itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

До чего мы дожили!

«Правда» у каждого социального слоя - своя. И никоим образом, с «правдой» другого слоя - не пересекается

0
480
Время на чтение 6 минут

В 2009 году сотрудники Санкт-Петербургского Университета провели социологические исследования на тему: «Новый быт в современной России». Результаты впечатляли: социальные слои населения активно обособляются друг от друга: богатые - в отдельные усадьбы, средний класс из «проблемных» районов городов - на новостройки. За восемь прошедших лет этот процесс только усилился!

Вот как отвечала на анкету питерских исследователей одна богатая российская дама:

«Наткнулась недавно на отель за городом. А там все убогие.

Туда вообще только автобусы ходят. Пенсионеры. Инвалиды. И мы тут приехали. Нас уже заранее ненавидели. Видят, машина дорогая. На неё что-то кинули сверху».

Скажите, хозяева нынешней России: «Вам не стыдно за такую страну!?»

Философ В.В. Бибихин на своих лекциях часто любил сам себе задавать вопросы, и тут же отвечать на них. Получалось очень убедительно. Правильно поставленный вопрос уже содержит в себе существенную часть ответа. Или показывает путь к правильному ответу.

Мне попался фрагмент его лекции, где говорится о том, как было бы хорошо, «...если человек нашёл свою индивидуальную идентичность, а народ, скажем, свою национальную идентичность. Хорошо бы еще только узнать, что это такое. Наверное, это когда..., что-то с чем-то крупно совпадает, и сознание своей национальной принадлежности совпадает с какой-нибудь сущностью, или правдой этого народа, его предназначения, его призвания». (1)

С первых лет советской власти у части российского общества сознание «не совпало» сущностью, с предназначением народа! Почему? Очень ясно на этот вопрос ответила доктор исторических наук Н. А. Нарочинская «...и в марксизме и в либерализме не нация является субъектом исторического делания, а класс или индивид, поэтому и парламентаризм развивался в антирусском и антигосударственном русле». (2)

Пролетариат как новый «субъект исторического делания» после Октябрьской революции смело начал строить новое общество, решительно двинулся вперёд в развитии индустриального государства, но... по дороге к светлому будущему пролетарская власть «растеряла» часть общества, а именно - творческую интеллигенцию.

Почему растеряла?

А потому что «не совпали» пролетарский коллективный классовый интерес с агрессивным индивидуализмом интеллигенции. Какое можно найти «совпадение» во мнениях на предназначение народа между потомком русского барина или кулака, сыном ростовщика и массой самого разнообразного «простонародья»? У них даже эстетические вкусы - очень разные. И духовные ценности тоже.

«Правда» у каждого социального слоя - своя! И никоим образом, с «правдой» другого слоя - не пересекается!

Но в отличие от либерализма, у российских последователей марксизма в начале пути в государственном строительстве кое-что получилось. Рабочий класс выступил подлинным творцом собственной истории.

Советские писатели по сути, уже представители нового подрастающего поколения. Наши первые классики - Шолохов, Фадеев, Леонов - это дети приказчиков и мещан, медсестёр и крестьян. Они поверили в возможность создания человека нового типа, искали его черты в своих современниках, создавали положительные образы героев из рабочих и крестьян. Коллективный образ жизни давал первые плоды социального творчества. Народные таланты расцветали на глазах.

В общем, можно было ожидать еще более чудесных перемен и превращений от рабочих творческих людей, получивших в обществе высокий статус.

Но... вот беда: классовое государство построили, а нацию создать не смогли... Нацию, то есть ту самую общность, где у всех социальных слоев сознание совпадает с сущностью или правдой этого народа, его предназначения, его призвания.

В период Великой Отечественной на относительно короткое время общий дух нации в самый тяжёлый момент нашей истории проснулся, сплотил всех, позволил одержать Великую Победу.

А потом опять - Александра Невского в сторону, Суворова ...не упоминать...

Отлегло от задницы! Начались финты и умалчивания: цирковые номера: как слова русский не упоминать и рыбку съесть, то есть Союз сохранить!

В России образовалось как бы две литературы. В одной, героями были страдающие интеллигенты с припадками хуцпы - неправедного гнева на окружающих российских граждан, в другой - замечательные чудаки из рассказов Василия Шукшина, мудрые старухи повестей Валентина Распутина. Поистине шекспировские страсти нашёл и изобразил в своих пьесах Александр Вампилов.

Иногда напоминало о себе русское большинство читателей. Для либералов всех мастей и оттенков лучше бы было, если бы его не было. Но оно было и есть. Это большинство желало бы, чтобы уважали его эстетические вкусы. Пусть «плохонькие, неправильные, «примитивные». Но ведь любые нации имеют право на свои песни, на былины...

Те же, дорогие соседи - монголы не поняли бы издателей, если бы они предлагали книги об ужасной, тёмной и невежественной стране. Как это описано в книге Татьяны Толстой «Кысь» о России. В предисловии к этой отвратительной писанине один поклонник с восхищением написал, что каждую фразу в этой повести он бы обсосал как конфетку. Ясно, что он «обсосал» бы в том числе и мерзкое описание в «Кыси» трапезы, во время которой герои этой ужасной писанины, едят мышей и в ладонь выплевывают мышиные коготки.

Наш разговор о нравственных исканиях, о чистоте помыслов, какой-то почти детской непосредственности многих духовных порывов русских людей с поклонниками помойных блюд из «Крыси» всё время напоминает диалог вегетарианцев с людоедами!

Не надо уже ничему удивляться и не надо пытаться представлять себе наличие какого-то единого литературного пространства, единых позиций и оценок, хотя бы по отношению к классике. Какому бы, самому доброжелательному разговору о наших традициях, о наших бедах и болях - не открыл ты душу, в самый момент, когда ты её (душу) шире всего откроешь, в неё и вонзятся те самые «мышиные коготки» злословия поборников либерализма и «демократии для своих»!

Уместно вспомнить рассуждения философа Э. Фромма о религиозных ритуалах, которые «не производятся подобно промышленным образцам. Они зависят от существования подлинных общих ценностей.»( 3)

Вот то-то и оно, что подлинных общих ценностей у нас с «пятой колонной», как не было, так и нет. И, скорее всего, не будет!

Просыпайся от благодушия, народная душа, духовные вороги давно уже в твои ворота копьями стучат!

Вывод из всего сказанного может быть только один: ни один политический класс, ни один социальный слой - в одиночку создать нацию не в состоянии. Интеллигенция без большинства, равно как и большинство с враждебной по отношению к нему интеллигенцией - есть временные аморфные образования, которые нежизнеспособны. Это не нация - это разрозненные «субъекты исторического делания», которые «делают историю» каждый под себя, вопреки интересам другого субъекта. Они не могут дополнять и вдохновлять друг друга, потому что не имеют общих фундаментальных целей!

Не трудитесь умники и умницы либеральной интеллигенции. Без 145 миллионов граждан РФ ничего вам сделать не удастся!

Приложение:

1) В.В. Бибихин. «Чтение философии», Из-во «Наука» СПб, 2009. С.486.

2) Наталья Нарочинская, «Русский мир». СПб, Алетейя, 2008. С.17.

3) Сборник «Сумерки богов», 1990 год Политиздат. С. 216.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Скрипко
Совсем не цветущая сложность
Полемические заметки
28.12.2022
«Тот случай, что и "красть" не надо было»
Отклик на статью Сергея Михеева «Нашу молодёжь украла американская массовая культура»
06.10.2022
Заметки неравнодушного читателя
О романе Захара Прилепина «Обитель»
11.08.2021
Наша основа
Попытка исследования
10.03.2021
Точка опоры
Эссе
18.09.2019
Все статьи Валерий Скрипко
Последние комментарии