itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Игуменья и княгиня. Матушка Тамара на Елеоне

Часть 3. III. Иерусалимские дни игуменьи Тамары

0
466
Время на чтение 7 минут

Часть 1

Часть 2

Часть 3. I

Часть 3. II

III.3. В окружении арабских детей и обрусевших сестер

Педагогический талант умудренной жизненным опытом игуменьи Тамары стал проявляться уже в 50-е годы, но с особой силой он окреп в последующие десятилетия. Она всегда заботилась о пополнении монастыря новыми насельницами, причем, не только из европейских и американских приходов РПЦЗ, но и из местного арабского населения. К ней с почтением относились арабские жители деревни А-Тур, где располагалась русская обитель. Игуменья назначила ночным сторожем монастыря араба Муссу («дедушка Мусса». - Примечание автора), а привратником - ослепшего араба-христианина Мустафу, пользовавшегося на протяжении многих лет большим уважением у монастырского начальства и сестер. К нему с симпатией относились нескольких поколений русских паломников, привозивших по просьбе Мустафы ...пачки с сигаретами из Европы и Америки.

Монахиня Екатерина (Самара) рассказывала: «Наша матушка Тамара была воплощением любви и смирения. Всех людей, знавших ее и отца Димитрия, покоряли их беспредельная доброта и внимание отношение ко всем - монашествующим или мирянам, независимо от их национальности и даже вероисповедания. В общении со всеми окружающими они были исключительно просты и относились ко всем только с любовью и неподдельной добротой. Так, однажды из Назарета в деревню на Елеон переселилась одна очень бедная арабская семья. Узнав об этом, матушка Тамара или отец Димитрий поoчередно, но практически ежедневно посылали меня в дом этой семьи, чтобы передать разные продукты или угощения. Причем, это была даже не православная, а мусульманская семья».

Само имя матушки Тамары, ее происхождение из императорской семьи стало широко известно в зарубежных приходах. Только одно ее имя, словно магнитом притягивало многих верующих женщин в далекую Святую Землю. Они хотели принять монашество именно в Елеонском монастыре. Oднако были и исключения, о чем рассказывала прибывшая в монастырь около 1979 года монахиня Марина (Черткова), ныне - хорошо знающий свое дело библиотекарь обители и опытный экскурсовод, сопровождающий паломников по Святой Земле: «...Я поступила из Франции, когда матушка Тамара уже была совсем старенькая. Но это не помешало подробно расспросить меня, откуда я, какое мое образование и т. д. и назначить послушания... Я поступила на Елеон не из-за матушки Тамары, а потому, что мне очень понравились церковные службы этого монастыря». Современницы монахини Марины хотели бы ей по-дружески возразить и напомнить, что порядок и красота богослужений, а также пение сестер на Елеоне были большой заслугой и многолетним трудом игуменьи Тамары и архимандрита Димитрия.

Некоторые состоятельные арабские семьи из числа христиан тоже стали отдавать своих дочерей «на воспитание к матушке Тамаре» и тем самым они материально подкрепляли казну обители. Всего за годы правления игуменьи Тамары в монастырь было принято около двадцати православных арабок, правда, не все из них остались на Елеоне (В 2016 году в обители подвизалось 12 обрусевших монахинь арабского происхождения, 5 похоронены на кладбище. - Примечание автора).

Арабки прибывали на Елеон из Вифлеема, Бейт-Сахура, Рамаллы, Тайбе, Бейт-Джалы и даже из Иордании.

Монахини Тамара Хури и Феоктиста Ягнам

Самой младшей арабской девочке Ларисе (Хури; ныне - монахиня Тамара) было всего 4 года, когда ее взяли на воспитание в Горний монастырь, а в свои восемь лет она оказалась в Елеонской обители. Лариса в детском и отроческом возрасте была «жезлоносицей» в Елеонском монастыре, а после пострига стала личным секретарем начальника Русской духовной миссии, архимандрита отца Димитрия.

В игуменской с 1956 года воспитывалась и трудилась 8-летняя арабская девочка по имени Елена (Рахеб), ставшая впоследствии монахиней Вероникой.

Арабская девочка Елена Рахеб. Ныне - монахиня Вероника

- Мое воспитание проходило в игуменском доме под руководством матушки Тамары. 25 лет я не отлучалась от нее - до самой ее кончины. Я, как и другие арабские девочки, называла ее своей «аммой», то есть мамой. С детства благодаря матушке Тамаре я полюбила в монастыре все-все русское, даже «Божьи каши - манные и гречневые» и, конечно, красные борщи. Я выполняла самые разнообразные послушания: пела, делала свечи, шила, плела четки, убирала, помогала в иконописной. Причем, русскому языку и швейному делу меня учила сама матушка Тамара, а вышивать сестра Феоктиста, - рассказывала монахиня. - Пришла я в наш монастырь еще в восьмилетнем возрасте и уже тогда знала на русском языке три молитвы: «Отче наш», Трисвятое и «Господи, помилуй». Выучила эти молитвы в моем родном городе Вифлееме. Наша арабская семья имела и греческие корни, а фамилия Рахеб в переводе на русский означает «монашеский». Родительский дом располагался почти рядом с базиликой Рождества Христова, где меня и крестили. Так уж случилось, что мои родители рано развелись, и я до восьми лет воспитывалась бабушкой. Это от нее я узнала первые русские слова и молитвы. В нашем доме часто останавливались русские монахини из Елеонского монастыря, когда они приезжали в Вифлеем на большие праздники. В доме бывала и монахиня Татиана, которую мы с братиком Ильей называли «русской бабушкой». Мой отец был военным, и вот в 1956 году моя бабушка должна была уехать к нему в Кувейт, где он в то время служил. А меня она тогда и привезла в монастырь - «только на пару месяцев», а получилось - на всю жизнь... До 25 лет за мной «охотились» все мои родственники, чтобы забрать меня из монастыря, но всех усилия были напрасными. Под влиянием и покровительством матушки Тамары я всю жизнь прожила только в обители. Никуда отсюда не уходила, никогда не было у меня и мысли блуждать по монастырям или менять их. Матушка Тамара стремилась дать всем арабским девочкам настоящее русское образование и вместе с отцом Димитрием поддерживала русский дух в обители. Сама она преподавала нам русский и церковно-славянский языки, а также русскую литературу. Не ошибусь, если скажу, что наша любимая игуменья Тамара своими рассказами о фантастических по красоте белых ночах в ее родном городе детства на Неве, о дивной природе вокруг старых русских монастырей, о деревянных церквах и избах на берегах Волги навсегда влюбила в «Россию от росинки до звезды» не только одну меня, но всех нас, девочек-арабок... Вот так и вышло в моей жизни, что от рождения по национальности я - арабка, а по самосознанию чувствую себя ...русской! Хотя я никогда в России не жила и даже ни разу там не была (смеется)».

Инокиня Вероника Рахеб в монастырском саду

В 50-е годы на Святой Земле обозначилось растущее недовольстве православных арабов греческим руководством в Иерусалимском Патриархате. Местные арабы, не понимавшие по-гречески, требовали частичной «арабизации» церкви, вспоминали монахиня Феоктиста и другие сестры. Некоторые родители из числа арабов-христиан охотно отдавали своих девочек на воспитание или обучение русскому языку в Елеонский монастырь и в Вифанскую школу. Жители арабской деревни А-Тур сначала удивлялись, почему это арабские родители привозят сюда из разных деревень своих девочек и отдают их на обучение и воспитание именно в русский монастырь. Однако позже они смирились с этим и поняли, что арабские девочки по вероисповеданию были не мусульманами, а христианами.

Игуменью Тамару и членов Миссии неоднократно и с удивлением спрашивали русские священнослужители и многие участники паломнических групп: Зачем так много арабок принимать в русский монастырь и устраивать для них здесь детский сад и школу? Этих арабок крестили в монастыре или они уже до поступления обитель перешли из ислама в христианство? Игуменья Тамара, уже привыкшая к подобным вопросам, воспринимала их спокойно и отвечала гостям обители, что на Святой Земле живет немало арабов-христиан, а христианство проповедовалось на арабских землях еще во времена святых апостолов. Арабов-христиан, объясняла она заинтересованным людям, связывают с арабами-мусульманами только общий язык и письменность. При этом матушка Тамара иногда подзывала к себе отроковицу Елену Рахеб и та кратко рассказывала гостям уже заученную ею наизусть историю о том, как еще в младенчестве крестили ее по православному обряду в Вифлееме, причем, «именно в той самой пещере, где родился Богомладенец Иисус».

Иерусалимские греки не раз и даже с упреками выговаривали отцу Димитрию при встрече с ним: «Почему без согласования с нами вы принимаете в свою зарубежную церковь арабских девочек из наших приходов? Это же дети не русские. Они из семей наших православных прихожан...» «А отец Димитрий, рассказывала монахиня Вероника (Рахеб), отвечал примерно так: «Потому что вы не открыли им женский православный монастырь, вот они и приходят добровольно к нам. Другие ваши девочки уходят в католические монастыри. Кто же будет хранить Православие на Святой Земле, как не наш Елеонский монастырь?!.»

Продолжение следует

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Холодюк
Все статьи Анатолий Холодюк
Последние комментарии
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06