Благословляющая на Царство

О Феодоровской иконе Божией Матери

0
325
Время на чтение 15 минут

I

Четырнадцатое марта тысяча шестьсот тринадцатого года - воскре­сенье Четвертой седмицы Великого Поста - навсегда останется для Ипатьевского монастыря, что в Костроме, днем памятным, днем знаме­нитым, днем историческим. Именно в это Воскресенье здесь произошло событие, которое повлияло на всю последующую судьбу России. В монастырь прибыло великое посольство из Москвы, состоящее из самых именитых людей страны - духовного, гражданского и воинского звания. Возглавлял его архиепископ Рязанский Феодорит. Он объявил молодому боярину Михаилу Феодоровичу из рода Романовых, что тот должен занять всероссийский престол. Отныне он - Православ­ный Царь. Это воля всего русского народа.

Почетному посольству пришлось однако пережить минуты весьма серьезного искушения. Михаил Феодорович от лестного предложения... отказался.

- Я зело молод, чтобы стать Царем, - сказал он.- Мне всего шест­надцать лет.

- Не я, грешнейший из грешных, предлагаю тебе занять это ответ­ственное место,- сказал владыка Феодорит, - но всероссийский Земский Собор. А это значит - вся православная Русь бьет тебе челом.

-Бремя царской власти мне, слабому и недостойному, не по плечу,- твердо ответил молодой боярин.

Мы сказали, что искушение это длилось считанные минуты. Нет, характер у Михаила Феодоровича был таким же отменным, как и резной кипарисовый жезл в руках у владыки, поэтому бесплодный диалог длился... целых шесть часов.

Но то, что невозможно человеку, возможно Богу. И Царице Небесной. Решающий разговор произошел в Троицком соборе монастыря перед чудотворной иконой Божией Матери Феодоровской.

- Будь благоразумен, мое возлюбленное чадо,- сказал владыка Феодорит.- Не отрини посещения Божия, да не окажешься окраденным. Не мы, не мы, грешные, предприняли сей подвиг - Сама Пресвятая Дева, зело возлюбив тебя, явилась в обитель сию. Устрашись пришествия Ее.

Взглянув на лик Царицы Небесной, Михаил Феодорович и его мать, инокиня Марфа, стоявшая рядом с ним и составлявшая как бы часть его самого, затрепетали. Взгляд Преблагословенной Девы словно пронзил их насквозь.

- Смирись, сынок,- тихим, но твердым голосом промолвила инокиня.- Исполни волю Божию.

Молодой боярин выпрямился, осенил себя крестным знамением и кротко произнес:

- Буди тако. Зело боюсь прогневать Всемилостивого Владыку своим непослушанием.

Сделав три земных поклона, мать и сын приложились к чудотворному образу Царицы Небесной.

- Се, в Твои пречистые руки, о Богомати, передаю чадо мое,- сказала инокиня.- Буди ему Заступницей, Покровительницей и Советницей в его державном служении. Пусть его царствование будет во славу Божию и в процветание и благоденствие Святой Руси.

В храме наступила тишина. И духовенство, и миряне преклонились пред своим Царем. Минута была торжественная. Кто-то не выдержал и зарыдал. Это был плач радости, а не печали.

Юного Государя облачили в царские одежды. Архиепископ Феодорит возложил на него крест, который, по преданию, некогда принадлежал Византийскому Императору Константину. Бояре вручили ему царский жезл и возвели на престол, хранившийся в Костроме со времени вели­кого князя Василия Квашни. После этого Царь выслушал Божественную Литургию и причастился Святых Христовых Тайн.

Три дня ликовала Кострома. Три дня не умолкал радостный веле­гласный колокольный звон. Томительное и страстное лихолетье кончи­лось. "Великая держава, как добрострастное и красноцветущее древо, еже теснотами лютыя зимы завядши, смирися, ныне паки при летней теплоте светлостию усмехнувшися и процвете!» - восклицает летописец.

II

Чудотворная икона Божией Матери Феодоровская явилась костроми­чам во второй половине тринадцатого века. Кострома в то время представляла из себя небольшой посад, окруженный дремучими лесами, в которых водилось множество зверей и птиц. Княжил здесь Василий Ярославич, младший сын великого князя Ярослава Всеволодовича, зверски замученного татарами, и родной брат святого благоверного князя Александра Невского.

Василий Ярославич был на редкость набожным человеком, любил принимать в своем доме странников, шедро творил милостыню. Он прекрасно знал церковную службу и охотно посещал городские храмы. Особенно часто он бывал в церкви во имя великомученика Феодора Стратилата, который был покровителем Костромы. "Бе же сей /то есть князь/ до­бродетелен зело, незлобив и прощателен к согрешающим к нему,- до­бавляет старинная летопись,- и ко всем без лукавства любовь и ми­лость имеяши".

Народ души не чаял в своем богобоязненном князе и готов был идти за ним и в огонь, и в воду. В 1271 году Василий Ярославич стал великим князем Владимирским, однако остался жить в любезной его сердцу Костроме.

Однажды, в праздник перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа нашего Иисуса Христа, князь после Божественной Литургии отправился на охоту. Стоял чудесный нежаркий летний день, по небу, словно струги по ясным водам, плыли золотисто-палевые облака. Горячие кони мчались не север, к реке Запрудня, месту, где водилось особенно много дичи.

Въехав в тенистый прохладный лес, князь придержал коня. Вдруг он увидел на разлапистой янтарной сосне икону Божией Матери. От нее исходило ослепительное неземное сияние. Князь зажмурил глаза и, не открывая их, спешился. Сотворив молитву, он подошел к сосне, намереваясь взять икону и отнести ее в городской храм. Однако, к великому его изумлению, икона сама собой, без чьей-либо помощи поднялась выше.

Пораженный этим чудом, Василий Ярославич пал на колени и долго умолял Царицу Небесную явить к нему, грешному, Свою милость. После этого он встал и снова попытался взять светозарную икону в свои руки, но та опять поднялась еще выше.

Тогда князь вернулся в город и сообщил о том, что с ним случилось, духовенству. В ту же минуту загудели все церковные колокола, созывая верующий народ на соборную площадь. Отсюда к реке Запрудня двинулся многолюдный крестный ход. В зеленом прохладном лесу, у янтарной сосны, совершая молебное пение, и священники, и князь, и простолюдины слезно умоляли Богообрадованную Отроковицу прийти в град Кострому - "на сохранение оного и на заступление и душам верующим на спасение, и болящим на исцеление, и бесам на прогнание».

Только после этого священники смогли взять икону в свои руки. Она поразила всех своей невиданной красотой. Крестный ход вернулся в город. Святыня была поставлена в храме во имя святого великомученика Феодора Стратилата.

III

Весть о явлении чудотворной иконы с быстротой молнии разнеслась по Костроме и ее окрестностям. Нескончаемой чередой потекли хри­стиане в собор, чтобы поклониться святыне. Многие из них привели князя в совершенное изумление, заявив, что видели эту икону вчера.

- Где же вы ее видели?- полюбопытствовал он.

- На улицах города.

- И что же, она кочевала с березы на клен, а с клена на черемуху?

- Нет, она шла по улице.

- Сама?

- Нет, ее нес высокий благородного происхождения человек, облаченный в богатые воинские одежды.

- Кто же это мог быть? - задумался князь.

- Да вот и он сам! - воскликнул один из прихожан.- Собственной персоной!

-- Какая радость!- просиял князь.- Позовите его быстрее сюда!

- Его не нужно звать - он перед вами!- сказал прихожанин, указывая на икону, на которой был изображен святой великомученик Феодор Стратилат.

Князь подошел к иконе и встал перед ней на колени.

- Поблагодарим святого за его великое благодеяние ко всем нам. Назовем чудотворную икону Феодоровской - в честь нашего верного покровителя и заступника.

Поднявшись с колен, он сказал:

- Жаль, что Феодор Стратилат никому не рассказал предисторию нашей дивной святыни.

- Этот пробел легко восполнить,- вступил в разговор настоятель храма,- так как я ее прекрасно знаю.

- Из чьих уст?

- Из уст наших старейших прихожан.

- Тогда порадуй наш слух, отче, этой наверняка назидательной повестью.

- Сочту за честь.

IV

Отец настоятель откашлялся, провел рукой по густой русой боро­­де, поправил фелонь и начал так:

- Нам придется, братия мои, заглянуть не во вчерашний день, а в прошлый век, в самые его истоки. На берегу Волги, в редком по красоте месте, князь Юрий Долгорукий построил посад. Он назвал его Городец. Рядом с посадом, на кладбище, в дубовой роще, стояле часовня, в которой находилась весьма чтимая местными жителями икона Божией Матери. Около нее часто совершались чудеса.

Вскоре князь построил в Городце великолепный храм во имя Архи­стратига Божия Михаила и решил перенести сюда чудотворную икону. В один из богородичных праздников в дубовую рощу прибыл величест­венный и громогласный крестный ход. Однако ни священникам, ни са­мому князю не удалось ни на один сантиметр сдвинуть икону с места - она словно прилипла к аналою, составляя с ним единое целое.

- Не будем гневать Царицу Небесную,- сказал потрясенный князь, - и выполним Ее волю - оставим икону на прежнем месте. Отныне здесь будет обитель.

Спустя век с небольшим на Русь вторглись дикие монголы. Они сравняли с землей многие русские города, в том числе и Волжский Городец. Сгорела и прекрасная обитель.

- А икона?

- Что сталось с чудотворной иконой?

- Куда делась святыня? - посыпались возгласы.

Отец настоятель помолчал, обвел глазами замерших от напряженного ожидания слушателей.

- Святыни, как известно, не горят. Чудотворная икона осталась совершенно невредимой. Сегодня она явилась нам.

В этот памятный для Костромы день у новоявленной иконы совершилось немало чудес. "Собрашася множество страждущих от духов нечистых,- свидетельствует летописец,- хромыя и слепыя, глухия и немыя, и повеле благоверный и великий князь Василий молебная пети Пресвятей Богородице Одигитрии и воду святити, и кропити страждущих, и мнози прияша исцеления в та времена различными недуги и скрбьми одержимии, и бесы от человек прогна быша молитвами Пресвятой Богородицы".

Прошло всего несколько дней, и костромичей постигло грозное испытание. Собор, простоявший более ста лет и принявший в себя чудную святыню, сгорел на глазах у всего города. Икона же нисколько не пострадала; на третий день ее обнаружили среди горячего пепла.

За самое короткое время был построен новый собор. Но и тот простоял недолго. Опять вспыхнул пожар. Люди сбежались к месту происшествия, но помочь храму уже ничем не могли: пламя охватило все строение, жадно пожирая окна, крышу, купола. Вдруг над собором вознесся стремительный огненный вихрь, и, охваченные трепетом и ужасом костромичи, увидели свою драгоценную святыню. "Образ Пресвятыя Богородицы на воздусе превознесен над пламенем и невидимо ким держим бысть".

Никто из собравшихся не сомневался, что чудотворная икона на­всегда покидает их. "И вси людие,- говорится в древней повести,-от жалости вопиюще и в перси своя биюще, и друг ко другу преклоняюще выя своя, и глаголюще:

- О отцы и братия, и сынове, и чада! Се, ныне видим Пресвятую Богородицу отходящу от града нашего и нас оставляющу сирых. По грехам нашим велиим деется сие.

И вси со гласом умильно вопиюще сице:

- О Пресвятая Госпоже Владычица наша Богородице! Отшествие ли Ты во кую страну твориши или на Небеса восхождение Твое бысть?

Ответа не получивше, людие абие возопиша из глубины воздыхания своего:

- Не остави нас, Владычице, Верная Заступница наша!

Слыша неутешный плач и воздыхание и к Себе непрестанное воззвание, Пресвятая Дева умилосердися до рабов Своих, и сниде к ним с воздуха на землю чудотворный Ее образ я стояше никем поддержим, разве только Ангелы Божиими."

В 1655 году в Костроме вспыхнула эпидемия чумы, от которой погибло много тысяч жителей. Сотни домов опустели, так как вымирали целые семьи. Чума прекратилась только тогда, когда христиане прибегли к помощи Божией Матери и совершили с Ее чудотворной иконой крестный ход по всему городу.

Почитание святыни росло с каждым годом. Ее приглашали к себе многие города. В неделю жен-мироносиц она обычно отправлялась на четырнадцать дней в город Галич, по пути останавливаясь - по просьбе богомольцев - в разных селах, посадах и монастырях.

На речке Запрудня, в том месте, где явилась чудотворная икона, костромичи воздвигли большой храм. Под одним из его алтарей сохранился пень той сосны, на которой князь Василий впервые увидел святыню.

V

В январе 1735 года в Успенский собор города Костромы вошел молодой плечистый воин. Это был есаул Иван Иловайский. Он прибыл на север с Дона, проделав весь долгий путь пешком. Казак отслужил благодарственный молебен перед чудотворной иконой Божией Матери Феодоровской, а потом рассказал следующую поразительную историю.

-Летом 1733 года крымские татары участили свои набеги на донские станицы, разоряя и опустошая их. Для укрепления гарнизона крепости Святого Креста, что на реке Сулак, был отправлен отряд казаков. Я был участником этого похода. Нас было двадцать три человека. Командовал отрядом походный атаман Иван Фролов.

В урочище Карамыш, когда мы сделали краткий привал, чтобы напоить и накормить лошадей, на нас внезапно напали татары. Их было человек сто, не меньше. Мы сражались отчаянно. Большая часть казаков погибла. Лишь нескольким, самым ловким и удалым, удалось спастись бегством. Я был ранен в правое плечо и взят в плен. Меня отвезли в Крым, в местечко Бештеней, и продали богачу Эльчибею. Так я стал рабом.

-Иван, - сказал мне хозяин. - Ты человек разумный?

-Да.

-Тогда отрекись от православной веры, потому что она никуда негодная, и стань мусульманином.

-Нет! - ответил я твердо и решительно. - Я не отрекусь от веры моих предков и никогда не стану мусульманином! Моя вера - самая лучшая и самая правильная во всем мире!

-Э-э-э, какую ерунду ты говоришь! «Самая правильная». Ты, наверно, хотел сказать: самая бестолковая. Сними с себя крестик, который позорит тебя, и сразу станешь настоящим человеком.

-Снять с себя крестик - значит отречься от Христа. Этого я никогда не сделаю! Иисус Христос пролил на Кресте Свою Драгоценную Кровь! Пролил за всех людей, в том числе и за меня! Я не предам моего Спасителя!

-Замолчи, болван! Еще ни разу в жизни не видел такого безумца! Забудь своего Распятого Христа, и я сделаю тебя управляющим моим хозяйством. Все мои слуги будут подчиняться тебе по единому твоему слову. Ты выберешь себе красивую жену. У тебя будет много денег, ты будешь кататься, как сыр в масле.

-Ничего этого мне не надо. Христос - вот мое главное богатство!

-Ах так! Тогда мои слуги снимут с тебя крест силой.

-Твоя воля, хозяин.

-А потом они снимут с тебя... кожу.

Эльчибей, не мигая, впился в меня глазами-щелочками. Наверно, он готов был отдать сейчас половину своего имения, лишь бы увидеть на моем лице признаки страха или растерянности.

-Я воин и потому презираю смерть! - сказал я, не отводя от него взгляда. - Я, кроме того, воин Христов и потому вдвойне презираю смерть! Она для меня - не потеря, а приобретение: если я здесь, на земле, со Христом, то и там, на Небе, тоже буду с Ним!

Басурманин сделал движение рукой, и слуги бросились на меня, как свора собак, и начали срывать одежду.

-Оставьте его! - неожиданно крикнул Эльчибей. - Этот пленник показал нам, как надо исповедовать свою веру и своего Бога. Он заслужил не наказание, а поощрение. Накормите его пищей с моего стола.

-Благодарю за такую милость, - сказал я, поправляя на груди крестик. - Вместо баранины я предпочитаю хорошо испеченную лепешку и бокал холодной воды.

-Как хочешь, - отозвался Эльчибей.

Через некоторое время рана моя зажила (я лечил ее народными средствами), и я смог трудиться. Работу для меня выбирали самую тяжелую: с утра до вечера я копал землю, таскал камни или заготавливал дрова. Чтобы я не сбежал, меня заковали в цепи. Они весили несколько пудов и при каждом, даже небольшом движении, звенели.

Я не роптал на судьбу, понимая, что страдаю за свои грехи. День и ночь я молил Царицу Небесную, чтобы Она избавила меня от неволи.

Однажды ночью, после горячей и усердной молитвы, оросив мое ложе слезами, я забылся. В тонком сне мне явилась Божия Матерь. Посмотрев на меня ласковым взором, Она сказала:

-Не скорби, чадо, Я спасу тебя. Переноси все случившееся с тобой с кротостию и смирением. Выучи наизусть тропарь Моему Феодоровскому образу.

На белой стене возникли отчетливые буквы:

Пришествием честныя Твоея иконы, Богоотроковице,

Обрадованный днесь богохранимый град Кострома,

Якоже древний Израиль к кивоту Завета,

Притекает ко изображению лица Твоего

И воплотившегося от Тебе Бога нашего,

Да Твоим Матерним к Нему предстательством

Присно ходатайствуеши всем,

Под сень крова Твоего прибегающим,

Мир и велию милость.

Я прочитал тропарь несколько раз, и он удивительно легко запомнился.

-Произноси его постоянно - с надеждой и упованием, - сказала напоследок Пресвятая Дево.

Через три дня Она снова явилась мне во сне и повторила те же слова. Я дал обет: если живым и невредимым вернусь домой, то пешком совершу путешествие в Кострому и поклонюсь чудотворному образу.

Я стал готовиться к побегу. Как раз в это время меня заставили пасти овец. Я воспринял это как добрый знак. Как-то я ушел с овцами как можно дальше от поместья, оставил их на склоне горы, в зарослях можжевельника, а сам быстро - насколько позволяли тяжелые оковы - зашагал на север. Я шел весь остаток дня и всю ночь, а к утру меня настигла погоня. Всадников привели собаки. Меня жестоко избили.

Оправившись от побоев, я стал думать о новом побеге. Эх, если бы не оковы! Без них было бы совсем другое дело. Напильник - вот что мне сейчас нужнее всего. Но где его взять?

Через месяц я совершил новый побег, но и он закончился неудачей. Меня опять сильно избили.

-Если убежишь еще раз, я тебя убью, - пообещал Эльчибей. В его глазах-щелочках мелькнул хищный огонек.

Наступила весна. Распустились почки. Зацвел миндаль. Я усердно молился, постоянно пел тропарь и нисколько не сомневался, что мой новый побег удастся. На этот раз я решил бежать ночью.

Едва я встал, как оковы сами собой, без малейшего усилия с моей стороны, пали. Я возликовал! Сама Божия Матерь со мною!

Ни одна веточка не хрустнула под моими ногами, ни одна сторожевая собака не залаяла, пока я выбирался из поместья. Я шел всю ночь и весь день и не чувствовал усталости.

Вдруг я услышал топот коней и лай собак. Это была погоня. Я быстро залез на высокий дуб и спрятался в его ветвях. Всадники и собаки промчались мимо. Я просидел на дереве несколько часов, а потом пошел дальше. Я был уверен, что своих преследователей уже не встречу.

В пути я питался лесными кореньями, снытью, диким медом; иногда в дуплах деревьев я находил грецкие орехи, собранные белками. Воду я пил из родников и ручьев. Но более всего меня укреплял тропарь Божией Матери. Я пел его, не переставая. Шел я по ночам, а днем отсиживался в лесу. В селения я не заходил.

Через два месяца оборванный, худой и босой я досиг Дона. Жена, дети и родители, не чаявшие видеть меня в живых, заплакали от радости. Они смотрели на меня так, как будто я вернулся с того света.

VI

29 августа 1991 года всероссийская святыня была принесена в Богоявленский кафедральный собор. В этот день с утра лил проливной дождь. Но как только начался Крестный ход со святыней, мрачные тяжелые тучи в одно мгновение исчезли, дождь пререкратился, яркое солнце залило ослепительным сиянием мокрые улицы, дома, радостные лица костромичей. В духовном торжестве принял участие весь город. Когда чудотворная икона вошла под своды собора, ливень возобновился.

Лик Пречистой Девы выглядел потемневшим. Отчего это

произошло? Сначала подумали - от времени. Шутка ли сказать: восемь с половиной веков! Пригласили московских реставраторов, причем самых маститых. Те осмотрели икону и сказали:

- Это дело поправимое. К нам попадали и совсем черные доски, но и их "вытаскивали на свет". Через несколько дней ваша икона тоже будет как новая.

Не мешкая, реставраторы приступили к делу. Попробовали одним составом - не берет. Другим - та же история. Третьим - опять никакого результата. Изумленные реставраторы, понимая, что они крепко опростоволосились и что здесь кроется какая-то загадка, решить которую им не по силам, вернули икону в церковь. Устная версия гласила, что они прекратили работу... "по причине погодных условий".

Все станет понятным, если мы скажем, что святыня потемнела в 1918 году. В июле этого года, в Екатеринбурге, в подвале Ипатьевского дома, глухой ночью, подлым выстрелом из револьвера был убит Государь Император Николай Второй. Вместе с ним были умерщвлены все члены Августейшей Семьи. Много кровавых злодеяний видела русская земля, но преступление такого ранга, такого масштаба, такого изуверства еще не совершалось.

Как оно могло произойти? Что было его главной причиной? Где его корни?

Корни этого злодеяния в БОГООТСТУПЛЕНИИ РУССКОГО НАРОДА. Он, русский народ, в безумии своем решил, что Бог ему не нужен, он обойдется и без Него. И без Царя тоже. Помазанник Божий стал лишним на русской земле. Никто не заступился за него, когда шайка бандитов-инородцев совершала свое черное дело.

- Царица Небесная омрачилась,- в скорби сказали верующие люди о Феодоровской иконе Богородицы.

VII

- Что же будет дальше?- спросит боголюбивый читатель. - Неужели лик Пресвятой Девы так и останется потемневшим? Или придет все же такое время, такой вожделенный час, когда он снова просветлеет, станет чистым, ясным и лучезарным?

Будем уповать, что так оно и случится, что Царица Небесная явит нам Свою милость. Но это зависит только от нас с вами, и ни от кого больше. Это произойдет только тогда, когда мы покаемся в своих грехах, когда изменим свою окаянную жизнь, когда не будем лгать, завидовать, терзать и уничтожать друг друга, когда мы

вспомним о Боге к обратим к Нему свои сердца. Когда мы будем день и ночь умолять Богоизбранную Отроковицу, чтобы Она не оставила нас.

Черная смута, которую мы сейчас переживаем, в сроки, определенные Господом, подойдет к концу. Наше Отечество снова возродится.

По словам одного из пророчеств, "дымом фимиама и молитв наполнится Святая Русь и процветет, аки крин небесный".

Не исключено, что нынешнее безвременье закончится так же счаст­ливо, как и катаклизм начала семнадцатого века: русский народ на­зовет имя нового Царя. "Он будет человеком пламенной веры, велико­го ума и железной воли",- предсказал один подвижник благочестия.

Что такое Россия без Царя?

- Как человек с отрезанной головой уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя - это труп смердящий,- сказал Оптинский старец Анатолий Младший.

- Запомните,- вторит ему святой праведный Иоанн Кронштадтский,- если не будет монархии, не будет и России.

Первый шаг нового Государя легко предсказать: он прибудет в Кострому и преклонит колена перед чудотворным образом /к тому времени он наверняка "прояснится"/. И скажет:

- Пресвятая Дева, в руки Твои предаю себя и народ мой.

И Царица Небесная благословит его на Русское Царство.

На снимке: Феодоровская икона Божией Матери. Мастер Г. Аврамов. 1703 .

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Кокухин
«Если не покаетесь, все так же погибнете»
Евангельское поучение, которое никто не должен забывать
30.03.2024
Ядовитый источник
Заметки о романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
18.03.2024
«Я вам жить завещаю...»
О стихотворении А.Твардовского «Я убит подо Ржевом»
25.01.2024
Духовное солнце России
Возвращение Казанской иконы Божией Матери
21.12.2023
«Я услышала зов Христа…»
Репортаж из Храма Христа Спасителя
21.11.2023
Все статьи Николай Кокухин
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Апографъ
19.04.2024 19:06
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05