Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Песни исторические Петрова времени

Петр  Безсонов, Русская народная линия

Консервативная классика / 24.03.2017


Часть 5. Строфы …

 

Ко дню памяти (22 февраля (7 марта) 1898 г.) великого русского патриота-труженика, неутомимого собирателя, хранителя и исследователя славянской (а особенно русской) народной старины и песнотворчества, большого знатока множества языков, в том числе древних, фольклориста-подвижника, филолога, историка, источниковеда, архивиста, этнографа, музыковеда, общественного деятеля Петра Алексеевича Безсонова (1827-1898)  (См. подробнее о нем: «...Откуда возьмем, если бросим и загубим взятое?») мы переиздаем его «Заметку» из сборника «Песни  собранные П.В.Киреевским». (Вып. 8.)

Публикацию (в сокращении) специально для Русской Народной Линии (по первому изданию:    Безсонов   П.А.   Заметка   //   Песни,   собранные П.В.Киреевским. Вып. 8. - М., 1870. - С. I-LXXXV.) подготовил профессор А. Д. Каплин. Орфография приближена к современной. Деление на части и названия - составителя. 

+ + +

«Песни  собранные П.В. Киреевским»

Вып. 8.

Заметка

 

Разумеется, все эти явления должны были потрясти былевой строй творчества московского: и однако оно еще устояло крепко в песнях петровских, за петровское время. Новое, что принесли с собою в поступательную историю развития былины петровские, - это, кроме помянутых выше отличий,  дальнейшее, решительное образование строфы: при стихе в десять или около того слогов, образуется стих второй, добавочный, более краткий; это уже не столько повторение второй половины стиха или второго колена, даже не второе, надломившееся и отделяющееся колено, как мы видели в некоторых былинах старших и откуда зарождалась строфа, выделялся припев; нет, это уже большею частию стих особый, также определенный, только кратчайший, и, чем обильнее он попадается в общем складе, тем резче выдается особенность «петровская».

Именно, если сим неминуемо прервано однообразное течение эпоса, то самое разнообразие, стих - так сказать - пестрый не может уже повторяться в сем виде однообразно: течение делится на группы, каждая группа представляется из нескольких сочетаний стиха - то длиннее, то короче, являются обороты и повороты склада, одним словом - стрόфы.

Сравнительно с классическою древностью, это почти то же, что сначала переход от гекзаметра к пентаметру, а далее, через пентаметр, до тех размеров и строф, кои видим уже, например, в господстве у Горация. Разумеется, такое явление есть уже одной ногою близкий шаг к падению эпоса, это переход ко всякой прочей песне, так называемой «женской»: здесь, отчасти, действовало влияние песней козацких, скоро слившихся с солдатскими.

В музыке инструментальной отвечало сему  - не какое-нибудь развитие прежних народных инструментов, - они совсем пали и в XVIII веке немногие остались, лишь на долю песней небылевых, особенно, всего дольше, хоровых и обрядных; не было и расширений инструмента, и заимствований, какие с чужи привились к нему у козаков: напротив, взяла силу музыка военная, скоро совсем сменившая и заменившая народную, хотя при Петре она отчасти держалась еще старых форм народных и гораздо меньше, чем после, наполнялась инструментами немецкими или итальянскими.

Многие песни петровские, например о походах Шереметева, - так и слышно в складе, - следуют военному маршу, в такт не народному уже выступу и не пляске народной, а военному шагу или вычурной искусственной выпляске: родоначалие последующих форм солдатских. 

Чтобы не осталось это для многих одной отвлеченностью, вот, пока до будущего печатания подробностей, несколько наглядных образцов:

а) Господствующий размер старших Былин:

                       Илья Муромец, сын Иванович;

                       Он в сиднях сидел ровно тридцать лет.

Развившийся далее, но еще любимый:

                       Что не белая берёза к земле клонится.

С надломом, делением неровных колен, зародышем строфы:

                       Как из дáлеча далéча 

                                   Из чистá поля.

С зачатком припева:

                       Сослал ты нам, Боже, прелестника,

                                   Прелестника.     

С повторениями другого свойства:

                       Вы скажите мне про старое,

                       Про старое, про бывалое.

Побывальщины можно видеть на каждом шагу, стариныособенно в Ивановых (выпуск 6-й), строгие Московские в

 7-м выпуске.      

6) Козацкие и особенно разинские (выпуск 7-й), растянутые:

Уж не травушка в чистом поле зашаталась,

Не муравая ко сырой земле приклонялась.

-------

Вниз то было по матушке Камышенке реке,

Супротив то было устьица Самары реки.

-------

Как далеченько-далеченько во чистом поле.

-------

Тихохонько сине море становилося,

Ничем наше Каспийское не шевельнулося

-------

Достижение 16 слогов:

Еще вниз то было по матушке Камышенке реке,

Легкая лодочка выплывает, братцы, коломенка,

 Хорошо-больно легкая лодочка изукрашена.

-------

 

Зачернелися на Волге Черноярскиестружечки.

 «Ох вы гой еси, козачье наше вольное собранье!»

-------

Через надлом сей крайней длинноты стиха по полам, возвращение к основным 8слогам:

            Как по матушке по Волге | легка(я) лодочка плывет.

Еще яснее:

Уж вы горы мои, горы, | прикажите-ка вы, горы,

 Под собой нам постояти, | нам не год-то годовати.

Или:

Уж вы горы мои, горы,

Прикажите-ка вы, горы,

Под собой нам постояти,

Нам не год-то годовати.

 Зарождение припева:

                       Ты взойди, взойди, солнце красное,

                       Над горою да над высокою,

                                               Над высокою!

 (при пении растягивается 10 слогов до 16-ти).

Подобно некоторым старшим и в переходе к петровским, с образованием строфы:

            Собирался князь Никита

                       Сын Федорович,

            Он во путь во дороженьку,

                       В Астрахань город.

в) Из петровских, ближайшие к старшему типическому складу былин, в особенности стрелецкие, о казнях и всякой «грозе»:

            Из Кремля-Кремля, крепка города,

            От дворца-дворца государева,

            Что до самой ли Красной Площади.

-------

 

Во далече, во далече во чистόм поле,

 А еще того подале во раздольице,

 Тут не красное солнышко выкаталося.

Или:

Во далече, во далече

       Во чистόм поле,

А еще того подале

       Во раздольице.

-------

 

            На зоре было на утренней,

            На восходе солнца красного,

            Государь-царь по дворцу гулял.

-------

            Возле реченьки хожу млада,

            Меня реченька стопить хочет.

-------

            Ах ты батюшка, светёл месяц,

            Что ты светишь не по старому?

(Последний размер через 9слогов особенно резко переходит к лиризму и потому всего более любим у нас в песнях заунывных, - это своего рода элегия после эпоса).

Преимущественно возобновленные в размере московском всего виднее в шереметевских походах, и здесь же отзвук военный:

Не грозная туча возставала,

Не част-крупен дождик выпадает.

-------

Идет тут царёв большой боярин,

Граф Борис Петрович Шереметев.

-------

Ни в уме то было, ни в разуме,

В помышленьице того не было.

-------

Ты злодей-злодей, ретиво сердце,

Ретиво сердце молодецкое!

-------

Граф Борис сударь Петрович Шереметев,

Не дошедщи Красной Мызы становился,

Хорошо-добре полками приполчился.

-------

Как никто-то про то не знает, не ведает,

Что куда наш православный царь снаряжается.

То же с отломом:

Как никто-то про то не знает,

                       Не ведает,

Что куда наш православный царь

                       Снаряжается.

Но и в других отделах:

Злата труба в поле протрубила,

Прогласил государь, слово молвил.

-------

Пό морю мόрю по Верейскому.

-------

Ох ты ягодка самородинка,

 Распрекрасное мое деревцо...

Молодой сержант на часах стоял...

Воздыхает он словно лес шумит,

Возрыдает он ровно гром гремит:

Вы подуйте с гор, ветры буйные!

-------

 

Ах ты ноченька, ты ноченька осенняя,

Надоела ты мне, молодцу, наскучила.

-------

 

Что под славным было городом под Шлюшеном,

Ах не люта змея, братцы, извивалася.

-------

То же, в другом лишь способе размещения:

            Ах не люта змея, братцы,

                       Извивалася.

                                   И т. п.

Связь петровских песней с предыдущими и козацкими в переходе к строфе:

                       Ох вы гой естя, Азовскии (ски)

                       Караульщички,

            Доложите во Азове свым

                       Начальничкам.

-------

Что со вечера солдатам

       Приказ отдан был,

Со полуночи солдаты

       Ружья чистили,

Ко белу свету солдаты

       Во строю стоят.

г) Отличие петровских песней, особенно частое в них и потому закрепленное ими в творчестве:

Со треми со теми со малыми

         С пригородками,

А и со славною со Кубаньей,

         С крепким Лютиком.

-------

Перекинулся собака

         Ко Азовскому паше,

А Азовский-то паша

         Стал его спрашивать:

Ты скажи, скажи, приятель,

         Правду истинную.

-------

 

Малые малолеточки

         Перепужалися,

По темным лесам

         Разбежалися,

Один у них стоит,

         Не полόшится:

Стойте, малы малолеточки,

         Не пужайтеся!

-------

 

Да никто к этой избушечке

         С роду не захаживал,

         С роду не заезживал.

Случилося ехать самому-то царю,

         Петру Первому.

Захватили в этой избушечке

         Добра молодца.

-------

 

Распросил бы меня батюшка

         Православный царь,

Я сказал бы ему, батюшке,

         Правду истинну.

-------

Вечόр то мне, матушка,

         Малым-мало спалося,

Что малым-мало спалося,

         Много виделося....

Как на кустике сидит птица,

         Млад сизόй орел,

Во когтях своих он держит

         Черна ворона.

-------

 

 

Ты дорожка ли моя, дорожка,

       Торна-широкая!

Долиною ты, дорожка.

       Конца-краю нету...

 Закричал ли король шведский

       Громким голосочком:

Поглядите вы, ребята,

       На свою сторонку!

-------

Какь по крутόму по красному

       Бéрежку,

Как по жолтому-сыпучему

       Песочку,

Тут ходил-гулял батюшко

       Православный царь.

                   И т. п.

Просим, однако, не злоупотреблять сими примерами и не слишком далеко простирать выводы: мы, для краткости, рассматриваем только число слогов; по количеству, протяжению голоса и ударениям - открываются совсем другие стороны и отличия. Здесь, для незнакомых с делом, нарочно берем только самый внешний и наглядный признак: но по ударениям, например, даже десяти-сложные стихи московские, и особенно петровские, существенно рознятся порою от древнейших. Об этом у нас в своем месте.

Окончание следует



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме