей школе России

Ерунда. Какая разница, сколько учиться (5 или 4+2). Главное - чему учиться, как учиться и под чьим руководством учитьсяю.
рудовский / 03.04.2017, 09:44

3. статья-провокация или нарушение логики?

"Таким образом, государство должно определять цели, компетентности, учебный план, учебные программы и учебники высшего образования". Я тоже за классическое образование. Но классическое образование предполагает фундаментальность, которую отрицает компетентностный подход. Первым делом надо признать губительную ошибочность этого подхода и вернуться к знаниевоему. Иначе все размышления И.И.И. или не являются когерентными, или эту статью следует рассматривать как провокацию.
Мы из Ельца / 01.04.2017, 11:58

2. Re: О необходимости сохранения и развития классического образования в высшей школе России

. Ну вот хотя бы Смеляков, стихотворение памяти Рихарда Зорге, которое начинается так: Почти перед восходом солнца, Весь ритуал обговоря, Тебя повесили японцы Как раз Седьмого ноября. Я не умею объяснить, почему при взгляде на эти строки мне хочется смеяться примерно так, как смеются, просматривая на «Вконтакте» видео по запросу «идиот». Это, что называется, складно написано, но при этом звучит совершенно тупо: вместо трагедии представляешь себе японских роботов, которые поклонились друг другу, выпили чаю и механически повесили несчастного Зорге. Стандартные халтурные тритатушки мстят своему автору, хотя временами получается, как говорят американцы, «так плохо, что уже хорошо». Или вот другое стихотворение Смелякова, о котором писал в хорошей книге «Наш советский новояз» Бенедикт Сарнов. Оно посвящено жене Пушкина — Наталье Николаевне. Почему-то советские поэты очень любили эту тему, Наталья Николаевна была в советской мифологии кем-то вроде Мурки, которая зашухерила всю нашу малину. Стоит привести это стихотворение целиком. Оцените это стремление советского поэта достать «чистейшей прелести чистейший образец» из-под могильного камня и предать ее справедливому пролетарскому суду. Оцените слоновье изящество плеоназмов («отыщет и найдет») и уменьшительных уродцев вроде «страстишечек». Оцените, с каким знанием великосветского быта Смеляков заставляет Н.Н. присутствовать на каких-то «верхних хорах» на балу «чиновниц и купчих». В общем, читайте: НАТАЛИ Уйдя с испугу в тихость быта, Живя спокойно и тепло, Ты думала, что всё забыто И всё травою поросло. Детей задумчиво лаская, Старела как жена и мать… Напрасный труд, мадам Ланская, Тебе от нас не убежать! То племя, честное и злое, Тот русский нынешний народ, И под могильною землёю Тебя отыщет и найдёт. Ещё живя в сыром подвале, Где пахли плесенью углы, Мы их по пальцам сосчитали, Твои дворцовые балы. И не забыли тот, в который, Раба страстишечек своих, Толкалась ты на верхних хорах Среди чиновниц и купчих. И, замирая то и дело, Боясь, чтоб Пушкин не узнал, С мольбою жадною глядела В ту бездну, где крутился бал. Мы не забыли и сегодня, Что для тебя, дитя балов, Был мелкий шёпот старой сводни Важнее пушкинских стихов. Эх. какую пролетарскую культуру загубили
Lucia / 31.03.2017, 14:56

1. Re: О необходимости сохранения и развития классического образования в высшей школе России

Снявши голову по волосам не плачут.
Lucia / 30.03.2017, 22:45
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иван Иванов
Все статьи Иван Иванов
Бывший СССР
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
«Нет ничего более приятного, чем наблюдать за результатами своей работы»
Фоторепортаж о праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали
24.04.2024
Все статьи темы
Русская школа
Росс непобедимый
Святой праведный воин Феодор Ушаков и писатель Валерий Ганичев – 50 лет рядом!
22.04.2024
Стодвадцатый пленэр Русской Атлантиды
Проект давно приобрёл все формальные черты настоящего общественного движения
19.04.2024
«Определиться с целью способен помочь только живой пример»
Нужно методично вбивать в голову молодёжи простое знание, что, не имея внятной цели в жизни, рискуешь однажды оказаться в абсолютной пустоте
18.04.2024
Все статьи темы
Закон об Образовании в РФ
Все статьи темы
Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24